Где больше всего памятников под открытым небом. Парк "Музеон": как добраться и на что посмотреть? Место, где встречаются скульптуры разных стилей и времен

Парк «Музеон» на Крымском Валу ждёт глобальная реконструкция: архитектурный проект нового облика уже готов, его разработал Евгений Асс. Экспозиция музея будет тщательно переработана: часть скульптур уберут из парка вовсе, оставшиеся расставят по-новому, серьёзно изменится и ландшафтный дизайн парка. Это значит, что «Музеон» в том виде, который сложился за последние 20 лет, существовать перестанет. Но пока это место, где ссыльные памятники советским вождям соседствуют с лирическими музами, где академик-диссидент Андрей Сахаров мечтательно смотрит в небо, а голова Ленина лежит в авоське из проволоки. The Village прошёлся по «Музеону» вместе с экскурсоводом Дмитрием Евсеевым и узнал, как и когда эти разные памятники попали в парк и что будет с ними в будущем.

План «Музеона»

Дмитрий Евсеев

экскурсовод
работает в «Музеоне» 4 года

Вожди и жертвы

«Музеон» начинался в 1992 году с памятников свергнутым вождям: основатель НКВД Феликс Дзержинский, Иосиф Сталин, Владимир Ленин - их свозили со всей Москвы и складывали здесь прямо на траве, с отколотыми носами и ногами, разрисованных краской.


Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958

«Железный Феликс» попал к нам одним из первых. Посмотрите, он измазан краской - с тех самых времён, когда жители Москвы чуть ли не голыми руками стали его демонтировать. При любой реставрации этого памятника возникает вопрос: стоит ли избавляться от этих свидетельств эпохи, или нужно очистить Феликса. Я считаю, что нельзя смывать краску. Кстати, он долго валялся тут в траве, среди грязи и воды. И когда Дзержинского поднимали, у него из глаз как будто потекли слёзы.


Максим Горький. Вера Мухина, 1951

Вот такой «Бронзовый гость» Максим Горький оказался в этом ряду тиранов. Он прибыл к нам гораздо позже, его, конечно, не демонтировали недовольные граждане. Он стоял на площади перед Белорусским вокзалом, но в 2005 году там началась эта непонятная реконструкция. Причём его очень неаккуратно демонтировали и оторвали ноги. Это строители, им надо быстрее всё, чтобы отчитаться перед начальством. Реставрация была очень сложной. Кстати, у этого памятника много авторов. Вера Мухина лишь довершала работу, она лазала по лесам вверх-вниз, пожилая, нездоровая уже женщина. Изначально Горький должен был стоять в парке Горького, Мухина показывала его Ворошилову и Кагановичу, одному понравилось, другому - нет. Памятник отстояли, но место ему придумали другое. Надеюсь, после реконструкции площади он вернётся к Белорусскому вокзалу.


Сталин. Сергей Меркуров, 1939

Самое интересное, что монументов Сталина осталось не так много, потому что их в основном не демонтировали, а взрывали. Эта скульптура приехала к нам из Измайловского парка, который раньше носил имя Сталина. Он стоял на постаменте метра в четыре, его прямо верёвками стянули - он упал, и нос отбился. Скульптор Меркулов в своё время наладил массовое производство «Сталиных» - у него на даче был целый комбинат. Они у него были всех размеров и все в одинаковой позе: та же самая распахнутая шинель, та же рука за бортом тужурки и рука сзади со свитком каких-то бумаг.


«Жертвы сталинских репрессий», Евгений Чубаров, 1990-е годы

Раздел называется «Вожди и жертвы», но жертвы стали здесь появляться позднее. Эту работу нам отдал Чубаров в конце 90-х. Колючая проволока, намордник, решётка, а за ней головы, бетон с опалубкой. Это ж вот такой символ шлюзов, каналов, строек советской власти, где зеков использовали.


постамент, 2007

Академик Сахаров здесь появился много позже, в 2007 году. Он сидит прямо напротив своего вождя, жертвой которого стал при жизни. Для памятника всегда самое главное - выбрать место. Скульптура Потоцкого изображает Сахарова - учёного и правозащитника и человека. Вот он сидит, прикованный к земле, а смотрит ввысь. Очень тонкая работа.

Лирическая часть

Рядом с экспозицией вождей и героев находится часть, которую можно назвать лирической. Здесь собраны очень разные работы; кому не нравится смотреть на вождей, приходят сюда, к скульптурам, которые больше вписываются в окружающую обстановку парка у воды.


«Библейские мотивы», Олег Гаркушенко, 1990-е

Это очень своеобразные работы: «Возвращение блудного сына», «Сошедшие в ад», «Слепой», «Другое сотворение мира». Для скульптора важно всё: он каждый год приходит убирать ржавчину, смотреть, чтобы расположение памятников не поменялось.


«Туфельки», Дмитрий Тугаринов, 1995

Это «Туфельки», которые очень любят все наши посетители. Они постоянно пытаются засунуть в туфли монетки, хотя я не слышал, чтобы была какая-то примета.


Сотников, Салават Щербаков, 1990-е

Это портрет Алексея Григорьевича Сотникова. Жалко, что его сейчас никто не помнит и не знает. Он работал на Дулевском заводе и был замечательным скульптором по фарфору. На нём очень много одежды, если вы приглядитесь - не одна рубашка. Он работал у печи, боялся сквозняков, поэтому и надевал жилеточки, поддёвочки, рубашечки.

Пушкинский дворик

История создания дворика такая: каждый год в «Музеоне» проходили симпозиумы скульпторов, их участники лепили из белого известняка, поэтому по всему парку разбросаны белые скульптуры. Чаще всего симпозиумы были объединены какой-то темой. Собственно, Пушкинский дворик собрал скульптуры, сделанные в 1999 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Хотя есть здесь и бронзовый памятник в тему.


«Время Александра Сергеевича», Владимир Буйначёв, 1999

Прелесть этого памятника в том, что он 1 метр 66 сантиметров в высоту - как сам Пушкин. То есть вы можете к нему подойти и узнать, насколько вы выше или ниже Александра Сергеевича.


«Сорок тысяч вёрст», Александр Смирнов-Панфилов, 1999

Необычная работа. Кибитка с Пушкиным и верстовой столб неподалёку.


«Крылатый ангел вдохновения», Игорь Корнеев, 1999

Выставка Владимира Буйначева

Выставка этого художника занимает несколько аллей, тут громадное количество его скульптур. Как они сюда попали и почему, спрашивать бессмысленно, говорит Дмитрий Евсеев, все эти двадцать лет руководство парка и скульпторы были одним «дружеским сообществом»: «Что нам нравилось - брали, что не нравилось - брали на всякий случай». Сейчас какие-то работы музей пытается вернуть, но не все соглашаются забрать.


«Ленин в авоське», Владимир Буйначев, 1990-е

Буйначев позволяет себе смелые вещи. Например, этот Ленин в авоське из проволоки. Он, наверное, символизирует багаж истории. Выкинуть его нельзя, так и несём с собой. Хотя что с ним делать - непонятно (это я сейчас не про скульптуру).


Без названия, Владимир Буйначев, 1990-е

Я не знаю, что означают эти скульптуры. Не спрашивайте.

Аллея любви и материнства

Здесь собраны скульптуры, которые имеют отношение к теме любви. Выставка относительно новая, все работники парка были в каком-то приподнятом настроении, когда её собирали, говорит Евсеев. Но почему-то она не пользуется популярностью и посетители сюда редко заглядывают. Хотя недавно здесь установили сцену, и скульптуры теперь стоят прямо между лавочками. Стоит сюда заглянуть хотя бы из-за одной скульптуры.


Дон Кихот, Николай Силис, 1990

Скульптор во времена социализма осмеливался говорить о том, что форма, а не содержание должна быть на первом месте. Посмотрите, какое у него удивительное пластическое решение Дон Кихота. Но вот здесь у него как-то и зрителей нет. Ну если бы он на главной аллее был, согласитесь, было бы очень выигрышно. Я надеюсь, что новые руководители «Музеона» этот вопрос решат.

Вера Трахтенберг

Главный хранитель «Музеона»

Уже в самое ближайшее время мы уберём из парка все симпозиумные скульптуры из белого известняка - они все будут собраны на одной площадке. Историческая экспозиция «Вожди и жертвы» не изменится, по крайней мере в ближайшее время. Дзержинский будет на своём месте как опорная точка музея. Будет проводиться масштабное озеленение, памятников в парке станет гораздо меньше. То есть не будет больше полян, заставленных 15–20 скульптурами, а будет одна точка на каждую территорию. Ещё организуем одну большую площадку, где будут собраны памятники со всего парка, ну а часть их отдадим владельцам. Очень многое, конечно, зависит от ландшафтных решений, которые разработал Евгений Асс. Будем от них отталкиваться и продумывать экспозицию.
































Есть в Москве чудное место - парк искусств Музеон. Парк в котором живут скульптуры. Разместился он на берегу Москвы-реки вдоль Крымской набережной около Центрального дома художника. Чтобы добраться до парка - надо проехать до м. Октябрьская и немного пройтись пешком в сторону Москвы-реки.

Раньше территория парка была огорожена и доступ в часть парка производился по билетам. Теперь билеты отменили и ограду между парком и Крымской набережной убрали. Да и в целом парк благоустроили и сделали ещё более приятным местом для прогулки, чем он был ранее.

Датой основания парка считается 1992 году, когда вышло соответствующее распоряжение правительства Москвы.

Однако, первые Выставки скульптуры проводились на этом месте и ранее, в 1983 и 1991 годах.

В 1991 году - после августовского переворота демонтированные памятники советским вождям свезли сюда же в парк. Эти памятники и выставки скульптуры и дали толчок к созданию парка скульптуры.

После благоустройства парка многие скульптуры поменяли своё расположение. Появились некоторые новые.

А некоторые были собраны в единые группы. Например вот этот инок раньше стоял отдельно от всех а теперь находится в группе стилистически похожих...

Вон он, приютился слева....

Сейчас советские скульптуры составляют историческую часть парка, а вокруг них расположились скульптуры современных авторов.

Практически напротив входа в отделение современного искусства Третьяковской галереи находится самая странная серия скульптур.

Выполненные из огромных металлических кусков сваренных между собой эти произведения скульптора Григорьева выглядят весьма необычно.

Мне кажется, что они прекрасно дополнили бы пейзажи планет из фильма Кин-Дза-Дза...

Ещё ода странность этой части парка - огромная лента Мебиуса.

Довольно оригинальна и скульптура, изображающая Родину - с автоматом и серпом и молотом в руках.

Cкульптурную группу о дружбе народов, которая стояла раньше как отдельное произведение...

Объединили в композицию "Требуем мира" и придвинули поближе к зданию ЦДХ.

В 2009 году тут был ещё "спортивный" уголок, но в 2015 его на прежнем месте уже не было. Вероятно скульптуры тоже переместили.

А вратарь скорее всего просто не выдержал проверку временем.

Но всё же наибольшее впечатление оставляет именно историческая часть.

Именно здесь стоит памятник Феликсу Дзержинскому, скульптора Вучетича.

Раньше этот памятник стоял на Лубянке.

Снос этого памятника стал символом событий 1991 года.

На постаменте остались следы тех событий и более поздних высказываний об этой спорной личности.

Возвышается суровый памятник Я.М. Свердлову скульптора Амбарцумяна.

Калинин в металле не столь суров, как металлический Свердлов и чем-то напоминает Чехова.

Вокруг памятника Сталину, работы скульптора С.Д.Меркурова создана композиция, посвящённая жертвам репрессий.

Композицию посвящённую сталинским репрессиям передал в дар парку скульптор Е.И.Чубаров в 1998 году.

А вот дорожка из плиток перед памятником пропала. Теперь перед вождем газон.

Раньше возле композиции стояли ещё выполненные из дерева фигуры.

Но годы нахождения на улице разрушают деревянные скульптуры.

Сейчас их на прежнем месте нет.

Больше всего в исторической части парка скульптур Лениных.

Сейчас между ними проложили деревянную дррожку, а раньше к памятникам можно было подойти только по газону. Правда никто этого не запрещал.

Брежнев тоже попал в это собрание.

Перед огромными елями находится памятник "певцу революции", Максиму Горькому, ранее стоявший у Белорусского вокзала.

Парк. Стоят памятники вождям. Вокруг играют дети, гуляют люди, порой играет красивая музыка. Не о таком ли они мечтали когда пытался построить новую страну? Правда получалось как-то не так...

Забавное выходит сочетание советской части парка искусств и памятника Петру I работы Церетелли, стоящего на реке за территорией Музеона.

Остальную територию парка занимают произведения современного искусства. Некоторые выполнены в классическом стиле.

Некоторые - весьма оригинальные.

Есть и прекрасные девушки, обнажёнными гуляющие по парку.

И более одетые девушки, занимающиеся искусствами

И символы девушек.

Есть и уже догулявшиеся женщины.

Конечно, есть скульптуры посвящённые памяти Великой Отечественной войны.

Есть в парке и свой Пушкин - как без него?

Как я уже писал выше - скульптур в парке накопилось так много, что была сделана специальная площадка, где часть произведений искусства разместили весьма компактно.

Более счастливым скульптурам достались комфортные места в тени деревьев.

Детям очень нравится вот этот дед Мазай со сценкой из "Титаника".

Для местных жителей парк ещё служит и отдушиной - где они в центре города могут хоть как-то пообщаться с природой.

В уголке парка находится территория храма Николая Чудотворца.

Колокольня церкви кажется очень невысокой по сравнению с рядом стоящим гигантом Президент-отеля.

Нельзя обойти вниманием и памятнику Петру I. Он хотя и не входит в парк искусств, но стоит довольно близко к нему.

Раньше он был отделен от парка рекой, проезжей частью и забором. Теперь забор убрали а набережную сделали пешеходной. Так что Петр стал ближе.

И потому Церетелевский Пётр выглядит будто ещё один экспонат музея под открытым небом.

Теперь Крымская набережная, скучная и бетонная стала зеленой и располагающей к прогулкам.

Да, теперь удобнее подойти поближе к постаменту Петра и увидеть что там, внизу бьют фонтаны. А до "рукой подать".

Правда ещё ближе, к самому подножию памятника по-прежнему не пройти.

Возле памятника Петру историческое здание Яхт-клуба и дальше набережная ведет в сторону Патриаршьего моста по которому можно дойти до метро Кропоткинская.

Можно также добраться от Музеона и до станций метро Октябрьская или Парк Культуры. До станции Парк Культуры можно дойти по Крымскому мосту.

С Крымского мота можно посмотреть на хаос московской застройки (тут видны здания самых различных эпох) и полюбоваться просторами Москвы-реки.

Основные моменты

Идея создания арт-пространства родилась в 1991 году. В наши дни парк искусств Музеон занимает уютную зеленую зону между набережной реки, Крымским валом и Мароновским переулком площадью более 23 га. Он считается составной частью Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького.


Музеон выполняет роль творческой мастерской новаторских художественных идей и центра актуального искусства. Это одно из самых быстро развивающихся культурно-просветительских мест российской столицы, где бывает интересно и детям, и взрослым. Посетители приходят в парк ради приятных прогулок на природе, знакомства с инновационными художественными решениями и интересных встреч.


С 2013 года в территорию парка искусств Музеон включили популярную у москвичей и гостей столицы пешеходную Крымскую набережную. Помимо выставок современного искусства, работ дизайнеров и фотографов, в парке проходят лекции и диспуты, концерты молодых исполнителей, фестивали кино, театра, а также кулинарные и книжные праздники.

Побывать в парке искусств Музеон можно в любой день недели, и за вход на его территорию не нужно платить. Если есть желание подробнее познакомиться с выставленными в парке скульптурами, можно принять участие в платной экскурсии. Большинство гостей парка путешествуют по нему пешком, но есть и те, кому нравится передвигаться по зеленой территории на самокатах, скейтах, роликовых коньках или на велосипедах. Для них в парке организован велопрокат.

История создания парка искусств

До XVII века низкая пойменная часть Москва-реки не застраивалась, так как местность была заболоченной, и здесь часто случались наводнения. Однако, к первой половине XIX века на всей территории будущего парка стояли одно-двухэтажные здания. В 1923 году на правобережье реки проводили Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. На месте будущего парка Музеон строители возвели огромный стадион и павильоны для участников выставки, приехавших из Германии и Италии.


В 1938 году через Москва-реку построили первый в стране вантовый мост, и тогда же Крымскую набережную сделали гранитной. Когда шла Великая Отечественная война, возле Крымского моста дежурили части, охранявшие небо столицы, а в послевоенные годы обширный пустырь использовали как самую крупную в городе снегосвалку.

Большой участок земли в центре столицы всегда привлекал архитекторов. Здесь хотели построить здание для Академии Наук и помпезный Дворец Союзов. Но этим проектам не суждено было сбыться, и на берегу реки появился Центральный дом художников (ЦДХ). Потом вокруг него обустроили зеленый сквер, который впоследствии стал центром Музеона.

В 1991 году в городе демонтировали множество памятников коммунистической эпохи. В сквер возле ЦДХ один за другим везли бюсты Ленина. Сюда также поместили статую Феликса Дзержинского с Лубянской площади, памятники Калинину, Свердлову и другим советским руководителям. Скульптур собралось так много, что через год городские власти решили создать в сквере экспозицию под открытым небом.

В 1995 году, к полувековому юбилею Победы, экспозиция пополнилась работами на военную тематику. А в 1998 году в парке выставили скульптуры, рассказывающие о периоде сталинских репрессий.

Чем можно заняться в Музеоне

Территория парка Музеон была спланирована в конце прошлого века. Зеленую зону пересекают несколько прямых аллей, делящих ее на прямоугольные сектора. В наши дни парк искусств выглядит очень живописно и украшен декоративными кустарниками, цветочными клубами, альпийскими горками, легкими беседками и фонтанами. Здесь есть несколько небольших кафе и установлены скамейки для отдыха.

Музыкальные программы и концерты в Музеоне идут на трех сценах. На концертных площадках выступают известные в России и за рубежом музыкальные коллективы, а также проходят международные фестивали.


Павильон «Школа» стал местом, где проходят программы образовательного характера. В нем можно послушать интересные лекции о галерейном бизнесе и современном дизайне, побывать на воркшопах по журналистике и поучаствовать в работе Языковой школы. Сам павильон выстроен из дерева и имеет лаконичный стильный интерьер.

В дальней части парка искусств Музеон совсем недавно начал работу кинотеатр под открытым небом, рассчитанный на 300 зрителей. Показы в нем проходят ежедневно и начинаются, когда темнеет.

Гости парка с удовольствием заглядывают в Библиотеку, которую часто называют местом свободного книгообмена. В Музеоне также можно прогуляться по зеленым аллеям, принять участие в занятиях по йоге, научиться танцевать танго, купить редкие пластинки и побывать в «Вернисаже» уличных художников.

Экскурсии по парку

Многие гуляют по Музеону самостоятельно, но есть и те, кто любит знакомиться с экспозицией скульптур вместе с экскурсоводом. Экскурсии заказывают на сайте парка искусств Музеон www.muzeon.ru или в инфобоксе при входе в парк на Крымском валу. Помимо монументального наследия, профессиональные гиды знакомят туристов с флорой и фауной рекреационной зоны.

Экскурсии рассчитаны на 1-2 часа и проводятся по разным темам: «Обзорная», «Прогулка с вождями», «Музеон для детей», «Физкультура и скульптура». Полный билет на экскурсию по парку стоит 300 руб., льготный – 150 руб. Дошкольники и инвалиды могут побывать на экскурсии бесплатно.

Полезная информация для посетителей

Территория парка Музеон открыта для всех желающих с 8.00 до 23.00. В осенне-зимний период она закрывается на один час раньше. Вход в парк свободный.

В зимнее время, при температуре ниже нуля, в парке искусств Музеон работает тюбинговая горка, созданная при участии популярного сочинского курорта «Роза Хутор». Зимний аттракцион открыт в любой день, кроме понедельника, с 10.00 до 22.00. Кататься можно на своих тюбингах или же брать тюбинги на прокат. В будние дни большой тюб, который могут использовать взрослые и дети от 13 лет, стоит 150 руб. за полчаса и 200 руб. за час катания. Маленькие тюбы, предназначенные для детей от 3 до 13 лет, сдают в прокат по цене 100 руб./полчаса, 150 руб./час. В выходные дни стоимость аренды возрастает на 50 рублей. Кроме того, на горке берут залог 500 руб. Чтобы прокатиться на горке на своем тюбе, нужно заплатить 50 руб. за час катания.

Зимняя горка в парке Музеон

Как добраться

Территория парка искусств Музеон расположена в центре города, на Крымском валу, владение 2, напротив парка культуры и отдыха имени Горького. От станции московского метрополитена «Октябрьская» до парка нетрудно дойти пешком (около 1 км).

К парку искусств Музеон можно подъехать на общественном транспорте. По Крымскому валу ходят автобусы и троллейбусы (остановка «ЦПКиО имени Горького»).

В столице нашей страны много интересных мест и всевозможных достопримечательностей. Зачастую даже коренные москвичи не знают всех музеев и парков родного города. И это отличный повод больше гулять в выходные и открывать для себя новые места. Одна из интересных идей для организации досуга в выходные в Москве - поездка в парк «Музеон». Как добраться до этой достопримечательности?

«Музеон» - что это?

Данное место официально называется парком искусств. В народе же у него есть еще одно наименование, народное - кладбище скульптур. И действительно, история создания парка начинается в 90-х годах прошлого столетия. В то время было решено избавиться от некоторых монументов, прославляющих советскую власть, вождей и деятелей ушедшей эпохи. В 1992 году была выделена благоустроенная зеленая зона для перевозки статуй, располагающаяся неподалеку от Третьяковской галереи и «Музеон» (парк искусств) расположился на сравнительно небольшой территории - всего 24 га. Сегодня здесь находится 700 скульптур и композиций. Что поразительно, памятники советской культуры здесь мирно соседствуют с работами современных авторов.

Парк «Музеон»: как добраться на общественном транспорте

Прогулку среди оригинальных памятников совсем нетрудно совместить с экскурсиями в исторический центр Москвы. Ближайшие станции метро к парку - «Кропоткинская» и «Полянка». Расстояние от них до интересующей нас достопримечательности примерно одинаковое. Но если вы хотите увидеть как можно больше всего интересного, ехать имеет смысл до «Кропоткинской». Итак, мы прибываем на необходимую станцию, но где же парк «Музеон», как добраться до этого места? Настройтесь на непродолжительную прогулку. Из метро необходимо подняться в город, воспользовавшись выходом к храму Христа Спасителя. Далее вам необходимо попасть на улицу Волхонка. Если вы найдете правильный выход, справа окажутся храм Христа Спасителя и сквер. Далее необходимо пройти через территорию этого культового религиозного сооружения и далее двигаться по пешеходному мосту через Москву-реку

Далее необходимо ориентироваться на издалека вы увидите обилие зелени у его подножия, это и есть парк «Музеон». Не бойтесь не найти нужное место. Возле памятника великому государю начинаются красивые клумбы и газоны, здесь же можно увидеть кафе «Шардам». Как только вы прочитаете данную вывеску, можете не сомневаться - вы на месте! Для тех же, кто боится заблудиться, напоминаем, что парк «Музеон» адрес имеет следующий: г. Москва, улица вл. 2.

Наиболее интересные экспонаты

Даже если вы не любите фотографироваться с достопримечательностями, не забудьте хорошо зарядить фотоаппарат перед этой прогулкой. Среди огромного количества установленных в парке скульптур каждый найдет хотя бы несколько наиболее интересных и привлекательных лично для себя. В «Музеоне» можно увидеть творения признанных мастеров своей эпохи, таких скульпторов, как В. Мухина, С. Меркулов, Е. Вучетич. Особенно понравится в этом месте любителям советского искусства. Изображение в исторической части парка встречается практически на каждом шагу, невозможно также пересчитать количество скульптурных портретов Ленина и Сталина. Парк «Музеон» в Москве следует посетить не только ради получения порции эстетического наслаждения. Это полноценный возле каждой скульптуры имеется табличка с указанием автора и названием работы.

Место, где встречаются скульптуры разных стилей и времен

Помимо «классических» портретных изображений в рост и бюстов известных деятелей прошлых времен, в парке можно увидеть и другие скульптуры. Есть в «Музеоне» и совсем «несоветские» изображения голых женщин, и трогательные детские фигуры, а также изображения литературных и сказочных героев. Можно здесь увидеть и оригинальные авангардные памятники. Скульптуры, представленные в этой зеленой зоне, выполнены в различных техниках и стилях. Различаются монументы и скульптурные группы и по использованным материалам. «Музеон» (парк искусств) - это уникальное место, в котором собрано огромное количество памятников искусства, есть среди которых и исторические.

Чем еще заняться в парке?

«Музеон» - это не только огромная выставка скульптур, но и благоустроенная зона отдыха. Ландшафтный дизайн парка заслуживает отдельного внимания - здесь есть фонтаны, альпийские горки и очень красивые клумбы. Также на территории зоны отдыха работает открытый кинотеатр и фотовыставка. Время от времени здесь проводятся музыкальные концерты, а также другие культурные мероприятия. В теплое время года на территории зоны отдыха проводятся занятия йогой и уроки танцев. Обязательно приезжайте в парк «Музеон», как добраться, вы уже знаете. Скучно здесь не будет никому, и каждый найдет занятие по душе.

В старину на месте Музеона был большой луг, отчасти заливной, за которым ухаживали специальные люди, лужники. Они жили в слободе, называвшейся Лужники Крымские, и занимались заготовкой сена для царских конюшен. Крымские названия и сейчас существуют вокруг Музеона, напоминая, что с первой половины XVI столетия и до первых лет XVIII века в квартале к юго-востоку от парка находился Крымский двор, место, где останавливались послы крымских ханов.

Южная граница Музеона определилась в 1593 году, когда вокруг Москвы построили дерево-земляную крепость, названную Скородомом, или Земляным городом. По линии этой крепости в 1820-х годах прошла улица Крымский вал.

Крымская набережная, ограничивающая Музеон с северо-запада, возникла ещё позже, в конце XIX века. Вдоль набережной располагались лесные склады, бани, рынок, пустыри. Здесь боялись строиться, опасаясь весенних половодий. В центральной части будущего парка и вдоль его восточной границы, примыкая к Мароновскому переулку, находилось несколько жилых кварталов. Здесь стояли двухэтажные деревянные или полукаменные дома.

Сегодня на территории Музеона остался один исторический дом, построенный в конце XVIII века и перестроенный после пожара 1812 года. (1-й Голутвинский переулок, 16). С 1795 года этот дом принадлежал семье Третьяковых. Именно в нём в 1832 и в 1834 годах родились братья Павел и Сергей Михайловичи Третьяковы. К дому примыкает участок , она построена в 1687 году и расширена в XVIII – XIX веках.

Западная часть территории Музеона в начале ХХ века стала одним из первых спортивных центров Москвы. Владелец большого участка земли, товарищество Эмиль Циндель, предоставило его в пользование Спортивного кружка «Замоскворечье», или СКЗ. Спортсмены оборудовали здесь футбольное поле с небольшими трибунами и занимались не только футболом, но и лаун-теннисом, лёгкой атлетикой, лыжами. Стадион был домашним полем для футбольной команды СКЗ, которая участвовала в первенстве Московской футбольной лиги. В 1922 году на месте спортивных площадок архитектор А.К. Буров построил деревянный стадион для Всероссийской Сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. После окончания работы выставки стадион был передан Московскому городскому совету профессиональных союзов и стал одной из главных спортивных площадок Москвы. Здесь проходили матчи первенства профсоюзов по футболу. С 1928 года футбольные матчи стали проводиться на новом стадионе Динамо в Петровском парке. С 1931 года стадионом на Крымской набережной стало распоряжаться Добровольное спортивное общество профсоюзов автомобильной промышленности.

Рядом со стадионом в 1923 году встали павильоны Иностранного отдела Сельскохозяйственной выставки. В середине 1930-х годов низкий берег Москвы-реки от Мароновского переулка до Крымской набережной привлёк внимание руководства страны. Тут планировали построить по проекту большой комплекс зданий для Академии Наук СССР. Стройка началась, но была прервана началом Великой Отечественной войны. После войны были планы строительства здесь Дома Союзов вместе с кварталами жилых домов (), а в начале 1960-х годов думали о строительстве большого жилого района. Однако победила идея построить здесь Дом Художника и разбить парк.

Дом Художника был возведён в 1965 – 1979 годах по проекту архитекторов Н.П. Сукояна и Ю.Н. Шевердяева. Большую часть здания заняли залы искусства ХХ века Третьяковской галереи. Парк при ЦДХ распланировали уже в 1980-е годы. Тогда же в парке стали появляться скульптуры, поэтому естественным стало предложение разместить здесь памятники советского периода, демонтированные в 1991 году. Так на Крымской набережной встали Ф.Э. Дзержинский, М.И. Калинин, Я.М. Свердлов, бюсты Ленина, чуть позже гранитный Сталин и другие политические деятели.

В 1992 году Ю.М. Лужков распорядился создать Парк искусств Музеон. В нём стали устанавливать скульптуры, в том числе те, что ваялись здесь же, во время традиционных симпозиумов скульпторов. В 2011 году архитектором Евгением Ассом была разработана новая концепция парка. Она вдохнула жизнь в тихое малопосещаемое место. В 2013 году с Крымской набережной сняли автомобильное движение и оборудовали пешеходную эспланаду с привлекательным ландшафтом (проект Дмитрия Ликина и Олега Шапиро). Сегодня в Музеоне стоят произведения не только наших современников, но и работы Веры Мухиной, Сергея Меркурова, Евгения Вучетича, других выдающихся мастеров ХХ века. Коллекция парка насчитывает несколько сотен художественных произведений.

Музеон сейчас и музей, и выставочное пространство, и место поведения праздников, фестивалей, встреч мастеров искусств, и место прогулок. На Крымской набережной устроены торговые ряды, где продаются картины, гравюры и другие произведения современных художников. Малые архитектурные формы в Музеоне делают его интересным современным художественным пространством.