Подводная лодка тайфун самая большая размеры. Подводный тайфун

Самая большая советская субмарина Акула, созданная как симметричный ответ США после создания ими подлодки «Огайо».

Самой большой атомной подводной лодкой (АПЛ) является «Акула».

Целью разработчиков было создание корабля еще более мощного и значительного по размеру, нежели американский аналог.

Настоящее название подлодки – «Проект 941», на Западе ее зовут «Тайфун», а имя «Акула» объясняется тем, что на боку субмарины помещен рисунок акулы (правда, видеть его можно было только пока корабль не был спущен на воду).

Именно так назвал новую боевую единицу Л.И. Брежнев, а позже изображение акулы появилось и на форме моряков, которые несли службу на субмарине.

«Акула» — АПЛ и в самом деле внушительных размеров. Ее длина соответствует примерно протяженности двух настоящих футбольных полей, а высота – девятиэтажному дому. Водоизмещение субмарины – 48 тысяч тонн в спущенном под воду состоянии.

Как и когда появилась самая большая подводная лодка в мире

Создание этого мощного боевого корабля связано в периодом «холодной войны» и гонки вооружений. Подлодка «Акула» должна была показать превосходство советского военного флота над западным. В 1972 году ученые получили задание создать субмарину более мощную, большую, опасную, нежели «Огайо» (США).

Работа над подлодкой «Огайо» началась в Соединенных Штатах в начале 70-х; субмарину планировалось вооружить 24 твердотопливными ракетами «Трайдент» с дальностью более 7 тысяч км, т.е. межконтинентальными. Она значительно превосходила все, что имелось на вооружении СССР, ведь огромная (водоизмещением 18,7 тысяч тонн) субмарина могла осуществлять пуск ракет на глубине до 30 м и была довольно скоростная – до 20 узлов.

Советское правительство поставило перед конструкторами задачу создания советского ракетоносца, еще более мощного, нежели американский. Поручена эта работа была конструкторскому бюро «Рубин», которое в то время возглавлял И.Д.Спасский, и конструктору С.Н. Ковалеву – ведущему специалисту в этой области; по проектам Ковалева были созданы 92 подводные лодки.

Строительство было начато на предприятии «Севмаш» в 1976 году; первый крейсер спущен на воду в 1980, а испытания он прошел даже раньше, нежели «Огайо», работа над которым началась раньше.

За всю историю существования проекта было создано 6 подводных лодок «Акула», а седьмую, уже начав, достраивать не стали в связи с начавшимся разоружением. Три подлодки из уже имеющихся утилизированы при финансовой помощи США и Канады, две не успели утилизировать и теперь решается вопрос, что с ними делать дальше, а одна – «Дмитрий Донской» — была модифицирована и сейчас находится на вооружении.

Переоборудование «Акул» — слишком дорогое удовольствие, оно стоит столько же, во сколько обойдется строительство двух новых современных субмарин.

Конструктивные особенности подлодки «Акула»

В связи с необходимостью вооружить самую большую подводную лодку в мире твердотопливными ракетами перед конструкторами встали трудно разрешимые задачи. Ракеты были слишком большими и тяжелыми, их трудно было разместить на крейсере обычного вида, ведь даже для погрузки массивного оружия требовался инновационный кран, а подвозили из по специально проложенным рельсам.

Вас также заинтересует Шаурма или шаверма - как правильно и в чем разница?

Да и возможности судостроительного завода были ограничены созданием кораблей, не превышающих нормы по осадке судна.

Конструкторы приняли нестандартное конструктивное решение: крейсеру придали вид, если можно так выразиться, катамарана для плавания под водой. Он состоит не из двух корпусов (внешнего и внутреннего), как обычно, а пять: два основных и три дополнительных.

В результате – великолепная плавучесть (40%).


Едва ли не половина балласта, когда крейсер находится под водой, приходится на долю воды. Уж как ни ругали за это конструкторов АПЛ! И «победа техники над здравым смыслом», и «водовоз» (прозвище подлодки «Акула»), однако именно эта особенность позволяет крейсеру всплывать, проламывая 2,5-метровый слой льда, так что он может нести службу чуть ли не на Северном полюсе.

Внутри общего корпуса находится еще пять, два параллельные; необычно расположены ракетные шахты: они находятся перед рубкой; механический, торпедный отсеки и модуль управления изолированы и находятся в промежутке, образованном основными корпусами, что делает конструкцию более безопасной.

Этому служат и пара десятков водонепроницаемых отсеков и две спасательные камеры, на которых может поместиться весь экипаж.

Внешний стальной корпус покрыт специальной резиной в целях звукоизоляции и противолокации, чтобы субмарину было трудно обнаружить.

На огромной субмарине созданы довольно комфортные условия проживания экипажа: кубрики для небольших групп матросов, удобные каюты для офицеров, телевизоры, спортивный зал, даже бассейн, солярий и сауна, две кают-компании и «живой уголок».

Вооружение субмарины

«Акула» имеет на вооружении два десятка Р-39 «Вариант» (это ракеты баллистические, каждая из них весом по 90 т). Имеются также торпедные аппараты (6 штук) и ПЗРК «Игла-1». Интересно, что даже с глубины до 55 метров эти ракеты подлодка может выпустить почти залпом.

На огромной субмарине созданы довольно комфортные условия проживания экипажа: матросы проживают в небольших, на несколько человек, кубриках, офицеры же занимают двухместные каюты.

Кроме спортивного зала и двух кают-компаний, на борту имеются сауна и небольшой бассейн, есть даже солярий и «живой уголок».

Креслом командира в рубке может воспользоваться исключительно капитан; даже министр обороны П.Грачев, посетивший в 1993 году подлодку и нарушивший традицию, был единодушно осужден всеми присутствующими.

Проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения. Разработаны в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире.

История создания

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас.Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС. Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Конструкция

Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 - самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести - более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз»., а в конкурирующем КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Корпус

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. По мнению генерального конструктора С. Н. Ковалева.

«То, что произошло на «Курске» (проект 949А), на 941 проекте таких катастрофических последствий иметь не могло. На «Акуле» торпедный отсек выполнен в виде отдельного модуля. И взрыв торпеды не привел бы к разрушению нескольких носовых отсеков и гибели всего экипажа.»Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки - 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

Прочные корпусы изготовлены из титановых сплавов, лёгкий - стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т. По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки.

Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и рубкой, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу - 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах).

На лодке имеются резервные средства движения - два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Обитаемость

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав - в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна - для офицеров, другая - для мичманов и матросов. Моряки называют «Акулу» «плавучим „Хилтоном"».

Вооружение

Основное вооружение - ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером - 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет - 8300 км, боевая часть - разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине К-153, но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Благодаря амортизационно ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума. Одна из особенностей комплекса - с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, их число было сокращено до 20.

В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты - Р-39УТТХ «Барк». В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд. Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года - срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39. В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Разработать другую твердотопливную БРПЛ «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».

Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:

Боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
эхоледомер МГ-518 «Север»;
радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
навигационный комплекс «Симфония»;
комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
телевизионный комплекс МТК-100;
две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Условия экипажа

На «Тайфуне» экипажу были обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок бытовые условия. Такое, пожалуй, можно было бы ожидать от «Наутилуса», но никак не от настоящей лодки. За небывалый комфорт «Тайфун» прозвали «плавучей гостиницей». При проектировании «Тайфуна», по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда была размещена в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.

Был на «Тайфуне» и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело– и гребными тренажерами, беговыми дорожками. (Правда, кое-что из этого – чисто по-советски – не работало уже с самого начала.) Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.

Сравнительная оценка

У ВМС США находится на вооружении только одна серия стратегических лодок - «Огайо», относящаяся к третьему поколению (построено 18, из них 4 впоследствии переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк»). Первые АПЛ этой серии вступали в строй одновременно с «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последовательной модернизации (в том числе и шахтами с запасом места и со сменными стаканами) на них используется один тип баллистических ракет - Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и числу РГЧ «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

Следует отметить, что «Огайо», в отличие от российских подводных лодок, предназначены для боевых дежурств в открытом океане в сравнительно тёплых широтах, тогда как российские субмарины часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников ВМС США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

Предшественники «Акул» - подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США - в зоне действия мощных противолодочных сое­динений, к тому же им приходилось преодолевать противолодоч­ный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.

В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные РВСН.

После принятия в боевой состав ВМФ СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула» США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023-2026 годов.

3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта АПЛ «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая АПЛ типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около АПЛ «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка ВМС США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

Основные характеристики
Тип корабля ТРПКСН
Обозначение проекта 941 «Акула»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО SSBN «Typhoon»
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов
(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 500 м
Автономность плавания 180 суток (6 месяцев)
Экипаж 160 человек
(в т.ч. 52 офицера)
Размеры
Водоизмещениенадводное 23 200 т
Водоизмещение подводное 48 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м
Ширина корпуса наиб. 23,3 м
Средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м
Силовая установка

2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
2 турбины по 45000 - 50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм;
22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М,УСЭТ-80 или ракето-торпеды«Водопад»
Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
ПВО 8 ПЗРК «Игла»

Строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» (международная классификация «Тайфун») явилось своего рода ответной мерой на строительство атомных подводных лодок США класса «Огайо », вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами.

В СССР разработкой проекта подводных лодок нового класса начали заниматься позже американцев. Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая. После множества проработок было решено ракеты расположить между двумя прочными корпусами. В результате первая подводная лодка «Акула» была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

В сентябре 1980 года, непривычно большая советская подводная лодка высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость - участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно - гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки. Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб отказов в работе не было. При строительстве атомных подводных лодок класса «Typhoon » были применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств и снижении шумности. Подлодки этого проекта оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж.

тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения «Акула»

Интересно, что полное подводное водоизмещение подводной лодки «Акула » составляет около 50000 тонн. Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего ее окрестили «водовозом». Это цена, до конца не продуманного для подводного флота России, перехода от жидкого горячего к твердому топливу. В результате проект «Акула » стал самой большой подводной лодкой в мире и занесена в книгу рекордов Гинесса. Для постройки атомных подводных лодок на Северном машиностроительном предприятии был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. Первая подводная лодка проекта 941 шифр «ТК-208» была заложена на верфи судостроительного предприятия в 1976 году, спущена на воду 23 сентября 1980 года, поступила в эксплуатацию в конце 1981 года. Затем были построены еще пять субмарин и одной из них стала атомная подводная лодка «Дмитрий Донской ». Атомная подводная лодка «ТК-210» заложенная в 1986 году так и не была введена в строй и разобрана в 1990 году в связи с дороговизной проекта.

даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию подводных лодок проекта 941

Конструкция подводной лодки проекта 941 выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков девятнадцать. Отсек центрального поста и его легкое ограждение, смещены в сторону кормы атомной подводной лодки . Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность субмарины ). Подводная лодка «Акула » имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и складываются. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для раскола льда при всплытии.

Для экипажа лодки созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Подводная лодка «Акула » получила спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и прочие помещения.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации атомных подводных лодок проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, подводная лодка «Акула » имеет все шансы остаться в строю до 2010 года. В дальнейшем возможно переоборудование части проекта 941 в транспортные атомные подводные лодки , предназначенные для перевозки грузов по трансполярным и кроссполярным маршрутам, кратчайшим путем, связывающим Европу, Северную Америку и другие страны. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10000 тонн груза.

самая большая подводная лодка в мире фото

атомная подводная лодка «Акула» на стоянке


на бочке

подводная лодка «Акула» в боевом походе

подводная лодка «Акула» в надводном положении

Осенью 2011 года в отечественных средствах массовой информации появились сообщения, согласно которым к 2014 году планировалось списание и утилизация всех оставшихся атомных подводных лодок проекта 941 «Акула». На следующий день официальные представители министерства обороны опровергли эту информацию. Как оказалось, в ближайшие годы эти субмарины останутся в составе флота. С тех пор время от времени поступают новые сообщения о дальнейшей судьбе «Акул». В первую очередь называется возможная модернизация этих лодок. Однако ремонт и переоснащение «Акул» порой называются нецелесообразными, ведь в строю осталось всего три такие лодки. А ведь в начале восьмидесятых годов Советский Союз собирался построить десять подлодок проекта 941. Почему же вместо десятка самых крупных в мире субмарин наша страна сейчас имеет лишь три?

Когда в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством С.Н. Ковалева начиналась разработка проекта 941, командование флота могло высказывать достаточно смелые пожелания. Согласно некоторым источникам, всерьез рассматривалась возможность строительства серии из двенадцати новых подлодок. Очевидно, по экономическим причинам впоследствии ее сократили до десяти кораблей. Несмотря на такое сокращение, середину семидесятых годов, когда создавался проект, можно назвать одним из самых лучших периодов в отечественного военно-морского флота. Поэтому от выдачи тактико-технического задания до закладки головной «Акулы» прошло всего три с половиной года. Еще через четыре года первая лодка проекта ТК-208 сошла со стапелей и в декабре 1981 года вошла в строй. Таким образом, на создание головной субмарины ушло около девяти лет.

До 1986-87 годов на северодвинском заводе «Севмаш» успели заложить семь подлодок проекта 941. Однако проблемы начались уже в 1988-м. Из-за ряда финансовых и политических проблем седьмая субмарина, готовая на 35-40 процентов, была разрезана на металл. Последние три лодки серии вообще остались на стадии предварительной подготовки к строительству. В стране началась Перестройка и финансирование оборонных проектов значительно сократилось. Кроме того, о новых подлодках узнал бывший (?) вероятный противник, который был прямо заинтересован в отсутствии подобной техники.

Стоит отметить, у Соединенных Штатов был веский довод опасаться «Акул». Лодки проекта 941 были самыми крупными подводными кораблями в мире и несли солидное вооружение. Оригинальная конструкция лодки с двумя основными прочными корпусами, расположенными на расстоянии друг от друга, позволила вписать в обводы легкого корпуса два десятка ракетных шахт комплекса Д-19 с ракетами Р-39. Рекордно крупные размеры лодок проекта 941 были обусловлены габаритами ракет. Р-39 имели длину в 16 метров и попросту не помещались на подлодках старой конструкции наподобие поздних версий проекта 667. В то же время, увеличение размеров лодки позволило разместить на ней удобные каюты и кубрики для экипажа, небольшое помещение для отдыха, спортзал, бассейн и даже сауну.

В обоих основных прочных корпусах размещалось по одному реактору типа ОК-650ВВ с тепловой мощностью до 190 МВт. Две паротурбинные установки с турбозубчатыми агрегатами имели общую мощность до 90-100 тыс. лошадиных сил. Благодаря такой энергетической установке лодки проекта 941 при водоизмещении в 23-28 (надводное) или 48-50 тыс. тонн (подводное) способны двигаться под водой со скоростью до 25-27 узлов. Предельная глубина погружения 450-500 метров, автономность – до 120 суток.

Главной полезной нагрузкой «Акул» были баллистические ракеты Р-39. Эти трехступенчатые твердотопливные боеприпасы могли лететь на дальность порядка 8200-8500 километров и доставлять к целям десять боевых блоков мощностью, по различным данным, от 100 до 200 килотонн. В сочетании с неограниченной дальностью плавания и сравнительно низкой шумностью лодки-носителя ракета Р-39 обеспечивала субмаринам проекта 941 высокие боевые характеристики. Стоит отметить, ракеты Р-39 были не слишком удобны в эксплуатации. Проблемы с ними были связаны, в первую очередь, с массогабаритными параметрами. При длине в 16 метров и диаметре в 2 метра ракета с агрегатами т.н. амортизационной ракетно-стартовой системы (АРСС) весила около 90 тонн. После запуска Р-39 избавлялась от шести тонн веса АРСС. Однако, несмотря на такую массу и размеры, ракету Р-39 посчитали пригодной к эксплуатации и поставили в производство.

В общем, у потенциального противника были все основания бояться. В 1987 году появился новый повод для опасений. В Советском Союзе решили модернизировать все имеющиеся «Акулы» в соответствии с проектом 941УТТХ. Главным его отличием от базового проекта было использование модернизированных ракет Р-39УТТХ. До распада СССР на «Севмаше» успели доработать только одну головную лодку проекта, ТК-208. Другие субмарины не модернизировались – на это попросту не было денег. В дальнейшем отсутствие денег постоянно сказывалось на судьбе «Акул», причем исключительно в отрицательном ключе.

Согласно некоторым источникам, поддержание одной «Акулы» в боеспособном состоянии стоило в 1,5-2 раза больше, чем эксплуатация лодок проекта 667БДРМ. Кроме того, в конце восьмидесятых и начале девяностых руководство нашей страны было готово идти на самые разные уступки в международных переговорах, в том числе и на заведомо невыгодные для собственной обороноспособности. В результате консультаций с, как тогда начали говорить, зарубежными партнерами о строительстве седьмой подлодки серии полностью забыли, а половину из изготовленных решили постепенно списать и утилизировать. Кроме того, в начале девяностых прекратилось производство ракет Р-39. Подлодки рисковали остаться без своего главного .

Из-за недостаточного финансирования лодки проекта 941 почти все время стояли у причалов безо всякой надежды выйти в поход. Первым из боевого состава флота вышел подводный крейсер ТК-202. Утилизация затянулась: вместо планировавшегося начала в 1997 году работы начались только в 1999-м. Резка «на иголки» завершилась к середине двухтысячных годов. В 1997-98 годах из боевого состава флота исключили две другие лодки – ТК-12 и ТК-13. Они очень долго стояли у причалов, и в начале двухтысячных годов появилась надежда на их возвращение. Рассматривался вариант возвращения в строй лодки ТК-12. Кроме того, она должна была получить имя «Симбирск», поскольку администрация города Ульяновска выразила желание взять над ней шефство. Но эти предложения не воплотились в жизнь. В 2004 году США добились начала утилизации лодки. Контракт об уничтожении последней субмарины ТК-13 был подписан в 2007 году. Через несколько месяцев начались работы.

Как видим, «зарубежные партнеры» все же смогли продавить выгодное для них решение. Важность уничтожения «Акул» прекрасно иллюстрирует тот факт, что около 75-80% расходов на утилизацию лодок оплачивали США и НАТО. В общей сложности они затратили порядка 25 миллионов долларов. Вероятно, ввиду опасности советских и российских подводных крейсеров, они были готовы еще раз выложить суммы такого порядка за утилизацию оставшихся российских субмарин, в том числе и других проектов.

Может возникнуть вполне справедливый вопрос: почему руководство России не разорвало соглашение о совместном уничтожении уникальных лодок? Тому есть свои причины. В течение первых лет у нашей страны просто не было возможности полноценно содержать все шесть субмарин. Без должного ухода атомные энергетические установки могли бы стать причиной колоссальных экологических катастроф. Позже, в начале двухтысячных годов, деньги появились, но одновременно с этим проявилась другая проблема. К концу девяностых начало сказываться отсутствие производства ракет. Немного позже ситуация с боеприпасами приобрела фатальный характер: в 2005 году появились сообщения, что на три подлодки имеется всего десять ракет Р-39. Иными словами, не было возможности укомплектовать даже одну подлодку.

Стоит отметить, командование военно-морского флота обратило внимание на эту проблему еще в середине девяностых. В 1998 году началась модернизация подлодки ТК-208 в соответствии с проектом 941У (другое обозначение «941М»). Вместо старых пусковых установок на лодке смонтировали несколько новых шахт, предназначенных для использования ракет Р-30 «Булава». Разработка этой ракеты только началась в то время, но уже принимались соответствующие меры для испытаний и последующей эксплуатации. После ремонта, в 2002 году, лодка ТК-208 получила имя «Дмитрий Донской», а с 2003-го она начала участвовать в испытаниях «Булавы».

Эксплуатация подлодки «Дмитрий Донской» продолжается до сих пор. Две другие оставшиеся лодки оказались менее везучими: их не стали модернизировать. В 2004 году ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» вывели в резерв. Осенью 2001 года лодка «Северсталь» отправилась в поход с целью проведения двух учебных пусков. Вместе с моряками к месту выполнения учебно-боевой задачи отправились телевизионные журналисты, снимавшие документальный фильм «Русская “Акула”». Впоследствии отснятые материалы неоднократно использовались в различных фильмах о подлодках-рекордсменах. По иронии судьбы, эти съемки оказались последними на данный момент в биографии лодки ТК-20.

После памятных заявлений неназванного источника от 2011 года ситуация с лодками проекта 941 неоднократно становилась предметом обсуждений. Через пару месяцев после официального опровержения о списании руководство завода «Севмаш» подтвердило, что субмарина «Дмитрий Донской» впредь будет использоваться в качестве опытной для отработки технологий и технических решений, предназначенных для перспективных проектов. Дальнейшая судьба «Архангельска» и «Северстали» тогда не называлась. В начале 2012 года главком ВМФ В. Высоцкий рассказал, что все три имеющиеся подлодки останутся в составе флота и будут эксплуатироваться в течение следующих лет. Ситуация с отсутствием ракет не комментировалась. С тех пор не было никаких официальных сообщений о дальнейшей судьбе оставшихся подлодок проекта 941. Вероятно, из-за отсутствия каких-либо внятных перспектив «Северсталь» и «Архангельск» пробудут в составе флота еще несколько лет, а затем будут списаны. По крайней мере, сейчас никто не собирается их модернизировать для использования ракет Р-30. Вероятно, командование флота оценило возможности и перспективы такой модернизации и пришло к соответствующим выводам.

Подлодкам проекта 941 не повезло появиться в очень сложный период истории. В самый разгар их строительства начались преобразования, в конечном итоге оказавшиеся фатальными для страны. Ликвидация их последствий заняла еще много лет и в итоге «Акулы» провели у причала большую часть своей жизни. Теперь же, когда можно изыскать возможности для возвращения лодок в строй, целесообразность этого стала вызывать вопросы. Несмотря на рекордные для своего времени характеристики, лодки проекта 941 порядочно устарели и в их обновление придется вложить столько денег, сколько ушло бы на создание совершенно нового проекта. Есть ли в этом смысл?

По материалам сайтов:
http://flot.com/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://deepstorm.ru/
http://lenta.ru/
http://ria.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-578.html

Бухта Нерпичья, 2004 год. Резерв. Фото http://ru-submarine.livejournal.com

Подводные лодки входят в состав военно-морских сил многих государств. В их числе имеются такие небольшие, что в составе экипажа всего два человека, а есть просто огромные. Перечень последних и содержится в данной статье. Самые большие субмарины – подводные крейсеры водоизмещением до сорока восьми тысяч тонн и длиной в 172 метра.

10 место. Навага длиной 128 метров

Открывает рейтинг самых больших в мире подводных лодок советские субмарины под названием «Навага» проекта 667А. На них устанавливаются баллистические ракеты. В длину подлодка достигает 128 метров, при ширине – 11,7 м. Оснащается данный проект установками, несущими ракеты Р-27, которые способны поражать цели на расстоянии до 2400 км. В общем боевом комплекте субмарины также имеются двадцать две торпеды, в их числе две, несущие ядерный заряд. Начались работы по разработке подводных лодок этой серии начались в 1958 году.

9 место. Триумфан (Triomphant)– 138 метров

В числе самых больших подводных лодок мира субмарины французского производства типа Триумфан. Первую подводную лодку этого проекта начали строить в 1986 году. В связи с распадом Советского Союза, была произведена корректива и вместо запланированных шести единиц, было построено только четыре. Величина подводного водоизмещения равна 14 335 тоннам. Протяжённость корпуса составляет 138 метров, а ширина его равна 12,5 метра. На вооружении ракеты класса М45 в количестве шестнадцати штук.

8 место. Цзинь – 140 метров

Ошеломляющее впечатление остаётся и от размеров подводной лодки проекта 094 Цзинь из Китая. Эти субмарины сменили, бывшие на вооружении лодки класса 092 Ся. К строительству подводных гигантов приступили в 1999 году. Поскольку Китаем проводится политика, не позволяющая говорить об их разработках, то информации об этих лодках очень немного. Длина лодки равняется 140 метрам, при ширине, не превышающей тринадцати метров. Объём подводного водоизмещения оценивается в 11500 тонн. Вооружена субмарина двенадцатью баллистическими ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 12 000 км. Первую лодку серии Цзинь. Спустили на воду в 2004 году. Как следует из информации, озвучиваемой китайскими военными, сейчас в составе военно-морского флота этой страны шесть подводных кораблей. В 2014 году они должны были начать боевое патрулирование.

7 место. Вэнгард (Vanguard)– 150 метров

Британские подводные лодки типа Авангард также входят в число самых крупных субмарин в мире. Эти субмарины сменили на боевом посту лодки типа Resolution. К созданию новой лодки Англию подтолкнуло производство новых типов субмарин военной промышленностью Советского союза и Америки, с целью придания ей идентичных боевых характеристик. В стратегических планах было производство не менее семи подлодок, однако распад Советского Союза сделал такое решение вопроса неактуальным, и количество ракетоносцев снизили до четырёх, которые и поступили в военно-морские силы Англии. Первую лодку начали строить в 1986 году. Её подводное водоизмещение равнялось 15 900 тонам, длина корпуса равнялась 150 метрам, а ширина – 12,8 метра. Вэнгард несла на своём борту шестнадцать баллистических ракет системы Trident-2 D5.

6 место. Кальмар – 155 метров

Производимые на верфях России подводные лодки Кальмар, занимают шестую строчку рейтинга самых больших субмарин мира. Разработка проекта подводной лодки началась в 1972 году, в связи с возникшей необходимостью размещения баллистических ракет Р-29Р. При подводном водоизмещении равном 13 050 тоннам, её длина достигает 155 метров, при ширине равной 11,7 метрам. Вооружена она шестнадцатью межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р, радиус действия которых превышает шесть тысяч километров. Основная масса лодок этого типа была подвергнута утилизации, а оставшиеся продолжают нести службу в составе российского Тихоокеанского флота.

5 место. Мурена-М – 155 метров

Подлодкам проекта Мурена-М принадлежит пятая строчка рейтинга. Она является модернизированной версией лодки проекта Мурена. Главным отличием является увеличение количества ракет до шестнадцати, вместо двенадцати на предыдущем проекте. Чтобы это стало возможным, осуществили увеличение корпуса на шестнадцать метров, длина которого стала равна 155 метрам. Её подводное водоизмещение достигло 15 750 тонн. В ширину лодка достигла 11,7 метра. Шестнадцать ракет Р-29Д, размещённые на борту, способны поражать цели на расстоянии в 9 000 км.

4 место. Дельфин – 167 метров

Продолжением развития проекта Кальмар, стала подводная лодка Дельфин. Первую субмарину заложили в 1981 году. В конечном итоге было построено семь подводных лодок. В настоящее время они все несут службу в составе российского подводного флота. По своим физическим показателям Дельфин в числе самых больших в мире подводных лодок. При величине подводного водоизмещения равной 18 200 тоннам, её длина достигает 167 метров, при ширине 11,7 метра. Вооружена субмарина шестнадцатью баллистическими ракетами класса Р-29РМ.

3 место. Огайо (Ohio class SSBN/SSGN) – 170 метров

Эти американские подводные лодки относятся к третьему поколению. На борту они несут двадцать четыре баллистические ракеты класса Трайдент (Trident). Их особенностью является возможность разделения головки на несколько частей, способных наносить поражение по индивидуальной схеме. В настоящее время субмаринам типа Огайо принадлежит роль ядра ядерных сил Америки. Местом проведения их боевых дежурств являются воды Атлантического и Тихого океанов. Имея ширину 12,8 метра, в длину субмарина достигает 17,7 метра. В подводном положение водоизмещение лодки равно 18 750 тоннам. Она способна погрузиться на глубину равную 550 метрам. Ввод в строй первой представительницы этого класса был осуществлён в 1981 году. Известен такой интересный факт: в 2009 году экипажем субмарины USS Rhode Island, находившейся на боевом дежурстве, были спасены четыре мужчины и один мальчик, попавших в кораблекрушение и потерявших всякую надежду на своё спасение.

2 место. Борей – 170 метров

На втором месте рейтинга самых больших субмарин мира расположилась российская подводная лодка проекта Борей. На сегодняшний день закончены постройка и введение в строй трёх подводных крейсеров, а ещё три находятся на стапелях в процессе строительства. Закладка последней была осуществлена в 2015 году. В планах военных строительство до 2018 года восьми подлодок Борей. Начало разработки было обусловлено необходимостью замены субмарин, относящихся к классам Дельфин и Акула. Подводное водоизмещение лодок класса Борей равно 24 000 тоннам. Длина их корпуса составляет 170 метров, а ширина – 13,5 метра. В качестве вооружения используются шестнадцать ракет класса Булава.

1 место. Акула – 173 метра

Лидером ТОП 10 по праву является субмарина Акула. Человек ещё не строил больше подводного корабля чем этот. Сложно представить себе несущийся под водой девятиэтажный дом, растянувшийся в длину на два футбольных поля. Такие размеры конечно вызывают некоторые сомнения в боеспособности, но не восхищаться ею просто нельзя. Начали строительство подводной лодки 1976 году. Предполагалось, что она послужит ответным шагом на строительство американцами лодки класса Огайо. Флоту первый подводный ракетоносец был сдан в 1980 году. Его подводное водоизмещение составляет 48 000 тонн. В длину корпус вытянулся на 172,8 метра, а в ширину расположился на 23,3 метрах. На вооружении ракетного крейсера стоят двадцать трёхступенчатых баллистических ракет Р-39 Вариант. Для экипажа субмарины созданы отличные условия. Они могут воспользоваться небольшим бассейном, солярием, сауной, спортзалом и даже отдохнуть в живом уголке. А это значит, что Акула вполне в состоянии осуществлять боевое патрулирование в водах арктических широт. Всего сегодня службу в военно-морских силах России несут шесть подводных крейсеров класса Акула.