Маршрут по бока которской бухте самостоятельно на авто. Знакомство с Жемчужиной Адриатики – маршрут по Черногории


http://www.podgorica.cg.yu/Summer/plaza4.JPG
Их нумерация и описание: http://www.podgorica.cg.yu/Summer/letnjaStrana.htm
На русском: http://www.crnagora.ru/forum/index.php?showtopic=1299
Сайт Свети Стефан: http://www.sveti-stefan.net/english/index.php

Авиакомпании, летающие в Черногорию
www.s7.ru S7
http://www.ak3r.ru/ Московия
http://www.malev.com.ua/ Malev
http://www.montenegroairlines.com Montenegro Airlines

Рентакары (аренда автомобилей)
http://www.meridian-rentacar.com
http://www.traveljigsaw.ru
http://www.sixt.com
http://www.europcar.com
http://www.autoeurope.eu
+382 678 12040 Марко.
Машину может подогнать в любое место. Сам базируется где-то под Будвой. Цена на маленькие бензиновые 50 евро (дизель дороже). Работает без залога, за нал. По страховке (как он нам объяснил) если ты не виноват, то 100% каско, если ты виноват, то каско 80%.

Прилететь можно в один из двух аэропортов: аэропорт в г.Подгорица или в г.Тиват
Аэропорты Черногории http://www.montenegroairports.com/

Сотовый оператор T-Mobile . Сайт http://www.t-mobile.me
Симкарты туристические продаются за 5€, остаются на счету.
В аэропорту Тиват вроде как не продаются. Страничка с тарифами на английском.

Сайт автобусной станции с расписанием http://www.asnk.cg.yu/htm/polasci.htm

Такси из аэропорта Тивата в Будву 15€. Звонить на мобильный 9717, 19550 (лимузины за 20€)

Кое-что из истории Черногории http://militera.lib.ru/h/tarle5/index.html
Очень подробный отчет о велопутешествии по Черногории http://www.goza.ru/montenegro2008-1.htm
Еще один, не менее подробный отчет велотуристов http://minfo47.livejournal.com/11117.html
Неплохой отчет с подробностями по ценам и экскурсиям http://crnagora.narod.ru/stories.html
Черногория + Дубровник (красивые фото) http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=59163
Черногория. Экскурсии, Будва, Петровац. Июнь 2007. Фото http://forum.awd.ru/viewtopic.php?p=556663
Очень толковый отчет об активном отдыхе: http://www.kovinov.com/allimages/Montenegro08/text/
Просто волшебные от arlandina79

Примерные маршруты для поездок на автомобиле:
Из более-менее "типовой обязательной программы" для первой поездки в Черногорию (2 недели):
- круговой маршрут на целый день Будва-Котор-Негуши-Ловчен-Цетине-Будва (можно сократить, убрав Ловчен)
- кулинарно-познавательно-пляжная поездка на целый день на юг побережья Будва-Старый Бар-Улцинь-рестораны на реке Бояна-Велика плажа
- на полдня Будва-Которский залив (Пераст, острова в заливе и т.д.)
- на 2 дня Будва-Жабляк (через Подгорицу, Колашин, Мойковац), ночёвка в Жабляке, далее через горы Дурмитор (село Трса) на Плужине и обратно к побережью через Никшич и Подгорицу

Ещё куча не менее интересных "факультативных" вариантов:
- Герцег-Нови
- Требине (Босния) с рыбалкой на Билечском озере
- Дубровник (Хорватия)
- Колашин + Биоградское озеро
- с ночёвкой в Мостар или Сараево (Босния). На обратном пути из Сараево - рафтинг по реке Тара.
- по южному берегу Скадарского озера в Улцинь
- Будва-крепость Космач (на перевале)-Цетине

Прилетаю в июне в Черногорию всего на неделю. Хочется и страну увидеть, и чтоб на пляжный отдых время осталось. Поэтому к планированию маршрута решил подойти серьезно. С собой беру пару навигаторов: автомобильный и туристическо-пешеходный, имеются карты для них: маршрутизируемая автодорог, самодельная от велотуристов, куча точек, натыренных самолично из гугля. Изучил форумы, отчеты, но ряд вопросов остался. Попытаюсь их сформулировать по ходу маршрута.
День 1. Прилетаю в Тиват после обеда. Такси дешевле вызвать из Будвы, позвонив на короткий номер, поэтому хочу купить местную сим-карту в аэропорту Тиват. Это возможно? Какого оператора выбрать?
Для первичного размещения хочу выбрать Будву. Поиск жилья на месте, середина июня - еще не сезон вроде как. Какую конечную точку в Будве указать таксисту, чтобы потом вести поиски жилья уже в пешем порядке? Снимаю жилье на 2 ночи. Вечер первого дня - пешие прогулки по Будве.
День 2. Акклиматизация. Пешие прогулки по Будве, старый город, пляжи. Из задач - взять в аренду авто. Какие нюансы нужно учесть при аренде, если хочу съездить на авто в Дубровник на денек?
День 3. Рано утром - чек-аут, покидаю Будву на авто. Программа дня - поездка по Которской бухте. Котор: старый город+залезть на стену крепости за красивым видом Которского залива. Пераст: прокатиться на катере до одного из островков. По Перасту и Котору насчет бесплатных парковок интересно, можно ли найти? Рисан: проехать сквозь, чтоб забраться на перевал в районе Грахово за красивым видом. Время для съемки Которской бухты с перевала послеобеденное подходит? Вечером третьего дня прибываю в Герцег-Нови, снимаю жилье на 2 ночи. Какой район этого городка выбрать для поселения с учетом пешей вечерней прогулки по достопримам? Или лучше не заморачиваться и съездить туда на авто, а поселиться неподалеку от Герцег-Нови?
День 4. Рано утром выезжаю из Герцег-Нови через границу в Дубровник. В первой половине дня изучаю район Цавтата. Где там есть живописные пляжи? Приезжаю в Дубровник уже после обеда, чтобы не встретиться с толпами пакетных туристов. В какое время дня лучше приехать в старый город Дубровника? Вечером четвертого дня возвращаюсь в Герцег-Нови.
День 5. Рано утром чек-аут, покидаю Герцег-Нови на авто. День посвящается изучению пляжей, перемещаюсь в сторону Подгорицы. Пару каких пляжей лучше посетить по дороге? Из отчетов примерно выбрал Бечичи-Рафаиловичи, как один из тусовочных. Как там с парковкой дело обстоит? Есть ли бесплатные поблизости? И второй пляж - drobni pijesak 2,5 км южнее Св. Штефана. Выбрал, как один из самых труднодоступных и уединенных. Днем отдых на этих пляжах, вечером размещение в районе Св.Штефана. В каком месте там лучше остановиться для поиска жилья? Снимаю жилье на одну ночь.
День 6. Рано утром выезжаю через Подгорицу в Жабляк. По дороге смотрю достопримы: мост Миллениум в Подгорице, мост через каньон Тары. Еду через Колашин и Мойковац. После обеда хочу уже добраться до Жабляка. Если шанс успеть на Биоградско озеро? Размещаюсь к вечеру на постой в Жабляке, еду на авто вверх, хочу подобраться максимально близко к пику Чуровац, чтоб сделать фото каньона Тары с его высочайшей точки. Вечернее время для этого подойдет? Как вариант хочу еще спуститься оттуда на авто к самой реке через Тепцу. Как там дорога, проезжая для малолитражки? Или лучше не рисковать? Ночевка в Жабляке.
День 7. Рано утром из Жабляка до Черного озера и немного в горы для легкого трекинга по одному из маршрутов. До какого места там можно добраться на авто, чтоб забраться максимально в горы? Небольшая прогулка, чтоб к обеду вернуться в Жабляк. Днем выезд из Жабляка через Трсу к Плужине. Фото видов реки Пивы с горного серпантина перед мостом. Ближе к вечеру проезжаю через Никшич. Там смотрю церковь Св.Василия и дворец какого-то короля рядом. Вечером доезжаю до Будвы. Ищу ночлег.
День 8. Сдаю утром авто. Последний день, прогулки по городу, отдых на пляже. После обеда улетаю из Тивата.

Все вроде плотно, но не побываю в Цетинье и на горе Ловчен. Их можно куда-нибудь втолкнуть между вышеперечисленным? Может, авто сразу после прилета взять в аэропорту, и в последний день перед вылетом сгонять на Ловчен? Сколько по времени может занять такая поездка? Как по ценам аренды: дешевле в аэропорту или в Будве?

upd: Раскритиковали излишнее пребывание в Будве. Переиграл план следующим образом, чтобы добавить поездку на Ловчен и поиметь побольше времени на Котор.
День 1. Прилетаю в Тиват после обеда. Беру авто в аренду сразу в аэропорту. Далеко ли от аэропорта ближайшая АЗС? Для первичного размещения - Будва. Еду в район автобусной станции и начинаю пеший поиск жилья на месте, двигаясь в сторону пляжа в поисках надписей "sobe". Снимаю жилье на 1 ночь. Вечер первого дня - пешие прогулки по Будве. Покупка SIM-карты.
День 2. Акклиматизация. С утра на пляж Могрен, днем пешие прогулки по Старому городу Будвы. После обеда чек-аут и выезд в Котор. Поиск жилья в Которе на 1 ночь. В каком месте города начать поиски жилья, с учетом того, что нужно куда-то пристроить авто? Понял, что с парковками там напряженка. Вечером прогулка по Старому городу Котора. Фото крепости в сумерках.
День 3. Рано утром - чек-аут, покидаю Котор на авто. Поднимаюсь на Ловчен, к мавзолею. Дальнейшая программа дня - поездка по Которской бухте. Пераст: прокатиться на катере до одного из островков. Рисан: проехать сквозь, чтоб забраться на перевал в районе Грахово за красивым видом. Вечером третьего дня прибываю в Герцег-Нови, чтобы оказаться поближе к хорватской границе, для последующей поездки в Дубровник, снимаю жилье на 2 ночи.
День 4. см. выше. без изменений.

11.06.2009
14:00 аэропорт Тиват
Прилет в Тиват, прохождение контроля, поиск и выбор авто в прокатных конторах, оформление. Выезд в сторону Котора, заправка на ближайшей АЗС.
17:00 Котор Прибытие и размещение
Приезд в Котор около 17 часов. Поиск жилья на 1 ночь. Размещение. Прогулка по Старому городу Котора. Покупка сим-карты. Съемка крепости при ночном освещении. Ужин.

12.06.2009
утро Котор
Пешая прогулка по Котору, подъем на крепостные стены, съемка Которского залива сверху. Чек-аут из отеля и обед.
день Которская бухта Огибаем Которскую бухту
Выезд из Котора на автомобиле на запад.
день Пераст
Пешая прогулка по Перасту. Морской музей. Церковь. Прогулка до пристани. Поездка на катере до одного из островов бухты.
вечер Рисан
Подъем в горы за Рисаном на Грахово. Съемка Которской бухты с перевала.
вечер Герцег Нови
Поиск жилья, размещение на 2 ночи. Пешая прогулка по городу

13.06.2009
утро Герцег Нови
Завтрак и выезд в сторону границы
утро граница

утро Цавтат
Осмотр окрестностей Цавтата (гавань, полуостров)
утро Млини
Пляж в Хорватии между Цавтатом и Дубровником. Обед.
день Дубровник
Пешие прогулки, осмотр достопримечательностей во второй половине дня. Авто на платной парковке под крепостными стенами.
вечер граница
Пересечение черногорско-хорватской границы
вечер Герцег Нови
Возвращение в отель.

14.06.2009
утро Герцег Нови
Чек-аут из отеля, выезд в Св.Стефан
утро паром
Паром из Каменари в Лепетани
день Бечичи
Остановка на пляже в районе Бечичи-Рафаиловичи
вечер Св.Стефан
Размещение в отеле на 1 ночь, пешая прогулка.

15.06.2009
утро Св.Стефан
Чек-аут из отеля, выезд в Жабляк
утро Подгорица
Проезжаем мимо. Смотрим Миллениум Бридж
утро каньон Морачи
Едем до Колашина. Съемка в каньоне Морачи. Монастыри
утро каньон Тары
Едем до Мойковаца. Съемка в каньоне Тары. Монастыри
день мост Джурджевича
Едем до Жабляка. Съемка в каньоне Тары. Мост Джурджевича.
день Жабляк
Размещение в отеле на 1 ночь
вечер Чуровац
Подъем на гору к краю каньона Тары
вечер Тепца
Если позволит время и качество дороги, то спускаемся к реке через Тепцу.

16.06.2009
утро Дурмитор
Прогулка по нац.парку Дурмитор. Змеиное и Черное озеро.
утро Трса
Объезд Дурмитора на авто вокруг. Съемки видов горной гряды с юга: Боботов Кук, Савин Кук.
день Плужине
Осмотр Пивского каньона. Съемка до моста через Пиву с горной дороги. Короткая остановка в Плужине.
день Никшич
Осмотр достопримечательностей: дворец царя, церковь, парк.
вечер Петровац
Размещение в отеле на 1 ночь

17.06.2009
утро Петровац
Прогулка по Петровацу, пляж, чек-аут, выезд в Цетинье
день Цетинье
Осмотр достопримечательностей: монастырь, церковь
день Ловчен
Подъем к мавзолею Негуша
вечер Будва
Размещение в отеле на 1 ночь

18.06.2009
утро Будва
Пляж Mogren, Старый город Будвы, чек-аут.
12:00 аэропорт Тиват Сдача авто
15:00 аэропорт Тиват Вылет в Москву

Экскурсии на Скадарское озеро, продаваемые в турагенствах Черногории и на набережной Будвы, меня не впечатляют… Проводят их банально, без погружения в местный быт, а ведь вокруг водоема расположилось много поселений. И самое обидное — не показывают настоящие красоты озера. Я постараюсь исправить ситуацию, описав несколько маршрутов на авто самостоятельно по Скадарскому озеру. Взять машину в аренду в Черногории советую в MyRentaCar.com

Сегодня расскажу о панорамном маршруте Будва — Бар — Острош — Муричи — Годинье — Вирпазар . Он займет весь день, плюс требует опытного водителя, местами будут узкие серпантины с глухими поворотами. Маршрут вдоль Скадарского озера из Будвы на карте .


Если вы впервые в Черногории, то посмотрев все и ее ривьеры, отправляйтесь в старый Бар. Здеcь чувствуется восточный колорит во всем- в посуде, еде, подаче кофе, в присутствии мечетей… недаром Османская империя 300 лет правила этим городом.


Вход в старый Бар за крепостные стены платный — 2 евро. Сегодня город нежилой, является музеем под открытым небом. При нажатии фото — открывается галерея


Обязательно прокатитесь к набережной Бара, она широкая и приятная для прогулок. А по вечерам тут шикарные закаты.


На набережной стоит дворец короля Николы. Но вместо скучного музея я бы посоветовала присесть на кофе с пирожным и насладиться морским бризом. Из Бара путь держим на объездную дорогу, уходящую в сторону албанской границы. По пути встречаются живописные деревеньки с садами и огородами. Угостились спелыми гранатами, свисающими над дорогой.

Проехали поселок с красивым названием Владимир, который местное население на албанском называют совсем иначе и повернули к ресторану Panorama . Обедать там не стали, торт насытил нас до вечера 🙂 Но вам советую — кухня национальная, есть домашние сыры и оливки, роскошные виды на Албанию, Черногорию, Большой Ульцинский пляж и деревни


Дорога узкая, но асфальтированная. Приведет вас прямиком к воздушной границе двух стран. На карте точка обозначается Viewpoint Štegvaš — передо мной видно практически в полном объеме Скадарское озеро с небольшими островками. А за спиной — вид на зеленые поля и морское побережье.


Тут же стоит огромный плакат — «панорамный маршрут между двух живописных берегов». Я на фото выше в самой правой верхней токе. Потом мы поедем налево вдоль озера, в сторону Вирпазара. Сразу предупреждаю — дорога не для слабонервных 🙂 Если у вас нет опыта езды по узким серпантинам, то лучше возьмите водителя, гида либо ограничтесь экскурсией на лодке


На другом берегу — албанские поселения. Озеро на 1/3 принадлежит соседней стране


Наша следующая остановка — поселение Острош с этническим албанским населением. Читала про него 3-хлетней давности новости, что жители постепенно уезжают отсюда, водопровод не проведен, дорогу новую не строят, Интернета нет, врачи приезжают изредка, в школе детей в 4 раза меньше, чем во времена Югославии… Эх, жалко, такой красивый край пропадает, а какие каштаны здесь вкусные! Подпишитесь на Инстаграм — VisitKraja если любите подобные деревушки и природу.


К нам подошел местный житель, сказал, что каштановые леса поделены на участки между жителями. Тут их жарят на гриле, в сыром виде я часто вижу в продаже в супермаркетах. Только имейте в виду, что не все каштаны в мире съедобные 🙂 Кстати, в Которском заливе в Столиве можно сейчас пособирать их, в ноябре там будет устроен праздник в честь каштанов


В конце октября сюда пришла настоящая осень, учитывая что мы на какой-то высоте над уровнем моря, да еще и во влажной области, то природа совершенно иная, нежели на море. На фото — покрасневшее дерево хурмы. Через месяц оно полностью скинет листву, оставив оранжевые плоды. По-черногорски хурма — «япанско ябуко»


Около часа мы ехали по каштановому лесу, в нем было много грибов, но я не рискнула собирать. Здесь встречаются каштановые деревья, которым 500-1000 лет


С фруктами, медом, каштанами в этом крае все хорошо! Да и козий сыр с Остроша я ела в разных ресторанах — он невероятный! Еще в том регионе можете увидеть остатки старинной православной церкви — Пречиста Краинска 10 века постройки


И узкая асфальтированная дорожка ведет на горку к 12 колодцам, если не знать точно локацию — не найти. Народ живет над огромной водной гладью Скадарского озера, но деревня долго жила без воды, за ней ходили на пригорок… По сей день 2 колодца используют по прямому назначению


Над поселком Муричи часть нашей компании закупилась у бабушки домашними специалитетами. Дорога все время виляет. Панорамы на озеро открываются через раз. Но и деревеньки интересно поразглядывать. Можете спуститься летом в Муричи , там есть пляж, работают рестораны, кэмпинг для палаток, можно на лодке или байдарке сплавать до соседних островов, посетить средневековый монастырь Бешка


Следующий интересный пункт маршрута — деревенька Годинье , известная частными винодельнями

Покажу летние фото с этого места. Godinje делится на нижнее поселение, появившееся после землетрясения 1979 г, и на верхнее старое. Всем советую заехать именно на горку, прогуляться по каменным лестницам, заглянуть в заброшенные домики


Дома построены встык к друг другу, по тоннелям люди могли попасть в другой конец деревни, не выходя на улицу и убежать так от турков, к примеру


В туннелях сохраняется прохлада около +20 даже летом, там обычно хранили бочки с вином, овощи

По указанной ссылке подробный план на две недели. Как правило, во время отпуска вы будете корректировать свой маршрут на ходу. Вот вам пост с бумажными картами основных черногорских курортов.

Короткая предыстория этого поста

Статья написана для всех авто путешественников, которые едут в Черногорию впервые. Мое первое черногорское автомобильное путешествие было практически под угрозой срыва, из-за невозможности собрать толковые маршруты в ограниченные сроки.

На форуме Винского тонны полезной и нужной информации, но для её поиска нужно приложить неимоверные усилия и потратить очень много времени. Ввиду актуальности данной проблемы (с которой я тоже столкнулся), было принято решение свести всю актуальную информацию по самым популярным черногорским автомобильным маршрутам в одном посте. Приятного чтения!

Если у вас есть дополнения, замечания или критика, то добро пожаловать в комментарии. Именно благодаря вашим советам и комментариям, статья получилась полной, полезной и информативной.

Прокатились по моим черногорским маршрутам и вам понравилось/не понравилось? Написать про свое автопутешествие

Нашли в статье неточности (со временем что-то могло измениться), тогда ругайте меня в комментариях к посту. :)

Отдых в Черногории можно провести по-разному, либо всё отпускное время потратить на пляж-море-рестораны, либо подробно изучить самую красивую балканскую страну, а бонусом будет отдых на самых лучших пляжах (каждый день на разных).

В отличие от пассивного пляжного отдыха, который к сожалению выбирают многие, у вас будет возможность искупаться и в море, и в Боко Которской бухте, и в горных и лесных озерах, обедать вам предстоит в самых лучших ресторанах или небольших кафе местных жителей, а не в прибрежных туристических местах, продолжать описывать плюсы активного отдыха на авто можно бесконечно.

Где арендовать машину

В эту табличку я поместил основные способы аренды автомобилей в Черногории, более подробно и развёрнуто читайте далее. Привычного каршеринга в Черногории нет, но если брать машину на неделю, то получится даже дешевле.

Арендовать автомобиль в Черногории проще, дешевле и удобнее на местном прокатном сайте (рекомендую именно этот вариант).

Аренда и передвижение по стране доступна по российскому водительскому удостоверению (МВУ - Международное Водительское Удостоверение местные полицейские не требуют), дороги в стране хорошие, выбор машин большой, так что не вижу причин отказывать себе в этом удовольствии.

Изучите подробный отчет о том как я арендовал машину в Будве , там мои отзывы, рекомендации и лайфхаки (настоятельно рекомендую изучить статью). Если совсем нет времени, то прочитайте лайт версию этой полезной статьи, там про черногорскую аренду авто, кратко и толково.

Так же обязательно изучите статью про нетуристические достопримечательности страны (это для тех, у кого очень много времени).

Что важно знать при автомобильной поездке по Черногории

Важная информация!

Выбор: если вы решили провести свой черногорский отпуск на автомобиле, то я настоятельно рекомендую бронировать машину заранее. Чем раньше вы озаботитесь этим, тем больший выбор транспортных средств будет в вашем распоряжении, так сказать есть из чего выбрать. И напротив, прямо перед отпуском выбор прокатных машин ограничен, особенно сложно с выбором в летние месяцы (проверено на личном опыте).

Вы ничем не рискуете: полную сумму аренды вы платите лишь в момент получения автомобиля, бронь можно в любой момент отменить, или изменить.

В Черногории выгодно арендовать машину на длительный срок. Если вы арендуете автомобиль на весь отдых, то значительно экономите на аренде машины (чем больше срок аренды, тем дешевле), на групповых экскурсиях (экскурсии от 20 Евро с человека, а аренда машины от 20 Евро за машину, за день можете объехать пол страны) и такси в аэропорт (в сезон таксисты берут по 50 Евро за поездку). Следует лишь предупредить прокатчика, что бы он привез и забрал автомобиль в аэропорту.

Иногда день аренды машины стоит дешевле, чем поездка на групповую экскурсию! Не верите? Вот тут актуальные цены на самые популярные экскурсии. Я для вас описал самые популярные экскурсионные маршруты , вы можете их изучить и самостоятельно по ним прокатиться.

Местные (черногорские) фирмы по прокату автомобилей (проверить цены). Если вы не планируете путешествовать на автомобиле по Европе, то выгодней всего воспользоваться местными прокатчиками. Автопрокатных фирм в Черногории много, цены у них ниже чем у крупных международных прокатных фирм, но есть ряд ограничений: взять и вернуть машину можно только на территории Черногории (если у вас путешествие через всю Европу, то вам этот вариант не подойдет), выезжать за пределы страны позволит не каждый прокатчик (в соседние страны Албания, Хорватия ещё можно, а дальше в Европу - уже сложней).

  • вокруг Боко Которской Бухты;
  • к Албанской границе и нудистам;
  • через всю страну в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня);
  • лучшие черногорские пляжи на автомобиле;
  • в Национальный парк Ловчен и прекрасные виды на Котор.

На автомобиле вокруг Боко Которской Бухты

Боко Которский залив является самым красивым приморским регионом Черногории, тут есть всё что туристу нужно, от целых городов - памятников ЮНЕСКО (Котор), до крохотных и очень живописных рыбацких поселков. Рекомендую в первый день своего автомобильного путешествия посвятить именно Боко Которской бухте.

Мне настолько понравилась бухта, что я сменил автомобиль на велосипед и объехал Боко Которку на велике.

Карта маршрута вокруг Боко Которской Бухты

Общая протяженность маршрута: 125 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день, маршрут очень интересный.

Автомобильный маршрут вокруг Боко Которской Бухты:

  1. Будва - Котор: 24 км;
  2. Котор - Пераст: 12 км;
  3. Пераст - Рисан: 5 км;
  4. Рисан - Герцег-Нови: 25 км;
  5. Герцег-Нови - Игало: 3 км;
  6. Игало - Каменари: 17 км;
  7. Каменари - Лепетане: 300 м;
  8. Лепетане - Котор: 15 км;
  9. Котор - Будва: 24 км.

Встаем пораньше и едем из Будвы в Котор, пока там ещё нет толп туристов. Утром в Котор лучше ехать через перевал, а не через тоннель. Сразу за стадионом вам следует повернуть (смотрите карту), дорога весьма интересна.

Котор

Практически все парковки в Которе платные, ищите свободное место, паркуйтесь и бегом в Старый город (пока Котор не оккупировали толпы туристов). В Которе и его ближайших окрестностях много достопримечательностей , самые яркие ищите по ссылке.

Небольшой лайфхак по Котору: если приехать до 8 утра, то подняться в крепость Иоанна можно бесплатно, кассиры приходят на работу после 8:00 или 8:30. Берите бутылку воды, удобную обувь и фотоаппарат.

При наличии свободного времени, вот вам список которских интересностей:

  • посидеть в многочисленных кафешках;
  • покормить которских котов;

Боко Которская бухта

Выезжаем из Котора и не торопясь едем вдоль Боко Которского залива. Можно заезжать практически в любой населенный пункт, который вам понравился. Если времени не много, то я настоятельно рекомендую обязательно побывать в Перасте и Рисане , там много чего интересного (особенно в Перасте).

От Переста можно совершить короткую морскую экскурсию к островам (остров Святого Георгия и остров Богородицы на рифе) или более длительную по Боко Которскому заливу, это отлично разнообразит вашу автомобильную экскурсию. Посмотреть на Боко Которскую бухту с моря - это Маст Си для любого туриста. А можно просто побродить по единственной улице Пераста.

На пути следования будут рестораны и кафе, рекомендую пообедать/поужинать на устричной ферме, их в Боко Которке несколько (ищите в окрестностях Пераста, и там где увидите таблички).

Герцег Нови и Игало

Следующим обязательным пунктом нашего автопутешествия является город Герцег Нови. Перед городом , рекомендую туда заглянуть.

Если свободного времени у вас много, то можно заглянуть в соседний городок - Игало. В этом небольшом городе находятся грязелечебница и институт, все желающие могут пройти курс лечения (платно), или извазюкаться в целебной грязи прямо на местных пляжах (совершенно бесплатно).

Паром Каменари - Лепетане

Отправляемся в обратный путь. Для сокращения пути в Будву, можно воспользоваться паромной переправой Каменари - Лепетане (далее можно ехать через Тиват, но без Котора), переправа платная 5 Евро с машины. Сама переправа является одной из достопримечательностей Боко Которской бухты, так что можно этим воспользоваться и полюбоваться видами.

Если возвращаетесь через Тиват, то обязательно загляните в люксовый район Порто Монтенегро , закажите чашечку кофе и наслаждайтесь закатом, который в этих местах великолепен. Либо просто прогуляйтесь по городу и мельком посмотрите на тиватские достопримечательности , для этой прогулки пары часов вполне хватит.

Вечерний Котор

Если времени у вас достаточно, то можно прокатиться вдоль залива (рекомендую именно этот вариант). Если на обратном пути в Будву едете вдоль залива, то обязательно загляните в Котор и полюбуйтесь на его вечернюю подсветку, посидите в одном из уличных ресторанов, которых в городе множество. Открыточный вид на Котор (отражение городской подсветки в воде образует сердечко) доступен с набережной в поселке Муо. Рекомендую, вы не пожалеете.

Из Будвы на юг Черногории к Албанской границе и нудистам

На юге расположен самый протяженный пляж страны - Велика плажа, его длина более 12 километров, тут же расположен самый большой нудистский пляж Ада Бояна. В этом регионе станы (рядом с Албанской границей) Черногория и черногорцы совершенно другие, но тем не менее поездка будет интересной.

Карта маршрута на юг Черногории

Минимальная протяженность маршрута: 220 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день.

Автомобильный маршрут на юг Черногории:

  1. Будва - Бар: 39 км;
  2. Бар - Старый Бар: 5 км;
  3. Старый Бар - Ульцинь: 25 км;
  4. Ульцинь - пляж Велика плажа: 9 км;
  5. пляж Велика плажа - остров Ада Баяна: 7 км;
  6. остров Ада Баяна - Вирпазар: 64 км;
  7. Вирпазар - Риека Црноевича: 25 км;
  8. Риека Црноевича - Будва: 46 км.

Ещё один простой маршрут для адаптации, который идет вдоль побережья и упирается в границу с Албанией. Это если доехать до Ульциня и тем же путём вернуться в Будву.

Если у вас имеется время, и желание проехать вдоль Скадарского озера (но дорога тут достаточно сложная), тогда маршрут можно разбить не несколько участков. Первый участок из Будвы в Ульцинь, ночёвка. Далее, проезжаем горными дорогами вдоль Скадарского озера и ночуем в Вирпазаре. В третий день, посещаем деревню Риека Црноевича. и спокойно возвращаемся в Будву.

Теперь обо всё по порядку.

Выезжаем из Будвы и без остановок (можно и с остановками, кому как нравится) едем до города Бар.

Будванская ривьера

Если время позволяет, то можно по пути заехать в Бечичи и навестить Старую Оливу. Не доезжая до курорта Пржно, можно подняться на гору Челобрдо и полюбоваться с самой лучшей смотровой площадки на прекрасный Свети Стефан. Но следует помнить про время, возможно на эти маршруты следует выделить дополнительный день.

Город Бар и окрестности

В пяти километрах от Нового Бара, есть Старый Бар , вот тут намного интересней, рекомендую не спеша побродить по древнему городу.

Рядом со Старым Баром есть ещё одна достопримечательность - старая олива. Говорят что дереву более 2 000 лет, но на вид так не скажешь. Достопримечательность платная (1 Евро за вход), найти её не очень просто (указал её расположение на гугл карте), вот вам точные координаты @42.0729748,19.1083698, (достаточно ввести в гугл карты). В Бечичи есть похожее дерево, которое примерно того же возраста, возле неё нет туристов, а посетить достопримечательность можно бесплатно.

Ульцинь и Велика пляжа

Следующая наша остановка будет в старинном городе Ульцинь, этот город сильно отличается от других приморских черногорских городов, в нём большая мусульманская община, преобладают мечети, но есть и христианские храмы.

Деревня Риека Црноевича

После Скадарского озера следует ещё одна дилемма, либо возвращаться в Будву по уже знакомой дороге (вдоль моря), либо проехать через небольшой живописный городок-деревню Риека Црноевича (самый красивый городок на берегах Скадарского озера) и далее через Цетинье (Цетинье можно проехать транзитом) вернуться в Будву (этот путь указан на моей карте).

Если вы хорошо справились с горной дорогой через Владимир, то можно ехать в деревню Риека Црноевича. Если дорога для вас была сложной, то лучше вернуться к морю, так как от Вирпазара до Риека Црноевича есть несколько серпантинов и сам путь чуть сложнее.

От Вирпазара до деревни Риека Црноевича не более километров 25, но именно этот участок пути опасней всего. Деревушку Риека Црноевича можно посетить более безопасным путём, если съехать по трассе Цетинье - Подгорица со стороны города Цетинье, тогда путь до деревни будет не более 7 километров.

На автомобиле через всю Черногорию в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня)

Ваша поездка в Черногорию будет не полной, если вы не побываете в горах, цель этого маршрута в посещении Национального парка Дурмитор с ночевкой в городе Жабляк. Но если быть честным, то на нашем пути будут и другие Национальные парки (Скадарское озеро, Биоградское озеро), которые тоже стоят вашего внимания.

Многие совершают поездку в Жабляк на один день, но в спешке не видят всей красоты места, мы не будем спешить и повторять их ошибок. По этой причине поездка разделена на поездку из Будвы в Жабляк и из Жабляка в Будву, туда и обратно едем разными дорогами.

Есть более бюджетный вариант, поехать на автобусную экскурсию «Каньоны Черногории », как она проходит, смотрите по ссылке.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк (первый день)

План следующий, выехать из Будвы как можно раньше, проехать по части вчерашнего маршрута (смотрите выше) и посмотреть, что не успели посмотреть (Скадарское озеро), далее столица Черногории - город Подгорица, далее на север страны и конечная точка маршрута - Жабляк (там ночевка).

Карта маршрута из Будвы в Жабляк

Протяженность маршрута: 245 километров.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк:

  1. Будва - Вирпазар: 43 км (через горы);
  2. Вирпазар - водопад «Ниагара»: 27 км;
  3. водопад «Ниагара» - Подгорица: 7 км;
  4. Подгорица - монастырь Морача: 47 км;
  5. монастырь Морача - Биоградское озеро: 43 км;
  6. Биоградское озеро - водопад Равняк: 28 км;
  7. водопад Равняк - мост Джурджевича: 28 км;
  8. мост Джурджевича - Жабляк: 22 км.

Вирпазар

Выезжаем из Будвы как можно раньше и едем к Скадарскому озеру. Из Будвы в Вирпазар есть две дороги, одна попроще через платный тоннель Созина, вторая бесплатная, интересная и горная. В этом маршруте мы едем по горам (этот путь указан на моей карте). Для этого следует повернуть вглубь страны прямо у Петроваца. В Вирпазаре можно позавтракать, покататься на лодке по озеру, погулять и отправиться дальше.

Черногорский водопаду «Ниагара»

Едем к водопаду «Ниагара», конечно до настоящей Ниагары черногорский водопад не дотягивает, но заехать можно. Будьте внимательны, черногорскую «Ниагару» можно запросто проскочить мимо, если не знать где остановиться (смотрите расположение на карте). :)

Найти путь к «Ниагаре» тоже не просто, она расположена на реке Циевна, на второстепенной дороге. После того как проедете поворот на аэропорт Голубовицы будет мост через реку Циевна, после моста сворачивайте и поезжайте вдоль реки. У водопада имеется ресторан с неторопливым сервисом.

Подгорица

Следующая остановка - Подгорица, тут можно посмотреть на Старый город, мост Миллениум, памятники Высоцкому и Пушкину, пошоппиться в столичных моллах и поехать далее. Многие вообще столицу проезжают транзитом, в этом есть своя правда, так что выбор за вами.

Каньон реки Морача

Дорога вдоль каньона реки Морача приводит нас в монастырь с одноименным названием. Не доезжая до монастыря есть река Мртвицы, обязательно прогуляйтесь по каньону реки Мртвицы, тут очень красивые места (координаты въезда 42.705212 19.374902). Далее, осматриваем монастырь Морача и едем далее.

По пути в нац. парк Биоградское озеро

На пути в Национальный парк Биоградское озеро будет город Колашин, при наличии свободного времени можно его посетить, но если проедете мимо, то практически ничего не потеряете.

Едем в Национальный парк Биоградское озеро, гуляем и отправляемся дальше. Проезжаем город Мойковац, опять же при наличии времени и желания можно там побывать.

По пути в нац. парк Дурмитор

Направляемся в сторону ещё одного Национального парка Черногории, на этот раз это парк Дурмитор и наша конечная цель поездки городок Жабляк. Весь дальнейший путь лежит вдоль каньона реки Тара, тут достаточно живописно. На пол пути к Жабляку можно сделать остановку у водопада Равняк и пообедать в одноименном ресторане (готовят долго, но вкусно).

Мост Джурджевича

Не доезжая до Жабляка сворачиваем чуть в сторону и любуемся видами моста Джурджевича. Можно покататься на ЗипЛайне (зиплайны есть и в других местах Нац. парка), так же есть возможность осуществить сплав на кайаках (рекомендую), но это для тех, кто едет в Жабляк на несколько дней.

Жабляк

Приезжаем в Жабляк. Что бы не терять время на поиски жилья, заранее его бронируем. Тут важно слово заранее, так как на хорошие варианты спрос есть.

Из комфортных мест размещения рекомендую вот эти уютные домики (Vile Calimero), они построены в стиле альпийских шале с камином и домашней атмосферой.

Домики расположены чуть в стороне от центра города, но в пешей доступности. Есть бесплатная парковка, бесплатный WiFi, кофеварка и т.д. И что самое важное, в комнатах уютная, домашняя обстановка, а не чувство отельного номера. Этот вариант отлично подойдет для больших компаний или семей с детьми, есть домики на 7 человек.

Нужен вариант попроще, тогда (Apartmani Prisoje). Очень чистые комнаты, чуть в стороне от центра (но какая разница, вы же на машине), есть бесплатная парковка, мини-кухня, а завтрак входит в стоимость. Если надо, то хозяйка всё подскажет и расскажет, она хорошо говорит по-русски.

Заселяемся, и если силы после дороги остались, то можно отправиться на Чёрное озеро (в 2‑х километрах от Жабляка), для самых стойкий (или самых упертых) можно подняться на утес Чуровац (закаты тут чудесные) и т.д.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву (второй день)

План на этот день следующий, проснуться пораньше, погулять по окрестностям и отправиться обратно в Будву, но другим маршрутом, который тоже обещает быть интересным.

Карта маршрута из Жабляка в Будву

Протяженность маршрута: 286 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву:

  1. Жабляк - плотина Пивского озера: 61 км (через горы Нац. парка Дурмитор);
  2. плотина Пивского озера - Пивской монастырь: 24 км;
  3. Пивской монастырь - Никшич: 51 км;
  4. Никшич - монастырь Острог: 25 км;
  5. монастырь Острог - Даниловград: 30 км (по трассе М18);
  6. Даниловград - монастырь Дайбабе: 26 км;
  7. монастырь Дайбабе - Вирпазар: 26 км;
  8. Вирпазар - Будва: 43 км.

Проведя одну ночь (две, три и т.д.) в Жабляке двигаемся в обратный путь в Будву. В Будву поедем другой дорогой, что бы увидеть как можно больше красивых мест и достопримечательностей.

Пивское озеро, плотина и монастырь

Одна из техногенных достопримечательностей рядом с Национальным парком Дурмитор - это искусственное озеро (Пивское водохранилище) и огромная плотина на нём. Если вам повезет и горная дорога через Национальный парк Дурмитор будет открыта для движения (следует уточнить заранее), то вы увидите красочные виды и сэкономите время в пути. Сама дорога не очень сложная, дорожное покрытие пригодное для любой машины.

Возле Пивского озера следует повернуть направо и ехать вдоль воды не более 15 километров (смотрите карту). Плотина на Пивском озере считается самой большой в Европе, и действительно её размеры впечатляют (высота более 200 метров).

Разворачиваемся и двигаемся на юг, проезжаем Плужине, в нескольких километрах за ним будет Пивский монастырь. После Пивского монастыря рекомендую сделать остановку в Никшиче, размять ноги и погулять вдоль озер (смотрите на карту). Если вы живете в Боко Которской бухте (Герцег Нови, Тиват, Котор и т.д.), то можно прямо от Никшича проехать в Боко Которску, маршрут следующий: Никшич - Грахово - Рисан (смотрите на карте).

Монастырь Острог

Ходит легенда, что всех путников на этой дороге охраняет сам Василий Острожский, который является основателем монастыря, так что ничего плохого на этой горной дороге случиться не должно.

Монастырь Дайбабе и Подгорица

Далее едем в сторону Подгорицы, проезжаем столицу транзитом и заезжаем в достаточно интересный монастырь с забавным названием - монастырь Дайбабе. Если времени хватает, то можно и столицы уделить немного внимания.

Цетинье или Ловчен

Тут следует отметить: вы можете из Подгорицы поехать (через Цетинье) в Национальный парк Ловчен (дорогу смотрите на карте). Однако, я рекомендую выделить на Ловчен, отдельную поездку. По ссылке можно посмотреть, что из себя представляет нац. парк Ловчен , и как там проходят групповые экскурсии.

Черногорские пляжи на автомобиле

Нет никакого смысла арендовать автомобиль и ездить на доступные для всех туристов пляжи будванской ривьеры , там как правило всё предсказуемо (много народу, шумно и всё по-туристически). К тому же на самые чистые пляжи будванской ривьеры на машине не проехать. Так что рекомендую выделить свободный день и пройти самые красивые будванские пляжи пешком.

Учитывая всё вышеперечисленное, предлагаю прокатиться по менее доступных, для безмашинных туристов пляжам, хотя и там тоже будет полно отдыхающих.

Карта маршрута пляжи Черногории на автомобиле

Протяженность маршрута: 120 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут пляжи Черногории:

  1. Будва - пляж Яз: 6 км;
  2. пляж Яз - пляж Трстено: 4 км;
  3. пляж Трстено - пляж Плоче: 2 км;
  4. пляж Плоче - пляж Бигово: 25 км;
  5. пляж Бигово - пляж Голубые горизонты: 19 км;
  6. пляж Голубые горизонты - пляж Крашичи: 5 км;
  7. пляж Крашичи - пляж Росе: 10 км;
  8. пляж Росе - пляж Жаница: 10 км;
  9. пляж Жаница - пляж Миришта: 1 км;
  10. пляж Миришта - Будва: 42 км.

Особо рассказывать про этот маршрут нечего, забиваете координаты в навигатор и едете по всем пляжам. Я постарался включить в этот список самые интересные и менее туристические пляжи (хотя это не про черногорские пляжи, они все туристические).

Дороги по данному маршруту разные, часть пути пролегает по автомагистралям, есть и совсем проселочные, но очень симпатичные (в основном на полуострове Луштица).

Пляжи возле Будвы

Старт маршрута, как всегда из Будвы, ближайший пляж по нашей легенде - пляж Яз. Пляж достаточно большой и при этом рядом с ним нет слишком крупных туристических поселений, самый ближний населенный пункт - Будва. Покрытие пляжа - крупная галька, есть вся туристическая инфраструктура и платная парковка.

Едем дальше, а дальше пляж Трштено. Пожалуй это лучший песчаный пляж возле Будвы, он совсем небольшой так что может быть переполнен. Пляж Трштено отлично подойдет для автотуристов с детками, вход в воду пологий, пляж расположен в укрытой бухте, а это значит отсутствие сильных волн. Покрытие пляжа - песок, есть вся туристическая инфраструктура и переполненная бесплатная парковка.

Ваше автопутешествие будет не полным, если вы не побываете в Национальном парке Ловчен и не полюбуетесь видами на которскую гавань с высоты птичьего полета. Маршрут этого дня не очень продолжительный (не более 130 километров), но из-за сложности ландшафта (горы и холмы), ехать придется с особой осторожностью.

Карта маршрута в Национальный парк Ловчен

Протяженность маршрута: 122 километра.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут в Национальный парк Ловчен:

  1. Будва - крепость Космач: 16 км;
  2. крепость Космач - Цетинский монастырь: 16 км;
  3. Цетинский монастырь - Цетинье: 2 км;
  4. Цетинье - мавзолей Негоша: 20 км;
  5. мавзолей Негоша - село Негуши: 14 км;
  6. село Негуши - серпантин в Котор: 16 км;
  7. серпантин в Котор - крепость Гораджа: 6 км;
  8. крепость Гораджа - Котор: 9 км;
  9. Котор - Будва: 23 км.

Крепость Космач

Выезжаем из Будвы и двигаемся в сторону Цетинье, на пути можно посетить австрийскую крепость Космач (постройка 1841-50 годов). Для любителей исследовать фортификационные сооружения, крепость Космач подойдет идеально, она хорошо сохранилась и в то же время имеет боевые шрамы.

Добраться до крепости не так уж и сложно, как это может показаться изначально. Мы едем из Будвы в Цетине, после затяжного подъема (над побережьем) дорога начнет уходить левее в горы, въезжаем в село Браичи (тут можно припарковать машину и до форта дойти пешком). Сбавляем скорость и ищем небольшой туристический указатель (поворот направо указатель коричневого цвета), сворачиваем и едем по узкой дороге (покрытие асфальт, но дорога так себе).

Проехав поселок дорога становиться ещё хуже, да к тому же раздваивается, нам нужна та что идет на право с сильным уклоном (больше похожа на тропу). Дальше ехать не стоит, паркуемся и идем пешком (не более 5 минут), припарковаться можно и на магистрали у селения Браичи, тогда пешком не более 15 минут.

Цетинье

Далее едем в Цетинский монастырь. Про Цетинский монастырь писать много не буду, никаких сложностей с его посещением возникнуть не может, слишком туристическое место. Грех быть в Цетинье и не погулять по городу, ведь это бывшая столица Черногории. Обязательно посетите главную улицу города и загляните в какой-нибудь музей. Собственно, вся жизнь в городе протекает на этой улице, тут и рестораны, и магазинчики, а рядом все достопримечательности.

Национальный парк Ловчен

Из Цетинье едем в Национальный парк Ловчен, въезд платный, плата взимается с машины. В самом Нац. парке есть несколько дорог и не так важно по какой из них вы проедете. При наличии времени стоит объехать Наиональный парк Ловчен по кругу и полюбоваться видами.

Следует быть внимательным с навигаторами и прочими гугл картами, они в этой местности могут врать. Обратите внимание на скан карты к этой части поста, на ней гугл мапс (по непонятной причине) не дал мне проложить прямой путь из Ловчена в Котор (по знаменитому которскому серпантину), настойчиво направляя ехать в объезд через Цетинье.

У мавзолея Негоша оставляем машину и топаем вверх по ступенькам, ступенек очень много, но и виды открываются красивые. Вход в мавзолей платный, но если вы не большой фанат Негоша, то во внутрь можно и не ходить.

Следующим обязательным пунктом нашей автомобильной экскурсии по Национальному парку Ловчен будет село Негуши (созвучно с Негошем, но это разные вещи:)). Село Негуши знаменито своим пшрутом (вяленным мясом), говорят что именно в этом месте продукты самые лучшие. Тут я ничего комментировать не буду, сами выбирайте, место очень туристическое и входит в состав групповых экскурсий по Ловчену.

Которский серпантин

Закупились у местного населения вином, сыром, пшрутом, пообедали и поехали в сторону Котора. Но торопиться не стоит, а стоит внимательно выбрать место для селфи на фоне которской бухты, лучшие фотки получаются с которского серпантина, хотя там много мест с хорошими видами.

Спуск в Котор не настолько страшный как его описывают, да тут очень узкие дороги, да тут крутые повороты, так называемые «шпильки» (поворот на 180 градусов), но со встречкой разъехаться можно. Есть две основные опасности этого серпантина, потрясающие виды и монотонность дороги. Будьте внимательны.

Если вы хотите посетить ещё одну крепость и на улице ещё светло, то сверните в сторону (смотрите на карте) и совсем рядом будет крепость Гораджа. Сохранность у этого оборонительного сооружения отличная, подъезд на машине хороший, вход бесплатный.

Вечерний Котор

Последняя точка нашей сегодняшней экскурсии - это вечерний Котор, не поленитесь и загляните в город, вечером он особенно очарователен, нет толп туристов, зато есть уютные кафе, маленькие рестораны в Старом городе и огромное количество которских кошек, которые по вечерам тоже любят гулять по своему родному городу.

Вот и завершился очередной увлекательный день (отпуск) в Черногории, благодаря автомобилю мы провели его интересно и динамично. Возвращаемся в Будву и вспоминаем этот день, этот отпуск, эту замечательную, приветливую Черногорию...

Ни гвоздя вам, ни жезла.

Фотографии к посту принадлежат: Nick Savchenko / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.

Отчет о путешествии на арендованной машине по Черногории в мае-июне 2017 года. Подгорица, Калашин, Плав, Боснийская сторона, Жабляк, Плужине, Никшич, Херцег-Нови, Которская бухта, Будва, Цетине, Петровац, Бар, Ульцинь, Скадарское озеро, Подгорица.

Предисловие

После нашей первой заграничной поездки в "пакетную" Турцию в 2015 году мы поняли, что это скука дикая, поэтому в 2017 году решили устроить путешествие по своим правилам. Решено было ехать в Черногорию: считай, братский народ, виза не нужна, цены адекватные. В целях экономии мы взяли с собой палатку, хотя до этого ночевали в ней несколько раз на местных вылазках. Ну что, интересно, что из этого вышло?

Аренда машины в Черногории

Особой подготовки к этой поездке не требовалось, ведь заграны у нас уже были, наши права для вождения в Черногории подходят, а билеты купить было совсем несложно, но пункт с арендой вызывал вопросы, так как машину мы брали в первый раз.

Подсчитав деньги, мы решили все-таки раскошелиться на авто и отмели вариант общественного транспорта, ведь машина на отдыхе - это свобода, тем более, когда у тебя палатки, спальники и пенки. Помониторили международные агрегаторы, но там везде был огромный залог, и оплачивать его не хотелось. А потом наткнулись на местный сайт: montenegro.rentacarfor.me , где аренда была дешевле и без залога, при этом с русскоязычной поддержкой.

На 14 дней аренда Toyota Yaris вышла примерно в 33 тысячи рублей, и эта машина полностью нас устроила. Мужа немного подбешивал вариатор и в горах веселее было бы на машине помощнее (хотя некритично), зато расход составил смешные 5-6 литров, а при цене бензина в евро и нашем километраже это дало нормальную экономию.

Подгорица

Прилетев в аэропорт, мы без проблем забрали свою машинку, послушали инструктаж (на английском) и сразу поехали на первый объект — водопад "Ниагара". Он был по пути к самой Подгорице.

Водопад, хоть и небольшой, но очень понравился

Потом устроили прогулку по городу, оставив авто у хостела, который арендовали на первую ночь. Мосты, парки, мечети... пешком обошли весь город! В этот же день купили местную симку в Montenegro Mall, пенку и горелку с газом: наша к местному "протыкному" газовому баллону не подошла.

Прошлись про трем мостам через Морачу

Дороги не загруженные, разве что в центре, но с парковкой мы так и не поняли: много где висят знаки платной парковки, но непонятно, как оплачивать. В итоге мы всегда становились на "стихийных" парковках. Найти их, в принципе, всегда получалось.

Колашин

На второй день мы отправились в Колашин, так как в Подгорице посмотрели все, что могли, а по пути заехали посмотреть на древний город Дукля, крепость Медун и монастырь Морача, который не зря считается самым известным в Черногории. По пути собрали нереальное количество небольших тоннелей: без освещения, без отделки... просто дыра в скале и все. Необычно, да еще и бирюзовая Морача внизу ущелья течет — хоть каждый километр делай остановку и любуйся видами.

Колашин показался нам очень тихим и приятным городком: запомнилась площадь, вымощенная брусом, отель Бианка и ботанический сад. Спасибо смотрителю: подсказал, что ехать в Плав нужно через Комови, а не как мы изначально планировали. В итоге дорога Колашин - Плав была одной из самых живописных.

В Колашине было совсем мало людей, очень тихо и умиротворенно

Плав

После первой ночевки в палатке около реки на съезде с дороги мы отправились в Плав по той самой дороге: когда открылся вид на Черную гору раза четыре останавливались фотографироваться.

Собственно, та самая Черная гора

В Плаве пообедали на озере и двинулись в сторону Боснии. Заехали в Гусине, в монастырь Брезоевица, посмотрели церковь Святой Троицы, а дальше случился инцидент, о котором мы будем рассказывать детям.

Эх, надо было брать лодку и кататься по Павскому озеру

Где-то я вычитала о красоте Хридского озера, и потащила туда мужа. А дорога оказалась вообще никакая. Но машина то не наша, почему бы не рискнуть. Проехали первую часть по ужасному асфальту со скоростью 30 км/ч (минут 30), потом около часа ползли в гору по каменистой грунтовке со скоростью 15-10 км/ч.

Мало того, что слегка перегрелись, так еще и что-то повредили днище отскочивим камнем. Снизу начало пугающе дребезжать, из-под капота подозрительно подванивать, и мы решили, что пора спускаться вниз на нейтралке. То, как меня накрыла истерика, когда мы разворачивались на дорожке шириной в 2 метра между скалой и обрывом — отдельная история. До озера мы так и не доехали, и вам туда рекомендую только пешим броском (очень долго) или на джипе.

В тот день злые и озадаченные поломкой заночевали в палатке возле домов в каком-то населенном пункте на пути к Беране. Проблему решили устранять с утра.

Беране, Рожае, Бело Поле

В автосервисе в Беране нас не починили: к тому моменту мы уже догадались, что погнули глушитель. Видимо, так как машина арендованная, сервис-мэн не решился на крайние меры. А вот паренек в Рожае решился. За 5 евро он разрезал, выгнул и заварил трубу обратно. Муж в этот момент заметно повеселел.

В Боснийской стороне мы побродили по мечетям, башням, церквям и отправились в сторону Дурмитора, где первой остановкой был парк "Биоградская гора".

Парк "Биоградская гора"

Рожае совсем не маленький, да и вообще Боснийская сторона намного оживленнее севера и даже побережья в несезон.

Шел сильный дождь, и погулять не получилось, но мы все равно заплатили 6 евро за въезд на территорию, чтобы посмотреть на озеро.

Дождевички надел — и вперед!

Следующая остановка — мост Джорджевича. Благо, буквально за 5 минут до подъезда к мосту дождь кончился, и мы смогли насладиться видом на Тару. А теперь по невероятно живописным местам до Жабляка!

Вид на реку Тара с моста Джорджевича из памяти не сотрешь, даже если захочешь

В горах было сыро и прохладно, а мы и так замерзли на Биоградской горе, поэтому решено было снять домик рядом с кемпингом Иван До. Две ночи в двухэтажном домике с буржуйкой и видом на горы за 30 евро? Жаль, что нельзя остаться тут на недельку.

Жабляк

Первый день в Дурмиторе мы посветили обходу озер: Змеиное, Барно ну и, конечно, Черное. На это реально ушел весь световой день, но было очень круто. Везде запах дровишек — отопление-то почти по всей Черногории печное. Правда, вечером делать особо нечего: идем в кафе, на мемориал (военных мемориалов у них почти столько же, как у нас), к церкви Преображения с кладбищем, кишащим огромными улитками, и спать.

Чтобы обойти все Черное озеро нам потребовался не один час

Второй день в Дурмиторе мы потратили на поход к Ледяной пещере. Муж в кедах и я в дешевых кроссовках пытались осилить не самый простой хайкинговый маршрут. И ведь осилили! Не дошли метров 300, так как вход был завален снегом, а в кедах по снегу карабкаться не вариант. Вернулись назад уже после обеда и решили, что пора выдвигаться в Плужине.

В Ледяную пещеру не попали, но это был один из лучших пеших маршрутов в моей жизни

Ооо, эта дорога. Безумно красивая. Тут мы впервые по-настоящему прочувствовали горный серпантин. Нет, сильные изгибы были и раньше, но тут дорога была без ограждений и уже.

Немножечко видно дорожное полотно и изгибы дороги

Зато какой вид нас ждал при подъезде к Пивскому озеру! Домашние блинчики и кофеек, небольшая прогулка, и марш бросок до Никшича.

Друзья сказали, что это пейзажи из Толкиена

Никшич

День начался еще в Дурмиторе, а закончился близ Никшича, дорога до которого была подозрительно равнинной и прямой. Сам город не сильно впечатлил, поэтому глянув на крепость, пивзавод и местный парк, рванули на Сланско озеро ночевать с палаткой.

Херцег-Нови

От места ночевки мы заглянули на Крупачко озеро и поехали в монастырь Острог в скале, а потом должны были двинуться в сторону Херцег-Нови, но из-за каких-то работ по единственной трассе пропускали только с 9 до 12 и с 14 до 16, а мы подъехали часов в 10. Пришлось разворачиваться и догуливать в Никшиче. Когда нас, наконец, пропустили, мы ехали до самого Херцег-Нови практически без остановок. Тормознули только залезть на Верхнюю Крепость, с которой наконец-то увидели море.

В Херцег-Нови мы поняли, что с движением лафа кончилась: город небольшой и сильно растянут ввысь по горе. Ездить страшновато, улицы чуть дальше от берега такие, что две машины уже не могут проехать, приходится сдавать назад в резкий склон.

Около берега запарковаться сложно. В итоге встали где-то на средней высоте и пошли гулять. Форте ди Маре (2 евро за вход), Кровавая башня (3 евро за вход) и заброшенный Испанский форт, который впечатлил больше всего. Ясное дело, башня с часами, площадь и прогулка по побережью. Вот только купаться холодно.

В Испанском форте своя атмосфера

Загулялись так, что настало время ставить палатку, а ровных площадок нет. Хостел искать поздно, поэтому, поскитавшись около часа, набрались смелости и подошли к местному жителю попросить поставить палатку около его дома на лужайке. Согласился, так еще и ракией напоил. Спасибо тебе, добрый человек!

Пераст, Котор

На следующий день случилось первое купание. Было прохладно, на море только местные, туристов практически нет, а в отелях только готовятся к сезону. Погуляв по паркам и набережной, решили двигаться дальше. Но сначала доедем до границы с Хорватией. Просто так.

Следующий пункт — Пераст. Прогуляться было интересно, но к островам ехать заленились. Кстати, на машине в город нельзя, а за парковку взяли 3 евро. Если проехать город, а он малюсенький, и кинуть машину на дороге, паркануться можно бесплатно.

Которская бухта не для купаний, о чем намекают небольшие бетонные пляжики-площадки и куча лодок, но виды там потрясающие. Еще бы: бухта, которую вплотную к воде обнимают горы. Правда в Которе этому факту мы резко стали не рады. Шириной город, наверное, метров 500, а дальше гора. Палатку ставить негде вообще, а хостелы выходили дороговато. Немного погуляв по вечернему Котору, бронируем хостел в Доброте за 20 евро и возвращаемся туда.

Ну говорю же, дико узко!

Тиват, Луштица

На следующий день мы залезли на Которскую крепость, погуляли по старому городу и поехали в Тиват, который оказался довольно оживленным портом. Горы здесь дальше от моря, и с парковкой было проще, но остались мы там ненадолго. В этот день нужно было заехать на остров Цветов, на полуостров Луштица и добраться до Будвы.

Даже небольшой участок грунтовки к острову Цветов очень приличный

Так вот, Луштицу мы запомним тем, что притерли каких-то мужиков на пустой дороге, потому что полоска асфальта была слишком узкая, а слезать на опасно низкую обочину после истории с глушителем мы побоялись. Повреждений видно особо не было, и мужчины не стали скандалить. А так Луштица красивая, с рыбацкими поселками и оливковыми рощами.

Но и это еще не всё: решив не оставаться с палаткой на Луштице, мы пролетели с хостелом. Приехали в Будву, а в нашем хостеле никого, ни постояльцев, ни хозяев. Пришлось спать прямо около этого хостела в палатке. Ох уж эти минусы онлайн-бронирования.

Будва

В Будве мы провели два дня, и это был единственный город после Подгорицы, где было много машин и ощутимый трафик. Что же тут тогда в сезон? Обе ночи ночевали в хостеле, уже другом, 15 евро за ночь. Вот тут покупаться получилось вдоволь. Сплавали на остров Святого Николая, побродили по Цитаделле и старому городу, поели в кафешках. Для тех, кто ищет кафе, куда ходят местные, рекомендую Verige. Все очень просто, по-домашнему, дешево и вкусно, но от берега далеко.

На острове Святого Николая был очень грубый привозной гравий, хоть кораллки надевай

На следующий день мы заказали экскурсию на весь день на корабле, потому что у меня была идея фикс: посетить голубую пещеру, а местных, которые нас туда бы отвезли, я не нашла. Она оказалась красивой, плюс на острова близ Пераста все-таки заехали, но в целом день прошел вяло. Все-таки организованные экскурсии — не то.

Цетине

Если бы мы не заехали в старую столицу, я бы расстроилась, но еще больше я расстроилась из-за очередных ремонтных дорог, на которые мы попали.

Похоже, к сезону в мае готовили не только отели, но и дороги

Из-за них мы не стали заезжать на крепость Космач, а жаль. В Цетине мы пробыли недолго, посмотрев самое главное, и оттуда направились в парк Ловчен, за въезд в который, кстати, тоже берут денежку - 2 евро. Поднявшись к мовзалею, мы узнали, что вход туда стоит еще 3 евро, зато вид на бухту очень красивый.

Дорога до Негуши местами вот такая, а если еще и в облако попасть, то совсем весело

Из парка мы доехали до деревни Негуши, где, якобы, делают лучший пршут, но как-то местные торговцы нас не впечатлили, и, погуляв немного, мы вернулись к побережью (еще час постояв на еще одних дорожных работах).

И опять ждем пока нас пропустят, а самое обидное - это даже не обвал!

Подошли к Святому Стефану, ведь на него простых смертных не пускают, заехали в Петровац с его мелким пляжем и странным рыжим песком и рванули до Бара, где заночевали на недострое, который удачно защищал от начавшегося дождя.

Бар, Ульцинь

Новый город нас не сильно впечатлил, хотя и там мы нашли, где погулять, а вот старый Бар — это что-то. После всех фортов и крепостей Черногории это была вишенка на торте. За вход просят всего 2 евро, учитывая, что провели мы там часа 4.

Кусочек старого Бара

Теперь нужно доехать в Ульцинь, и вот опять этот разительный контраст Боснийской стороны: много людей, узкие дорогие и оживленное движение, как и в Беране или Рожае. Из-за того, что город на море, людей и шума еще больше, а парковочных мест меньше. Старый город превращен в большое кафе с зазывалами на каждом углу, а вот песок на пляже действительно мелкий-мелкий и темный.

Вечером снимаем на том же Booking.com комнату на ночь за беспрецедентные 10 евро, а на следующий день попробуем доехать на нудистский пляж Ада Бояна. Жалко, погода дождливая, и нудистов нет, но за въезд 5 евро все же заплатили — посмотреть-то надо.

Да, да, по цвету, как наша земля, но по ощущениям — мельчайший мягкий песочек

Скадарское озеро

А вот и вторая опасная дорога: от Ульциня к Скадару и вдоль него. Перед поворотами приходилось сигналить (подсмотрели у местного), чтобы ненароком не влететь в кого-нибудь, так как обозримость из-за скал нулевая. И это на скорости 50-60 км/ч!

Дорога вдоль Скадарского озера не самая широкая, зато какие виды

Несколько остановок на берегу самого Озера, но без экскурсии на лодке, и мы уже почти у Подгорицы. Здесь много ровных площадок, но все за колючей проволокой. В этот раз просим поставить палатку на лужайке у албанской, но не менее гостеприимной, чем тот серб, семьи.

Подгорица

Последний день в Подгорице был ленивым: лил дождь, так что мы вкусно ели (в Черногории очень большие порции мяса за вменяемую цену), пили пиво, а потом спали в машине в ужасную грозу. В 5 утра уже нужно было в аэропорте сдать машину: девушка даже не проверила, не случилось ли с ней чего. Теперь можно выдохнуть с облегчением, и с кучей впечатлений отправляться домой!

В идеале использовать вот этот маршрут (он построен на основе одной из самых популярных экскурсий в Черногории Макси Монтенегро тур (Цетине+Ловчен+Негуши) :

Если Google карты или навигатор отказываются прокладывать маршрут Ловчен — Котор, то стройте маршрут по-частям. Дорога Котор — Ловчен есть, она хорошего качества и очень интересная. Над Котором серпантин из 26 петель, дорога узкая, иногда разъехаться со встречными машинами сложно. Но тем не менее, это не мешает там ездить большим экскурсионным автобусам. Едьте смело, но не торопитесь, едьте осторожно.

Маршрут очень интересный , дорога не напрягает. Очень красивые виды на Будванскую ривьеру. В 2017 году дорогу над Будвой отремонтировали, участок Будва — Цетинье в отличном состоянии. Над Будвой делают много видовых площадок вдоль дороги. И виды, которые здесь открываются на всю Будванскую ривьеру одни из самых лучших в Черногории.


Отличная видовая площадка с шикарными видами на всю Будванскую ривьеру

Цетинье - небольшой милый городок, культурная столица Черногории, но особо интересного там ничего нет. Несколько музеев, храмы. Приятно прогуляться по его аккуратным улочкам, окунуться в его уютную атмосферу. Здесь тихо и спокойно. Можно посидеть в одной из кафешек в центре, покушать или заказать мороженное, выпить кофе.

Машину можно поставить на большой бесплатной парковке в центральной части города. Бесплатная парковка в центре (42.38713, 18.92652)
Такие машины там можно встретить в Черногории
Симпатичная церковь в Цетинье
Сооружение в Цетинье, один из музеев
Один из домов в центре Цетинье
Центральная улица Цетинье
Здание в центре Цетинье Очень симпатичная площадь в Цетинье

На гору Ловчен (координаты: 42.399902, 18.837514), к мавзолею Негоша от Цетинье идет очень приятная, качественная дорога собственно через сам парк Ловчен . Встречных, да собственно, и попутных машин очень мало. Открывайте окна, наслаждайтесь природой, и дышите прекрасным свежайшим горным воздухом! Это национальный парк, местные машины здесь ездят редко, в основном в выходные. Основная дорога Котор — Цетинье проходит в стороне. Недалеко от мавзолея есть развилка, на которой можно свернуть к городу КОТОР. Т.е к мавзолею идут 2 дороги - от Цетинье и от Котора. Перед мавзолеем есть бесплатная стоянка для авто (координаты: 42.398000, 18.840162) . Она не большая, но когда нет мест, машины выстраиваются просто вдоль дороги. Вход в сам мавзолей стоит несколько евро, за мавзолеем есть смотровая площадка, с которой открывается вид на Боко которскую бухту. Если погода будет ясная, то с верхней точки увидите всю Черногорию! Нам с ясной погодой не очень повезло, но в целом очень понравились виды, ну и не жарко было, это тоже плюс!

Далее мы направились в сторону Котора. Вид на Котор с верхней точки серпантина просто, а б а л д е н ы й!!! Это что-то! Не передать ни словами, ни фото, ни видео! Очень рекомендую (опять же лучше в ясную погоду)!



ЗДЕСЬ . Координаты: 42.40086, 18.7935 . Вход - бесплатный - фотографируйся - не хочу! Когда мы были на этой площадке, еще и гром грохотал (на видео немного слышно) Тем, у кого не большой опыт вождения, на серпантине будет не уютно, а местами, возможно и страшно (см. конец видео). Дорога местами очень узкая. Но таких дорог в Черногории очень много - это и дорога в монастырь Острог, и вдоль Скадарского Озера, и на реку Црноевича.
Про эту видовую площадку я написал в статье . По моему мнению, — это одно из самых интересных мест в Черногории!

В целом маршрут очень понравился. Если Вы на машине, то очень рекомендую проехаться по этому маршруту! Масса положительных впечатлений Вам обеспечена! На мой взгляд, это один из основных маршрутов, которые обязательны для знакомства с Черногорией!

Ехать можно и в обратном направлении: Котор — Ловчен — Цетинье — Будва. Но именно первый вариант Будва — Цетинье — Ловчен — Котор мне понравился больше.

Наше видео. Как мы поднимались на машине из Котора на эту видовую площадку: