Кохтла ярве эстония ялонен реин. Эстонские русские живут изолированно, но все равно называют эстонию своей родиной

История

Кохтла-Ярве получил статус города немногим более полувека назад. Однако поселения на его территории существовали давно. Так, к 1241 году относится первое упоминание в Датской поземельной книге о деревне Ярве (там она именуется Jeruius) . Нынешняя часть города Кукрузе впервые упоминается тоже в 1241 году (Kukarus) , а Сомпа - в 1420 году (Soenpe) .

Вероятно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве так и не возникло бы города, если бы не горючий сланец, залежи которого в здешних краях довольно значительны. Образно говоря, горючий сланец - это «твердая нефть». О том, что этот камень может гореть, местные жители знали давно. Существуют легенды, рассказывающие о том, каким образом это было замечено. Согласно одной из них, когда-то в давние времена пастухи, разжигая костры, имели обыкновение выкладывать вокруг них кольцо из камней. Обычно для этого использовали известняк, но как-то раз воспользовались желтовато-коричневыми камнями, которых оказалось немало в том месте. Пастухам трудно было поверить своим глазам, когда они увидели, как жарко эти камни пылают вместе с дровами. По другой легенде некий крестьянин построил себе баню из сланца. Стоило растопить ее, как загорелись стены - к величайшему изумлению крестьянина и всех соседей.

Однако долгое время сланец оставался в глазах местного населения всего лишь странным курьезом, не имевшим практического значения. Использовать его в качестве топлива не было необходимости, ведь вокруг хватало лесов. К тому же горящий сланец выделяет слишком много копоти.

Всерьез сланцем заинтересовались во втором десятилетии двадцатого века. Известно, что в 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград для того, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что сланец является ценным полезным ископаемым, которое может использоваться как в качестве топлива, так и в качестве сырья для химической промышленности.

В 1919 году в Эстонской республике было создано объединение «Государственная сланцевая промышленность». Сланец добывали как под землей, в шахтах, так и открытым способом, то есть на сланцевых разрезах. Рядом с шахтами и разрезами росли поселки. В 1924 году неподалеку от железнодорожной станции Кохтла был построен завод по производству сланцевого масла. Рядом с ним начал расти рабочий поселок, названный Кохтла-Ярве. В середине 30-х годов он включал несколько рабочих кварталов - Кява, Вахекюла, Паванду.

В годы Второй мировой войны значение эстонского сланцевого бассейна выросло: Германия рассматривала его как свой второй по важности после румынских нефтяных разработок источник получения горючего. Впрочем, начать полномасштабную эксплуатацию месторождения немцы не успели.

После войны сланец во все возрастающих количествах потребовался для северо-западной части Советского Союза. Главный поселок сланцевого бассейна получил статус города. 15 июня 1946 года жители Кохтла-Ярве стали горожанами.

С этого момента в течение почти двадцати лет шел процесс административного объединения окрестных населенных пунктов в рамках Кохтла-Ярве. В 1949 году в состав Кохтла-Ярве были включены поселки Кохтла и Кукрузе. В 1960 году в него вошли города Йыхви и Ахтме, а также поселок Сомпа. В 1964 году в подчинение Кохтла-Ярве перешли город Кивиыли, поселки Ору, Пюсси и Вийвиконна. Таким образом, Кохтла-Ярве сильно разросся, превратившись при этом в город с уникальной планировкой, поскольку его части оставались сильно разбросанными «островами», лежащими среди лесов, сельскохозяйственных угодий и сланцевых разработок.

В 1991 году количество частей Кохтла-Ярве уменьшилось, из его состава вышли Йыхви, Кивиыли и Пюсси, став самостоятельными городами. В настоящее время Кохтла-Ярве состоит из шести частей: Ярвеская часть, Сомпа, Кукрузе, Ахтме, Ору и Вийвиконна (в последнюю часть административно входит и поселок Сиргала) . Планировка города остается очень своеобразной. Число жителей его немногим менее 50 тысяч, однако два человека, находящиеся один в Сиргала, а другой в Ярвской части - то есть оба на территории Кохтла-Ярве, - могут быть разделены расстоянием, превышающим 30 километров. Такое же расстояние разделяет людей, находящихся на противоположных окраинах Лондона или Парижа.

В 90-е годы объемы добычи и переработки сланца уменьшились, однако перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности сохраняются, особенно если удастся модернизировать ее до уровня самых современных технологий. Кроме того, накопленные за десятилетия производственная культура и навыки, промышленный интеллектуальный потенциал жителей Кохтла-Ярве дают широкие возможности для развития в городе иных, не связанных со сланцем предприятий.

Население

В Кохтла-Ярве немногим менее 50 тыс. жителей. Наиболее крупные части города - Ярвеская (около 23 тыс. жителей) и Ахтмеская (примерно 21,5 тыс. жителей) . Далее следуют Сомпа и Ору (около 2.000 жителей в каждой из частей) , Вийвиконна (900 жителей) и Кукрузе (750 жителей) .

Из числа горожан примерно 14 700 человек - пенсионеры. В городе проживают представители почти четырех десятков национальностей. Приблизительно четыре пятых - русские и русскоговорящие жители, пятая часть населения представлена эстонцами. Таким образом, город, как и соседние Нарва, Йыхви и Силламяэ является преимущественно русскоязычным.

Экономика

Важнейшие области деятельности связаны со сланцем. К числу крупных предприятий относятся шахты (всего есть 2 шахты и 3 карьера) , ими управляет АО «Ээсти Пылевкиви»; ведущим предприятием в области сланцевой химии является АО «Виру Кеэмиа-Групп», химическое предприятие «Нитроферт», специализирующееся на производстве азотных удобрений и являющееся дочерним прндприятием российского «Газпрома». На сланце базируется также местное энергетическое хозяйство - тепловые электростанции, обеспечивающие город теплом, работают на сланце.

Музей сланца

В западном индустриальном пригороде Кохтла-Номме находится один из самых необычных музеев в регионе - Музей сланца. Промышленный профиль региона отражен в этом уникальном музее - с тоннелями, миниатюрными шахтными поездами и действующими механизмами. Горючий сланец, обогащенный парафином, до недавних пор широко использовался в качестве домашнего и промышленного топлива и был главным фактором загрязнения окружающей среды. Зимой посетители могут покататься на лыжах с благоустроенных терриконов, а летом - взять напрокат велосипед.

Кохтла-Ярве – это город в Эстонии. Находится на территории уезда Иду-Вирумаа. Население города составляет 45 тысяч человек. Город находится на берегу Балтийского моря. Кохтла-Ярве известен на всю Эстонию как город, на территории которого находятся крупное месторождение горючих сланцев. Славится город и своим живописным морским побережьем и красивой природой, поэтому его по праву можно назвать ещё одним из красивых курортных мест на берегах Балтики. Несмотря на добычу сланцев, в городе сохранена отличная экологическая обстановка.

История

Кохтла-Ярве возник на месте небольшой эстонской деревни Ярве. Первое упоминание об этой деревне датируется 1241 годом – в те времена Эстония была частью Датского королевства. Недалеко от Ярве находилась деревня Кохтла. Названия этих двух деревень дали название будущему городу. Сам же город возник в 1924 году.

В 1916 году в районе современного Кохтла-Ярве началась добыча горючего сланца.

В 1924 году был построен первый завод по производству сланцевого масла.

После того, как стало ясно, что месторождения сланца большие, было принято решение построить в районе добычи посёлок. Новый посёлок был назван Кохтла-Ярве. Посёлок был заложен в том же году, в каком был построен завод.

В 1941 году Кохтла-Ярве был оккупирован немцами. Руководство Германии делало ставку на эстонский сланцевый бассейн, оно рассчитывало здесь построить завод, который мог бы перерабатывать сланец в горючее для фашистского вермахта. Однако они не успели воплотить эту идею в жизнь – в 1944 году город был освобождён от немцев Красной Армией.

Советское партийное руководство социалистической Эстонии тоже не планировало строить на территории Кохтла-Ярве перерабатывающий завод, а ограничилось простой добычей сланца как твёрдого легкогорящего топлива.

После войны количество сланцевых шахт на территории Кохтла-Ярве увеличилось.

В 1991 году Эстония стала независимой страной, добыча сланца в стране сократилась только до потребностей Эстонии. В настоящее время эстонскими учёными рассматривается возможность постройки сланцеперерабатывающего завода для получения бензина и дизельного топлива – расчёты показали, что топливо, полученное из сланцев, будет по своим качествам не хуже, чем топливо из нефти. Постройка такого завода – дело недалёкого будущего.

Одновременно возросло также курортное значение города. На его побережье было построено несколько небольших пансионатов и домов отдыха. Кохтла-Ярве стал местом загородного отдыха жителей Таллина и Нарвы.

Карта

Достопримечательности

Прогуляемся по Кохтла-Ярве и опишем его природные и исторические достопримечательности, включая и его живописные окрестности.

Центр Кохтла-Ярве – его называют ещё Социалистической частью – представлен постройками времён Сталина, Хрущёва и Брежнева. Здесь находится несколько закрытых старых сланцевых шахт. Именно отсюда, в центре города, когда-то начиналась добыча сланца. В одной из закрытых шахт находится Музей сланца. В этом же музее красочная экспозиция раскрывает нелёгкий труд эстонских шахтёров в сланцевой шахте, здесь есть одежда и предметы быта шахтёров. Раскрыта история разработки сланцевого месторождения.

Водопад Валласте красивый водопад, который находится вблизи Кохтла-Ярве. Вода падает вниз с высокого каменного утёса, создавая шум и искрясь на солнце тысячами брызг. Высота водопада составляет 30 метров. Сам водопад вытекает из красивой речушки Валласте. В настоящее время этот водопад считается национальным символом Эстонии. Сюда любят приезжать в тёплый летний день сотни туристов со всей Эстонии!

Шахтерский парк-музей (Kohtla kaevanduspark-muuseum) – ещё один интересный музей в городе, наряду с музеем сланца. Он устроен в одной из выработанных шахт. Здесь туристам предлагают спуститься в шахту, прокатиться в забое на шахтёрском поезде, в музее представлена современная сланцедобывающая техника.

Ветряная мельница – находится в одном из районов Кохтла-Ярве. В настоящее время мельница полностью отреставрирована и туристы смогут понаблюдать за её крутящимися лопастями, когда дует ветер.

Пюхтицкий Успенский монастырь – находится в деревне Куремяэ недалеко от Кохтла-Ярве. До монастыря на этом месте в шестнадцатом столетии была построена церковь, а в 1891 году построен и сам монастырь. Монастырь считается памятником архитектуры и охраняется эстонским государством. В настоящее время на территории монастыря находится шесть церквей, сюда приезжает очень много православных паломников со всей Эстонии.

Средневековой замок Пуртсе – находится в черте города. Построен он был ещё в шестнадцатом столетии и очень напоминает знаменитые замки в Шотландии. Вероятнее всего, замок был построен каким-то немецким рыцарем-тевтонцем – ведь в те времена Эстония славилась своими рыцарями.

Церковь-крепость Святого Михаила – ещё одна старая достопримечательность в окрестностях Кохтла-Ярве. Церковь интересна тем, что она окружена глубоким рвом, в котором когда-то была вода, так что этот храм использовался ещё и как небольшая крепость.

Королевская дорога – это участок современной автотрассы Санкт-Петербург – Таллин. Трасса проходит по северной части города недалеко от Финского залива. По этой дороге очень любили путешествовать по Эстонии почти все члены царской семьи.

Центральная улица Кохтла-Ярве – Кескаллеэ . Эта улица является настоящим украшением небольшого городка. Улица застроена домами, построенными ещё в первые послевоенные годы, а на протяжении всей улицы есть несколько очень красивых фонтанов, в которых в жаркую пору любят плескаться дети.

Площадь Вирула центральная площадь в городе. Здесь назначаются деловые встречи, свидания. На площади расположен современный торговый центр – самый большой в Кохтла-Ярве.

Пляжи

Теперь перенесёмся на побережье моря! Здесь нет современных благоустроенных пляжей, однако море в районе Кохтла-Ярве расчищено от валунов, на побережье растёт сосновый лес. Пляж – песчаный, из мелкого белого песка, который хорошо согревает в тёплую погоду! Вдоль побережья расположено несколько мини-отелей, гостевые дома, есть кафе и рестораны. К морю можно подъехать и на автомобиле. Возле Кохтла-Ярве есть прекрасный палаточный городок, куда можно приехать на автомобиле или велосипеде и поставить палатку почти у моря! Идеальное место для спокойного и неторопливого отдыха.

В планах эстонского правительства – превращение Кохтла-Ярве в полноценный курорт, постройка сети увеселительных заведений, нескольких отелей. Первые шаги уже сделаны – город официально внесён в список туристических городов Эстонии, поток туристов в Кохтла-Ярве довольно большой.

Климат

Климат этого прекрасного городка – морской. Зимы – прохладные и ветреные, часто выпадает снег, морозы держатся в основном в конце января и весь февраль. Бывают и холодные морозные годы, в которые вода в Финском заливе замерзает – ведь Балтийское море имеет небольшую солёность воды. Лето – не жаркое, обычная температура самого тёплого месяца – июля – 20-25 градусов тепла, хотя бывает несколько дней, когда температура поднимается до 30 градусов тепла. Жители Кохтла-Ярве и отдыхающие с удовольствием залезают в море, которое летом может прогреться до 22 градусов тепла. Купаются два месяца в году – в июле и августе.

Москва. 23 сентября. сайт - На финском архипелаге Турку (Turku) и в регионе Варсинай-Суоми (Varsinais-Suomi) проводится масштабная полицейская операция в связи с деятельностью компании, предположительно, связанной с Эстонией и Россией, сообщают местные СМИ.

По их данным, речь идет о фирме, которая годами скупала земельные участки вблизи стратегически важных объектов Финляндии.

Премьер-министр Юха Сипиля (Juha Sipila) страны сообщил в воскресенье радиостанции Yle Radio Suomi, что правительство проинформировано о ведущейся на архипелаге Турку полицейской операции.

В ходе операции полицейские проводят обыски в домах, а также проверяют офисы зарегистрированной в Финляндии компании, владельцы которой находятся в другой стране Евросоюза. Полиция не раскрывает, что это за фирма и где находятся ее владельцы. Всего проверено 17 объектов. Очевидцы рассказывают, что район проверок окружают патрульные катера и авиация, район закрыт для полетов.

Центральная криминальная полиция подозревает, что фирма занималась отмыванием денег в особо крупных масштабах, а также использовала для работы нелегалов. Что касается финансовых махинаций, речь идет о нескольких миллионах евро.

Полиция задержала трех подозреваемых, один из которых в воскресенье был освобожден.

Выходящая на шведском языке Svenska Yle Spotlight ранее в этом году сообщала о том, что компания, связанная с россиянами, имела проблемы с финскими властями, так как предоставляла услуги по размещению туристов в нарушение полученного от финских властей разрешения на строительство.

Оператор телеканала Yle, побывавший на месте проведения операции, сообщил, что полиция перекрыла дорогу, ведущую к дому, который принадлежит компании Airiston Helmi Oy.

По данным газеты Iltalehti, компания связана с Россией и работает на территории Эстонии.

Издание напомнило, что полиция безопасности Финляндии в 2016 году предостерегла о покупках россиянами недвижимости близ стратегически важных объектов.

Эстонская газета Postimees сообщила в воскресенье на своем сайте, что у компании Alfons Hakans Oy есть чрезвычайные полномочия для проведения дноуглубительных работ и, например, для строительства доков и посадочных площадок для вертолетов. Фирма также проявляет интерес к старым кораблям Сил обороны Финляндии, под прикрытием туристического проекта приобрела военный корабль, а владелец и руководитель фирмы Alfons Hakans Oy Йоаким Хаканс приобрел на аукционе Службы снабжения военно-морских сил Финляндии минный заградитель, который в итоге поступил в распоряжение Ariston Helmi.

Сколь типично для постсоветских стран это разделение на этнический аграрный Запад и русскоязычный индустриальный Восток! Украина, Молдавия, Казахстан (Юг и Север), отчасти Латвия... попадает в этот ряд и Эстония с уездом Ида-Вирумаа (Восточная Вирландия), где русские составляют около 80% населения и сосредоточена почти вся "грязная" индустрия страны. Его крупнейший город - показанная в Нарва, но как и в Ямбургском уезде Санкт-Петербургской губернии - не центр. Облик Ида-Вирумаа определили горючие сланцы: в Нарве ими топят электростанции, в Силламяэ из них ивзлекают редкоземельные металлы, ну а в Кохтла-Ярве - добывают. Его ещё называли Эстонский Донбасс... когда Донбасс ассоциировался с шахтами, а не с войной.

Кохтла-Ярве (37 тыс. жителей) - на самом деле сложная агломерация, 8 посёлков которой входят в состав города с этим названием, а ещё столько же формально сами по себе, в том числе центр мааконда Йыхви (10 тыс.). На практике всё это существует как единое целое: промышленный собственно Кохтла-Ярве, транспортный узел Йыхви, "спальный район" Ахтме и всякие посёлки, выросшие то у шахты, то у мызы... Мой рассказ будет опять в трёх частях: про собственно Кохтла-Ярве с необычной для Прибалтики архитектурой и индустриальными пейзажами; про шахту-музей в посёлке Кохтла-Нымме и про несуровые достопримечательности этого района: Йыхви, Пюхтицкий монастырь, водопад Валласте.

Выехав из Нарвы в сторону Таллина, оставив позади далёкие трубы её электростанций, миновав по краешку Силламяэ , бывший ЗАТО Нарва-10, примерно через час пути вдруг видишь среди зелёных лугов нечто, в Прибалтике совершенно неожиданное - терриконы:

Конечно, не столь огромные, как в Донбассе, но вполне настоящие. Кое-где среди этих терриконов мелькнёт старая мыза, "пенёк" каменной мельницы, кирха или православная церковь - словом, нормальные элементы эстонского пейзажа, сквозь который сто лет назад промышленный район буквально "пророс".

А началось всё в 1916-м году как вынужденная мера: Петербург, 4-й по величине город тогдашнего мира, разумеется потреблял немеренное количество угля, который туда везли пароходами из Англии. Первая Мировая, развернувшаяся на Северном и Балтийском морях, перекрыла этот канал, а поставки с Донбасса осложнялись тем, что железная дорога и так была загружена военными эшелонами. Тут-то вспомнили, что совсем недалеко, близ деревни Кукерс Везенбергского уезда Эстляндской губернии в 1902 году геолог Николай Погребов нашёл и описал горючие сланцы, из которых при желании можно получить и газ, и горючее масло, и в 1916 году под Кукерсом заработал первый рудник. Дальнейшая разведка показала, что сланцевый бассейн тянется по обе стороны Наровы слегка наклонным пластом, который у Балтики залегает почти на поверхности, а южнее уходит под Чудское озеро. И после войны развивать сланцедобычу стали и СССР, и Эстония, но последняя, за неименеем других углеводородов - успешнее: одним из важнейших экспортных товаров было сланцевое масло, а башня с заглавного кадра попало даже на банкноту в 100 крон:

ЭСТОНИЯ-2014
" ". Обзор и оглавление.Далеко ли до Таллина? Кийу, Ягала, Йыэляхтме.
Таллин .
Западная Эстония .
Южная Эстония .
Острова .
Финляндия, Хельсинки .

Город Кохтла-Ярве расположился на северо-востоке Эстонии.Кохтла-Ярве получил статус города в 1946 году. Однако поселения на его территории существовали давно, первое упоминание о деревне Ярве в Датской поземельной книге относится к 1241 году. Возможно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве так и не возникло бы города, если бы не значительные залежи горючего сланца. Образно говоря, горючий сланец - это «твердая нефть». О том, что этот камень может гореть, местные жители знали давно, о чем свидетельствует множество легенд.Всерьез сланцем заинтересовались во втором десятилетии двадцатого века. Известно, что в 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград для того, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что сланец является ценным полезным ископаемым, которое может использоваться как в качестве топлива, так и в качестве сырья для химической промышленности.В 90-е годы объемы добычи и переработки сланца уменьшились, однако перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности сохраняются, особенно если удастся модернизировать ее до уровня самых современных технологий.
Терриконики, которые вы видите на снимках-своеобразная визитная карточка города.

Самые большие терриконики города в вечернее время со стороны жилого микрорайона.


Памятник "Слава труду", прозванный в народе - "Два непьющих"


Площадь перед горуправой


Этот террикон называют Золкой,на нем устраивают соревнования по мотокроссу, используют в качестве смотровой площадки и проводят увеселительные мероприятия.


У терриконика видна группа подростков, которые проводили тренировку на мотциклах по пересеченной местности.


Одна из достопримечательностей г. Йыхви(который находится неподалеку от Кохтла-Ярве) - Богоявленская Православная церковь, в которой начинал свой служебный путь Алексий II. Плакатик старый.


К сожалению полностью не удалось сфотографировать, так как сильно разрослись деревья и закрывают обзор.


Немного поближе


А вот такие прелестные клумбы-вазоны украшают городок.


Когда поднимаешься на Золку, то видишь,как облака почти касаются её края.


Вот такой обзор открывается с терриконика. Сладкая парочка "родственников" с одной стороны,


с другой виднеется вдалеке террикон Кукрузе, который можно назвать символом зарождения сланцедобычи в Эстонии. Между прочим, в Кукрузе находится мыйза -бывшее поместье Толлей.


Там, где не распахали почву мотоциклы, можно вполне прилечь на травку и лицезреть округу таким вот способом.


А вот эти терриконики собираются сравнять с землей. Недавно в местной прессе было об этом объявлено. Если кризис не помешает, потому как проект этот очень затратный.


Вот она-эта бывшая мыйза. Музей, посвященный знаменитому полярному исследователю Эдуарду фон Толлю, появится вскоре в Ида-Вирумаа в волости Кохтла.
Музей планируется открыть на мызе Кукрузе, хозяин которой Эдуард фон Толль погиб в 1902 году в поисках легендарной земли Санникова.


Волость Кохтла получила 37 миллионов крон из европейской программы повышения конкурентоспособности регионов с третьего раза. Теперь можно будет отреставрировать здание мызы и создать при ней музей рода Толлей, а также гостевой и конференц-центры.

Мызой Кукрузе в XIX веке владел Роберт фон Толль, который был историком и крупнейшим коллекционером исторических документов и печатей. Его коллекция до сих пор изучается историками.
Но именно Эдуард фон Толль - путешественник и географ - наиболее знаменитая личность, прославившая этот род.


Именно доходы от мызы Кукрузе использовались для снабжения экспедиций Эдуарда Толля. Поэтому вполне закономерны планы создать интерактивную экспозицию в здании мызы, которая будет иллюстрировать историю полярных исследований. Реставрация мызы и создание экспозиции займет около двух лет. После этого мыза Кукрузе, которая располагается в паре сотен метров от шоссе Таллинн-Нарва, займет важное место в туристических маршрутах по территории Вирумаа.


Эта дорога ведет к небольшим хуторам, где люди живут одновременно и в городе,и в деревне. Держат скот, огороды. Несколько километров и ты на работе. Многие ездят на велосипедах, хотя почти у всех есть своё авто. Эстония отличается от России дорогами. Здесь почти к каждому хутору ведет нормальная дорога. Жители многоквартирных домов используют дорогу для прогулок самих себя и своих питомцев.


В нашем городе есть чудесный парк с искусственным бассейном, где можно отдохнуть, покататься на велосипеде. В годы советской власти здесь было много аттракционов, а теперь просто проводятся различные мероприятия.


После трех недель дождей листва глядит очень нежно, освещенная долгожданным солнышком.


Раньше здесь была и лодочная станция. Теперь одни воспоминания.


Немного национального колорита. 23 июня в Эстонии ежегодно отмечается Янов день (Иван Купала). У нас его празднуют в этом парке, где выступают самодеятельные коллективы, проводят соревнования, дискотеки и, наконец, зажигают костер.


Танцует "Вирулане". В нашем городе много творческих людей. Танцевальные коллективы, хоры, ансамбли, клуб поэтов "Сивилла", барды и мн.др. Город промышленный, а тяга жителей к искусству велика.


"Горлица" радует веселыми песнями и нарядными костюмами.


Костер зажигали часа полтора. После дождей никак не хотел разгораться. И, когда он заполыхал, у меня разрядился аккумулятор в фотоаппарате и я не смогла сделать несколько хороших снимков.


В это время проводились игры и соревнования.


Город разделен на несколько микрорайонов. Вот это дорога в Южный.


Поле на пути к нему засадили деревьями и появился настоящий зеленый оазис, где очень любят выгуливать собак.