Хуан Себастьян дель Кано (Элькано): биография. "Хуан Себастьян Элькано" - испанский парусник на Кубе Что открыл элькано и в каком году

Судьба Хуана Себастьяна Элькано была полна опасностей и приключений. В составе первой кругосветной экспедиции он стал сначала одним из лидеров бунта против капитана, а потом - его преемником. Именно этот человек завершил то, что начал великий Магеллан.

На вопрос «Кто был первым человеком, обогнувшим земной шар? » большинство людей уверенно ответят - Фернан Магеллан. Но этот мореплаватель, при всех его заслугах, был лишь инициатором и командиром экспедиции. Закончить ее он так и не смог, погибнув в середине пути. Более того, останься он жив - эта кругосветка не состоялась бы, так как Фернан после загрузки пряностями планировал повернуть назад. Рекорд состоялся лишь благодаря его офицеру - Хуану


Два авантюриста

В 1498 году Васко да Гама проложил морской путь в Индию, благодаря чему получила источник доходов от торговли пряностями. В числе мореплавателей, регулярно плававших в Индию, был португальский офицер Фернан Магеллан. Попав в немилость к португальскому монарху Мануэлу I, Магеллан попросил разрешения предложить свои услуги другим правителям. Король был не против, и Фернан переехал в Севилью.

В1518 году Магеллан предложил испанской короне план морского похода на Острова пряностей (Молуккские острова в нынешней ). Так как восточный путь в Азию через мыс Доброй Надежды контролировался португальцами, Магеллан предложил плыть на запад и, обогнув Южную Америку, подойти к Филиппинам. План был одобрен.

Одним из моряков, нанятых португальцем, стал баск Хуан Себастьян Элькано. В разговоре с командором Элькано посетовал, что судьба не оставляет ему шанса оставаться на берегу. После чего Магеллан попросил его подробнее рассказать о своей жизни.

Хуан Элькано родился в 1476 году в маленьком портовом городке. Еще с детства мальчик был уверен, что свяжет свою жизнь с морем. Сначала Хуан стал рыбаком, а когда возмужал - контрабандистом. Незаконным ремеслом промышляли многие, и многие же подвергались преследованию властей. Чтобы не угодить в тюрьму, Элькано пришлось поступить на службу в королевский флот. В его составе Хуан поучаствовал в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в в 1509 году.

Служба обогатила его профессиональными навыками. Хуан научился навигации и астрономии. Вот только жесткие порядки, царившие на военном корабле, и жалкие гроши, выплачиваемые морякам, оскорбляли честолюбие баска. Дождавшись окончания контракта, Элькано списался на берег и поселился в Севилье. Но жизни вне моря по-прежнему не представлял.

В Севилье Хуан планировал начать новую жизнь. Ведь о его прегрешениях перед законом местные чиновники не знали, а если бы и узнали - военные заслуги полностью искупили его вину. С помощью взятки чиновнику он стал капитаном торгового судна. Но удача опять отвернулась от Хуана. Ввязавшись в сомнительную коммерческую авантюру, он оказался весь в долгах. Кредиторы грозили серьезно осложнить его жизнь. Но решение, которое капитан принял под давлением долга, оказалось еще хуже.

Элькано продал корабль, принадлежавший испанской короне, итальянским купцам и отдал долг. Уже через несколько дней Хуана арестовали по обвинению в хищении королевской собственности. Дело грозило обернуться виселицей. Подкупив тюремщиков, Элькано временно вырвался на свободу. Тогда-то он и предстал перед Магелланом, заявив о своей готовности отправиться хоть на край света.

Из цепей в командиры

У Магеллана не хватало людей, ибо для того, чтобы плыть в неизвестность, нашлось маловато безумцев. Выслушав невеселую историю Элькано, португалец принял решение взять баска на борт.

Флот из пяти кораблей под командованием Магеллана отправился в путешествие 20 сентября 1519 года. Через несколько месяцев плавания на кораблях вспыхнул бунт. Измученные матросы решили, что зарвавшийся португалец ведет их прямо в пасть морского дьявола. А офицеры, недовольные сокрытием от них маршрута, решили сместить Магеллана с поста главы экспедиции. В итоге испанцы, а вместе с ними и Элькано, отказались подчиняться приказам Магеллана.

Но действуя хитростью и силой, Магеллан сумел нейтрализовать бунтовщиков. После чего часть демонстративно казнил, а нескольких просто высадил на необитаемый остров. Элькано оказался среди немногих, кого Магеллан решил пощадить. Возможно, он подумал, что навыки профессионального рулевого для экспедиции значат больше, нежели его вина в произошедшем. И адмирал оказался прав.

Пять месяцев баск провел в цепях, сначала в трюме, а после - выполняя черновую работу на палубе. Только высокая смертность среди офицеров вынудила Магеллана освободить Элькано. А после даже назначить командиром одного из кораблей.

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт на филиппинском острове Себу. Впечатленный силой испанцев и их оружием, правитель острова Хумабон решил принять подданство испанского короля и даже крестился под именем Карлос. Примеру правителя последовали его семья и знать. Но не все. Вождь соседнего острова Мактан, и ранее враждовавший с Хумабоном, демонстративно выразил неприятие испанцев. Тогда Магеллан решил проучить его. Но в стычке с туземцами адмирал был убит.

Элькано не участвовал в том бою, а потому остался цел. Но именно ему, как наиболее опытному и грамотному мореплавателю, выпало стать предводителем осиротевшей экспедиции. Спустя несколько месяцев флотилия достигла Островов пряностей. Загрузив в трюм ценный груз гвоздики и корицы, Элькано, в отличие от Магеллана, планировавшего вернуться в Испанию тем же маршрутом, принял рискованное решение. Он вознамерился продолжить плавание на запад через Индийский океан и мыс Доброй Надежды.

Путь оказался весьма опасным. Прежде всего - из-за возможного столкновения с португальцами. Поэтому Элькано вел свою «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Это был единственный оставшийся от флотилии корабль. Часть кораблей бросили из-за обветшалости, один - вернулся на Молуккские острова и был захвачен португальцами.

Смерть в океане

6 сентября 1522 года, через три года после старта, «Виктория» обогнула земной шар и причалила к испанскому берегу. Из 265 человек команды назад вернулось лишь 18. Простой баск Хуан Себастьян Элькано на разбитом корабле с больной изможденной командой в условиях португальского преследования сумел преодолеть тысячи миль.

За успешный поход король Карлос I даровал Элькано дворянский титул и личный герб, на котором был изображен земной шар с девизом Primus circumdedisti me (в переводе с латыни: «Ты первый обогнул меня »). Также баску была пожалована солидная пенсия. А на основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил отчет о путешествии.

После возвращения экспедиции испанский король объявил Молуккские острова своей территорией. Но португальцы не согласились с этим, ибо по Тордесильясскому договору от 1494 года Индийский океан был их зоной влияния. Испанцы же сочли, что Острова пряностей не входят в эту зону.

Для закрепления их за собой король отправил туда экспедицию из семи судов под руководством адмирала Гарсиа Хофре де Лоайсы. Он должен был стать губернатором островов. Главным штурманом и капитаном корабля «Санкти-Эспиритус» был Хуан Себастьян Элькано.

Но у входа в Магелланов пролив экспедиция попала в сильный шторм, во время которого по вине Элькано его судно потерпело крушение. Экипажу, к счастью, удалось доплыть до берега, а 20 января моряков подобрали отставшие от «Санкти-Эспиритус» суда Лоайсы. Тяжелые условия привели к тому, что 40 моряков на борту скончались от болезней.

30 июля 1526 года скончался и сам адмирал Лоайса. По его указанию командование экспедицией перешло к больному Элькано. Но и ему было не суждено долго пробыть адмиралом. 6 августа 1526 года его помощник Урданета записал в своем журнале: «Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян дель Элькано». В тот же день, прочитав над телом покойного молитву, матросы опустили его в воды океана.

(1486 )

Хуа́н Себастья́н дель Ка́но (позднее фамилия изменена на более благозвучную Элька́но ; исп. Juan Sebastián del Cano (Elcano) , баск. Juan Sebastian Elkano ; / , Гетариа , Страна Басков , провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана , вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар .

Биография [ | ]

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо, капитана Картахену и одного священника.

После гибели Магеллана в битве при Мактане возглавил экспедицию и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев, большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам , но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля ). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня ), и назначил ежегодную пенсию . На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

"Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей..." - говорил Штирлиц. Перефразируя эту фразу могу сказать, что из всего существующего транспорта я больше всего люблю корабли и поезда. Ну и еще старые автомобили, пожалуй. Именно поэтому одним из самых ярких впечатлений, которые оставила после себя Гавана, была случайная встреча со знаменитым учебным судном Королевских ВМС Испании "Хуаном Себастьяном Элькано", третьим в мире по величине, после барков "Седов" и "Крузенштерн", историческим парусником в мире.


Это была наша первая прогулка по столице Кубы и надо же было так сложиться обстоятельствам, чтобы выйти к набережной как раз в тот момент, когда знаменитый парусник выходил из гавани Гаваны, чтобы продолжить свой круиз и направиться в Нью-Йорк. А проплывая он оставлял за своими бортами старые испанские укрепления XVI века - крепость Эль-Морро и крепость Сан Сальвадор де Ла Пунта.

02. Крепость Эль-Морро, или Крепость Трех Волхвов (Castillo de los Tres Reyes), возведенная испанцами в XVI веке.

03. Крепость расположена по другую сторону канала выходящего из Гаванского залива, вокруг которого стоит город.

Баркентина "Хуан Себастьян Элькано" была построена в 1927 году на испанской верфи в Кадисе. А в ее первом морском путешествии принимал участие даже сам король Альфонсо XIII. Правда вскоре в Испании была провозглашена Вторая Республика, а король изгнан. После этого баркентина стала частью республиканского флота ВМС. Свое название парусник получил от знаменитого испанского мореплавателя Хуана Себастьяна Элькано, участника экспедиций Фернана Магеллана.

Именно Элькано принадлежит честь быть первым человеком обогнувшим земной шар. За что король Испании Карлос I (он же затем император Священной Римской империи Карл V Габсбург) назначил мореплавателю ежегодную пенсию, пожаловал герб и личный девиз "Primus circumdedisti me" (лат. Ты первый обогнул меня). Этот же девиз носит и парусник.

04. Баркентина "Хуан Себастьян Элькано" проходит возле стен Эль-Морро.

05. 25-метровый маяк крепости Эль-Морро был построен в 1845 году. Также когда-то в крепости располагалась и школа смотрителей маяков.

06. Старинная пушка крепости Сан Сальвадор де Ла Пунта смотрит на выход из залива. Но огонь по паруснику не открывает. Во-первых испанский корабль приплыл на Кубу с дружеским визитом, а во-вторых баркентина и сама имеет на своем борту вооружение в виде двух пушек и четырех пулеметов, правда оружие используется как церемониальное.

Парусник отправился в учебный рейс из Кадиса 1 апреля 2012 года, вскоре достиг берегов Тенерифе и покинул их 10 апреля, пересек Атлантический океан и достиг Гаваны 4 мая. Мы же как раз оказались 15 мая на набережной в те десять-пятнадцать минут, когда он покидал Кубу и отправлялся в Нью-Йорк, чтобы возглавить парад учебных судов на Гудзоне. Кстати "Хуан Себастьян Элькано" за свою морскую карьеру проплыл более 2 миллионов морских миль, а это почти четыре миллиона километров, больше всех в мире.

07. "Хуан Себастьян Элькано"

Что же касается технических характеристик, то, как я уже писал, это четырехмачтовая баркентина. То есть судно полностью оснащено косыми парусами, кроме носовой фок-мачты, только она несет прямые паруса. Длина судна 113 метров, высота надводной части 48 метров, скорость хода при работе дизельного двигателя 24 км/ч, а под парусами 32 км/ч. Экипаж более 200 человек. В автономном плавании парусник может находится 73 дня.

Из интересных фактов следует добавить, что в 1958 году на судне учебный круиз совершил будущий король Испании Хуан Карлос I де Бурбон, который отрекся в 2014 году от престола в пользу своего сына, нынешнего испанского короля Филиппа VI, который также проходил практику на этом корабле в 1987 году.

08. Провожая взглядом уходящую в Мексиканский залив баркентину в голове рождались романтичные образы из романов Жюля Верна, Рафаэля Сабатини, Майн Рида и Джека Лондона...

Juan Sebastian Elkano ; / , Гетариа , Страна Басков , провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана , вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар .

Биография

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо, капитана Картахену и одного священника.

После гибели Магеллана в битве при Мактане возглавил экспедицию и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев, большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам , но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля Тринидад). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня ), и назначил ежегодную пенсию , отметил в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день покойный был похоронен в море. Новый командир, Торивьо Алонсо Саласар, увидел землю (один из Маршалловых островов) две недели спустя.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память об Элькано была увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

У Элькано был внебрачный сын Доминго, рождённый от Марии Эрнандес Дерниальде.

Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье .

Баскский мореплаватель Хуан Себастьян Элькано родился в 1480 году в Гетарии - маленьком рыбацком поселке неподалеку от Доностии. В 1519 году он, в качестве кормчего, принял участие в кругосветной экспедиции Фернана Магеллана. Подробности этой драматической экспедиции дошли до нас благодаря дневнику, который вел ее участник - итальянец Антонио Пигафетта. Мореплавателей преследовали бунты, болезни, жестокие ураганы, одну за другой уносившие человеческие жизни. Смерть не пощадила и самого Магеллана, в 1521 году погибшего на Филиппинах во время стычки с туземцами. Тогда-то Элькано и принял на себя командование экспедицией - точнее единственным кораблем с полумертвым от истощения и болезней экипажем.

Их возвращение было похоже на чудо. Элькано сумел провести источенный червями корабль через весь Индийский океан, обогнуть Африку и, вопреки всему, вернуться домой. Из 270 человек, три года назад отправившихся в кругосветную экспедицию уцелело только 18. Был среди счастливцев и Антонио Пигафетта, все же завершивший свой дневник.

В 1525 году по приказу испанского короля состоялась новая экспедиция к Молуккским островам. Как ни странно, возглавил ее не Элькано, а адмирал Гарсия Хофре де Лоайса. Элькано, с болью перенесший такую несправедливость, был назначен его заместителем. Плаванье с самого начала складывалось очень тяжело, и черная полоса неудач не оставляла мореплавателей. А однажды сильнейший шторм разметал корабли, окончательно перечеркнув надежду на успешное завершение миссии.

По иронии судьбы Элькано, как и в прошлый раз возглавил экспедицию после смерти ее командира - адмирала Лоайсы, но ненамного пережил его. Удача отвернулась от Элькано. Он умер 6 августа 1526 года в возрасте 46 лет. Его похоронили по морскому обычаю, отдав тело океанской бездне. Это произошло между 157º западной долготы и 9º северной широты.

На родине Элькано в Гетарии возле старой церкви стоит плита, на которой высечена надпись: "…достославный капитан Хуан Себастьян де Элькано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле Виктория. Молитесь за упокой души того, кто первым совершил путешествие вокруг света".


Больше узнать о биографии и путешествиях Элькано можно из очерка Валерия Пестушко, оригинальный текст которого опубликован в "Журнале виртуальных путешествий Вокруг Света" .

Хуан Себастьян Элькано

В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия "Возвращение "Виктории". Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди - их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание. В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Элькано пришлось одолжить эти деньги у савойских купцов. Когда же они стали требовать уплаты долга, Элькано был вынужден продать им свой корабль, что в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии - "Консепсьоне".

20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира - капитана "Консепсьона" Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова - уже в который раз - пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому "Консепсьон" сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна - "Викторию" и "Тринидад". Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из "островов Пряностей" - Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле - "Виктории", капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а "Тринидад" оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же "Виктория" 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом - земной шар с латинской надписью: "Ты первый обогнул меня". И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог "поделить" между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне "земного яблока". И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором "могли бы разместиться все флоты мира". Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд - он уже видел себя адмиралом армады - и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел "высочайший отказ" на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим "земное яблоко", не пропадешь и у дьявола в пасти - рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца "Ла мунейра". Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.