Пароход «По…беда. У одессы была своя пассажирская флотилия Пароход победа

Ровно 63 года назад назад, 1 сентября 1948-го года, радиостанция Черноморского пароходства получила с теплохода «Победа» донесение: «Прошли Новороссийск и к 14 часам 2 сентября предполагаем прибыть в Одессу» . Больше судно на связь не вышло, однако это поначалу никого не насторожило. Лишь утром 2 сентября в Черноморском пароходстве запросили суда и порты на пути следования лайнера, но оказалось, что никто из них связи с «Победой» не имел и сигналов SOS в эфире не слышал. Командование Черноморским флотом тут же выслало поисковые самолеты, и в 9 часов вечера один из летчиков сообщил, что 70 милях к юго-востоку от Ялты им обнаружен обгоревший теплоход и вокруг него - пять шлюпок с людьми.

СПРАВКА: После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошел ряд немецких судов, восстановленных на верфях Германии. Среди них был и лайнер «Иберия» (когда-то - «Магдалена»), получивший в советском флоте название «Победа». Это был роскошный круизный лайнер (именно на палубе «Победы» Андрей Миронов поет про «остров Невезения» - через 20 лет после описываемых событий это судно снималось в «Бриллиантовой руке» как «Михаил Светлов»).
31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу.

5 сентября в газете «Красная звезда» на последней странице появилось скупое сообщение ТАСС: «В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу... В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование» .
При пожаре погибли два члена экипажа (матрос Скрипников и буфетчица Гуньян, на которой вспыхнула обновка - нейлоновое платье) и около 40 пассажиров (данные о количестве жертв разнятся), некоторых из которых мемуаристы вспоминают до сих пор. Например, Дженни Афиногенову - вдову известного советского драматурга, американку, плывшую в СССР. А Анатолий Громыко, сын многолетнего главы советского МИДа, напишет потом о девушке Клаве - своей школьной любви. Но самое громкое имя из погибших на том пожаре - китайский маршал Фэн Юйсян, который ехал в СССР с важной миссией (считалось что в противовес набирающего власть Мао, которого не очень любил Сталин, Фэн может занять один из ключевых постов в правительстве нового Китая).

Сегодня никто не помнит этого маршала Фэна, а тогда его гибель стала новостью №1 в Европе и Америке. В 1920-е Фэн был одним из «милитаристов» - крупных военачальников, поделивших Поднебесную. В октябре 1924 года, уже будучи генералом, Фэн со своими войсками захватил Пекин, произведя государственный переворот, а в 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Летом 1927 года он поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего отношения с китайской компартией. В годы войны с Японией Фэн был сторонником сотрудничества с коммунистами, а в 1926-м он передал большевикам их заклятого врага - бывшего белого атамана Анненкова. Просто пригласил того в гости, а потом отдал чекистам. Фэн был еще интересен и тем, что это именно его пушки в 1928-м разнесли знаменитый монастырь Шаолинь.
Говорят, когда начался пожар, маршал пробивался сквозь обезумевшую толпу к каютам спасать дочь (та осталась принять ванну). Но то ли задохнулся в дыму (смолоду богатырь, он с годами стал тучен), то ли не выдержало сердце. Его дочь тоже погибла (к слову, ее мать - вдова маршала Фэн Юйсяна - позже входила в правительство КНР в качестве министра здравоохранения).

Маршал Фэн был самым именитым пассажиром «Победы», но не единственным - на борту находилась еще одна, экзотическая с советской точки зрения, группа лиц: армяне-репатрианты из рассеянной по свету армянской диаспоры. В 1946 году СНК СССР принял решение «О мероприятиях по вопросу возвращения зарубежных армян в Советскую Армению». Идею активно поддерживал тогдашний Католикос Геворк VI и в 1946-48 гг. «по армянской линии» в Союз переехало более 100 тыс. человек, а о своем желании вернуться заявило более 350 тыс. армян из 12 стран мира. Но после пожара на «Победе» репатриация была остановлена: постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1948 г. воспретило прием армян - говорят что советские власти подозревали что среди армянских переселенцев были американские разведчики, которые и произвели диверсию.

Однако расследование, продолжавшееся в закрытом режиме несколько месяцев, показало что армянские диверсанты тут ни причем. Как выяснило следствие, вечером 1 сентября 1948 года в кинозале теплохода собралась часть пассажиров - посмотреть фильм. В это время нештатный киномеханик Коваленко попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись патефонные пластинки, через несколько секунд пламя охватило всю кладовую, а еще через несколько минут огонь, вырвавшись из кладовой, охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом. Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна и довольно успешно - когда в ночь на 3 сентября к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

Но самой главной причиной этого пожара была объявлена кинопленка на нитроцеллюлозной основе, которую использовала тогда вся мировая киноиндустрия. Нитропленка устраивала всех по всем позициям: была гибкой, пластичной, обеспечивала чистое и четкое изображение и имела лишь один недостаток - горючесть. Уже при температуре плюс 40 она могла вспыхнуть, как порох (в принципе это и был почти порох - химический состав очень близок). В Интернете можно отыскать воспоминания старых киномехаников о том, как возникали возгорания. То обрыв во время сеанса, механик замешкался, не выключил аппарат, и пленка загорается просто от светопотока. То везли яуфы (железные коробки для пленки) в машине, на полу стоял неразряженный аккумулятор, от тряски яуфы на него кинуло, замкнуло клеммы, проскочила искра. Причем горела нитропленка с выделением смертельно ядовитых соединений синильной кислоты. Потому существовали строжайшие противопожарные инструкции, касающиеся киноаппаратуры, организации показа фильмов. Но жесткие инструкции существуют в любой сфере - только почему-то бьются самолеты, летят под откос поезда и взрывается Чернобыльская АЭС.

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося, которые получили большие срока (смертная казнь к тому времени была в СССР отменена). Ими были объявлены: киномеханик, понятно за что; отвечающий за противопожарную безопасность старпом; не передавший вовремя SOS радист, капитан, отвечающий за все на судне; и диспетчер пароходства, за компанию.
Тело Фэна кремировали в Москве (прощание прошло со всеми воинскими почестями) а позже урну торжественно перезахоронили в Китае. В 1961 году возобновили армянскую репатриацию. А самое главное - начался перевод кинопроизводства на пленку с негорючей ацетатной основой.
Но жизнь есть жизнь, и старые ленты долго еще потом были в ходу. В ноябре 1957-го в западнобелорусскую деревню Бусса приехала кинопередвижка. Зал сельской школы набился битком - привезли предвоенного «Парня из тайги». Механик сидел со своей установкой не в отдельной будке, а в дверях, катушки нитрокинопленки разложил на полу, заправляя их при свете стоящей на столе керосиновой лампы. Лампа опрокинулась - 65 погибших. О трагедии было доложено Хрущеву, но диверсантов тогда искать не стали, а просто засекретили любую информацию о происшествии и категорическим распоряжением ускорили внедрение ацетатной кинопленки.

Вот такие вот последствия одновременно и для Китая, и для зарубежных армян, и для советской киноиндустрии (непересекающихся, казалось бы, вещей) имел пожар на борту одного судна. И нам никогда не дано предугадать, как отзовется на другом конце Земли простое вроде бы дело - перемотка матросом кинопленки на пароходе, идущем из Ялты в Одессу.
А сам теплоход «Победа» продолжал себе работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях до середины 70-х. В 50-60-е годы теплоход еще числился среди лучших судов пароходства, во время карибского кризиса в 1962 году использовался для перевозки советских войск на Кубу, и только в конце 1970-х годов был выведен из состава флота и утилизирован.


В фильме "Бриллиантовая рука" Андрей Миронов поёт свою знаменитую песню "Остров невезения" на палубе круизного судна. Декорацией служит теплоход "Победа", бывшая немецкая "Иберия".
В судьбе этого судна, как в зеркале, отразились многие важные политические события середины 20-ого века.

НЕМЕЦКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Schichau Werft» в городе Данциг (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.
После полугодичного ремонта и переоборудования в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» лайнер «Магдалена» вышел с завода однотрубным теплоходом с новым названием «Иберия» (нем. «Iberia»).
После Второй мировой войныВ военное время «Иберия» служила плавбазой ВМФ Германии в Киле. Первоначально после войны 9 июня 1945 года её получил британский флот. 18 февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Здесь лайнер получил новое наименование - «Победа».

РОКОВОЙ РЕЙС
31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, а также семья китайского маршала Фэн Юйсяна, следовавшая в Китай через Советский Союз.
На подходе к Гибралтару было получено указание: зайти в Александрию и принять на борт еще порядка 2 000 армян-репатриантов из Египта, возвращающихся в Армению. Тем не менее, все репатрианты были благополучно доставлены в конце августа в порт назначения - Батуми.
Вскоре после рокового рейса "Победы" армянская репатриация была прекращена.

1 сентября радиостанция Черноморского пароходства получила с теплохода донесение: «Победа» прошла Новороссийск и к 14 часам 2 сентября предполагает прибыть в Одессу. Больше судно на связь не вышло. Однако сначала это никого не насторожило. Лишь утром 2 сентября в Черноморском пароходстве запросили суда и порты на пути следования лайнера, но оказалось, что никто из них связи с «Победой» не имел и сигналов SOS в эфире не слышал. Командование Черноморским флотом выслало поисковые самолеты, и в 21 час один из летчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход в 70 милях к юго-востоку от Ялты; возле него находились пять шлюпок с людьми.

АРМЯНЕ

В июле 1945 года на Потсдамской конференции глава советского МИДа Вячеслав Молотов заявил Трумэну и Черчиллю, что "в 1921 году турки воспользовались слабостью Советского государства и отняли у него часть Советской Армении. Армяне в Советском Союзе чувствуют себя обиженными".
Союзники не собирались сдавать Турцию, но и Сталин не хотел отступать от своих требований. А поскольку грядущая аннексия провозглашалась восстановлением исторической справедливости в отношении армян, СССР должен был располагать должным количеством представителей этого народа, чтобы быстро заселить новые земли. 21 ноября 1946 года СНК СССР принял решение "О мероприятиях по вопросу возвращения зарубежных армян в Советскую Армению". Началась новая кампания по репатриации армян на историческую родину. В 12 государствах, включая США, Францию, Румынию, Египет, Болгарию, Ливан, Сирию, о желании выехать в СССР заявили около 360 тыс. человек.

О пребывании на "Победе" рассказывают очевидцы:
Тяжело приходилось морякам и на стоянках в портах. Забирать армян «Победа» начинала из Марселя. Потом шла в Египет, в Александрию. Потом в ливанский порт Бейрут. Потом в сирийский порт Латакию. Оттуда в Грецию, в Пирей. Привозил теплоход своих пассажиров в Батуми, откуда по железной дороге их доставляли в Ереван.
Каждая армянская семья везла много багажа. У многих были редкие для СССР в те времена легковые машины. И все это нужно было погрузить, разместить и закрепить на случай штормовых погод.
Принимая на борт пассажиров с их багажом, матросы сбивались с ног, старший помощник капитана ломал голову, куда поставить автомобили, а пассажирский помощник отбивался от армянских мам, упрашивавших дать их детям такую каюту, «чтобы не качало».
Репатрианты ехали в неизвестность. Одни с радостью от предстоящей встречи с исторической родиной Арменией, другие - в смятении. Был случай, когда муж молодой армянки, француз, при прохождении Босфора прыгнул за борт и поплыл к берегу.

ПОЖАР
В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

При пожаре погибли два члена экипажа - буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь.

Октябрь Бар-Бирюков пишет: "Следствие предполагало, что в Александрии при посадке столь большого числа пассажиров на судно проникли диверсанты, которые организовали пожар. Тем более, что в Батуми на теплоходе в разных местах были обнаружены кусочки какого-то вещества, похожего на руду. По свидетельству очевидцев, при пробном поджоге они горели голубым пламенем с высокой температурой.
Автор этих строк, завершавший учебу в Каспийском высшем военно-морском училище, летом 1948 года проходил практику на кораблях в Одессе и Севастополе. Через несколько месяцев, получив звание флотского мичмана, я опять был направлен на Черноморский флот. Там я попал в Севастополь, и мне довелось увидеть «Победу». Она стояла на внешнем рейде и дожидалась освобождения места у причальной стенки судоремонтного завода.
На заводе у меня было немало знакомых, общавшихся с экипажем судна. Из разговоров с ними мне удалось выяснить кое-какие подробности ЧП. Пожар, по словам моих собеседников, возник после прохода Ялты. В средней части судна под капитанским мостиком загорелись ящики груза, взятого на борт. Во время рейса их не раз переставляли с места на место. Некоторые свидетели впоследствии утверждали, что ящики с неизвестным грузом горели, как бенгальские огни.
Перед выходом из Нью-Йорка жена одного из советских дипломатов, уезжавших из США, не захотела возвращаться на родину, и американцы взяли ее под свою опеку. Однако ее багаж был погружен на «Победу» и находился в средней части судна, где начался пожар. Кроме того, перед выходом из Нью-Йорка местные власти затеяли дезинфекцию судна. Экипаж двое суток проживал в гостиницах, пока американцы наводили на «Победе» порядок, несмотря на протесты капитана. В результате, по разным показаниям, многие предметы – мебель, ковры, шторы и даже поверхности палуб, переборок кают и других помещений, пропитанные «дезинфицирующим» составом, – горели особенно активно. Все это в итоге осталось без внимания следствия."

КИТАЙСКИЙ МАРШАЛ

Но самое интригующее обстоятельство связано с китайским маршалом. Он ехал в СССР с важной миссией. Считалось, что он может занять один из ключевых постов в правительстве нового Китая.
Это был человек с большой биографией. Фэн Юйсян начал военную службу во время Синьхайской революции 1911-1913 годов и вскоре выдвинулся на командные должности. В октябре 1924 года, уже будучи генералом, Фэн со своими войсками захватил Пекин, произведя государственный переворот, а в 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Летом 1927 года он поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего отношения с китайской компартией. Однако в годы войны с Японией (1937-1945) Фэн был сторонником сотрудничества с коммунистами.
В 1948 году завершался разгром армии Гоминьдана войсками коммунистической Народно-освободительной армии Китая. На повестке дня стоял вопрос о создании общенационального правительства. Некогда всесильный Фэн уже миновал зенит политической славы. Но он только что совершил очередной политический поворот, полностью перейдя на сторону компартии. Кроме того, Фэн Юйсян до конца жизни сохранял христианское вероисповедание, относительно нетипичное для китайской глубинки начала XX века, за что и получил прозвище «генерал-христианин». Несмотря на противодействие своего окружения, он крестил не только своего сына, но даже часть своих солдат.

Известно, что Сталин не очень доверял Мао, называя его «редиской»: снаружи красным, а внутри белым. Известно также, что, оказывая определенную военно-техническую помощь китайским коммунистам, Москва отдавала приоритет легитимному на тот момент гоминьдановскому правительству Чан Кайши. Возможно, размышляя над судьбами Китая, Сталин разрабатывал несколько вариантов с привлечением «запасных» фигур. Одной из них мог быть маршал Фэн Юйсян. Его возвращение в Китай было, скорее всего, невыгодно Мао. Таинственная гибель Фэна на советском теплоходе, возможно, нарушила стратегические планы Сталина. И, что совершенно очевидно, расчистила путь Мао к верховной единоличной власти.

СУД
В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорён к 25 годам лишения свободы - тогдашней высшей мере.

Фото Vladimir Mandel с сайта http://www.shipspotting.com/

«Победа» продолжала работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства. В 1962 г., во время карибского кризиса, судно использовали для перевозки советских войск на Кубу, в конце 1970-х годов оно было списано из состава флота и утилизировано на берегу Гадани-бич в городе Читтагонг (Бангладеш).

Тайна теплохода "Михаил Светлов" из к/ф "Бриллиантовая рука"

Какой теплоход на самом деле снимался в одной из самых любимых кинокомедий Леонида Гайдая

"Победа"

На самом деле, это был теплоход "Победа", который использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса — Нью-Йорк — Одесса. И принадлежал он Черноморскому морскому пароходству.


Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа — Центральная Америка — Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

8 февраля 1934 г. у острова Кюрасао судно село на мель, с которой было снято лишь 25 августа. После полугодичного ремонта и переоборудования в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» лайнер «Магдалена» вышел с завода однотрубным теплоходом с новым названием «Иберия» (нем. «Iberia»).


В военное время «Иберия» служила плавбазой ВМФ Германии в Киле. Первоначально после войны 9 июня 1945 года её получил британский флот. 18 февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Здесь лайнер получил новое наименование — «Победа».

Судно было поставлено на линию Одесса — Нью-Йорк — Одесса, возглавлял экипаж капитан дальнего плавания Николай Адамович Пахолок — опытный моряк, уроженец Скадовска, машинную команду — старший механик А. Звороно.


31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, а также семья китайского маршала Фэн Юйсяна, следовавшая в Китай через Советский Союз.

На подходе к Гибралтару было получено указание: зайти в Александрию и принять на борт еще порядка 2 000 армян-репатриантов из Египта, возвращающихся в Армению. Было дополнительно погружено также 1 500 тонн груза. Таким образом, были превышены все нормы пассажировместимости. Тем не менее, все репатрианты были благополучно доставлены в конце августа в порт назначения — Батуми.

31 августа, судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища.


По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.


Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».


При пожаре погибли два члена экипажа — буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц).

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину. Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению.


03.04.2009

Осенью 1948 года на советском теплоходе «Победа», следовавшем спецрейсом из США в Одессу, произошел пожар. Погибли 42 человека, среди них - китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь. «Несчастный случай», - констатировали советские газеты

После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошел ряд немецких судов, восстановленных на верфях Германии. Среди них был и лайнер «Иберия», получивший в советском флоте название «Победа». Это был крупный теплоход, рассчитанный на перевозку 340 пассажиров и 4000 тонн грузов. Во время восстановительного ремонта его вместимость довели до 600 пассажиро-мест.
31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка.

Без сигнала SOS
1 сентября радиостанция Черноморского пароходства получила с теплохода донесение: «Победа» прошла Новороссийск и к 14 часам 2 сентября предполагает прибыть в Одессу. Больше судно на связь не вышло. Однако сначала это никого не насторожило. Лишь утром 2 сентября в Черноморском пароходстве запросили суда и порты на пути следования лайнера, но оказалось, что никто из них связи с «Победой» не имел и сигналов SOS в эфире не слышал. Командование Черноморским флотом выслало поисковые самолеты, и в 21 час один из летчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход в
70 милях к юго-востоку от Ялты; возле него находились пять шлюпок с людьми.
5 сентября в газете «Красная звезда» на последней странице появилось скупое сообщение ТАСС: «В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу… В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование».
Расследование в закрытом режиме продолжалось несколько месяцев. Как выяснило следствие, 1 сентября около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе.
Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскаленным воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струей воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя все на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.
В принципе лайнер был обеспечен спасательными средствами (около десятка больших шлюпок, спасательные пояса и круги), но противопожарных средств на судне было явно недостаточно. Установленный в машинном отделении насос подачей до 70 м3/ч способен был помочь лишь при локальном возгорании, потушить крупный пожар ему было не под силу. Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна.
В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».
При пожаре погибли два члена экипажа (матрос Скрипников и буфетчица Гуньян, на которой вспыхнула обновка - нейлоновое платье) и 40 пассажиров, среди которых были китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь. В момент возгорания Фэн с женой и сыном смотрели кинофильм, а дочь принимала ванну в своей каюте. Когда огонь распространился по судну, маршал - человек уже пожилой, грузный, но отважный - помогал тушить пожар и пытался сам пробраться к дочери в каюту. Но, видимо, надышался угарного газа и дыма, потерял сознание и погиб. Дочь маршала тоже погибла, ее нашли лежащей в ванне.

Пассажир номер один
В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были объявлены нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорен к 25 годам лишения свободы - тогдашней высшей мере. В его каюте к тому же нашли контрабанду - спрятанные в огнетушителях отрезы дефицитного панбархата.
Не отвергая версию вспышки киноленты от ее трения на станке для перемотки, суд пришел к выводу, что наиболее вероятной причиной возгорания пленки было курение матроса Скрипникова в кладовой. Но рассматривалась и возможность диверсии. Уже выйдя из Нью-Йорка, капитан судна получил радиограмму из Черноморского пароходства, в которой ему предписывалось зайти в Александрию, чтобы принять армян-репатриантов для переправки в Батуми. 22 августа на судно взошли 2020 репатриантов, которых высадили в Батуми в последних числах августа. Следствие предполагало, что в Александрии при посадке столь большого числа пассажиров на судно проникли диверсанты, которые организовали пожар. Тем более, что в Батуми на теплоходе в разных местах были обнаружены кусочки какого-то вещества, похожего на руду. По свидетельству очевидцев, при пробном поджоге они горели голубым пламенем с высокой температурой.
Автор этих строк, завершавший учебу в Каспийском высшем военно-морском училище, летом 1948 года проходил практику на кораблях в Одессе и Севастополе. Через несколько месяцев, получив звание флотского мичмана, я опять был направлен на Черноморский флот. Там я попал в Севастополь, и мне довелось увидеть «Победу». Она стояла на внешнем рейде и дожидалась освобождения места у причальной стенки судоремонтного завода.
На заводе у меня было немало знакомых, общавшихся с экипажем судна. Из разговоров с ними мне удалось выяснить кое-какие подробности ЧП. Пожар, по словам моих собеседников, возник после прохода Ялты. В средней части судна под капитанским мостиком загорелись ящики груза, взятого на борт. Во время рейса их не раз переставляли с места на место. Некоторые свидетели впоследствии утверждали, что ящики с неизвестным грузом горели, как бенгальские огни.
Перед выходом из Нью-Йорка жена одного из советских дипломатов, уезжавших из США, не захотела возвращаться на родину, и американцы взяли ее под свою опеку. Однако ее багаж был погружен на «Победу» и находился в средней части судна, где начался пожар. Кроме того, перед выходом из Нью-Йорка местные власти затеяли дезинфекцию судна. Экипаж двое суток проживал в гостиницах, пока американцы наводили на «Победе» порядок, несмотря на протесты капитана. В результате, по разным показаниям, многие предметы - мебель, ковры, шторы и даже поверхности палуб, переборок кают и других помещений, пропитанные «дезинфицирующим» составом, - горели особенно активно. Все это в итоге осталось без внимания следствия.
Но самое интригующее обстоятельство связано с китайским маршалом. Он ехал в СССР с важной миссией. Считалось, что он может занять один из ключевых постов в правительстве нового Китая.
Это был человек с большой биографией. Фэн Юйсян начал военную службу во время Синьхайской революции 1911-1913 годов и вскоре выдвинулся на командные должности. В октябре 1924 года, уже будучи генералом, Фэн со своими войсками захватил Пекин, произведя государственный переворот, а в 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Летом 1927 года он поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего отношения с китайской компартией. Однако в годы войны с Японией (1937-1945) Фэн был сторонником сотрудничества с коммунистами.
В 1948 году завершался разгром армии Гоминьдана войсками коммунистической Народно-освободительной армии Китая. На повестке дня стоял вопрос о создании общенационального правительства. Некогда всесильный Фэн уже миновал зенит политической славы. Но он только что совершил очередной политический поворот, полностью перейдя на сторону компартии.
Известно, что Сталин не очень доверял Мао, называя его «редиской»: снаружи красным, а внутри белым. Известно также, что, оказывая определенную военно-техническую помощь китайским коммунистам, Москва отдавала приоритет легитимному на тот момент гоминьдановскому правительству Чан Кайши. Возможно, размышляя над судьбами Китая, Сталин разрабатывал несколько вариантов с привлечением «запасных» фигур. Одной из них мог быть маршал Фэн Юйсян. Его возвращение в Китай было, скорее всего, невыгодно Мао. Таинственная гибель Фэна на советском теплоходе, возможно, нарушила стратегические планы Сталина. И, что совершенно очевидно, расчистила путь Мао к верховной единоличной власти.

О трагедии с лайнером «Победа», случившейся в начале осени 1948-го, долгие годы практически нигде не упоминалось. Информацию сразу скрыли под грифом «секретно». Однако нашелся человек, который годы спустя все-таки сумел основательно размотать этот клубок загадок, - морской историк, капитан II ранга в отставке Октябрь Бар-Бирюков.

Корреспонденту «МК» довелось при жизни Октября Петровича не раз встречаться с ним. Он подробно рассказал о том, что смог узнать об этой огненной катастрофе.

Для начала - конкретные факты. 31 июля 1948 года «Победа», обслуживавшая международную линию Одесса-Нью-Йорк, отправилась от берегов Америки в обратный рейс. На борту - более 300 пассажиров и несколько десятков членов экипажа. Плавание длилось целый месяц, и в самом конце его произошло ЧП.

1 сентября на судне вспыхнул сильный пожар. Пламя распространялось так быстро, что моряки даже не успели подать сигнал SOS. Береговые службы подняли тревогу лишь почти сутки спустя, когда теплоход к назначенному времени не появился в Одессе. Спасательные корабли добрались до места происшествия лишь утром 3 сентября. К этому моменту моряки лайнера и пассажиры уже сумели нейтрализовать огонь. Однако от пламени и дыма погибли несколько десятков человек. В том числе и «самый главный пассажир» - китайский маршал Фэн Юйсян.

Конкурент Великого кормчего

В годы революционных потрясений в Китае и борьбы с японскими агрессорами этот человек приобрел огромную популярность среди соотечественников. Военачальник еще с середины 1920-х «грешил» политикой, а в 1924-м даже совершил государственный переворот и захватил Пекин, находясь во главе верных войск. После этого будущий маршал на какое-то время перешел на сторону гоминьдановской партии и активно поддерживал возглавлявшего ее Чан Кайши. Однако с началом активного военного противодействия Японии , оккупировавшей часть Поднебесной, Фэн сменил свою политическую окраску и настроился на сближение с китайскими коммунистами (чем вызвал немалый гнев американской администрации). Вдобавок политик с маршальскими погонами придерживался прокремлевских позиций и неоднократно заявлял в публичных выступлениях, что лишь Советский Союз является и будет впредь «истинным другом китайского народа».

Окончание Второй мировой, завершившейся капитуляцией Японии и освобождением Китая от оккупантов, застало Фэна в Америке. Между тем на его родине еще шла гражданская война, в которой явно наметился успех одной из противоборствующих сторон: возглавляемая коммунистами Народно-освободительная армия Китая громила верные буржуазному Гоминьдану войска. Уже ясно было, что в ближайшее время в самой населенной стране мира предстоит создавать новое правительство, которое объединило бы нацию. Но кто же станет во главе его?

Кандидатом №1, казалось, уверенно чувствовал себя Мао Цзэдун. Однако последнее слово должно было прозвучать из Кремля: Китай к этому времени слишком сильно зависел от военной поддержки СССР. Так что главным «решальщиком» являлся Сталин. А генералиссимус хоть и покровительствовал Мао, но все-таки не до конца был в нем уверен. Вероятно, хитроумный «вождь народов» держал в рукаве и другую карту для розыгрыша китайской партии.

Такой картой мог оказаться маршал Фэн Юйсян. По крайней мере, его путешествие в 1948-м из Америки в Китай кружным путем через СССР позволяет предполагать, что в советской столице были намечены «смотрины» этого политика перед тем, как решить вопрос о его возможном приходе на важнейший государственный пост в Поднебесной.

Знал ли об этом Мао Цзэдун? Наверняка знал. Опасался ли он конкурента? Глупо было бы не опасаться. Поэтому внезапная гибель маршала оказалась очень выгодна будущему Великому кормчему. Так выгодна, что заставляет задуматься: а не подстроено ли огненное ЧП на борту «Победы»?

Чтобы делать какие-то выводы, давайте восстановим хронологию трагедии с помощью фактов, собранных Бар-Бирюковым.

В свое время Октябрь Петрович пояснил корреспонденту «МК», каким образом ему удалось подключиться к этой теме: «В 1949-м, после окончания Каспийского высшего военно-морского училища, я получил назначение в Севастополь . Там увидел „Победу“. Сильно обгоревшая, она стояла на рейде, дожидаясь очереди на ремонт. Позднее через работников судоремонтного завода довелось познакомиться с участниками событий - членами экипажа лайнера. От них и узнал подробности этого происшествия. А потом повезло добраться до некоторых документов…»

Кино - помеха для гауптвахты

Вот что произошло на борту «Победы» согласно официальной версии.

Днем 1 сентября лайнер миновал траверз Новороссийска , о чем капитан передал в Черноморское пароходство соответствующее радиосообщение. Однако вслед за тем связь с судном вдруг пропала.

В это же время один из членов экипажа, радиотехник Коваленко, который по совместительству исполнял обязанности киномеханика, решил подготовить свое киношное хозяйство к скорому прибытию в порт приписки. Среди неотложных дел - перемотать на бобины и упаковать в жестяные коробки киноленты, которые Коваленко показывал за последние дни. Вся фильмотека, взятая в плавание, хранилась в небольшом помещении рядом с каютами в центральной части лайнера.

Вот любопытный факт. По рассказам некоторых членов команды, на «Победе» была специальная кладовка для хранения кинолент и работы с ними. Она располагалась на одной из верхних палуб неподалеку от салона, где вечерами крутили фильмы. Однако по распоряжению пароходства это помещение незадолго до выхода в роковое плавание переоборудовали под судовую гауптвахту. Оставшиеся в результате «бездомными» коробки с фильмотекой - а их взяли в тот рейс более 40 - пришлось пристроить в совершенно не приспособленную для этого тесную каморку.

Итак, нужно было смотать просмотренные части фильмов на их «родные» бобины. Коваленко поручил заняться этим выделенному в помощь матросу Скрипникову. Работа простая: знай крути ручку станка! Но в какой-то момент моряк, видимо, переусердствовал. Торопясь поскорее выполнить нудное задание, он чересчур быстро тянул кинопленку. А изготовлена она была по тогдашним технологиям, из весьма легковоспламеняющегося материала. От повышенного трения при быстрой перемотке пленка нагрелась - и вдруг вспыхнула! Пламя мгновенно перекинулось на лежащие рядом рулоны. Впрочем, по другой версии матрос, нарушив правила безопасности, закурил в подсобке и недоглядел за тлеющей папиросой…

Как бы то ни было, вспыхнувший огонь в считаные секунды охватил помещение. На Скрипникове загорелась одежда. Теряя сознание от удушливых клубов дыма, он едва успел выскочить в коридор.

Огненная стихия, разгулявшаяся в кладовке, вырвалась на свободу вслед за ним. Языки пламени разбежались по ковровым дорожкам, по деревянной обшивке стен. Уже через несколько минут огонь проник по трапу на палубу, расположенную выше, потом атаковал мостик…

Очень быстро пламя охватило всю центральную часть лайнера. Горели расположенные здесь каюты, штурманская и рулевая рубки. «Красный петух» проник и в радиорубку - вахтенный радист Веденеев оказался застигнут огнем врасплох и, спасая свою жизнь, выскочил из помещения через иллюминатор. Радиограмму о начавшемся на судне пожаре или сигнал SOS он послать в эфир не успел. Запасной рацией воспользоваться также не удалось: она сгорела в штурманской рубке. Поэтому терпящее бедствие судно и не сообщило никому о разыгравшейся на борту трагедии. Для береговых служб и других судов «Победа» превратилась на несколько часов в корабль-призрак. Но этот «летучий голландец» был охвачен огнем.

Наконец на лайнере прозвучала пожарная тревога. К тому времени пламя распространилось уже довольно широко - причем не только вверх, но и вниз: огонь приблизился к машинному отделению. Однако находившиеся там моряки, едва в отсек проникли первые клубы дыма, сразу же задраили все двери и горловины люков, не дав пламени проникнуть внутрь. От пожара в соседних трюмных помещениях металлические стенки отсека накалились так, что краска стала вздуваться пузырями. Пришлось эти переборки поливать из шлангов забортной водой. В итоге «сердце» корабля удалось отстоять.

После объявления пожарной тревоги экипаж «Победы» действовал достойно. Часть команды спускала на воду шлюпки и организовывала эвакуацию пассажиров, другие вступили в схватку с огнем. Морякам помогали также многие мужчины из числа пассажиров. К сожалению, далеко не все штатные средства пожаротушения оказались работоспособными. Например, часть больших огнетушителей «скисла». При последующей следственной проверке выяснилось, что в этих красных баллонах кто-то провозил контрабанду: корпуса огнетушителей были набиты свертками модного в те годы импортного панбархата…

И все-таки огонь удалось обуздать. Причем еще до того, как подоспела помощь.

Окончательная ликвидация пожара и проверка состояния отсеков заняли еще почти сутки. После этого аварийный лайнер в окружении военных и спасательных кораблей своим ходом добрался 5 сентября до одесского порта. Пассажиров «Победы» доставили туда на другом судне - «Вячеслав Молотов ».

Увы, происшествие на лайнере не обошлось без человеческих жертв. Погибли два члена экипажа (один из них - тот самый матрос Скрипников, который перематывал кинопленки). А кроме того - 40 пассажиров. В том числе 19 женщин и 15 детей.

Оказался в этом печальном списке и Фэн Юйсян.

«Несчастный случай»

Среди пассажиров, находившихся на борту лайнера, было немало «элитных». В том числе - сотрудники МИДа и Министерства внешней торговли, возвращавшиеся вместе со своими семьями на родину после долгой заграничной командировки. А несколько лучших кают занимали китайский маршал, его жена, сын и дочь.

Однако в какой-то момент судно оказалось буквально переполнено пассажирами с совсем иным «рейтингом». Когда «Победа» подходила к Гибралтару, капитан получил из пароходства радиограмму: зайти в египетский порт Александрия и принять на борт 2000 репатриантов-армян, возвращающихся на свою историческую родину. В результате жилые помещения на корабле оказались забиты людьми сверх всяких норм. Но все армянские семьи были благополучно доставлены к российским берегам и высажены в порту Батуми. Это произошло за пару дней до трагедии.

Как выяснилось при расследовании, большинство жертв на «Победе» погибли, задохнувшись в дыму. Что же касается китайского маршала, то он, не пострадав в первые минуты пожара, проявил затем настоящую отвагу, активно помогая матросам бороться с огнем. В какой-то момент Фэн Юйсян обнаружил, что среди эвакуированных из зоны, атакованной пламенем, нет его дочери. Мужчина кинулся к каюте, которую та занимала, и попытался пробраться внутрь. Впоследствии его обнаружили лежащим там на полу: очевидно, китаец умер, надышавшись угарного газа. Погибла и его дочка…

О происшествии на теплоходе «Победа» немедленно сообщили Сталину. Видимо, по его «отмашке» через день появилась официальная публикация об этой трагедии. На последней странице «Красной звезды» мелким шрифтом - коротенькое сообщение ТАСС, озаглавленное «Несчастный случай на теплоходе „Победа“:

»…В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу… В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь… Ведется расследование».

В этом наверняка согласованном с Кремлем тексте, опубликованном в то время, когда головешки в отсеках «Победы» еще не остыли, уже указана причина ЧП. Трудно было ожидать, что следственная комиссия, которая работала потом несколько месяцев, рискнет выдвинуть какую-то иную версию. Так оно и случилось.

В начале 1949-го состоялся суд над несколькими членами экипажа «Победы». Впрочем, тот, кого считали главным виновником трагедии - матрос Скрипников, - был уже мертв. А из числа других моряков лайнера «под раздачу» попали 5 человек. Строже всех осудили старшего помощника Набокина, отвечавшего за пожарную безопасность на судне: его приговорили к максимально возможному тогда сроку - 25 годам лагерей. Капитан «Победы» Пахолок и киномеханик Коваленко получили по 15 лет лишения свободы. Помощнику капитана по политической части Першукову дали 10 лет, а радисту Веденееву, который не передал в эфир сигнал SOS, - восемь.

Смерть от «дезинфекции»

Теперь пора упомянуть о том, что осталось «за бортом» официальных выводов следствия. О том, что ЧП на теплоходе «Победа» могло быть результатом теракта. Вот лишь несколько фактов, о которых узнал Бар-Бирюков.

Оказывается, пожару на борту лайнера предшествовали весьма загадочные события. Например, незадолго до отплытия из Нью-Йорка по требованию портового начальства американцы вдруг затеяли на судне дезинфекционные работы. Все время, пока их проводили, - почти двое суток! - экипаж советского корабля жил в гостинице, а на «Победе» хозяйничали некие американские специалисты. Что они могли после себя оставить где-нибудь в укромном закоулке огромного теплохода?.. Провести тщательный осмотр у вернувшейся на борт советской команды не оставалось времени: установленные графиком сроки отплытия поджимали.

Есть и конкретная улика, на которую указывали люди, пережившие трагедию на «Победе»: по их словам, многие предметы интерьера - ковры, шторы, шкафы, столы, даже переборки кают, обработанные американцами каким-то «дезинфицирующим» раствором, во время пожара воспламенялись буквально с реактивной скоростью.

Подозрительный эпизод случился и при посадке пассажиров в порту Нью-Йорка. На глазах у многочисленных свидетелей жена одного из советских дипломатов вдруг заявила, что не хочет возвращаться в СССР. После этого женщина сумела сбежать с корабля на берег, где ее приняли под свое крыло представители американских спецслужб. А весь багаж перебежчицы так и остался на «Победе». Содержимое этих нескольких чемоданов и ящиков почему-то никто из судового начальства не догадался проверить. Они благополучно поплыли в Одессу, находясь вместе с другой поклажей в одном из помещений в центральной части корабля. Некоторые из членов экипажа потом утверждали, что пожар начался вовсе не из подсобки с кинопленками, а как раз из этого расположенного по соседству отсека. Причем сложенный там груз почему-то горел, разбрасывая вокруг яркие искры, словно огромные бенгальские огни…

Аукнуться пожаром могло и «нашествие» на судно 2000 армянских репатриантов в порту Александрия. Где гарантия, что в этой толпе не было агентов, которые, оказавшись на судне, провели «подготовительные мероприятия» для будущего ЧП, а потом так же, не привлекая к себе внимания, вместе с армянскими семьями сошли на берег в Батуми? После батумской разгрузки члены экипажа в разных местах теплохода обнаружили странные «сувениры», скорее всего оставленные кем-то из этих пассажиров, - кусочки какого-то вещества, напоминающего руду. По рассказам некоторых моряков, когда «руду» пробовали поджечь, она вспыхивала голубоватым пламенем, создавая высокую температуру…

Все эти странные и подозрительные эпизоды были проигнорированы следствием - по крайней мере, в официальных выводах. Хотя можно найти косвенные подтверждения того, что версия с терактом на «Победе» рассматривалась всерьез, причем на самом высоком государственном уровне. Лишь один из аргументов в пользу этого: уже через несколько дней после трагедии у берегов Крыма, 14 сентября 1948 года, вышло постановление Совмина СССР о немедленном сворачивании программы по репатриации армян.

К слову сказать, уцелевший во время пожара сын Фэн Юйсяна впоследствии не скрывал, что считает гибель отца-маршала заранее спланированной диверсией.

«Остров невезения»

Собранные Бар-Бирюковым факты и свидетельства все-таки не помогли ему раскрыть до конца тайну пожара на борту океанского лайнера.

Большинство жертв тогда похоронили в Одессе. На одном из кладбищ появился мемориальный комплекс с надписью: «Морякам и пассажирам т/х „Победа“, трагически погибшим 1 сентября 1948 года». Ну а гробы с телами Фэн Юйсяна и его дочери были отправлены самолетом в Москву, где их кремировали в соответствии с пожеланием вдовы маршала. Позднее прах полководца похоронили с воинскими почестями в Китае.

Что касается самой «Победы», она после ремонта вновь продолжила работать на линиях Черноморского пароходства вплоть до конца 1970-х.

Самое интересное: корабль, чья история омрачена столь трагической тайной, хорошо знаком едва ли не каждому взрослому жителю России. Дело в том, что во время съемок знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» в роли круизного лайнера «Михаил Светлов», на борту которого разворачиваются многие события фильма, снялись сразу два черноморских теплохода - «Победа» и «Россия». Сцену, в которой герой Андрея Миронова исполняет песню про остров невезения, снимали на верхней палубе «Победы» - там, где за 20 лет до этого разбушевался пожар, погубивший десятки жизней…