Пешеходные тропы на ай петри. Крым

В начале сентября 2012 года ходил пешком на Ай-Петри.

Начал свой маршрут от известного знака «Севастополь-72, Ялта-9», который расположен на трассе Севастополь-Ялта. Смотрите фото.

Как туда попасть? Самый простой способ - на маршрутке. Я распечатал фотографию этого места и взял с собой. Пришел на автостанцию, показал водителям фото и спросил, как доехать к этому месту.

Если идти пешком, то ориентиром могут служить тросы знаменитой канатной дороги. Их нельзя не увидеть, независимо от способа передвижения. От того места, где над трассой натянуты тросы, нужно двигаться в сторону Ялты 1,5 км.

Ниже в комментариях Артем подсказывает: это место - поворот на Мисхор и Кореиз.




За знаком начинаются две грунтовые дороги, выбирать нужно ту, что левее.

В начале тропы понастроили сооружений из белого кирпича. Вероятно, местные жители пытались захватить земельные участки, руководствуясь логикой: если на земле стоит моя недвижимость, то я претендую на землю. Этот номер у них не прошел. И очень хорошо!


Когда стоишь в самом начале маршрута, дистанция, которую предстоит пройти, впечатляет. Смотришь и не понимаешь, как ты окажешься на этой скале? Как такое возможно?



Впрочем, не так уж сложно. Начал маршрут около 11.30, возле верхней станции канатной дороги был в 14 часов. Таким образом, восхождение заняло около 2,5 часа. Не торопился, по пути много фотографировал, смотрел на окружающие виды, делал передышки.

Читал, что Кореизская тропа имеет протяженность 3,7 км. По ровной местности пройти такое расстояние - вообще пустяк, но в горах главный фактор - перепад высоты, а не линейное расстояние.

До места, которое на схеме обозначено как «родник», дорога хорошо вытоптана, на этом участке не заблудишься. Считается, что маршрут обозначен белыми метками. Да, метки есть, но они нанесены в тех местах, где нет развилок дороги, то есть там, где они не нужны. А на развилках их как раз и нет. Слушайте свою интуицию. Ай-Петри нам нужно обойти справа, поэтому левые повороты - не наши. Слишком резкие ответвления тропы вправо - тоже не для нас. Общее направление до пункта "родник", как и показано на схеме (смотрите фото выше), прямо и немного правее.

Вид родника меня совсем не воодушевил, грязный и пересохший. Это место я мысленно назвал «беседка».


Если стать спиной к входу в беседку, прямо перед тобой начинается резкий подъем вверх. В мои планы этот подъем не входил. От родника я собирался идти по сравнительно пологой натоптанной дорожке. Не знаю, куда бы она меня завела. Но пока я сидел в беседке, мимо меня прошли трое парней. Было видно, что они очень уверены в себе и точно знают, куда идти. Я поздоровался, они ответили на приветствие. Сказали, что идут «через Малый» (имелся ввиду Малый Ай-Петри, он же – Воронья скала), и рванули вверх, подбадривая друг друга криками типа «врубай вторую скорость и греби».

Подъем, который открывается перед глазами, когда стоишь спиной к беседке, пугает. Была альтернатива - идти от беседки по другой дорожке , сравнительно пологой. Но я решил идти, не теряя парней из виду, так как они, в отличие от меня, точно знали дорогу. Сразу после беседки участок тяжелый, наклон слишком резкий. Нужно преодолеть этот кусок пути, дальше будет легче, потом тропа становится более пологой.

Один из парней держал в руках деревянную длинную палку и с её помощью отталкивался. Толковый подход. За родником-беседкой посох в руках - совсем не лишнее. Типа третьей ноги.

Через некоторое время вышел к Малому Ай-Петри (или Вороний камень). Чтобы туда попасть от "беседки" по избранному мной прямолинейному маршруту, напрягать мозги, много думать, искать тропу, смотреть в карту не пришлось. "Греби" себе всё вверх и вверх.

Потрясающие виды открываются перед глазами! Этого не передать с помощью фотографии и не описать словами.


И вот я на краю Малого Ай-Петри!!! Моя поза - не постановочная. Гляжу вниз с испугом вполне реальным.


От Малого Ай-Петри уже четко видно дальнейший маршрут.



На следующей фотографии - вид сверху на Вороний камень (или Малый Ай-Петри). Треугольный каменный выступ - это он и есть, только что я на нем фотографировался.

Как уже отмечалось, весь подъем занял 2,5 часа. Из них 1,5 часа я шел от трассы до Малого Ай-Петри, и 1 час - от Малого Ай-Петри до станции канатной дороги.


Чем выше - тем прекраснее виды. Сверху смотришь на пройденное расстояние, и начинаешь чуть-чуть гордиться собой.


По мере подъема характерная природа Южного берега сменяется лиственными растениями. С увеличением высоты попадаешь в другой климатический пояс – из субтропиков Южного берега в среднюю полосу.


Здесь парни, глядя на которых я набрался храбрости и от родника рванул на крутой подъем, стали собирать грибы. Выяснилось, что они – местные жители. Посоветовали мне не ходить без пользы, а взять нож, пакет и заняться делом – собрать «подножный корм». Грибы я не собрал, в мои планы это не входило. Для них пойти на Ай-Петри - это будничное дело, набрать грибов. А для меня - впечатление на всю жизнь.

В «средней климатической полосе» появились рои назойливых наглых мух, которых и в помине не было на побережье. Пока идешь – нормально, как только останавливаешься – лезут со всех сторон.

А вот и станция канатной дороги! Подъем завершился.



За проход к зубцам – плата 20 гривен. Деньги небольшие, но у меня в памяти моментально возник Остап Бендер, который продавал билеты на осмотр Провала. Мое приподнятое и восторженное настроение не увязывалось с какими-то пошлыми билетиками. Не пошел я к зубцам.

Великий комбинатор пояснил, что деньги идут на укрепление Провала, чтобы не сильно проваливался. Куда идут деньги за осмотр зубцов? На их заточку, чтобы не сильно тупились?


Из любопытства спросил, сколько стоит маршрутка до Симеиза. На предложение садиться в салон я ответил, что уйду пешком, как и пришел. Выражение лица у водителя стало несколько озадаченное.

Я рассматривал вариант спуститься вниз по канатной дороге, но, увидев очередь, сразу отказался от этой идеи.


Я сюда шел пешком по тропе не для того, чтобы закончить свое путешествие в этой длинной очереди.

Пошел вниз той же дорогой, по которой и пришел.


С вершины Ай-Петри дошел пешком до самого Симеиза . Останавливать маршрутку или ехать автостопом в такой день мне казалось неприличным. Спустившись вниз, сначала шел по тропам, которые проходят вдоль трассы, часть пути прошел по обочине трассы. Оглядываясь назад, удивлялся тому, что смог столько протопать.


Приблизительно как-то так. Обходи гору справа (красная стрелка на следующем фото).


Гора Ай-Петри является одним из самых популярных мест Крыма и одной из его визитных карточек. Так же как и знаменитая канатная дорога «Мисхор — Ай-Петри», которая делает посещение горы легкодоступным. Название горы греческих корней и означает «Святой Петр». Высота горы Ай-Петри в 1234 м даст вам возможность насладиться отличными панорамами и почувствовать разницу между субтропическим и горным климатом.

Как добраться до Ай-Петри

Гора Ай-Петри является одной из вершин Ай-Петринской яйлы, располагается над городом Алупка и поселком городского типа Кореиз (Мисхор не является отдельным населенным пунктом, а включен в состав Кореиза).

Канатная дорога на Ай-Петри

Официальное название канатной дороги на Ай-Петри — «Мисхор – Ай-Петри». Канатную дорогу можно считать отдельной достопримечательностью. Время работы с 9:00 до 17:00 на подъем и до 18:00 на спуск. Без перерыва и выходных. Только весной закрывается на профилактические работы. Актуальные цены и новости можно посмотреть на официальном сайте канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» .
Канатная дорога состоит из трех станций: «Мисхор» (располагается на высоте 86 м над уровнем моря) — нижняя станция, «Сосновый бор» (304 м) — средняя станция пересадки и верхняя станция «Ай-Петри» (1152 м).
Путешествие по канатной дороге начинается с нижней станции «Мисхор».

Название от одноименного селения Мисхор, которое сейчас не является самостоятельным и включен в состав поселка городского типа Кореиз. Сейчас Кореиз, Гаспра, Алупка, Семеиз располагаются так плотно друг к другу, что сложно визуально выделить один от другого. И все они, кстати, входят в городской округ Ялта. Поэтому когда мы выезжали из Алупки, то было не понятно, выехали ли мы из нее и въехали ли в Кореиз, было ощущение единого населенного пункта. Самое время ответить на вопрос:

Как добраться до канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри»

  • На машине. С Южнобережного шоссе необходимо около бетонного указателя «72.Севастополь.Ялта.» и АЗС свернуть в сторону Кореиза (Мисхор) на ответвление дороги к Севастопольскому шоссе. Далее по кольцу выходим на Кореизское шоссе, а с него — на Алупкинское шоссе. Немного проехав, вы увидите стенд «Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри». Платная стоянка есть прямо рядом с нижней станцией Мисхор. Может быть, можно поставить машину и на обочине, но дорога там очень узкая и нам было боязно.
  • На общественном транспорте. Автобусная остановка «Канатная дорога», располагается непосредственно у нижней станции «Мисхор» и территориально принадлежит Кореизу. На ней останавливаются автобусы маршрутов № 102 (Автовокзал Ялты — Воронцовский парк Алупки) и №132 (Вещевой рынок Ялты – Воронцовский дворец Алупки). Интервалы движения: 15-30 мин.

Длина канатной дороги составляет 2980 м. Расстояние между нижней станцией «Мисхор» и средней станицей «Сосновый бор» — 1310 м. А вот расстояние между средней станцией и верхней «Ай-Петри» уже 1670 м, и нет ни одной опорной вышки. Часто встречается информация, что это самый длинный безопорный пролет в Европе, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Так же встречается информация (Википедия), что есть канатная дорога Reiteralpe которая обгоняет канатную дорогу «Мисхор — Ай-Петри» по этому показателю. На счет книги рекордов Гиннесса проверить информацию доподлинно не удалось, а вот канатная дорога Reiteralpe действительно есть и находиться она в Германии в населенном пункте Оберйеттенберг (Oberjettenberg). Длинна канатной дороги Reiteralpe 2100 м, а длинна ее безопорного пролета 1980 м, и введена она в эксплуатацию в 1965 году.

В то время как канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри» в 1967 году только начала строиться, в 1987 году первыми пассажирами была приемная комиссия, а введена в эксплуатацию она только в 1988 году. Получается, что в то время, когда была построена канатная дорога в Крыму, в Германии Reiteralpe уже была. Другое дело, что канатная дорога Reiteralpe используется техническим центром бундесвера, это военно-технический объект, соответственно, не уверен, что простым туристам получится прокатиться на этой канатной дороге. С этим же, наверное, и связана ее малоизвестность. Соответственно, можно однозначно сказать, что канатная дорога в Крыму «Мисхор – Ай-Петри» действительно обладает одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе и уж точно на первом месте по этому показателю из общедоступных.

Мы прибыли к нижней станции в 14:00 и довольно быстро пошли на посадку, но иногда бывают и большие очереди, особенно в сезон. Подъем происходит в среднем за 15 минут. На станции «Сосновый бор» пересаживаемся в следующую кабинку. Отсюда же операторы управляют канатной дорогой.



Канатная дорога маятникового типа, курсируют 4 кабинки в противофазе. Угол подъема кабинки возле горы 46 градусов. И это один из самых волнующих моментов, когда кабинка снижает скорость и вплотную подходит к стене горы.







Тропа к скалам «Зубцы»

После выхода с верхней станции, не долго думая, мы направились к главной достопримечательностям, на вершину и к скалам «Зубцы».



По пути встречается еще одна достопримечательность — клен Стевена. Данному дереву около 250 лет. Эти деревья являются эндемиками Крыма, то есть встречаются только на территории Южного берега Крыма. Этот вид был открыт Стевеном Христианом Христиановичем, российским ботаником шведского происхождения, первым директором Никитинского ботанического сада.

Идти до вершины недалеко, всего 500 м, периодически попадаются приободряющие знаки.

Выходим к вершине.





Подвесные мосты на скале «Зубцы»

Самый знаменитый символ Ай-Петри — это скалы Зубцы. Эта группа скал высотой 60-80 метров является древним рифом. Скалы образованы результатом выветривания пород неустойчивых известняков.

К одной из скал на летнее время делают подвесные мосты, по которым можно пройти со страховкой. Естественно, это развлечение платное – 500 рублей. В зимнее время подвесные мосты убирают, их просто может сорвать порывом ветра. Гора Ай-Петри славится своими сильными, порывистыми ветрами и является самой ветряной точной Крыма. Максимальная зафиксированная скорость 50 м/с.









Кроме того, для любителей воздушных процедур и приключений на вершине Ай-Петри организованна трасса троллей.

Вершина горы Ай-Петри

Высота горы Ай-Петри — 1234 м, и она является не самой высокой горой Ай-Петринской яйлы. Самой высокой является гора Рока (1346 м).

Ну и конечно, самое главное, зачем все поднимаются на гору Ай-Петри — это великолепные панорамы и виды.







И большой плюс Ай-Петри в том, что не надо обладать навыками альпиниста или идти в долгий и не простой для каждого поход, или даже брать дорогую экскурсию с заброской на внедорожнике (лошадях), чтобы оказаться на такой высоте с подобными красотами. Гора Ай-Петри доступна каждому. Конечно, в этом есть и свои особенности: посещаемость Ай-Петри очень высока. Но без этого никак: либо одно, либо другое. Кто же вдохновился высотными красотами, может посетить и другие вершины Крыма. Например, вершину высотою 1239 м, которую мы тоже посетили в рамках небольшого похода.

Некоторые фотографии уже можно назвать историческими. Они сделаны в первых числах октября 2016 года. Пространство рядом с верхней станцией очищается от торговых рядов и многочисленных кафе; как будет обустроено оно в будущем — покажет время. Надеемся, что красиво и разумно, с точки зрения сохранения природных объектов. Так же сознательно не писали о стоимости прохода по тропе к зубцам. Это тропа входит в перечень объектов Ялтинского горно-лесного природного заповедника. Ранее проход был платный, как организовано будет в будущем, тоже покажет время.

Ай-Петринская Яйла

Обернувшись назад, увидим панораму Ай-Петринской яйлы.

Площадь Ай-Петринской яйлы около 300 км2. Климат резко отличается от субтропического климата Ялты. Поднимаясь на Ай-Петри надо это учитывать, температура может быть ниже, чем у моря на 6-10 градусов, одежду надо брать с собой соответствующую. Зимы тут полноценные, снежные и морозы до -25. Соответственно, это одно из немногих мест в Крыму, где возможно катание на горных лыжах, сноуборде и прочих вещах. Горнолыжный комплекс располагается недалеко от радиотехнического батальона, который не заметить не возможно, это белые шары, похожие на обсерваторию.

Так как гора Ай-Петри сложена известняками, то распространен сильный процесс карстования. Проще говоря, на Ай-Петри много пещер и карстовых воронок, провалов. В километре от вершины, и еще ближе от стоянки, расположены три оборудованных для посещения пещеры: Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка. Если есть время, то советуем их посетить. Мы же торопились, решили их посетить в следующий раз, так как в этот собирались в пещеры и , находящиеся на плато Чатыр-Даг. Но для их посещения надо ехать в отдельную экскурсию, а упомянутые три выше — рядом, в этом их несомненный плюс. И для первого ознакомления с пещерными красотами будут кстати.

Ай-Петринская яйла богата на достопримечательности природные и исторические, и, по-хорошему, требует отдельного изучения и осмотра. Наша прогулка на этом заканчивается. Спустились мы так же на канатной дороге, хотя можно было спуститься по серпантину и осмотреть по пути еще несколько достопримечательностей. Это, кстати, отличный вариант, если на канатную дорогу большая очередь, и она уже заканчивает свою работу (к 18:00).

По Таракташской тропе я уже ходила, а в эти выходные мы решили пройти по Кореизской тропе . Спуститься с Ай-Петри. Подниматься пешком не хотелось. Авто оставили внизу. Вариантов подъема на вершину Ай-Петри из Мисхора два: канатная дорога и по серпантину на экскурсионном автобусе. Многочисленные зазывали у начала канатной дороги предлагали посмотреть Учан-Су, смотровые площадки и подняться с ними, но мы выбрали канатку. 350 рублей с человека, всего несколько минут и мы на вершине.

Нам повезло, в кабинке также была экскурсионная группа с великолепным экскурсоводом, которая рассказала всем нам: почему гора Кошка так называется, что такое «заячья тропа», где Медведь пьет воду и еще много всего познавательного.

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри построена в 1988 году, состоит она из трех станций. Чтобы выйти на Верхней, мы вошли в вагончик на Нижней, и сделали пересадку на Средней.

На фото: Средняя станция канатной дороги Мисхор-Ай-Петри

Перепад высот от Средней станции до Верхней около километра. Угол подъема 45 градусов. Общая длина подъема вагончика более 3-х километров. Время в пути 20 минут. Вместимость вагончика 25-30 человек. Хотя, в периоды пиковой нагрузки количество увеличивают. В 2013 году в двух вагончиках застряли 76 человек. Спасательная операция длилась 10 часов. Надеюсь, такое больше не повторится.


Вверху на плато некоторый беспорядок, табличка предупреждает о строительно-монтажных работах. Мы увидели только строительно-демонтажные и довольно большой сувенирный рынок.

Начало тропы совсем рядом от станции канатной дороги. Парень, который предлагал прокатиться на лошадях или квадроцикле показал нам начало Кореизской тропы. Если стоять у кафе Верхннее лицом к морю, то Кореизская тропа начинается слева. Нам сказали, что в планах снести все кафе на плато, кроме этого одного, и вроде бы даже поселок, возникший неподалеку от этого рынка, тоже снесут.


Фото: Ай-Петри начало Кореизской тропы

А пока мы любуемся видами на море



Тут на фото не знаю что это: то, что снесут, или это новое, которое построили


Июнь, уже лето, людей на плато Ай-Петри много, но они в основном покупают сувениры, сидят в кафе, делают сэлфи на фоне панорамы Южного берега Крыма. И кто-то из самых «диких» завязывает тряпочки на деревьях, вешают замки, кто-то умудрился навесной замок повесить на одну из веток сосны-самолета.

Кореизская тропа несложная по прохождению, с великолепным воздухом, птицами, травами и деревьями. Если у вас будет несколько часов свободного времени, рекомендую пройтись.

Яркая достопримечательность на нашем пути Сосна-Самолет. По оценкам этой сосне 300 лет. Крона сформированная ураганными зимними ветрами, сделали эту сосну уникальным памятником природы


Вид на море от сосны-самолёта


Весь путь по кореизской тропе нас сопровождали запахи разнотравья


Живописные склоны, украшенные соснами


Позади нас двигается вагончик канатной дороги. Проводов не видно и он словно пролетает вдоль скал


Под нами многоэтажки Алупки, Кореиза, Мисхора





Видео нашей прогулки по Таракташской тропе

Южная оконечность Ай-Петринского плато, гора Ай-Петри - символ южного берега Крыма. Этот горный массив, чья самая высокая точка достигает 1234 метров над уровнем моря, тянется над Алупкой и Кореизом как эффектный фон для пляжного отдыха в Большой Ялте.

На канатной дороге

Канатная дорога на Ай-Петри - тоже знаменитость, ведь ее участок между средней и верхней станциями считается самым длинным безопорным пролетом в мире. По канатной дороге можно подняться на смотровую площадку, а от нее - прогуляться еще выше, к зубцам Ай-Петри, или спуститься к пещерам, например, к Трехглазке .

Нижняя станция канатной дороги находится в поселке Мисхор ​ , доехать сюда можно на автобусе №102 с автовокзала Ялты (до остановки «Нижняя станция канатной дороги») или на машине по трассе Ялта - Севастополь , свернув на Кореизское шоссе и далее до Мисхора (в поселке есть указатели на канатную дорогу, а рядом со станцией - платная парковка). Подъем занимает 15 минут и стоит 300 рублей для взрослых и 200 для детей (цена в одну сторону). За прогулку к зубцам придется заплатить еще 100 рублей (детям проход бесплатный).

На автомобиле

В теплый сезон на вершину можно подняться по серпантинной дороге на своем автомобиле, маршрутном такси или договорившись с частниками. Подъем по дороге подойдет тем, кто боится высоты, а канатка - тем, кого укачивает на серпантине. По дорога достаточно сложная для неопытных водителей, а зимой она может быть официально закрыта - тогда ее не чистят дорожные службы, а в ДТП на ней считаются виновными оба участника движения.

Зимой появляется дополнительный повод побывать на Ай-Петри, ведь на склонах этого горного массива оборудованы шесть горнолыжных трасс с перепадом высот от 20 до 170 метров.

Пешком

Если погода не очень жаркая, а вы любите активный туризм, на Ай-Петри можно подняться пешком. Самое подходящее время для такого похода - весна или осень, потому что в весенний сезон или после дождей особенно полноводен и красив водопад Учан-Су ​ , который можно посетить по дороге. Впрочем, для опытных туристов маршрут доступен и зимой, а замерзший водопад - не менее впечатляющее зрелище. На плато Ай-Петри ведет Таракташская тропа длиной 3,5 километра. Перепад высот на этом маршруте составляет 600 метров, подъем займет от 2 до 4 часов.

Слово «Таракташ» переводится с тюркского как «Каменный гребень», и название это отлично подходит к скале, мимо которой идет тропа. Тропинку проложил в конце XIX века доктор В.Н.Дмитриев - как оздоровительный маршрут для курортников. Действительно, подъем на гору заставляет людей приложить некоторые усилия, из-за чего они дышат полной грудью, вдыхая целебный воздух, насыщенный хвойными ароматами и морскими солями. Дорога доступна для большинства туристов, и даже для детей, но все-таки нужно учитывать, что местами предстоит подъем по достаточно крутому склону, а в пути не забывать устраивать привалы. И, конечно, как бы ни было солнечно в Ялте, не забывайте, что на тропе и на Ай-Петри погода может оказаться совсем иной, и берите с собой теплую одежду.

К началу маршрута - водопаду Учан-Су - можно добраться из Ялты на автобусе №30 от автовокзала Ялты (вам нужна остановка «Водопад»). Отсюда грунтовая дорожка ведет к смотровой площадке перед водопадом (проход на площадку платный - 50 рублей). Далее параллельно идут Таракташская тропа на Ай-Петри и Штангеевская тропа к вершине скалы Ставри-Кая . У каждой тропинки своя маркировка на стволах деревьев: у Штангеевской - зеленые метки, у Таракташской - красные. В начале маршрута вам надо ориентироваться на красно-зеленые полоски. Тропа идет по горному склону, покрытому лесом, и приводит к смотровой площадке. Здесь можно передохнуть на скамейке, полюбовавшись панорамой Ялты.

Второй участок пути потруднее: от лавочки Штангеевская тропа сворачивает к Ставри-Кая, а Таракташская идет наверх, петляя среди камней. Наконец она приводит к роднику с табличкой «1904». В этом месте важно не сбиться с пути: встать лицом к роднику и пройти влево и вверх, где тропа резко изгибается и начинается набор высоты.

Далее нужно внимательно следить за красными метками на камнях. Тропа приведет вас на площадку на краю котловины, окруженную каменной стеной. В этой стене находятся «Таракташское окно» и «Таракташская форточка» - щели, через которые открывается завораживающий вид.

Затем тропа приводит на поляну, где подъем заканчивается и начинается Ай-Петринская яйла - плоский участок высокогорья. Отсюда еще 4,5 километра до станции канатной дороги. От перекрестка с глыбой камней нужно повернуть влево и двигаться по более широкой дороге. Возле турприюта Ай-Петри на яйлу выходит шоссе Ялта - Бахчисарай , а от него ответвляется асфальтированная дорога к зубцам Ай-Петри. По ней и нужно двигаться, чтобы оказаться возле зубцов и на смотровой площадке, куда привозит туристов канатная дорога.