Самостоятельно по южной америке. Южная Америка




















































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: используя систему методов, приемов и форм (модельный метод, опора на ассоциативный опыт, организация пар), обеспечить реализацию идей продуктивного образования.

Задачи:

Познакомить учащихся с природой материка;

Познакомить учащихся с уникальным органическим миром материка;

Развивать самостоятельность суждений, образное мышление;

Познакомить с некоторыми элементами культуры континента;

Материальное обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, презентация, листы ответов, карта “Южная Америка”.

Ход урока

Ребята, мы уже изучили особенности природы Африки и Антарктиды, сегодня мы совершим виртуальное путешествие по удивительному материку - Южной Америке. Южная Америка – полная противоположность территории нашей страны. Когда у нас день – там ночь, когда у нас лето – там зима. Давайте отправимся в путешествие на этот материк самым коротким путём. Нет, не через центр Земли, а привычным нам способом - по карте. Ведь в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда сердца с грустью отзываются на трогательные строки Роберта Рождественского: (Слады 2-11 на фоне музыки в исполнении оркестра Поля Мариа “История любви”).

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

И так, все готовы? Отправляемся в путешествие по Южной Америке. (слайд 12)

Путешествие – яркий паук,
В паутине троп и дорог,
Путешествие – сладкий испуг,
В миг, когда переступлен порог.

Звучит латиноамериканская мелодия. На фоне мелодии слайды с видами материка. Идёт краткий, но живописный рассказ, знакомящий учащихся с природными и рукотворными уникумами Южной Америки (слайды 13-28). (Приложние 1)

Южная Америка - крупный материк, имеющий множество географических объектов. Запишите на голубых карточках 3 географических названия, с которыми связано ваше восприятие природы Южной Америки. (Приложение 2)

Варианты записей:

1) Анды
Амазонка
Титикака

2) Амазонка
Бразильское плоскогорье
Огненная Земля

3) Амазонка
Анхель
Рио-де-Жанейро (слайд 29)

Модель 2

“Что такое? Кто такой?”

Определите природную принадлежность предложенных объектов, подпишите рядом. (Приложение 3)

Варианты записей:

1) Анды - горы
Амазонка - река
Титикака - озеро

2) Огненная Земля - остров
Бразилия - страна
Ленивец – животное

3) Анхель - водопад
Рио-де-Жанейро - город
Тукан – птица

4) Виктория амазонская – растение
Котопахи – вулкан
Бразильское плоскогорье – равнина

5) Кейманда Гранди – остров
Сахарная Голова – гора
Атакама – пустыня (слайд 30)

Модель 3

“Визитная карточка материка”

Работаем в парах.

Для предложенных объектов, из текста выбрать несколько характеристик, которые наиболее полно воссоздают образ материка, являются его визитной карточкой. Во время выполнения этого задания можно воспользоваться атласами.

В результате работы у Вас должен получиться краткий рассказ, вобравший в себя 5-6 особенностей каждого из трёх предложенных объектов.

Вариант 1

Анды - горы - высокие, скалистые, молодые, труднопроходимые, тянутся с севера на юг, богатые растительностью, много полезных ископаемых.

Амазонка - река равнинная, полноводная, широкая, в верховьях бурная, водятся пираньи, крокодилы.

Титикака- озеро высокогорное, пресноводное, хранит много тайн, глубокое.

Вариант 2

Амазонка – река - впадает в Атлантический океан, полноводная, много притоков, берега заболочены, водится много хищников.

Бразильское плоскогорье - средние высоты 500-1000 м богато полезными ископаемыми, древнее происхождение, давно освоено.

Огненная Земля - остров расположен на крайнем юге материка, сохранилась вулканическая активность.

Работа окончена. Большое спасибо. Ваши описания получились неординарными и содержательными.

Не могу не представить Вам другие географические объекты, созданные самой природой. Объекты удивительные и многоликие. (Слайды 31-52, на слайды записан текст. повествующий о высокотравной равнине севера материка – льянос, высокогорном озере – Титикака, водопадах Игуасу и Анхель).

Льянос - открытое ровное пространство, раскинувшееся по обе стороны р. Ориноко. Поверхность льянос покрыта густой высокой травой с кое-где разбросанными отдельными деревьями или пальмами. Таков облик типичной бразильской саванны - льянос. Климат этой местности чрезвычайно разнообразен. Летом сушь и жара. Но вот на небе собираются первые тучи, проливается первый дождь. За ним другой, третий. Пересохшая почва жадно пьет влагу.

Яркая зелень покрывает всю землю, пестреет масса цветов.

Титикака.

Крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки - Титикака. Легенды инков о затопленных сокровищах озера издавна волновали воображение историков, археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все золото, отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу - испанским конквистадорам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна. Согласно другой легенде, в затонувшем дворце индейские воины спрятали золотые и бриллиантовые клады короля инков.

Технически хорошо оснащенная французская экспедиция Жака-Ива Кусто, располагавшая двумя подводными лодками-малютками, после восьминедельных поисков установила, что озеро Титикака не имеет никаких тайн. Экспедиция измерила глубину “бездонного” озера.

Водопады .

В бассейне реки Ориноко, на реке Чурун, находится самый высокий на Земле водопад - Анхель, открытый сравнительно недавно, в 1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Южной Америки. Горный массив Ауян-Тепуи обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.

Другой интересный водопад - Игуасу - находится на реке Игуасу. “Игуасу” на языке индейцев игуарани - “Большая вода”.

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе - 275. Волнение охватывает каждого, наблюдающего это чудо природы. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды - 12266 т в секунду.

Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: “Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть”.

Следующее задание называется “География материка”.

Вернёмся к листам ответов. Для выполнения этого несложного задания будут нужны атласы.

Модель 4

География материка”

Используя атласы закончить предложение. (Приложение 3)

Южная Америка расположена в полушарии … (первая пара).

Южная Америка омывается... (вторая пара называет океаны).

Южная Америка расположена в климатических поясах... (третья пара).

Ближайшими материками являются... (четвёртая пара).

Самыми крупными реками материка являются… (пятая пара).

Спасибо. Проверяем. (Слайды 54-57)

Осуществляя виртуальное путешествие по материку, мы уже достаточно подробно познакомились с особенностями его природного комплекса.

Подберите, пожалуйста, слово, которым можно охарактеризовать природный комплекс материка: разнообразен, уникален, своеобразен, контрастен, красив, неповторим, экзотичен, богат, удивителен . (Слайд 58)

Модель 5

“Памятка путешественнику, отправляющемуся в Южную Америку”.

“Южная Америка – страна Вашей мечты”

Теперь задание творческого характера: составьте несколько фраз, адресованных путешественнику, отправляющемуся в Южную Америку. Ваше описание должно начинаться фразой: “Южная Америка – страна вашей мечты”, и выигрышно подчеркнуть самые яркие достопримечательности материка, колорит местной природы. (задание выполняется на фоне музыки в исполнении оркестра Поля Мариа “Бразильский карнавал”; слайд 59)

Выступления участников.

Благодарю вас. Думаю, что у всех присутствующих появилось желание наше виртуальное путешествие превратить в реальное.

Момент релаксации.

Я приглашаю вас отдохнуть и вместе со мной побродить по самому экзотическому базару в Бразилии. (записано речевое сопровождение путешествия по бразильскому базару; слайды 60-74)

На ярмарке в порту Форталеза можно купить рис, клубни маниока или выделанную из них крупу, которую называют здесь “фаринья”, “кастанья ду Пара”, или знаменитый бразильский орех, какао, кокосовые орехи, бананы, ананасы, рыбу от самой маленькой до огромной и, кроме многих продовольственных товаров, также ценную крокодиловую или змеиную кожу, изделия из искусно сплетённых пальмовых волокон, шкуру ягуаров, удивительные изделия из крыльев красивых бабочек, ожерелья из сушеных семян, и множество других предметов работы искусных индейских умельцев. Есть на ярмарке и коллекции красочных бабочек и мотыльков, пучки засушенных колибри, продаются даже живые попугаи, умеющие сказать несколько слов на испанском или португальском языке, обезьянки, а кое-где можно встретить выставленную на продажу живую анаконду.

И, конечно, я не могла не заглянуть вместе с вами на самый красочный и зажигательный бразильский праздник – карнавал в солнечном городе Рио-де-Жанейро. (Слайд 75 на фоне латиноамериканской мелодии “Бразильские барабаны”).

Вот и подходит к концу наше путешествие по Южной Америке.

Сегодня мы познакомились с уникальным природным комплексом Южной Америки - материком рекордов. Ко многим его природным объектам можно добавить слово “самый”.

Модель 6

“Самый, самый”. (Слайд 76)

Закончите мои фразы. Прошу вас отвечать хором.

  • Самый высокий водопад мира... (Анхель)
  • Самая полноводная река мира... (Амазонка)
  • Самое высокогорное пресноводное озеро... (Титикака)
  • Самые “медные” горы планеты... (Анды)
  • Самые красивые и пышные карнавалы... (в Бразилии)
  • Самые экзотические базары... (бразильские) (Слайд 77-82).

Рефлексия.

Модель 7

“Осуществление обратной связи”

Из предложенных смайликов выбрать соответствующий вашему восприятию сегодняшнего урока. (слайд 84 на фоне музыки “Ветер перемен”)

Наше путешествие закончено.

Но, где бы мы не были, особенно приятно возвращаться домой, на родину, в Россию! (Слайд 84)

Довольно обширен. Кто и когда открыл этот материк? Даже школьник младших классов знает, что это был Христофор Колумб. Но у серьезных ученых нет-нет, да и возникают сомнения на этот счет. Возможно, бесстрашные мореплаватели раннего Средневековья, норманны, достигли острова Гренландии и берегов Северной Америки намного раньше Колумба. Или же китайские корабли пересекли Тихий океан и именно моряки Поднебесной империи являются нетитулованными первооткрывателями материка. К тому же Христофор Колумб до конца своей жизни был уверен, что его нога ступила не на новый континент, а на западный берег Индии. В данной статье мы попытаемся разобраться в многочисленных исследователях Южной Америки. Каждый из них внес свою лепту в освоение нового материка. Были в списке первооткрывателей и российские ученые.

История прокладывания Западного пути

Список исследователей Южной Америки возглавляет и необходимо по достоинству оценить его заслугу. В те времена Европа испытывала трудности в торговом сообщении с Индией. Дорога туда за шелками и пряностями была долгой и опасной. Исходя из постулата о круглой форме Земли, Колумб выдвинул гипотезу, что к Индии из Европы можно приплыть, двигаясь не на восток, а следуя на запад. Именно там, за Атлантическим океаном, убеждал мореплаватель своего спонсора, испанского короля, лежит заветная земля сандалового дерева и специй. И таки выпросил деньги на снаряжение экспедиции. В 1492 году Колумб пересек Атлантику и открыл Большие Этот успех позволил ему снарядить еще две экспедиции. В 1498 году Колумб открыл Вода в море у его берегов показалась морякам чересчур малосоленой. Такую пресность может нести только очень большая материковая река - решил адмирал. Его корабли вошли в устье Ориноко и исследовали побережье южной Америки вплоть до полуострова Пария.

Экспедиции Америго Веспуччи

Португальское королевство, узнав об успехе испанских исследователей Южной Америки (тогда думали, что это - западный берег Индии), снарядило свои три трансатлантические экспедиции. Ими командовал мореплаватель Он не ограничился плаванием вдоль берегов, а делал бесстрашные походы вглубь материка. В результате, он открыл и описал Бразильское нагорье, нижнее течение реки Амазонки и бухту, где теперь стоит город Рио-де-Жанейро. Постепенно Веспуччи стали терзать сомнения. На Индию новооткрытые территории совсем не были похожи. Он написал на родину в 1503 году, что это - «Новая часть света». И это название закрепилось. Северную и Южную Америки до сих пор именуют «Индиями» и «Новым Светом».

Вклад Америго Веспуччи неоценим. Именно он подарил европейцам знание о существовании нового континента. Поэтому его именем названы оба материка. Уже в 1507 году картограф из Лотарингии Мартин Вальдземюллер окрестил южную часть континента «Америка» (латинизированное написание «Америго»). В 1538 г. это название распространилось и на северную часть континента.

Сказочная земля Эльдорадо

Вдохновившись успехом португальских исследователей Южной Америки, чьи корабли возвращались, груженные золотом, в 1522-58 годах к Новому Свету потянулись и испанские мореплаватели. Под предлогом обращения местных племен в христианскую веру, они начали захват земель. Это завоевание (по-испански «конкиста») сопровождалось массовыми казнями людей на костре, грабежом и прочим насилием. Европейцы верили, что новый материк - Золотая Земля, Эльдорадо. Но вместе с конкистадорами и религиозными фанатиками в Южную Америку прибывали и настоящие исследователи, составлявшие карты, описывающие неизвестные ранее виды растений и животных, изучавшие обычаи и культуру местных племен. Через Панамский перешеек испанцы проникли и к западному побережью. Экспедиции П. Андагои (1522), Ф. Писарро (1527), Д. Альмагро (1537), П. Вальдивии (1540-е), Х. Ладрильеро (1558), П. Сармьенто де Гамбоа (1580) продвигались по Тихому океану на юг до Чили.

Первооткрыватели и исследователи Южной Америки

Не только испанцы и португальцы приняли участие в завоевании новых земель. Немецкие банкиры Эхингеры, Вельзеры и другие получили в 1528 от императора Карла Пятого разрешение на колонизацию северо-восточного берега Южной Америки, омывающегося Карибским морем. Франция и Голландия также «оторвали» себе по куску новой земли. Британские моряки Дж. Дейвис, Р. Хокинс и Дж. Стронг открыли А голландцы В. Схаутен и Я. Лемер в 1616 г. обогнули мыс Горн. Жажда наживы влекла испанских конкистадоров вглубь материка. В поисках легендарных золотых копей они пересекли Северо-Западные Анды и спустились к Испанские и португальские исследователи и путешественники Южной Америки также проникли в бассейн реки Ла-Платы, описали Парану, Гран-Чако, Парагвай. Первой пересекла материк от Тихого до Атлантического океана экспедиция Ф. Орельяны в 1541 году.

Научные исследователи Южной Америки и их открытия

Главной целью всех перечисленных выше экспедиций был захват новых земель. Научные изыскания (составление карт, описание увиденного в пути) проводилось только потому, что это помогало продвижению команды конкистадоров. Но с приходом эпохи Просвещения цели первооткрывателей изменились. Первыми серьезными научными исследователями Южной Америки считают немца Александра Гумбольдта и француза Эме Бонплана. Пять лет (с 1799 по 1804 гг.) они провели на материке, собирая коллекцию растений, животных и минералов. После этого А. Гумбольдт посвятил около тридцати лет написанию грандиозного 30-томного труда «Путешествие в равноденственные (то есть экваториальные) земли Нового Света».

Другие научные исследования

Точной картой материка мы обязаны английской экспедиции Р. Фицроя и Ф. Кинга. В девятнадцатом веке, когда северная часть американского континента уже была освоена, южная - из-за труднопроходимых джунглей и высоких гор - оставалась неизведанной. И «терра инкогнита» манила к себе ученых разных стран. В XIX столетии известны такие исследователи материка Южная Америка, как немцы В. Эшвег К. Штейнен, французы Ж. Сент-Илер и А. Кудро, австрийцы и баварцы И. Наттерер, И. Поль, И. Спикс и К. Мартиус, англичане Дж. Уэлс, У. Чандлесс, Г. Бейтс и А. Уоллес. Неоценимый вклад в изучение новой земли внес Чарльз Дарвин. Именно природа Южной Америки подтолкнула ученого к мысли об эволюционном развитии жизни на Земле.

Русские экспедиции на материк

Первое путешествие состоялось в 1822-28 годах. Российской академической комплексной экспедицией руководил Г. И. Лангсдорф. Ее члены изучили внутренние регионы Бразилии. На этом научные изыскания на материке не закончились. Такие русские исследователи Южной Америки как А. С. Ионин, Н. М. Альбов, Г. Г. Манизер, А. И. Воейков описали географию, климат, культуру племен, флору и фауну Огненной земли. Биолог Н. И. Вавилов побывал на материке в 1932-33 гг. и установил источники происхождения различных сельскохозяйственных растений.

Купить билет и поехать. Речь пойдет о четырех странах, где я побывал: Аргентина, Чили, Перу и Боливия. Что существенно облегчает

поездку – визы не требуется. Только в Боливии. Там визу можно купить на границе. С меня взял офицер 60 долларов, хотя виза стоит 50. Особых проблем при пересечении границ нет, особенно между Аргентиной и Чили. Мы пересекали эту границу 10 раз. Однажды чилийцы при досмотре вытащили у меня из рюкзака 4 яблочка, которые я вез из Перу. Сельскохозяйственные продукты запрещено ввозить на территорию Чили.

В Аргентину лучше добираться через Буэнос Айрес. Я летел Британскими авиалиниями и об этом не жалею. Это не самая дорогая компания, прекрасное обслуживание, хорошая кормежка.

Чили и Аргентина немаленькие страны. С севера на юг лету часов 7. Внутри этих стран можно летать на внутренних авиарейсах, но можно путешествовать и на автобусах. Автобусы идут во все уголки, включая даже самые южные точки: Аргентина – это Ушуайя и Чили – это Пунто Аренас. Автобусы вполне комфортабельные. Чаще двухэтажные, с туалетами. Несколько степенией комфорта: классика (это как у нас), кама и семикама (раскладные мягкие сиденья). Зачастую дороге предлагается еще и легкий завтрак. Билеты недорогие, провести ночь в автобусе будет дешевле, чем отеле. Чилийский автотранспорт самый дешевый по моим наблюдениям. К примеру, билет из Сантьяго до Арики (время в пути две ночи и один день) стоил мне 87 долларов. Если вы едете с севера на юг или обратно, то выгоднее ехать по территории Чили. В больших городах, как правило, существует не один терминал, поэтому, покупая билет, надо уточнить, с какого терминала отходит автобус и как его найти. В Перу и особенно в Боливии автобусы попроще, но и там ездить можно.

В странах Южной Америки люди говорят на испанском языке. Даже далеко не все служащие могут связать пару английских слов. Так что лучше знать хотя бы несколько самых необходимых выражений. Как найти то или другое? Когда отправляется автобус? С какой платформы? Сколько стоит? И т.д.

В Чили более менее твердая валюта. Есть обменные пункты, где примерно одинаковый курс. Аргентина в этом смысле более сложная ситуация. Есть два курса банковский и так называемый голубой. По голубому можно разменять выгоднее процентов на 30. Так что не торопитесь идти в банк. Менялы встретят вас на улице. Полиция их как будто не замечает. Сам менял в присутствии полицейского. Обратно песо на доллары менять никто не будет. Поэтому надо рассчитывать, сколько потребуется песо.

В каждом из городов можно найти отель или хостель, если вы даже не забронировали номер заранее. Цены зависят от раскрученности места. Если популярное, то дороже. Номер на двоих в отеле около 50 долларов в среднем. Хостель дешевле, тут многое зависит от условий. Есть номера на шесть человек с двухэтажными кроватями – тут можно переночевать за 8 долларов. Многие предпочитают отелю хостель. В хостеле есть кухня, где можно самому себе приготовить, а также здесь больше возможностей общаться с себе подобными другими путешественниками.

Еда нисколько не дороже, чем у нас, но гораздо качественнее. В универсальных магазинах большой выбор продуктов и необходимых товаров. Фрукты круглый год. Есть все, что растет у нас, к тому же еще и весь набор тропических фруктов. Но с хлебом – швах. Едят только булки.

Со связью Аргентине и Чили проблем нет. Вай-фай как правило в хостелях и отелях, а также во многих ресторанах и кафе. В Перу и Боливии все несколько сложнее.

В очередной раз на южноамериканском континенте ровно в новый год стартует Трофи-рейд "Дакар". Самое время и для собственных путешествий по Южной Америке.
Кстати, нынче устроители Дакара подкинули участникам массу сюрпризов. Гонка начнется, можно сказать, на томных пляжах аргентинской Мар дель Платы, а закончится в столице Перу Лиме. Я очень отчетливо представляю себе эти места, благо исколесил их в прошлом году, можно сказать, вдоль и поперек. Опять самыми сложными этапами будут дороги по чилийской пустыни Атакаме - дело в том, что там, кроме самой по себе песчаной пустыни добавляется такой неприятнейший фактор, как высота. Многие места Атакамы расположены выше отметка 5000 м над уровнем моря. Там бывает невыносимо тяжело не только моторам, но и людям. А после Атакамы трасса гонки пойдет вдоль чилийской и перуанской части Панамериканы, вдоль песчаных сопок со скалистыми участками. М-да, маршрутик нынче более чем непростой. И ещё отрадно, что в этом году они договорились с Перу. Дело в том, что Перу - это не страна Меркосура. Меркосур - это объединение нескольких более-менее цивилизованных (или, по крайней мере, как они сами себя считают) южноамериканских государств в единый торгово-таможенный союз. В него входят Аргентина, Бразилия, Уругвай и Чили, ну и ещё отчасти Парагвай и Венесуэла. А вот Перу не входит. В Перу на арендованной в странах Меркосура машине не въедешь. Но всё же как-то договорились, и это радует. Может в ближайшие годы что-то и сдвинется в лучшую сторону в вопросах пересечения границ на машинах между южноамериканскими странами.
Да, так вот. Этот пост - об особенностях путешествий по Южной Америке, и о лучших маршрутах, поэтому поехали дальше.
Сначала коротенько про способы путешествий.
Способы путешествий по другим континентам всем известны. Но в Южной Америке есть специфика, которую нельзя не брать во внимание.
1. Самолеты. Перелетать на самолетах из одного места в другое, конечно же, можно, но это самый, извините уж, тупой способ путешествий. С воздуха не увидишь и сотой части того, ради чего люди обычно отправляются в путешествия. Аэропорты есть далеко не везде. Дорого. Не динамично. Жесткая привязка к программе. В общем, минус на минусе. Я встретил однажды группу таких путешественников. Это было немного скучно для них. И удивительно для меня. По крайней мере в ЖЖ я отчетов о таких поездках не встречал.
2. Железная дорога. Тоже сразу отпадает. Так никто тут не путешествует. Это вам не Европа с TGV с Альстомом или Пендолинами. Это Южная Америка с далеко не самым лучшим железнодорожным сообщением, не говоря уж о сервисе. А в Аргентине вы вообще из Буэнос-Айреса дальше Росарио и Мар дель Платы, и то с грехом пополам, не уедете, потому что железных дорог в этой стране с некоторых пор попросту нет. Они их так ловко лет двадцать назад приватизировали, что развалили и уничтожили целую отрасль. Так что ЖД в Южной Америке - это весьма ограниченное средство передвижения лишь по необходимости, и не более того.
3. Автобусы. Ну, это уже существенно лучше. Это вполне возможно, особенно для путешественников с ограниченным бюджетом. Правда там где есть ставка на автобусы, там же в ходу и любые другие средства перемещения от достаточно дешевых самолетов до тривиального автостопа. Кстати, автостопом нет-нет, да и встретится на этих дорогах кое-кто путешествующий. Правда, надо заметить, что на этом континенте автостоп достаточно сложен. Автомобильное движение развито не везде, самих машин не много, так что иногда можно попасть в разные переделки и добираться из точки «а» в точку «б» со всякими приключениями. И ещё. Есть на континенте несколько зон, в которых вообще не очень-то имеет смысл появляться - ни пешком, ни на чем-то ещё. К ним относятся в основном «красная зона» на самом севере Перу и, соответственно, юге Колумбии. Это зона наркотрафика, контролируемая движением ФАРК (колумбийскими партизанами). Аналогичные зоны есть и в «полумесяце» Боливии, там где заканчивается её горная часть («Альтиплано») и начинает бурно расти кока. Совсем не рекомендуется также посещать бедные пригороды всех крупных южноамериканских городов, будь то Буэнос-Айрес, Сан-Паоло, Рио де Жанейро, Лима или Каракас. Это знаменитые фавеллы, где лучше не останавливаться. Вам нравится такой вид путешествий? - Тогда читайте блоги вот этих людей, своими ногами протоптавшими этот континент: dimaberkut , wolfgrel , nasstep , _nikolya_ .

4. Арендованным или даже собственным автотранспортом. Вот об этом давайте поговорим подробнее, тем более, что у меня именно здесь набрался трехлетний опыт, который я считаю весьма богатым для южноамериканского континента.
Ну, во-первых, аренда авто в Южной Америке - бизнес достаточно молодой. Подавляющее большинство Car Rental отдает машины в аренду с лимитом пробега и только по своей стране, что для нормального путешественника неприемлемо. А те Car Rental, которые допускают выезд своих машин в некоторые другие страны, устанавливают на машины достаточно дорогую аренду. Но что делать - вот и в этот раз я, проанализировав все возможные варианты, был вынужден остановиться на аренде авто на 35 дней на общую сумму $3250. Деваться-то некуда. Нет, нашелся еще один вариант: можно из России или Европы привезти на этот континент свою машину, и это будет стоить очень приемлемых денег - не более $1500 в один конец, плюс для меня ещё сделают скидки. Но, тут тоже есть свои тонкости. В коносаменте нет ответственности за сроки транспортировки, и, случись в логистике какой казус, и вы будете ждать отправленную для себя через океан машину ровно до того дня, когда срок вашего пребывания в Южной Америке подойдет к концу. Не очень-то удобно, не правда ли? Ну, еще надо здесь, т.е. по месту постоянного проживания иметь такую машину, отправка которой на несколько месяцев на другой континент не повлияла бы на ваши здешние планы. И в Южной Америке тоже должен быть кто-то, кто своевременно заберет с пирса эту машину, чтобы вам не капали процентики за простой. В общем, геморроя в этом варианте хватает. Правда есть и один плюс, ради которого, мне кажется, я в обозримом времени всё-таки попробую реализовать эту задумку. Дело в том, что если ехать по всем без исключения странам, то так можно проехать только на своем собственном автомобиле. И ни на каком другом.
Во-вторых, на арендованной в Меркосуре машине вас выпустят только в другие страны Меркосура, и не дальше. А в странах, не входящих в Меркосур - вообще никуда, только по этой стране. Нет, конечно же, я думаю, если вы задумаете в первый раз поехать по Южной Америке, то вам вполне хватит (на первый раз) таких стран, как Чили, Аргентина и Бразилия. Думаю, даже одной Аргентины с её Патагонией на первый раз хватит по самое «не балуйся». Ну а на следующие разы вы уже будете учеными знатоками здешний правил и сами решите, что вам надо, а без чего сможете и обойтись.
Так что автотранспорт - это, пожалуй, самый приличный способ путешествий по этому континенту. Во всяком случае, почитайте о таких путешествиях у andreev_org , и вам станет понятней, как это делается.

5. И есть еще один популярнейший способ передвижения по Южной Америке. Это мотоцикл. Первым мотоциклистом, проехавшимся по всему континенту и заложившим хорошую традицию, считается Че Гевара. Я тоже встречал множество путешествующих мотоциклистов. Так что, если вам не перечит такой способ передвижения и если вы готовы мириться с некоторыми тяготами и лишениями, которые доставляет вам езда на мотоциклах - вперед, на этот континент. С мотоциклом вы сможете преодолеть даже непреодолимые участки, такие как перешеек Дарьен, разрывающий Панамерикану между Панамой и Колумбией. И делается это очень просто - в Панаме можно взять в аренду обычную яхту с капитаном, загрузить туда свой мотоцикл и спокойно дойти на ней до Картахены. Ну и так далее. Среди нас есть тоже личности, совершившие такие путешествия. Читайте их - gercewin , olegkapkaevs и др.

Дальше я постараюсь изложить наиболее интересные маршруты путешествий по Южной Америке. Я это делаю здесь впервые. Это - квинтэссенция моего представления о континенте, о стоимости и об относительной престижности таких путешествий, о степени риска в каждом конкретном случае, о посещении и полноте восприятия лучших мест Южной Америке. Все маршруты в моем сугубо субъективном представлении начинаются и заканчиваются в Буэнос-Айресе, как наиболее удобном месте для прилета в Южную Америку.

1. Маршрут «Круиз по периметру Аргентины». Его полная схема дана здесь: . http://jung-le.livejournal.com/81792.htm l
Я проехал по нему в 2010 году. И всем советую. Во-первых, можно достаточно просто арендовать машину для проезда практически по одной стране (надо только не забыть, что проезд в Ушуайу лежит через территорию Чили и получить от Car Rental «белый лист» - специальный документ на авто для таможни). Во-вторых, Аргентина - одна из самых цивилизованных, псевдоевропейских стран на этом континенте, и вы вряд ли столкнетесь в ней с какими-то поведенческими эксцессами от местного населения. Скорее наоборот, вас приятно и навсегда поразит искренность, радушие и гостеприимство простых аргентинцев. Минус этого маршрута - длительная и монотонная езда по грунтовкам Патагонии, но зато есть и плюсы. Очень большим плюсом в этом маршруте является возможность не только проехать по красивейшей руте 40 и посмотреть такие патагонские реликвии, как пещеру Лос Манос, ледники Лос Гласьерос, Сьерру Торрес с пиком Фиц Рой, полуостров Вальдес и чилийский природный парк Торрес дель Пейн, но и посетить самый южный город Земли Ушуайа с возможностью совершить из него круиз вокруг мыса Горн (кто на чем желает - можно на теплоходе, а можно и как я - под парусом на маломерной яхте со всем присущим этому круизу настоящим экстримом). Кроме того, из чилийского Пунта Аренас есть возможность по предварительной договоренности, например с турфирмой Paralelo54 из Буэнос-Айреса (на её сайте есть даже русскоязычная страничка и русскоязычные контакты), слетать в Антарктиду на остров Кинг Джордж на чилийскую антарктическую станцию Пуэрто Фрейм, расположенную рядом с нашей станцией «Беллинсгаузен».
В общем, этот аргентинский маршрут - один из лучших в Южной Америке, особенно для начинающих своё знакомство с южноамериканским континентом.

2. Маршрут «По странам Меркосура».

В чем его выигрышность: его можно проехать на одной арендованной, например, в Буэнос-Айресе, машине. Как я уже говорил, к странам Меркосура относятся теперь безвизовые для россиян Чили, Аргентина, Уругвай и Бразилия и визовый Парагвай (кое-кто относит ещё Венесуэлу, но туда вам точно не дадут права въехать на арендованной в Аргентине машине). В Парагвай - с превеликим скрипом. В Уругвай - да, но не из Бразилии, между Бразилией и Уругваем проезды есть, но не для арендованных в третьих странах машин. Вот такие почти идиотские правила. В Перу - нет и нет. В Боливию - упаси Боже! Ну и так далее. Эквадор и Колумбия тоже в стоп-листе.
Короче, маршрут по Меркосуру выглядит примерно так:
- прилетаете в Буэнос-Айрес;
- выезжаете через Мендосу в Чили, проезжаете неинтересный Сантьяго и останавливаетесь в Вальпараисо. Знаете, почему именно там? - А вы откройте в интернете список культурного и природного наследия ЮНЕСКО по странам Южной Америки, и вам сразу станет ясно, почему я предлагаю то или иное место для посещения. Там будет практически полное соответствие. И, уверяю вас, это стоит того.
- по Чили вверх на север, но недолго. Где-то после Ла Серены или около Копиапо надо вернуться, например, через руту 60 на аргентинскую руту 40, потому что выше в Чили уже интересного мало. Нет, можно, конечно, добраться до Антофагасты, пропилить на 5000-метровой высоте пустыню Атакама и въехать с помпой в аргентинскую Сальту через 51-ю или 52-ю дорогу… Но есть ли в этом смысл? С точки зрения преодоления трудностей - да, в остальном вряд ли.
- доехать по руте 40 до Сальты. Это один из красивейших участков руты 40. Советую однозначно. А кроме того - вокруг бодеги самого лучшего в Аргентине и всей Южной Америке винодельческого региона (Сальта - Кафайьяте), заезжайте, пробуйте это вино, это непередаваемые ощущения. Винный туризм Аргентины - отнюдь не пустой звук.
- от Сальты до провинции Формоса относительно недалеко, менее 1000 км. На другой стороне Параны, второй по полноводности реки Южной Америки после Амазонки, или как тут её называют Парагва, стоит Асунсьон, столица Парагвая. Туда нужны визы. Парагвай и по сей день остается одним из самых закрытых южноамериканских регионов. Но и там много аргентинцев - в отличие от русских им разрешен безвизовый въезд в 60-километровую приграничную зону этой страны.
- по Парагваю можно и нужно доехать до Игуасу (возможно через въезд обратно в Аргентину в пограничном пункте около города Посадос и далее по руте 14 до Игуасу). Побывать в Игуасу надо всем, кто ступал на этот континент. Это одно из самых впечатляющих мест Южной Америки.
- далее - в Бразилию. Бразилия интересна с нескольких сторон. Постараюсь объяснить. Кто-то восторгается бесконечными пляжами её атлантического побережья. И это стоит того. Пляжи действительно бесконечные и фантастические. Других привлекают церковные иезуитские миссии. Третьим нравится нетронутая природа, и они стремятся с некоторым риском для своего здоровья посетить берега Амазонки с Area Protected, населенными индейскими племенами. В Бразилии существуют более 50 защищенных от цивилизации защитных зон, в которых живут экваториальные индейцы в соответствии с их нормами и укладами, принятыми много веков назад. Этакий зоопарк в натуре. Отдельный кайф - участие в офф-роудах по бразильскому бездорожью, особенно в сезон дождей. Кому хочется пощекотать нервы - заберитесь в You Tube на ссылку Transamazonica, это такая дорога, идущая по самому сердцу Бразилии вдоль реки Амазонка, и вам сразу станет все предельно понятно. Наша Сибирь с её непролазными дорогами покажется детской развлекушкой.
А если серьезно, то я бы порекомендовал на первый раз совершить по Бразилии «малый круиз»: практически сразу после Фоз де Игуасу свернуть налево, вдоль границы с Парагваем проехать через Кампо Гранде до Куайябы, оттуда повернуть строго на восток, доехать до столицы страны Бразилии, а там через Белу Оризонте, посещая по дороге красивейшие иезуитские миссии, добраться до Рио де Жанейро. Далее - по берегу океана, вкушая все пляжные прелести, до Сан Пауло и через Куртибу вернуться в Игуасу на стороне Аргентины.
- и только потом - в Уругвай. Он тоже славен своими пляжами, своей теплотой и размеренностью. Обязательно посещение Монтевидео. Назад в Буэнос-Айрес можно проехать как на авто, так и на пароме, кому как нравится.
Это тоже вполне такой приемлемый маршрут, без особых возможностей для экстремального туризма (кроме, конечно, бразильских дорог в амазонском регионе) и вполне осуществимый, как говорится, с первого приезда на этот континент.
В общем, по этому маршруту я собрался проехать в этом году и, как бы он прост ни казался, пожелайте мне удачи…

3. Маршрут «По Альтиплано».

Это то, что мне частично удалось в прошлом году, и я подробно отчитался об этом адвенчуре в своем блоге. Частично - потому что своей машины у меня не было, а на одной арендованной проехать так и не разрешили, как я ни выкручивался. Пришлось брать в аренду машины в Аргентине, Боливии, Перу и Эквадоре отдельно. А между этими странами перемещаться на самолете. В итоге - признаюсь: это дорого и неудобно. Хотя и интересно. Каждая из этих стран по-своему самобытна и привлекательна.
Альтиплано - это плоское высокогорье на Андах, такая равнина, расположенная на уровне выше 4000 м над морем. Для сравнения - тибетская столица Лхаса стоит на высоте около 3400 м, примерно как перуанский Куско, древняя столица инков. На Альтиплано нужно жестко адаптироваться к высоте. Часто приходится заезжать на высоты до 5000 м и даже выше. На Альтиплано множество интереснейших природных и культурных объектов. Наследие инков во главе с Мачу Пикчу и священной Копакабаной на озере Титикака. Боливийская Дорога смерти и перуанский каньон Колка. Солончаки Салар де Уюни и инженерное творение - железнодорожный мост Польворилла в Аргентине. И это - далеко не полный перечень альтиплановских достопримечательностей.
В идеале, конечно же, этот маршрут надо проделывать на своей машине. Тащить её отсюда или покупать там. Можно и то, и другое. Но делать это надо продуманно. Для первого посещения Южной Америки точно не годится.

4. То же самое я могу отнести и к следующему маршруту, который называется «По всей Панамерикане» . Проехать по этой многоликой и загадочной трассе от севера США до самой южной точки Аргентины - это, можно сказать, очень стандартная такая мечта любого жителя американского континента. И часто несбыточная. Потому что на пути к ней очень много преград. Машинам обычно непреодолимой трудностью становится перешеек Дарьен, где надо на месяц или больше сдавать своего железного коня в грузобагаж, самому покупать билет на самолет в Колумбию и там томительно ждать его приезда. Мотоциклистам (см.выше) намного проще, но утомительней длина дорог, особенно грунтовок в Патагонии. Короче, на арендованном транспорте этот маршрут абсолютно нереален. На собственном - я видел нескольких героев и даже рассказывал о них в своих записях. Вот, например, здесь:www.RidingTheAmericas.com Если вас привлекает этот маршрут, прочитайте этот сайт обязательно. И дерзайте. Впечатлений будет масса. Особенно мне запомнились рассказы Вадима Овчинникова из вышеупомянутого сайта про стремные мексиканские и колумбийские дороги.

5. Ну, и, наконец, у меня потихоньку вызревает ещё один супермаршрут по Южной Америке. Это на будущее. Его тоже надо делать исключительно на своем автотранспорте. Речь идет о настоящей большой кругосветке по континенту. Естественно, без северо-западных стран Суринам, Гайана и Французская Гвиана, поскольку с ними дорожная связь только односторонняя и крайне неустойчивая.
"Большая южноамериканская кругосветка".

Так вот, ехать эту кругосветку предлагается из Буэнос-Айреса через Игуасу (можно с заездом в Уругвай) прямиком в Бразилию, там посетить Рио де Жанейро и столицу, после чего добраться до административного центра провинции Амазонас города Манаус, пересечь в этом месте Амазонку (почти вся дорога, как ни странно, асфальтовая), проехать множество населенных туземцами Area Protected, потом, проехав через экватор, въехать в Венесуэлу и вдоволь насмотреться на Столовые Горы. Это уже настоящий адвенчур на колесах. Оттуда есть вполне вменяемая трасса через Каракас до пограничного перехода в Колумбию. При соблюдении всех предосторожностей это преодолимо. Колумбию пересекать лучше по главной трассе, той же Панамерикане. Потом будет достаточно сложный въезд в Эквадор - эти две страны не очень-то дружат в последние десятилетия. Но и это не проблема. А уж из Эквадора в Перу и дальше - это уже запросто. Обязательно посетить Лиму, это один из самых красивых и цивильных городов всей Южной Америки. Ну а дальше - совсем всё просто - по побережью в Чили и далее в Аргентину. Об этих дорогах я весьма подробно уже говорил выше.
Время на такую кругосветку надо выделять не меньше двух месяцев. Думаю, что идеальным будет наша весна или осень, чтобы не попадать в сезон экваториальных дождей.
Поехали?))