Как появляется вулкан для детей. Опыт для детей: как сделать извержение вулкана

Бывают дни скучные и серые, когда малышня не знает, чем заняться и бродит по дому. Или бегает с душераздирающими криками, стараясь привлечь внимание. А у взрослых, как всегда, мгновенно находится много важной, по их мнению, работы.

Стоп! Мамы и папы, дедушки и бабушки, отложите в сторону свои срочные дела (если, конечно, вас не затопили соседи сверху и не горит пирог в печке) и сделайте маленькое чудо для своего ребенка. Все очень просто – продемонстрируйте ему действующую модель вулкана .

Нет, спичек и огня нам не нужно, и срочно разыскивать противогазы тоже нет необходимости. Все, что надо, можно найти на кухне и на полочке в детской.

Итак, делаем действующую модель вулкана.

1. Предварительная беседа.

В зависимости от возраста ребенка составьте рассказ о вулкане .

Вулкан – это такая гора, у которой вверху есть отверстие (кратер), которое ведет в глубину Земли. Наша Земля состоит из верхнего твердого слоя, среднего – жидкого и горячего, внутреннего – ядра.

Для лучшего понимания можно показать обычное куриное яйцо. Скорлупа – первый слой, белок – жидкий слой, желток – ядро. Проковыряйте в скорлупе яйца дырочку – это будет кратер вулкана, немного потрясите яйцо, и ребенок увидит, что через отверстие показался белок (пусть это будет не совсем научно, ведь через кратер вулкана вырывается магма – смесь второго слоя Земли – мантии и части литосферы – твердого слоя, но зато будет понятна сама суть процесса).

Так и с вулканом, магма вырывается из кратера из-за образовавшегося газа (потрясите бутылку с минеральной газированной водой и откройте пробку). Иногда магма вылетает столпом, а иногда спокойно изливается на поверхность. Застывшая лава – это всем нам известная пемза.

Сказка о речке и вулкане

Алексей Бормашов

Жил в одной из дальних стран
Старый дедушка вулкан.
Трубку целый день курил.
В небо чёрный дым валил.

Рядом речка протекала.
Рос за ней зелёный лес,
Ели, сосны до небес,
Жило в нём зверей немало.

Речка гору огибала,
Где вулкан в пещере жил
И ему она сказала:
“Ты всё небо закоптил!

Ну зачем дымить без толку?,
Так и заболеть недолго.”
Но вулкан не отвечал,
Речку пеплом посыпал.

Как-то утром шум раздался,
Над горой огонь поднялся,
Задрожало всё вокруг
И вулкан взорвался вдруг.

Лава потекла рекой,
Всё сжигая за собой.
Тут деревья закричали:
“Что нам делать, мы пропали?!

Злой огонь всех уничтожит.
Кто спасёт нас, кто поможет,
Где защиты нам искать
И кого на помощь звать?”

Речку стали все просить
Пламя лавы потушить.
Речка лесу отвечала:
“Я вулкан предупреждала,
Что бы он бросал курить,
Нужно старика лечить.
Лаву я водой залью
И огонь остановлю.”

Лава к речке приближалась,
Та волною вверх поднялась
И на лаву понеслась,
Тут и схватка началась.

Пар поднялся над горой,
Всё закрыл туман густой,
Грохот, треск, вода кипит,
Лава, как змея, шипит.

Скоро стала уставать
И на гору отступать.
Речка в битве победила,
Пламя лавы погасила.

Лес её благодарит,
Радостно листвой шумит.
Перестал вулкан курить
И в пещере мирно спит.

Если кто ещё не знает,
Всех Минздрав предупреждает:
“От куренья вред большой!”
Будь здоров, читатель мой.

2. Делаем модель действующего вулкана.

Из пластилина лепим полый вулкан в виде конуса с широким основанием и более узкой вершиной с отверстием.

3.Вулкан в действии.

На ровную поверхность насыпаем горкой пищевую соду. Ставим сверху наш вулкан . Прижимаем основание плотно к поверхности.

Вулкан готов? Зрители готовы?

Тонкой струйкой выливаем в кратер вулкана уксус (или из бутылки или с ложки) и наблюдаем настоящее извержение. Повторяем.

Видео для полной картины :

Интересно? Увлекательное зрелище и масса положительных эмоций (и каких-то 2 литра уксуса на полпачки соды, так как извержение вулкана дети захотят делать неоднократно).

(Посетители 1 257 за все время, 1 просмотры сегодня)

В Древнем Риме имя Вулкан носил могучий бог, покровитель огня и кузнечного ремесла. Мы же называем вулканами геологические образования на поверхности суши или на океаническом дне, через которые из глубоких земных недр на поверхность выходит лава.

Часто сопровождаемые землетрясениями и цунами, извержения крупных вулканов оказывали существенное влияние на историю человечества.

Географический объект. Значение вулканов

Во время извержения вулкана по трещинам в земной коре на поверхность выходит магма, образующая лаву, вулканические газы, пепел, вулканические камни и пирокластические потоки. Несмотря на опасность, которую представляют для человека эти могучие природные объекты, именно благодаря исследованиям магмы, лавы и других продуктов вулканической деятельности нам удалось получить знания об устройстве, составе и свойствах литосферы.

Считается, что благодаря извержениям вулканов на нашей планете смогли появиться белковые формы жизни: извержения высвобождали диоксид углерода и другие, необходимые для формирования атмосферы, газы. А вулканический пепел, оседая, становился отличным удобрением для растений благодаря содержащимся в нем калию, магнию и фосфору.

Неоценимо важна роль вулканов в регуляции климата на Земле: наша планета во время извержения «выпускает пар» и охлаждается, что во многом спасает нас от последствий глобального потепления.

Характеристика вулканов

Вулканы отличаются от остальных гор не только составом, но и строгими внешними очертаниями. От кратеров на вершине вулканов вниз тянутся глубокие узкие овраги, образованные потоками воды. Существуют также целые вулканические горы, сформированные несколькими рядом расположенными вулканами и продуктами их извержений.

Однако вулкан далеко не всегда является горой, дышащей огнем и жаром. Даже действующие вулканы могут выглядеть как прямолинейные трещины на поверхности планеты. Особенно много таких «плоских» вулканов в Исландии (самый известный из них, Эльдгья, имеет длину 30 км).

Виды вулканов

В зависимости от степени вулканической активности различают: действующие , условно активные и потухшие («спящие») вулканы. Деление вулканов по активности весьма условно. Известны случаи, когда вулканы, считавшиеся потухшими, начинали проявлять сейсмическую активность и даже извергаться.

В зависимости от формы вулканов различают:

  • Стратовулканы - классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.
  • Вулканические расщелины или трещины - разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.
  • Кальдеры - впадины, вулканические котлы, образовавшиеся вследствие провала вулканической вершины.
  • Щитовые - называются так из-за большой текучести лавы, которая, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита.
  • Лавовые купола - образованы скоплением вязкой лавы над жерлом.
  • Шлаковые или тефровые конусы - имеют форму усеченного конуса, состоят из рыхлых материалов (пепел, вулканические камни, глыбы и т.д.).
  • Сложные вулканы.

Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.

Типы извержения вулканов

В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.

Эффузивный или гавайский тип - относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.

Экструзивный или купольный тип - сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.

Смешанный или стромболианский тип - обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.

Гидроэксплазивный тип - характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.

Самые большие вулканы в мире

Самым высоким в мире является вулкан Охос-дель-Саладо , расположенный на границе Чили с Аргентиной. Его высота составляет 6891 м, вулкан считается потухшим. Среди активных «огненных гор» самым высоким является Льюльяйльяко - вулкан Чилийско-Аргентинских Анд высотой 6 723 м.

Самым большим (среди наземных) по занимаемой площади является вулкан Мауна-Лоа на острове Гавайи (высота - 4 169 м, объем - 75 000 км 3). Мауна-Лоа также один из самых мощных и активных вулканов мира: с момента своего «пробуждения» в 1843 году вулкан извергался 33 раза. Самым большим вулканом на планете является огромный вулканический массив Таму (площадь 260 000 км 2) , расположенный на дне Тихого океана.

А вот самое сильное извержение за весь исторический период произвел «невысокий» Кракатау (813 м) в 1883 году на Малайском архипелаге в Индонезии. Везувий (1281) - один из самых опасных вулканов мира, единственный действующий вулкан континентальной Европы - расположен на юге Италии близ Неаполя. Именно Везувий уничтожил Помпеи в 79 году.

В Африке самым высоким вулканом является Килиманджаро (5895), а в России - двухвершинный стратовулкан Эльбрус (Северный Кавказ) (5642 м - западная вершина, 5621 м - восточная).

Анастасия Власкина
Занятие для дошкольников «Вулканы и гейзеры»

Вулканы и гейзеры

Цель :

Развитие познавательных интересов и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста .

Задачи :

Познакомить детей с природными явлениями гейзерами и вулканами ;

Сформировать представления о типах вулканов их строением , причиной извержения;

Активизировать в речи детей слова : очаг, магма, жерло, кратер, лава;

Развивать познавательный интерес к явлениям природы;

Воспитывать любознательность, волевые качества (целеустремленность, самостоятельность, организованность) .

Ход занятия:

Предлагаю и вам познакомиться с явлением природы. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку :

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

(Вулкан )

В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд 1, 2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана ) вырываются пламя и раскаленные камни (Слайд 3) . Вулканы окутываются дымом , звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава (Слайд 4, настоящий огненный поток (Слайд 5) . А сейчас вы можете наблюдать строение вулкана (Слайд 6) . Вершина горы из которой извергается вулкан , называется кратер вулкана (Слайд 7) .

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость,

выходящая из вулкана , называется лавой (Слайд 8) . Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие (Слайд 9) . Когда куски лавы застывают, получаются новые камни (Слайд 10) . Вулканы извергаются по - разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно» (Слайд 11) . У нас в стране есть много вулканов . Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами » ? (Ответы детей)

Послушайте интересную легенду.

«Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом , гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».

Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. (Слайд 12)

Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие , спящие и потухшие.

1. Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана . (Слайд 13) .

Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим ? (Ответы детей)

2. Спящий – это вулкан , который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд 14) .

Вулкан спит , лишь выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы , чтобы пробудиться.

Какие вулканы называют потухшими ? (Ответы детей)

3. Потухшие - это вулканы , которые работали в далеком - далеком прошлом (Слайд 15) .

Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? (Слайд 16)

(вид на Корякский вулкан (Корякская сопка) .

Чем это грозит? А что происходит обычно перед извержением? (Ответы детей) Землетрясение.

А сможет ли кто - то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана ?

(Ответы детей) Вулканологи .

За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (Слайд 17) . Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись . Посмотрите, какая это опасная профессия (Слайд 18) . С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» , а когда «проснется» (Слайд 19) . Если вулкан «проснется» , то может разрушить город (Слайд 20) . После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая , земля- например, Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам (Слайд 21) .

Физминутка :

Вот вулкан – это гора ,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там :

Просыпается вулкан .

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан .

Сегодня я хочу вам рассказать ещё об одном интересном свойстве воды. Горячая вода, ребята, встречается не только на кухне, она бывает в природе. Это явление называется гейзер .

Гейзеры – редкое явление природы (Слайд 22) . Это разновидность кипящих источников, температура в которых достигает 98 градусов. Слово «гейзер » означает фонтанирующий, бьющий фонтаном. Встречаются гейзеры в Северной Америке , в Исландии, Новой Зеландии. В России тоже есть это уникальное явление и необыкновенное зрелище. Это место называется Долина гейзеров (Слайд 23, и находится оно на Камчатке.

Самый крупный гейзер – Великан (Слайд 24) . Столб его воды взлетает на высоту 30 метров, а клубы пара поднимаются до 300 метров. Это удивительное зрелище сопровождается оглушительным рёвом. Каждый из гейзеров имеет определённый режим и ритм извержения, но все они действуют с точностью часового механизма. У каждого гейзера своя температура воды. Одни только теплые, в такой воде можно было бы искупаться, а другие – очень горячие. В воде с такой температурой можно сварить яйцо.

Как же устроен гейзер ? Как он извергается? (Слайд 25) .

гейзера есть центральный канал, идущий через твердые горные породы там, где есть трещина от поверхности до магматического очага или сильно раскаленных пород. Холодная вода с поверхности просачивается вниз и выталкивает перегретую воду вверх по каналу, а сама нагревается. Когда часть горячей воды изливается на поверхность, давление в канале уменьшается, вода внезапно закипает, частично превращается в пар и вырывается столбом вверх, иногда на большую высоту) (Слайд 26) .

Теперь вы знаете, что такое вулканы и гейзеры и как они извергаются. Когда вы будете большими, наверное, обязательно станете учеными.

Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия ? (Ответы.)

А теперь давайте с вами ребята свои впечатления выразим в своем творчестве, кто-то нарисует, а кто-то слепит.

Спасибо всем за работу!

Вы у меня очень способные и замечательные!

Посмотреть, как извергается вулкан в домашних условиях можно не только по телевизору. С помощью небольшого химического эксперимента вы устроите настоящее извержение на сказочном острове.

Из этой статьи вы узнаете

Все что нужно

Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.

Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.

Для изготовления острова нужны:

  • картон;
  • степлер или узкий скотч;
  • коробка с цветным пластилином;
  • маленькие игрушки животных;
  • разноцветные камешки;
  • большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
  • стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.

Для проведения опыта понадобятся:

  • сода 20 г;
  • пищевой краситель:
  • уксус 9%;
  • моющее средство для посуды 25 мл;
  • вода 100 мл.

Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.

Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.

Делаем сказочный остров

Можно соорудить остров в большой пластиковой емкости. Налить настоящую воду, выложить дно круглой галькой. Емкость для вулкана сделать из баночки для детского питания или старого стакана. Для горы, внутри которой будет стоять емкость нужно сделать картонный макет, его ребенок с удовольствием обмажет пластилином.

Последовательность изготовления вулканической горы:

  • вырезают из плотного картона круг нужного диаметра;
  • делают надрез от края до центра круга;
  • сворачивают конус;
  • края конуса скрепляют при помощи степлера или скотча;
  • обрезают верхнюю часть конуса на высоте равной выбранной для вулкана емкости;
  • помещают емкость внутрь конуса.

Сверху гору обмазываю пластилином. Для этого раскатывают небольшие пластилиновые лепешки коричневого цвета и прилепляют к бумажному конусу, полностью закрывая картон. Верх вулкана можно сделать из красного пластилина, который будет имитировать раскаленную лаву.

Устанавливают вулканическую гору на сухой островок из гальки. Рассаживают вокруг маленьких резиновых зверей, которые есть среди детских игрушек. Разноцветных удивительных динозавров или волков, лисиц, зайчиков, медведей и других обитателей леса и джунглей. В зависимости от того каких зверей посадили, подбирают растительность для острова. Большие древовидные папоротники и хвощи для динозавров, и обычные елочки и березки для зайчиков и лисиц.

Пластмассовые растения тоже часто продаются в наборах для детских игр. Можно использовать листик живого папоротника и веточки растений, если за окном лето. Растения можно также слепить из пластилина, изготовить из ниток и бисера или обычного картона.

Можно сделать из картона небольшие домики, для пластмассовых индейцев и солдатиков. Использовать картон для изготовления растений и домиков лучше в том случае, когда остров будет находиться в емкости с окрашенным в голубой цвет песком вместо воды или на синем пластилиновом море.

Проведение эксперимента

Наконец остров готов. Все игрушечные звери и люди замерли в ожидании интересного события – извержения вулкана. Они знают, что вулкан ненастоящий и поэтому не боятся его.

Для проведения опыта насыпают в баночку-жерло вулкана столовую ложку соды. Добавляют столовую ложку моющего средства для посуды. Пищевой краситель красного или оранжевого цвета растворяют в 100 миллиграммах воды и вливают к соде и моющему средству. Основа для опыта готова, осталось добавить уксус. Маме, можно дать ребенку наливать самостоятельно уксус в вулкан, под ее присмотром, чтобы он не сделал это в ее отсутствие. Лучше повторить опыт на бис, наливая уксус в «жерло» вулкана и насыпая туда соду, пока ребенку это интересно и он просит повторить опыт.

При добавлении уксуса сода начнет пениться, извергаясь из «жерла вулкана», как красная или оранжевая лава. Моющее средство позволит «лаве» дольше и обильнее пениться, переливаясь из жерла и затапливая окрестности вместе с растениями и животными, которые по неосторожности разместились слишком близко.

Послесловие

Опыт с вулканом для маленьких детей безопаснее всего проводить с помощью соды и уксуса. Его можно повторять много раз, а достать необходимые материалы для опыта не составит труда.

Самое интересное в опыте это создание с ребенком своего сказочного острова, который можно использовать не только для химического опыта «Вулкан», но и для увлекательной игры.

С детьми старшего возраста можно провести опыт «Вулкан» в домашних условиях с применением
, перманганата калия и глицерина. Для опыта дихромат аммония насыпают в выпарительную чашу в виде горки, в середине которой делают углубление. Добавляют в углубление немного перманганата калия и несколько капель глицерина.

Через несколько минут из-за взаимодействия перманганата калия и глицерина произойдет возгорание дихромата аммония. Из вулкана посыплют искры во все стороны, и начнет извергаться фонтанчик огня. Чашу перед началом эксперимента необходимо поставить на фольгу, чтобы не сжечь поверхность, на которой будет проходить эксперимент.

Дихромат аммония можно просто поджечь, и он будет гореть подобно вулкану, извергая искры. Опыт захватывающий, но без присутствия взрослых детям его лучше не разрешать делать. Ожоги могут вызвать не только искры, но и используемые химические вещества.

Удачных вам экспериментов!

Клюшина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка № 10
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Удивительный мир вулкана"
Дата публикации: 11.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Центр развития ребёнка № 10

Клюшина

Ольга

Николаевна

Воспитатель

высшей квалификационной

Зотова

Ольга Юрьевна

Воспитатель

высшей квалификационной

Волгоград 2017

Методическое сопровождение

«Удивительный мир вулканов»
Дидактическое пособие представляет собой макет доисторической эпохи, который включает в себя:  Вулкан  Зоны обитания наземных и морских представителей флоры и фауны. В содержание пособия включены:  Исследовательский проект  Конспекты занятий  Загадки  Стихи  Беседы  Варианты игр с макетом  Рекомендации для родителей  Интересная информация о динозаврах Пособие рекомендовано воспитателям и родителям для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данное пособие может быть использовано как в непосредственно – образовательной деятельности:  Познавательно – исследовательской  Коммуникативной  Продуктивной  Так и в свободной деятельности педагога с детьми. Развивающее пособие рекомендовано в работе с детьми, как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.
Задачи:

 Познакомить детей с природным явлением: - Извержением вулкана - Его причиной  Формировать представление у детей об «эпохе динозавров», её обитателях.  Развивать детское экспериментирование, познавательную активность.  Развивать психические процессы: - Память - Внимание - Мышление - Воображение  Поддерживать интерес к новым источникам информации.  Обогащать словарь детей и развивать связную речь.  Воспитывать желание вникать в существующие в мире связи и отношения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка № 10

Ворошиловского района города Волгограда

Исследовательский проект

«Извергающийся вулкан»

Волгоград

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Название работы
«Извергающийся вулкан»
Участники проекта
Воспитанники старшей группы
Руководитель
Воспитатели – Зотова Ольга Юрьевна, Клюшина Ольга Николаевна
Цель проекта
Исследование природного явления – вулкана.
Задачи исследования
Познакомить детей с природным явлением – извержение вулкана, его причиной; Активизировать словарь детей: вулкан, лава, кратер, жерло; Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта; Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Объект исследования
Причины возникновения вулкана, его извержение
Предмет исследования
Способ изготовления извергающего вулкана
Гипотеза

исследования
Извержение вулкана можно создать самостоятельно
Методы исследования
Наблюдение, эксперимент, беседа
Длительность проекта
Неделя

Этапы исследования
1)Рассматривание энциклопедий, книг, картинок. 2) Выдвижение гипотезы. 3) Проведение опыта. 4) Выводы.
Материалы для

проведения

экспериментов
 Поддоны,  бутылочки из - под «Имунелле»,  картон,  пластилин,  сода,  вода,  лимонная кислота,  немного красной краски,  пластмассовые ложки,  мерные стаканчики.

Легенда о вулкане
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”
Описание исследовательской работы
При рассматривании энциклопедии детей заинтересовали картинки с изображением вулканов, особенно извергающихся. Дети стали расспрашивать, что это такое, почему так происходит, опасно ли это. В процессе беседы выяснилось, что детей заинтересовало это природное явление, и мною было принято решение поподробнее рассказать детям об этом с помощью различных иллюстраций вулканов и показа мультимедийной презентации. В результате дети отметили, что извержение вулканов очень страшное и опасное явление, но в то же время очень красивое и захотели посмотреть на извержение вулкана в живую. После объяснения детям, что для этого нам придётся очень далеко и долго ехать на поезде, было предложено альтернативное решение – самостоятельно создать извержение вулкана. Дети очень этим заинтересовались и было принято решение провести опыт, который мы назвали «Извергающийся вулкан».

Опыт «Извергающийся вулкан»
Для проведения опыта нам понадобится пищевая сода (2 чайные ложки), лимонная кислота (2 столовых ложки), немного красной краски, бутылочка из-под «Имунелле», конус из картона со срезанной вершиной (высота около 7 см), немного воды (50 мл), пластилин, поддоны, пластмассовые ложки, мерные стаканчики
Подготовка:
изготовить макет вулкана (на конус из картона налепить пластилин, одеть на бутылочку, закрепив горлышко с конусом пластилином) на поддон установить макет вулкана,
Ход эксперимента:
насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливать в жерло вулкана получившийся раствор.
Что получится:
сода и подкрашенный раствор лимонной кислоты вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.
Вывод:
Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
ВЫВОД:
Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка №10

«Загадки природы: вулканы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Составила:

высшей

Клюшина Ольга Николаевна

г. Волгоград 2017

Образовательная область
: познание

Тип:
интегрированное
Возраст детей:
5-6 лет

экспериментирование
Формы организации:
группа
Задачи:
 Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.  Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.  Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Словарь новых слов
: гора, вулкан, кратер, лава.
Предварительная работа:
 Цикл НОД «Загадки природы» (камни, горы)  Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами.  Изготовление макета вулкана.
Материал:
иллюстрации вулканов (электронная презентация), макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксус).

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ:
Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь: Я плююсь огнем и лавой, Я - опасный великан! Славен я недоброй славой, Как зовут меня? (Вулкан) - Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Ребята, вспомните, что такое - вулкан? (Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Правильно, ребята. Вы уже немного узнали о вулканах. А сегодня я вам расскажу легенду о вулкане. “Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.” - Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. А теперь давайте рассмотрим вулкан. (макет вулкана) Какой формы вулкан? (конус). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю - это жерло вулкана,
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
(Звучит громкая музыка).
Ребята, кажется наш вулкан (макет вулкана, сделанный предварительно) «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. (Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана) Вулканы начали "вулканить" - Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом и золой. Вулкан гремит, вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать - Огонь в нем начал угасать. Последний раз огнем дыхнул И на десятки лет уснул. Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно?! Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Тут нам тоже поможет профессор Всезнай. Он приготовил для нас схему этого опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя схемы)
А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.
Давайте посмотрим:
- Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса который мы сделали заранее) - Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую баночку. Все это ставим на подносы. Используя схему проведения опыта, начинаем работать. - Насыпаем ложку соды. Добавляем красной краски. 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? А сейчас мы нарисуем вулкан и заполним нашу папку юного исследователя по теме “Загадки природы: Вулканы”. (Дети рисуют, воспитатель отбирает рисунки, подходящие для заполнения “Папки юного исследователя.)
Использованная литература:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка №10

Ворошиловского района г. Волгограда

«Извержение вулкана»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Составили:

воспитатель высшей

Жорина Ольга Юрьевна;

г. Волгоград

Образовательная область:
познание
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество».
Тип
: интегрированное
Возраст детей:
6-7 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности:
экспериментирование
Формы организации:
группа
Задачи:
 Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.  Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.  Познакомить детей с профессией вулканолога, изучение этого явления – важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.  Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.  Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.  Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Словарь новых слов
: земная кора, разлом или трещина, магма, гора, вулкан, кратер, лава, жерло, пемза, вулканологи.
Предварительная работа:
 Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев.  Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.  Беседы о видах вулканов.  Изготовление макета вулкана.
Материал
: компьютер, картинки с изображением вулканов, горсть черного песка, смесь для изготовления извержения вулкана, листы бумаги, цветные мелки.

Ход занятия

Вос-ль:.
Ребята, а не хотите ли поучаствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками? Дети: да
Вос-ль:
Как вы думайте, о чем пойдет сегодня речь?
Дети:
О вулканах.
Вос-ль:
Ребята кто знает загадки про вулкан? «Я плююсь огнем и лавой, Я- опасный великан, Славен я недоброй славой, Как зовут меня? (Вулкан) Снежная гора Вверху – дыра, Внутри – жара! Иногда пускает лаву, На нее не найти управу! (Вулкан) Как вы думайте, что такое вулкан?
Дети:
Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым, и летят камни.
Вос-ль
: Правильно, это огнедышащая гора, на что похожа гора?
Дети
: На конус, на треугольник.

Вос-ль:
А что извергает вулкан?
Дети:
Из вулкана которого выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасывается газы, пепел, раскаленные камни.
Вос-ль:
Вот послушайте легенду про древнего бога Вулкан. В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.
Вос-ль:
Ребята, а как вы думайте, как образуется вулкан?
Дети:
???
Вос-ль:
А хотите узнать как устроен вулкан? Давайте перейдем в

другую часть нашей лаборатории, и я расскажу, как образуется вулкан.
Вос-ль:
Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется –земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом называется разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую температуру до 1000 градусов. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. А
кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое, используется человеком. Что выходит из вулкана?
Дети:
Пепел, вылетают камни.
Вос-ль:
Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок. (Показать черный песок). Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов? Дети: ???
Вос-ль:
Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?
Дети:
Изучение вулканов.
Вос-ль:
В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия? Дети: Да.
Вос-ль:
Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение.
Вос-ль:
А сейчас перейдем к монитору и посмотрим, какие бывают вулканы: Какие бывают вулканы? Вулканы бывают действующие – это те, которые извергают лаву. Потухшие - не извергающие лаву. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать. Вулканы при извержении образуют много пепла, выбрасывают много вулканических камней.
Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка. А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы? Дети: Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Там плодородная почва; Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы. Проведение физкультминутки.
Вос-ль:
Но сегодня мы волшебники, и забыли про волшебство, н не хотите ли оживить вулкан? А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан. И для начала вспомним, как все начиналось. (показ слайдов по монитору).
Воспитатель: Р
ебята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его разбудим. Будем изготовлять лаву. Заливаем смесь, и посмотрим что получится.
Вос-ль:
Я предлагаю пройти в нашу картинную галерею и вспомнить, какие бывают вулканы, а пока вы рассматривайте вулканы, девочки прочитают стихотворение о вулкане. Вулканы начали "вулканить" - Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом, и золой. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. Последний раз огнём дыхнул - И на десятки лет уснул. Пройдут века... И вновь вулкан проснётся, И лава из нутра его польётся. А не хотите ли нарисовать свои вулканы? А потом мы их рассмотрим и вы расскажите какой у кого получился вулкан. Дети рисуют вулканы. Рисунки вывешиваются на доске и дети кратко рассказывают про свой вулкан.

Тема: «Динозавры и вулканы»

Задачи:
 Познакомить детей с понятием «вулкан»  Закрепить знания детей о представителях доисторической эпохи, со средой их обитания.  Обогащать словарный запас детей новыми словами: лава, извержение  Приобщать детей к знаниям об историческом прошлом Земли. Ребята, на прошлых занятиях мы узнали, сколько неразгаданных тайн хранит наша необъятная прекрасная Земля. А хотите узнать еще одну тайну? Приготовьтесь, сегодня мы отправляемся в путешествие далекого прошлого нашей Земли. Очень давно на нашей земле жили огромные животные,их называли динозавры. Их рост превышал многоэтажный дом, все они были очень крупные животные. Каждый динозавр отличался от другого. Им требовалось очень много места для передвижения, поэтому они выбирали те места, где много зелени и воды. Но еще в то далекое время были вулканы, они похожи на огромные горы, но среди них были и «живые вулканы», их так называли потому что из самого верха они извергали огромную лаву. А что такое лава? На что она похожа? Давайте прочитаем об этом в энциклопедии. Лава – это смесь магмы и твердых камней, (рассматриваем иллюстрации и рассуждаем – лава – это очень горячая «огненная каша») Она стекала вдоль всего вулкана, сметая на своем пути огромные камни, землю и уничтожая всю вокруг растительность. Динозаврам было опасно находиться возле такого вулкана и они старались как можно дальше уйти от этого огромного огненного гиганта. Ребята, а как вы думаете, какого цвета была огненная лава при извержении вулкана? Почему? Почему она была опасна для динозавров и всей растительности вокруг? А кто из вас знает, что происходило после извержения вулкана? (варианты ответа детей) Когда вулканическая лава полностью извергалась, она постепенно остывает, превращаясь в каменные глыбы, земля становится черного цвета и на ней
много пепла. Со временем пепел развивается ветром и земля остывает. На какое – то время вулкан «засыпает». Вокруг него снова образовывается жизнь. Появляются растения, травы, возвращаются животные. Итак, мы сегодня с вами познакомились с таким интересным явлением на земле – как – вулкан! На что были похожи вулканы? Какие вулканы называли «живые»? Чем они были опасны для животных? Что происходило с вулканами после извержения? (ответы детей) На этом наше путешествие в прошлое Земли заканчивается, я благодарю вас за внимание.
Тема: «Глобус – модель Земли»

Вариант № 1.

«Путаница»
Дети рассматривают макет 2-3 мин, затем закрывают глаза. Воспитатель меняет динозавров и морских обитателей местами. Открыв глаза детям необходимо определить, что не так.
Вариант № 2.

«Кто лишний»
Воспитатель доставляет к динозаврам одного или два животных неотносящихся к данной эпохе, например: корову, жирафа. Предлагает определить, какие животные лишние и почему.
Вариант № 3.

«Угадай по описанию»
Воспитатель предлагает одному из детей описать морского обитателя. Остальные дети отгадывают кто это и находят его на макете.
Вариант № 4.

«Назови ласково»
Детям предлагается назвать уменьшительно – ласкательную форму выставочного предмета. Например:  Вулкан – вулканчик  Динозавр – динозаврик
Вариант № 5.

«Один - много»
Выставочные предметы надо назвать в единственном, а затем во множественном числе, а также используя слово «много». Например:  Вулкан – вулканы - много вулканов  Дерево – деревья – много деревьев  Динозавр – динозавры – много динозавров
Вариант № 6.

«Что изменилось»
Дети рассматривают макет 2-3 мин, затем закрывают глаза. Воспитатель убирает один из предметов. Открыв глаза дети должны назвать предмет, которого не стало.
Вариант № 7.

«Четвертый лишний»
На столе выставлены предметы. Например:  Три динозавра и одно морское животное;  Один динозавр и три дерева и т.д. Детям надо найти лишний предмет.
Вариант № 8.

«Слева – справа, вверху - внизу»
Дети располагают предметы на макете по указанию педагога, используя словесную инструкцию. Например:  Слева от вулкана поставьте дерево  Справа от вулкана – динозавра  Вверху (на вершине) положите камушек  Внизу (у подножья) – кустарник и т.д.

Вариант № 9.
Воспитатель рассматривает с детьми макет и дает задание найти сведения о вулканах. Дети совместно с родителями в ходе поисковой деятельности находят информацию о вулканах, их образовании и делятся полученными знаниями в процессе беседы.
Мы вулкана сыны, Кратер гремит, маня. Выведать мы должны Тайны бога огня. Шлак под ногами горяч, Шлаковый конус крут, Бомба летит, как мяч, Бомбы дымят вокруг. В гору шаги тяжелы, По каскам лаппилей град, Упрямы, упрямы и злы, Лезем мы прямо в ад. Пепел в глаза и в рот, Взрывы, как свет зарниц, Чёрный, как дёготь, пот Капает с наших лиц. Едок сернистый газ, Стиснув зубы, держись, жизнь нам даётся раз, Ставим на карту жизнь….

Елена Романкевич
Вулканы начали "вулкать" - Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом, и золой. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. Последний раз огнём дыхнул - И на десятки лет уснул. Пройдут века... И вновь вулкан проснётся, И лава из нутра его польётся.

Легенда про древнего бога Гефеста

(в Древней Греции)
В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.
Легенда про древнего бога Вулкана

(в Древнем Риме)
Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Вулканы
1.Расскажите ребенку легенду про древнего бога Вулкана (в Др.Риме) или Гефеста (в Др.Греции): В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.
или
Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Задания:
1. Посмотрите вместе с ребенком картинки с изображением вулканов. Обратите внимание, что на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма, и пока магма живет в своем домике, вулкан
считается спящим, а это та же самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (на конус, пирамиду). А на что похожа верхняя часть? (на большую яму, воронку и называется кратер) Посмотрите презентацию Огнедышащие горы depositfilesfiles/19ciup3u2 2.Прочитайте стихотворение про вулканы: Вулканы начали "вулканить" - Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом, и золой. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. Последний раз огнём дыхнул - И на десятки лет уснул. Пройдут века... И вновь вулкан проснётся, И лава из нутра его польётся. 3.Сделайте вместе с ребенком вулкан 1.Возьмем бумагу, ножницы, скотч, циркуль, линейку 2.Вырежьте большой круг 3.Разрежем пополам 4.Скрепим края сегмента, чтобы получился конус 5.Из бумажного цилиндра (можно использовать основу от бумажных полотенец или фольги) сделать жерло вулкана и закрепить его на поверхность (картон, коробка от конфет и т.д.) 6.Надеть конус на цилиндр, закрепить 7.Обклеить всю конструкцию скотчем (бумажным) и покрыть клеем 8.Обсыпать разноцветным песком, крупами
9.Раскрасить вулкан 10.Извержение: 1 ч.л. соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости, 5 капель уксуса. Отрежем верхнюю часть от пластиковой бутылки, вставем в обычную крышку – получилось дно. Использовать можно любую баночку, главное потом придать ей конусообразную форму. 2. Облепливаем поверхность нашей «горы» пластилином. Отверстие превращается в кратер. 3. Для того, чтобы началось извержение вулкана, мы добавили в емкость соду, красную гуашь, растворенную в воде (для цвета лавы) и несколько капель моющего средства. Теперь вливаем уксус. Вулкан проснулся!
4.Расскажите, что разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно» . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. 5. Попробуйте найти с ребенком на карте, где расположены вулканы у нас в стране и в мире, каким цветом они обозначены. 6. Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них 10 самых опасных вулканов планеты – geo-cafeReviews/Articles/review350.php Все о вулканах - vulkanyinteresnie_fakti.html Интересные факты о вулканах – katya.gorod.tomskindex-1163550018.php Прогулка по вулканам Южной и Северной Америки – geo-cafeReviews/Articles/review154.php 7.Объясните малышу, почему вообще происходит извержение вулкана с помощью опыта: Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв. 8. Исследуйте с ребенком камни вулканического происхождения: Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе
очень много дырочек. Спросите малыша, как он думает, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Ребенок делает открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды. Как образуются вулканы Чтобы разобраться в природе вулканов нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы
живем на наружном, самом тонком слое, который называется земной корой. Кора такая тоненькая, как если бы на мячик (представьте, что это Земной шар) прилепили наклейку, вернее много наклеек рядом друг с другом. Ведь кора состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма. Слово магма и переводится с греческого как тесто или паста. Места, где самые большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломами. Большинство действующих вулканов сосредоточено на границах этих плит. Самая активная зона на Земле называется Огненным кольцом и находится она по краям Тихого океана. В этих местах много гор и островов, которые образовались на месте древних вулканов.
Что происходит при извержении?
Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Если мощному потоку магмы путь наверх преграждают породы земной коры, давление стремящейся наружу магмы возрастает. Когда оно становится слишком большим, магма прорывается сквозь кору. Тогда происходит вулканическое извержение, сопровождающееся мощным выбросом магмы, пепла, газов и кусков горных пород. Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана
со скоростью до 50 километров в час. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы - пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. Извержение выбрасывает пепел на очень большую высоту, иногда даже на несколько километров. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, и потом они оседают на Землю толстым слоем. Вулканические газы - это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома и людей. В состав вулканических газов входит водяной пар, углекислый газ и газы, содержащие серу, аммиак и хлор.
Какие бывают вулканы?
Извержения вулканов происходит по-разному. Характер извержения зависит от многих причин - в основном это вязкость магмы и количество вулканических газов. Есть вулканы - их называют Щитовыми - они предсказуемы, редко сопровождающиеся взрывами. Лава постоянно извергается на поверхность. Другие вулканы - Стратовулканы - самые высокие. При извержении образуется много пепла, камней, лавы. Самые страшные вулканы Кальдеры - эти вулканы взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
Какой вред приносят вулканы?
На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава. Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на
тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны. В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Но вот когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, сейсмологов еще не было и беда застала людей врасплох. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Прошло почти семнадцать столетий, когда под слоем спрессовавшегося вулканического пепла были случайно обнаружены остатки погибших городов. Начались раскопки. От пепла очистили почти весь город Помпеи. Перед изумленными археолагами предстали дома с предметами быта, храмы, памятники. Все осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий. Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвеле огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил ее на своем полотне Последний день Помпеи.
Есть ли польза от вулканов?
Извержение вулкана - это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Вулканизм –
сочетание процессов и явлений, которые связаны с движением магмы в мантии и земной коре и её излиянием на поверхность.
Кратер
– (от греч. krater – чаша) чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулканического конуса; на его дне находятся одно или несколько жерл, диаметр бывает от нескольких десятков
метров, до двух и более километров.
Жерло
– (от индоевр. ger – крупный) – вертикальная или почти вертикальная часть подводящего канала, соединяющая очаг вулкана с земной поверхностью, по которому поднимается магма.
Очаг вулкана
– место скопления магмы, расположенное в недрах вулкана, у верхней границы мантии.
Магма
– (от греч.magma – месиво, густая мазь) – природный, чаще всего силикатный, огненно- жидкий расплав, возникающий в земной коре или в верхней мантии, на больших глубинах, и при остывании формирующий магматические горные породы.
Жерло вулкана
- вертикальный и наклонный канал, соединяющий очаг магмы и кратер, по которому магма поднимается на поверхность.
Лава- (
от итальян.lava – смывать) – излившаяся на поверхность магма. Отличается от магмы отсутствием газов. Температура 750-1250°. Скорость течения – 300-500м/ч. Продукты вулканических извержений: газы, водяной пар, сероводород, вулканический пепел, вулканический пепел.
1.Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность? (Вулканизм) 2. Что такое лава? (Излившаяся на поверхность магма) 3. Что такое кратер вулкана? (Впадина, находящаяся на вершине вулкана) 4. Что такое жерло? (Канал, по которому поднимается магма) 5. Назовите продукты вулканических извержений? (Газы, водяной пар, сероводород, углекислый газ, вулканический пепел, частицы горных пород – вулканические бомбы) 6. Виды вулканов? (Действующие, уснувшие, потухшие)
Что такое палеонтология?

Это наука, которая изучает ископаемые останки исчезнувших с лица Земли организмов. Она делится на палеоботанику (ископаемые растения), палеозоологию (ископаемые животные), палеоэкологию (условия обитания вымерших организмов).
Как мы узнаём о строении динозавров?
На основе ископаемых останков палеонтологи восстанавливают структуру тела животного. Реконструировав скелет динозавра, можно представить, как он выглядел, передвигался, питался.
Что значит слово «Динозавр»?
Этот термин происходит от греческого «deinos», что означает «ужасный», и действительно были отнесены к вымершим рептилиям. Они были такие огромные, что их невозможно было сравнить с другими известными животными. Динозавры, это вымершие животные, составляющие, многочисленный надотряд класса пресмыкающихся, обитавшие на Земле в период с 225 до 65 миллионов лет назад. Надотряд динозавров относится к подклассу архозавров и делится на отряды ящеротазовых (Sauriscia) и птицетазовых (Ornithischia)
Кто такой динозавр?
Это яйцекладущая рептилия (пресмыкающееся), строением черепа схожая с крокодилами и ящерицами. Динозавры умели ходить, бегать, прыгать (иногда только на задних ногах). Возможно, что в отличие от известных сегодня рептилий, некоторые динозавры были теплокровными, как птицы и млекопитающие.
Кто такой хищник?
Так называют животное, которое охотится на других животных, чтобы прокормить себя. Чтобы настигнуть и разорвать добычу, хищник должен быть смелым и сильным, иметь острые клыки и отточенные когти. Иногда цвет шерсти маскирует хищника, что позволяет ему оставаться невидимым и застигать жертву врасплох.

Кто такие динозавры – падальщики?
Это животные, которые питались умершими животными или тем, что не доели другие хищники. Учёные думают, что тирранозавр был падальщиком.
Кто такие травоядные?
Это звери, которые питаются исключительно растительной пищей: листьями, травой, плодами и ветками деревьев. Например: это диплодоки и гадрозавры.
Заботились ли динозавры о своих детёнышах?
Найденные гнёзда доказывают, что динозавры заботились о потомстве. Детёныши жили в гнезде с родителями до определённого возраста. Самыми преданными родителями были гадрозавры, диплодоки, камапазавры, цераторсы.

Сказка о динозавре Неумеха
Давным-давно, много миллионов лет до нашей эры, на Земле царствовал мир динозавров. Они жили большими и малыми семьями или поодиночке. Однажды в большой семье гадрозавров случилась так, что дочь вождя - Эмма, встретила красивого, умного и сильного гадрозавра по имени Ник. Эмма и Ник сразу же полюбили друг друга. Вскоре они сыграли свадьбу, а уже через год у них появился детеныш. Эмма и Ник долго придумывали ему имя, но так ничего и не смогли придумать. Так и жил гадрозаврик без имени. Он подрос, но ничего не мог делать, был слаб, неуклюж и некрасив. Поэтому сородичи прозвали его Неумехой. У всех динозавров существовал обычай - годовалых детенышей считали взрослыми и прогоняли во взрослую самостоятельную жизнь. Наступил срок прогнать и Неумеху в самостоятельную жизнь. Только Эмма нарушила этот обычай и не прогнала своего сына. Прошел еще год, мать снова не смогла прогнать сына. Шло время... Неумехе исполнилось три года. У него совсем не было друзей, с ним оставались только его мать и отец. Тогда Неумеха задумался о своей жизни. Он понимал, что мама огорчается из-за него. Гадрозавр принял решение убежать от своей семьи в самостоятельную жизнь. На следующий день, ночью, пока его родители спали, он ушел от них. Проснувшись утром, Эмма и Ник не увидели своего сына. Эмма начала рыдать, а Ник её успокаивал, говорил, что их сынок найдется. Тянулись долгие дни ожидания... Прошел год, а Неумеху все еще не нашли. Пролетело еще полтора года. Наступило лето. Эмма уже совсем потеряла надежду, что ее сын вернется. Как-то Ник пошел охотиться. Во время охоты он увидел сильного и красивого гадрозавра. Ник подошел к нему, поздоровался и спросил, как его зовут и откуда он. Гадрозавр сказал: «Меня зовут Неумеха, я твой сын». Ник удивился, сначала не поверил в то, что это его сын. Ведь Неумеха был слаб, неуклюж и некрасив. А сейчас отец видел перед собой большого и умного гадрозавра. Тогда Ник спросил: «Если ты мой сын, то скажи мне, когда ты пропал?». Неумеха ответил: «Я пропал ночью, когда вы спали. Это случилось два с половиной года назад». У отца-гадрозавра не осталось никаких сомнений, что это его сын. Оба были очень рады встрече. Охоту продолжили уже вдвоем. Неумеха рассказал своему отцу про все, что случилось с ним за эти два с половиной года. А случилось многое... Неумеха пережил много трудностей, ему сначала было очень страшно жить одному, самостоятельно. Пришлось многому учиться: добывать себе пищу, защищаться от врагов, дружить со своими сородичами, обустраивать свое жилище. Но постепенно он всему научился. И оказалось, что самостоятельным быть даже интересно. Неумеха почувствовал себя
взрослым, уверенным, опытным и мудрым гадрозавром. Так что зря родители жалели его и боялись за него. После охоты они направились домой. Подходя к пещере, они увидели, что их встречает Эмма. Мать заметила рядом со своим мужем большого гадрозавра. Она сразу узнала своего сына, ведь материнское сердце всегда чувствует родного человека. Эмма и Неумеха бросились друг к другу, обнялись, не было предела их счастью. С тех пор Неумеха стал помогать своим родителям: приносил им еду, защищал их от чужаков и никогда больше не уходил от них далеко. Вот так слабый и некрасивый гадрозаврик превратился в красивого, умного и сильного гадрозавра. Все его полюбили и дали ему другое имя - Умеха.

Давным-давно, много миллионов лет до нашей эры, в одной семье птеродактилей родился детеныш. Назвали его Марк. Маленький птеродактиль ничем не отличался от своих сверстников. Карл подрастал. Он учился добывать пищу, защищаться от врагов, но летать у него не получалось. Шло время, дни летели быстро, а Марк так и не научился летать. Все его сородичи смеялись над ним, все время подшучивали, говорили: «Какой неуклюжий родился». С Марком оставался только его верный друг Джеймс. Птеродактилю Марку приходилось нелегко, ведь он один из своего рода, кто не умел летать. Он любил вечером, на закате, садиться на большой камень, поднимать голову вверх и смотреть, как его собратья парят в воздухе. Как-то утром, пока племя птеродактилей спало, на них напал отряд сильных археоптериксов. Все племя начало сражаться, лишь один Марк прятался в кустах. Мужественно сражались птеродактили, они одержали победу, но злые археоптериксы взяли в плен лучшего друга Марка, Джеймса. Племя заметило, что Марк прячется в кустах. Сородичи решили выгнать его из своего племени. «Уходи, - кричали они грозно Марку, - ты трусливый!» А сами отправились на поиски Джеймса. Несчастный Марк пошел искать себе убежище. Он долга бродил по пещерам, но отовсюду его прогоняли. И вдруг он набрел на большую темною пещеру. Он долго рассматривал ее снаружи, потом вошел внутрь и увидел своего верного друга Джеймса. Джемс был весь в ранах, он даже не мог встать с камня, на которым лежал. Смог только привстать и сказал: « Марк, убегай скорей». Марк понял, что нужно убегать! Недолго думая, Марк, схватил Джеймса, посадил его на спину и побежал. Марк понимал, что, возможно, их поймают, но это был шанс спасти своего лучшего друга. Археоптериксы заметили, как у них воруют пленника и бросились вдогонку за птеродактилями. У Марка совсем кончились силы бежать, но он не сдавался, бежал из-за всех сил. Его нагоняли. Впереди был водопад, и Марку ничего не оставалось, как в него прыгнуть. Прыжок... И Марк полетел вниз...Ужас охватил его. Но через несколько мгновений он неожиданно для себе понял, что парит в воздухе. Он был так рад, что научился летать, хотя расслабляться было еще рано. Он летел, расправив крылья, и потихоньку улетал от погони. И вот, наконец, совсем скрылся от нее. Марк приземлился на скалу, положил на пологий склон Джеймса. Немного отдохнув, Марк полетел на поиски своего племени, но никак не мог найти своих сородичей. Вдруг услышал шум, увидел, что кто-то дерется и поспешил туда. Его племя боролось с археоптериксами. Марк тоже вступил в бой. Дрались они довольно долго, но все-таки птеродактили смогли одержать победу. Все племя радовалось победе. Марка за его смелость и мужество приняли обратно. Он сказал: «Я нашел Джеймса, поторопитесь, ему нужна наша помощь!» Птеродактили
отправились за Джеймсом, забрали его, уложили в пещеру, принялись вокруг него хлопотать. Теперь Джемс был в безопасности. А Марк поведал о том, как он спас Джеймса, как научился летать и как снова отыскал свое племя. Все сородичи слушали его с большим интересом.