Стон хорватия. Великая хорватская стена

«Я ел устрицы, сильно отдававшие морем, холодное белое вино смывало легкий металлический привкус, и тогда оставался только вкус моря и ощущение сочной массы во рту; и глотал холодный сок из каждой раковины, запивая его терпким вином, и у меня исчезло это ощущение опустошенности, и я почувствовал себя счастливым и начал строить планы».

Эрнест ХЕМИНГУЭЙ, «Праздник, который всегда с тобой»

Я впервые попробовала устрицы именно в Хорватии. И с тех пор твердо верю, что есть их можно, только если у тебя в прямой видимости море. Вкус у замороженных и только что вытащенных из моря отличается как вкус краба и крабовых палочек.

Расскажу предметнее, где и когда их есть, когда вы в Хорватии.

Устриц (по-хорватски устрица — каменица) выращивают в двух точках. На юге Хорватии, на полуострове Пелешац в Далмации, в Неретванском заливе (канале). И на севере, в Лимском канале на полуострове Истрия. Здесь выращивают европейских плоских устриц «Ostrea edulis» и «Mytilus galloprovinicialis». Для устриц нужна вода с пониженной соленостью. И оба канала хорошо подходят.

Устрицы возле Дубровника

В Стон вам удобно будет съездить, если вы путешествуете в районе Дубровника, Макарской ривьеры.

Полуостров Пелешац (Pelješac) в Далмации (на юге) от материка отделяет Неретванский залив. Вода в нем как раз с пониженной соленостью, потому что в него впадает река Неретва.

Не нашла у себя нормальных фотографий Стона, так как каждый раз мы там бываем вечером.

Photo by Boris Jov i ć . Неретванский пролив, устричная ферма

Мы случайно попали в крошечный городок Стон на Пелешце осенью 2011 года. Полдня ждали в Дубровнике паром на наш любимый остров Млет, а когда он пришел, оказалось, что он только пассажирский, а мы были на машине. Расстроенные и без планов поехали на Пелешац (70 километров), потому что недалеко от Стона есть красивейший залив Прапратно с паромной пристанью для автомобильных паромов. И провели в Стоне один из лучших вечеров в жизни:)

Photo by Boris Jović. Залив Prapratno

Был конец сентября, туристов с круизных лайнеров, которых привозят в Стон автобусами из Дубровника из-за 5-километровых крепостных стен на горе, уже не было. Прямо на улицах Стона стояли столики кафе и все немногочисленные гости говорили по-итальянски. Официант (по-хорватски конобар) рассказал, что устрицы здесь высокого качества и наисвежайшие (выловлены час назад), а стоят невероятно дешево — штука за 1 евро. Поэтому итальянцы любят Стон.

Заказывают их десятками. Вкус описать — никак. Как будто глоток моря. Хемингуэй все сказал. К ним подают лимон и черный перец. Предлагают их и в каком-нибудь приготовленном виде (запеченные). Но это несерьезно. Устрицы — это не еда. Это другое.

Потом мы еще были в Стоне в мае. Там всегда хорошо.

Photo by Boris Jovi . Устричная ферма

Устрицы из Лимского канала

На Лимский канал на полуострове Истрия удобнее и ближе ехать из Загреба, столицы Хорватии.

Нам очень нравится «Фьорд». Раньше мы смотрели на все рестораны и кафе только как гости, а теперь не можем не смотреть как рестораторы. Несмотря на то, что это очень туристическое место, к которому постоянно подвозят автобусы, качество сервиса почти не падает даже в разгар сезона.

Я знаю, насколько это сложно и поэтому выбираю и поддерживаю ресторан «Фьорд» за усилия, которые они делают по сохранению качества сервиса.

Принято считать, что в Нормандии подают самых вкусных устриц. Но оказывается, что не только эта страна может порадовать гурманов свежими моллюсками. Знаменитую еду миллионеров с успехом выращивают и в Хорватии, где есть несколько устричных ферм. По качеству местные моллюски ничем не уступают нормандским и прекрасно сочетаются с изумительными хорватскими винами.

Эксклюзивный хорватский деликатес

Мали Стон – небольшой поселок на полуострове Пельешац в южной части Хорватии. Несмотря на свою маленькую площадь, городку удалось снискать славу известнейшего гастрономического места в стране. А все благодаря свежим моллюскам. Именно здесь находится одна из крупнейших ферм в Хорватии по разведению устриц и мидий. Множество туристов приезжают в Мали Стон, чтобы насладиться вкусом свежих, только что выловленных из моря моллюсков, дополняя изысканную трапезу качественным вином. Этот хорватский поселок – единственное место в мире, где выращивают маленьких круглых устриц. Ради разведения таких моллюсков в этой местности даже запретили вести строительство, оставив территорию исключительно для безопасной жизни морских обитателей.

Если вам интересно посмотреть на процесс выращивания моллюсков – отправляйтесь на экскурсию на устричную ферму. Скучно точно не будет, ведь вам не только расскажут о том, что происходит с моллюсками до подачи на стол, но и предложат продегустировать устриц с разными соусами и бокалом белого вина. Полуостров Пельещац, ко всему прочему, еще и один из известный район с обширными виноградниками. Из самого популярного сорта винограда Плавац Мали (Plavac Mali) получается отличные вина: красное вино Дингач (Dingač) и белое вино Поступ (Postup).

В каких же ресторанах подают такой гастрономический эксклюзив? Подобных заведений в Мали Стон множество, но самым популярным считается «Капитанова куча» Kapetanova Kuča. Здесь вы можете смело заказывать любые морепродукты – в трех шагах от воды все настолько свежее, что любой ваш выбор принесет вам массу удовольствия.


Праздник устриц в Дубровнике

Попробовать свежих устриц можно и в знаменитом туристическом центре Хорватии – Дубровнике. В конце марта-начале апреля здесь проходит гастрономический фестиваль « Festa od kamenica», посвященный этим аппетитным моллюскам. Время проведения торжества обусловлено тем, что в этот период устрицы самые зрелые и, разумеется, самые вкусные. Поэтому посетить Дубровник весной стоит не только ради прекрасной природы и свежего воздуха, но и ради вкуснейших морских деликатесов. Ведь что может быть лучше трапезы из свежих устриц, политых лимонным соком? Мечта каждого гурмана!

Однако весна не единственная пора, когда можно попробовать вкусных устриц. Существует ошибочное мнение, что летом моллюски не пригодны для употребления. Но ведь именно в этот период в Хорватии стоит прекрасная погода, буйство красок и свежий морской бриз создают идеальную атмосферу для отдыха. Неужели не удастся побаловать себя деликатесом во время отпуска? Дело в том, что появление такого заблуждения связано с определенными давними правилами. Ранее, с целью сохранения поголовья устриц, моллюсков не разрешали вылавливать в период их размножения (как раз с мая по август). Теперь этот запрет сняли, а правило стало мифом, который не стоит воспринимать всерьез. Поэтому вы можете смело баловать себя этим морским лакомством круглый год.

Рай для любителей морепродуктов

Одно из многих живописных мест Хорватии и устричная ферма по совместительству – Лимский канал. Уникальный залив по внешнему виду сильно напоминающий норвежский фьорд. Попасть туда можно по воде, совершив небольшой круиз, или на машине, любуясь по дороге живописным побережьем Адриатики. Лимский залив – идеальная среда обитания для моллюсков, потому что морская вода здесь смешивается с перстной, да и солнечный свет проникает хорошо.

Поэтому в здешних ресторанах всегда подают исключительно свежих устриц с местной фермы. Наибольшей популярностью в Лимском фьорде пользуется заведение «Viking». Разнообразное меню ресторана позволяет не ограничиваться одними лишь моллюсками, ведь природный залив богат и различными видами рыбы и осьминогами, кальмарами, мидиями, морскими гребешками. Если вы хотите попробовать все и сразу, советуем заказать блюдо «рибна плата» - ассорти из морепродуктов на гриле. И не забудьте заказать самое популярное вино полуострова Истарскую Малвазию-(Malvasia ) Это легкое белое вино с характерным цветочным ароматом, как нельзя лучше поможет насладиться дарами щедрого Адриатического моря. Самым лучшим производителем этого вина на сегодня считается торговая марка Козлович (Kozlović ).

Следующая серия постов будет о нашем опять кратком, трехдневном, но весьма насыщенном путешествии по югу Хорватии. В Дубровнике я бывал многократно, потому его мы проехали мимо и первой остановкой на нашем пути был город Стон, находящийся на перешейке, соединяющем материк с вытянутым полуостровом Пелешац. Собственно это два отдельных городка Велики и Мали стон, расположенные на противоположных склонах одной горы, соединенные между собой двумя линиями средневековых крепостных стен. Сегодняшний пост будет посвящен Большому Стону, отдельные посты будут о прогулке по стене и Малом Стоне.


Как всегда, в начале немного истории. Местность эта была населена еще в эпоху иллирийцев и римлян. Активность начинает проявляться в раннем Средневековье, когда за полуостров борются различные славянские протогосударства - жупы, владели им какое-то время в Первоначально, город, будем называть его Старый Стон находился немного в стороне от сегодняшнего, на склонах холма Горица. Там и по сей день сохранилась церковь и остатки старых строений. (К сожалению, в ту поездку, это место выпало из поля моего внимания, как и кое-что еще, но я обязательно это наверстаю в будущем). В начале XIV века городом завладевают дубровчане. Именно тогда начинается строительство двух отдельных городов, соединенных стенами и защищенными крепостями. Место это было очень важно для Дубровника и в стратегическом, и в экономическом плане. Система укреплений Стона защищала полуостров с суши, а главное - обороняла солану, место добычи соли, функционирующее и по сей день. В те времена соль, когда не было холодильников, соль была стратегическим продуктом, сравнительно с сегодняшней нефтью, и обладание таким серьезным источником дохода было просто жизненно необходимо для Дубровницкой республики, которая, чтобы сохранять фактическую независимость должна была постоянно выплачивать дань своим грозным соседям - сначала Византии, потом сербам и боснийцам, а затем и туркам. Так продолжалось до начала XIX века, времени конца Дубровницкой республики. После Наполеоновских войн эти земли отошли австрийцам, которые разобрали часть стен, утративших свое военное значение.

Во время нашего пребывания в Стоне осенняя балканская погода постоянно менялась с ласково солнечной на грозно облачную и обратно. Но до дождя дело не доходило. Потому не удивляйтесь совершенно разному небу на фотографиях. Все они сделаны практически в одно время.

2. Первым делом обычно вот такую картину видит прибывший в Велики Стон (или чаще просто Стон) путешественник. Город, крепостная стена над ним и две стены, опоясывающие гору и ведущие к Малому Стону. Ряд домов, который вы видите слева в прошлом тоже был закрыт стеной, ее за ненадобностью разобрали австрийцы в XIX веке.

3. Городские кварталы представляют собой правильно расчерченные прямоугольники, мы отправились прогуляться среди старых строений Стона, осмотреть город, а заодно и выпить где-нибудь кофе.

5. Очень интересный дом, сохранил готические элементы - окна. И любопытно - на два окна три отдельных широко расставленных верхних проушины для венецианских ставен. Нижних консолей четыре, расположены они как обычно - по краям окон.

6. По-моему, отличное место, чтобы позавтракать.

7. Пока ждем завтрак, можно совершить краткую пробежку с фотоаппаратом в округе с целью сделать несколько "атмосферных" (я не понимаю до конца значения этого слова, никто объяснить мне его не может, но частенько употребляют в комментариях относительно моих фото) снимков.

8. Замечательный портал, так и тянет узнать, что за ним.

10. Возле нее городской фонтан. Раньше ведь не было водопроводов, а когда появился, опять же был не у всех.

11. Возле ратуши форт Велики Каштео. Название не оригинальное, "большой замок", как вы понимаете, означает. На ремонте. Новоделят его по полной. И вот, что здесь сразу бросается в глаза. Внутренняя часть - старая средневековая, до эпохи огнестрельного оружия, построена дубровчанами, когда они получили Стон, т.е. в начале XIV века. А вот внешнее обрамление, явно позднее, XV-XVI веков, венецианское по стилю. Вспомните крепостные стены Котора или Старого Бара. Между тем, я не смог найти никакой информации ни о времени перестройки форта, ни о том, чтобы Стоном владела Венеция в то переходное время. Появилось огнестрельное оружие, и все старые крепости пришлось перестраивать в связи с этим революционным изменением в боевых действиях. Загадка. Либо Дубровник строил по венецианским технологиям, либо заказывали венецианских мастеров.

12. Обойдем с другой стороны. Типичная венецианская бастия примыкает к старой (теперь уже новой, новодельной) стене.

13. Жаль, из-за реконструкции внутрь не зайти. Но есть же квадрокоптер. Да, все так и есть. Старый форт в обрамлении стен и невысоких башенок - бастий эпохи первой артиллерии.

14. Ну раз уж мы взлетели, имеет смысл сразу показать с воздуха все остальное, интересное. Вот он Большой Стон целиком. Перед нами руины церкви Св. Влаха, о ней чуть позже. Вдали слева монастырь Св. Николы, его покажу в отдельном посте. А вот за монастырем западный участок стены аналогичен форту с предыдущих фото, высокие средневековые стены, обрамлены низкими, эпохи появления огнестрельного оружия. Отсюда их практически не видно, очень жалею, что не пошел на ту часть стен. Еще один повод вторично посетить Стон.

15. Поднимем повыше нашу летающую машинку. Все на ладони - форт (я так понимаю, раньше он был соединен с городской стеной в единое целое, город, уходящие на гору стены, и даже кусочек той самой соланы попал в кадр.

16. Вот она, солана. И старое здание сохранилось. Смотрите, его стену укрепили контрфорсами, видимо, имела тенденцию падать.

17. Вернемся на землю и продолжим нашу прогулку. Црековь Св. Влаха, небесного покровителя Дубровника. Тоже на ремонте. История говорит, что первая церковь была здесь еще в XIV веке. Она неоднократно разрушалась, пострадала и в самое разрушительное землетрясение в этих краях в 1667 году. В нынешнем виде, сочетающем в себе элементы готики и византийского стиля в кладке, была построена уже в конце XIX века. Новое землетрясение 1979 года снова разрушило церковь. Сейчас идут восстановительные работы, внутрь опять же не попасть.

Устричная столица Европы, действующие со средневековья солончаки и многокилометровая, взбирающаяся высоко в горы, стена - все это про небольшой город Стон, расположившийся на полуострове Пелешац в Хорватии.


Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

Стон

Из западной части Хорватии в город Стон можно попасть двумя способами - по обычной автомобильной дороге через Боснию и Герцеговину или же на пароме. Чтобы разнообразить поездку и не ставить два лишних штампа в загранпаспорта, мы выбрали второй путь.

Паромы курсируют между городами Плоче (Ploče) и Трпань (Trpanj) всего несколько раз в день. Отчаливать в 10:15 нам показалось слишком поздно, и потому мы решили приехать к парому, отходившему в 7:30. Так как до Плоче нужно было еще доехать, нам пришлось встать в пять часов утра, и мы уже в это время почувствовали, как жарит солнце: на улице, несмотря на ранний час, было 24 градуса.

Билеты на паром можно купить через интернет, а можно прямо у причала в кассе. Мы выбрали последний вариант. Следует уточнить, что билет дают один, и он действителен на любой паром Плоче-Трпань в этот день, то есть к конкретному времени билет не привязан. Именно поэтому мы выезжали так рано, чтобы успеть встать в очередь на паром, отчаливающий в 7:30. Мы не знаем, меняется ли расписание от года к году, поэтому перед поездкой рекомендуем уточнить его на сайте сайте паромной компании Jadrolinija.

Касса располагается в доме через дорогу от причала, примерно напротив середины накопительной площадки. Найти кассу просто: это единственное заведение, к которому будет стоять очередь из нескольких человек.

Еще одним аргументом в пользу покупки билетов на месте были сомнения о том, нужен ли Сереже отдельный билет как водителю. Например, на паромах в мы платили только за машину и пассажиров, а за водителя - нет, поскольку считается, что машина не может путешествовать без водителя. Оказалось, что в Хорватии отдельный билет водителю все же нужен - он стоит около 4,5 евро. Билет на машину обойдется в 20 евро. А еще на кассе нам сказали, что паром идет полтора часа, а не один, как было написано в интернете. Но по факту выяснилось, что интернет был прав, и на берегу мы были уже в 8:25.

После погрузки на корабле осталось место еще на 10-15 машин. Здесь их ставят не так плотно, как на больших паромах, которые пересекают, например, Балтийское море. Припарковав свои машины, народ вышел на палубу - все, кроме водителей грузовиков, которые остались спать рядом со своим грузом.

На другом берегу нас ждал виноградный бум: то и дело мы проезжали мимо виноградников, винарий и винных магазинов. Мы так и не остановились для дегустации, но постоянно задавались вопросом - интересно, вино здесь такое же кислое и сухое, как продается в хорватских магазинах?

Вообще, пейзажи, сопровождающие наш путь, очень напомнили нам Италию, как ее показывают в фильмах наподобие “Под солнцем Тосканы”. А еще всюду нам попадались предупреждающие знаки “кабаны” с соответствующей картинкой. Никогда такого не видела.

К половине десятого мы доехали до Стона и столкнулись с тем, что на всех парковках одна и та же проблема: паркоматы принимают только монеты и больше ничего! “В каком веке мы живем?” - подумали мы и отправились в ближайшие магазины с просьбой обменять наши купюры на монеты. Видимо, мы были не первые, потому что все нам отказали. На наше счастье через дорогу был банк, где мы, помимо обмена, сняли еще 1100 кун (примерно 150 евро) наличными, так как при планировании поездки предполагали, что в Хорватии мы сможем расплачиваться картой чаще.

Но на этом странности оплаты парковки не закончились. Оказалось, платить нужно заранее за все время пребывания машины. Как можно приехать в незнакомый город и, даже подготовившись, заранее определить, сколько конкретно часов ты здесь проведешь? Благо, парковка дешевая. В итоге, мы решили оплатить 4 часа и отдали за это всего 3 евро. Удивительно, но во всем остальном Стоне карты принимают везде. Даже в общественном туалете! И лишь паркоматы у них остались из XX века.

Первым делом мы отправились смотреть ратушу. Честно говоря, мы не нашли о ней никакой информации, хотя здание довольно симпатичное. Там же, на главной площади города, расположен Римский фонтан, который был абсолютно сух. Как ни странно, о нем мы тоже ничего не можем рассказать - не ясно, действительно ли он римских времен или же только так называется.

Неподалеку от них находится церковь Святого Власа. Она была закрыта, но через стеклянные двери можно рассмотреть ее интерьер. Строительство этой церкви началось в 1342 году и продолжалось три года. Стон стал Епископским центром, и церковь стала кафедральной. Прихожан было очень много, поэтому в 1392 году церковь расширили. Землетрясение 1667 года разрушило постройку, хотя в целом Стон пострадал не очень значительно, и сразу после землетрясения было принято решение восстановить собор. Повторное землетрясение в 1843 году уничтожило и этот храм. Нынешняя церковь святого Власа была построена в псевдо-византийском стиле в 1875 году недалеко от того места, где стояли предыдущие церкви. Однако, и ей не повезло - землетрясение 1996 года снова разрушило церковь. Ее восстановили лишь в 2017 году, так что мы увидели совсем-совсем новое здание.

Следующей достопримечательностью для нас стал форт. Он оказался частично на реконструкции, но зайти в него все равно можно. Билет стоит 6,5 евро, но он распространяется также и на стену - самое интересное сооружение города, о котором я расскажу позже. Вначале, кстати, когда крепость только начали реконструировать, обещали более дешевые билеты. Не знаю, завершилось ли восстановление и подорожал ли билет еще.

Форт был построен, ориентировочно, в XIV-XV веке и выполнял не только оборонительные функции, но и являлся штаб-квартирой, арсеналом и хранилищем зерна. Как и 700 лет назад, крепость окружена рвом. Однако, долгое время вода здесь отсутствовала, - ров наполнили лишь в мае 2017, так что и здесь мы пришли на “свеженькое”.

Со стен форта открывается замечательный вид на местные солончаки, куда мы и отправились, сразу после помещения крепости. Мы не стали заходить внутрь на экскурсию, а просто посмотрели на них через забор. И, если честно, не видели, чтобы хоть кто-то был внутри, кроме сотрудников. Стонские солевые копи - это самые старые и самые большие копи Средиземноморья, дошедшие до наших дней. Производство соли началось еще в древности. А сегодняшний облик солончаков вполне соответствует тому, что был еще во время Дубровницкой республики. Само производство не менялось в течение последних двухсот лет, и работники гарантируют, что выпускают соль высшего качества. Единственное, что модифицировали в 1925 году, - это транспортировку. Здесь проложили железную дорогу, по которой локомотив перевозил вагоны соли от бассейнов до складов.

Но производство и дальше зависело от числа солнечных дней - солнце очень важно для процесса кристаллизации. Если год выдается дождливым, то соль собрать не удается. А так, средняя производительность - 1500 тонн в год. Самый большой “урожай” был собран в 1611 году. Тогда здесь добыли больше 6000 тонн соли. Мы, кстати, купили немножко в качестве сувенира - 500 грамм за 1,5 евро - и забрали с собой в Москву. Она не горчит и не содержит добавок против слипания - она и без этого всегда рыхлая. Но, тем не менее, не стоит ожидать от этой соли каких-то совершенно необычных свойств.

Немного передохнув в кафе и съев по мороженому, мы пошли смотреть еще две церкви. Первая из них - Святого Либерана XVII века - была на реконструкции и ничего увидеть не удалось. К тому же, судя по всему, реконструкция идет неспешными темпами или вовсе приостановлена.

Другая - церковь святого Николая - напротив, сохранилась очень хорошо, но, к сожалению, оказалась закрыта. Церковь святого Николая и одноименный францисканский монастырь были построены во второй половине XIV века в готическом стиле, а вот колокольню поставили уже в XV веке, и она выполнена в стиле ренессанса. Монастырь, также как и церковь святого Власа, многократно страдал от землетрясений.

Ну и, наконец, после знакомства с городом, мы отправились на его стены. Как я уже писала, в Стоне уже четыре тысячи лет добывают соль. Раньше соль была на вес золота, и потому это место было причиной войн среди многих держав на протяжении нескольких тысячелетий. Когда Стон и его соляные плантации перешли во власть республики Дубровник, здесь началось возведение оборонительных стен для защиты бассейнов от венецианцев и турок.

Общая протяженность стен составила 5,5 километров. Стены имели 40 башен и 7 крепостных сооружений. В них скрывались защитники города, храбро его оборонявшие, что наконец-то позволило прекратить «соляные войны». Благодаря своему природному богатству, Стон долгое время, вплоть до прихода Наполеона в 1808 году, был вторым по значимости городом после Дубровника. Но затем соль начала обесцениваться, и интерес к городу стал ослабевать.

Сейчас Стонская стена используется только в туристических целях. Есть три маршрута - короткий, который займет 20-30 минут и приведет от одного входа к другому, длинный, позволяющий за час дойти в соседний городок Малый Стон , о котором позже я еще подробно расскажу, и маршрут, который на момент нашего посещения все еще был на реконструкции. Он позволит забраться на вершину холма.

Изначально у нас были грандиозные планы, согласно которым мы собирались пройти по длинному маршруту в Малый Стон, чтобы поесть там устриц. Но от прогулки пришлось отказаться: на солнце температура достигала 40 градусов, а нам требовалась взбираться вверх по лестнице практически без возможности оказаться в тени. Вообще, жара проходит по нашему отчету красной линией. Поэтому надо понимать, что если вы плохо переносите высокую температуру, то в середине июля в Хорватии делать нечего. Я люблю жару, но даже для меня это было чересчур и порой хотелось только одного - очутиться в месте с кондиционером.

Еще на подъезде к Стону стена выглядит грандиозным сооружением, а непосредственно рядом с ней особенно хорошо понимаешь, сколько было вложено сил, чтобы сохранить независимость города. Вход на стену расположен за церковью Святого Николая. Здесь же есть туалет и немного тени деревьев для моральной подготовки к подъему:)

Погуляв по Стону, мы поехали смотреть церковь Лужинской Богоматери. Когда мы подъехали, то обнаружили, что церковь огорожена забором, а калитка закрыта. Мы уже успели расстроиться, как подъехал мужчина, видимо, работник какого-то соседнего предприятия, и разрешил нам погулять по территории.

Сама церковь сохранилась очень хорошо. Во времена Республики Дубровник, когда морская вода заходила в бассейны, процессия из церкви Святого Влаха шла к солончакам, где давалось благословение целого комплекса, проводилась месса в церкви Лужинской Богоматери. На мессе и в процессии принимали участие князь, работники солончаков и жители Стона.

Там же, недалеко от церкови Святого Влаха, мы собирались посмотреть церковь Святого Михаила IX века. Мы поблуждали по окрестным грунтовым дорогам, прошлись пешком вглубь зарослей кустарников, но так ее и не нашли. Может, у нас неправильно стояла точка в навигаторе, а может, мы так и не заметили церковь за деревьями. Почитать подробнее об этой церкви можно .

Кстати, повсюду в Стоне мы натыкались на таблички “Наполеоновский путь”, но не знали, о чем речь. Позже мы выяснили, что это была дорога, построенная французской армией при участии местных жителей. Дело в том, что до Трафальгарской битвы 1805 года французы считались одной из сильнейших морских держав, но затем потеряли это превосходство, и занялись строительством сухопутных дорог. Район Адриатики был стратегически важным, поэтому дорогу здесь постарались построить в кратчайшие сроки.

Мы вернулись к машине и отправились в Малый Стон - тот самый, куда сначала хотели дойти пешком по стене. Малый Стон потому и называется малым, что весь городок состоит из 10-15 домов, половина из которых заняты под рестораны и отели. Но самое интересное здесь - это устричная ферма. Здорово было бы попасть на экскурсию, но мы заранее узнали, что она идет всего час, а стоит при этом 100 евро. Поэтому мы решили продегустировать местные устрицы в ресторане, для чего заказали тарелку с Frutas del mar и с огромным удовольствием ее съели. При оплате счета мы обратили внимание, что нам включили некий Couvert (10 кун х 2, то есть примерно 3 евро). Мы попросили объяснить, что это, потому что ни разу с таким не сталкивались, хотя в европейских ресторанах бывали неоднократно. Официант сказал, что это бизнес-ресторан и мы платим за стол, который занимаем (несмотря на то, что ресторан был практически пуст). Это вызвало у нас некоторое удивление, но позже на форумах мы прочитали, что это плата за то, что в нормальных местах называется комплиментом. И действительно, в самом начале нам принесли хлеб с паштетом из тунца, который мы не заказывали. Но подано это было так, что нельзя было усомниться, что это действительно комплимент от повара и принесен бесплатно. В общем, впечатление от даров моря осталось несколько смазанным из-за этого незначительного, но все же не вполне приятного эпизода.

Малый Стон, несмотря на свои размеры, - это устричная столица Европы. Город снабжает своими устрицами не только страны, у которых нет выхода к морю: даже Франция, славящаяся своими дарами моря, импортирует отсюда моллюсков. Если вас не смущает высокая стоимость экскурсии на устричную ферму, вы можете заранее договориться о визите по электронной почте [email protected] . В цену экскурсии входит прогулка на лодке по ферме, бутылка вина, а также дегустация устриц. Более подробную информацию можно найти на сайте http://www.malistonoysters.com , но он не всегда бывает доступен.

Погуляв чуть-чуть по городу, мы поехали обратно. Надо отметить, что парковка в Малом Стоне тоже платная и тоже стоит 0,75 евро/час. Мы решили не платить и положили под стекло ту же бумажку, которую нам выдал паркомат в Великом Стоне, несмотря на то, что ее действие уже истекло. Никаких последствий от этого маленького проступка не случилось.

Обратно мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Нам повезло, и очереди на границе не было совсем, но зато на встречной дороге она растянулась на километры. Ландшафты в Боснии тоже довольно живописные. Дорога проходит вдоль моря, однако открытого участка здесь нет, потому что прямо напротив - большой остров. Вообще, у Боснии очень-очень маленький прибрежный участок, всего каких-то 10 километров, и проехали мы его минут за двадцать.

Что нам не понравилось - это замазанная повсюду кириллица, в том числе на дорожных знаках. Лучше бы их заменили полностью, чем оставили в таком виде. Все-таки "воевать" с любым алфавитом, ровно как и с любым языком, - дело неблагородное.

Кстати, именно на этой дороге нам встретились палатки с множеством очень сладких фруктовых ликеров домашнего производства. Нам дали попробовать их из холодильника, и они были потрясающими на вкус! Мы взяли грушевый и мандариновый, однако, когда приехали в Москву, оказалось, что дома они не так вкусны. Прошел уже год, а они до сих пор у нас стоят. Не потому что их вкус испортился или нам подсунули не те бутылки: просто есть напитки, которые хорошо пьются только в той стране, где они сделаны, и хорватские фруктовые ликеры определенно к ним относятся.

В целом, мы остались очень довольны поездкой в Стон. Когда мы готовились к путешествию, то во всех отчетах встречали мнение, что там особо делать нечего, потому что многое уничтожено землетрясением. Так вот, хорваты активно восстанавливают город, и когда мы ездили, многое уже было отреставрировано. Ну и посмотреть на “китайскую” стену в Европе - разве это не интересно?

Карту достопримечательностей Стона и окрестностей можно посмотреть по ссылке . Напоминаем, что церковь святого Михаила мы так и не нашли - очень вероятно, что ее месторасположение указано неточно.