Запретный город императорский дворец. Город Пекин

Почти 500 лет Запретный город был сердцем Китая. В нем жили императоры династии Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1912). Он расположен к северу от площади Тяньаньмэнь, от которой отделен одноименными воротами, и к востоку от озера Чжуннаньхай, где расположены резиденции современных китайских руководителей, известные также как «Озерный квартал». На каждом из четырех углов стены стоят сторожевые башни, которые видны далеко за пределами Пекина. Попасть в Запретный город можно с помощью прохода в одном из четырех ворот, которые находятся с каждой стороны стены.

Когда император Юнлэ (1360-1424) начал строительство Запретного города в 1406 году, он хотел создать «государство в государстве», «внутреннюю империю», которая бы никак не зависела от Пекина. Это была впечатляющая мощная крепость, ставшая центром власти императора. Здесь он был в полной безопасности от внешних и внутренних врагов, отсюда он мог править своей страной. Никто не имел права входить в город, а войдя, не мог выйти наружу. Город разделялся на две части - Внутренний дворец, предназначенный для императора и его семьи, и Внешний дворец, служивший для церемониальных целей, в котором жили многочисленные слуги и другие жители, не принадлежавшие к императорской фамилии. Это гарантировало самодостаточность города, который даже имел свои рынки и школы.


Внутренний дворец был предназначен исключительно для императора, членов его семьи и высших чиновников страны. Чтобы занять столь высокую должность, чиновник должен был потратить много лет на обучение и сдать тяжелейшие экзамены. Хотя жители Внутреннего дворца могли вести полноценную жизнь - работали магазины, рынки, дети ходили в школы - члены императорской семьи вели исключительно изолированную жизнь. Только император и высшие должностные лица имели постоянную связь с внешним миром. Каждый член семьи императора находился под постоянным наблюдением евнухов и слуг. Естественно, ни о какой личной жизни в таких условиях не могло быть и речи. Император и его родственники имели многочисленные обязательства перед государством и народом, отчего их жизнь была наполнена многочисленными церемониями и была регламентирована древними обычаями и традициями. Этот уклад существовал в течение многих столетий, пока в 1912 году в Китае не была ликвидирована монархия.


После Синьхайской революции 1912 года Запретный город утратил свою функцию политического центра страны. Последний китайский император Пу И, которому было всего 6 лет, потерял власть и должен был остаться в стенах города. В 1924 году новое правительство Китая выслало Пу И из столицы и превратило Запретный город в музей. Сегодня самое распространенное в Китае название города - «Гугун» - бывший дворец.


После падения монархии для Запретного города настали смутные времена. Во время гражданской и Второй Мировой войн было украдено или уничтожено множество артефактов и произведений искусства. Многие предметы были перевезены на Тайвань, где были выставлены в созданном специального для этого Музее Императорского Дворца в Тайбэе. Также пострадали стены и постройки Запретного города, которые становились мишенями для повстанцев и японской армии. Однако наибольший ущерб городу был нанесен в годы культурной революции, и лишь усилия премьера КНР Чжоу Энлая, организовавшего оборону Запретного города от Красной гвардии, спасли этот уникальный комплекс от полного разграбления. Лишь после смерти Мао Цзедуна в 1976 году для этого исторического памятника настали спокойные времена и началось его полноценное функционирование в качестве музея для китайского народа и гостей Пекина.


На Западе Запретный город получил широкую известность после выхода фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император», основанном на биографии Пу И. Бертолуччи стал первым западным режиссером, которому было разрешено проводить съемки на территории комплекса. Фильм отлично показал внутреннее устройство и быт Запретного города, а также стал символом значительного потепления отношений между Китаем и западным миром.


Примечательно, что несмотря на то, что Запретный город открыт для посетителей, туристов не допускают во внутренние помещения зданий. Их размеры, как, например, размеры Зала Высшей Гармонии, слишком малы, чтоб вместить в себя желающих. Поэтому китайские власти решили оставить двери и окна зданий открытыми, так что любой желающий может заглянуть внутрь и насладиться красотой убранства и мебели.


Запретный город, безусловно, заслуживает того, чтоб называться одним из самых прекрасных мест Китая. Здесь все дышит стариной, богатой историей, которую вы сможете ощутить сразу, как только вы ступите на его территорию. Архитектура ошеломляет и впечатляет, а роспись дворцов и залов красочна и подробна. Это место обязательно для посещения всеми, кто интересуется китайской историей и ценит подлинную древнюю красоту.

Один из самых загадочных, обширных и знаменитых дворцовых комплексов в мире называется «Гугун», что в переводе с китайского языка означает «дворец бывших правителей». Более известен как «Запретный город ». Он был построен в начале XV века при императоре Чжу Ди (династия Мин), который сделал Пекин столицей Китайской империи. Гугун, этот «город в городе», на протяжении 500 лет был закрыт для простых смертных, поскольку служил домом для «небожителей» – императоров.

Отсюда 24 поколения правителей руководили Поднебесной – с 1421 по 1912 год. Гугун – первый из архитектурных шедевров Китая, причисленный ЮНЕСКО к «всемирному наследию».

Развенчивая мифы о Запретном городе в Пекине

Полное историческое название современного музейного комплекса Гугун, который занимает общую площадь 720 000 квадратных метров – Пурпурный запретный город, поскольку он отгорожен от остальной части Пекина высокими 10-метровыми ярко-красными стенами общей длиной 3 400 метров и рвами шириной 52 метра, заполненными «золотой» водой. А любого жителя страны, который бы осмелился проникнуть на территорию дворцового комплекса, ждала смертная казнь.

В связи с многовековой завесой тайны, которая надежно окружала Гугун, об императорском дворце сложено множество легенд. Считается, что дизайн запретного города Китая приснился одному монаху-отшельнику, который и создал все основные проекты зданий. Он показал их князю Чжу Ди и тем самым подарил будущему вэнь-хуанди («культурному императору») великую мечту о строительстве дома для Сынов Неба.

Третий император из династии Мин хотел сделать комплекс, состоящий из 10 000 комнат, но к нему явился сам Нефритовый владыка Юй-ди и запретил Чжу Ди возводить дворец, используя священное число «вань». Это мог себе позволить себе только повелитель Неба. Тогда и было решено сделать 9999,5 комнат. Были ли они построены на самом деле – неизвестно, поскольку Запретный город Гугун много раз горел и неоднократно перестраивался. Сейчас в нем насчитывается 8707 помещений.

Любопытно, но если ночевать в каждой комнате в Запретном Городе только один раз, то чтобы успеть поспать в каждом помещении, человеку понадобится 27 лет. Такое количество комнат имело и практический смысл: никто, кроме доверенного евнуха, не знал, в какой именно комнате император сегодня будет спать, что надежно защищало его от наемных убийц.

Возводили будущее жилище «земных богов» почти 16 лет. По преданию, к стройке было привлечено 1 миллион человек, израсходовано 200 миллионов плиток, 100 миллионов кирпичей и мрамора. В 1421 году были отделаны последние апартаменты. Строительство велось в соответствии со строгими требованиями фэн-шуй: вход во дворец и все основные строения ориентированы на юг, а с севера комплекс окружен горами, защищающими его от холодных ветров и злых духов. Каждая из частей дворца соответствовала определенному сезону, чтобы император мог жить в постоянной гармонии с природой.

Вообще весь Гугун - это сложная и хитроумная система знаков и символов. К примеру, вместе с городскими воротами, расположенными на линии юг-север, комплекс образует единый иероглиф чжун («середина») – это одна из основных категорий философии и культуры Китая.

Подлинная история Запретного города с легким ароматом вымысла

За пять столетий хозяева Гугуна менялись 24 раза: 14 раз на престол восходили представители династии Мин и 10 раз – императоры из династии Цин. За это время на территорию дворца лишь несколько раз проникали чужаки. Так, в 1644 году, Чжу Юцзянь, последний император Мин обложил всю страну такими непомерными налогами, что заставил население взбунтоваться. Повстанцы ворвались в Запретный город и подвергли его разграблению. Но как сильно тогда пострадало обиталище «земных богов» – неизвестно. Зато именно благодаря этому восстанию на трон воцарилась династия Цин.

Чжу Юцзянь убил своих наложниц и дочерей, а затем повесился сам, чтобы согласно древним верованиям, вознестись на небо, восседая на драконе. Но это была далеко не последняя кровь, обагрившая мрамор императорского дворца. Во времена правления Цин генеральная линия власти сводилась к полной изоляции Китая от остального мира, что привело к усилению внутридворцовых интриг.

Известно, что на территории Запретного города в Китае проживало не менее 3 000 евнухов и несколько тысяч наложниц. Евнухи плели интриги, наложницы были шпионками, и за несколько веков история Гугуна пополнилась множеством скандальных историй, в которых правду невозможно отличить от вымысла. Подобно Ватикану в Риме, дворец жил своей жизнью, и, конечно, самой яркой страницей в книге под названием «эпоха Цинн» стало почти 50-летнее правление Цыси. Сделав карьеру от наложницы и до императрицы, сгубив на своем веку немало жизней, эта женщина стала неотъемлемой и самой секретной частью Запретного города. При этом именно благодаря ей, а точнее – увлечению Цыси фотографией, мир впервые увидел снимки внутреннего убранства дворца.

Кончина императрицы (1908 год) почти совпала и с концом династии Цин. Через 3 года последний владыка, малолетний Пу-Йи подписал отречение от престола. Он жил во дворце до 1924 года, и при нем случился последний крупный пожар, уничтоживший многие тайники и склады в Запретном городе. Ряд историков считают, что дворец подожгли евнухи, желавшие скрыть масштабы расхищения из императорских сокровищниц. В пользу этой теории говорит и тот факт, что во всем огромном комплексе нет ни одной печной трубы: тепло строениям обеспечивали подземные трубы, и вообще вся система отопления была сконструирована таким образом, что практически исключала возможность самовозгорания.

Рождение музея, или Превращение Запретного города в открытый храм искусства

Первый музей был открыт в Запретном городе в 1914 году и располагался в Зале Боевой Славы. В 1925 году была проведена опись дворцового имущества, в которую включили 1,17 миллионов единиц. Позднее коллекция музея Гугун значительно пополнилась. В 1933 году, из-за вторжения японской армии в Китай, значительное количество экспонатов эвакуировали в провинции Гуйчжоу и Сычуань, но и пекинскую часть коллекции удалось сохранить. В 1948 году почти 3 000 ящиков с императорскими сокровищами попали на Тайвань, и в 1965 году в Тайбэе открыли Национальный музей, где представлено почти 700 000 бронзовых скульптур, картин, керамических и фарфоровых изделий, драгоценностей, книг, исторических документов, старинных монет и других экспонатов из Гугуна. А музей «Запретный город» в Пекине открылся в 1949 году.

В настоящее время значительная часть Запретного города закрыта на капитальный ремонт, и во всем своем великолепии Гугун предстанет только в 2020 году. Но даже та часть, которая доступна туристам, привлекает в покои императоров около 7 миллионов человек ежегодно: в разгар сезона здесь бывают 70 000-75 000 туристов в день.

Главные достопримечательности Гугуна

Главным входом в загадочный Запретный город Китая считаются Ворота Небесного Спокойствия, расположенные с южной стороны. Сразу за ними начинается широкая дорога, по левую сторону от нее находится роскошный императорский сад, а справа - кипарисовый лес Тайцзи. Дорога приведет нас к Воротам Правильного Поведения.

Сам Запретный город начинается за Полуденными воротами. На огромной площади всегда много людей: одни отдыхают, другие только готовятся к путешествию. Пройдя по мостику через Золотую воду, турист видит перед собой Ворота Высшей Гармонии. Минуя их, перед изумленным взором раскидывается еще одна, поистине гигантская площадь, на которой в прежние века проводились воинские построения. Пройдя еще пару километров можно достичь зала Высшей Гармонии.

Вообще весь императорский комплекс разделен на Внешний и Внутренний дворцы . В помещениях Внешнего дворца правитель проводил все торжественные церемонии: основным как раз и считался зал Верховной гармонии, а также залы Сохранения гармонии, где установлен трон императора, и Полной гармонии. Во Внутреннем же дворце жили семьи императоров, евнухи, прислуга и наложницы. Здесь находятся такие знаменитые на весь мир (благодаря сотням фото, сделанных туристами), как залы Объединения мира, Небесной чистоты и Земного спокойствия. Как найти - раксскжет специальная статья.

Также здесь установлено и одно из самых популярных «чудес» Китая – резная мраморная плита длиной 16,75 метров и весом 250 тонн. Узор на ней был выбит в 1761 году: рельефные изображения гор, пенных морей и перистых облаков, и танцующие драконы, держащие в своих пастях по огромному жемчужному шару, неизменно вызывают восторги у туристов со всего мира.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Запретный город Гугун - самый большой и самый известный дворцовый комплекс в мире, расположен в Пекине. Он служил резиденцией двадцати четырем могущественным правителям двух династий Поднебесной империи - Мин и Цин.

Место для его постройки определено было астрономами и находится оно, по их мнению, точно в центре земного шара.

Сегодня, направляясь в Запретный город, пройти нужно всего сквозь трое ворот: Тяньаньмэнь, Дуаньмэнь и, наконец, главные ворота дворца - Умэнь. В прежние же времена для иностранных послов и чиновников путь во дворец был длиннее: они проходили через пять ворот.

Все убранство и оформление Запретного города пронизано философскими и религиозными идеями и принципами Китая, гласящими в том числе и о том, что императору, несмотря на все его величие, надлежит быть справедливым и мудрым.

Немного истории

Начало строительства Запретного города относится к 1406 году. Императором, давшим указание на его строительство, был Чжу Ди. Существует легенда о том, что проект Запретного города приснился одному из монахов, а он поведал о нем князю, который впоследствии стал императором.

Основной материал, используемый для строительства дворца - дерево, а также кирпич, мрамор, плитка. Почти все постройки внутри комплекса - одноэтажные, а массивные крыши покоятся на мощных колонах, такая конструкция наиболее устойчива к землетрясениям. Фасады всех главных зданий обращены к югу - тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера. Главный вход тоже находится на южной стороне.

Запретный город

Запретный город - это не просто красивое название, это также и констатация факта. Простые люди сюда не имели доступа. В закрытом дворце жила семья правящего императора и их многочисленная прислуга. Без разрешения входить в город было запрещено под страхом медленной и мучительной казни - хотя самых любопытных иногда не пугало даже это. Впрочем, не только любопытство заставляло людей проникать в Запретный город, например, последний император династии Мин был доведен до самоубийства ворвавшимися во дворец жителями, которые были разозлены непомерными налогами и голодом.

На род Цин, последнюю правящую династию в Запретном городе, по преданию было наложено проклятие - дом Цин падет от руки женщины. В целом, так и случилось. Бывшая наложница Цыси правила Китаем после смерти мужа, до того момента, пока ее племянник, двухлетний Пу И не стал ее приемником. Малыш стал последним императором и владельцем Запретного города. В 1912 году, в возрасте пяти лет он отрекся от престола, но остался жить во дворце.

В настоящее время в Запретном городе уже нет резиденции правителей, теперь это Императорский музей «Гугун», куда может попасть любой желающий.

По преданию, во дворце Небесного императора десять тысяч комнат. Дворец сына Неба, так называли себя императоры Китая, должен быть хоть немного скромнее, чтобы не затмить Небесного правителя. Так что он занимает он площадь 72 гектара, на которых расположено около восьмисот зданий и в общей сложности всего 9.999 комнат.

На самом деле их там, конечно же, меньше - очевидно, тут просто казалась любовь китайцев к цифре девять.

Город окружен высокой стеной и наполненным водой рвом - каналом Цзиньшуйхэ (Золотая река). Через ров перекинуто несколько мостов - центральные два предназначались только для членов императорской семьи, следующие - для высших военных и гражданских чиновников, а крайние назывались публичными и по ним мог пройти любой обитатель Запретного города, независимо от его чина и происхождения.

На территории Запретного города находится множество красивых и изящных строений. Павильоны, беседки, галереи, а также озера, река, сады. И названия их, как правило ничуть не уступают изяществом внешнему виду - например, павильон Соприкосновения Неба и Земли, Ворота небесной чистоты или Беседка, откуда виден приход весны.

Запретный город неоднократно перестраивали после пожаров, разрушений и ограблений. Однако облик его старались воспроизводить с максимальной точностью, так что то, что мы можем увидеть там сейчас не слишком отличается от первоначального вида дворца.

Коллекция ценных экспонатов пополняется год от года, уже достигла миллиона. Основную часть экспозиции составляют предметы живописи, книги, бронзовые изделия, императорские одежды и драгоценности, выполненные с удивительной искусностью.

Запретный город разделяет центральная ось, протяженностью восемь километров. В центре стоит павильон Тайхэдянь (Зал Высшей гармонии), высота которого почти достигает сорока метров. На протяжении многих веков он оставался самой высокой постройкой Пекина, потому что во времена империи не разрешалось возводить здания выше него - запрет не распространялся только на храмы. В центре павильона установлен Трон, символ власти императора на земле.

Практическая информация

Адрес: 4 Jingshan Qianjie, Dongcheng, Beijing.

Музей открыт с 01.04 по 31.10 - с 08:30 до 17:00; с 01.11 по 31.03 - с 08:30 до 16:30.

Стоимость входного билета для взрослых: с 1 апреля по 31 октября - 60 CNY, в остальные дни - 40 CNY. Детям, студентам и школьникам, пенсионерам предоставляются скидки. К оплате принимаются банковские карты основных международных платежных систем.

Запретный город в Пекине является крупнейшим и самым таинственным . Более 500 лет служивший домом 24 императорам Китая, дворец был закрыт для простых граждан. Всех, кто осмелился нарушить это правило, ждала смерть. И не смотря на то, что большая часть комплекса сегодня открыта для посетителей, история Запретного города до сих пор остается загадкой.

Мифы и факты

Запретный город строился 15 лет. Согласно преданию, было задействовано миллион работников, использовано 100 млн. кирпича, 200 млн. плитки и невыразимое количество мрамора. Комплекс был закончен в 1421 году.

В закрытом дворце жили королевские семьи и прислуга, состоявшая из тысяч евнухов и наложниц. Вход в город без разрешения означал смерть для нарушителя, причем наказание было медленным и болезненным. Несмотря на это, многие любопытные хотели увидеть, что же происходит внутри.

Некоторые получили такую возможность в 1644 году. Император Мин жил в роскоши, когда новое налогообложение заставило буквально голодать население. Вспыхнувшее восстание ворвалось в Запретный город. Император династии Мин, как говорят, был в пьяном угаре, когда прибыли повстанцы. Чтобы оградить свой гарем от поругания, он убил всех женщин и отрезал руку своей дочери. Затем повесился, открыв тем самым путь династии Цин.

Предание говорит, что на род Цин было наложено проклятие императором – «дом Цин падет от руки женщины». Тем не менее, в 1644 году династия Цин поселилась в Запретном городе и его тайны стали еще более интригующими. Евнухи дворца, которых было около трех тысяч, начали готовить собственные заговоры и вербовали шпионов из наложниц. Об этом существует множество скандальных рассказов, в которых невозможно отличить правду от вымысла, когда описывается Запретный город.

В 1853 году семнадцатилетняя девушка Цыси была доставлена во дворец в качестве наложницы. Со временем она стала самой влиятельной женщиной в и многие считают, что она привела к уничтожению не только династии Цин, но и императорского Китая в целом. Цыси нарушила традиции и стала вдовствующей императрицей. Она правила страной пока ее двухлетний племянник Пу-Йи не стал преемником. Пу-Йи был последним владельцем Запретного города в Пекине. В 1912 году в возрасте пяти лет он отрекся от престола, но ему разрешили остаться во дворце.

Крупный пожар в 1923 году уничтожил склады города. Многие считают, что его подожгли евнухи, чтобы скрыть кражи из королевских сокровищниц. В 1925 году Пу-Йи, последний двадцать четвертый император Китая, покинул Запретный город. А двадцать четыре года спустя комплекс был открыт для общественности.

Что посмотреть

Главный вход в Запретный город находится с южной стороны через Полуденные ворота. Весь комплекс разделен на Внутренний и Внешний дворцы. Основные помещения Внешнего дворца, где император проводил государственные мероприятия и торжественные церемонии: залы Верховной гармонии, Полной гармонии и Сохранения гармонии. Северную часть, Внутренний дворец, занимали семьи императоров и наложницы. Здесь находятся залы Небесной чистоты, Объединения мира и Земного спокойствия. Их окружают три императорских сада: Долголетия, Доброты и Спокойствия. За ними элегантный Императорский сад с беседками и живописными скальными образованиями. Весь город разделяет восьмикилометровая центральная ось. В центре этой оси находится Трон, символизирующий императорскую власть.

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.