Самые известные мегалиты мира. Мегалиты- Древняя тайна Земли

В Юго-Восточной Азии, Северной Африке, Испании, на побережьях Франции и Англии и во многих других местах высятся странные сооружения из огромных каменных глыб. Ученые называют их мегалитами. Это гигантские, грубо обработанные каменные блоки весом по нескольку сотен тонн. Мегалиты либо стоят отдельно друг от друга, и тогда их называют менгирами, либо образуют сложные сооружения - дольмены и кромлехи. Исполинские блоки не скреплены никаким цементирующим веществом, но при этом они так тщательно подогнаны, что между ними невозможно просунуть даже лезвие перочинного ножа. Над загадкой мегалитов ученые бьются очень давно, но основные вопросы до сих пор остаются без ответа.


На фото: Долина Кувшинов в Китае, где находятся самые странные мегалиты в мире. Долина кувшинов тянется от Пхонсавана с юго-запада на севе­ро-восток. На высоте около 1000 м над у.м. на вершинах хол­мов стоят около 3000 огромных каменных кувшинов высотой от 1 до 3,5 м и диаметром около 1 м. Больше всего они похожи на ка­менные ступы бабы-яги. Как и обо всех подобных объектах, о кувшинах мало что известно. Никто не знает, откуда и как они сюда попали, кто и для чего их изготовил.


Нерасшифрованные надписи

Замечено, что мегалиты тяготеют к морским побережьям, и чем дальше от моря, тем мельче становятся постройки. Самые известные мегалитические памятники находятся близ французского города Карнака на южном побережье Бретани. Главной достопримечательностью самого Карнака является огромный мегалит, носящий имя святого Михаила. По мнению исследователей, это сооружение поначалу служило усыпальницей. Позже мегалит был засыпан землей, а на вершине образовавшегося на его месте холма в Средние века возвели часовню.
А к северу от городка на поле расположено 2935 огромных менгиров высотой до 5 метров. Камни стоят вертикально, и на некоторых из них ученые обнаружили выбитые надписи, которые так и не смогли расшифровать.

Вообще район Карнака и дальше к северу от городка очень богат мегалитическими постройками. Это и Манэ-Керионед с длинной крытой галереей, и дольмен де Родессек, и огромный менгир Старая мельница, вес которого превышает 200 тонн, и далее - целые поля менгиров и кольцеобразных кромлехов, самый большой из которых - кромлех Менек - состоит из 70 менгиров и имеет почти 100 метров в диаметре.

На территории бывшего СССР мегалиты встречаются в Крыму и на Кавказе.

В древних источниках не упоминаются...

Считается, что наиболее древние из мегалитов возведены в конце каменного века. Однако научно обоснованной методики для определения возраста этих гигантских сооружений пока нет. По мнению археологов, мегалиты, рядом с которыми обнаружены стоянки древних людей, сооружены нашими предками, жившими в каменном веке. Возраст стоянки определяется по найденным украшениям, оружию и костям. Но совершенно очевидно, что эти факторы могут быть не связаны между собой!
По мнению ученых, самый старый дольмен был построен около 6000 летназад в Ирландии, а самый молодой - около 3000 лет назад в Италии. Однако несмотря на то, что к этому моменту уже появились многочисленные труды на греческом языке, а Индия подарила миру веды, до сих пор не найдено никаких письменных источников, приоткрывающих тайны мегалитов. Кто и зачем их построил? И каким образом могли люди в те далекие времена передвигать огромные каменные глыбы и укладывать их друг на друга с такой точностью?

Каменные книги

В карнакском музее доисторической культуры есть схемы и рисунки, показывающие, как предположительно сооружались мегалиты. Такие же рисунки мы видели в учебниках древней истории: сотни полуобнаженных людей при помощи канатов и рычагов передвигают на катках каменные глыбы, затем при помощи веревок и блоков устанавливают их вертикально. Не имея других достоверных версий, согласимся с этим.
Но зачем воздвигались столь монументальные постройки? Мнения исследователей на этот счет разделились. Одни полагают, что мегалиты строились для исполнения религиозных обрядов и захоронения усопших. Но ни в одном кромлехе или дольмене не было обнаружено никаких погребений.

Другие ученые, преимущественно астрономы, доказали, что часть мегалитов использовалась для астрономических наблюдений Солнца, Луны и других планет. Менгиры позволяли фиксировать точки захода и восхода Солнца и Луны в дни равноденствий и солнцестояний. Но непонятно, зачем людям каменного века могли быть так нужны астрономические наблюдения, что они возводили столь крупномасштабные постройки?

Кроме того, некоторыми учеными, в частности, уфологами, выдвигалась гипотеза о том, что мегалиты - это каменные книги древних, в которых зашифрованы научные знания о Земле, Солнечной системе и Вселенной. Эти книги оставлены представителями разумных сил космоса для землян. Гипотеза, безусловно, красивая, только она никакими доказательствами не подкреплена.

Безумная гипотеза?

И, наконец, в 1992 году украинский геолог Р.С. Фурдуй совместно с физиком Ю.М. Швайдаком выдвинули неординарную гипотезу о том, что некоторые из мегалитов являются генераторами акустических и электронных колебаний. Они подметили, что каменные столбы книзу становятся более узкими, хотя логичнее было бы устанавливать камень на широком основании. Большинство мегалитов построено из камней, содержащих большое количество кварца. Как известно, кварц способен генерировать электрический ток и поддерживать постоянство его колебаний, а также может генерировать ультразвук под действием электрического тока.
Свои заключения киевские ученые основывают на поразительном открытии английских исследователей. Оказывается, ученые Оксфордского университета после ряда опытов обнаружили, что перед восходом солнца комплекс Ролл-райт издает ультразвуковые колебания, впоследствии затухающие, и колебания эти имеют наибольшую интенсивность и продолжительность во время равноденствий и наименьшую- во время солнцестояний. Причем отдельные камни Ролл-райта имеют различные циклы звучания и пространственные ограничения. Британские ученые пришли к выводу, что мегалиты- это древние передатчики, излучающие ультразвук в виде направленного луча. Понятно, что люди, жившие в каменном веке, вряд ли располагали для этого необходимыми знаниями. Так кто же все-таки построил мегалиты?

Карлики-строители пришли из-под воды

Этот вопрос уводит нас от сухой науки в область легенд и преданий. Полинезийцы уверены, что мегалиты построили или рыжебородые боги, пришедшие из-за океана, или карлики-менехуны, прилетевшие на летучем трехъярусном острове Куаихелани. Аборигены Австралии приписывают постройку мегалитов вонжинам, вышедшим из морских глубин существам без ртов, но с нимбами вокруг голов. Бытуют также легенды о карликах, населявших Австралию до появления там первых людей. У осетин существуют легенды о карликах бицента. живущих в море и способных одним взглядом повалить огромное дерево. Ирландские легенды повествуют о том, что по ночам в определенное время года раскрываются холмы, излучая неземной свет, манящий случайных путников в страну карликов-сидов, ушедших под землю после появления в этих местах первых людей. При этом менгирам приписывается способность осуществлять связь между сидами и людьми. У африканских племен тоже есть легенды о карликах, детях лиса Йоругу и Земли. Этому маленькому народцу и принадлежит слава строителей мегалитов.
У индейцев майя существовало предание о том, что для строительства пирамиды Солнца жрецы майя обратились к колдунье, по их просьбе вызвавшей из моря уродливого карлика. Карлик этот выстроил 64-метровую пирамиду всего за одну ночь.

Как видно, большинство легенд, которые народы, живущие в разных концах планеты, посвящали мегалитам, сходятся на карликах, обладавших сверхъестественными способностями. Но этот вывод ни на йоту не приближает нас к разгадке тайны мегалитов.

Источники: Журнал "Тайны ХХ века" № 45 и

Истоки архитектуры берут свое начало во времена позднего неолита. Именно тогда уже использовался камень для сооружения монументальных строений. Но назначение большинства из дошедших до нас памятников того периода - не известно.

Мегали́ты (от греч.- большой камень) - сооружения из огромных каменных глыб, характерные для позднего неолита. Все мегалиты можно разделить на две категории . В первую входят древнейшие архитектурные сооружения доистори-ческих (дописьменных) обществ: менгиры, кромлехи, дольмены, храмы острова Мальта,). Для них использовались или совсем не обработанные, или с минимальной обработкой камни. Культуры, оставившие эти памятники, так и называют - мегалитические. К мегалитической культуре также относят лабиринты (сооружения из небольших камней), и отдельные камни с петроглифами (следовики). Также мегалитической архитектурой считают сооружения более продвинутых обществ (гробницы японских императоров и дольмены корейской знати).

Вторую категорию представляют собой сооружения более развитой архитектуры. Это в основном сооружения из очень крупных камней, которым, придана геометрически правильная форма. Такая мегалитическая архитектура характерна для ранних государств, но сооружалась и в более поздние времена. Это памятники Средиземноморья- египетские пирамиды, сооружения микенской цивилизации, Храмовая гора в Иерусалиме. В Южной Америке - некоторые сооружения в Тиуанако, Ольянтайтамбо, Саксайуамане. Тиуанако, Саксайуамане, Ольянтайтамбо.

Менгир это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление.

Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Этот термин принято использовать по отношению к сооружениям такого типа на территории Великобритании. Тем не менее, аналогичные сооружения существовали в доисторическую эпоху также на территории Германии (Голоринг, Госекский круг) и в других странах.

Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика.

Всех их объединяет название «мегалиты », что переводится просто как «большие камни». Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Гёбекли-Тепе, Турция Комплекс на Армянском нагорье считается самым древним из крупнейших мегалитических сооружений (ориентировочно X–IX тысячелетие до н.э.). В то время люди еще занимались охотой и собирательством, но кто-то смог воздвигнуть круги из огромных стел с изображениями зверей.Форма храма напоминает концентрические окружности, которых насчитывается около двадцати. Как утверждают специалисты, комплекс был в седьмом тысячелетии до нашей эры преднамеренно засыпан песком, поэтому больше девяти тысяч лет храм был скрыт холмом Гёбекли-Тепе, высота которого составляла почти пятнадцать метров, а диаметр – около трехсот метров.

Некоторые мегалитические сооружения представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань), Франция. Мегалиты высотой до четырех метров расставлены стройными аллеями, ряды идут параллельно друг другу или расходятся веером, кое-где образуют круги. Комплекс датируется V–IV тысячелетием до н.э. В Бретани ходили легенды, что великий Мерлин заставил окаменеть шеренги римских легионеров.

Мегалиты в Карнаке (Бретань) Франция

Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне б ыло найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Этот археоастрономический памятник на 1000 лет старше Стоунхенджа. Расположение мегалитов позволяет определять день летнего солнцестояния. Археологи считают, что люди здесь жили сезонно, когда в озере была вода, поэтому нуждались в календаре.

Обсерватория Набты, Нубия, Сахара

Cтоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. Ученые предполагают, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе.

Стоунхендж, Великобритания, Солсбери.

Математическое сравнение параметров различных геометрических фигур кромлеха позволило установить, что все они представляют собой отражение параметров различных планет нашей системы, и моделируют орбиты их вращения вокруг Солнца. Но самое удивительное,что Стоунхендж изображает орбиты 12 планет Солнечной системы, хотя на сегодняшний день считается, что их всего 9. Астрономы уже давно выдвинули гипотезу, что за внешней орбитой Плутона есть еще две неизвестные нам планеты, а пояс астероидов, который находится между орбитами Марса и Юпитера, это останки когда-то существовавшей двенадцатой планеты Солнечной системы. Как об этом могли знать древние строители?

Есть еще интересная версия о назначении Стоунхенджа. Раскопки тропы, по которой в древние времена шли ритуальные процессии, подтверждают гипотезу о том, что Стоунхендж выстроили вдоль рельефа ледникового периода, который очутился на оси солнцестояния. Место было особенным: удивительный природный ландшафт располагался на самой оси солнцестояния, как бы соединяя землю и небо.

Кромлех Броугар или Храм Солнца , Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал. Кромлех Броугара или кольцо Бродгара археологи датируют 2500 - 2000 годом до н.э. Местность, где находится монумент Бродгар, -ритуальная, сакральная, коммуникативная. Она буквально нашпигована курганами, групповыми и отдельными захоронениями, даже «собором», а также жилищами и деревнями людей неолита. Все эти памятники объединены в единый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО. В настоящее время на Оркнейских островах проводятся археологические исследования.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова

Дольмены. Ученые считают, что примерный возраст дольменов 3–10 тыс. лет. Самые известные дольмены находятся в Скандинавии, на Атлантическом и Средиземноморском побережьях Европы и Африки, на Черноморском побережье Кавказа, на Прикубанье, в Индии. Однако больше всего их на Кавказе - около 2,5 тысячи! Здесь вдоль побережья Черного моря (мегалиты вообще тяготеют к морям) можно встретить «классические» плиточные дольмены, монолитные дольмены, целиком выдолбленные в скале, дольменные сооружения из комбинации каменных плит и блоков, положенных в два и более рядов. Говорят и о духовной начинке этих удивительных сооружений, их энергетических зарядах.

Дольмен в долине реки Жане

Мальтийские храмы были построены задолго до египетских пирамид - в бронзовом веке. Их возраст насчитывает более 5000 лет. Любопытно, что все эти сооружения были построены без применения железных инструментов. Масштабы всех мегалитов настолько грандиозны, что местные жители полагали, что их построили великаны-гиганты. До сих пор остается открытым вопрос, каким образом древним людям удалось сложить такие высокие постройки из громадных камней размером до 7 метров и весом до 20 тонн, не используя связующего раствора, если вспомнить, что храмы были сооружены еще до изобретения колеса. Ученые установили, что культуры доисторической Мальты во многом связаны с Сицилией, поэтому, возможно, что Мальта была культовым центром народов сицилийского неолита.

Нет ни одного храма, который бы дошёл в первозданном виде до наших дней. Считается, что только четыре из всех сохранились сравнительно неповрежденными - храмы Джгантия, Хаджар Квим, Мнайдра и Таршин. Хотя и их постигла печальная участь не совсем достоверной реконструкции.

Храмы Джгантия в Шаре (Xaghra – ”гигант”) находятся в центре острова Гозо и являют собой одну из важнейших археологических достопримечательностей мира. Как считают сегодня, храмы Джгантия были построены примерно в 3600 году до н.э.

Сооружение представляет собой два отдельных храма с разными входами, но общей задней стеной. Каждый из храмов имеет несколько вогнутый фасад, перед которым устроена платформа из больших каменных блоков. Самый древний храм комплекса состоит из трех полукруглых комнат, расположенных в форме трилистника.

Нынешние учёные считают, что такая троичность символизирует прошлое, настоящее и будущее или рождение, жизнь и смерть. По распространенной версии храмовый комплекс являлся святилищем для поклонения богине плодородия. Такой вывод помогают сделать находки, обнаруженные в ходе археологических работ. Но есть еще одна версия, согласно которой Джгантия не что иное, как гробница. Люди мегалитической эпохи действительно слишком много сил и времени отдавали соблюдению традиций. Почитая своих предков, они возводили грандиозные гробницы, а уже позднее, эти места использовали как святилища, где поклонялись богам.

На всех континентах нашей планеты, за исключением Антарктиды, можно встретить загадочные строения из обработанных глыб камня. Их называют — мегалиты. Большинство построек состоит из громадных, весом от десятков до сотен и даже тысяч тонн каменных глыб.

Каменные блоки тщательно отесаны и отшлифованы тысячи лет назад. Но даже прошедшие века не смогли повлиять на качество их соединения — они пригнаны друг к другу настолько точно, что невозможно просунуть в соединения и лезвие ножа.

Расположено большинство мегалитов вблизи от берегов морей и рек, иногда они находятся под водой, и нередко занимают высокогорье. Материал для изготовления мегалитов зачастую не встречается в ближайшей округе и, вероятно, был доставлен за сотни километров от места добычи к стройке.

Все десятки тысяч известных в настоящее время дольменов можно разделить на несколько типов, по особенностям их конструкции:

1. Собственно классические дольмены.
2. Подземные дольмены — тулюмусы.
3. Ансамбли дольменов — каирны.
4. Одиночные обработанные камни — менгиры.
5. Конструкции из трех камней — трилиты.
6. Комплексы из множества трилитов — кромлехи.
7. Циклопические стены, сложенные из подобия кирпичей — огромных каменных блоков.

Классические дольмены. Они наиболее распространены. В мире их научно описано более 65 тысяч штук! По своей конструкции они представляют четыре вертикально поставленных каменных плиты, образующих стены, и накрывающую их более толстую плиту — своего рода крышку.

Часто «крышка» расположена со скосом в одну сторону и свесом в противоположную сторону. Таким образом, формируется «козырек». В плите, под этим козырьком, на высоте около полуметра от земли располагается высверленное с отличным качеством сквозное отверстие. Диаметр такого отверстия около 50-60 сантиметров.

Крайне редко обнаруживают дольмены, отверстия у которых либо вовсе отсутствуют, либо закрыты своеобразной грибовидной пробкой, выточенной из того же материала, что и плиты стен. Еще более редки классические дольмены, не имеющие стен вовсе, их заменяет четыре вытесанных из камня столба на которых и покоится многотонная крышка.

Географически классические дольмены разбросаны по всем широтам — от северной Шотландии до островов Океании.

Редким видом классических дольменов являются тулюмусы. Строители еще в древности поместили их либо в недра пещер, либо просто засыпали с неизвестными целями землей. В остальном же в своей конструкции тулюмусы ничем не отличаются от обычных дольменов.

Каирны. Представляют собой огромные ансамбли из множества классических дольменов. Расположенные бок о бок, такие дольмены образуют гигантские крытые галереи. По своим размерам каирны ничуть не уступают пирамидам. Но не в смысле высоты — она редко превышает 15-20 метров, а в своей площади — например, каирн Барнеиз (расположен на севере Франции) занимает площадь более двух гектаров!

Менгиры. Это еще один из типов дольменов, выделяющийся своим минимализмом. Их внешний вид представляет собою каменные колонны, высотою до 25-30 метров, чей вес иногда превышает 500 тонн! Такие колонны часто установлены строго вертикально или под определенным, строго выверенным углом в пустынных местах.

Иногда неподалеку друг от друга установлены десятки, а то и тысячи менгиров. Таким образом, они образуют огромные поля из вертикально стоящих циклопических колонн.

Трилиты. Любопытный тип дольменов является развитием менгира — неподалеку устанавливали две вертикальные каменные колонны, а поверх них размещали горизонтально третью. Так получались гигантские ворота.

Кромлехи — представляют собой сложные, раскинувшиеся на огромных площадях кольцевидные комплексы из трилитов. Таковой конструкцией является широко известный Стоунхендж. Этот памятник древней архитектуры построен из десятков каменных блоков, чей вес составляет около 50 тонн, а длина 8-10 метров! Площадь Стоунхенджа превышает полтора гектара!

Особо стоит . Очень долго считалось что мегалиты могут быть лишь на поверхности суши. Однако в конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов авторитетные археологические экспедиции сделали череду сенсационных открытий — они обнаружили массу подводных мегалитов!

Первое такое открытие было сделано у западного побережья острова Куба (на глубине более 600 метров), немного позднее мегалиты обнаружили в Индийском океане — у берегов Индонезии и в Тихом океане, у побережья Японии и ряда островов Океании.

Недалеко от последних из мегалитов по сути состоит почти сотня небольших островков, площадью более 90 гектаров. Здесь же, под водами Тихого океана найдены гигантские постройки — храм Нон-Мадол, крепостные стены и морские дамбы.

Их высота местами превышает 20-30 метров и нигде не опускается ниже 10 метров. Поскольку хорошо известно из исследований палеоклиматологов, и не вызывает сомнений динамика уровня океана, то это дает возможность точно датировать минимальный возраст этих грандиозных сооружений: от 10 до 15 тысячелетий назад!

Но, несмотря на все вышеприведенное, в официальной исторической науке до сих пор признается как непреложная истина: мегалиты сооружались первобытными племенами в эпоху окончания каменного века — в неолите. Это было по заверениям маститых археологов не ранее 7 тысячелетия до нашей эры.

Но как было показано выше, это утверждение ошибочно. Кроме приведенных фактов новейших находок, существует еще ряд спорных моментов.

Материалом для строительства мегалитов служил природный минерал, который образовался сотни миллионов лет назад. До сих пор не существует достаточно надежной методики для определения времени, когда блоки мегалита были вырублены из скального массива в карьере.

По этой причине производят радиоуглеродный анализ останков жизнедеятельности людей, находимых рядом с мегалитом в культурных слоях, сопровождающих его. Зачастую такими объектами выступают следы древних костров, которые разводились внутри дольменов.

В случае с менгирами за точку их создания обычно принимают возраст ближайшей к ним палеолитической стоянки первобытных людей. При всей очевидной ненадежности и приближенности такой датировки, даже она говорит о том, что мегалиты на порядки старше всех известных нам народов, живших на этих землях.

ЗА ТАЙНАМИ МЕГАЛИТОВ.

В итоге возникает закономерный вопрос — зачем вообще в те давние времена люди строили эти гигантские сооружения? Первым шагом к получению ответа на этот вопрос будет выяснение того, как были построены мегалиты.

Наиболее распространенное в научной среде объяснение способа постройки мегалитов сводится к аналогии с постройкой пирамид. В том смысле, что задействовались сотни людей, из блоков, веревок и рычагов. Именно таким способом транспортировались и помещались один на другой гигантские каменные блоки.

Но если вдуматься, то в этом объяснении можно найти ряд противоречий. Прежде всего, то, что пирамид сравнительно немного и их строили десятилетиями в землях богатых ресурсами для обеспечения строителей. Но мегалитов известно десятки тысяч экземпляров. И многие из них стоят в труднодоступных местах, а в окружающих их землях никогда не было богатых источников для жизни первобытных племен.

Можно сделать вывод, что мегалиты строились достаточно быстро. Это подтверждается множеством сказаний у различных народов о создателях мегалитов. В этих преданиях сообщается о белых рыжебородых богах или богинях, которые пришли на эти земли издалека и в считанные дни построили мегалиты.

Проанализировав все вышеназванные факты, можно сделать вывод, что мегалиты строили некие древние мореплаватели. Они принадлежали к неизвестной нам древней культуре, достаточно высокоразвитой, обладавшей значительным объемом знаний о механике, геометрии и кристаллохимии.

В поисках ответа на вопрос о назначении мегалитов очень долго считалось, что они были гробницами. Но в тысячах подробно исследованных сооружений не выявлено даже намека на останки погребений. А если они там и были, то гораздо более поздней эпохи. Если же мегалиты были сооружениями ритуального назначения, то почему они так не похожи на другие сооружения для отправления религиозных ритуалов? Почему мегалиты так просты и утилитарны?

Другим распространенным объяснением назначения мегалитов является то, что они были древними обсерваториями. В качестве доказательства обычно приводились факты, что большинство мегалитов ориентированы по времени и месту равноденствия. Но это совершенно нерационально даже для первобытного мышления. Слишком уж огромны использовавшиеся каменные глыбы.

И, что самое интересное, действительно с древности существовали сооружения из камней использовавшиеся как обсерватории (это доказанный факт), но максимальный вес камней, из которых они были построены не превышает 250-300 килограмм, а не 50 тонн как у обычных мегалитов!

В «желтой прессе» время от времени появляются публикации, авторы которых утверждают, что мегалиты были ориентирами для какого-либо транспорта (чаще всего инопланетного). Но тогда зачем указатели располагаются такими огромными комплексами и зачастую в труднодоступных местах, где их вовсе не видно?

Все обозначенные вопросы остаются нерешенными до сих пор. Пока что продолжается подробное исследование мегалитов методами естественных наук. И оно уже дало поразительные результаты.

Подробно исследуя мегалиты, исследователи смогли найти ряд интересных фактов. Прежде всего выяснилось, что все без исключения мегалитические постройки на всех континентах планеты построены из одного и того же материала — кварцевого песчаника. Зачастую его месторождения находятся в сотнях километров от расположения мегалита.

Сейчас науке известно, что кварц (основной элемент из которого состоит кварцевый песчаник) является отличным генератором электрического тока при его сжатии (это называется пьезоэффект) и способен стабилизировать частоту колебаний. После возникновения электромагнитного поля и при одновременном сжатии кристаллы кварца генерируют одновременно ультразвук и радиоволны.

В наше время все эти особенности кварца используют в электронике. Например, в ходе исследования хорошо сохранившегося кромлех Рояллайт (находится в Британии) было выявлено, что этот кромлех незадолго до восхода солнца испускает мощные ультразвуковые импульсы. Они наиболее интенсивны и сложны по своей структуре во время равноденствия.

Все отдельные камни мегалита Рояллайт имеют свою диаграмму и интенсивность излучения. Это многократно усиливается и неким образом модулируется из-за продуманного расположения всех каменных глыб, составляющих этот мегалит.

В ходе дальнейших исследований, было выяснено, что некоторые из камней мегалита излучают сильный ультразвук, направленный за пределы комплекса.

Практически все мегалитические постройки без исключения являются излучателями. Для увеличения их мощности особым образом накладывали один каменный блок на другой. А менгиры устанавливали на более тонкий конец, под который клали особенным образом обработанный опорный камень — обладавший хорошо выраженным пьезоэффектом.

И последний загадочный факт — многие мегалиты находятся над глубинными разломами земной коры. Это так называемые патогенные/геопатогенные районы. Вряд ли это простое совпадение, но что оно означает и как люди каменного века определяли структуру земной тверди на глубине в километры? Все это остается загадкой, ожидающей научного решения.

В каменном кругу древнего кладбища, в пульсирующем древней магией и мощью месте культа старых, забытых и вечных богов Стенолаз поднял руки и окровавленный нож. И закричал. Ликующе. Дико. Нечеловечески.
Всё вокруг замерло в ужасе.

Анджей Сапковский «Божьи воины»

Среди ветреных пустошей, над вереском, под низким неспокойным небом - иероглифы на сером камне. Истёртые временем, потерянные, чуждые нашему миру, заброшенные в него из другой, неизвестной реальности, отделённой бездной веков. Несущие печать вечности обломки забытых эпох, пережившие не одно поколение легенд, в которых уже нет ни капли правды. Но по-прежнему исполненные странной силы и непобедимого величия. Вызывающие трепет даже сейчас. Мегалиты.

Мегалитами («большими камнями») обычно именуются доисторические сооружения из огромных каменных блоков, соединённых без применения раствора. Но это определение очень неточно. Значительная часть археологических памятников, относимых к мегалитам, в строгом смысле не являются сооружениями вообще, так как состоят из единственного монолита или нескольких не соединённых друг с другом плит.

Кроме того, камни мегалитических построек не всегда велики. Наконец, к мегалитам зачастую относят и некоторые здания, построенные уже в историческое время, но либо с использованием циклопических глыб (храм Юпитера в Баальбеке), либо без применения раствора (Мачу-Пикчу в Перу, XVI век).

Что же тогда объединяет мегалиты? Пожалуй, монументальность и ореол тайны. Мегалит - творение ушедшего, часто уже безымянного народа. Это послание из невообразимо далёкого «долегендарного» прошлого. Памятник неизвестному строителю.

ВЕЧНЫЕ КАМНИ

Чуждый, сюрреалистический, противоречащий всем известным принципам архитектуры облик мегалитов подпитывает обширнейшую «современную мифологию», полную атлантов, гиперборейцев и прочих представителей канувших в Лету высокоразвитых цивилизаций. Но есть минимум две причины не принимать всерьёз подобные спекуляции. Во-первых, вразумительного объяснения появлению мегалитов они всё равно не дают. Во-вторых, действительные тайны истории интереснее мнимых.

К простейшим мегалитам, тем самым, которые не могут ещё считаться сооружениями, относятся священные камни сейды и менгиры - вертикально воткнутые в землю продолговатые, грубо обработанные блоки, отколотые от скалы. Чуть позже они сменяются ортостатами, отличающимися плоской формой и наличием как минимум одной тщательно сглаженной грани, на которой чертились или высекались магические знаки.

Одиночные менгиры и сейды, как правило, служили предметами поклонения. Возле крупнейшего в Англии Радстонского монолита высотой 7,6 метра, украшенного окаменевшими следами динозавра, приносились жертвы. На равнинах ледниковые глыбы всегда привлекали внимание и, вполне вероятно, могли считаться домом духа либо оружием первопредка. Менгиры помельче обычно служили надгробиями вождей. Во всяком случае, именно с этой целью последний из них под камеру был установлен в начале прошлого века в Индонезии. Крупнейшее скопление из 3000 ортостатов - Карнакские камни в Бретани - доисторическое кладбище.

В некоторых случаях менигиры размещались группой, образуя обозначающий границы культового места - круг кромлех. Нередко в центре декоративной ограды обнаруживалась выложенная камнем платформа, на которой сжигались тела умерших либо приносились в жертву животные и пленники. Здесь же могли проводиться церемонии, собрания, празднества и прочие общественные мероприятия. Культы менялись. Кромлехи долговечнее религий.

Не исключено и использование мегалитических сооружений в качестве обсерваторий. Для точного определения положения Луны и Солнца (по тени) требовались незыблемые ориентиры. Расставленные по кругу менгиры выполняли эту роль. Нужно отметить, что и в Средние века у обсерваторий было сходное устройство.

Уже в древности люди стремились к разнообразию и не боялись экспериментов. Эпохальным шагом вперёд, настоящим прорывом в каменной архитектуре стали таулы - конструкции из большого камня, водружённого на маленький. Затем появились трилиты - арки из трёх камней - краса и гордость Стоунхенджа. Устойчивость и долговечность этих сооружений навела первобытных строителей на мысль о сооружении дольменов - первых каменных зданий в истории человечества.

С дольменами, как, впрочем, и с остальными простейшими мегалитами связана масса загадок. Например, их никогда не удаётся связать с какой-то определённой археологической культурой - то есть с древним народом, миграции которого отслеживаются учёными по характерной керамике, наконечникам и другим находкам. Камень не выдаёт возраста постройки, ничего не сообщает о создателях. Определить дату появления дольмена, как правило, можно лишь с точностью до нескольких веков. А за такой срок население страны сменялось не раз. Артефакты же, обнаруженные в сооружении и вокруг него, ни о чём не говорят, так как известно, что мегалиты, переходя из рук в руки, оставались «в эксплуатации» тысячелетиями.

Изрядно озадачить может и то обстоятельство, что похожие, почти идентичные мегалиты разбросаны по огромной площади - от Кавказа до Португалии и от Оркнейских островов до Сенегала. В связи с этим выдвигалась даже версия о некой «культуре дольменов», представители которой некогда населяли все эти территории. Но гипотеза не подтвердилась. Следов такого народа найдено не было. Более того, обнаружилось, что возраст двух одинаковых, расположенных рядом дольменов может различаться на пару тысяч лет.

На самом деле сходство дольменов разных стран объясняется тем, что лежащая на поверхности идея закономерно приходила в голову многим людям. Любой ребёнок мог сделать «домик», поставив на ребро четыре плоских камня и положив на них пятый. Либо накрыть ямку в камне плоским блоком (корытообразный дольмен). Восхитившись своим творением, юный архитектор вырастал, становился вождём и подвигал соплеменников на строительство сооружения уже в натуральную величину.

С определённостью можно сказать одно: появление первых мегалитов связано с переходом населения к осёдлому образу жизни. У бродячих охотников не имелось желания ворочать встреченные во время миграций глыбы. Да и группы людей были слишком малочисленными для осуществления масштабных работ. У первых же земледельцев возможность заняться капитальным строительством появилась. Отсутствовал только опыт. И ничего лучшего, нежели вкопать в землю два камня и водрузить на них третий, им долго не приходило в голову.

Судя по всему, дольмены были склепами. В некоторых из них найдены останки сотен людей. Истлевшие кости образовывали слой за слоем, и новые могилы выкапывались прямо в образовавшейся массе. Другие дольмены совершенно пусты. Вероятно, за прошедшие тысячелетия кто-то взял на себя труд вычистить их.

Путь в лабиринте

Особую категорию мегалитов составляют плоские каирны - выложенные из небольших камней линии или рисунки. К ней относятся многочисленные «каменные ладьи» - захоронения викингов, выполненные в форме обозначенного валунами контура корабля, и уникальный «каменный орёл» - изображение птицы с распростёртыми крыльями, созданное неизвестным племенем североамериканских индейцев.

Но самые знаменитые плоские каирны - «лабиринты», встречающиеся в Скандинавии, Финляндии, Англии, на севере России и даже на Новой Земле. Ряды камней образуют запутанную, свивающуюся спиралью тропу. Это наименее заметные и, одновременно, чрезвычайно эффектные мегалиты. Ибо лабиринт - мощный символ, сплетающий реальность. Путь в страну духов извилист.

Кто оставил эти каменные печати, неразгаданные знаки на северной, скудной земле? Как и большинство мегалитов, лабиринты анонимны. Иногда их связывают с племенами протосаамов, но сами саамы ничего не знают о спиралях. Кроме того, лабиринты распространены далеко за пределами границ расселения предков этого народа. Отдельное мнение по данному вопросу у ненцев, считающих плоские каирны делом рук сиртя - низкорослого коренастого народа кузнецов, давно ушедшего под землю.

Но рано или поздно строительство простых каменных коробок переставало приносить удовлетворение. Дольмен достаточно эффектен для прославления отдельного клана, но маловат, чтобы стать гордостью и культовым центром целого племенного союза. Люди уже хотели большего. Хотя бы просто по размеру.

Отдельные дольмены начали выстраиваться в длинный коридор, часто с боковыми ответвлениями. Иногда строились два соединённых переходами коридора. Естественные плиты трудно было подобрать по форме, и для строительства «стен» стала применяться кладка, как в составных дольменах, либо цельные шлифованные блоки, как в плиточных.

Но и в таком случае строение не казалось достаточно величественным. Поэтому поверх «многосерийных» дольменов насыпался колоссальный каирн - искусственное сооружение в виде груды камней. Для того же чтобы пирамида не оседала, по периметру её «подпирали» кольцом ортостатов. Если пояс был не один, получалось что-то подобное зиккурату. О масшта бах неолитической гигантомании можно судить уже по тому, что подобные сооружения, давно принявшие вид покатых холмов, в новое время десятилетиями эксплуатировались как каменоломни, прежде чем рабочие обнаруживали внутренние камеры.

Самые внушительные из памятников неолита именуются ныне «коридорными гробницами» либо «мегалитическими храмами». Но одно и то же сооружение могло совмещать функции или изменить их со временем. В любом случае курганы плохо подходили для совершения ритуалов. Внутри было слишком тесно. Поэтому каирны продолжали сосуществовать с кромлехами до тех пор, пока люди не научились строить настоящие храмы, под сводами которых могли бы поместиться не только жрецы, но и верующие.

Эра мегалитов, начавшаяся в доисторические времена, не имеет чётких границ. Она не завершилась, а лишь, по мере того как совершенствовались технологии строительства, постепенно сходила на нет. Даже в сравнительно поздние эпохи, когда способы возведения арки стали известны, а здания строились из тёсаного камня и кирпича, спрос на гигантские блоки не исчез. Их продолжали использовать, но уже скорее как декоративный элемент. И даже умея скреплять камни раствором, зодчие не всегда находили нужным это делать. Ведь шлифованные камни, пригнанные друг к другу, снабжённые выступами и пазами, смотрелись лучше. Наконец, даже необработанная глыба иногда оказывалась к месту. Валун, служащий основанием для конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге, - типичный мегалит.

Башни титанов

Шотландские борхи и средиземноморские нураги - мегалиты относительно поздние, относящиеся уже к веку бронзы. Представляют они собой башни, сложенные из небольших необработанных камней без применения раствора. И то, что многие их этих сооружений, скреплённых лишь весом материала, стоят до сих пор, вызывает огромное уважение к строителям.

Создание борхов приписывается пиктам, а нурагов - шарденам. Но обе версии не бесспорны. Кроме того, от самих этих народов остались лишь имена, данные им иностранными летописцами. Происхождение и обычаи пиктов и шарденов неизвестны. И это ещё более затрудняет разгадку назначения многочисленных (лишь на одной Сардинии было построено больше 30 000 нурагов), но нефункциональных сооружений.

Брохи напоминают укрепления, но едва ли использовались для обороны, потому что не имели бойниц и не могли вместить достаточное количество защитников. В них не разводили огонь, не жили, не хоронили усопших и не хранили припасы. Найденные же в башнях предметы принадлежат почти исключительно кельтам, столетия спустя заселившим Шотландию и пытавшимся придумать башням какое-то применение. Однако преуспели они не больше археологов.

ТАЙНЫ БОЛЬШОГО КАМНЯ

Остается вопрос «как». Как без тяжёлой техники люди доставляли огромные камни, как поднимали их, как обтёсывали? Именно эти загадки вдохновляют авторов альтернативных гипотез. В основе которых, впрочем, лежит банальное отсутствие воображения. Неподготовленному человеку трудно представить, как варвары каменными орудиями обтёсывают гигантский блок и вручную устанавливают его на место. Представить же, как всё это неизвестно зачем неизвестным способом проделывают неизвестно куда подевавшиеся атланты, по силам любому.

Но альтернативные рассуждения содержат фундаментальную ошибку. Располагая подъёмными кранами и алмазными пилами, мы не используем огромные каменные монолиты. Это же нерационально. Сейчас доступны более удобные материалы. Мегалиты сооружались людьми, просто не способными ещё строить иначе.

Камень действительно трудно обрабатывать другим камнем или медью. Поэтому лишь в век железа строить начали из сравнительно компактных тёсаных «кирпичей». Ведь чем меньше блок, тем больше его относительная поверхность. Так что египтяне вовсе не стремились осложнить себе работу, используя для возведения пирамид полутора- и двухтонные глыбы, которые, конечно же, нелегко было перевозить и поднимать. Напротив, они облегчали её, насколько возможно. Ведь с уменьшением блоков затраты на их изготовление резко возросли бы, транспортные же расходы сократились бы незначительно.

Переправлять-то пришлось бы прежний вес. Так же рассуждали и создатели мегалитов.

Оценка сложности задачи «на глаз» часто приводит к ошибкам. Кажется, что труд строителей Стоунхенджа был огромен, но, очевидно, затраты на сооружение самых малых из египетских и месоамериканских пирамид были несравненно выше. В свою очередь, на все пирамиды Египта, вместе взятые, ушло вчетверо меньше труда, чем на один только канал - 700-километровый «дублёр» русла Нила. Вот это действительно был масштабный проект! Пирамиды же египтяне возводили в свободное время. Для души.

Трудно ли было обтесать и отшлифовать 20-тонную плиту? Да. Но каждый крестьянин или охотник в каменном веке за свою жизнь между делом, вечерами изготовляя необходимые инструменты, доводил почти до зеркального блеска около 40 квадратных метров камня, по возможности выбирая самые твёрдые из горных пород: обработке откалыванием и шлифовкой о мокрый песок не поддаётся только алмаз.

Сложной представляется доставка огромных камней не только без техники, но и без лошадей, даже без колеса. Между тем, при Петре I фрегаты именно так переправлялись по маршруту будущего Беломорканала. Крестьяне и солдаты тянули корабли по деревянным рельсам, подкладывая деревянные же катки. Причём груз не раз приходилось втаскивать на многометровые утёсы. В таких случаях приходилось сооружать намёт, а иногда и использовать противовесы в виде клетей с камнями. Но, отдавая приказ, царь, вероятно, думал недолго, так как речь шла об операции вполне заурядной. Испанцам тоже казалось и быстрее, и безопаснее перетаскивать галеоны из Карибского моря в Тихий океан через Панамский перешеек, чем перегонять их вокруг мыса Горн.

Ценную информацию дало исследование мальтийских мегалитических храмов, один из которых был внезапно заброшен в процессе строительства. Всё, что рабочие обычно забирали с собой, - каменные катки и салазки - осталось на месте. Сохранились даже чертежи, имевшие вид миниатюрного макета сооружения (именно так - по модели, а не по бумаге, - строили до XVIII века). Кроме того, на Мальте, а позже и в других богатых мегалитами регионах, были обнаружены «каменные рельсы» - параллельные борозды, оставленные многократным прокатыванием круглых камней под тяжёлыми салазками.

Хоббичьи норы

Мегалитические сооружения Скара-Брей уникальны в первую очередь тем, что они - жилые. Обычно люди неолита строили из вечного камня дома только для мёртвых. Но Шотландия в ту пору была северным форпостом земледелия. Так что удивительно низкорослому, меньше пигмеев, народу, решившему обосноваться на этой суровой земле, пришлось окапываться на совесть. Сказывалась и нехватка дерева. «Хоббиты» могли рассчитывать лишь на брёвна, принесённые морскими волнами.

Другая интересная особенность данных мегалитов - в их кладке немного того, что заслуживало бы эпитета «мега». Камни, в большинстве, невелики. Дома явно строились силами одной семьи, не способной доставить на место и водрузить на сооружение монолитную плиту дольмена. Крыши «хоббиты» сооружали из дерева и дёрна. Зато в каждой комнате было несколько мегалитов в миниатюре - каменных табуретов и этажерок.

Но всё-таки - не слишком ли велик был труд? Так ли уж нужно было безвестным варварам осложнять свою и без того нелёгкую жизнь доставкой и подъёмом 50-тонных глыб Стоунхенджа? Причём не выгоды ради, а для красоты, для славы. Понимая, что арки культового центра вполне можно сделать и из дерева.

Жители неолитической Англии думали, что не слишком. Точно так же полагали и римляне, используя в Баальбеке рекордные, немыслимые 800-тонные блоки, хотя вполне могли обойтись и обычными. С ними были согласны инки, вырезая из камня прихотливые пазлы, чтобы собрать из них стены Мачу-Пикчу. Мегалитические постройки поражают воображение даже сейчас. Поражали они его и тогда. Намного сильнее поражали. Своим трудом строители прославляли божество, и немного - самих себя. А учитывая, что цели они достигли, - хотя имена их забыты, слава, пережив рождение и конец многих цивилизаций, гремит сквозь тысячелетия, - можно ли говорить, что труд был слишком велик?

Напротив, это было очень экономичное решение.

Во что поиграть?
  • Rise of Nations (2003)
  • Age of Empires 3 (2005)
  • Civilization 4 (2005)

Среди перечисленных руин наибольший интерес представляют развалины трех стен («крепости») Саксаумана длиной около 600 м. Первая и вторая стены достигают высоты 10 м, третья – 5 м. Нижняя (первая) стена состоит из андезитовых и диоритовых блоков весом от 100 до 200 тонн. Самый большой из них имеет размеры 9 х 5 м х 4 м. Блоки второй и третьей стен немного меньше, чем блоки первого яруса.

Но и те и другие так точно подогнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа. Кроме того, все блоки представляют собой многогранники довольно сложной формы. Они вырубались в каменоломне, лежащей в 20 км от Саксауамана. На протяжении этих 20 км находятся несколько ущелий, крутых подъёмов и спусков!

Куско
В Куско имеются остатки циклопических стен, сложенных из огромных каменных блоков, также филигранно подогнанных друг к другу. Одним из таких зданий является дворец Инки.

Ольянтайтамбо
В Ольянтайтамбо гигантские строительные блоки из андезита и розового порфира находятся в основании храма Солнца, сохранившихся фрагментах задней стены и ворот храма 10 Ниш, «священной зоне» (в разбросанном виде) и первом ряду террас. Они также встречаются в разных труднодоступных местах долину р. Урубамбы. Местные жители называют их «утомленные камни» (исп. piedras cansadas).

На сайте «Живая этика в Германии» приводится поистине фантастическая гипотеза о том, что древние строители южноамериканских мегалитических сооружений размягчали скальную материю до желеобразного состояния с помощью своей психической энергии. Затем они нарезали её на огромные блоки произвольной формы, транспортировали их по воздуху к месту постройки с помощью телекинеза, и там укладывали их в стены, подгоняя один к другому посредством того же метода размягчения скальных блоков до пластичной субстанции, придавая им нужную форму на месте. Только таким способом можно объяснить ту странную форму, которую имеют великанские постройки Ольянтайтамбо, дворца Инки в Куско, стен Саксауамана, развалин Тиауанако, постаментов аху на острове Пасхи и другие аналогичные постройки.

Читайте мою работу " Силы-сиддхи и причины сверхчеловеческих способностей предшественников людей "

Гигантские монолитные скульптуры Южной Америки и о.Пасхи


Кроме развалин, важной составной частью мегалитичекой культуры Южной Америки являются гигантские монолитные скульптуры в Чили, Боливии, Перу, Колумбии, на о. Пасхи, а также «ольмекские головы» в Мексике. Высота таких скульптур достигает 7-10 м, а вес 20 и более тонн. Высота голов колеблется от 2 до 3 м при весе до 40 тонн.

Моаи и аху – мегалитические сооружения острова Пасхи


Особенно большое количество скульптур – моаи – находится на о. Пасхи . Их 887. Самые большие из них стоят на склоне вулкана Рано Рараку. Они по шею погружены в отложения, накопившиеся на острове за его долгую историю. Некоторые моаи раньше стояли на каменных постаментах – аху. Общее количество аху превышает 300. Их размер составляет от нескольких десятков метров до 200 м.
Самый большой моаи «Эль Джианте» (El Gigante) имеет высоту 21,6 м. Он находится в карьере Рано Рараку и весит около 150 тонн (по другим данным, 270 тонн). Самый большой моаи «Паро» (Paro), стоящий на постаменте, расположен на аху «Те Пито Кура» (Ahu Te Pito Kura). Его высота достигает 10 м, а вес - около 80 тонн. Высота моаи, разбросанных по склону вулкана Рано Рараку тоже составляет около 10 м.

Изваяния голов людей и животных на плато Маркагуаси


В один ряд с развалинами и гигантскими скульптурами можно поставить громадные изваяния голов людей с чертами европейцев и негров, а также изображения обезьян, черепах, коров, лошадей, слонов, львов и верблюдов на расположенном на высоте около 4 км плато Маркагуаси в Перу. О древнем возрасте этих изображений свидетельствуют, как минимум, два факта. Во-первых, «выгравированные» на плато животные никогда не жили на такой высоте. Во-вторых, большинство из них исчезло с Американского континента задолго до появления там европейцев – от 10-12 до 150-200 тыс. лет назад.

Каменные шары из гранита и обсидиана Центральной Америки и Мексики


Следующим свидетельством существования высокоразвитых цивилизаций в доколумбовой Америке являются каменные шары из гранита и обсидиана в Мексике, Коста-Рике, Гватемале и США (штат Нью-Мексико). Среди них встречаются настоящие гиганты диаметром до 3 м. Проведенное определение абсолютного возраста мексиканских обсидиановых шаров показало, что они образовались в третичный период «еще до появления человека» (не позднее 2 млн. лет назад ). Пытаясь найти объяснение этому, американский ученый Р. Смит высказал гипотезу, что они возникли естественным путем из вулканического пепла.

Мегалитические сооружения Ближнего Востока

Баальбек в Ливане
Развалины мегалитических сооружений и других древнейших археологических памятников известны и далеко за пределами Американского континента. Наиболее величественными из них являются руины Баальбека в Ливане. Вес каждого из трех каменных блоков в Трилитоне, находящемся в основании построенного древними римлянами храма Юпитера, составляет 750 тонн. Поверхности блоков идеально обработаны, а их размеры просто поражают: 19,1 х 4,3 х 5,6 м. Причем эти монолиты находятся … на восьмиметровой высоте! Они покоятся на блоках чуть меньшего размера.

В полкилометре к югу от храма Юпитера из земли под углом 30 град. торчит самый большой в мире обработанный камень - Южный или Материнский - весом около 1200 тонн и размерами 21,5 х 4,8 х 4,2 м
Автор книг «Боги нового тысячелетия» и «Путь Феникса» Алан Элфорд поинтересовался у специалистов по большегрузым кранам, можно ли поднять такую громадину. Те ответили утвердительно, но при этом добавили, что передвигаться с блоком можно будет лишь в том случае, если поставить подъемный кран на гусеничный ход и сделать хорошую дорогу. Значит, подобная техника была у строителей основания Баальбека?