Мистика карелии. Места силы Карелии

На северо-западе России в составе одноименного федерального округа расположилась Республика Карелия. Она граничит с Финляндией и крупными областями РФ - Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Вологодской. Больше всего сюда привлекают туристов загадочные места Карелии. Карелия переполнена удивительно загадочными, а иногда сказочно-жутковатыми явлениями, объяснить которые пока не в силах никто.

Конечно же, первое, что заставляет приезжать сюда, это необычные места в Карелии, поражающие красотой нерукотворных лесов, покоряющих прямыми и уходящими ввысь стволами елей, величие кряжей. И все это окружено множеством чистых голубых озер, разбросанных по всей территории Карелии. Спокойно можно было бы наслаждаться таинствами природы, если бы не загадочные места Карелии. Даже, скажем, не просто загадочные, а мистические места в Карелии, заставляющие испытывать волнующие воображение чувства.

Одним из таких мест является выступ на берегу Онежского озера – Бесов Нос. Выступ покрыт многочисленными древними наскальными рисунками – петроглифами. Ученые давно и не всегда удачно пытаются прочитать зашифрованные надписи. Главной фигурой Бесова Носа является каменный исполин, называемый Онежским Бесом. Он отдаленно напоминает фигуру человека с бочкообразным телом, квадратной головой и пятипалыми руками.

По мнению некоторых ученых здесь, в проломе скалы, находится портал связи с потусторонним миром. Доказательством является то, что здесь часто пропадают люди, причем все их вещи остаются нетронутыми. Все объекты данной местности направили свой взор в карьер Малинового кварцита – своеобразный мини Марс. Необъяснимым является тот факт, что дожди обходят его стороной. Другой минерал с необъяснимыми свойствами – шунгит. Благодаря тому, что этот минерал очищает воду и заживляет раны, русские воины одержали победу в войне со шведами. В это время стояла необычайная жара, вода в реках цвела от водорослей, пить ее было невозможно из-за размножающейся дизентерийной палочки. Шунгит же очищал воду, чем и воспользовались русские войска.

На этом загадочные места Карелии не заканчиваются. Места силы в Карелии привлекают туристов не меньше. К примеру, на берегу залива есть деревушка Импилахти. Легенда гласит, что жили в ней когда-то влюбленные, родители которых воспротивились их любви. Девушка не в силах пережить душевных мук бросилась со скалы в воды озера, превратившись в русалку Импи. С тех пор каждую ночь над заливом Импилахти можно услышать душераздирающие крики. Или, к примеру, в озере Янисъярви часто появляются необычные огненные шары, вызывающие красивое свечение озера. При этом человек ощущает вибрацию и слышит гул.

Кстати, вода это озера благоприятно воздействует на энергетику человека. А в деревне Кочкомозеро неведомая сила открывает и закрывает двери заброшенных домов. Озеро Светлое (Урозеро) наполнено чистейшей водой голубоватого цвета, которая долго хранится. А к озеру Ведлозеро часто прилетают летающие тарелки и светящиеся шары. Здесь живет невысокого роста водяной с огромной головой и тонкими руками, выпадают студневидные дожди, залечивающие раны. Удивительным является то, что с глубин Ладожского озера между островами Валаам и Коневец слышны звуки, напоминающие работу турбин реактивного самолета. Это ли не загадочные места в Карелии?

Сегодня мы празднуем 95-летие Карелии. В честь этого события «Республика» нарисовала карту с самыми интересными и загадочными местами нашего региона, с людьми, которые родились у нас, и с легендами, которые ходят по карельским деревням и городам.

Мы не претендуем на полный охват всех сведений о нашем крае, но выбирали факты, которые, возможно, известны не всем. Иногда позволяли себе вольные пересказы легенд и слухов. Надеемся, что для читателей это станет еще одной возможностью испытать гордость за родной край.

Карелия. Люди

С Карелией связаны имена многих великих. Кто-то из них здесь жил, кто-то просто проезжал мимо. В Петрозаводске бывали императоры, здесь жил прототип Евгения Онегина и русский живописец Дмитрий Поленов. Первым губернатором нашего края был поэт Гаврила Державин. Многих известных людей отправляли к нам в ссылку, а наши города и деревни оставили себе память о них.



1. - советский, российский, а позже белорусский биатлонист

Родился 7 марта 1966 года в Петрозаводске. Участник семи чемпионатов мира. Четырехкратный чемпион мира. Ведет постоянный блог о биатлоне на сайте Sports.ru.

2. — автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), автор теории развития творческой личности, изобретатель, писатель-фантаст. С 1990 по 1998 год Альтшуллер вместе с супругой Валентиной Журавлевой жил в Петрозаводске.

3. - известный российский пластический и реконструктивный хирург, доктор медицинских наук, профессор, один из первых пластических хирургов России.

Родился 15 января 1960 года в Петрозаводске. Основатель ведущего центра пластической хирургии «Фрау Клиник». Первым в СССР выполнил увеличение молочной железы.

4. Михаил Трухин - российский актер театра и кино, заслуженный артист России

Родился 28 октября 1971 года в Петрозаводске. Известность получил, играя старшего лейтенанта Волкова в сериале «Улицы разбитых фонарей».

5. Николай Ходотов – известный актер Александринского театра

Родился 2 (14) февраля 1878 года в Петрозаводске. Заслуженный артист Императорских театров, заслуженный артист РСФСР. Xодотов был в дружеских отношениях с актрисой Александринского театра Верой Комиссаржевской, которая оказала на него большое творческое и личное влияние.

6. - советский и российский актер театра и кино, режиссер, педагог

Родился 11 июля 1965 года в Петрозаводске. Основал театр «Ученая обезьяна», в котором работает до сих пор. Сотрудничает с Государственным академическим театром им. Е. Вахтангова и комическим театром «Квартет И». Преподает актерское мастерство в ГИТИСе.

7. — российский кинопродюсер, режиссер, сценарист

Родился 21 августа 1955 года в Олонце. Глава кинокомпании «СТВ». Продюсер более 40 художественных и документальных фильмов. Журнал «Эксперт» в феврале 2003 года назвал Сергея Сельянова «единственным российским продюсером, чье имя стало брендом в области кинопроизводства».

Родился в пригороде Кандалакши в поселке гидростроителей Нива-3, однако в официальных документах местом рождения была записана станция Чупа Лоухского района Карельской АССР, где в то время жила семья.

10. — кинорежиссер

Родился 25 августа 1944 года в Кеми. Член жюри Венецианского кинофестиваля в 1981 и 1987 годах. Фильм «Асса» стал одним из основных событий в культурной жизни СССР времен перестройки и началом трилогии, продолженной фильмами «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» и «Дом под звездным небом».

1. Во время одного из своих визитов в Карелию Петр I столкнулся со святым Фаддеем Петрозаводским. Он был поражен прозорливостью блаженного и приказал властям местного завода взять Фаддея «на довольствие». По некоторым сведениям, они встречались еще несколько раз. А в 1724 году святой предсказал Петру I скорую смерть.

2. Остров Валаам находится в северной части Ладожского озера. На его территорию приходится большая часть Валаамского архипелага, где уже многие столетия располагается особо почитаемый православными Валаамский монастырь. Точной даты, когда на этом месте появились христиане, пока ученые назвать не могут. По преданию, первым остров увидел апостол Андрей Первозванный и установил на берегу Валаама христианский крест.

3. Примерно в 30 километрах от Рабочеостровска в Белом море раскинулся архипелаг Кузова. Он включает в себя 16 необитаемых островов. Легенда, основанная на реальных исторических событиях, относится к ХVII веку. Она гласит, что отряд шведов решил совершить разбойное нападение на Соловецкий монастырь. Однако шторма вынудили их укрыться на острове Немецкий Кузов. Уйти с него им было не суждено. Неведомые силы защитили Соловецкую обитель, превратив шведских разбойников в каменных истуканов, которые стоят там и поныне.

4. В 1985 году на севере Онежского озера был открыт историко-культурный центр «Пегрема». Его основали благодаря случайно найденному камню с зооморфическими чертами. Однако исследовать комплекс начали в 1991 — 1994 годах, поскольку здесь находится одно из крупнейших языческих святилищ в Карелии. Найти его помог, как ни странно, лесной пожар. Он уничтожил растительность, которая скрывала каменных идолов. Причем за пределы места, где они были, огонь не пошел и угас. Некоторые объекты комплекса датируются II — III тысячелетием до н. э.

5. Варашев камень — крупный валун из розового гранита — был выбран в качестве пограничного знака между Россией и Швецией по результатам Столбовского мирного договора в 1617 году. С русской стороны на камне высечены кресты, а со шведской – короны.

6. Озеро Янисъярви – один из самых загадочных водоемов Карелии. Раньше на этом месте был огромный вулканический конус высотой до 2200 метров. В 1908 году в озеро упал огромный огненный шар, что по времени совпало с падением Тунгусского метеорита. А в 1920 году финский геолог видел, как воды озера светятся изнутри.

7. В конце 80-х годов прошлого столетия мистическую славу обрел еще один карельский водоем – озеро Муромское. В 1987 году рядом с ним начался лесной пожар. Пожарные заметили странное существо почти трехметрового роста, которое вышло из дебрей, спасаясь от огня. Согласно описаниям существо очень походило на йети. Говорят, что о таинственном существе с Муромского озера знали еще древние племена карелов и финнов.

Карелия. Места

В Карелии много объектов, представляющих интерес для туристов. О некоторых из них даже сами жители республики знают немного, а о самых известных всегда можно рассказать что-то, чего нет ни в одном путеводителе.

Неприступная плавучая крепость посреди Ладожского озера, окруженная отвесными скалами. В центре острова находится древнее языческое капище с кромлехом. На нем монахи Валаамского монастыря поставили крест. По карельской, финской и саамской легендам, на острове под землей живет народ «дивные люди», похожий на карликов, из-за которых путешественники боятся оставаться там на ночлег.

Согласно древним картам именно по Ладожскому озеру проходила южная граница страны Гипербореи. По легендам, еще задолго до Рождества Христова в ней жил народ, обладавший глубокими знаниями о Вселенной и человеке. Известный русский художник Николай Рерих считал, что Ладожское озеро упоминается в легендах о таинственной стране Му, откуда пришли предки северных или даже славянских народов. В древних летописях он нашел также упоминание большого озера на севере, куда добрался древний народ арии в поисках Шамбалы - подземной обители богов.

Всемирно известный архитектурный ансамбль, уникальный образец русского деревянного зодчества, находящийся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. На острове у подножья Нарьной горы есть поклонный крест с двумя надписями «1812» и «Победа», оставленными заонежскими крестьянами как память о победе в Отечественной войне 1812 года.

7. Лахденпохья

Бункер, спроектированный американцами по заказу финнов в 1930 году, в советское время стал складом боеприпасов. Грот площадью 750 квадратных метров вырублен в гранитной скале и залит бетоном. В лучшие времена в бункере было электричество, работал лифт, вентиляция и даже была своя подземная железная дорога.

Достопримечательности

26782

Удивительная и чарующая Карелия пленяет каждого, кто здесь побывал, заставляя влюбиться в эти края сразу и навсегда. Горы, сопки, густые леса - лиственные и хвойные - с высоченными соснами, стройными елями и зарослями можжевельника, скалистые берега рек, зеркальная гладь бесчисленных озер и воздух, наполненный упоительным запахом хвои - к красотам северной природы просто невозможно остаться равнодушным! Словно пряная нотка в произведении кулинара-виртуоза, великолепие пейзажей дополняют неповторимые памятники древнерусского зодчества, возвращая нас к самым истоками, и просыпается в душе какое-то необъяснимое чувство, взывающее к корням предков… Карелия кажется каким-то особенным миром, наполненным загадками и волшебством, и именно поэтому обязательно нужно побывать в каждом уголке этого таинственного края.

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры

Старинный архитектурный ансамбль древнерусского зодчества Кижи принес известность Карелии не только в России, но и во всем мире. Располагается он на одноименном острове Онежского озера, здесь собраны десятки старинных деревянных построек русских, карелов и вепсов, обитавших на этих землях с давних времен, но вряд ли реконструированное поселение приобрело бы такую славу, если бы не Кижский погост. Именно его считают настоящим шедевром русских зодчих, и именно Кижский погост можно назвать действительно уникальным за сочетание двух многоглавых церквей и колокольни в одной ограде, за совершенство архитектурных форм и удивительную гармонию с окружающей его природой. Про главную церковь, Преображенскую, увенчанную многочисленными ярусами главок, говорят, будто построена она вовсе без гвоздей, но это верно лишь отчасти - крепежные изделия все же присутствуют в куполах, а вот сруб, действительно, сложен без гвоздей. Вторая церковь, Покровская, выглядит скромнее, но этим она, а вместе с ней и колокольня, лишь подчеркивают красоту стоящей рядом церкви Преображения Господня. От великолепия ансамбля на фоне живописных пейзажей просто захватывает дух, и кажется, будто время повернулось вспять, и вы оказались в далеком XIX столетии.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Остров добрых духов вы не отыщете ни на одной карте - за это его называют Карельской Шамбалой по аналогии с мифической страной в Тибете. Но если у индуистов Шамбала вымышленная, то в Карелии очень даже реальная, просто, как объясняют местные жители, духи желают сохранить тайну острова, а поэтому при попытках нанести остров на карту, происходят странные вещи - карты размокают в воде, а карандаши и ручки ломаются. Впрочем, на этом злые шутки провидения, связанные с островом, заканчиваются, а в целом это место просто идеально для туристов - здесь вы найдете незабываемые красоты, великолепную рыбалку и уютные стоянки или ночлег, а самое главное - настоящий музей, созданный самими туристами. Память о себе старается оставить каждый путешественник, потому за несколько десятков лет здесь появилось множество просто бесподобных творений из дерева, металла и камня. Здесь и избушка, и корабли, и ракеты, и автомобиль, и гигантский комар, и человеческие фигуры из дерева, похожие на древних языческих идолов, и множество других, не менее интересных скульптур. Туристы верят, что в каждую из них вселяется добрый дух, который приносит удачу ее создателю. Есть только одно маленькое «но» - добраться сюда можно только сплавляясь по реке Охте, и найти остров без подсказки опытных проводников очень сложно, ведь, как вы помните, его нет на картах - возможно, таким образом, духи просто берегут свой дом от вандалов.

Читать полностью Свернуть

Карелия, оз. Воронье

Достопримечательность

Конечно же, волшебная природа Карелии вряд ли могла бы обойтись без чудес исцеления, и такой талант у нее был замечен, причем давно, еще при Петре I - именно тогда, в начале XVIII столетия были обнаружены источники воды, благотворно влияющей на организм человека. Как гласит история, произошло это благодаря некому Ивану Рябоеву - долгие годы до этого он страдал от болей в сердце, наткнулся как-то на родник, а после того, как попил из него воды три дня, ему стало заметно лучше, болезнь отступила. Дошли об этом вести до самого императора, и тогда он повелел основать в Карелии курорт, где люди стали лечиться от разных недугов. Воду эту за ярко выраженный вкус железа назвали Марциальной по имени Марса - бога войны и железа. Кстати, это был самый первый курорт в России, а уже знаменитые Кавказские минеральные воды были открыты позже. Оздоровиться у Марциальных источников можно и сейчас, только пить воду нужно сразу у ключа, потому что ее полезные вещества в течение нескольких часов выпадают в осадок, и она теряет свои целебные свойства.

Читать полностью Свернуть

Карелия, пос. Марциальные воды

Достопримечательность

В окрестностях города Беломорска, неподалеку от села Выгостров можно увидеть уникальные свидетельства обитания на территории современной Карелии первобытных племен. Древние наскальные изображения, названные Беломорскими петроглифами, датируются VI-III тысячелетиями до нашей эры - представьте, что только через две тысячи лет после этого были построены египетские пирамиды, через четыре - появился знаменитый Римский Колизей, а через пять тысяч лет - Великая Китайская стена! Петроглифы содержат более двух тысяч изображений различных размеров - от 10–15 сантиметров до нескольких метров, здесь вы увидите рисунки людей, животных, птиц, и это не просто отдельные картинки, а целые эпизоды из жизни первобытных людей - бытовые и ритуальные сцены, охота, рыбалка, военные действия.

Беломорские петроглифы состоят из нескольких групп, самая древняя и самая интересная называется Бесовыми следками - так их назвали за особо выделяющуюся среди других рисунков цепочку ярких следов, ведущих к человекоподобной фигуре, изображающей человека, стоящего на одной ноге, с приподнятой левой рукой и закрытым глазом. Эту позу называли «позой Луга» или «позой Кухулина», считалось, что шаман, приняв такое положение, впадает в особое состояние, видя при этом открытым глазом мир настоящий, а закрытым - мир духов, а цепочка следов означает вход в таинственный потусторонний мир. Однако и другие группы петроглифов заслуживают не меньшего внимания, интересно, что сюжеты композиций нигде не повторяются - каждая уникальна и несет в себе память о жизни наших далеких-далеких предков.

Читать полностью Свернуть

Карелия, пос. Беломорск

Достопримечательность

Гору Воттаваара называют самой загадочной в Карелии, и, попав сюда, вы даже не будете спрашивать, почему… Первое, что поражает - это пронзительная тишина, такую тишину еще называют «мертвой», ну а все увиденное дальше, будет удивлять все сильнее, а вопросов будет гораздо больше, чем ответов. Гора покрыта лесом, вот только деревья здесь совершенно особенные - столетние сосны тут не могут подняться выше двух метров, их ветви часто корявы и уродливы, а березы будто кто-то нарочно скручивал в узлы - что мешало расти деревьям нормально и заставляло их извиваться наподобие змей? У подножия горы лежит небольшое озерцо, где холодным зеркалом застыла вода - озеро это тоже «мертвое», то есть, там совершенно нет обитателей. Кругом можно встретить кем-то сложенные в определенном порядке камни, а некоторые из них, весом в несколько тонн, поставлены на камни поменьше, словно на ножки - какая неведомая сила сотворила такое? Предполагается, что это дело рук шаманов древнего северного народа - саамов, и именно здесь они проводили свои ритуалы, строили из камней и валунов-сейдов лабиринты и приносили жертвы, и вот тут ждет очередная загадка - с помощью каких приспособлений и сил они двигали и поднимали огромные камни? Попадаются и другие странные камни с гладкой, словно срезанной гигантским ножом поверхностью, или валуны, расколотые надвое с идеально гладкими разломами, и снова вопрос - каким образом они появились? Еще одна тайна, которую называют «Лестницей в небо» - это вырубленные в скале тринадцать ступеней, ведущих к обрыву - кто их создал? Люди или природа? Ученые до сих пор спорят об их происхождении. Множество этих и других подобных вопросов занимают людские умы, но серьезных исследований не проводилось, и рациональных ответов крайне мало, поэтому охотно верится в мистическую версию. Экстрасенсы и другие поклонники магии и колдовства утверждают, будто в этом месте необычайно сильная энергетика, а гора Воттоваара является некой точкой, через которую, словно через антенну, осуществляется энергетический обмен с Космосом. Кстати, многие туристы отмечали странные явления в этом месте - ухудшалось самочувствие, слышались непонятные звуки, вдруг появлялись и исчезали разные объекты или человеческие фигуры. Даже неживые предметы на Воттавааре начинали вести себя загадочным образом - пустые флэшки фотоаппаратов вдруг показывали стопроцентное заполнение, часы останавливались, а компасы будто сходили с ума… Впрочем, ничего действительно страшного на этой горе с туристами не происходило, а потому ее можно посетить без опасений и самим подивиться разным чудесам и загадкам, быть может, мы что-то упустили из виду?

Читать полностью Свернуть

Карелия, п. Суккозеро

Достопримечательность

Неподалеку от города Сортавала, вдоль левого берега реки Тохмайоки раскинул свои владения горный парк Рускеала, обладающий настолько неповторимой и завораживающей красотой, что сложно поверить в рукотворное происхождение этих потрясающих пейзажей! При этом человек отнюдь не задавался целью создать уютный уголок для отдыха и созерцания природных красот, появление главной достопримечательности Рускеалы - Мраморного каньона - связано с добычей мрамора в XVII веке. Тогда территория Карелии принадлежала шведам, которые и начали разработку карьеров для добычи мрамора - они использовали камень для изготовления побелки и строительства фундаментов. Позже, когда эти земли отошли во владения Российской Империи, мраморные карьеры и штольни оказались забытыми надолго, только во второй половине XVIII столетия возобновилась добыча мрамора, который доставлялся по Ладожскому озеру в северную столицу и использовался для украшения дворцов и соборов. Продолжалось это достаточно долго, но из-за неправильной добычи горные породы были повреждены, а потому работы здесь прекратились, карьеры оказались заброшены, со временем их затопили воды и… тем самым создали неописуемо красивые пейзажи! Беломраморные чаши высотой в несколько десятков метров наполнены водой, имеющей изумительный бирюзовый цвет, полузатопленные шахты и штольни кажутся таинственными гротами, а по верху скал темной каймой тянутся густые леса… В горный парк, доступный для туристов, этот памятник индустриальной культуры превратили не так давно, но с каждым годом путешественников, желающих полюбоваться на чудесный уголок природы, становится все больше и больше.

Читать полностью Свернуть

Карелия, пос. Рускеала

Достопримечательность, Озеро/пруд

Прибыв в окрестности города Сортавала, не упустите возможность посетить еще одно удивительное место - озеро Янисъярви, что в переводе с финского означает «Заячье озеро». Лежит оно среди густого леса, одетое в возвышенные каменистые берега, местами нависающие над водяной гладью отвесными скалами, особое очарование озеру придают многочисленные островки с труднопроизносимыми финскими именами. По сути, это не одно озеро, а два, соединенных между собой проливом Луопауссалми. Одно из озер называют Малым Янисъярви, второе - Большим или Открытым Янисъярви, так как противоположного берега не видно, и кажется, будто перед вами расстилается вовсе не озеро, а настоящее море.

По предположениям ученых, озеро Янисъярви - это гигантская воронка метеорита, упавшего на Землю более 700 миллионов лет назад, в подтверждение этой теории выступают найденные там минералы и лавовые части островов и берегов. Но самым удивительным фактом, связанным с Янисъярви, считаются разные загадочные явления - то в небе над озером появляются светящиеся шары и другие непонятные объекты, то вода вдруг начинается светиться, то со дна озера поднимается странный гул… Ученые ищут объяснения этим фактам, однако, пока озеро не торопится делиться своими тайнами.

Читать полностью Свернуть

Карелия, г. Сортовала

Достопримечательность

Говорят, будто на то, как течет вода, можно любоваться бесконечно… С этим трудно не согласиться - это вроде бы незамысловатое зрелище почему-то так завораживает так, что действительно невозможно оторвать взгляд. А если вода не просто бежит, а спадает красивейшими каскадами, то очарование и вовсе не поддается описанию… И эти великолепные пейзажи ждут вас в Карелии на реке Суне - примерно в 80 километрах от Петрозаводска находится водопад Кивач - один из самых больших равнинных водопадов в Европе. Предполагается, что его название происходит либо от финского слова, означающего в переводе «мощный, стремительный», либо от карельского слова «кивас» - «снежная гора».


Странные истории иногда можно услышать в глухих, таежных уголках Карелии. Их рассказывают и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками.


Вообще, наверное, в России немного сейчас найдется уголков (пусть даже отдаленных), как карельская глубинка, в которых так крепка народная вера в различные формы магии и многочисленные поверья. Она бережно хранит разносторонний опыт старших поколений, связанный с оригинальным и глубоким взглядом на мир, во многом отличного от современного «окультуренного» мировосприятия.

Христианство вывело человечество на новый качественный уровень Бого - и самопознания, однако, не секрет, что в душе человека навсегда запечатлелся и мир языческий; мир для многих гораздо более реальный и жизненный, имеющий неумирающую магически-практическую традицию познания и взаимодействия с силами Природы. Язычество – прямой, открытый «разговор», позволяющий на бытовом, практическом уровне жить единой жизнью с Природой. Поэтому неудивительно, что в карельской глубинке наряду с Библией можно встретить литературу по колдовству, знахарству… Неудивительно, что эти столь несовместимые религии соседствуют в душах многих людей.

Однако, возможно, что именно это удивительное сочетание внешне несовместимых верований и создают специфически неповторимую ауру глухой карельской деревни, за которой скрывается зачастую совершенно неисследованный духовный мир, мир, полный своеобразия и тайны.


В небольшой деревушке Суйсарь, что в нескольких десятках километров от Петрозаводска, в 90-х годах уже прошлого века жила очень сильная колдунья, почитаемая не только в самой деревне, но и во всей округе. В то время она была уже в преклонных летах, редко выходила из дома, принимая посетителей в своей маленькой горенке. Она знала и умела все. Проницательные, со стальным блеском глаза пронизывали насквозь, видя твое самое потаенное. «Приходит кто ко мне с ложью, того сразу бить и трясти начинает. Мне лгать нельзя», - не раз говаривала старуха. Потому и приходили к ней немногие.


Икона 16-го века из церкви Ильи Пророка деревни Суйсарь

Она обладала удивительной «властью» над природой и животными. Рассказывали, что когда зимой в деревню неожиданно нагрянул медведь-шатун, она, подойдя к ревущему зверю вплотную, попросила его уйти обратно в лес и больше не приходить. Пристыженный гигант извинительно заурчал и спешно потрусил в тайгу, а она вернулась в дом, предварительно низко, до земли, поклонившись только одной ей известным силам и богам.

Помощь ее была бескорыстна. «Моя жизнь – это моя песня. Кто хочет слушать – пусть слушает. Я за это ничего не беру», - смеялась она.

Однажды к ней обратились за помощью: пропала корова. Искали весь вечер, но все было напрасно. Прибежали к ней. «Жива кормилица», - утешила она, выслушав просьбу, вышла из дома и пошла за деревню. Дойдя до перекрестка дорог, остановилась и долго стояла в молчании. Затем с молитвенною просьбою с низким поклоном обратилась «к лесу северной стороны» отдать корову, не оставлять у себя Закачались при полном безветрии верхушки деревьев из стороны в сторону, зашелестела листва, взметнулась змейкой придорожная пыль. «Нет ее там», - только и молвила. Обратилась она тогда к «лесу восточной стороны», но тот же пришел ответ. И только «лес южной стороны» дружно «закивал» своею еловой гривой. «Жива ваша кормилица, - еще раз повторила она опешившим и не верящим собственным глазам сопровождавшим. – Ждите»! А сама, не оглядываясь, пошла домой.


Дедушка-домовой в представлениях древних корел

Немного прошло времени, послышался звон колокольчика, и все увидели бежавшую (!) к ним навстречу корову из «леса на южной стороне».

Смерть колдуньи была тиха; она передала свои умение и знания по наследству. Но до сих пор помнят именно ее, помнят крепко, как крепко может любить и помнить человеческое сердце.

В тех же 90-х годах в Пудожском районе Карелии из уст в уста передавали «сказы» о некоем странном человеке, которого народная молва окрестила «оборотнем». Этот человек – Федор Иванович Дутов – был потомственный колдун, пользовавшийся недоброй репутацией по причине своего абсолютно нелюдимого и сварливого характера. Рассказывали, что он обладал неким «знанием», благодаря которому мог обращаться в любого животного. Ходили слухи, что изредка из его дома, расположенного на краю деревни (деревня дана без названия, исходя из этических соображений), слышались нечеловеческие крики, переходящие в волчий вой. В эти дни (точнее, ночи) деревню буквально наводняли волки, приводя в трепет местных жителей. Волков стреляли, а наутро трупы их исчезали; Дутов относил их в лес и закапывал. Его боялись, обходили стороной, плевали в след, но…не трогали. Верили в его колдовскую силу, в то, что он может наслать порчу, сглаз, любую неизлечимую болезнь.

Однажды произошло событие, окончательно закрепившее за Дутовым прозвище «оборотня». Дутов неожиданно исчез из деревни. День проходил за днем, но он не возвращался, однако заметили, что в это время в окрестностях деревни появилась стая волков, не дающая покоя ни днем, ни ночью. Решили сделать облаву, поставили капканы, группами выходили на отстрел. Результаты были плачевными, когда вдруг ночью деревня проснулась от душераздирающего воя, воя боли и страдания, подхваченного волчьей многоголосицей. А наутро увидели возвращающегося Дутова с бледным, изможденным лицом и кое-как перевязанной рукой, истекающей кровью. Бросились к тому месту, откуда ночью раздавался страшный, зловещий крик боли, и в одном из капканов увидели перегрызенную волчью лапу и многочисленные следы волков. Никто к капкану даже не притронулся; ужас прогнал людей с этого места. А Дутов с тех пор появлялся только в рукавице на правой руке, независимо от времени года. Его кисть осталась в том капкане навсегда.

Страшна была жизнь этого человека, страшна была его смерть. Она наступила спустя два года после вышеописанных событий. Дутову в то время было около шестидесяти лет. Видимо, он почувствовал приближение смерти. Неизвестно, что он пережил в те мгновения. Рассказывали, что он страшно кричал в течение суток, а вечером появился на крыльце своего дома, смотрел на деревню, на людей и…плакал. А потом бросился в лес, оглушая тишину не то душераздирающим человеческим криком, не то волчьим воем.

Как относиться к рассказам о сверхъестественных силах, якобы обитающих в доме? Наука рассматривает их просто как вымысел, который не имеет под собой ничего, кроме чисто человеческого желания ВЕРИТЬ в эти силы. Например, легенды о домовом. Они передаются из поколения в поколение и для нас являются лишь сказочным мифом, сохранившимся со времен глубокой древности. Но то, что «встречи» с домовым происходят и в настоящее время и имеют какую-то реальную основу, об этом наука умалчивает. Появляется путаница из-за нежелания разобраться, как-то дифференцировать факты. А ведь их огромное множество.

В основу данной статьи положены собственные впечатления одного из авторов данного материала – Алексея Попова, полученные во время прохождения педагогической практики в 1983-м году в деревне Гридино Кемского района Карельской АССР, где мы явились свидетелями весьма интересных и любопытных событий, которым затрудняемся дать какое-либо привычное объяснение.


Деревня Гридино

Но прежде небольшая историко-мифологическая справка о происхождении домовых.

Бог при Вавилонском столпотворении наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну Его величия, смешением языков, а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы… Кто в момент наказания находился дома - сделался домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие черты и свойства.

По общим понятиям, домовой представляет собой дух без тела, без крыльев и без рогов, который живет в каждом доме и в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только проказит, шутит иногда, но нередко оказывает услуги, если полюбит хозяина или хозяйку.

В простом народе к домовому питают уважение, боятся чем-либо оскорбить и даже остерегаются произносить его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а Дедушкой, Хозяином.

А теперь о наших приключениях в деревне Гридино.

Началось все с курьеза. Нас с Александром Старосветским, приехавшим вместе со мной для прохождения педагогической практики, поселили в доме на самом берегу залива Белого моря. Первое, что мы увидели, войдя в дом, был большой глаз, нарисованный на стене. Не имея ни малейшего представления, что сей символ означает, мы бы о нем забыли, если бы на следующий день нам не объяснил бы его значения председатель колхоза Иван Ипатьевич Мехнин. Оказывается, в этом доме незадолго до нашего прибытия жили две практикантки, которые вынуждены были обратиться к председателю с просьбой о переселении их, ибо они постоянно слышали в доме какие-то странные звуки, непонятное бормотание, удары в стену, тяжелые шаги на чердаке и жили поэтому в состоянии постоянного страха, не имея возможности объяснить происходящее. Обратившись за разъяснениями к местным жителям, они не успокоились, ибо им сказали, что «это проделки «Хозяина» и не стоит обращать на них внимания. Однако, девушки так и не смогли свыкнуться с таким положением дел и вынуждены были уехать до официального срока окончания педагогической практики.


Деревянная скульптура домового. 13-й век

Несколько позже мы убедились, что символ «глаза» наиболее точно передавал наше психологическое состояние: мы постоянно чувствовали чье-то незримое присутствие, было ощущение, что за нами кто-то постоянно наблюдает, хотя каких-либо «явных» свидетельств в пользу этого предположения не было. Все основывалось (ПОКА) только на нашем субъективном восприятии и следует заметить – это неприятное ощущение. Мы так же часто, особенно, по ночам или вечером, слышали глухое бормотание, доносившееся из-за стены, чьи-то размеренные шаги, плач, иногда четкие удары в стену. Создавалось впечатление, что у нас есть соседи, хотя мы были одни во всем доме. Мы также уже собирались обратиться за помощью к местным жителям, когда произошло событие, которое и послужило поводом для более серьезного отношения к этим явлениям.

Это случилось на пятый день нашего пребывания в Гридино. Было около 23 часов. Старосветский готовил чай, а я пошел в сени, чтобы набрать керосин для лампадки. Неожиданно послышались глухие удары, исходившие сверху, а вслед за ними испуганный возглас Старосветского. Я вернулся на кухню, но на мой вопрос он ничего вразумительного ответить не мог, но в ту же минуту послышались тяжелые размеренные шаги (шаги, несомненно, «человеческие») на чердаке. Но что это были за шаги! Трудно даже представить вес этого «существа», ибо тяжелые потолочные балки прогибались под тяжестью этих «шагов» и из образовавшихся щелей на нас сыпались опилки. Это длилось около минуты. «Кто-то» не просто топтался на месте, а ходил по чердаку, что мы явственно слышали и видели, а сыпавшиеся опилки лишь доказывали, что это не галлюцинации. «Он» сделал восемь или десять «шагов» и все прекратилось так же неожиданно, как и началось. У меня возникло желание подняться на чердак, но чисто физический страх был настолько силен, что я не смог перебороть себя.

Только на следующее утро мы поднялись наверх. Чердак был захламлен до последней степени: все покрылось пылью и обросло паутиной. Видно было, что здесь давно никто не бывал, никаких следов мы не обнаружили, что поразило меня еще в большей степени, нежели ночное событие. Если бы обнаружились пусть самые фантастические следы, это не удивило бы в такой степени, поскольку получило бы хоть какое-то логическое объяснение.

Между тем события развивались... Вечером 11 декабря, около 19 часов, когда А.Старосветский был на факультативных занятиях в школе, ко мне прибежал мальчишка-сосед из дома напротив и рассказал следующее:

«Буквально полчаса назад, когда я растапливал печь, моя собака, доселе мирно дремавшая в углу, заворчала, насторожилась и вдруг с громким лаем выскочила из кухни в сени. Я, недоумевая, вышел за ней. Крышку на чердак мы не закрывали, и теперь она лаяла, глядя в этот проем. Я подумал, что, может быть, туда зашла кошка, хотя никаких звуков оттуда не доносилось. Собака распалялась все больше, встала передними лапами на лестницу, ведущую на чердак, и лаяла все громче. Мне стало не по себе, однако желание разобраться в происходящем было сильнее. Я начал помогать собаке взбираться вверх по лестнице, и так, постепенно, она добралась до самого края чердака, когда произошло невероятное. Она продолжала все также неистово лаять, когда вдруг слетела вниз. Она не просто упала. Было впечатление, что ее просто «вышвырнули» оттуда, притом с такой силой, что она пролетела мимо меня и ударилась о входную дверь. Потом, жалобно заскулив, забилась в угол».

Мы вместе обследовали чердак, но никаких следов, которые могли бы дать хотя бы какой-нибудь намек на разгадку, не обнаружили.

А сейчас остановимся на очередном явлении, свидетелями которого мы явились, - наиболее сложного и интересного по своей динамике.

Это произошло незадолго до нашего отъезда - 19 декабря. Было около 20 часов. Мы только что отужинали, и я пошел в комнату, чтобы растопить печь, но меня тут же позвал Старосветский. Я вернулся на кухню, и мне сразу бросились в глаза наши шерстяные носки, доселе мирно сушившиеся на веревке над печкой. Теперь они медленно раскачивались в строго вертикальном направлении, причем амплитуда колебаний увеличивалась. В конце концов, они раскачались настолько сильно, что слетели с веревки и упали на пол. Веревка же продолжала совершать те же движения вверх-вниз пока, наконец, не «успокоилась». Не успели мы опомниться и как-то проанализировать случившееся, как неожиданно на пол полетела с кухонной полки вся находившаяся там посуда. Причем сама полка оставалась совершенно неподвижной. Создалось впечатление, что «КТО-ТО» или «ЧТО-ТО» огромной «рукой» смахнул все вниз. На этом все прекратилось так же неожиданно, как и началось. В ушах стояла звенящая тишина, а в душе - полный разлад: ни одного определенного чувства.

Вот так, в общих чертах, «выглядела» странная сила, которая называется «гридинским Хозяином». Все это, по нашему общему субъективному мнению, походило на хорошо подготовленный «спектакль», в котором мы оказались «зрителями».

Вывод, который непосредственно вытекал из наших наблюдений, был следующий. Видимо, во всех этих явлениях существует гораздо более сложная причинно-следственная связь. Трудность решения проблемы в том и состоит, что с одной стороны, она реальна, а с другой - не поддается тривиальному логическому объяснению и часто идет в разрез с известными нам физическими законами.

В Карелии много всего необычного. Но сегодняшнее виртуальное путешествие я предлагаю совершить по загадочным островам, с которыми связаны те или иные легенды и удивительные происшествия.

Островов в Карелии – стране рек и озер – тоже много, и едва ли не большинство из них окутано ореолом тайны. Пришлось долго выстраивать маршрут, чтобы пройти наименее хожеными туристическими тропками и познакомить вас с самыми интересными уголками этой удивительной земли.

О Кижах и Валааме, которые безусловно держат пальму первенства среди самых красивых и самых легендарных карельских островов, я говорить тут не стану, им я посвятила отдельные статьи. Настоящее же путешествие пройдет по маленьким, неизвестным широкой публике островкам, чья история и достопримечательности , по моему мнению, заслужива ю т внимания.

Начать свой путь я планирую с Большого Климецкого острова .

Вы встретите его во время путешествия из Петрозаводска на остов Кижи, если отправитесь туда на «Метеоре». Длина Большого Климецкого составляет 30 км, а ширина 9 км. Впрочем, интерес представляют не его размеры, а события, которые происходили на его территории.


В самом конце 15 века на южной оконечности острова появился Климецкий монастырь. Церковное сооружение было основано новгородским купцом Иоанном Климентовым. По легенде, в 1520 году он плыл на торговом судне из Новгорода на Белое море, но в пути купца застала сильная буря, во время которой судно выбросило на берег волнами. Торговец остался жив, и в благодарность о своём спасении он решил основать на живописном острове монастырь.

На фото внизу: Вид на монастырь сегодня.




Постепенно рядом с монастырем стали селиться обычные жители. Что примечательно, были они не простыми рыбаками да крестьянами, а весьма творческими, талантливыми людьми. Они всегда знали множество старинных легенд и преданий, которые сами слагали и передавали из поколения в поколение. В 19 веке на остров прибыло несколько фольклористов, записавших огромное количество русских былин. Многие из них впоследствии получили широкую известность далеко за пределами России.


Впрочем, интерес для туристов и исследователей представляет не только литературное прошлое острова, но и загадочное настоящее. Тайны привлекают на Большой Климецкий уфологов, краеведов и любителей всего неизведанного. Издавна местные жители замечали, что порой на острове происходят странные события, объяснить которые не так-то и просто. Кстати, из карельских легенд можно почерпнуть информацию о том, что в средневековье здесь располагалось огромное языческое капище. Старожилы и гости острова рассказывают о необычных явлениях, которые наблюдаются на территории острова. На тропинках встречаются огоньки, неопознанные летающие объекты, силуэты непонятных существ и многое другое.


Тайны небольшого клочка земли посреди Онежского озера будоражат умы людей. Многие приезжают сюда с биолокационными рамками и другими устройствами, и тратят всё свободное время на изучение аномалий. Некоторые находят места с «огромным энергетическим потенциалом» и твёрдо уверены в том, что пространство и время на острове способно «сворачиваться».

Что же происходит на территории острова, и чем он так интересует многочисленных исследователей? На этот вопрос не могут ответить даже очевидцы или непосредственные участники непонятных происшествий. К примеру, в начале 70-х годов прошлого века несколько рабочих столичного рыбкомбината прибыли на Большой Климецкий для того чтобы порыбачить на выходных. После ночёвки в бревенчатом домике один из рыбаков отправился на берег ловить рыбу, а другой решил сперва прогуляться по лесу. Прогулка несколько затянулась, и выйти из леса второму рыбаку удалось только через месяц, на протяжении которого его искали спасатели и добровольцы. Впрочем, после возвращения в цивилизованный мир, потерявшийся работник рыбкомбината так и не сумел рассказать о своих похождениях в подробностях, поскольку для него, по ощущениям, прошло всего несколько часов. Местные жители поговаривают, что после возвращения им заинтересовались спецслужбы, но это и понятно.


В 2008 годов ещё один рыбак познакомился с таинственным характером острова.

Вот его вкратце записанный рассказ. Рыбака звали Александр Ефимов, и проживал он в одной из деревень недалеко от острова Кижи.

«Летом прошлого (2008) года я приплыл к острову Большой Климецкий под вечер. Оставив лодку на берегу, неподалеку от песчаной косы, я отправился за дровами, чтобы развести костер. От озера я отошел совсем недалеко и двигался все время прямо в сторону, противоположную моей стоянке. Места эти знаю хорошо, неоднократно здесь бывал, поэтому всегда чувствовал себя спокойно и уверенно. Хотя к рассказам о «странностях» острова относился с уважением, поскольку поговаривали об этом люди, которых знаю лично и которые никогда не опустились бы до «придуманных глупостей». Со мной ничего подобного здесь никогда не бывало, потому и опасений никаких не было. Так вот, представь, каково же было мое удивление, когда я, набрав дров, вдруг прямо перед собой увидел свой берег и лодку. Впечатление было такое словно, побродив по лесу, я сделал круг и вернулся на прежнее место. Но в том-то и суть, что «круга» никакого я не делал. Это меня озадачило. Я «забыл» про костер и – опять в заросли, но вновь оказался на берегу. Я это «проделывал» пять раз, но с тем же результатом. Самое удивительное, что маленький компас, вделанный в ремешок моих часов, все время показывал правильное направление. Две последние попытки я проделал, специально сверяясь с ним».

В итоге Ефимов решил прекратить эксперименты и отправился домой, подальше от странного острова.


В 2009 году на этот же остров прибыла компания молодых петрозаводчан, которые планировали отдохнуть на берегу острова и просто хорошо провести время. Осуществить свою задумку им не удалось, так как через несколько часов почва под их ногами начала немного вибрировать, очертания окружающих предметов стали нечёткими, а в воздухе повис странный и очень неприятный звук. Вначале ребята списали происходящее на проходящее мимо экскурсионное судно, однако через некоторое время оно скрылось из вида, а странные ощущения остались. Молодые люди приняли решение покинуть остров, и как только они сели в лодку странные звуки исчезли, а контуры предметов вновь стали хорошо различимыми.


В этом же году произошёл ещё один странный случай. В один из летних дней отдохнуть на Большом Климецком прибыла семья: отец, мать и их шестилетняя дочь Аня. Родители разбили на берегу палатку и занялись разведением костра чтобы сварить уху. Ребёнок постоянно находился рядом с ними, но в один из моментов внезапно пропал из виду. Отец и мать сразу же бросились на поиски пропавшей дочки. На протяжении двух часов они прочёсывали кусты в округе, но ничего не нашли. В результате девочку обнаружили мирно спящей в палатке. Как ребёнок сумел в неё забраться, и почему не слышал криков родителей? Как родители, не раз заглядывавшие в палатку, не увидели ее? Впрочем, и это ещё не самое интересное. Для того чтобы разбудить своё чадо, родителям пришлось потратить около десяти минут. Проснувшись, девочка не сумела объяснить, что произошло, и как она попала в палатку. По ее словам выходило, что она убежала в лес, заигралась и вышла на какую-то поляну с черным камнем посредине, но тут ее так сильно стало клонить в сон, что она прислонилась к камню и заснула. Больше девочка ничего не помнила. Никаких последствий для Ани ее приключение не имело. Правда, мать утверждает, что после случившегося у девочки потемнели глаза, из серых став почти карими, перестали виться волосы и изменилось расположение родинок на теле.

Вышеперечисленные случаи являются лишь частью происшествий, которые имели место быть на острове. В них можно верить или не верить, но факт остается фактом: время от времени на Большом Климецком пропадают люди. К сачстью, они всегда находятся – через несколько часов или дней. Сами пропавшие мало что помнят о произошедшем, отмечая, что им приходилось либо ходить кругами, или идти на непонятный голос. Остаётся надеяться, что тайны загадочного острова когда-нибудь сумеют разгадать учёные.

Второй загадочный остров на нашем маршруте носит имя Радколье.


Он тоже находится в Онежском озере недалеко от Кижей. Длина острова составляет около 500 метров, а ширина - почти 160 метров. Несмотря на довольно небольшие размеры, этот окруженный со всех сторон участок суши может похвастаться уникальной историей и находящимися на его территории памятниками.


Название острова состоит из двух слов: «kallio» (скала) и «raato» (мертвое животное). В переводе на русский язык это означает «скала умершего животного». Большая часть территории острова покрыта лесами и кустарниками. В дохристианскую эпоху на острове находилось множество языческих святилищ, часть которых сохранилась до настоящего времени. Языческие капища Радколья представляют собой выложенные из камня фигуры в виде спиралей и овалов, однако встречаются и более сложные формы подобных объектов. Известно, что они были частью древнего языческого культа, распространенного на территории современной Карелии.

(На фото слева - капище, ниже справа- отреставрированный лабиринт)


Одним из самых известных памятников острова считается «Радкольский идол», с которым у местных жителей было связано множество традиций .(на фото внизу)


До начала XX века местные жители раз в год в последнее перед Ивановым днем воскресенье (за неделю до Купалы) отмечали «радкольское воскресенье». В этот день на остров съезжались жители близлежащих поселении. На относительно ровной площадке в центральной части Радколья находился большой камень, высота которого равнялась примерно двум метрам. Этот валун и был тем самым идолом, которому поклонялись древние жители Карелии. Во время праздника люди пели и плясали, а принимавшая участие в праздновании «радкольского воскресенья» молодежь объединяла свои усилия и каждый год пыталась столкнуть камень в воду. Несмотря на все потраченные усилия, камень так и остался стоять на прежнем месте. Откуда пошла подобная традиция и что она означала для древних карел, остается неясным.


Кроме загадочного идола на острове находятся и другие достопримечательности, которые привлекали сюда не только местных жителей. У острова был так называемый «хозяин», которым местные жители считали скальный разлом, где отпечатался лик, по форме напоминавший голову человека с бородой. (см. справа)

К созданному природой рисунку относились с почтением, так как по преданию бородатый хозяин острова мог наслать на проявившего к нему неуважение человека болезни и другие неприятности.

Еще старожилы из расположенных неподалеку деревень рассказывают о священной радкольской сосне, которую только чудом не срубили при заготовке бревен для строительства Клименецкого монастыря.

Сегодня остров Радколье представляет интерес для археологов и ученых. Неорганизованные туристы могут осматривать Радколье только с воды или со специально созданной тропы, однако в будущем планируется создать на территории острова музейный комплекс.

Чтобы посетить следующий остров, перенесемся мысленно из Онежского в Ладожское озеро.


Итак, теперь перед вами - остров Дивный (входит в состав Валаамского архипелага).

Вообще, следует отметить, что об островах Валаамского архипелага сведения более чем скудные и противоречивые. В частности, это касается и острова Дивный, который издревле в Валаамских монастырских хрониках упоминается «как языческое капище». В некоторых источниках о. Дивный зовется Девичьим, что вряд ли правомерно, поскольку название острова происходит от часто наблюдаемых здесь и в прошлом и в настоящем «дивных, чудных явлений» и что, по преданиям, на острове в стародавние эпохи жили «дивьи люди».
В русских народных преданиях память о «дивьих народах», обитающих под землей, весьма устойчива. То же самое относится и к саамской, финской, карельской этнографической традиции.
Сам остров, несомненно, может быть назван даже ландшафтным святилищем – практически неприступные скалы отвесно уходят в глубины Ладоги, плоская вершина острова заросла буйной растительностью. Именно на вершине тысячелетия назад был выложен кромлех – главная достопримечательность острова, посреди которого в 15 веке монахи Валаамского монастыря поставили крест. Видимо, благодаря древнему святилищу это место всегда считалось заповедным и таинственным. Считается, что оно имеет и своего таинственного «хранителя».



Некоторым людям, находящимся в разное время на о. Дивный, удалось даже «познакомиться» с хранителем кромлеха. Их описания во многом схожи, поэтому приведем в качестве примера только одно, записанное со слов учителя физкультуры одной из Петрозаводских школ Екимовой М.Ф., неоднократно бывавшей с туристскими целями на о. Дивный.

«В середине августа 1990 года, находясь с друзьями на о. Дивный (наш лагерь был разбит около кромлеха), я увидела, как ко мне незаметно подошел маленький мужчина, карлик. Одет он был в светлый пиджак и такого же цвета брюки, что-то было и на голове. Лицо темное, глаза навыкате, губы толстые, нос широкий. На мой вопрос, откуда же он такой появился, он как-то неопределенно махнул рукой: мол, оттуда. На каждый мой вопрос отвечал не сразу, видимо, говорить ему было трудно, он как бы подыскивал подходящие слова, да и речь его была нечленораздельна. Я повернулась, чтобы позвать кого-нибудь из своих, а когда повернулась снова его и след простыл. Как в воздухе испарился, хотя в этом месте спрятаться просто некуда. У меня после этой встречи осталось очень неприятное чувство, и мы всей командой поспешили уйти прочь с того места. Было такое ощущение, будто вторглись мы к «кому-то» без приглашения».

С островом Дивный связаны и наблюдения НЛО. Вот одно из них, с которого не так давно упала пелена «секретности», поскольку это событие в свое время приняли за «военные испытания нового оружия», но потом признали, что военные к этому инциденту никакого отношения не имеют (на фото справа внизу, как вы понимаете, просто картинка)


«Летом 1992 года туристы, совершавшие теплоходную прогулку вдоль островов Валаамского архипелага, в направлении о. Дивный вдруг увидели какую-то «ракету» метра три длиной, которая вылетела из воды. Потом, от этой «ракеты» отделились три «ракеты», размером поменьше, и полетели в разные стороны. И через пару минут все исчезло.
Подъем из воды происходил очень медленно, потом – зависание, и вдруг с боковых сторон пошли одновременно три небольшие «ракеты». Пламени внизу не было видно. После их взлета, по воде пошли крупные волны. Цвет ракет был серый, явно металлический. «Ракеты» набрали скорость внезапно и исчезли – только точки вдали мелькнули».

(Слева: Остров Дивный. Картина Александра Афонина)

Однако, пребывание на острове не всегда заканчивается для человека психологически безболезненно. Существует достаточно сообщений, находящихся в личном архиве авторов и свидетельствующих, что остров Дивный – не место для развлекательных прогулок, но, как и любое другое «место силы», накладывает на человека определенные обязательства. Вот одно из подобных сообщений:

«Мы приехали на Валаам и, после осмотра всех достопримечательностей, отправились на о. Дивный – рассказывал петрозаводчанин Сергей Белокозенко. – Нас было четыре человека (две молодые семейные пары) и хотелось немного отдохнуть от суеты, от людей, приобщиться к чему-то необычному, таинственному, поэтому мы и решили поехать на о. Дивный, пожить там в палатках несколько дней. Лето было в самом разгаре, погода стояла отличная, настроение хорошее. Было легко и весело. В один из дней, буквально перед нашим отъездом, у всех нас одновременно появилось странное чувство: то ли тревоги, то ли страха. Это чувство было очень неопределенное и невозможно было понять, отчего оно происходит. Постепенно оно усиливалось, пока не перешло в ужас. Хотелось куда-то бежать. Состояние граничило с паническим. Оно совершенно соответствовало словам великого Юнга: «Самая древняя, самая сильная эмоция, ощущаемая живым существом – это страх. И самое сильное чувство страха – это страх перед неизвестностью».
В этом состоянии мы легли спать. Это было во втором часу ночи, но уснуть никто не мог. В палатках царило молчание, никто не хотел говорить.
Около двух часов я вышел из палатки - хотелось отвлечься от тяжелых мыслей – как вдруг прямо перед собой увидел нечто, по форме представляющее собой идеальную «летающую тарелку». Длиной этот объект был около пятнадцати метров. Он светился красно-желтым светом и вокруг него был ореол такого-же цвета. Интересно, что от объекта отходили четыре конструкции, представляющие собой прямой стержень, который оканчивался треугольной формой. Создавалось впечатление, что этот «треугольник» просматривается как бы через призму, потому что он был «вывернут». Объект двигался вертикально то вверх, то вниз. У меня создалось впечатление, что он иногда касался земли этими «конструкциями».
Я позвал всех, и мы все вместе наблюдали это странное явление. В конце концов, интерес к объекту у нас ослабел, хотя чувство страха не проходило, и мы пошли спать. Как только мы улеглись (в палатке с моей женой) в палатке вдруг появился... человек. Это был старик с густой, белой бородой. Фигура его была обтянута чем-то, похожим на комбинезон, черного цвета. Он подошел к нам, постоял немного и наклонился в нашу сторону. Мы видели это оба. Видели совершенно отчетливо и были напуганы. Самое интересное, что наши друзья, во второй палатке, видели, одновременно с нами, совершенно похожее видение. Нам даже показалось, что «старик» явился к нам на фоне какой-то пирамиды с выбитыми на ней письменами или фресками. Все это продолжалось секунды, но нам показалось вечностью.
Видение «старика» исчезло неожиданно. Мы, в конце концов, совершенно обессиленные, уснули, а утром уехали. Думаю, нам этого приключения хватит на всю оставшуюся жизнь».

С ледующий остров, с которым мы познакомимся, это остров Кильпола в Ладожском озере.

Остров площадью 6 на 8 км (дословно «кильпи»- Щит, ла- место где жил род Кильпи) известен тем, что на нем были обнаружены поселения древних карел.

До войны 1939 г ода на острове был найден каменный новгородский крест, который в настоящее время находится в Национальном музее Финляндии (г. Х ельсинки).

Остров и прилегающие районы имеет очень древнюю историю, в районе поселка Тиурулу обнаружены стоянки людей каменного века от IV-V тыс. д.э.. Здесь располагались поселения карел, одни из самых древних земледельческих поселений в Северном Приладожье .


До 40-х годов прошлого века на Кильполе проживали десятки семей, были проложены дороги между хуторами, а через протоки перекинуты мосты. На острове располагалось подворье Коневского монастыря и даже несколько деревень принадлежащие монастырю. Всё это было сожжено огнём советско-финских войн. Последние семьи покинули остров уже в 50-е годы, во времена насильственной коллективизации и проводившейся тогда политики укрупнения колхозов и уничтожения хуторов . Людей с имуществом переселяли с острова в ближайшие посёлки. Всё, что невозможно было взять с собой, просто сжигалось. Теперь только старые фундаменты, заросли малины, редкие кусты смородины и, до сих пор плодоносящие, яблони напоминают о былом присутствии людей на острове.


В наше время на Кильполе проводились археологические раскопки. Хотя нельзя назвать их полномасштабными, но и они дали учёным представление о жизни и быте древних карел, проживавших на острове.

На южной оконечности, северней мыса Саханиеми, в районе мыса Кярмеламменниеми, в 1941-44, был сторожевой пункт наблюдения (см. фото справа).

Однако с островом связано еще и огромное количество легенд и преданий.

В книге выдающегося финского этнографа и археолога Теодора Швиндта «Народные предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879 года» приводятся уникальные сведения о «великанах древней земли Корельской».

«На Ладожском побережье, – пишет Т. Швиндт, – существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны» . Метелиляйнены отличались громадным ростом и невероятным шумом, который они производили при своем передвижении по лесу, откуда, собственно, происходит и их название (от слова «meteli» – шум).

«Легенды о метелиляйненах, – указывает далее Т. Швиндт, – сохранились почти повсеместно, но особенно много их в так называемом «Кильполском ожерелье» – на островах, расположенных вокруг острова Кильпола. Вероятно, потому, что в таких местах существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в горах и на островах.

В частности, в деревне Соокуа есть гора Кесякаллимяки, которая почти вся когда-то была занята под кладбище, но теперь там построены дома. Я копал в том районе и нашел под плоским камнем на значительной глубине скелет крупного человека: череп его лежал немного в стороне, а кость правого предплечья – около носа. Один старик рассказывал мне, что здесь хоронили метелиляйненов».


Кроме упомянутых доказательств, на Кильпола сохранились древние каменные кладки-валы и другие остатки каменных сооружений, которые нельзя назвать укреплениями, но их, тем не менее, считают крепостями. И х также приписывают метелиляйненам – насколько тяжелые и увесистые камни лежат в основании построек, обычному человеку не поднять.

«Камни местами величиной с кубический локоть и даже больше (Локоть – древнерусская мера длины, равная 38-46 см. Соответственно, кубический локоть составляет приблизительно 0,25-0,5 кубических метра ). Поэтому считают, что такое сооружение могло быть под силу только метелиляйненам» – писал Швиндт.

В протоке между островом Монтоссаари и островом Кильпола есть место, куда рискуют приезжать только не информированные любители «дикого» отдыха и рыбалки.

С северной части острова Кильпола видна давно заброшенная деревня: покосившаяся бревенчатая колокольня и черные срубы. Люди покинули ее в самом начале прошлого века, и с тех пор никто там больше не жил. Вот лишь некоторые легенды, дошедшие до наших дней, объясняющие их поступок.

Далее - цитата из книги карельского краеведа А. Попова:

«Внук одного из жителей «проклятой» деревни, Александр Ермаков, рассказывал, что чудеса начались здесь еще в 19 века, после того, как однажды в этом местечке, вопреки всем законам природы, не наступила ночь. Ровно трое суток здесь было светло как днем. Нет, солнце не светило, скорее вся деревня была окутана легким туманом, то сгущавшимся, то, напротив, рассеивающимся. Перепуганные насмерть люди все это время не могли уснуть, ощущая на душе какое-то изматывающее чувство тревоги. Потом «чудеса» внезапно прекратились, и все пошло своим чередом. Однако, с этого момента в данном местечке и начали происходить события, объяснения которым найти до сих пор невозможно.

В определенные дни недели вдруг становились тупыми любые острые предметы: ножницы, ножи, иголки, серпы, косы, топоры, и попытки хоть как-то заточить их ни разу не увенчались успехом. Женщины здесь перестали беременеть, и деревня медленно, но верно стала «стареть». Впрочем, детородная функция селянок восстанавливалась, как только они переезжали жить в другое место.


Берег протоки начал стремительно зарастать: огромные лопухи, низкорослые деревца с ненормально длинными ветками, на многие метры стелющиеся по земле, странная трава – выше человеческого роста в полтора-два раза. К тому же, у самой кромки воды вдруг появились три ровных «котла» примерно 6-9 метров в диаметре, выстланных изнутри слоем неизвестного материала, похожего на наждак. Были они очень теплыми даже зимой, и в них любили играть местные мальчишки. Со временем эти котлы засосала зыбкая почва, и потом уже ничто не напоминало об их существовании.

Странные миражи, появляющиеся в этих местах обычно накануне полнолуния, рассказываются уже в совсем фантастических историях. По словам очевидцев, когда встает солнце, видны над озером дворцы и стены города. Этот «город» (некоторые называют его храмом) представляет собой купол, окруженный ажурными башенками. Окружение его меняется – одни видят его на берегу водного пространства, другие – на краю обрыва, третьи – на склоне холма. Вот как описывает мираж один из очевидцев: «Из тумана поднялся город. Он светился различными цветами, словно охваченный разноцветным пожаром. Вознеслись над ночным озером стены и башни, появились тени людей, живших обычной мирской жизнью. Время от времени слышны были звуки, напоминающие гул толпы на рынке, плач детей, чарующую музыку. И все это чудесное видение рождало в душе какой-то безотчетный страх, желание убежать от прекрасной картины, забыть ее».

Спустя несколько лет «город» пропал так же неожиданно, как и появился. Зато над местностью с завидной периодичностью стал наблюдаться огромный красный шар в красном же, как огонь, круге. А рядом всегда находился светящийся объект. Через какое-то время шар темнел, и на его фоне появлялись объемные зеленоватые изображения – то ли люди в дикой пляске, то ли загадочные иероглифы.

Время от времени в деревне появлялись какие-то странные белые существа: люди – не люди, животные – не животные. Встреча с ними не сулила ничего хорошего: те, кто не успевал спрятаться в домах и к кому по роковой случайности прикоснулись «люди в белом», внезапно заболевали неизвестной болезнью и вскоре умирали в муках.

В чаще леса, который местные жители старались обходить, были места, ступив на которые люди просто-напросто исчезали. Однако вначале их долго «путал» кто-то, заставляя бродить вдоль небольших прудов, которые совершенно неожиданно встречались в лесной чаще. По рассказам оставшихся в живых, когда они углублялись в лес, строго ориентируясь по солнцу, таких прудов было три, а когда приходила пора возвращаться домой, их оказывалось уже целых семь! Лишь редким счастливчикам, пробродившим среди прудов не одни сутки, удавалось вернуться. Остальные пропадали бесследно. Удивительно, однако, ночью над этими псевдопрудами появлялось такое же количество псевдолун! Маленькие, подвижные, светящиеся всеми цветами радуги, они мигали разноцветными огоньками, будто смеясь над незадачливыми путешественниками, и протягивали до земли светящиеся серебристым цветом лучи-щупальца.

Измученные селяне, не выдержав такой жизни, решили покинуть деревню и поселиться подальше от этих проклятых, как они считали, Богом мест. Расположение деревни решено было держать в секрете, но все, же легенды о местных чудесах просочились в фольклор и передавались из уст в уста, обрастая все новыми чудовищными подробностями.

Со временем «зона» понемногу успокоилась, и теперь летальных случаев становится все меньше: люди, будто почуяв неладное, стараются надолго не задерживаться в этих краях. Происходят здесь и вовсе из ряда вон выходящие вещи, но уже с иным, положительным, знаком: в определенных местах, если пробыть в них не менее суток, излечиваются хронические болезни, организм как будто «подзаряжается» энергией. Говорят также, что где-то в этих краях находятся переходные «ворота» между мирами. Возможно, именно в путешествие в параллельные миры и отправились люди, исчезнувшие здесь за последнюю сотню лет?»

Теперь перенесемся в нашем путешествии на север республики – на остров Троицы.

Остров Троицкий (остров Троицы, остров Шуя – так он назывался в разное время ) расположился на озере Муезеро, которое в свою очередь находиться в Беломорском районе Карелии. Озеро размерами 8,7 на 4,7 км. На берегу находятся два населённых пункта Афонино и Ушково, в которых давно уже кто не проживает. Чтобы попасть на остров, нужно снач а ла добраться до этих заброшенных деревенек, на внедорожнике туда не проехать - все заросло, можно идти 3 км пешком от трассы, а потом уже на лодке 3 км по воде. (На фото справа - заброшенная деревня Ушаково, слева - дороги Карелии, иногда и так бывает)

Муезеро происходит от карельского слова "муе" - ряпушка. И вот на этом озере в 15-16 веке существовал Муезерский острог. Это единственной в то время оборонительное сооружение, в Ругозерской волости, которое защищало небольшой монастырь, а несколько позднее и построенную на острове церковь Николая Чудотворца(1602-1605 г.). мужской монастырь был основан в середине 15 века преподобным Кассианом Муезерским, прибывшим сюда из Соловецкого монастыря, но в 1764 году по указу Екатерины второй монастырь уже был упразднён, а здания с тех пор постепенно разрушились.

(На фото слева - Церковь Николая Чудотворца)

В описной книге Кемской волости, составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым, об этом монастыре было сказано так: «на Маслозерской земле на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаютца от своих трудов лешею пашенкою, а на озере рыбу ловят. Лукового згодья два лука, бобыльских 5 дворов». (На фото внизу: внутренее убранство церкви с острова Троица)



До наших же дней дожила только церковь, построенная в 1602-1605 годах и очень неопрятно отреставрированная в советское время, да две часовни. По северной традиции ни храм, ни часовня не запираются – подперты только палкой от диких зверей.

(На фото справа - часовня Спаса нерукотворного)

В первой часовне можно увидеть трехметровый деревянный крест, изготовленный старцем Алексеем в 1672 году, что подтверждается надписью на нем. (на фото внизу - вход в часовню и крест внутри)


Рядом с церковью и часовней находится еще одна часовня-гробница. С ней связано второе, неофициальное название острова - «Белая смерть». (На фото внизу справа)


Говорят, ранее на месте этой часовни стоял валун, на который праведники ложились, чтобы принять от бога так называемую Белую смерть. В последствии в построенную на этом месте часовню поставили большой деревянный гроб, доски которого мерцают в темноте, будто сделанные из кости. Последнее тело, чья душа представилась здесь божественному престолу, считается что лежит в этом гробу и не разлагается. Она ждёт, пока сюда не придёт очередной желающий расстаться с земной жизнью. Этот желающий и должен сначала похоронить бренную оболочку предшественника, прежде чем лечь туда самому. (на фото внизу - тот самый белый гроб. Пустой)




Еще этот остров известен тем, что тут произрастают огромные ели, посаженные в 14 веке. Связано это с легендой, что именно тут некогда росло Мировое древо (тоже ель по карельским представлениям).



До недавней поры тут стоял патриарх с диаметром ствола в 4 метра, но в настоящее время - упал. Зато остались его более молодые соседи (диаметр 2 и полтора метра, но в обхват по наружному периметру тоже составляют не менее 3.5 метров).


На острове есть цепочка сейдов, которая ведет к небольшой ламбине (она называется почему-то Карма - см. на фото справа ). Среди исследователей-любителей ходят слухи, что на острове случаются провалы во времени, можно услышать чье-то красивое пение или увидеть древних волхвов, совершающих свои ритуалы.

Ели и сейды связаны между собой, потому что по древним саамским и карельским легендам именно «Древо» является своеобразным началом «посвятительного путешествия» через знаки-вехи («сейды») к озеру Карма.

На фото - идол с озера Карма и сейд

Ну, и последняя точка нашего путешествия - остров Анзер Соловецкого архипелага.

В 2001 году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружила у острова Анзер странную "морскую пирамиду", возвышавшуюся на высоту около десяти метров над уровнем воды, также не получившую к настоящему времени вразумительного объяснения. (на фото внизу)




Летом 2003 года повторная экспедиция проводила исследования в тех краях. Специалисты записали сохранившиеся в памяти местных жителей предания о том, что в стародавние времена на берегу одного из здешних озер находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое. Исследователи это капище все-таки разыскали. Но, к сожалению, к настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них ушли в землю, и поиск их довольно затруднителен. (на фото слева внизу)


Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из «помеченных» камней, т.е. из камней с выбитыми на них руническими знаками, которые наравне со смысловой и магической функциями несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово «руна» означает не «букву или знак», а «секрет, тайну», то есть с лово «руна» аналог греческого «мистерион» (мистерия).

(На фото внизу- лабиринт с острова Анзер)

Здесь наше путешествие заканчивается. Но я надеюсь, оно не последнее. И мы продолжим открывать труднодоступные, но такие прекрасные уголки нашей северной прародины.


На фото: Часовня на острове Анзер

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!