Антониево-дымский монастырь. Описание антониево-дымского монастыря Троицкий антониево дымский мужской монастырь

13/09/2016

Приметно за 150 лет до явления иконы Богородицы на реки Тихвинке, на пустынный берег Дымского озера, расположенного в двенадцати километрах к юго —востоку, пришел монах, ищущий уединения для молитвенных подвигов. Его звали Антоний.


За свои тридцать с небольшим лет он прошел трудный и славный путь — от инока до настоятеля Хутынского монастыря, сменив на это поприще своего учителя, прп. Варлаама, завещавшего ему игуменство. Но одиночество отшельнической жизни длилось не долго. Его ежедневные усердные молитвы на камне посреди Дымского озера был услышаны. Нашлись сподвижники, готовы разделить с ним молитвенные и житейские труды. Стихийно возникшие, монашеское общежительство было закреплено, в конце концов, жалованной грамотой Св. Князя Александра Невского, питавшего глубокое почтение к православию.


Антониев-Дымский мужской монастырь

Дымский Свято — Троицкй монастырь, ведомый прп. Антонием, отстраивался, набирал духовную силу. Он был единственной опорой православия в этих краях, и молитвенные подвиги прп. Антония, отягощавшего свои долгие молитвы среди вод озера на камне веригами и железной шляпой, несомненно, имели продолжение через полтора века в виде знамения — чудесного явления иконы на Тихвинке. Прп. Антоний преставился между 1240 и 1273 годом, определить точную дату его кончины в настоящие время не возможно.


В 1370 году, во времена Великого князя Дмитрия Донского, мощи прп. Антония были обретены нетленными, и он был канонизирован.


В 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли иноки обители скрыли святые мощи преподобного Антония под спудом. Церковную утварь, колокола, вериги и шапку преподобного опустили на дно Дымского озера. Татары разграбили и сожгли монастырь дотла. Однако святыни были спасены и взяты из вод Святого озера


Икона Преподобный Антоний Дымский.

В 1611 году в смутное время, когда Русь была ослаблена, шведское войско под командованием Якоба Делагарди снова разорили и осквернили монастырь. Но вскоре с благословения патриарха Филарета первый царь Дома Романовых – Михаил Феодорович – повелел возобновить Дымский монастырь. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожары, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.


В середине восемнадцатого века после указа императрицы Екатерины II о монастырских штатах монастырь закрыли. Соборная церковь была приходской в течение тридцати лет. 1 сентября 1794 года митрополит Санкт - Петербургский и Новгородский Гавриил, возобновил Дымский монастырь с общежительным уставом.


В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику выстрелами в голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробницы над святыми мощами преподобного Антония Дымского.


Жизнь монахов не была легкой. Монастырь в ⅩⅧ веке получал 85 руб. 71 копейку в год, остальное содержание складывалось от пожертвований и продажи свечей.


Позднее в ⅩⅨ и начале ⅩⅩ века, монастырь обрел большую силу и развивался, привлекая многих паломников, посещавших Тихвин. Были построены новые каменные храмы, часовни, ограда с четырьмя башнями по углам и святыми вратами.


Антониев-Дымский мужской монастырь

В начале двадцатого века в монастыре проживало 27 человек, из них 11 монахов, включая настоятеля игумена Феоктиста, остальные насельники были послушниками и трудниками. В 1919 году большевики закрыли монастырь, переименовав его в поселок «Красный броневик». Троицкий собор продолжал действовать вплоть, до 1931 года в качестве приходского храма. Сюда приходили верующие не только из ближайших деревень, но и приезжали из Тихвина, где уже были закрыты церкви.


Так же как и другие монастыри, после революции прошлого века, он был разорен, его Святыни разграблены и поруганы.
Мощи скорее всего были спрятаны под спудом, но добрались и до них, выбросив из раки и засыпав землей.
Нещадно эксплуатировавшиеся здание приходило в ветхость, а во время Второй мировой войны, когда там разместился госпиталь — превращены в руины.


В семидесятых годах двадцатого века часть зданий была отремонтирована «хозяйственным способом», и в них разместили ведомственный санаторий. В 1999 году то, что осталось от монастырских земель и строений, было передано Русской Православной Церкви и монастырь возобновлен как приписной скит Тихвинского мужского монастыря.


Антониев-Дымский мужской монастырь

С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.


Часовня на берегу Дымского озера

Началось восстановление строений, которыми руководил настоятель игумен Евфимий (Шашорин). В 2001 году трудами братии был построен новый трапезный храм во имя преподобного Варлаама Хутынского – учителя преподобного Антония. Тогда же в 2001—2002 годах, после архивных поисков, по благословлению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на территории монастыря были проведены раскопки, в результате которых обретены считавшиеся одними учеными легендарными, а другими — навсегда утраченными, мощи прп. Антония, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.


1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.


Крест в водах священного Дымского озера

Настоятелем был назначен Игумен Игнатий /Бузин/, ныне епископ Армавирский и Лабинский.


С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан /Дементьев/, в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.


Рака с мощами угодника Божьего – преподобного Антония Дымского

Крестный ход 7 июля, в день когда представился преподобный Антоний, молитвенник, праведник и чудотворец, предваряет ежегодное празднование явление Чудотворной Тихвинской иконы 9 июля. И как раньше, паломники, прибывая в Тихвин, посещают Дымский монастырь, его озеро с чудодейственной водой, на камне посреди которого совершал молитвенные подвиги преподобный Антоний.

Смотреть купание в Дымском озере

Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси

Главные праздники обители (ст./нов. стили)

(это фото из инета)

Это один из древнейших монастырей Северной Руси. Его история насчитывает почти восемь веков, в течении которых были и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и периоды расцвета и славы. Три раза монастырь закрывался, три раза был полностью разрушен, три раза чудесно восставал из праха и пепла.

Преподобный Антоний родился в начале 13 века в Новгороде в благочестивой семье. Рано почувствовав влечение к иноческой жизни, он пришел в Хутынский монастырь, где через некоторое время получил монашеский постриг. Ища пустынного уединения, Преподобный вскоре ушел на берега Дымского озера, поставил на холме келью, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды. Святой приплывал к камню на лодке и, долго молился на нем.

Главная легенда монастыря рассказывает нам о подвиге преподобного Антония, о так называемом столпищенстве на водах. Стоя на камне, отягощенный веригами и железной шляпой, преподобный молил Бога дать живущему здесь народу веру. Сейчас на том месте установлен крест, а рядом с ним в воде находится тот самый молитвенный камень. Он стал почитаемой святыней.

На берегу есть часовенка, откуда виден крест.

Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Утвеождается, что многие люди исцелялись этим благодатным купанием. Считается так же, что это помогает обрести веру и душевное равновесие. Поэтому построили специальный вход в воду, лестничку такую:

Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.

В келье на холме, в каждодневной молитве провел он немало лет, пока молва о подвижнической жизни одного из первых северных отшельников не привела к нему людей, желающих разделить его подвиги. Так было положено начало самому монастырю.

Преподобный Антоний, умер на 67 г. жизни. Тело святого было положено в устроенной им церкви, где в 1370 г, через 100 лет после его смерти, было найдено нетленным.

Сейчас мощи св. Антония находятся в церкви, им можно поклониться.

Что касается монастыря...

Еще в 1409 году обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы, а в 1611 году монастырь подвергся опустошительному разорению шведов. Во время секуляризации монастырских земель обитель была упразднена и вновь открыта только в 1794 году.

При советской власти монастырь разделил участь почти всех российских обителей. Местные жители до сих пор рассказывают, как для разгона монахов пригнали броневик.
В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».
Много лет в монастыре была психиатрическая больница, впоследствии монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат «Глинозем».

В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием - «Красный броневик».
Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

После войны в единственном оставшемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение.
В последние десятилетия в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В конце 1950-х годов он был окончательно разобран.

Началом возрождения монастыря стал крест, установленный в 1994 году у святого камня на Дымском озере. А 17/30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был возрожден и имеет статус приписного скита Тихвинского монастыря.

Это - братский корпус, здесь живут монахи. Я не видела ни одного. Только священника в храме.

Главной и пока что единственной архитектурной достопримечательностью Антониево-Дымского монастыря является храм Антония на водах. Он действующий, освящен был в 2001 году. Хотя до сих пор ведутся восстановительные работы, и снаружи, и внутри храм очень красивый и уютный.

Другой каменный собор монастыря - церковь Святой Троицы - сейчас только восстанавливается.

Рядом с церковью видны штабели кирпичей.

Деньги на восстановление здесь собираются весьма оригинальным методом.
Рядом с кирпичами стоит ящичек для пожертвований на восстановление и лежат маркеры.
Каждый, кто сделал пожертвования на восстановление храма, может написать на кирпиче свое имя.


(это фото не мое)

Как добраться до Антониево-Дымского монастыря

Выезжаете из Тихвина по улице Карла Маркса по направлению к Вологде. Едете минут десять по трассе, переезжаете железнодорожный путепровод и видите указатель направо «Атониево-Дымский монастырь». Сворачиваете, там еще километра три и приезжаете прямо к монастырю.

Доехать до монастыря можно и автобусом, направление — Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).

Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь - мужской монастырь в деревне Красный Броневик Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска.

Монастырь принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель - игумен Игнатий (Бузин).

Монастырь, по преданию, основан преподобным Антонием около 1243 года. Официальное учреждение произошло позднее, с пожалованием грамоты великим князем Александром Невским.

Преподобный скончался 24 июня 1273 года, его тело было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Великого у клироса. В 1370 году мощи святого былы обретены нетленными и положены открыто в раке в том же Антониевском храме.

В 1409 году обитель была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу святого опустили на дно Дымского озера. Впоследствии святыни были обретены в его водах.

С 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.

В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены.

В 1626 году с благословения Патриарха Филарета царь Михаил Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм.

В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново.

В грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

[править] Источники, мнения по ранней истории монастыря

Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского, самая ранняя из дошедших редакций которого датируется концом XVII века. Вероятно, оно составлено в Антониево-Дымском монастыре с использованием местных преданий.

Вторая редакция, более поздняя, датируется концом XVIII-началом XIX века и, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу жития Феодосия Тотемского.

Причины скудости информации о ранней истории монастыря называет первая редакция: древние сведения не сохранились «от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». При этом обе редакции сохраняют дату основания монастыря - около 1243 года. О том, что грамота на создание монастыря была пожалована Александром Невским, сообщает поздняя версия.

Только в поздней редакции упоминается и о событиях 1409, 1611 и 1626 годов. И. П. Мордвинов считал эти известия легендарными, так как указаний на события в других источниках отстутствуют.

Есть публикация описи монастыря 1583 года, а также грамоты новгород-ского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 года в Дымский монастырь валаамским старцам:

и вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Ве-ликого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по за-кону прежних своих Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каков закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому "благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вкупе, единомышлено и меж себя в послушание, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действо-вали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, вся-кому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны...

Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом и присланым им 11 октября 1795 года.

Император Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.

В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году - 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году - 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году - хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.

При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. В монастырском пользовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-хдневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).

Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (Кириллов).

В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».

В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». По сути, её деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи.

Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище.

После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница.

В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956-1961 годах он был окончательно разобран.

К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырехъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек.

В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.

30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.

В Ленинградской области на расстоянии 20 километров от города Бокситогорска находится мужской Антониево-Дымский монастырь. Он относится к числу наиболее древних обителей нашей страны, и о его основании рассказывают не столько архивные документы, сколько дошедшие до наших времён легенды. Расположена эта монашеская пустынь в деревне Красный броневик, название которой напоминает смиренным инокам о временах, когда многим из их предшественников представилась реальная возможность стяжать венцы мучеников за веру.

Основатель древней обители

Исследователи утверждают, что не сохранилось никаких исторических памятников, подтверждающих существование монастыря ранее XVI века, и, тем не менее, предание приписывает его основание преподобному Антонию, поселившемуся в Новгородских землях около 1240 года. Говорят даже, что ещё до революции в обители хранилась грамота, пожалованная князем Александром Невским, но затем, она бесследно исчезла, как и многое из того, что монахи почитали своими бесценными реликвиями.

То же предание гласит, что основатель монастыря отошёл ко Господу в 1274 году, и его тело было погребено возле клироса, им же построенной церкви святого Антония Великого. Когда столетие спустя могилу вскрыли, то мощи были обретены нетленными, и источавшими благоухание, после чего их поместили в открытую раку, размещённую в церкви.

Злодеяния хана Едигея

Далее следует рассказ о том, что в 1409 году мужской православный монастырь, основанный преподобным Антонием, подвергся нашествию татарского хана Едигея и был полностью разорён. Однако, предвидя несчастье, монахи надёжно укрыли в земле мощи святого, а все ценности, включая железную шапку и вериги, которыми он изнурял плоть, опустили на дно Дымского озера.

Там же схоронили от супостатов колокола и позлащенные кресты куполов. Надо признать, что подобная информация вызывает некоторые сомнения, поскольку, согласно летописям, хан Едигей до Новгородских земель не дошёл, но тем не менее легенда вполне созвучна народному эпосу и живёт уже много веков.

Разорение монастыря шведами

Более достоверные, то есть подтверждённые архивными данными сведения относятся к 1578 году, когда после разорения шведами Валаамского монастыря часть уцелевших иноков переселилась на берег Дымского озера, где некогда была обитель, разорённая, по утверждению иноков, ханом Едигеем. Именно эти вынужденные переселенцы и возродили Антониево-Дымский монастырь. Однако злая судьба не отступилась от них и на новом месте.

Доподлинно известно, что в 1611 году шведские войска под командованием воеводы Якова Делегарди тщетно пытались штурмовать Успенскую мужскую обитель в Тихвине и, потерпев поражение, выместили злобу на плохо защищённом и лишённом каких-либо фортификационных сооружений Антониево-Дымском монастыре.

В результате недавно отстроенные храмы и кельи были сожжены, а уцелевшие иноки разбрелись по окрестным лесам, где ютились в землянках и шалашах. Спустя несколько лет те из них, кому оказалось не по силам отшельническое житьё, подались на Волхов и присоединились к братии Васильевского монастыря, остальные же навсегда сгинули в лесных чащобах.

Благодеяния первых царей из рода Романовых

Казалось, что на этом история Антониево-Дымского монастыря должна была бы закончиться. Но судьба распорядилась иначе. В 1626 году царь Михаил Фёдорович, идя навстречу ходатайству митрополита Филарета, повелел возродить к жизни столь много претерпевшую на своём веку обитель. По государеву указу на берега Дымского озера из нескольких северных монастырей были присланы иноки, ставшие первыми насельниками возрождённой обители.

Когда же на российский престол взошёл сын Михаила Фёдоровича ─ государь Алексей Михайлович, то, радея о спасении собственной души, он внёс в монастырскую казну щедрые пожертвования, что позволило возвести в нём первые каменные сооружения. Однако и тут злой рок неумолимо преследовал братию. В 1687 году монастырь вновь сгорел, но на этот раз не по вине чужеземцев, а по нерадивости самих монахов. Пришлось всё отстраивать заново.

Судьба обители в XVIII и XIX веке

Наступивший вскоре XVIII век мало чем порадовал насельников Антониево-Дымского монастыря. Если его первую половину удалось кое-как прожить (правда, с большими потерями от рекрутских наборов Петра I), то при государыне Екатерине II, проводившей политику секуляризации (изъятия) монастырских земель он был упразднён. Иноков разослали по другим обителям, а монастырский храм сделали приходским. Лишь в самом конце столетия его деятельность была возобновлена.

Гораздо более счастливым для монастыря выдался XIX век. Начиная с государя Павла I все последующие правители в той или иной форме оказывали ему покровительство. Это позволило осуществить большой объём строительных работ, возведя на месте прежних деревянных сооружений, каменные здания. Монастырь получил во владение значительные земельные угодья, а также рыбные ловли на Дымском озере.

Вступление в полосу лихолетья

Сразу после прихода к власти большевиков для насельников почти всех российских монастырей настала полоса бедствий, сопоставимых, разве что с нашествиями варваров. Коснулись они и обителей Санкт-Петербургской епархии. О событиях тех лет долго хранили память старожилы края. Рассказывали, что, когда в 1919 году власти закрывали Антониево-Дымский монастырь, то для разгона монахов, не желавших покидать обжитые стены, пригнали тот самый броневик, который впоследствии был увековечен в названии деревни, рядом с которой разыгрались трагические события.

В опустевшей обители большевики устроили вначале приют для калек и престарелых, но потом решили подойти более практично к использованию крепких и добротных зданий. По распоряжению местного Исполкома, в них была создана образцовая коммуна по производству кирпича. Просуществовала она всего 2 года ─ ровно столько, сколько потребовалось, чтобы разобрать на кирпичи и распродать большую часть монастырских построек. При этом сами же «образцовые коммунары» ни одного кирпича не произвели.

Тем не менее несмотря на все беды главный храм обители Троицкий собор продолжал действовать до конца 30-х годов в качестве приходского храма. В период Великой Отечественной войны он был разрушен и в послевоенные годы не восстанавливался. С 1945 года в двух чудом сохранившихся корпусах ─ келейном и гостиничном, - размещалась школа трактористов.

Когда же в 1952 году территория монастыря оказалась в ведении администрации новообразованного Бокситогорского района, её передали местной психиатрической больнице. Впоследствии у медиков приглянувшиеся ий площади отвоевала дирекция глинозёмного комбината, которая и распоряжалась ими до 1997 года, когда на волне перестройки всё, что оставалось к тому времени от монастыря было возвращено Санкт-Петербургской епархии. Новообразованная обитель была приписана в качестве подворья к Тихвинскому монастырю.

Второе обретение святых мощей

С этого времени началось возрождение обители, но ещё тремя годами ранее на берегу Дымского озера, где, по преданию, молился преподобный Антоний, установили поклонный крест в честь 770-летия со дня его блаженной кончины. В 2000 году приступили к работам по восстановлению разрушенного в годы войны Троицкого собора, и вскоре трудами игумена Евфимия, являвшегося настоятелем Тихвинского монастыря, были вновь обретены мощи преподобного Антония, сокрытые до той поры под толщей руин.

С этих пор они стали главной святыней возрождавшегося к жизни Антониево-Дымского монастыря, адрес которого вошёл в список паломнических маршрутов не только жителей Северной столицы, но и большинства других городов России. Многие верующие, обремененные различными недугами, стремятся на берега Дымского озера, в надежде получить исцеление по молитвам у раки святого.

Для тех, кто ещё только собирается отправиться в паломничество, сообщаем адрес монастыря: Ленинградская область, Бокситогорский район, пос. Красный броневик. Расположен он, как уже говорилось выше, в 20 километрах от Бокситогорска. Кроме того, в Санкт-Петербурге имеется подворье Антониево-Дымского монастыря. Оно размещено в возрождаемом к жизни храме Покрова Пресвятой Богородицы по адресу ул. Боровая, д. 52В. Его фото завершает статью.

Антониево-Дымский мужской монастырь только 20 лет как восстанавливается из руин. Расположена обитель в деревне Красный Броневик в Бокситогорском районе. Главная святыня – чудотворные мощи основателя, преподобного Антония. Как говорят в монастыре, молитва и купание в святом Дымском озере ставят инвалидов на ноги.

РАВНЫЙ ПО ДУХУ

Одну из древнейших обителей Северной Руси основал в 1243 году преподобный Антоний. Будущий святой родился в Великом Новгороде в 1206-м в семье христиан. В 19 лет Антоний покинул отчий дом и пришел в обитель на Хутыни, чтобы стать иноком. В те времена монастырь возглавлял Варлаам. Спустя два года он постриг юношу в монахи.

Инок приходил в храм первым и покидал его последним. Немудрено, что, когда монастырю нужно было отправить кого-то из братии в Константинополь по церковным делам, выбрали Антония, самого смиренного и добродетельного.

Из Византии монах вернулся спустя пять лет, исполнив поручение и получив от епископа подарки для обители и мудрые наставления. Вернулся в скорбный час – его наставник Варлаам умирал. Перед смертью он созвал братию и сказал, что оставляет обитель на Антония, своего сверстника, то есть равного по духу.

Антоний принял управление обителью в 1243-м. Исполнил наказ Варлаама достроить каменную церковь Преображения. Но настоятелем он не пробыл и года: в 37 лет инок тайно покинул монастырь и ушел в леса.

ВЕНЕЦ ПОСЛУШАНИЯ

Немало прошел Антоний по дебрям, прежде чем вышел к подножию холма и окутанному туманом озеру (благодаря этому озеро и прозвали Дымским. – Прим. авт.). Это сейчас здесь стоит обитель, к которой верующие стекаются со всей России . А тогда это было дикое место первозданной красоты.

Вскоре на берегу озера появился небольшой шалаш. Ближе к зиме монах выкопал пещеру и построил келью. Инок трудился днем и ночью, а для пущего измождения носил не снимая тяжелые вериги (цепи. – Прим. ред.) и железную шестикилограммовую шапку. В поля шляпы были вбиты гвозди, которые врезались в голову, напоминая муку тернового венца. Говорят, что этот головной убор еще лежал у мощей преподобного в XIX веке, а затем бесследно пропал.


Но дремучие леса не скрыли богоугодную жизнь Антония от его искренних последователей: вокруг отшельника стала собираться братия. И в 1250 году к Александру Невскому обратились с просьбой дать жалованную грамоту на земли у Дымского озера, чтобы создать монастырь.

Ровно 30 лет Антоний отдал обустройству обители. Преподобный скончался в 1273-м, когда ему было 67 лет. Его положили в построенной им же церкви, а в 1370 году, во время правления Дмитрия Донского , обрели его мощи: за век тело Антония осталось нетленным.

«ВСТАНЬ И СИДИ!»

Святые останки положили в открытую раку в том же храме за 13 лет до явления чудотворной Тихвинской иконы. Поэтому Антония считают предтечей.

Записи о чудесах, которые творят мощи святого Антония, стали вести с середины XVII века. Многие, помолившись преподобному и искупавшись в Дымском озере, излечивались от хворей. К примеру, петербургский купец Ермолай Калитин, избавившись в 1744 году от ужасных струпьев по всему телу, в благодарность дал денег на постройку церкви. На его же пожертвования в храме соорудили два иконостаса и раку.

Необычна история Симеона, который жил в Тихвинском посаде в середине XVII века. Два года несчастный ходил с загноившимися глазами, из которых сочилась и кровь. У церкви с мощами Антония он промыл глаза утренней росой – и исцелился.


Через несколько лет Симеон, «впав в искушение», тяжело заболел и уже ожидал смерти, как после хвалы Антонию увидел странный сон. В нем были ангелы, которые несли по воздуху Тихвинскую икону и икону Антония. Была при них и чаша, до краев наполненная святой водой. Ангелы устыдили Симеона: «Чего лежишь распростертым на одре своем?» А когда он заговорил о хвори, появился святой Антоний: «Встань и сиди!» – и окропил больного. Симеон проснулся здоровым.

«МОНАСТЫРЬ ГОРИТ»

За свою историю обитель разрушали трижды: в 1409-м – татары, в 1611-м – шведы, в 1919-м – советы. Во время нашествия татар, по преданию, мощи, вериги и шляпу Антония, а также утварь и колокола спрятали и уберегли на дне озера.

В 1585 году шведы разорили Валаамский монастырь, и иноки некоторое время жили в Дымской обители. А в 1611-м шведские войска, которые не смогли осадить Тихвинский монастырь, ударили по обители Антония. Выстоять она, неукрепленная, не смогла: храмы и кельи сожгли, уцелевшие братья разошлись. За восстановление «монастыря на Дымях», по велению Михаила Федоровича Романова , взялись спустя 15 лет. А уже при Алексее Михайловиче здесь появился первый каменный храм.


В 1687 году в Дымском монастыре случился страшный пожар. Благодаря заступничеству Антония братия не пострадала: святой явился во сне одному из монахов и предупредил, что тот «сгорит бездельно». Инок в страхе проснулся и увидел, что в его келье из-за неисправной печи уже бушует пламя.

Спустя месяц вспыхнули трапезная и хлебопекарня. И снова монахов спас Антоний, который явился задремавшему пономарю и сказал: «Проснись! Монастырь горит!» Пламя вовремя потушили.

В XIX веке обитель обновили и расширили: на месте деревянных построек появились каменные. У монастыря были свои приходская школа, квасоварня, ледники, огороды и луга , дровяной лес.

ТРАКТОРИСТЫ, КИРПИЧИ

В 1919 году монастырь закрыли. Для разгона монахов пригнали броневик. В память о тех событиях обитель переименовали в деревню Красный Броневик.


Опустевшую обитель занял приют для калек и престарелых. Потом там устроили предприятие по производству кирпича. Суть его работы сводилась к разбору монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. Тогда же, в 1929-м, уничтожили и монастырское кладбище. При этом Казанский собор монастыря работал до конца 1930-х как приходской храм.


После войны в сохранившихся келейном корпусе и гостинице устроили школу для трактористов. К 1961 году его окончательно разобрали.

К началу 1990-х остались остов соборной колокольни, келейный корпус, корпус богадельни, здание церковно-приходского училища и несколько хозпостроек.

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЩЕЙ

Возрождаться Дымская обитель начала в 1994 году, когда на святом озере, у камня, где молился Антоний, установили поклонный крест. В начале 2000-х начали отстраивать Казанский. Колокола подняли в 2010 году, но восстановление собора еще продолжается.


Мощи вновь обрели в 2001 году и положили в Тихвинском монастыре. Домой же святой Антоний вернулся в 2008-м – после утверждения обители Синодом.

Наряду с мощами преподобного в монастыре есть и другие святыни: иконы с частицами мощей Матроны, мучениц Веры, Надежды и Любови, а также других святых.

КАК ДОЕХАТЬ ДО МОНАСТЫРЯ:

Из Санкт-Петербурга – автобусами: направление – Бокситогорск , Пикалево ; остановка Галично, далее три километра пешком.