Умерла упавшая с трапа самолёта «Уральских авиалиний» полуторагодовалая девочка. В пулково выясняют причины обрушения трапа, в результате чего пострадали женщина и ребенок Виновным в ЧП грозит уголовное дело

© Фото пресс-службы Северо-Западной транспортной прокуратуры

«„Пулково“: в аэропорту царит хаос. Так сказал командир судна на 40-й минуте ожидания трапа. „После недавней трагедии с девочкой, упавшей с трапа…“», — такая запись появилась в четверг вечером в «Живом журнале» дьякона Андрея Кураева.

Похожие сообщения стали множиться в соцсетях как грибы после дождя: «Час безуспешных разборок, нервов, беготни. И, плюнув на беспредел со стороны работников аэропорта „Пулково“, мы, купив новые билеты, все-таки летим домой. Уставшие, но не побежденные», «Это смысловые галлюцинации. Как это развидеть? Это даже не треш…».

Судя по онлайн-табло, ночью многие рейсы задерживались, часть вылетела с опозданием. Этой историей уже заинтересовалась прокуратура. В ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (управляющая компания аэропорта) на следующий день , что действительно 11 рейсов были задержаны из-за того, что после трагедии в аэропорту используют меньше самоходных трапов. Однако отметили, что еще свыше 20 рейсов были задержаны по другим причинам — из-за позднего прибытия самолетов, плохих метеоусловий, технических проблем.

«В данном случае все заинтересованные лица должны писать жалобы в контролирующие органы: Роспотребнадзор, прокуратуру. В „Пулково“ задерживают рейсы, при этом мотивируя это безопасностью. Но создают ситуацию с противоположным эффектом — ведь там много пассажиров, в том числе с детьми. О какой безопасности идет речь, если эта ситуация пагубно отражается на их здоровье?» — считает адвокат Андрей Тындик.

О безопасности в «Пулково» заговорили после трагедии, произошедшей 28 сентября. Тогда под бабушкой, которая несла на руках свою внучку, обрушилась часть площадки самоходного трапа. В результате пассажиры упали с высоты более трех метров. Пострадавших увезли в больницу. Бабушка получила переломы и через некоторое время ее перевели на амбулаторное лечение. На восстановление уйдет не меньше двух месяцев. За жизнь девочки врачи боролись две недели. Они сделали все возможное, чтобы спасти ребенка. Но 14 октября девочка скончалась.

На опубликованных на сайте Северо-Западной прокуратуры на транспорте фотографиях видно , что металлическая часть злополучного трапа буквально висит на двух тонких тросах. На самом видном месте конструкции присутствует надпись «Аэропорт Пулково».

Северо-Западное следственное управление СК на транспорте возбудило уголовное дело по п. в ч.2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека). Позднее были задержаны двое подозреваемых из числа работников ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (управляющая компания «Пулково»): Валентин Чернаенко и Александр Козельский. Козельского, который отвечал за ремонт неисправного пассажирского трапа, суд отправил под домашний арест. А вот Чернаенко отпустил на свободу, отказав следствию в помещении его под стражу.

В пресс-службе «Воздушных ворот Северной столицы» сообщили, что представители аэропорта связались с родственниками и оказали им материальную помощь, а также предложили помочь с организацией похорон. Знакомые семьи подтвердили, что матери девочки перевели деньги, когда ребенок лежал в реанимации. Кроме того, по словам представителя аэропорта, были принесены личные извинения перед семьей.

После инцидента аэропорт начал свое служебное расследование. По словам собеседника агентства, все трапы конструкции, аналогичной задействованному в трагедии 28 сентября, временно выведены из эксплуатации. Они будут вводиться в работу после дополнительной проверки их технического состояния.

Вместе с тем в аэропорту подчеркнули — информация о том, что «единичные задержки» 19 октября были связаны с самоходными трапами, недостоверна. По данным пресс-службы воздушной гавани, в связи с расследованием 11 трапов одной конфигурации были выведены из эксплуатации для оценки технического состояния. Часть из них после подтверждения безопасности возвращены в работу, по оставшимся еще проводится проверка.

Такое объяснение удовлетворило не всех. «Аэропорт работает штатно и не краснеет даже из-за „инцидента“», — такой комментарий появился в группе «Пулково» в социальной сети.

Между тем следственный комитет проводит проверку трапов и в других аэропортах СЗФО. И уже в Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре, Ярославле и Пскове.

Согласно Воздушному кодексу РФ, ответственность за пассажира, пока он находится на территории аэродрома, несет авиакомпания. «Статья 117 Воздушного кодекса РФ устанавливает положения об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажиру воздушного судна. Ответственность перевозчика действует во все время воздушной перевозки. При этом под воздушной перевозкой понимается период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром. Таким образом, нахождение пассажира на трапе подпадает под понятие воздушной перевозки, следовательно, возмещать вред пострадавшим будет авиакомпания», — подчеркнул адвокат Владимир Старинский.

Однако стоит отметить, что перевозчики заключают с аэропортами договоры на наземное обслуживание. В этих документах прописан список предоставляемых услуг, к примеру, подача трапа, перевозка багажа, питание и т. д. В данном случае трап принадлежит аэропорту «Пулково» (что последний и не скрывает).

Здесь можно вспомнить трагедию 2014 года, когда во «Внуково» самолет «Фалькон-50» столкнулся со снегоуборочной машиной и загорелся. В итоге погиб экипаж и пассажир — президент нефтяной компании «Тоталь» Кристоф де Маржери.Тогда виновными признали сотрудников аэропорта. В частности, водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко и инженеру Владимиру Леденеву назначили по 4 и 3 года колонии. Однако оба осужденных были освобождены от наказания по амнистии со снятием судимости.

В случае с трагедией в «Пулково» также остается только ждать решения суда.

Никита Кочетов

Больше двух недель врачи боролись за жизнь маленькой девочки, упавшей с трапа в аэропорту Пулково. Прогнозы были неутешительными - за это время ребенок перенес три клинических смерти - но медики пытались сделать невозможное. Чуда не произошло. Спустя 17 дней после происшествия сердце малышки остановилось навсегда. Мать Верочки (имя изменено - прим.ред. ) считает, что в гибели ее девочки виновны сотрудники аэропорта. Женщина заявляет: она будет добиваться того, чтобы эти люди были наказаны.

Падение с трапа

Вечером 28 сентября петербурженка Дарья Петрова встречала свою маму и 1,5-годовалую дочку в Пулково: они должны были вернуться из Москвы. Самолет уже приземлился, и пассажиры один за другим выходили к встречающим, однако Марии Леонидовны с Верочкой все не было. Дарья начала звонить маме, но та не брала трубку.

Наконец, женщина перезвонила. Она сообщила дочери, что вместе с внучкой находится в медпункте. «Я спросила, что случилось, мне ответили, что они упали, - рассказала Дарья телеканалу РЕН ТВ . - Я подумала, что они упали внизу, споткнулись о ступеньки. Но когда пришла в медпункт, я поняла, что они упали сверху».

В медпункте Дарья узнала, что аэробус «Уральских авиалиний» сел в Пулково, и к нему пристыковали трап. Когда пассажиры покидали самолет, часть трапа оторвалась. 44-летняя женщина и ее 1,5-годовалая внучка упали на землю с трехметровой высоты. Как расскажут потом Петровой другие пассажиры, трап начал сильно шататься, как только люди ступили на него. Идти было страшно. И опасения оказались небеспочвенными.

17 дней борьбы

Пострадавших доставили в больницу. У женщины диагностировали переломы ноги, двух ребер и сотрясение мозга. Состояние девочки было тяжелым: ушибы сердца, легких, печени, черепно-мозговая травма. Ребенка поместили в реанимацию и ввели в искусственную кому. Почти три недели врачи боролись за жизнь малышки, но прийти в сознание Верочке уже не было суждено. За 17 дней кроха перенесла три клинических смерти. Когда сердце девочки остановилось в очередной раз, запустить его уже не удалось. «Они пытались завести его в течение получаса, но не смогли, - говорит Дарья. - Ничего не получилось».

Безутешная мать считает, что в случившемся виновны исключительно сотрудники аэропорта, которые не следили за состоянием оборудования. Женщина намерена добиваться того, чтобы все люди, причастные к гибели ее дочери, понесли заслуженное наказание.

Никаких официальных комментариев по поводу смерти девочки пока не поступало. Возбуждены уголовные дела по статьям УК РФ «Недоброкачественный ремонт транспортных средств либо иного транспортного оборудования», «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей» и «Халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека». Будет ли переквалифицирован последний пункт с «тяжкого вреда здоровью» на «смерть», пока неизвестно.

Никто не заметил дефекта

Представители СК допросили сотрудников Пулково, которые производили техническое обслуживание трапа, а также изучили всю техническую документацию. Оказалось, что поворотная часть платформы старого трапа ремонтировалась уже много раз - получается, работы не были проведены надлежащим образом. К тому же, неисправность должны были выявить еще во время ежедневного осмотра оборудования. Тем не менее, дефект никто не заметил.

По результатам проверки был задержан начальник участка механических работ службы спецтранспорта аэропорта Пулково, на котором и лежала ответственность за ремонт трапа. Мужчина уже дал признательные показания, и вопрос об избрании для него меры пресечения будет решен в ближайшее время.

В Пулково же заявили, что все старое оборудование в аэропорту будет заменено в максимально быстрые сроки, но когда именно это произойдет - неизвестно, все зависит от поставок.

«Для меня очевидно, что сотрудники аэропорта просто невнимательно отнеслись к своей работе - устали, недосмотрели, не заметили дефекта, - отмечает независимый эксперт, авиационный механик Алексей Коростылев . - На территории аэропорта нельзя упускать ни единой мелочи. А так - ребенка погубили. Этого можно было бы избежать, если все нормально выполняли свою работу. Вот и все».

Полуторагодовалый ребенок перенес операцию, но спасти его жизнь не удалось. Кто виноват в случившемся и какими будут компенсации родственникам погибшей?

Скончалась девочка, упавшая с трапа самолета в «Пулково». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на комитет по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга. Полуторагодовалому ребенку провели операцию, девочка находилась в реанимации в тяжелом состоянии.

Инцидент произошел 28 сентября. Трап обрушился, когда пассажиры выходили из самолета. С высоты трех метров упала женщина 1973 года рождения и ее внучка. Они были госпитализированы. Как сообщала «Фонтанка», у женщины был диагностирован перелом ноги, а девочка получила травму головы.

Было возбуждено уголовное дело, задержаны начальник участка службы механических работ спецтранспорта «Пулково» и еще один сотрудник аэропорта. Кто несет ответственность за случившуюся трагедию и на что могут рассчитывать родные погибшей девочки?

Александр Забейда адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Вопрос о том, кто виноват в данном случае, будет зависеть от результатов расследования. Самое важное в данном случае — это установить причинно-следственную связь между совершенными действиями и наступившими последствиями. Я буду с грустью смотреть на эту ситуацию, если она будет развиваться по сценарию расследования катастрофы на Саяно-Шушенской ГРЭС, там следователи вменили совершение неосторожного преступления группе лиц. Или теракта в «Домодедово», когда собственнику аэропорта вменили последствия теракта. Ни та, ни другая конструкция не отвечали российскому праву. Так же может быть и в этой ситуации. Жизнь в России в призме судебной практики сегодня ценится очень мало, средний размер компенсации, согласно этой практике, за неосторожное причинение смерти колеблется в промежутке от 300 тысяч до 1,5 млн рублей. Но возможна ситуация, как в случае с «Домодедово». Ведь все преступления, связанные с несовершеннолетними, находятся на особом контроле у председателя СКР. И если он выступит в прессе с заявлением о том, что компенсация должна быть большой, и укажет ее размер, вероятнее всего, аэропорт будет вынужден выплатить ее в досудебном порядке, чтобы избежать необоснованного расширения круга подозреваемых».

После этого инцидента в аэропорту «Пулково» сообщили, что будет проведена внеочередная закупка трапов в максимально короткие сроки. Северо-Западное следственное управление инициировало проверку трапов на аэродромах городов, входящих в соответствующий федеральный округ.

Из-за частичного обрушения трапа самолета серьезные травмы получили женщина и ее маленькая внучка. Выходя из лайнера, они рухнули с трехметровой высоты прямо на бетонное покрытие.

Неисправный трап сейчас разбирают буквально на детали - специалисты пытаются понять, почему конструкция, способная выдерживать вес в сотни килограммов, накануне вечером сломалась прямо под ногами двух пассажирок. На любительских кадрах, сделанных спустя пару минут после инцидента, виден пол, примыкающий к борту самолета. Он сложился буквально пополам.

«При выходе пассажиров из самолета часть трапа оторвалась. В результате женщина 1973 года рождения с полуторагодовалым ребенком упали на землю. Оба получили травмы и были госпитализированы в больницу», - сообщила старший помощник руководителя Северо-Западного СУ на транспорте СК РФ Мария Добрынина.

Мария Кобылецкая с внучкой Варей возвращались в Петербург после отдыха на Черном море. На выходе из самолета женщина держала девочку на руках. Перед ними по трапу благополучно спустились несколько десятков пассажиров. А вот под Марией пол неожиданно провалился.

«Пациентка поступила в наше учреждение спустя два часа после получения травмы в состоянии средней степени тяжести, расценивается состояние как стабильное. Наш прогноз такой, что лечение требуется не менее двух недель. У нее имеется травма головы, груди - расценивается как легкая, а ведущая травма - конечностей», - рассказал заместитель главного врача по хирургии городской больницы №26 Санкт-Петербурга Александр Найденов.

Годовалая Варя, упав с трехметровой высоты, ударилась головой. Всю ночь врачи боролись за ее жизнь, в палату не пускали даже маму.

«Я их встречала в аэропорту. Высадка уже закончилась, выдача багажа тоже, и ничего конкретного. Я их ждала-ждала, а их нету. начала звонить, трубку никто не брал. Потом перезвонила мама, объяснила мне все. Она сказала, что они в медпункте, я побежала в медпункт», - рассказала мама пострадавшей девочки Дарья Петрова.

Девочка находится в реанимации. Врач были вынуждены ввести ее в искусственную кому.

«У нее открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, множественные переломы, череп и гематома, по поводу чего она и оперировалась. Ушиб легких, сердца, печени, шок», - сообщила главный врач детской городской больницы №5 им. Н.Ф. Филатова Людмила Исанкина.

Самоходный пассажирский трап считается вполне безопасным устройством. Стыковку производит машинист частично под контролем автоматики. Инциденты с ними в мировой практике случались. В Пулково в 2011 году шестилетний мальчик оступился в щель между бортом самолета и трапом. Тогда обошлось ушибами.

Что стало причиной происшествия теперь - будет выяснять следствие. Заведено уголовное дело. В аэропорту Пулково работает собственная комиссия. Инженеры уже знают, какая конкретно деталь оказалась дефектной. Остается установить, был ли это брак заводской или допущена халатность при техническом обслуживании трапа.

«Произошло разрушение оси крепления поворотной платформы автомобильного трапа. В аэропорту используются трапы двух типов. В любом случае все сегодня - и того, и другого типа - прошли проверку соответствующую. Но трапы того типа, который непосредственно сломался, они на сегодняшний день в эксплуатации не используются», - рассказал директор по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью Пулково Денис Павшинский.

Сегодня в Пулково проводят с персоналом дополнительный инструктаж по технике безопасности. Пострадавшим обещают оказать всю необходимую помощь, а виновных - наказать.

Шесть человек пострадали в результате падения с трапа при посадке в самолет в Барнауле, трое из них госпитализированы. Сообщение об этом размещено на сайте пресс-службы министерства транспорта Алтайского края.

"Произошло складывание трапа, в результате чего пострадало пять пассажиров, двоим госпитализация не потребовалась. Три человека находятся в Краевой клинической больнице скорой медицинской помощи. Администрация аэропорта приносит свои извинения и гарантирует оказание всего комплекса медицинских услуг", - говорится в тексте.

Администрация воздушной гавани издала указ о проведении внеочередной проверки технического состояния всех трапов. Формируется комиссия для установления причин инцидента. Сообщается, что трап прошел проверку согласно регламенту в октябре 2018 года. Претензий к его состоянию не возникло.

Cудно с двухчасовой задержкой вылетело из Барнаула в Москву, сообщили ТАСС в пресс-службе местного аэропорта. "Вылет должен был состояться в 07:30 (03:30 мск). Самолет "Уральских авиалиний" вылетел в 09:38 (05:38 мск). Сейчас комиссия ведет проверку [по факту инцидента]", - сказал собеседник агентства, добавив, что остальные пассажиры чувствуют себя нормально.

Следственный комитет возбудил дело по двум статьям: в связи с возможной халатностью и оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Как выяснилось, опора площадки трапа была самодельным аналогом и не соответствовала требованиям безопасности.

СМИ ранее писали, что ничего необычного в замене детали трапа на сделанную ремонтниками аэропорта нет: служба спецтранспорта имеет разветвленную сеть подразделений, мастера которых обязаны по заявкам всех подразделений "Пулково" изготавливать запчасти, ремонтировать отдельные детали, узлы и агрегаты, а также выполнять "нестандартные производственные задачи" своими силами. Поэтому оригинальная ось американского производителя FMC была заменена на самодельную, выточенную в "Пулково".