Что находится на территории рязанского кремля. Рязанский кремль

Территория Рязанского кремля всё ещё открыта для прогулок. Быть может, не каждый рязанец задумывался над тем, что в его родном городе он имеет возможность свободно передвигаться по историческому центру, тогда как удовольствие вольно гулять по кремлю почти всюду платное - взять Москву, Великий Новгород, Старую Ладогу. Разве что соседи Владимир и Коломна - в списке исключений. Конечно, можно цинично рассуждать, что гостям и показать-то можно всего один лишь кремль, но вопрос этот с одной стороны спорный, с другой напрашивается вывод, что за Рязанский кремль как раз и не обидно. А потому знать его историю, а при случае удивить приезжих занимательной экскурсией не помешает никому.

Потратив время в пути до архитектурного ансамбля, к примеру, на то, чтобы сориентировать гостя города в событиях и основных персонажах славной рязанской истории за девять сотен лет. Рассказать, как же так получилось, что некогда могущественная столица княжества обратилась в провинцию с дотационным бюджетом. Концы стоит искать в XII веке, когда феодальная раздробленность, поразившая Киевское государство, расчленила-таки его на отдельные княжества. В их числе оказалось и Муромско-Рязанское, которому суждено было в 1155 году также разделиться на два самостоятельных.

Рязанское княжество территорию имело завидно громадную и богатую на леса, зверя и прочие природные дары. Заканчивалось оно точно на границе лесостепей, а потому при набегах кочевников вставало на их пути первым. Донимали половцы - с племенами вели борьбу целое столетие, пока в начале XIII века им на смену не явились более сильные агрессоры. Так, Рязанское княжество первым приняло удар татаро-монгольских орд в 1237 году. Он оказался разрушительным для Пронска, Ижеславца и столицы княжества - Рязани. Город отстаивали пять дней и ночей, но силы были слишком неравны.

В древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» противостоял татарам русский богатырь Евпатий Коловрат, который в поединке с бесчисленными татарскими полками погиб. Нашествие Батыя подорвало былое могущество столицы княжества. Рязань, та самая, которую сегодня мы знаем как городище Старая Рязань, из цветущего города превратилась в руины, которые вернуть к жизни так и не получилось. Рязанские князья всё чаще начинают бывать в другом городе - Переяславле.

В 1208 году, по свидетельству летописи, здесь были построены первые городские укрепления. До конца XIII века Переяславль был средним уделом Рязанского княжества, а к концу следующего столетия князья перенесли сюда официальную резиденцию. Набеги татар продолжались - рязанские земли терпели разрушения больше других. В 1378 году татарские войска были побеждены на Воже, но следующий год стал разрушительный уже для Переяславля - татары его разоряют и жгут. Не спас ситуацию и договор князя Олега Ивановича с татарами - такой политический ход и сегодня даёт повод историкам обсудить его личность. А вместе с этим и поискать причину, по которой Олег не принял официального участия в Куликовской битве. Так или иначе, к концу XIV века Москва постепенно становится политическим и экономическим центром северо-восточной Руси. Поневоле с этим считался и Олег Рязанский - он был вынужден наладить мирные отношения с Москвой и заключить мирный договор с князем Дмитрием Донским.

Запомнил Переяславль и события 1444 года - грабить город пришли отряды царевича Мустафы. Через 11 лет татары вернулись снова, но, получив отпор, покинули рязанские земли. Угроза над самостоятельностью Рязани нависла позже - переломным стал 1521 год, когда последний представитель княжеской династии в Рязани Иван Иванович был обвинён Василием III в предательстве: мол, тот сватает дочь крымского хана. Между тем, сам крымский хан с войском подошёл к Москве и добился регулярной выплаты дани, пока Василий III набирал войско и в городе отсутствовал. Рязанский князь мыслей о престоле не оставлял и решил воспользоваться удобным случаем, в суматохе ускользнув из Москвы в Переяславль, но в город не пошёл, а перебрался на левый берег Оки в Шумашь, в вотчину Кобяковых. Когда же на обратном пути Махмет Гирей решил поживиться в Переяславле и получил сопротивление. Князь Иван Иванович бежал в Литву. Он попытался было собрать войска, надеясь на помощь тамошних правителей, чтобы восстановить права на рязанское княжение, но потерпел неудачу. Он умер в Литве в 1534 году. Василий III же завершит объединение русских земель и увидит падение Большой Орды. Как напишет учёный Лев Гумилёв, Россия станет монолитной, присоединив к себе Черниговское княжество, Псков и Рязань, и будет граничить на юге и востоке с татарскими государствами.

На страницах истории Переяславль-Рязанский мелькнёт век спустя - когда рязанский воевода Прокопий Ляпунов призовёт другие города идти в ополчение против польских захватчиков «без сумнения и боязни». Но после разгрома польско-шведской интервенции Переяславль постепенно потеряет былое значение военной крепости. В первой половине XVII столетия территория рязанских земель образована в Рязанское наместничество, а в 1778 году по Указу Екатерины Великой появилась Рязанская губерния, и Переяславль-Рязанский переименовали в Рязань. Только новое имя городу процветания не принесли - рос он медленно и развивался слабо. Но город, который был заложен девять веков назад, в 1095 году внуком Ярослава Мудрого Ярославом Святославовичем на высоком берегу реки Трубеж при впадении в неё реки Лыбедь, недалеко от полноводной Оки, сохранил свою славную историю для потомков. И Рязанский кремль - её немаловажная часть.

И так как официально обозначенного кассой входа на территорию кремля не существует, значит, и начинать прогулку можно с любой стороны. Пусть это будет Соборная площадь, где к юбилею региона в 2007 году установили памятник рязанскому князю Олегу. Тому самому, который всеми силами стремился сделать рязанское княжество центром Руси. И пока историки продолжают спорить о том, предатель он или патриот, образ великого князя Олега Рязанского украшает герб Рязани, а медная скульптура - одну из площадей. Автор работы - Зураб Церетели, который представил князя также, как и на гербе, с мечом в руке, но верхом на коне, что вышагивает, может, в направлении Оки, может - владений князя. В этом направлении и начнётся путь к ансамблю кремля.

Он начинается в Кремлёвском сквере: вход в него обозначен колоннадой, у которой свойственно парковаться таксистам, хотя здесь запрещающие знаки и часто работают эвакуаторы. Исторически сложилось использовать парк для занятий физкультурой приближённым к кремлю школам, а по весне счищать от зимней коросты снег и прошлогоднюю листву сотрудникам регионального правительства. В парке имеется часовенка, выстроенная к 900-летию Рязани, и фонтан. Не каждый, правда, знает, что в нишах часовни должны быть статуи князя Олега, князя Романа, княгини Евпраксии и епископа Василия, но на отливку скульптуры просто-напросто в девяностые годы XX века не нашли денег.

В парке с некоторых пор отгородилось забором управление Рязанской епархии. Это церковь Ильи Пророка, именем которой когда-то была названа и Ильинская площадь, ныне Соборная. Храм лишился колокольни в советские годы, тогда же получил барельеф с профилем Сталина, которого позже подменили обнажёнными Адамом и Евой, дабы организовать в бывшем храме ЗАГС. Сегодня здесь администрация Рязанской епархии, в том числе и кабинет митрополита. К слову, в 2015 году поближе к кремлю вновь переехал и центральный ЗАГС, который окрестили Домом торжеств. Большой зал Дворянского собрания сменился на уютные бирюзовый и золотой. К тому же у молодожёнов под боком Есенин, что по грудь в асфальте. На пути к нему стелы в память о защищавших честь страны в Первую мировую и в Великую Отечественную войну, и ограда, где из года в годы влюблённые развешивали разного рода замки (проявление любви получило запрет).

Дорога выводит к памятнику Есенину, изготовил которого скульптор Александр Кибальников к 80-летию со дня рождения поэта. Планировалось установить скульптуру на пять размеров больше на острове под кремлём. План не утвердили, что, вероятно, к лучшему. Да и на ладонь к Есенину было бы уже не так просто влезть. Сергей Александрович никогда не обделён вниманием: ладошка никак не наскучит ни подросткам, ни десантникам из близлежащего училища, ни туристам, ни молодожёнам, для которых сделать фото на фоне Есенина почти супружеский долг. Как и запечатлеться напротив памятника, где открывается вид на добрую половину ансамбля кремля.

По правую руку от поэта, быть может, один из самых красивых храмов Рязани - церковь Спаса Преображения на Яру, возведённая в конце XVII века. Было время, когда в ней размещалась морская школа, но сегодня храм открыт для прихожан и продолжает впечатлять. Долгое время настоятелем храма был любимый многими рязанцами отец Сергий (Чушкин). Он более двадцати лет прослужил в Преображенском храме: собственноручно реставрировал, расписывал и благоустраивал его, а также создал одну из самых популярных в Рязани купален для крещения детей.

Чтобы увидеть весь архитектурный ансамбль кремля, нужно попрощаться с Есениным и ступить на Глебовский мост. Мост некогда служил воротами в город, сегодня - это портал к кремлю. Первая за мостом - 86-метровая колокольня. Её шпиль - одна треть от общей высоты. Строительство велось с перерывами немалых полвека и завершилось в 1840 году. В создании первого яруса участвовал архитектор Степан Воротилов, второго - Иван Русско, третьего - Николай Воронихин, и наконец, четвёртого яруса и шпиля – архитектор Константин Тон. Специалисты называют сооружение уникальным, ведь несмотря на разные стили (барокко и ампир) каждого яруса, колокольня монументальна и подобных ей в России нет. Её построили, чтобы подчеркнуть Успенский собор и сориентировать на кремль одну из центральных улиц города - Соборную, тем самым её завершив. Колокольню построили на месте Глебовской башни, в чём можно убедиться, найдя на её стене мемориальную доску с соответствующей надписью.

На самой высокой точке кремлёвского холма стоит Успенский собор. Он строился шесть лет под руководством русского зодчего Якова Бухвостова и крепостного графа Татищева, и был освящён в 1699 году. Создавая композицию, Бухвостов взял за образец собор Московского кремля, но во многом отошёл от традиций. Мы видим три яруса огромных окон, а не узкие щелевидные, присущие церковному строительству того времени. Колонки, проёмы и входы украшены резьбой по белому камню. В прошлом столетии собор отреставрировали специалисты Метростроя, подведя новый фундамент. В советские годы алтарную часть занимал планетарий, по возвращению церковных сооружений Русской православной церкви её украсил самый высокий в России 27-метровый иконостас.

От Успенского собора по пути следования к набережной Трубежа располагается небольшой храм жёлтого цвета. Это отреставрированный Христорождественский собор. В XV столетии он стал первым каменным сооружением кремля - общегородским храмом и усыпальницей рязанских князей и княгинь. Так, в начале XVII века сюда перенесли мощи епископа святителя Василия Рязанского По христианской традиции храмостроительства на Руси, собор был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Когда же в силу небольших размеров он перестал вмещать всех прихожан, приняли решение строить просторный храм - его мы и знаем как Успенский собор. А первый каменный храм, прослуживший три столетия, был переименован в Христорождественский.

По правую руку от него по соседству с Успенским - Архангельский собор. В XV веке строился как княжеская домовая церковь и служил усыпальницей рязанских архиереев, в числе которых сподвижник Петра I Стефан Яворский. А вот жили рязанские архиереи в палатах: слева от Архангельского собора трёхэтажное белокаменное сооружение - Дворец Олега. Его фронтон когда-то украшало изображение великого князя Олега Рязанского. Здесь можно задержаться, заглянуть внутрь и осуществить знакомство с Рязанским историко-архитектурным музеем заповедником, который так и называется – Рязанский кремль. Выставки, экспозиции, фондохранилище, библиотека, администрация музея пока (до ввода в эксплуатацию нового здания музея) размещаются в пяти сооружениях кремля, в том числе и во Дворце Олега.

Справа от него - Певческий корпус, где можно изучить экспозицию о буднях и праздниках русского народа. Его построили в середине XVII века для архиерейских служителей - эконома и казначея. Название же он получил от проводимых здесь спевок певчих. Дополняет ансамбль Консисторуский корпус, построенный в то же время, что и Певческий. Предполагают, что и одним и тем же архитектором. В одном из помещений второго этажа сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами - судебными сценами. В здании две экспозиции, которые, без сомнения, способны увлечь юных исследователей: здесь показывают и рассказывают о живой природе и о природе вещей.

Справа от консистории находятся хозяйственные постройки былых веков при архиерейском дворе - конюшни и каретный сарай, архиерейская кухня, сараи для «разной поклажи», кузница и бочарная. Нынче - администрация музея. Позади здания археологи изучают фундамент солодежни - места, где проращивали и варили солод для приготовления кваса и пива. Правда, варили недолго - всего столетие действовала солодежня, и в XVIII веке её разобрали за ненадобностью. За ней расположилась двухэтажная каменная постройка, завершающая единый ансамбль архиерейского двора. Первоначально она планировалась как склад для зерна и разных припасов, а затем здание приспособили под гостиницу. Здесь останавливались большей частью монахи, быть может, ремесленники, наёмники, крестьяне, казаки - люди из простого народа, без привилегий, иным словом, - чернь. В здании Гостиницы черни сегодня поселилась экспозиция музея с экспонатами из истории Переяславля и Старой Рязани.

Оценить степень неравенства сословий можно, прогулявшись от Гостиницы черни до Гостиницы знати. Если прошагать мимо хозяйственных построек за консисторию, то откроется комплекс сооружений, которые сегодня находятся в ведении епархии. Это территория бывшего Спасского монастыря. Сохранилась часть стен и башен, окружавшие его с середины XVIII века. Когда-то тут находилось одно из богатых кладбищ Рязани, где могли себе позволить быть похороненными дворяне, купцы и духовенство. В середине прошлого века надгробия убрали, остались лишь два захоронения - гравёра Ивана Пожалостина и художницы Софьи Хвощинской, в пятидесятых был перезахоронен писатель Яков Полонский.

Дорожка подведёт к Спасо-Преображенскому собору с резными белокаменными наличниками. Некогда в нём располагался Государственный архив Рязанской области. Сегодня же храм действует, как и соседствующая с собором церковь Богоявления, служившая в XX веке также не по назначению, а в качестве архива ЗАГСа Рязанской области. А вот двухэтажное здание и есть Гостиница знати - место остановки купцов, дворян и священнослужителей. Последний раз строение оформляли в позапрошлом столетии, но первые этажи всё ещё держат стены древних келий XVII века. До недавнего времени здание было жилым - здесь жил с родителями будущий писатель Константин Симонов. В 1995 его передали Рязанской епархии и разместили духовную семинарию.

Отсюда, если держать ориентир на колокольню, можно выйти на кремлёвский вал. Несмотря на усилия администрации музея, запретить любые действия на валу, кроме разве что прогулок, это не останавливает ни велосипедистов, ни желающих раскинуть мольберт, позагорать летом на почти вытоптанной травке или же съехать на плюшке зимой. А между тем вал и ров - историческая ценность. Переяславль-Рязанский был крепостью, укреплённый дубовыми стенами высотой в пять метров, и 11 дозорными башнями, одна из которых - Глебовская, была каменной. Можно подняться на вал и лишь представить, что девять веков назад вал был куда выше, а под ним был ещё и ров, наполненный водой.

Продолжить прогулку можно к набережной Трубежа, обогнув территорию кремля вдоль восточной стены. Асфальт приведёт к церкви Святого Духа. Двухшатровый храм был выстроен в XVII веке - на Руси такие строили редко. Веком позже к храму пристроили трапезную, а в 1864 году на месте разобранной возвели трёхярусную шатровую колокольню. В этом сооружении сегодня расположилась библиотека музея-заповедника.

Рядом располагается скромное здание с каменным нижним и деревянным верхним этажом, построенное в начале XX века. Это дом для причта. Такие дома строились при храмах и выполняли просветительское и хозяйственное назначение. Когда-то здесь распевался церковный хор. Дом причта стал первой музыкальной школой для будущего оперного певца - одного из братьев Пироговых Александра. В нескольких шагах от дома находится лестница, с которой можно спуститься к пристани. Сверху же открывается вид на пойму Оки и плавучий мост. Последний ведёт к суше, которую так и назвали - Остров. Часть его была образована силами заключённых губернского концлагеря, устроенного в бывшем Девичьем монастыре на Затинной улице. Планировали тут разместить речной порт и построить жильё для его работников, но затея в жизнь так и не воплотилась, а временные бараки остались. Их заселили, и времянки с пятидесятых годов прошлого века вполне себе вписались в ландшафт. И если вполне себе тепло, а томный голос ежечасно заманивает водными прогулками на теплоходе, значит, навигационный сезон открыт и этим можно воспользоваться, устроив себе речное теплоходное приключение по живописным местам Оки в окрестностях Рязани.




comments powered by HyperComments

«Начинается земля, как известно, от Кремля», — гласит одно из стихотворений Маяковского. По крайней мере, любой русский город начинается с Кремля. Ядро города, сосредоточие его светской и духовной власти, крепость, укрывавшая в лихие годы горожан. И, безусловно, Рязань (а если быть совсем точными, то Переяславль-Рязанский, как назывался этот город до 1778 года) начинается с Рязанского кремля. Рязанский кремль виден издалека, откуда бы ты не подъезжал к Рязани.

Рязанский кремль — это не только древнейшая часть Переяславля-Рязанского, но и один из старейших музеев России, основанный решением Губернской учётной комиссии 15 июня 1884 года. Он стоит на высоком холме, с трех сторон защищенного реками Трубеж и впадающего в него ручья Лыбедь. А с четвертой вырыт сухой ров, который во время половодья наполнялся водой. И тогда кремль оказывался на острове.

Как и многие русские города, Переяславль-Рязанский возник не на пустом месте. Первые поселения появились здесь еще в эпоху мезолита, а в VI-VII веках сюда пришли славяне. Удобное местоположение, богатые земли способствовали появлению здесь нескольких поселений. И вскоре рядом с ними появился укрепленный город, названный Переяславлем-Рязанским.

В лета 6603 (1095) заложен бысть град Переяславль-Рязаньской около церкви святого Николы Старого
- следованая псалтырь Ильинской церкви, 1570г., с.378

Первый кремль, построенный в XI веке, располагался чуть севернее нынешнего — там, где сейчас стоит церковь Святого Духа, и занимал площадь около 2 гектаров. На месте самой церкви стоял Княжеский терем.

Город рос, рос и кремль, заняв в XII веке уже всю территорию Кремлевского холма. Появляются новые деревянные стены и башни, в незащищенной естественными преградами южной части сооружают оборонительный вал и ров перед ним.

Возможно, Переяславль-Рязанский так бы и оставался одним из городов Рязанского княжества, коих много еще на Рязанщине. Но в 1237 году все изменилось. Столица княжества — , была опустошена Батыем. Город, вероятнее всего, уже не оправился от разорения. И в 1285 году в Переяславль-Рязанский переносится епископская кафедра. А в середине XIV века сюда переезжает и столица княжества.

Город начал быстро расти. В XV веке был построен укрепленный городской острог. Чуть позднее вокруг него раскинулись посады - Верхний, Нижний и Торговый, а дальше протянулись слободы: Чернопосадская, Владычная, Затинная, Стрелецкая, Ямская, Выползова.

На территории Кремля начинается каменное строительство. Глядя на , ни за что не догадаешься, что именно он является самым древним в кремле, белокаменная кладка в алтарной части датируется XV веком. Позднейшие переделки изменили его облик до неузнаваемости. Да и сам он изменил свое имя — изначально именно он до строительства огромного Успенского собора назывался Успенским.

Древнейшая часть Христорождественского собора (фото из Википедии)

Внутри крепостных стен расположились двор Переяславльского воеводы, палаты архиепископа, епархиальная канцелярия. По соседству с ними находились конюшни, бондарская мастерская, солодовареные палаты, мельница, склады. Там, где сейчас возвышается , прежде стояла Глебовская башня , к которой примыкал Приказ сыскных дел, городская тюрьма, пороховые и оружейные палаты.

Удивительно, но на территории кремля умещались еще три монастыря: Спасский мужской монастырь, Богоявленский женский и Духовской. А еще — 9 церквей, 3 кладбища, продовольственные склады, более двух сотен дворов… С востока к кремлю примыкал Торговый посад, с запада — торговый порт и Рыбацкая слобода. И фруктовые сады. Можно себе представить, как красиво здесь было весной, когда они цвели.

В XVII веке были построены все основные постройки Рязанского кремля, существующие и поныне: Певческий и Консисторский корпуса, Богоявленская церковь. Расширяются Архиерейские палаты (Дворец Олега).

В 1684 году начинается строительство Успенского собора — прежний перестал вмещать всех верующих. К 1692 году собор был почти построен, но в ночь на 18 апреля произошла катастрофа: из-за неправильных расчетов или слабости грунта он рухнул, разрушив еще и надвратную церковь преподобного Варлаама Хутынского в Спасском монастыре. В январе 1693 года были назначены новые торги, и подряд получил каменных дел мастер Яков Григорьевич Бухвостов, один из основоположников «нарышкинского барокко». К 1699 году собор был построен заново.

Шло время, и многие постройки ветшали. Еще до середины XVII века на оборонительном Кремлевском валу высились крепостные стены. Но если прежде Рязанский кремль был одним из форпостов южной границы Московской Руси и входил в число крепостей засечной черты, то сейчас все изменилось, границы отодвинулись, и нужда в мощных оборонительных сооружениях отпала.

В 1789 году на месте Глебовой башни была заложена . Строительство продолжалось до 1840 года. Четыре великих русских архитектора приложили свою руку к ней: С.А.Воротилов, И.Ф.Русско, К.А.Тон, Н.И.Воронихин. Но, на удивление, несмотря на это колокольня получилась удивительно гармоничной, являя собой один из лучших образцов классицизма.

В конце XVIII века перестраивается и , обретя существующий ныне вид.

Рязанский кремль пережил все лихолетья революции и гражданской войны. В 1818 году все музейные фонды были объединены в единый губернский историко-художественный музей. Началась реставрация, которой помешала Великая отечественная война. С первых и до последних дней войны на Кремлевском валу функционировала одна из огневых точек противовоздушной обороны города. Немецкие авиаудары не задели кремль.

После войны возобновились реставрационные работы. Две жемчужины кремля — Успенский собор и Колокольня находились в опасности: накренился фундамент собора, а колокольня находилась в опасной близости от края холма. Для их спасения были приглашены специалисты-метростроевцы. В 1960-х годах была благоустроена территория кремля и вокруг него.

После перестройки храмы были переданы Русской православной церкви. И сегодня музейные корпуса, расположенные в старинных кремлевских палатах, соседствуют с церквями. Здесь же ведутся и археологические работы.

А теперь приглашаю вас вместе со мной совершить увлекательную прогулку по Рязанскому кремлю и полюбоваться его достопримечательностями.

Достопримечательности Рязанского кремля и фотографии

Рязанский кремль — это то место, которое обязательно нужно посетить. Хотя бы для того, чтобы полюбоваться его мощным оборонительным валом, древними храмами и гражданскими постройками. Тем более, что сейчас многое отреставрировано.

Как видно, построек очень много, и они расположены очень компактно. Храмы являются действующими, поэтому если вы планируете их посещать, необходимо соответствующим образом одеться.

Мы поставили машину на небольшой стоянке на Соборной площади и отправились к кремлю. В лучах солнца он выглядел необыкновенно.

Соборный парк

С юго-запада от Рязанского кремля находится Соборный парк. Здесь наше внимание привлекла построенная в 1995 году часовня в честь 900-летия Рязани. По своей форме она напоминает древнерусский шлем.

Затем дорога повела нас мимо храма Илии Пророка. Интересная у него история. Построен он был в 1699-1700 годах, затем неоднократно перестраивался. Причем последний раз — в 1940 году, когда храм здесь уже был закрыт, по причине сходства с культовыми сооружениями. И ныне своим видом он мало напоминает церковь.

И вот, впереди показывается изящная Соборная колокольня. В лучах солнца она выглядит необыкновенно, вся светится. Высота колокольни составляет 86 метров, ее венчает 25-метровый позолоченный шпиль. Глядя на нее, можно проследить как менялась русская архитектура на протяжении более чем полувека — от классицизма к ампиру.

Первый ярус был построен в 1789-1797 годах по проекту костромского архитектора В.А.Воротилова. Второй ярус — в 1816 году архитектором И.Ф.Русско. Третий, четвертый ярусы и шпиль были построены в 1835-1840 годах по проекту рязанского архитектора Н.И.Воронихина, племянника А.Н.Воронихина, с использованием проекта К.А.Тона.

Удивительно, что при этом совершенно не чувствуется стилистического разнобоя, и колокольня удачно вписывается в ансамбль построек более раннего времени. На третьем ярусе колокольни есть смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Рязань и окрестности.

Глебовский мост

Чтобы попасть в кремль, нужно пройти по Глебовскому мосту, который переброшен через ров, защищающий кремль с юга. Существующий ныне арочный мост был построен в XVIII веке. Прежде на этом месте был деревянный мост, который вел к Глебовской башне, на месте которой сейчас стоит Соборная колокольня.

Храм Илии Пророка и Глебовский мост

С Глебовского моста открывается прекрасный вид на церковь Спаса Преображения на Яру, c приделом в честь девяти мучеников Кизических. Она была построена 1695 году на краю обрыва над рекой Трубеж. Храм очень нарядный. Пучки колонн по углам придают ей особенную стройность и законченность.

И вот, мы на территории кремля. Перед нами уходит в небо Соборная колокольня. Четыре ангела трубят в трубы. Их фигуры настраивают на возвышенный лад.

Соборная колокольня, ангел

Однако прежде чем перейти к детальному осмотру кремлевских храмов и зданий, обойдем его вокруг. Благодаря этому можно лучше почувствовать его размеры и мощь. Сначала пройдем в сторону пристани на реке Трубеж. Оттуда каждый час отправляются по Оке экскурсионные теплоходы, стоимость билетов — 300-400 рублей в зависимости от времени суток.

Здесь хорошо можно разглядеть торец Дворца Олега — мы к нему еще подойдем попозже. Перед ним — фундамент первых Архиерейских палат.

Вдали за деревьями спряталась уже известная нам церковь Спаса Преображения на Яру

Рядом со спуском к пристани находится , где располагается библиотека Рязанского кремля.

Кремлевский остров

Недалеко от пристани виднеется понтонный мост, переброшенный через узкий здесь Трубеж. Он ведет на Кремлевский остров, который образован излучиной Трубежа и в половодье практически отрезан от города. В будущем здесь должен появиться туристско-развлекательный «Кремлевский посад».

Со стороны пристани открывается очень красивый вид на Кремлевский холм и храмы Рязанского кремля.

А мы продолжаем свой путь вокруг кремля. Справа от Дома причта расположена церковь Святого Духа, построенная в 1642 году на самой кромке обрыва к реке Трубеж мастером из Солигалича Василием Харитоновым Зубовым. Она представляет собой редкий образец двухшатрового храма и имеет две апсиды. В конце XVIII века была пристроена трапезная, а в 1864 году была построена новая трехъярусная шатровая колокольня взамен обветшавшей старой. Сейчас в этом здании расположена научная библиотека музея.

Колокольня церкви Святого Духа

Идем дальше. Наш путь лежит по улице Рабочих . Редкий турист забредет сюда. А вот местные жители часто совершают здесь прогулки. Отсюда, с северной стороны, открывается очень красивый вид на кремлевские строения.

Трогательно, что почти вплотную к кремлю сохранились старые деревянные домики.

Улица поворачивает направо. Вскоре дома слева заканчиваются, и перед нашим взором оказывается пустырь.

Кремлевский вал

Проходим немного вперед, и перед нами встает высокий Кремлевский вал , защищавший кремль с юга. Думаю, вы угадали, что мы сделали?

Успенский и Спасо-Преображенский соборы Рязанского кремля, вид с Кремлевского вала

Панорама Рязанского кремля с Кремлевского вала

Отсюда открываются очень красивые виды на Рязанский кремль и прилегающие к нему районы. Увы, набежали облака.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Справа почти незамеченным остается Архиерейский сад — все наше внимание направлено на кремль.

Снова подхожу к Соборной колокольне. Теперь нам предстоит знакомство со строениями внутри кремля.

Между Успенским и Спасо-Преображенским соборами стоит изящная Богоявленская церковь, около 1647 года постройки. Она выполнена в типе посадского пятиглавого, бесстолпного храма с трапезной и шатровой колокольней и представляет собой образец раннего московского барокко. В XVIII веке её главы были изменены.

Успенский собор притягивает взгляд. Где бы ты ни находился в кремле, он виден отовсюду. Его хочется рассматривать бесконечно, настолько он изящен и, вместе с тем, монументален. Это самый большой храм в стиле нарышкинского барокко — 72 метра высотой, 1600 кв. м. площади.

Успенский собор имеет традиционную структуру — шестистолпный пятиглавый храм. Но благодаря его колоссальным размерам, а также круговому гульбищу на подклете вокруг него, он во многом является новаторским. Первоначально стены были завершены фигурными фронтонами, которые позднее были сбиты и заменены четырехскатной кровлей. Фасады украшены сдвоенными вертикальными тягами. Порталы и наличники богато украшены белокаменной резьбой с растительными мотивами,выполненными артелью мастеров под руководством Я.Г.Бухвостова.

В 1800 году страшная опасность нависла над Успенским собором . Св. Синод постановил разобрать обветшавший собор и построить на его месте новый:

… в виду высоты и открытого местоположения, срывало у храма бурею главы и кровлю, в сводах и стенах появились трещины, в верхних окнах вставленная слюда ветрами выбивалась. В дыры зимним временем в храм наметало снегу; летом галки и воробьи залетали и вили гнезды в иконостасе и портили его. За птичьим гомоном, криком и порханьем едва слышны были церковные службы. — Википедия, статья Успенский собор.

Отстояли рязанцы свой красавец-собор. Приглашенный из Москвы архитектор, осмотрев храм, подтвердил, что его можно восстановить. Именитые купцы пожертвовали часть денег на реставрацию, и 15 августа 1804 года восстановленный собор был освящен вновь.

Ажурный орнамент металлической обшивки дверей имеет слюдяную подкладку.

Успенский собор — деталь

Не устану повторять, насколько великолепен Успенский собор. Поистине, это тот храм, который нужно увидеть, вне зависимости от того, верующий вы человек, или нет.

Собор внутри выглядит громадным, полным света. Две пары колонн-столбов, одних из самых мощных в древнерусском зодчестве, несут высокие своды. Третья пара колонн находится за иконостасом.

— уникальный, самый большой в России. Он был выполнен в 1699 году большой артелью резчиков во главе с мастером Сергеем Христофоровым. Он состоит из восьми ярусов, разделенных карнизами. Его высота составляет 27 метров. Колонны, консоли, капители богато украшены резьбой, характерной для стиля барокко. Иконы были написаны на рубеже XVII-XVIII веков художником Николаем Соломоновым.

Иконостас Успенского собора (фото из интернета)

Обойдем Успенский собор, полюбуемся его великолепием.

Успенский собор — деталь

Галерея

Галерея соединяет Успенский и Архангельский соборы с Дворцом Олега.

Это место по-своему уникально. Здесь почти соприкасаются несколько построек — Христорождественский, Успенский и Архангельский соборы, Дворец Олега. Отсюда открываются интересные виды, можно поймать интересные ракурсы.

Архангельский собор

К галерее примыкает Архангельский собор, расположенный между Успенским собором и Дворцом Олега, один из древнейших в Рязанском кремле. Он был построен в XV-XVII веках и служил княжеской домовой церковью и усыпальницей рязанских архиереев (в нем насчитывается 22 захоронения). Среди них — могила митрополита Стефана — Стефана Яворского (1658-1722), одного из крупнейших религиозных деятелей петровской эпохи.

Пройдя через галерею, оказываешься в обширном дворе, образованном несколькими зданиями. Впереди — Певческий корпус, памятник архитектуры XVII века. Сейчас в его стенах располагается этнографический музей.

Дворец Олега (Архиерейский дом)

Слева от галереи расположен красивейший Дворец Олега (Архиерейский дом), самое большое гражданское сооружение Рязанского кремля, памятник архитектуры XVII-XVIII веков. Его площадь составляет 2530 кв.м. Два нижних этажа, включая церковь Иоанна Предтечи на втором этаже) были построены в 1653-1655 годах московским мастером Юрием Корнильевым Яршовым (Ершовым) в стиле раннего московского барокко. В 1692 году костромской мастер Григорий Леонтьев Мазухин перестроил церковь и третий этаж палат в стиле развитого барокко. В 1778-1780 годах архитектор Яков Иванович Шнейдер выполнил пристройку к восточной части здания в стиле петровского барокко, увеличив его длину до 94 метров.

Название дворца произошло от некогда существовавшего на фронтоне изображения самого известного рязанского князя – Олега Ивановича (в схиме Иоаким, княжил с 1350 года, умер в 1402). Здесь располагались палаты рязанских архиереев — жилые палаты, домовая церковь, хозяйственные службы.

Сейчас во Дворце Олега находятся исторические экспозиции музея-заповедника, западная часть Дворца передана Рязанской епархии.

На территории Рязанского кремля сохранилось немало служебных и хозяйственных построек.

Археологический раскоп

Большая площадка между Певческим корпусом и гостиницей Черни огорожена — здесь находится археологический раскоп . Материалы экспедиции можно посмотреть в музеях кремля.

Информация о Переяславль-Рязанской археологической экспедиции

Гостиница Черни расположена в восточной части Архиерейского двора. Здание было построено в конце XVII века по проекту архитектора И.Устинова. Первоначально здесь хранили зерно и другие припасы. В середине XIX века помещение было переоборудовано под гостиницу. Её особенностью является наличие 14 изолированных помещений — по 7 на каждом этаже. Каждое помещение имело выход на улицу, на второй этаж к каждой двери велось отдельное крыльцо. Задний фасад, выходивший на улицу, был глухим и выполнял роль крепостной стены.

В настоящее время на первом этаже находятся музейные залы, на втором — фондохранилище музея.

На площадке перед крыльцом прежде стояла дивизионная пушка ЗиС-3 в память о зенитном батальоне, защищавшем Рязанский кремль в годы войны. Куда делась пушка — не знаю.

Фундаменты «Солодовенных палат» (Солодежня)

Справа к гостинице Черни примыкают фундаменты «Солодовенных палат», накрытые навесом. Солодовенные палаты были построены в 1697-1699 годах и предназначались для выращивания солода. Здание имело два этажа, на первом этаже размещались солодовенные ванны. Однако в середине XVIII века солод варить перестали, и в конце века палаты разобрали за ветхостью. Сейчас существует проект реконструкции Солодежни.

Консисторский корпус — еще один памятник гражданской архитектуры середины XVII века. Построен, предположительно, Ю.К.Ершовым и составляет с Дворцом Олега и Певческим корпусом единый ансамбль. Это было главное административное учреждение епархии. Здесь хранился церковный архив, располагалась судебная палата. Сейчас здесь находятся экспозиции музея.

В южной части кремля расположена гостиница Знати, XVII-XIX веков. Первоначально это были два здания, которые в начале XX века были соединены в единый объем церковью Иоанна Богослова.

Рязанский кремль — древняя часть современного города Рязани и историко-архитектурный музей-заповедник.

Более девяти столетий назад, в 1095 году, внук Ярослава Мудрого черниговский князь Олег Святославич заложил город на высоком, удобном для обороны холме в междуречье Трубежа и Лыбеди. Двигаясь со своей дружиной вдоль Оки по пути из Старой Рязани во Владимир, он создал здесь опорный пункт, который вскоре был превращен в мощную крепость. Сохранились остатки оборонительных валов, насыпанных еще в XI-XII веках.

Новым местам пришельцы дали привычные родные названия — так появились на картах речки Трубеж и Лыбедь, так возникли, подобно Хмельницкому, Переяславли Залесский и Рязанский. От бывшего кремля только и остались, что земляные валы со рвом. Все остальные сооружения — куда более поздние.

Да это и неудивительно, если учесть, что Переяславль-Рязанский, как называли прежде Рязань, служил ареной кровопролитных междоусобиц, и до XIII века был заштатным городишкой Рязанского княжества. Его роль выросла лишь после разорения Старой Рязани Батыем, а в XIV веке Переяславль даже стал столицей Рязанского княжества.

«Орлиное гнездо Олегово» — так называли Переяславль-Рязанский при князе Олеге Ивановиче, усиленно воевавшем с Москвой. В 20-е годы XVI века город окончательно вошел в состав Московского княжества и оказался пограничным. Свое имя Рязань он получил лишь в 1778 году. Существует несколько версий относительно этого названия.

В старину для каждой разновидности болот в Мещерском краю были свои определения: мшары — моховые болота, болонь — обширная болотистая местность с засохшей, растрескавшейся коркой грязи летом. Не стало ли слово «рясы» собственным именем местности, а затем и селения? Иное толкование связывает название с древними монетами «резань» и мордовским племенем эрьзя. Но пожалуй, самым убедительным выглядит предположение о том, что имя города произошло от слова «резаны», на древних картах обозначавшего широкую территорию княжества, земли, отрезанной от основной его части.

Подробности основания Рязани и ее истории вы узнаете, побывав на кремлевском холме в так называемом «дворце Олега», где ныне располагается краеведческий музей. Наверное, когда-то действительно на этом месте в княжеском дворе стояли деревянные Олеговы палаты, но нынешнее здание — это бывший архиерейский дом, митрополичий дворец, строившийся в XVII веке Ю. К. Яршовым и Г. Л. Мазухиным.

Московский зодчий Яршов создал уникальный ансамбль гражданских сооружений. Помимо архиерейского дома он включает певческий и консисторский корпуса XVII века, хозяйственные постройки, амбары, превращенные позднее в архиерейскую гостиницу (ее часто называли гостиницей черни). Все эти здания возведены в архитектурном стиле, который представляют стоящие рядом Успенский и Архангельский соборы.

Всего на территории кремля представлено 11 памятников, и главный из них — Успенский собор. Красное пятиглавое сооружение величаво стоит на высоком месте — вершине кремлевского холма, невольно притягивая взор, где бы в его окрестностях вы ни находились — со стороны ли Оки, Московского или Куйбышевского шоссе.

Успенский собор Рязанского кремля строил в течение семи лет (с 1693 по 1699), крепостной крестьянин стольника Д. М. Татищева — архитектор Я. Г. Бухвостов. Здание возводилось в подражание, как было принято для подобных сооружений, Успенскому собору в Московском Кремле. Однако рязанская копия традиционной композиции отличается самобытной трактовкой. Свое детище Бухвостов как бы водрузил на пьедестале. Грандиозное здание в нарышкинском стиле (кстати, дед и дядя Петра I — Нарышкины имели в Рязанском кремле дворы) окружает открытая галерея.

В многооконном соборе непривычно светло. Удивительно красива уникальная белокаменная резьба, очень нарядны и ажурные железные двери со слюдяной прокладкой. Многоярусный иконостас, выполненный резных дел мастером С. Христофоровым, относится к выдающимся произведениям прикладного искусства. Расписывал иконостас на рубеже XVII-XVIII веков киевский изограф Н. Соломонов.

Особую значительность Успенскому собору придает соборная колокольня, построенная перед главным западным входом в 1840 году. Она создает необходимый акцент в архитектурном рисунке Рязани, поскольку связывает новый и старый ансамбли. В то время, когда Рязань получила регулярную планировку и стала центром наместничества, колокольня замыкала одну из главных улиц — Соборную. Да и теперь ориентированная на нее улица Революции отличается завершенностью.

История создания колокольни представляет большой интерес. Подойдите поближе, обратите внимание на чугунную доску в постаменте одной из колонн со следующей надписью: «На сем месте была каменная Глебовекая башня с воротами и бойницами, с которых в 1521 году окольничий Хабар Симский — сын воеводы Василия Образца посредством пушкаря Иордана поразил татар крымского хана Махмет Гирея. А прежде сего поражения Хабар взял у хана грамоту князя Московского… за что дали ему сан боярина и внесли услуги его в книги разрядные на память векам». (Окольничий — это наместник московского князя в Переяславле). Вот, оказывается, в память какого события была задумана постройка монументального сооружения на месте одной из 12 боевых башен.

Каменная Глебовская башня с проездными воротами на Московскую дорогу стояла в ряду других деревянных башен на земляных валах. Башни были укреплены дубовыми стенами, окружавшими крепость на берегу Трубежа.

Колокольню заложил архитектор-самоучка купец С. А. Воротилов. Ее возводили более 50 лет четыре сменявших друг друга архитектора, поэтому зданию придавались то черты раннего классицизма, то позднего ампира. И все же четырехъярусная, увенчанная 25-метровым шпилем колокольня, строительство которой заканчивал губернский архитектор Н. И. Воронихин, получилась цельным и выразительным произведением искусства, украшающим кремлевский ансамбль.

Севернее Успенского собора у самого обрыва в XV веке был заложен предшествовавший ему собор того же названия, впоследствии переименованный в Рождественский (или Христорождественский). Он служил усыпальницей рязанским князьям (здесь был похоронен сын Олега Федор, женившийся на дочери московского князя Дмитрия Донского). Низкое, темное и тесное здание перестраивалось в XVIII веке. В это время погибли княжеские гробницы. Немало изменений было внесено и в XIX веке.

Почти столь же древен приземистый однокупольный не раз горевший Архангельский собор.

На территории кремля расположены бывшие владения двух монастырей. На месте одного из них с северо-восточной стороны сохранилась напоминающая резной ларец узорчатая двухшатровая церковь Святого духа XVII века — творение солигаличского архитектора В. Зубова. А к юго-западу от Успенского собора возвышается пятиглавая Богоявленская церковь, возведенная в московских традициях в 1647 году. Рядом одноглавый Спасо-Преображенский собор 1702 года — памятник московского барокко. Около него другое здание бывшего монастырского комплекса — гостиница знати, в первом этаже которой сохранились кельи XVII века. Каменная ограда относится к XVIII веку.

На кремлевском холме между Богоявленским и Преображенским соборами похоронены писательница и художница Н. Д. Хвощинская, поэт Я. П. Полонский и гравер И. П. Пожалостин.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Рязанский Кремль

Адрес: 390000, г. Рязань, Рязанский Кремль.

Кремль - самая древняя часть Рязани. Именно здесь в XI веке (1095 г.) был основан город Переяславль Рязанский (в 1778 году переименован в Рязань). Территория Кремля представляет собой высокую платформу площадью 26 га в форме неправильного четырехугольника, с трех сторон окруженного реками. Их названия - Трубеж, Лыбедь, Дунайчик, равно как и первоначальное название самого города, свидетельствуют о южнорусском происхождении основателей Переяславля. По археологическим данным, стратегически выгодное месторасположение Кремля привлекало людей задолго до основания города: самое древнее поселение, обнаруженное на территории Кремля, датируется I тыс. до н. э.

Археологи предполагают, что Переяславль был заложен в северной части кремлевского холма, на берегу озера Быстрого, контуры которого недавно были установлены с помощью современных инженерно-геологических технологий.

В XIII - XIV века Переяславль быстро развивается и занимает всю территорию кремлевского холма. Столь стремительный рост был связан прежде всего с изменением официального статуса города в конце XIII века, когда, после неоднократных разрушений монголо-татарами Рязани - первой столицы Рязанского княжества, значение стольного града княжества переходит к Переяславлю. В течение XIV - XVII веков город вышел за пределы кремлевского холма и разросся к югу и западу, Кремль же оставался его центральной, наиболее укрепленной частью. В этот период он представлял собой мощную крепость с традиционной для Руси системой оборонительных сооружений. С юго-западной стороны - единственной, не защищенной реками - был прорыт ров, по периметру кремлевского холма был насыпан вал, на котором возведены деревянные крепостные стены со сторожевыми и воротными башнями. К середине XVII века их насчитывалось 12.

Главными воротами Переяславля были обращенные в сторону Москвы ворота Глебовской башни - единственного в городе каменного укрепления. Оборонительные сооружения Переяславля просуществовали до конца XVII века, впоследствии они были снесены ввиду ветхости и в связи с утратой городом значения военного форпоста Южной Руси. В настоящее время сохранился лишь ров и почти 300-метровый фрагмент вала в юго-западной части Кремля.

С раннего периода существования Переяславля в его топографии достаточно отчетливо прослеживаются два района: северо-западный - официальный административно-духовный центр - и юго-восточный - торгово-жилая зона. В северо-западной части (то есть на территории современного архитектурного ансамбля Кремля) размещался княжеский двор, а после ликвидации княжеского престола и вхождения Рязанского княжества в состав Московской Руси (1521 г.) - владения архиерея.

Здесь же располагались административные учреждения, кафедральные соборы, монастыри. В юго-восточной части находились усадьбы городских жителей и торговые ряды.

Долгое время застройка Кремля оставалась деревянной. Первое известное каменное строение появилось в начале XV века, когда недалеко от княжеского двора из белого камня был возведен общегородской, а позднее кафедральный Успенский (с 1753 года - Христорождественский) собор. Расцвет каменного зодчества Переяславля пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на месте, где когда-то находился дворцовый княжеский комплекс, возводится ансамбль гражданских сооружений, включающий жилые палаты архиерея, впоследствии получившие название «Дворец Олега», ряд административных и хозяйственных построек -Певческий и Консисторский корпуса, «сараи для разной поклажи», кузница, бочарная и прочее.

В XVIII веке владения архиерея в Кремле были обнесены каменной оградой с несколькими воротами, фрагмент одних из них восстановлен у Консисторского корпуса. В целом гражданские постройки Рязанского кремля являют собой уникальный архитектурный ансамбль XVII века - единственный в своем роде на территории России.

На территории Переяславля располагались два мужских монастыря: на северо-востоке - Духовской, к югу - самый древний, Спасский. Ранее на территории Спасского монастыря находилось самое богатое в городе кладбище. В 1930 - 1940 годы оно было ликвидировано, за исключением двух захоронений - писательницы и художницы С. Д. Хвощинской (1828 – 1865 гг.) и гравера, профессора Петербургской Академии художеств И. П. Пожалостина (1837 – 1909 гг.). В 1959 году туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта XIX века Я. П. Полонского (1819 – 1898 гг.).

Важнейшим местом Переяславля являлась Соборная площадь. На ней располагались главные административные учреждения города - приказные избы, а также тюремный двор, зелейные (пороховые) палаты.

Там же в конце XVII века был сооружен новый кафедральный Успенский собор - гениальное творение Я. Бухвостова . Формирование архитектурного ансамбля Кремля завершилось строительством Колокольни Успенского собора, возведенной на месте воротной Глебовской башни.

На протяжении XVIII - XIX веков Кремль утратил былое значение центра города. Когда-то могучее хозяйство архиерея после секуляризации церковных земель значительно сократилось. Согласно регулярному плану застройки Рязани 1780 года, центр города был вынесен за пределы Кремля, последнему была уготована роль тихой окраины, оживлявшейся лишь в дни религиозных праздников.

В конце XIX - начале XX века, благодаря деятельности местных исследователей, культурной и научной общественности города, территория Кремля все более приобретает статус главного исторического места Рязани.

В 1895 году Кремль и прилегающая к нему Соборная площадь становятся центром проведения масштабных празднеств, посвященных 800-летию Рязани. В 1914 году во Дворце Олега открывается Древлехранилище - музей церковных древностей. Исторические реликвии демонстрируются в Архангельском соборе. В 1923 году во Дворце Олега был открыт губернский историко-художественный музей.

Новый период в истории Кремля начался в 1968 году, когда был образован историко-архитектурый музей-заповедник, включивший в себя территорию древнего Переяславля и все сохранившиеся оборонительные и архитектурные сооружения XV - XIX веков. С учреждением музея-заповедника значительная часть зданий была отреставрирована и музеефицирована, приведена в порядок территория Кремля.

Сегодня уникальный историко-архитектурный ансамбль Кремля с величавой древнерусской архитектурой и живописным ландшафтом достойно представляет Рязань, один из древнейших городов России, является ее гордостью и главным украшением.

Глебовский мост

Ныне существующий каменный Глебовский мост к Колокольне был построен в XVIII веке и имеет арочную конструкцию. До него на этом месте находился деревянный Глебовский мост, который подходил вплотную к Глебовским воротам кремлевской стены.

Известно, что мост был дубовый с перилами и соединял надо рвом основную часть города, Кремль, с Острогом.

Деревянный мост был заменен на каменный в связи с ликвидацией угрозы внешних нападений на Переяславль.

Крепостной вал

С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал - оборонительное сооружение XIII - XVII веков. Протяженность вала 290 метров. До конца XVII - начала XVIII века на валу располагались деревянные стены и башни Кремля.

За валом находился заполненный водой ров, глубиной 5-7 метров.

Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 м со стороны Кремля и 18 м снаружи от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.

Дворец Олега

Дворец Олега - памятник архитектуры XVII -XIX веков, самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до XVI века находился княжеский двор.

Дворец Олега - это бывшие жилые палаты рязанских архиереев, в здании также размещалась их домовая церковь, братские кельи и хозяйственные службы.

Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю. К. Ершов) - в середине XVII века, третий этаж (архитектор Г. Л. Мазухин) - в конце XVII века.

Позднее (1778 - 1780 гг.) архитектор Я. И. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне здания, увеличив его длину до 94 метров. В XIX веке эта часть Дворца Олега была перестроена губернским архитектором С. А. Щеткиным.

Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами - центральное и наиболее выдающееся сооружение комплекса гражданской архитектуры Рязанского кремля.



Начиная с XIX века, не только в обиходе, но и в специальной литературе оно по традиции называется «Дворцом Олега».


Галерея, ведущая к Дворцу Олега от Успенского собора Рязанского кремля .

На его фронтоне когда-то было изображение самого известного рязанского князя Олега Ивановича (1350 - 1402 гг.).

Здание полностью музеефицировано, здесь расположены основные исторические экспозиции музея-заповедника.

Певческий корпус

Певческий корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века (архитектор Ю. К. Ершов). Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения для архиерейских служителей - эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома.

Двухэтажное кирпичное здание, прямоугольное в плане, выдержано в строгом стиле архитектуры XVII века.

Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры. В интерьере корпуса восстановлена «типовая» жилая секция середины XVII века, на стенах и сводах, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи, по аналогии с которой расписаны некоторые помещения первого этажа.

В настоящее время в здании расположена экспозиция музея «По обычаю дедову», рассказывающая о буднях и праздниках русского народа.

Хозяйственные постройки

Комплекс построек гражданской архитектуры Рязанского кремля включает хозяйственные службы: сараи для «разной поклажи», кузницу и бочарную, конюшни и каретный сарай. Эти здания были построены в конце XVII века, конюшни - архитектором Н. Устиновым, одним из помощников Я. Г. Бухвостова.

В XIX веке конюшни были перестроены архитектором С. А. Щеткиным, фрагмент постройки XVII века сохранился в южной части здания.

В настоящее время хозяйственные строения заняты под административные службы музея-заповедника.

Консисторский корпус

Консисторский корпус - памятник гражданской архитектуры середины XVII века. Он построен предположительно тем же архитектором Ю. К. Ершовым, автором Дворца Олега и Певческого корпуса, и составляет с названными памятниками единый ансамбль.

Консистория - главное административное учреждение епархии, место хранения церковного архива, там же располагалась судебная палата.

В одном из помещений второго этажа здания сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами - судебными сценами. Административные службы находились в здании до 1892 года, после чего были переведены за территорию Кремля.

Нарядное крыльцо восстановлено в 1980-е годы.

В здании работает выставка «Человек и природа» и уникальная динамичная экспозиция - музей-театр «Когда заговорили вещи».

Гостиница Черни (амбары)

Гостиница Черни - двухэтажное каменное здание в стиле гражданской архитектуры конца XVII века (архитектор Н. Устинов), расположенное в восточной части Кремля.

Первоначальное назначение постройки - амбары для хранения зерна (житницы) и других запасов. В середине XIX века амбары были приспособлены под гостиницу.

Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, по семь на первом и втором этажах. Каждая секция имеет наружный дверной проем.

К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Восточный фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены.

В настоящее время второй этаж здания используется под фондохранилище музея, помещения первого этажа -как выставочные залы.

Солодежня

Солодовенные палаты были построены в 1697-1699 годах и предназначались для выращивания солода.

Двухэтажное каменное здание состояло из восьми помещений, в одном из которых на первом этаже были устроены белокаменные солодовенные ванны, сохранившиеся до наших дней. Корпус Солодежни примыкал к южной оконечности главного фасада Гостиницы Черни, оба памятника представляли собой единый комплекс с общим архитектурным решением фасадов.

Вместе с секуляризацией церковных земель в середине XVIII века и последующим сокращением хозяйства архиереев уходит в прошлое массовое производство солода на архиерейском дворе. В конце XVIII века обветшавшее здание Солодежни было разобрано.

На основе сохранившихся белокаменных фундаментов Солодежни, выявленных планов здания и по результатам натурных, в т. ч. археологических исследований, разработан проект реставрационного воссоздания корпуса Солодежни XVII века.

Реставрация здания запланирована на 2005-2008 годы, после восстановления в нем разместится фондохранилище музея-заповедника.

Гостиница Знати

Гостиница Знати - памятник гражданской архитектуры XVII - XIX веков.

Здание оформлено в стиле второй половины XIX века, однако на первом этаже сохранились значительные части стен древних келий XVII века. Корпус состоит из двух разновременных построек XVIII - XIX веков, которые в начале XX века были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова.

До недавнего времени здание было жилым.

Здесь в 1920 годы жил с родителями будущий писатель К. М. Симонов.

В 1995 году корпус передан Рязанской епархии, в нем размещается духовная семинария.

В 2005 году здесь же расположились покои наместника монастыря и братские келии.

Иоанно-Иосифовский храм - это первый храм Спасо-Преображенского рязанского мужского монастыря , который начал действовать на территории Рязанского Кремля .

Стены и башни, сторожки и службы Спасского монастыря

Музейные коллекции

Формирование фондовых коллекций началось с деятельности Рязанской ученой архивной комиссии, чье музейное собрание легло в основу сегодняшнего музея. В начале XX века насчитывалось 11 тысяч музейных предметов, в настоящее время их более 225 тысяч - результат большой многолетней планомерной работы по комплектованию фондов. Фондовое культурное наследие, представленное памятниками ушедших столетий, имеет большую научную, историческую, художественную и мемориальную ценность.

Самая крупная коллекция - археологическая, в которой хранятся находки эпохи палеолита, датируемые XII тысячелетием до н. э.; довольно полное собрание неолитических памятников, а среди материалов эпохи бронзы - уникальные вещи из курганов. Особое место занимают коллекции культуры рязано-окских могильников, археология городов Рязани (Старой) и Переяславля.

В составе музейного фонда древнерусская живопись и прежде всего икона «Богоматерь Одигитрия» , XIII века, этому памятнику нет аналогов среди произведений домонгольского периода, принадлежащих собраниям других российских музеев. XIV веком датируется икона «Никола Зарайский с 14-ю клеймами жития» - один из самых ранних списков с корсунского подлинника.

К древнейшим памятникам лицевого шитья, удивительным работам безымянных златошвей, относится воздух «Евхаристия с житием Иоакима, Анны и Богоматери» 1485 года, выполненный «замышленьем» Великой княгини Рязанской Анны, сестры Великого Князя Московского Ивана III , и воздух 1512 года «Рыдание надгробное с праздниками».

Перечисленные и многие другие высокохудожественные произведения древнерусского искусства (поступившие в музей, в основном, из епархиального Древлехранилища) экспонировались на российских и международных выставках, в том числе в Ватикане, Англии, Италии, Японии.

От XIV века сохранились и представляют большую историческую значимость: посох героя Куликовской битвы А. Пересвета и кольчуга Великого Князя Олега Рязанского.

XV - XVI столетия оставили потомкам рукописный книжный памятник - «Псалтырь с восследованием» (Псалтырь следованная), на одной из страниц которого имеется запись о заложении города Переяславля (современной Рязани) в 1095 году. Этот уникальный экземпляр рукописной книги в собрании музея является раритетом, имеющим большое общенациональное историко-культурное значение.

В музейном фонде представлены памятники русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XII - XIX веков, выполненные в России, Германии, Польше и странах Востока. Следует особо отметить среди них два редчайших произведения металлопластики напрестольные кресты XVII века с изображением Николы Зарайского.

Разнообразно нумизматическое собрание: от гривен Новгородского и Киевского типа до монет Западной Европы, Востока, России разных исторических эпох.

Богата этнографическая коллекция музея: полные комплекты и отдельные элементы народных костюмов русских, татар, мордвы; известные во многих странах мира авторские работы вышивальщиц и кружевниц; изделия народных промыслов.

Особой гордостью музея является его мемориальный фонд о знаменитых людях России, прославивших Отчизну своими деяниями: В. М. Головнине, П. П. Семенове-Тян-Шанском, М. Д. Скобелеве, П. М. Боклевском, И. П. Пожалостине, Я. П. Полонском, И. П. Павлове, К. Э. Циолковском, братьях Пироговых, В. Ф. Уткине и, конечно, о С. А. Есенине, а также о многих-многих других.

Значительное место среди музейных предметов занимают вещественные, наградные, документальные и фотоматериалы о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, обширна коллекция фронтовых писем - реликвий нашей истории.

Музей-заповедник, располагая большим разнообразием памятников и сохраняя для нынешнего и последующих поколений это богатство, ежегодно проводит научно-реставрационные и консервационные работы, используя широкие возможности музейного художника-реставратора и специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного Центра имени И. Э. Грабаря и Межобластного научно-реставрационного художественного Управления (Москва), которые возвращают к новой жизни бесценные музейные предметы.

Для совершенствования и повышения эффективности государственного учета музейного фонда и контроля за его сохранением внедрена компьютерная система учета «Фонд музейных предметов».

Музейный фонд - это национальное богатство России, которое хранится, исследуется и широко используется в научной, экспозиционно-выставочной деятельности музея и в образовательно-воспитательных целях, тем самым помогая посетителю ощутить непосредственно свою принадлежность к русской истории и культуре.