Аренда берега реки под причал. Аренда береговой линии и леса: условия и особенности

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Лесненко С.Ю.

Судей: Гребенщиковой В.А., Новиковой С.Н.

при участии

без явки представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013

по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.

По иску общества с ограниченной ответственностью "Вудлэнд"

к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

заинтересованное лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края

об оспаривании решения

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.02.2014 до 15 часов 40 минут 25.02.2014.

Общество с ограниченной ответственностью "Вудлэнд" (ОГРН 1022501901366, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Союзная, 19-11; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Западная, 15; далее -управление), выраженного в письме от 25.02.2013 N 3140/20у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации здания - лодочный гараж (лит.12) и о возложении на управление обязанности в течение месяца со дня принятия решения утвердить и выдать обществу схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22; далее - департамент).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе управление просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - лодочный гараж (лит.12), о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.09.2007.

04.02.2013 общество обратилось в управление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации указанного здания, в целях дальнейшего оформления земельного участка в аренду, приложив пакет необходимых документов.

Письмом от 25.02.2013 N 3140/20у орган местного самоуправления отказал в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с нахождением части площади участка (881 кв.м) в береговой полосе моря.

Считая, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах береговой полосы моря и относится к территориям общего пользования, в связи с чем заявитель не претерпевает негативных последствий от отсутствия договора аренды такого участка.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ управления в утверждении обществу схемы расположения испрашиваемого земельного участка по мотиву нахождения его в береговой полосе противоречит требованиям действующего законодательства.

В силу пунктов 11, 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В рассматриваемом случае общество испрашивает земельный участок в аренду.

Между тем, запрет либо ограничения на передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной двадцать метров), предназначенная для общего пользования; каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, положениями Водного и Земельного кодексов Российской Федерации не исключены из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе, при этом их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы действующим законодательством, в том числе пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал незаконным оспариваемый отказ управления, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, и обязал управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта является несостоятельным, поскольку вопросы использования арендатором земельного участка по назначению с учетом требований и ограничений, установленных действующим законодательством относятся к мероприятиям земельного контроля, а не к порядку рассмотрения обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Ссылка управления на то, что департамент не является уполномоченным органом на распоряжение данным земельным участком, поскольку собственность на него разграничена в силу статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку предметом настоящего спора является вопрос об утверждении схемы земельного участка, что положениями пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочию органа местного самоуправления.

Иных доводов, препятствующих предоставлению земельного участка обществу для целей, не связанных со строительством (для установки и эксплуатации временной постройки для эксплуатации здания лодочного гаража), управлением не приведено.

Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судьи В.А. Гребенщикова
С.Н. Новикова

Обзор документа

Собственник лодочного гаража просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации данного объекта и оформления земли в аренду. Ему отказали на том основании, что часть участка находится в береговой полосе моря.

Суд округа согласился с апелляционной инстанцией, признавшей такой отказ незаконным.

В силу Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

ЗК РФ запрещает приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом (ВК) РФ, а также земельные участки, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В спорном же случае земельный участок испрашивался в аренду. А ЗК РФ не запрещает и не ограничивает передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду.

В соответствии с ВК РФ береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной 20 м), предназначенная для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в т. ч. для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, ВК РФ и ЗК РФ не исключают из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе. Их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы не установлено.

Участки, примыкающие к водоёмам

Действующее законодательство не относит земельные участки, прилегающие к водному объекту к составу земель водного фонда. Их предоставление осуществляется по общим правилам, регламентированным земельным законодательством, однако при этом следует учитывать специфику, установленную водным законодательством.

В преддверии рассмотрения данной специфики следует отметить, что согласно терминологии, используемой в Водном кодексе РФ, под береговой линией понимается граница водного объекта (а не земельный участок). В отношении же земельных участков, прилегающих к водному объекту, законодательством установлены определенные режимы их использования (в том числе, влияющие на возможность аренды такого земельного участка или ограничивающие арендатора в реализации определенных правомочий).

Вдоль береговой линии водного объекта общего пользования выделяется полоса земли (береговая полоса) предназначается для общего пользования. В связи с назначением указанной земли как объекта общего пользования предоставление земельных участков в пределах береговой полосы в собственность или постоянное пользование частным лицам не допускается. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженностью не более десяти километров (береговая полоса данных водных объектов составляет пять метров).

Помимо береговой полосы вдоль береговой линии водного объекта устанавливаются также водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Ширина водоохранных зон для пресных водоемов может составлять от 50 до 200 метров, для морей - до 500 метров. Ширина прибрежных защитных полос устанавливается от 30 до 50 метров, а для озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение - до 200 метров.

В границах водоохранных зон запрещаются:

Использование сточных вод для удобрения почв;

Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

Осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В целях аренды земельного участка, расположенного в границах водоохранной зоны, принципиально важное значение имеет то, что в границах водоохранных зон законодательством допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Более жесткие ограничения использования земельных участков установлены для земель в границах прибрежных защитных полос. Наряду с указанными выше ограничениями запрещаются:

Распашка земель;

Размещение отвалов размываемых грунтов;

Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Важное прикладное значение имеет то обстоятельство, что помимо отражения водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствующих документах на земельный участок,

границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос должны быть закреплены на местности специальными информационными знаками.

Следует учитывать, что в отношении водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, могут быть установлены зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В этом случае на земельные участки, входящие в соответствующие зоны или округа санитарной охраны, будут распространяться дополнительные ограничения в их использовании.

Лесной участок

Действующий в настоящее время Лесной кодекс РФ допускает возможность предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду как юридическими лицам, так и гражданам. При этом законодательством устанавливается ряд особых требований к порядку предоставления лесных участок в аренду и условий аренды, в том числе, с учетом вида использования лесного участка.

Так, объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Законодательно установлен максимальный и минимальный срок аренды лесного участка - от 10 до 49 лет. Специальный срок аренды (от 1 года до 49 лет) установлен для следующих видов использования лесных участков: а) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; б) использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; в) использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Следует принимать во внимание, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Принципиально важным моментом является то, что право на заключение договора аренды лесного участка может быть предоставлено лицу только по итогам проведения аукциона по продаже такого права. Исключения из данного правила установлены лишь в отношении указанных выше видов использования лесных участков, а также в отношении использования лесного участка для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Организация аукциона по продаже права аренды лесного участка и порядок его проведения подробно регламентированы главой 8 Лесного кодекса РФ. Положения данной главы во многом схожи с положениями Земельного кодекса РФ, регламентирующими проведение торгов по продаже земельных участков или права аренды земельных участков.

Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Помимо указанных особенностей заключения договоров аренды лесных участков, следует учитывать, что действующее лесное законодательство возлагает на арендатора некоторые обязанности, связанные со спецификой предмета аренды, а именно обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности, санитарной безопасности, лесовосстановления.

Таким образом, подытоживая сказанное Андреем Лебедевым, можно сделать следующие выводы:

. Если Вам обещают в аренду или собственность часть берега, примыкающего к воде, например, Истринского водохранилища, не спешите радоваться - 20 метров береговой полосы (от кромки воды) не разрешается передавать в собственность или постоянное пользование частным лицам.

. Собственник или арендатор водохранной зоны, размер которой варьируется от вида водоема, ограничен законом в использовании береговой земли. Строительство в таких зонах разрешено, но опять-таки с условиями и оговорками.

. Лесной участок, примыкающий к Вашим владениям Вы можете арендовать, но на условиях аукциона по продаже права аренды.

. Для собственных нужд, Вам не удаться арендовать лес на год или пять -- минимальный срок аренды лесного участка (за исключением специальных сроков) 10 лет, максимальный - 40.

Каким образом оформить аренду речки в населенном пункте, наверняка этим вопросам не раз озадачивались владельцы домов на берегу реки, предприниматели, организующие прокат лодок, базы отдыха, расположившиеся на берегу водоема и предлагающие разнообразный отдых с использованием плавательных средств.

Что нужно чтобы взять реку в аренду?

Можно ли взять в аренду участок реки? Арендовать речку, а выражаясь языком закона, оформить водопользование реки можно, но достаточно сложно, если не иметь практического опыта хождения по различным инстанциям. Аренда участка реки займет у Вас около 4 месяцев, при условии корректной подготовки документов. Для начала Вам потребуется выяснить занесена ли река в государственный водный реестр. Для выяснения этой информации нужно обратиться в бассейновое управление вашего региона. Если водного объекта в реестре нет, то взять речку в аренду вряд ли получится законным путем.

Если же бассейновый орган подтверждает наличие реки в реестре, то можно начинать готовить пакет документов для оформления Первым в составе таких документов рекомендуется подготовить кадастровый план акватории. Такой план готовится земельным специалистом — кадастровым инженером. На плане обязательно должны быть отражены координаты поворотных точек границ участка реки.

Следующим документом, который необходимо подготовить будет план водоохранных мероприятий, в котором Вы должны предусмотреть все действия по поддержанию эксплуатируемого участка реки в надлежащем экологическом состоянии на весь срок водопользования. План должен быть утвержден руководителем предприятия. Далее необходимо подготовить схему, отображающую параметры водопользования, если это будет причал у частного дома, то достаточно графически отобразить место, где будет парковаться Ваша лодка. К плану необходимо подготовить пояснительную записку с подробным описанием того, как будет использоваться водный объект. Ну и на завершающем этапе необходимо подготовить и утвердить в бассейновом управлении программу регулярных наблюдений за водным объектом, в которой будет отражаться, как и кто будет вести наблюдения за экологическим состоянием водного объекта.

Весь этот комплект документов подается в орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение водными объектами, после чего назначается аукцион на право использования реки. После победы на аукционе, вы становитесь полноправным пользователем испрашиваемого участка реки, на основании заключенного договора водопользования.

Сколько стоит арендовать речку?

Аренда реки со всеми водоохранными мероприятиями обойдется около 150 000 рублей в год, примерно в эту же сумму обойдется подготовка документов если Вы обратитесь к юристу в области водопользования. Стоит отметить, что сама арендная плата составляет совсем незначительную часть от стоимости обязательных экологических мероприятий.

Аренда берега реки

Для того чтобы арендовать участок берега реки, нужно обратиться в органы местного самоуправления. Берег реки не подлежит передаче в частную собственность. В силу требований ст.27 Земельного кодекса РФ, 20 метровая полоса земли вдоль берега реки (береговая полоса общего пользования) не подлежит приватизации. Соответственно на нее можно оформить только аренду. Перед тем, как обращаться в администрацию необходимо вызвать кадастрового инженера, который выполнит необходимые замеры и составит схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Эту схему необходимо утвердить в районном земельном отделе, после чего комитет по управлению муниципальным имуществом проведет торги, и Вы как победитель аукциона сможете оформить земельный участок в аренду.

Не нужен договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование, если он используется для плавания маломерных судов, рыболовства, рыбоводства, охоты, полива садовых, огородных участков, ведения личного подсобного хозяйства , а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными, купания.

За нарушения правил водопользования налагается штраф. На граждан - от 500 до 1000 рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 1500 до 2000 рублей, на юрлиц от 10000 до 20000 рублей.

Из Водного кодекса РФ

Как по закону взять в аренду часть речного берега

Любители водного отдыха возводят на берегах пермских рек бани, роскошные пирсы для яхт и скромные причалы для лодок.

Практически все эти сооружения построены незаконно и вполне могут быть снесены по решению суда. Как арендовать речной берег, не нарушая норм Водного кодекса, выяснил корреспондент "РГ".

Бизнес на причале

Предприимчивый житель поселка Старые Ляды на реке Сылве решил немного подзаработать. Пользуясь тем, что его дом находится в очень удобном месте для моторных лодок, он соорудил пирс, за каждое причаливание к которому взимал по 20 рублей. Помимо этого, он перекрыл забором доступ к воде, и владельцы моторок стали вынуждены швартоваться только к его причалу, потому что пройти в поселок можно только оттуда.

Любители водного отдыха, краем уха слышавшие о том, что проход к воде должен быть свободным, начали возмущаться. Информация об этом дошла до Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. Его сотрудники пытались объяснить речному бизнесмену, что он грубо нарушает закон. Однако деловитый мужик только посмеялся. Пришлось выписать предписание с требованием - снести забор и обеспечить доступ к воде всех желающих. Лишь узнав, что после этого могут последовать штрафы, а также решение суда о принудительном сносе забора, поселковый бизнесмен исполнил требование чиновников.

На реках Чусовой и Сылве бывали случаи, когда с помощью плавучих земснарядов речные латифундисты берут донный грунт и насыпают берега, увеличивая площадь для застройки, без каких-либо разрешений и экологических экспертиз. На искусственных насыпных берегах появляются красивые двух-, трехэтажные домики с полным комплексом удобств. Канализация стекает прямо в речку, естественно, без всяких очистных сооружений. А ведь из Чусовой идет забор воды для жителей Перми.

Законная швартовка

Естественно, каждому хочется, чтобы под окнами, выходящими на водную гладь, не бродили посторонние люди, не мешали отдыхать. А если позволяют средства, можно построить и роскошный причал для своей лодки, катера или водного мотоцикла. Некоторые даже воздвигают капитальные пирсы для швартовки дорогих яхт.

По данным Камского водного бассейнового управления в Пермском крае более пятисот незаконных построек. Причалы и бани на сваях, появившиеся безо всяких оснований, могут снести, а их владельцев привлечь к ответственности. Подобных неприятностей можно избежать, если внимательно прочитать законы и оформить водную акваторию и берег в аренду.

Личный водоем

Кроме рек, в Пермском крае насчитывается около полутора тысяч прудов. На них тоже можно неплохо отдохнуть. Многие из этих водоемов зарыблены, и люди приезжают сюда половить карпа или стерлядь. Но пользоваться прудами надлежит тоже в соответствии с законом. Некоторые предприниматели, выкупив землю и перегородив плотиной протекающую по участку речушку, считают, что искусственно созданный пруд принадлежит им. Однако это не так. Все проточные водоемы находятся в федеральной собственности. И любая речка, независимо от того, запружена она или нет, тоже принадлежит государству.

Пруд можно получить и в свое пользование. Для этого владелец земельного участка может сам вырыть котлован и заполнить его водой (такие водоемы называются "копань"), также можно использовать под пруд имеющийся на участке карьер или иное углубление в почве. В этом случае можно с чистой совестью оформлять водоем в личную собственность путем регистрации в государственных органах.

Комментарий

Антон Налимов, начальник отдела водных ресурсов Камского бассейнового водного управления:

В нашем крае сотни прудов и озер, около тридцати тысяч рек и речушек общей протяженностью более девяноста тысяч километров. Но необходимо, чтобы все водоемы использовались в соответствии с законом.

Наше управление всегда открыто для граждан, желающих цивилизованно вести себя на реках. Если мы обнаруживаем самозахват акватории, всегда стараемся избежать каких-либо жестких мер. Государство идет навстречу гражданам. Например, проведение аукциона о выделении части акватории в аренду обходится нам в среднем в 50 тысяч рублей. А люди платят за аренду воды сущие копейки. В этом году мы уже выдали 36 лицензий на пользование акваторией и заключили 15 договоров с любителями речного отдыха.

На заметку

Права граждан на водоемах

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не больше десяти километров, составляет пять метров.

Не нужен договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование, если он используется для плавания маломерных судов, рыболовства, рыбоводства, охоты, полива садовых, огородных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными, купания.

За нарушения правил водопользования налагается штраф. На граждан - от 500 до 1000 рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 1500 до 2000 рублей, на юрлиц от 10000 до 20000 рублей.

Из Водного кодекса РФ

Как оформить документы на аренду

1. Для начала надо составить проект планируемой постройки, причем не важно, что планируется сооружать - простенький мостик для полоскания белья и купания, многоцелевой пирс для швартовки быстроходных катеров или двухэтажную баню с купальней. Документы может подготовить любая проектная организация. В них должны быть обязательно указаны размеры предполагаемой конструкции - ширина, высота, а также цель постройки.

2. С готовыми бумагами надо обратиться в Камское водное бассейновое управление. Здесь документы рассмотрят и бесплатно выдадут так называемое "решение на строительство". Как правило, отказов не бывает. Правда, получив такое решение, владелец участка еще не получает права на пользование водой или речной акваторией. Чтобы законно плескаться у своего причала или швартовать катера, надо в том же бассейновом управлении взять часть акватории в аренду.

3. Выбранный вами участок выставляется на аукцион, который проводят чиновники. Но шанс выиграть у вас практически стопроцентный. Пока в крае заключено всего 15 договоров на пользование водной гладью, и конкурентных схваток в борьбе за береговую линию нет. Как правило, заявитель в одиночестве дожидается окончания аукциона, и с ним заключается договор аренды на пользование акваторией.

4. Правда, за аренду водной поверхности придется платить деньги. Согласно действующим расценкам, за использование одного квадратного километра речной глади надо выложить 34 тысячи рублей в год. Пугаться этой суммы не стоит, ведь одной семье, как правило, достаточно 400-500 квадратных метров (четыре-пять соток акватории). При этом годовая плата, к примеру, за пятьсот "квадратов", составит 17 рублей 40 копеек. А оформление документов производится опять же бесплатно. Договор заключается на срок не более чем двадцать лет.

5. Можно оформить в аренду и часть береговой полосы. Действующее законодательство предусматривает свободный доступ граждан к водоемам и запрещает захват двадцатиметровой полосы от кромки водоемов. Но вполне допустимо взять эту часть суши в аренду для возведения лодочных гаражей, продолжения причалов. Условие лишь одно - эти постройки не должны быть капитальными.

ВК РФ Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;