Гоа старый город. Достопримечательности старый гоа

Через некоторое время после основания Гоа был присоединен к португальской колонии, и даже определенное время был его столицей. С самого начала город представлял собой форт, окруженный водой и защитными частоколами. На его территории были построены мечети и резиденция правителей. В 1550 году португалец Афонсо Де Альбукерке присоединил форт себе и сделал его колониальной столицей. В доказательство своей власти он уничтожил всех мусульманских жителей на территории крепости. Через пару столетий произошла крупная эпидемия, из-за которой все жители переселились в Панаджи, располагавшийся неподалеку. На сегодняшний день Старый Гоа и его здания представляют историческую ценность. Познакомимся с самыми интересными из них.

Базилика Бом Хесус

В этом месте находятся останки гоанского покровителя Франциска Ксавьера. В середине 20 века здание стало называться Малой Базиликой. Основано оно благодаря иезуитам, создавшим здание, сочетавшее в себе несколько необычных стилей. В Гоа нет подобных храмов, ведь построена Базилика без использования лепнины.

Внутреннее убранство храма достойно отдельного описания. В центре располагается алтарь, окруженный статуями из позолоты. Ризница украшена мрамором и драгоценными камнями. Здесь же находится гробница, созданная в 1698 году архитектором из Флоренции Джованни Фоджини. Все финансовые затраты тогда легли на плечи герцога Тосканского Козимо III. Святые мощи уложены в раку, вырезанную полностью из серебра. В ней есть несколько маленьких окон, где видно части тела гоанского покровителя.


Собор Святой Екатерины

Построен собор был португальскими мастерами. Строительство длилось ровно девяноста лет. Такой срок не случаен, ведь в результате появилось сооружение, ставшее самым большим храмом в Азии. Для португальцев привычным считается тосканский стиль, который и стал основным в архитектуре собора. Это великолепное сооружение имеет длину 76 метров, а ширину – 55. С самого основания собор окружали две сторожевые башни, но в 1776 году они обвалились. Со временем святыню восстановили, поэтому в настоящее время она имеет довольно необычный вид. Помимо всего прочего собор прославился своими колоколами. В одной из башен установлен самый большой колокол в Гоа, который местные жители прозвали «золотым». Его удивительный звон даже вдохновил одного писателя на написание стихотворения. Во времена инквизиции колокольный звон предупреждал о начале казни преступников.

Алтарь собора построен в честь святой женщины. У самого входа можно видеть купель, где покровитель Гоа встречал и крестил всех желающих. Каждое десятилетие сюда привозят его останки, чтобы местные жители или туристы смогли помолиться. Стены собора украшены многочисленными фресками, изображающими жизнь и мучения Святой Екатерины. В одном из залов можно также увидеть крест, который, по преданию, лечит больных людей. Он помещен в специальный короб с отверстиями, через которые можно коснуться к святыне.


Церковь Святого Каэтана

Эта церковь считается самой красивой в Старом Гоа. Частенько ее сравнивают с храмом Святого Петра. Возведено сооружение было в середине 17 века. Внутри церковь оформлена в барокко, а снаружи в коринфском стиле. В главном зале находятся многочисленные статуэтки ангелов и индийских мучеников. Среди всего убранства церкви выделяется деревянный колодец, стоящий на платформе. По мнению служителей церкви и местных жителей, это все, что осталось от прошлого индуистского храма.


Церковь Святого Франциска

Построена церковь в начале 16 века монахами. Но практически сразу было приказано ее снести. Современное здание появилось только в 1661 году. Воспоминанием о предыдущем сооружении стал вход, который решили оставить. Во времена властвования дона Мануэля был создан одноименный стиль, который нашел себя в архитектуре церкви. Двери украшены глобусами, окружающими крест, символизирующий португальские корабли. Также внимания туристов заслужили стены с необычным растительным орнаментом, плавно переходящим в потолок. На полу можно увидеть надгробия португальских святых.


Монастырь Святого Августина

В 1512 году августинцы построили храм Святого Августина. Со временем из маленького сооружения вырос целый комплекс, состоящий из монастыря и 4 минаретов. На тот момент это было крупнейшее сооружение в Гоа, построенное из латерита. Монастырь имел три уровня с широкими лестницами и делился на гостиницу и госпиталь.

В 1835 году, так уж получилось, но святыня оказалась заброшенной, а главный колокол перевезли в форт Агуаду. Сегодня от некогда величественного монастыря остались одни руины. В неплохом состоянии остались только одна из башен и многочисленные надгробные плиты.

Адрес: Панаджи, Индия. Как добраться: Старый Гоа находится в 9 км от Панаджи, оттуда легко добраться на автобусе или такси.

Старый Гоа - музей под открытым небом

Гоа - жемчужина индийского побережья, обласканного солнцем. Крошечный штат, благословенный богами, где воды Аравийского моря сливаются на горизонте с безоблачным небом, а легкий ветерок шаловливо играет с ветвями стройных пальм и густых мангровых зарослей - изумительно красив. Как только не называли его прежнюю столицу: Восточный Рим, маленький Лиссабон, миниатюрный Амстердам. Современники зовут ее городом храмов за их множество. Безмолвными свидетелями драматичного и, несомненно, богатого прошлого застыли на улицах святыни - магнит для туристов и паломников.

Вехи истории

Сложно представить, но на фантастически красочном кусочке плодородной земли поселенцы появились впервые в эпоху неолита, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Каджур и Усгалималь. Около 200-го г. до н. э. взморьем владела династия Маурьев, достигшая расцвета при императоре Ашоке, правившем 50 лет. После его кончины не одно поколение правителей боролось за право контроля над гоанской территорией. Шли годы, миновали века, рождались и умирали империи. В XIV ст. Гоа попал под власть Делийского султаната. Несметные богатства края привлекали внимание многих заморских гостей. Кстати, первый европеец, посетивший Индию, был тверской купец Афанасий Никитин (1471 - 1474 гг.), оставивший после себя рукописный труд в форме путевых записей "Хождение за три моря". Ему воздвигли памятник в Ревданде (2002 г.). Приблизительно через 20 с лишним лет после русского путешественника до Индостана добрался легендарный мореплаватель Васко да Гама. После чего португальцы, разгромив войско султана Юсуфа Адиль-Шаха, превратили лакомое прибрежье, приносившее баснословную прибыль, в свою колонию. Корабли, груженные доверху невесомым шелком, фарфором, слоновой костью, драгоценностями и, конечно же, специями, отчаливали от пристаней.
Old Goa объявили духовной метрополией. Для насаждения христианства сюда хлынул поток миссионеров. Вначале иноверцев просвещали убедительными доводами, ласковыми, вовремя произнесенными речами. Больше всех преуспел прибывший неутомимый проповедник Франциск Ксаверий (1542 г.). Все же местные жители обращались в чужую веру неохотно, поодиночке. Полномочный посол Ватикана попросил Иоанна III (Папу Римского) срочно ввести инквизицию для искоренения ереси. Усилия увенчались успехом. На площади запылали инквизиторские костры, куда бросали еретиков. Признавшихся в греховности перед сожжением "милосердные" палачи душили, облегчая их муки.
Запрещалось свершать национальные свадебные обычаи, носить традиционную одежду, завязывать нити, указывающие на принадлежность к касте. Детишек крестили насильно, без согласия родителей, сирот определяли в колледж, воспитывая в христианском духе. Разрушили более 500 индуистских святилищ. К XVII в. сменили веру 175 тыс. гоанцев, преимущественно бедняков. К концу того же столетия обрушилась беда, принеся разорение. Страшные эпидемии малярии потом холеры собирали немалую жатву. Перепуганные люди массово бежали, покидая родные жилища. Мор вынудил администрацию заняться строительством нового городка, отдаленного от болот, кишащими комарами - переносчиками болезней. Так родился стольный град Панаджи. Свобода от европейцев-колонизаторов наступила 30 мая 1987 г., когда регион официально провозгласили 25-ым штатом Индии.

Сегодняшний день

Португальское господство не минуло бесследно: сейчас 40% населения - католики, причем истинно преданные. Словно в калейдоскопе колоритно перемешались здесь индийские и европейские культуры. Нередко возле домов - кресты, статуи Богородицы. Удивляет внешний облик горожан, в чьей крови слились воедино изящество Востока и открытость Запада. Многие католички предпочитают носить современные стильные западные наряды. Замужние женщины заменили алые полоски в проборе прически (синдур-дана) обручальными колечками. Напоминающие о былых временах сакральные архитектурные шедевры - визитная карточка старого Goa.

Кафедральный собор С Е

Сердце наполняется благоговейным трепетом, глядя на столь величественное белоснежное сооружение, выстроенное с невообразимым размахом. Его считают наибольшей католической святыней в Юго-Восточной Азии (76х55 м). В честь Св. Екатерины возвели не зря. В марте 1510 г. знаменитый воевода Афонсу ди Албукерки, прорвав оборону мусульманской армии, ворвался в город. Но торжествовать было рано. Защитники стояли насмерть и уже через пару месяцев вытеснили неприятеля. Окончательная победа чужестранцам досталась нелегко, лишь после повторного ожесточенного штурма удалось захватить цитадель. Знаменательное событие совпало с празднованием памяти Св. Катерины (25 ноября). Решив, что это - знамение свыше, приняли решение построить храм, посвятив его великомученице. Костел, выросший из камня и соломы с глиной, выглядел весьма скромно.
В 1562 г. вместо него дон Франсишку Коутинью (вице-король Индии) велел построить намного грандиознее здание, призванное олицетворять непобедимое могущество колонизаторов, господствующих на территории от Атлантического до Тихого океана. После освящения (1640 г.) его достраивали на протяжении 12-ти лет.
Асимметричность фасадной части за счет одной 33-метровой башни производит странное впечатление. Непроизвольно возникает вопрос: "А где вторая?" Оказывается, она рухнула от попавшего грозового разряда (1776 г.). Восстанавливать не стали, постройка приобрела оригинальный асимметричный вид. Резные детали, витражные стрельчатые окна подчеркивают вертикаль.
На колокольне - "золотой колокол", отлитый в Кандолиме (1652 г.), нареченный так за великолепнейшее звучание. Он все еще звучен и по-прежнему громок. Когда-то раздававшийся мелодичный перезвон, слышимый на расстоянии 14 км, пугал индусов неимоверно, оповещая о начале публичной казни, проводимой прямо пред фасадом на рыночной площади, где зловеще полыхал огонь, стояли орудия пыток, ожидая очередных жертв.
Сейчас здесь радуют взор благоухающие цветы, растущие посреди сочной зеленой травы, кустарники, раскидистые кроны деревьев-долгожителей, под которыми мог бы укрыться целый супермаркет. Пред входом расположена прославленная восьмигранная купель, где проводился обряд крещения новообращенных. Напротив ворот возвышается на постаменте фигура Иисуса, раскрывшего объятия всему человечеству.
Над порталом - пятиконечная звезда, символ Рождества Христова. Внутреннее убранство, выполненное в античном стиле, смотрится роскошно. Вызывают чувство восторга высокий свод, ровные ряды колонн, украшенных вверху орнаментом из листьев аканта, похожих на медвежьи лапы. Восемь арочных капелл заполняют пространство центрального нефа. Главный позолоченный алтарь (всего 15) предназначен Екатерине. На шести панелях показаны сценки ее земного жития. По бокам - изображения праведников Петра и Павла. Рядышком - орган, датируемый XVIII в.
Самая ценная реликвия - чудотворный крест, помогающий избавиться от разных заболеваний. Как гласит легенда, его вырезал из дерева набожный пастух, установив на горе Боа-Вишта. В феврале 23 числа 1619 г. на распятии случилось явление Господа, после чего оно выросло в точности до голгофского. Пришлось расширять дверной проем, чтоб внести его. В специально приготовленном футляре, где поместили ценность, сбоку проделали небольшое отверстие, позволяющее проникнуть руке. Прикоснувшись, надо загадать желание, доброе непременно сбудется.
До сих пор здесь ведутся службы, собирающие толпы прихожан. В полу, стенах - захоронения священнослужителей и высокопоставленных знатных особ, на что указывают таблички с надписями. Живые и мертвые предстают пред Всевышним вместе. Одни воздают ему хвалу молитвой, другие спят вечным сном по соседству.

Сокровища археологического музея

Он разместился недалече, в бывшем монастыре францисканцев. У основного портала - вылитая из бронзы скульптура адмиралу Афонсу, достигающая вышины 3, 6 м. Выдающемуся воину при жизни дали прозвище "Португальский Марс". Здесь прописалось бронзовое изваяние лиссабонского лирика Луиса де Камоэнса, умершего 56-летним. Его именем назван кратер на Меркурии.
Взирает на пришедших с портрета Васко да Гама. Особый интерес у посетителей вызывает макет флагманского судна с поэтическим названием "Сан-Габриэль", на котором бесстрашный навигатор достиг "страны пряностей". Статуи индуистских божеств, лингам Шивы, старинные свитки, манускрипты, барельефы, морские карты, выставка оружий представлена на суд зрителей.
Верхний этаж занимает портретная галерея, где можно познакомиться с губернаторами и вице-королями Португалии. Разглядывая различные лица, написанные художниками под влиянием талантливых мастеров Италии, как бы соприкасаешься с историческими моментами, наполненными захватывающими приключениями и невероятной жестокостью при открытии загадочных неведанных земель.

Базилика Бом-Джесус

Пожалуй, не отыскать во всем государстве более намоленного, энергетически сильного места, чем находящееся через дорогу крестообразное в плане здание (56х17х19 м) в стиле барокко, известное всему римско-католическому миру. Возведение велось по проекту флорентийского архитектора, скульптора Джованни Баттиста Фоджини. В качестве стройматериала выбрали гранит и довольно распространенный для тропиков красный латерит. Строительные работы, стартовавшие в 1594 г., завершились в рекордные сроки, спустя 11 лет. Освятил церковь архиепископ Алексий де Менезес (май 1605 г.). Название ее означает в переводе "Благой Иисус".
Прорезанный шестью окошками фасад разделен на 3 яруса, имеет три двери. Декором служат колонны дорического, коринфского и ионического ордеров - классические элементы архитектуры Древней Греции.
Внутри царят умиротворение и покой. Интерьер поражает утонченной изысканностью. Пол, выложенный беломраморными плитами, инкрустирован полудрагоценными каменьями. Под хорами с правой стороны - алтарь Св. Антония, слева - деревянная фигура Ф. Ксавьера. У северной стенки - кенотафий благодетеля Херонимо Маскаренаса, погибшего в 1593 г. На завещанные им деньги производились работы. Напротив - резная кафедра с балдахином для ведения службы, разукрашенная обликами Сына Божьего, евангелистов, церковных учителей. В центральной части - барочный золоченый алтарь высотой 16 м, шириной 9, на возвышенности - очаровательный Божественный Младенец в неземном сиянии. За его спиной - трехметровое изваяние основоположника иезуитского Ордена Игнатия Лойолы. Взгляд заступника христианского учения обращен вверх, к солнечному медальону, где выгравирована аббревиатура "I H S" - монограмма иезуитов.
Миллионы верующих, даже из дальнего зарубежья, устремляются сюда с единственной целью: поклониться останкам Ксаверия, причисленного к лику блаженных (1622 г.). Падре Санто, как прозывали его, сумел направить на путь праведный сотни тысяч еретиков и язычников. Он грезил христианизировать Поднебесную, куда и отправился (сентябрь 1552 г.). Читая мессу на острове Шангчуан, потерял сознание. 48-летний апостольский нунций, недолго мучаясь лихорадкой, скончался 2 декабря этого же года. Верный прислужник Антонио, поместив покойного в сколоченный им гроб, заполнив известью, похоронил временно на чужбине.
Через два с половиной месяца, когда его перевозили на корабле, капитан приказал открыть надгробную крышку. Люди не верили глазам: тело превосходно сохранилось. По прибытию в Малакку, его перезахоронили в саване, как требовала тогдашняя традиция. В хрониках отмечено: свирепствующая на азиатском континенте чума прекратилась во время его похорон.
Доставленные в церковь мощи после 16 месяцев остались нетленными. Трое суток желающим разрешали к ним приближаться. Много чудес произошло. Казалось, сама смерть отнеслась с уважением к рыцарю-миссионеру, коего здешний люд считает покровителем.
Серебряный гроб установлен в усыпальнице из мрамора и яшмы. 10 лет над ней трудился ваятель Джованни Фоггини, получив в благодарность на вечное сохранение подушку, где некогда лежала голова Франциска. За длительный усердный труд щедро заплатил мастеру тосканский герцог Козимо III Медичи. Говорят, хрустальный колпак добавили после печального случая, когда прихожанка в порыве экстаза оторвала кусочек священной плоти. Единожды в десятилетие останки выносят на обозрение. Последний раз важное событие припало на 2014 г.

Церковь Св. Каэтана

Проходя по улице Ruo Direita, нельзя не задержаться возле снежной белизны чудо-здания, увенчанного двумя близнецами-башенками и огромнейшим куполом, видимым издалека. Оно единственное в своем роде. Появилось благодаря монахам-театинцам.
Основали орден К. Тиенский (заступник рожениц) из знатной дворянской семьи и архиерей Театинский, ставший в будущем понтификом Павлом четвертым. Их цель - через проведение реформ в среде духовенства спасти души человеческие. Священники, живя в обществе, должны были трудиться на пользу морального и религиозного совершенства, приняв строгие монашеские обеты: целомудрие, полное послушание, отказ от богатства. Их благородные деяния процветали в Европе, Америке, Персии.
Однажды по распоряжению Урбана VIII иноки приехали распространять истину Христа в Голконду, но их не пустили (1639 г.). Пораздумав, слуги божьи осели в гоанской местности. Решив возвести больницу, вновь столкнулись с препятствиями. Вице-губернатор категорически был против лечебницы, ультимативно потребовав немедленно убираться за пределы колонии. Один из братьев направился на аудиенцию к Его Высочеству Жуану IV с просьбой позволить продолжить начатое дело. Монарха настолько поразила решительная настойчивость пресвитера, что он согласился, а через пять лет дал добро на построение монастырской обители и церквушки. Так выросла красивейшая базилика, похожая на римский собор Петра не случайно: его и брали за образец (1661 г.). Вначале строение назвали в честь Богородицы Божественного Провидения, потом переименовали.
При входе, на порожке, написана фраза: Domus mea Domus Orationis, означающая в переводе с латыни "Дом мой - это дом молитвы". Во внутреннем убранстве гармонично соединились элементы причудливого барокко с изысканным рококо. На своде, пропускающем льющийся поток мягкого дневного света, - выдержка из Евангелия. Центральный алтарь предназначен Богоматери. Слева и справа - еще по три, расписанные растительными диковинными узорами, фигурками парящих ангелочков. Оформлением алтарных образов занимались выпускники итальянской школы живописи. В нишах - статуи святых.
Под нефом при раскопках обнаружили колодезь. Мнения о происхождении находки разделились. Одни исследователи утверждали, что зодчий умышленно предусмотрел водный источник, дабы муссонные ливневые дожди не подмывали фундамент. Другие указывали на находившееся там ранее языческое святилище. Родник - его частица.
Крипта - хранилище свинцовых гробов с забальзамированными телами иноземных чиновников. Отсюда их отправляли в последний путь на родину для погребения. Некоторые пробыли в склепе свыше 30 лет, пока уехали домой.
Среди ухоженного церковного сада застыл задумчиво на пьедестале каменный Каэтан, окруженный живой изгородью из подстриженных, как под линейку, кустов. На плечах - черная ряса, в руках - книга, четки. За ним виднеется семинария. Учебное заведение, готовящее пастырей, функционирует и ныне. В глубине видятся фрагменты королевских ворот, ведущих к некогда роскошному прекрасному дворцу, которого больше нет.

Это всего лишь маленькая крупица того, что можно здесь увидеть. XVIII век внес кардинальные изменения: правящие круги запретили любую миссионерскую деятельность. Культовые постройки опустели, паства разбежалась, кто куда, столица переехала. А жизнь продолжается, бьет ключом, и каждый в ней счастлив своим счастьем. Сегодня действующих храмов осталось единицы, большинство - немое напоминание о значимых фактах истории, канувших в вечность.

Собор святой Екатерины является самым почитаемым среди католических соборов Азии. Он знаменит своими пятью колоколами. Один из колоколов - золотой и является самым большим в Гоа.

Собор, построенный в стиле португальской готики, строился португальскими и итальянскими архитекторами почти 75 лет и был окончательно построен в 1631 году. Его высота составляет 37 метров, а длинна - целых 76 метров, что делает его самым крупным собором во всей Азии.

В часовне собора находится чудотворный крест, который исцеляет ото всех болезней. Он находится в футляре, в котором проделано отверстие, чтобы верующие могли прикоснуться к нему.

Храм Шри Мангеш

Храм Шри Мангеш, посвященный Шиве, сочетает в себе самые разные архитектурные стили. Также храм считается культурным центром музыкантов – здесь постоянно проходят различные музыкальные фестивали.

Храм построили в XVI веке. Главным его божеством является Бог Мангеш – проявление Бога Шивы. О нескольких архитектурных стилях говорят башня над святилищем, дизайн крыши и фасад, выполненные под влиянием христианства, а купол храма выполнен под влиянием мусульманской культуры.

Входя в храм, нужно на входе приобрести ярко-оранжевый венок – подношение божеству храма. Его нельзя нюхать и одевать на себя, ведь подношение должно быть «чистым». Внутри храма хранится множество статуэток и цветов с пьянящим ароматом. Пол вымощен мрамором, серебряная алтарная дверь богато украшена растительным орнаментом. В алтаре находится Шива Лингам, золотой змей Шеша и изображение Шивы.

А какие достопримечательности Старый Гоа вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Собор Се

Собор Се – это старейшее культовое сооружение в штате Гоа, Индия, и самая крупная церковь во всей Азии. На сегодняшний день кафедральный собор Се относится к католической церкви латинского обряда, он внесен как архитектурный памятник в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Для туристов собор Се интересен своей искусной архитектурой и гигантским колоколом, это самая почитаемая европейская религиозная постройка в Индии. Собор Се расположен на главной площади Старого Гоа. Строительство собора Се началось в 1562 году на месте небольшой глиняной церкви Святой Екатерины. Завершение строительства и торжественное освящение собора состоялось в 1640 году.

Здание собора построено в португальском колониальном готическом стиле. Первоначально у собора было две башни, одна из которых после разрушения в XVIII веке так и не была восстановлена. Это придает храму неповторимый силуэт. Высота фасада собора – 35 метров, длина – 76 метров, а ширина – 55 метров. Главная достопримечательность собора Се – «Золотой колокол» - самый большой в Гоа и один из крупнейших в мире.

Одним из самых укромных местечек в Старом Гоа является порт «Дона Паула», названный в честь дочери вице-короля колониальной Индии, которая бросилась со скалы из-за несчастной любви. Сейчас на этом месте установлена скульптура, изображающая влюбленных, которым так и не суждено было быть вместе. В наши дни порт пользуется большой популярностью у туристов, ежедневно сюда прибывают десятки небольших круизных яхт с разных уголков Индии. Это место привлекает своей пышной растительностью и кристально чистыми водами. Здесь расположен уютный песчаный пляж, на котором есть все для комфортного отдыха. На вершине скалы, у памятника влюбленным, находится прекрасный сквер, оборудованный лавочками и фонтанами. В ночное время порт «Дона Паула» превращается в удивительный романтический уголок, сюда приходит множество влюбленных пар, чтобы отдохнуть в сквере и послушать живую музыку.

Кроме туристических яхт в порт «Дона Паула» заходят небольшие торговые суда, привозящие фрукты, рыбу, одежду и много разных безделушек. Поэтому здесь образовываются временные рынки под открытым небом. Туристы очень любят посещать их, так как здесь можно приобрести довольно интересные вещи за разумную цену.

Церковь святого Франциска Ксавьера

Церковь святого Франциска Ксавьера – это каменное здание, в котором явно просматривается европейский дизайн. При всём этом местные жители остались верны своим традициям – вместо обычных скамей, которые, как правило, стоят в католических храмах, в этом для сидения используются национальные маты.

Особенно поражают уникальные фрески, которыми расписана церковь. Эти прекрасные росписи были заказаны миссионером Францем Матиасом Вознером, бывшим одно время капелланом известной австрийской семьи Траппов. Фрески писал по его просьбе знаменитый мексиканский художник Жан Шарло. Ему помогали жена и сын Мартин. Росписи появились в церкви примерно между октябрём 1962 и январём 1963 года.

Базилика Бом Иисуса

Один из самых посещаемых туристических объектов в Гоа, базилика Бом Иисуса действительно заслуживает того, чтобы иметь статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Базилика знаменита тем, что в ней хранятся останки Святого Франциска Ксавьера, португальского миссионера.

«Бом Иисус» - это термин, который чаще всего используется в отношении Младенца Иисуса. Дословно его можно перевести как «благой, святой Иисус». Церковь была освящена и открыта в 1605 году. Архитектура здания - прекрасный образец стиля барокко.

Базилика Бом Иисуса является одной из самых богатых по отделке церквей в Гоа. Интерьер церкви красив и изыскан. Пол из белого мрамора инкрустирован полудрагоценными камнями. Алтарь базилики украшен искусной резьбой и позолотой, стены - живописными полотнами, отображающими сцены из жизни Франциска Ксавьера. Тело святого хранится здесь же, в базилике, в серебряном гробу. Раз в 10 лет, в день его смерти, гроб открывают для всеобщего обозрения. Последний раз такое событие произошло в 2004 году. Считается, что мощи святого обладают исключительной исцеляющей силой.

Церковь Святого Каэтана

Здание церкви и монастыря Св. Каэтана были построены итальянскими монахами из ордена театинцев в 1661 году, по образцу базилики Святого Петра в Риме. Внешне это самый величественный христианский храм на Гоа. Первоначально он назывался церковью Богоматери Божественного Провидения. Именно поэтому центральный ее алтарь посвящен Богоматери. Величественный фасад церкви украшен с обеих сторон башнями колоколен.

К одной из внутренних колонн прикреплена деревянная кафедра, расположенная на квадратной платформе. Под этой платформой находится колодец. Предполагают, что храм выстроен на месте древнего индусского святилища, частью которого был источник.

Исторический центр Старого Гоа

Исторический центр города представляет собой целостный архитектурный ансамбль, и в этом смысле может рассматриваться как памятник колониальной эпохе Гоа. Католические соборы Старого Гоа, прекрасно сохранившиеся и избежавшие всякого рода перестроек, по праву внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большинство каменных построек Старого Гоа были созданы португальскими и итальянскими художниками. От Триумфальной Арки вице-королей, верхнюю часть фасада которой украшает фигура Васко де Гама, дорога приведет нас к действующей церкви Святого Каэтана, которая выстроена как копия базилики святого Петра в Риме. Двигаясь далее, мы увидим Собор Святой Екатерины - величественный храм, знаменитый тем, что в его колокольне звучит Золотой Колокол, названный так за чистоту и богатство звучания. Слева за Кафедральным собором расположились церковь и монастырь Святого Франциска Ассизского. Фасад монастыря интересен тем, что выполнен в изысканном, истинно португальском, стиле мануэлино. Часть монастыря занимает Археологический музей. Недалеко от Кафедрального собора сохранились руины Дворца Инквизиции.

Самые популярные достопримечательности Старый Гоа с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Старый Гоа на нашем сайте.

Часовня Святого Антония расположена на склоне холма Монте Санто (Monte Santo, Святая гора) в бывшей столице штата, городе Старый Гоа (Вельха Гоа).


Дата её постройки неизвестна, но считается, что она приходится на промежуток между 1537 и 1572 годами. Ещё Гашпар Коррейра (Gaspar Correia), португальский историк и автор «Легенд Индии», упоминал о намерении возвести часовню, посвящённую Святому Антонию, которое высказал Антана ди Ногейра (Antão de Nogueira) после взятия города в 1510 году. Хотя информации об этой постройке очень мало, из её внешнего вида, значительно отличающегося от соседней , очевидно, что её много раз перестраивали и ремонтировали. Первоначально часовня, по всей видимости, была всего лишь маленькой круглой обителью .

В 1606 году часовня Святого Антония была передана под управление августинцев, которые в то время на прилегающем участке земли строили роскошный монастырь Богоматери Милосердия. В период до 1639 года она была перестроена – от круглой обители был оставлен только фасад, к которому пристроили просторное прямоугольное помещение. Внутреннее убранство часовни было частично скопировано с церкви Богоматери Милосердия и обладает элементами, которые могут быть только у более крупных зданий – так, здесь присутствуют фальшивые приделы (для них есть только входные арки) и апсидные окна с обманными балюстрадами. В 80-х годах XVII века был переделан алтарь – построен богато декорированный крестовый свод с углублениями. Такой тип свода впервые использовался в 1652 году иезуитами для локальной перестройки и впоследствии стал очень популярен в религиозной архитектуре . Если не считать алтаря и кафедры, интерьер часовни довольно скромный. Чтобы отвлечь внимание от этого факта, недавно внутреннее пространство было покрашено в небесно-голубой цвет, что придало часовне ощущение целостности, редкое среди церквей .

В 1679 году было учреждено братство Святого Антония. В 1835 году часовня была закрыта, но уже в 1894 году службы в ней возобновились.

Часовня Святого Антония в XX веке стала частью сети католических образовательных учреждений, что потребовало строительства рядом с ней трёхэтажного современного здания.

Достопримечательности поблизости: ,

Полезная информация о часовне Святого Антония в Старом Гоа

Местоположение:

Как добраться:

На маршрутном автобусе до остановки «Вельха Гоа»;
На туристических автобусах с популярных пляжей;
На такси из Панаджи;
На поезде до станции «Carambolim Railway Station‎», а оттуда на такси до «Вельха Гоа»
Если встать лицом к базилике Бом Иисуса, то идти нужно будет направо мимо автостанции по дороге, параллельной трассе

Адрес:

Velha Goa, Goa, taluka Tiswadi, India 403110
403110, штат Гоа, талука Тисвади, город Вельха Гоа (Старый Гоа)

Название на английском:

Saint Anthony’s Chapel

Время работы:

Неизвестно

Телефон:

Сайт:

E-mail:

Координаты:

15.500835,73.905603
GPS: 15°30’3.01″N, 73°54’20.17″E

Цена входного билета:

В четырех предыдущих главах мы узнали, как два туриста из Москвы отправились в Мумбаи самостоятельно и изучали тамошние достопримечательности: места, описанные в романе Шантарам, пещеры острова Элефанта и Болливуд. Также мы вдоволь нагулялись по пустынным пляжам Южного Гоа, которые в середине октября выглядят совершенно дикими. Сегодня предлагаю вместе с автором отчета отправиться на осмотр достопримечательностей Goa Velha.


Поездка на поезде в Гоа-Велья. Отзыв о самостоятельной экскурсии на Гоа

Известно, что любая коллекция стремится к своему завершению, коллекция впечатлений и примечательных мест — не исключение, но также известно, что коллекция, почти никогда не бывает полной.

Нам для большей полноты гоанского комплекта впечатлений не хватало пляжей северней Панаджи, самого Панаджи и бывшей столицы Португальской Индии – Старого Гоа.

Когда я сказал, что поездку в Старый Гоа я откладывал из лени – это половина правды, вторая – страх, боязнь неизвестности, нового опыта. Дело в том, что мы решили добраться до бывшей столицы на поезде. Не буду повторять рассказы, описывающие ужасы (вагоны набиты битком, спят на полу, грязно, дырка в полу вместо туалета и т.д.) индийской железной дороги, которыми полон Интернет. У каждого из нас свой опыт, у меня – вспоминания о переполненных озлобленными дачниками электричках Подмосковья, да о московском метро в час пик. Неимоверная давка, отсутствие воздуха, хамство, дышащие в лицо перегаром – вот то, что до сих пор объединяет эти два вида транспорта на родине. Поездка на поезде в чужой стране пугала другим – не проехать станцию, как и на чем вернуться обратно, не обчистили бы карманы…

Так или иначе – решились. В один из предвечеров идем в сторону городка Чауди (Chaudi) на станцию Канакона (Canacona) узнать расписание и купить билеты.

Оговорюсь, мы достаточно часто ходили в Чауди с чисто утилитарными целями: пополнить запас дистиллятов (в Палолеме, Чауди и по дороге между ними какое-то невероятное количество «алкошопов»; в Колве я помню только один), купить фруктов, в это время в Палолеме продавали фрукты только в одном месте с машины (ларьки еще только строились), в супермаркет — за сыром, хлебом и йогуртами.

Сделанные в эти походы «зарисовки» на камеру уличных сцен для меня самые интересные и самые сложные за всё путешествие по Индии. Сложные, потому что индийцы, особенно женщины, не склонны позировать, укрывают лица платком, отворачиваются; приходилось прибегать к хитрости – я прятался за спину жены, настраивал камеру и в нужный момент командовал – отходи!

Интересные потому что некоторые кадры, даже при неглубоком знании индийских реалий, могут рассказать целую историю пытливому наблюдателю; например, историю об упомянутой выше «пугливости» индийских женщин, но это — тема уже другой статьи и задача для настоящих журналистов.

Другая история, уже более оптимистичная и многообещающая — электрики, подключающие зарытый в землю кабель к подстанции. Пройдет какое-то время и на Гоа не придется сидеть в темноте после ливня.

Но не будем отвлекаться от главной темы. Найти станцию Канакона совсем не сложно: надо просто идти от Палолема в сторону Чауди, никуда не сворачивая, пока дорога не приведет к железнодорожному мосту над ней. Пройдя под ним, надо свернуть направо и пройти еще метров пятьсот (может меньше) вдоль высокой, заросшей кустарником насыпи железнодорожного полотна. Нормальным шагом от нашего отеля «Palolem Inn» до станции – 35…40 минут, специально засекали, чтобы рассчитать время подъема.

Нужный нам поезд, делающий остановку в Гоа-Велья (Goa Velha, португальское – Старый Гоа), через Канакону следует всего один раз в день. Начало своему пути он берет, чуть ли не в Каньякумари, а конечная станция, если не вру, в Дели (подробные записи стали нечитабельны от пота – размокли в кармане). По расписанию, на станцию Канакона поезд приходит в 06:33, время в пути — 2 часа. Нужная нам остановка – Кармали, она шестая по счету, поезд останавливается на всех. Стоимость проезда – 25 рупий на человека в одну сторону.

В нашем случае, 16 октября 2015 года, поезд в Канакону опоздал минут на десять, а в Кармали прибыл на десять минут раньше, хотя приличное время простоял на станции Мадгаон (Madgaon), а именно так называется железнодорожная станция в Маргао.

Наверное, я никого не удивлю признанием, что самым запоминающимся и необычным опытом в экскурсии в Старое Гоа оказалось поездка на поезде.

Прежде всего, стандартный по размеру вагон имел непривычный вид из-за дополнительных дверей в центре, а окна были забраны толстой решеткой. На потолке — стройные ряды огромных, постоянно работающих вентиляторов. Двери и окна раскрыты нараспашку, по вагону гуляет ветер. Состав битком набит людьми, на лавочках втиснулось по четыре-пять человек, и эти счастливцы спят, а остальные вынуждены стоять, или сидеть на полу, в проходах и тамбурах. Беременным женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам никто место не уступает. Названия станций не объявляют.

Пока мы ждали наш поезд, в Канаконе остановился следующий в обратную сторону, на юг, состав, его ярко освещенные вагоны были абсолютно пусты. Честно говоря, я рассчитывал на такую же пустоту вагонов и в сторону Старого Гоа, но как говорится – в тесноте, да не в обиде, тем более, что в Маргао, через час пути, почти все пассажиры сошли. Этим поезд мне напомнил утреннюю электричку «Тула – Москва», битком набитую трудовыми резервами Подмосковья, и на станции Царицыно извергающую всю эту массу полусонного рабочего люда в метро.

Неожиданно дарованная в Маргао свобода передвижения по вагону позволила расчехлить камеру. Дальнейший путь я провел в тамбуре, увлеченно фоткая открывающиеся за распахнутыми настежь дверями состава виды Гоа, изредка возвращаясь в салон поезда проведать жену.

Виденное, впрочем, не было откровением. Просто утренний мягкий свет и туман позволяли взглянуть другими глазами на привычные, но быстро сменяющие друг друга пейзажи. Да и сама задача сфотографировать движущиеся картинки оказалась увлекательной, требующей определенной сноровки, а порой и цепкости – очень не хотелось вывалиться на ходу из поезда.

Особенно взбудоражил нервы адреналином проезд по мосту через широко разлившуюся реку Зуари (Zuari River — все названия и переводы географических мест даны по карте Google). Металлический грохот поезда, отраженный и усиленный металлическими фермами моста, открытая дверь и пропасть за краем порога – заставили крепче цепляться за поручень.

От станции Кармали до Гоа-Велья, не смотря на настойчивое желание таксистов нас довезти, решили прогуляться пешком, размяться после поездки – не самое мудрое наше решение. По дороге, то поднимающейся в гору, то спускающейся под неё, смотреть нечего. Тротуаров вдоль проселочных дорог не изобрели, приходилось идти с оглядкой и глотать пыль проезжающих мимо машин. Было что-то около девяти утра, но солнце пекло немилосердно.

Экскурсия в храмы Старого Гоа. Отчет и фотографии

Истории колонизации Индии и Гоа португальцами я уже касался в своих предыдущих статьях, посвященных Индии. Чтобы ни повторяться, коротко перечислю только основные вехи в истории бывшей столицы Португальской Индии.

Поселение на острове между реками Мандови и Зуари (от континента остров отделен каналом Кумбарджуа, полным крокодилов) под именем Говепури было известно с древних времен. Подлинный рассвет города начался в 1310 году, когда махараджи династии Кадамба перенесли сюда столицу княжества из Чандрапура. С этого момента город-порт на реке Зуари (точное место указать не могу) — важнейший центр торговли всего региона от Аравийского полуострова до Бенгалии. Двумя годами позже с севера началась экспансия мусульман и Гоа на несколько веков становится ареной борьбы сначала между мусульманскими и индийскими династиями, а потом (после утраты власти над Гоа Виджаянагарскими царями в 1470 году) династических интриг князей распавшегося в 1490 году Бахманидского султаната. Примерно в это же время султан Биджапура Юсуф Адил-Шах (именно султаны Биджапура стали хозяевами территории от Карнатаки до Махараштры после распада Бахманидского султаната) для поддержания и развития морской торговли решает строить новую столицу и порт на левом берегу реки Мандови, в девяти километрах от нынешней столицы современного Гоа – Панаджи. Главная причина переноса столицы – заиление реки Зуари, что осложняло судоходство, а другая причина – многочисленные войны превратили постройки Говепури в руины.

Следующий этап истории Старого Гоа начался с появлением у берегов Индии в мае 1498 года флота Португальцев. В 1510 году португальская армада под командованием Альфонсо Д’Альбукерке (Alfonso d’Albuquerque) становится на якорь у берегов Гоа и захватывает столицу. С этого момента начинается история Старого Гоа как столицы Португальской Индии.

Нынешний свой архитектурный вид город стал приобретать в середине XVI века, когда на Гоа стали прибывать монашеские ордена и их проповедники. Так в 1542 году Франциск Ксаверий основал здесь первую иезуитскую миссию. Вслед за проповедниками на Гоа в 1560 году пришла и Святая инквизиция, прежнее терпимое отношение португальцев к индуизму меняется на политику полного искоренения, индуистские храмы подвергаются разрушению, а на их месте строятся католические соборы. В XVII – XVIII веках из-за частых эпидемий малярии и холеры население Старого Гоа постепенно переселилось в Панаджи, который позднее и стал столицей Гоа.
Болезни — не тема для шуток, но все же, думаю, если бы португальцы потребляли бы не ром (ром, как известно, помогает моряку сохранять равновесие на палубе в шторм) и портвейн, а джин и тоник, как это делали британцы в Индии и Африке, то столица Гоа и сейчас находилась бы в Гоа-Велья.

(Основной ингредиент тоника – хинин, обладает жаропонижающим и обезболивающим свойством и выраженным действием против малярийных плазмодий.)

Основные достопримечательности города расположены вдоль центральной улицы с незамысловатым названием Старое Гоа. На отрезке дороги длиной 400 (мерил по карте) метров от площади Ганди до следующего перекрестка, по обеим ее сторонам, расположено четыре католических собора и археологический музей в стенах бывшего монастыря.

Мы попали к храмам самым коротким путем, но вошли, если так можно сказать, в город-музей с черного хода – навигатор привел нас к турникету ограды базилики Милосердого Иисуса с тыла.

Базилика — самая почитаемая и самая знаменитая церковь Гоа. Здесь покоятся мощи Св. Франциска Ксавьера (что тоже правильно, на баска. Frantzisko Xabierkoa), и здесь же расположена экспозиция музея, посвященная миссионерскому подвигу святого в Индии, Юго-Восточной Азии и Японии. Правда, этот музей скорее ориентирован на школьников местных католических школ, чем на взрослых. Первый камень в фундамент храма был заложен 24 ноября 1594 года, а освящен — 15 мая 1605 года. Мощи Св. Франциска Ксавьера были привезены на Гоа 11 декабря 1553 года и долго хранились в церкви колледжа Св. Павла, которым он когда-то руководил (теперь это — руины, вернее, стена фасада с фронтоном, расположенные недалеко от площади Ганди), а в 1624 году они были перенесены в базилику.

Через дорогу от базилики Доброго (Милосердного) Иисуса, в парке с огромным газоном и фонтаном в центре широкой аллеи, расположены Кафедральный собор Святой Екатерины, коротко именуемый — собор Се, монастырь и храм Св. Франциска Ассизского, ныне — археологический музей. Надо отметить, что большинство церквей в Старом Гоа не действуют, базилика и кафедральный собор в том числе, но предприимчивые индийцы продают свечи и другие атрибуты церковной службы туристам, не считая такой обман большим грехом.

Кафедральный собор, если верить путеводителям, считается самой большой церковью Индии и всей Азии. Первое здание церкви было построено из глины, соломы и камней в 1510 году. Строительство собора в нынешнем виде было начато в 1562 году, а алтарь был священ в 1619 году.

Монастырь и храм Св. Франциска Ассизского соединяет с кафедральным собором дворец архиепископа. Монастырь и церковь (почти ровесники кафедрального собора), начавшиеся с часовни и нескольких келий в 1529 году, приобрели к 1602 году нынешний вид. С 1964 года в стенах монастыря располагается археологический музей.

Прогуливаясь от одного храма к другому, я поймал себя на мысли, что никак не могу привыкнуть к виду христианских крестов под сенью пальм и солнца тропиков. Знаю, что колыбель христианства — Азия, но подсознательно соотношу Церковь с Севером.

Пройдя мимо монастыря и храма Св. Франциска Ассизского, мы спустились по узкой дорожке мимо выставленных для обзора надгробных плит первых поселенцев, к часовне Св. Екатерины. Неприметная снаружи, она имеет огромное историческое значение: на этом месте стояла часовня, заложенная сразу после завоевания Гоа Альфонсо Д’Альбукеркой 25 ноября 1510 года.

Наша экскурсия продолжалась уже пару часов, мы устали, взмокли и проголодались. Напротив базилики Милосердного Иисуса, на пересечении улицы Старое Гоа и безымянной улочки, огибающей весь комплекс храмов, рядом со стоянкой такси обнаружилось кафе. Прохладу мы там не обрели, но голод утолили. Кафе – приемлемого вида «фастфуд», две кухни: вегетарианская и «мясоедская».

Следующая цель — руины храма и монастыря Св. Августина. Мимо стоянки такси, по узкой асфальтированной дороге поднимаемся в горку, на фоне серо-голубого неба виднеется силуэт колокольни из красного камня. Когда-то — самый большой храм на Гоа, с четырьмя 46 метровыми колокольнями, с 12 алтарями, по числу апостолов Христа, и, что любопытно, столько же братьев-августинцев основали монастырь.

В 1572 году, сразу по прибытии на гоанскую землю, 12 братьев, странствующего и нищенствующего ордена Августинцев, заложили монастырь, а через какое-то время рядом с монастырем, на месте старой, построенной в 1512 году церкви, была заложена ими новая и освященная в 1602 году, церковь. Церковь и монастырь около двухсот лет служи прихожанам Гоа, но в результате буржуазной революции в 1820-1823 годов, когда Португалия встала на путь секуляризации (огосударвстления) церковного имущества и земель и, в силу закона от 1834 года, ликвидирующего религиозные ордена, в 1835 году церковь и монастырь Св. Августина стали бесхозными. В результате семи лет запустения рухнул свод церкви (некоторые источники указывают, что без пожара не обошлось), а еще почти через 90 лет (в 1931 году) обрушались и стены. Сейчас руины — объект изысканий археологов и кладоискателей, которые регулярно сюда наведываются в поисках легендарных сокровищ нищенствующих августинцев.

Позволю себе пояснить – «нищенствующих» в том смысле, что братья не должны были иметь личного имущества. Святому Августину приписывают слова: «Сегодня я скажу — это моя Библия, а завтра уже прикажу – подай мне мою Библию». За дословность цитаты не поручусь, но смысл точен! Правда, жил Блаженный Августин за семь веков до объединения нескольких монахов-отшельников в орден.

Не доходя до руин, слева от дороги, ведущей на холм, расположена церковь Святого Иоанна и монастырь госпитальеров, иначе — Мальтийских рыцарей или Иоаннитов.

Монастырь и храм были построены в 1685 году, а в середине прошлого века полностью перестроены. Сейчас в монастыре располагается богоугодное заведение для душевно больных (чисто автоматически толкнув калитку, я оказался в маленьком и ухоженном садике, лицом к лицу с обитателями этого христианского приюта).

С другой стороны дороги — церковь и монастырь Святой Моники, построенные в 1627 году. В 1636 году они пережили пожар, и заново были отстроены через год. По преданию, после пожара и реконструкции, глаза деревянной статуи Иисуса открылись, а из тернового венка на голове закапала кровь. Сейчас в церкви проводится реставрация, поэтому мы смогли разглядеть только строительные леса и отдельные детали декора, не укрытые пленкой. В пристройке церкви расположен музей Христианского искусства с не очень богатой, но достаточно любопытной экспозицией христианских реликвий, многие из которых изготовлены были на гоанской земле.

От монастыря Св. Моники мы поднялись по дороге еще чуть выше и заглянули в безлюдный дворик часовни Св. Антония. Часовня оказалась на замке, наш исследовательский энтузиазм угас, а силы исчерпаны.

От Святого холма (так еще называют холм с руинами церкви Св. Августина) мимо стоянки такси и базилики Милосердного Иисуса направляемся к железнодорожной станции Кармали. Тут у билетных касс выяснилось, что поезд, следующий через Кармали, и останавливающийся в Канаконе, тоже всего один (хотя, можно было догадаться об этом и в Канаконе), а мы на него опоздали. Делать нечего — берем такси.

Подводя итог, замечу: экскурсию в Старое Гоа лучше совместить с визитом в Панаджи. Главный аргумент — разнообразить впечатления, осмотр десятка католических храмов в одном месте и за один раз — утомителен. Другой мотив – возможно, из Панаджи ходит больше поездов. А если говорить совсем начистоту, если экскурсия не для галочки – мол, были в Старом Гоа, то туристам с дальних пляжей, как мы из Палолема, достаточно экскурсии в Маргао, например. Мы несколько раз проезжали на машине через Маргао, и я успел заметить (а плотный трафик в центре города позволил это) множество интересных архитектурных объектов. Это и старинные виллы португальцев, и множество католических храмов, которые соседствуют с индуистскими, а главное – это живой город.