«Корабли Смерти. "Титаник"

10 апреля 1912 года из Саутгемптонского порта в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник», который спустя 4 дня столкнулся с айсбергом. О трагедии унесшей жизни почти 1496 человек мы с вами знаем во многом благодаря фильму, но давайте познакомимся с реальными историями пассажиров «Титаника».

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду. .

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца

14 апреля 1912 года пароход «Титаник», вышедший в свой первый и последний рейс из Саутгемптона, на всех парах мчался в Нью-Йорк. В 23:39 вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг прямо по курсу корабля. Столкновение оказалось неизбежным. Через 2 часа 40 минут считавшийся непотопляемым пароход «Титаник» полностью ушел под воду. Лишь около 700 из 2224 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа удалось спастись. На рассвете выживших пассажиров «Титаника» подобрало судно «Карпатия», следовавшее тем же курсом. Крушение «Титаника» по сей день остаётся крупнейшей катастрофой в истории мореплавания.

Выжившие пассажиры «Титаника» Мишель и Эдмонд Навратиль, апрель 1912 года.
Чтобы попасть на пароход, их отец назвался Луисом Хоффманом, а сыновей зарегистрировал под вымышленными именами Луи и Лола.


Вперёдсмотрящий Фредерик Флит (на этом снимке ему 24 года) первым заметил айсберг. Флинт участвовал в двух мировых войнах. В 1965 году он не справился с депрессией и покончил жизнь самоубийством.


Айсберг, погубивший «Титаник», 15 апреля 1912 года.


Шлюпки с выжившими пассажирами «Титаника» приближаются к пароходу «Карпатия», 15 апреля 1912 года.


Шлюпка с выжившими пассажирами «Титаника», 15 апреля 1912 года.


Выжившие пассажиры «Титаника» на борту парохода «Карпатия», 15 апреля 1912 года.


Зарисовки, сделанные выжившим пассажиром «Титаника» Джоном Тайером младшим на борту спасательной шлюпки, и впоследствии дополненные мистером Скидмором уже на борту парохода «Карпатия», апрель 1912 года.


Выжившие пассажирки «Титаника» на палубе парохода «Карпатия», 15 апреля 1912 года.


Люди ожидают известий возле конторы судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке, апрель 1912 года.


Шлюпки, спасшие жизнь почти всем выжившим пассажирам «Титаника», у причала компании White Star Line в Нью-Йорке, апрель 1912 года.


Люди ждут прибытия парохода «Карпатия» в Нью-Йорке, 18 апреля 1912 года.


Люди ожидают прибытия парохода «Карпатия», подобравшего выживших пассажиров «Титаника», в Нью-Йорке, 18 апреля 1912 года.


Выжившие члены экипажа парохода «Титаник», апрель 1912 года.


Люди собрались в порту Девонпорт, чтобы услышать рассказ выжившего пассажира «Титаника», 1912 год.


Выплата компенсаций выжившим пассажирам «Титаника», апрель 1912 года.


Родственники выживших пассажиров «Титаника» на вокзале в Саутгемптоне, 29 апреля 1912 года.


Родственники выживших пассажиров «Титаника» в Саутгемптоне, 29 апреля 1912 года.


Родственники ждут выживших членов экипажа «Титаника», которые должны сойти на берег в Саутгемптоне. 29 апреля 1912 года выжившие члены экипажа вернулись в свои дома на юге Англии. Кораблекрушение унесло жизни 549 из 724 членов экипажа.



Родственники ждут выживших пассажиров «Титаника» в Саутгемптоне, 29 апреля 1912 года.


Родственники встречают выживших пассажиров «Титаника» по возвращении в Саутгемптон, 29 апреля 1912 года.


Выживший член экипажа «Титаника» целует свою жену по возвращении в Плимут, 29 апреля 1912 года.


Выжившие стюарды выстроились возле здания, куда их вызывают для дачи показаний комиссии по расследованию кораблекрушения, 29 апреля 1912 года.



Выживший пассажир «Титаника» оставляет женщине автограф, 29 апреля 1912 года.


Братья Паско, выжившие члены экипажа затонувшего «Титаника», по возвращении в Саутгемптон, 29 апреля 1912 года.


Выжившие пассажиры «Титаника» Мишель и Эдмонд Навратиль после воссоединения с матерью, 1912 год.


Сиделка с новорожденным ребёнком, ноябрь 1912 года. Мать младенца уже будучи беременной возвращалась на борту «Титаника» вместе со своим мужем после их медового месяца. Отец ребёнка погиб, а его мать впоследствии снова вышла замуж за одного из выживших пассажиров.

Трудно найти человека, который не знал бы печальной истории о затонувшем «Титанике». За более чем сотню лет с момента его крушения появилось множество мифов и теорий о том, почему это произошло. Одни люди думают, то скорость корабля была слишком высокой, что недопустимо в той опасной части Атлантического океана, другие во всем винят погоду, а третьи считают, что это не более чем стечение обстоятельств и неудача. Но рассказать о том, что на самом деле произошло в тот роковой день, могут только люди, которым удалось пережить катастрофу. Сегодня мы расскажем вам о людях, которые смогли спастись во время самого известного в мире кораблекрушения.

10 апреля 1912 года круизный корабль «Титаник» отправился в свой первый и, как оказалось, последний рейс. На борту корабля было более 2 тысяч пассажиров, тогда как попрощаться с родственниками перед отплытием пришла еще тысяча людей. В ночь с 14 на 15 апреля огромный корабль врезался в айсберг и затонул. Выжить удалось только 7 сотням пассажиров.

Сироты «Титаника»

3-летний Мишель и 2-летний Эдмонд Навратилы вместе с отцом были на корабле под вымышленными именами Луис и Отто. Их отец, которого также звали Мишель, называл себя вдовцом. На самом деле с женой он развелся, а детей у нее забрал, даже не сообщив об этом. Когда стало понятно, что корабль тонет, Мишель усадил детей в последнюю спасательную шлюпку. Вот те слова, которые он им сказал: «Дети мои, когда ваша мать придет за вами (что она, конечно же, сделает), скажите ей, что я всегда любил ее, и все еще люблю. Скажите ей, я ожидал, что она последует за нами, и мы сможем счастливо жить все вместе в свободном новом мире». Поскольку отцу детей не удалось спастись, а они были слишком маленькими и не знали английского, родственникам было очень трудно их найти. Мать мальчиков увидела их фото в газете только спустя месяц и воссоединилась с ними 16 мая. Как сложилась их жизнь дальше? Мишель женился на девушке из своего колледжа, получил образование психолога и всю свою жизнь оставался в Монпелье. Умер он в возрасте 92 лет.

Эдмонд также женился и получил образование архитектора. Во время Второй мировой войны он вступил во французскую армию и умер в возрасте 43 лет.

Непотопляемая Молли

Имя миссис Маргарет Браун было известно задолго до того, как затонул «Титаник». Она стала одной из первых американок, которая баллотировалась на политический пост за восемь лет до того, как женщинам это официально разрешили.

Находясь в Европе, она получила сообщение о болезни своего внука и поэтому решила немедленно приехать в Нью-Йорк. Именно потому, что решение было принято в спешке, немногие люди знали, что Маргарет находилась на «Титанике». После того как корабль врезался в айсберг, Маргарет оказалась в спасательной лодке № 6, где ей пришлось руководить людьми, так как человек, который фактически за это отвечал, оказался эмоционально неустойчивым. Еще на «Карпатии» Маргарет выбрали в качестве председателя комитета выживших, и она сумела собрать почти 10 000 долларов для нуждающихся. Она не покинула корабль, пока не удостоверилась, что все пассажиры получили медицинскую помощь, в которой они нуждались.

Маргарет Браун получила медаль за помощь выжившим пассажирам «Титаника». Она умерла от опухоли мозга, когда ей было 65 лет.

Еще один интересный факт о Маргарет Браун заключается в том, что никто никогда не звал ее Молли. Имя было придумано в Голливуде.

Девушка, которая пережила три кораблекрушения

Виолетта Констанция Джессоп работала стюардессой круизных судов «Белая Звезда». Она находилась на борту «Олимпика», когда тот в 1911 году врезался в «Хоук», затем на «Титанике», а во время Первой мировой войны была на борту корабля «Британик», который затонул после взрыва мины.

Несмотря на пережитые кораблекрушения, Виолетта продолжала работать на кораблях, и только в 1950 году переехала в Великий Эшфилд в Саффолке. Ее общий стаж работы на суднах - 42 года. Умерла Виолетта Джессоп из-за сердечной недостаточности, когда ей было 83 года.

Выжившая в катастрофе актриса снялась в фильме в той же одежде, которая была на ней в тот день

Актриса Дороти Гибсон была в Париже со своей матерью, когда они решили купить билеты первого класса на «Титаник». 14 апреля Дороти вместе с банкирами играла в бридж и примерно в 23:40 шла в свою каюту, когда услышала удар. Дороти вместе с матерью и банкирами попали в спасательную шлюпку № 7, которая оказалась наполовину пустой. Но лодка из-за утечки также начала тонуть. К счастью, им удалось закрыть дыру одеждой.

По возвращении в Нью-Йорк Дороти была настроена сниматься в фильме о кораблекрушении. Она написала сценарий и даже снималась в той же одежде, что была на ней во время крушения. Фильм был снят через месяц после трагедии.

Вскоре после этого Дороти решила закончить свою карьеру в кино и начала работать в Метрополитен-опере. В 1928 году вместе с матерью она переехала в Париж. Во время Второй мировой актриса жила в Италии, где ей выдвинули обвинения в антифашистских взглядах и отправили в тюрьму Сан-Витторе, но Дороти удалось убежать. Оставшуюся жизнь она провела в Париже и умерла в возрасте 65 лет.

Парень, который снова смог ходить после обморожения

Ричард Норрис Уильямс находился на корабле с отцом, и оба они оставались очень спокойными во время крушения. Уильямсы даже хотела пойти в бар, но дверь оказалась закрытой. Поэтому они решили пойти в спортзал, спасаясь от холода. Когда все люди оказались в воде, Ричард увидел лодку и сумел в нее попасть. Его отец не смог выжить, так как на него упала паровая труба. Пассажиров, которые смогли выжить в той лодке, пересадили в спасательную шлюпку № 14.

Но не обошлось без жертв. Оказалось, что Ричард отморозил ноги, и уже на борту «Карпатии» врачи советовали ему их ампутировать. Однако мужчина отказался. Позже Ричард смог восстановиться и даже продолжить свою теннисную карьеру. Он выиграл золотую медаль на Олимпийских играх, сражался в Первой мировой войне и стал успешным банкиром в Филадельфии. 22 года подряд он занимал пост президента Исторического общества Пенсильвании. Умер Ричард от эмфиземы, когда ему было 77 лет.

Самая младшая пассажирка, которая помнит крушение

Ева Мириам Харт попала на «Титаник» в 7-летнем возрасте вместе со своими родителями. Она говорит, что ее мать практически не спала по ночам, так как страдала от беспокойства и имела плохое предчувствие о плавании. Когда корабль начал тонуть, ее отец бросился в каюту, завернул Еву в одеяло и усадил вместе с матерью в спасательную шлюпку, сказав на прощание, чтобы она держала маму за руку и хорошо себя вела. Тело отца так и не было найдено.

Ева стала певицей и одной из организаторов консервативной партии Великобритании. Она вела очень активную жизнь и подробно описала день катастрофы. Ева умерла, когда ей был 91 год.

Менеджер, сбежавший с корабля

Джозеф Брюс Исмей был председателем White Star Line и фактически ответственным за строительство «Титаника». Ему удалось спастись на лодке. В своих показаниях Джозеф говорил, что в последние минуты, когда «Титаник» опускался под воду, он отвернулся, так как не мог на это смотреть.

После крушения Исмей подвергся жестокой критике со стороны прессы. Его обвиняли в бегстве с корабля, когда на борту оставались еще женщины и дети. Позже он пожертвовал много денег фонду погибших моряков и торговому фонду во время Первой мировой войны.

Исмей всю жизнь держался вдали от всех и умер в возрасте 74 лет от тромбоза.

Редкие фото, сделанные после того, как «Титаник» затонул

Оставшиеся в живых пассажиры «Титаника» на борту «Карпатии».

Выжившие на борту «Карпатии».

Толпа в ожидании «Карпатии» - судна, которое перевозило оставшихся в живых после крушения «Титаника». Нью-Йорк, апрель 1912 года.

Объявление о крушении «Титаника» в 1912 году.

Наталья Деревянко

Рассвет 15 апреля 1912 года. Северная Атлантика. Оранжевое солнце поднимается над морским горизонтом, приглушая свет звезд и прогоняя утреннюю дымку. Медленно-медленно отступает ночь, скрывавшая следы, одной из самых крупных морских катастроф в истории человечества.
Двери, подушки, стулья, столы, шезлонги, обрывки бумаги, обломки были повсюду. Они плавно покачивались на волнах среди белых пятнышек, издали напоминающих чаек. Но при детальном рассмотрении, понимаешь, что эти пятнышки - тела погибших пассажиров и членов команды «Титаника» в их белоснежных спасательных жилетах. Некоторые из них смотрели вверх, на небо, как будто ожидая спасения, но большинство обреченно склонили свои головы в воду, смирившись с судьбой. И уже никто им не поможет, никто не спасёт. Всё кончено…

Возможно, такая картина открылась взору «Карпатии», которая с выжившими пассажирами «Титаника», поменяв курс, шла мимо места катастрофы обратно в Нью-Йорк.

В это же время руководство «Уайт Стар Лайн» приняло решение поднять тела всех погибших с поверхности океана. И это следовало сделать как можно быстрее, так как тела пока что находились более или менее сгруппировано и не разнеслись течением. Второй фактор - это то, что долгое пребывание тела в воде может усложнить процесс идентификации. Ну и конечно же, компания хотела хоть как то реабилитироваться перед семьями погибших - доставив тела родственникам для дальнейшего захоронения.

Центром всей операции по подъёму тел стал небольшой канадский городок Галифакс. Именно здесь «Уайт Стар Лайн» зафрахтовало четыре судна:

  • «Миниа»
  • «Монтмагни»
  • «Алджерин»

Так же был заключён договор с крупной похоронной конторой Галифакса «Джон Сноу энд компани» для обеспечения всех похоронных процедур.

Тем временем в прессе стала появляться информация о «кладбище в океане», «…сотнях мёртвых тел, пугающих пассажиров, проплывающих мимо судов…».

«Маккей-Беннетт» — британское судно-кабелеукладчик, принадлежавшее компании «Комёршл Кейбл Комапни». Основной его задачей было укладка и ремонт глубоководных кабелей. Помимо этого судно часто участвовало в спасательных операциях (например, спасение экипажа тонущей шхуны «Каледония» 12 февраля 1912 года). Но не это принесло ему известность.

17 апреля 1912 года в 12.35 после всех приготовлений «Маккей-Беннетт» под командованием капитана Ф. Ларднера и с 75 членами экипажа на борту отправляется в свой «страшный рейс». В ходе этой миссии на борт погрузили не кабель, а гробы. За эту работу руководство «Уайт Стар Лайн» обязалась платить команде 550$ в сутки.

Кабелеукладчик «Маккей-Беннет»

На борту присутствовал владелец похоронной компании — Джон Сноу-младший. Под его руководством были загружены 103 гроба, несколько тонн льда, растворы для бальзамирования, мешки и 20 тонн железных прутьев. Свободные от работы матросы, сшивали из парусины мешочки, для личных вещей погибших.

Один из мешков для личных вещей погибших.

Бортинженер Фредерик Гамильтон детально описывал всё происходящее:

«Утро 20 апреля 1912 года. К северу от нас видны очертания огромного айсберга. Думаю, мы очень близки к месту крушения многих надежд и молитв. Бальзамировщик становиться всё оживленнее, ведь скоро ему предстоит много работы».

Вечер 20 апреля 1912 года. «Маккей-Беннетт» достигает места катастрофы. Начало операции по извлечению тел назначили на раннее утро следующего дня. Мужчинам потребуется вся их храбрость, чтобы пережить предстоящее.

С момента гибели «Титаника» прошло 6 дней…

Экипаж «Маккей-Беннетт». 1912 год. Капитан Ф. Ларднер в центре второго ряда.

Рассвет 21 апреля 1912 года. Взору экипажа предстаёт ужасная картина – сотни тел, колыхающихся на волнах, среди обломков. И только сейчас матросы осознали масштабность всего произошедшего. Одни стали молиться, другие просто оцепенели. Так в тишине прошло около получаса. Затем придя в себя, матросы спустили шлюпки и осторожно направились в сторону «морского кладбища».

«Море неспокойно. Ветер юго-западный. Координаты 41 ° 59` СШ 49 ° 25` ВД. Вытаскиваем тела. Прорубаем лёд».

По описанию одного из членов экипажа, кожа замерших в воде пассажиров была белого цвета, волосы и брови покрыты инеем. Мацерация и тот факт, что тела разбухли, очень сильно затруднило работу, а работать пришлось очень быстро. Поднятые из воды тела на воздухе стали очень быстро разлагаться. Было предписано поднимать от 5 до 10 тел и возвращаться на судно.

Квадратом обозначена область поиска тел судном «Маккет-Беннет». Фото с оригинала карты.

В течении первого дня было поднято 51 тело (из них двое детей и три женщины). 24 тела были сильно повреждены или обезображены во время затопления судна, что делало невозможным идентификацию. Их было решено хоронить в море. Процесс захоронения в море был следующим. Железные прутья, что брали с собой (весом 12 кг с отверстием на конце), служили грузом для тел. Когда шлюпка подплывала к телу, труп осматривали, и принималось решение поднимать его или нет. Больше везло 1 и 2 классу. Экипаж или третий класс зачастую хоронили в море.

С трупа снимали спасательный жилет, за ноги цепляли прутья, и тело тонуло. Остальные тела доставляли на борт «Маккей-Беннетт», где их расформировывали. Сначала тела раскладывали на палубе. В присутствии двух человек осматривались карманы, и составлялась опись всего найденного. Личные вещи, украшения и другие предметы складывались в мешок. Трупу присваивался номер, этот же номер наносили на мешок с его личными вещами. Это должно было облегчить процедуру опознания на борту или берегу. С трупа срезали одежду и сжигали её. Затем приступали к работе медэксперты. Они тщательно осматривали тело, фиксируя все ссадины, царапины, увечья, татуировки. Затем на пассажиров первого класса надевали пижамы. Все полученные таким образом данные согласно новым правилам фиксировались в специальном журнале. Интересен тот факт, что такая процедура опознания была применена впервые в истории и она же используется до сих пор экспертами, работающими на месте массовой гибели людей (авиакатастрофы, крупные ДТП, в местах боевых действий и т.д.). Даже после смерти пассажиров, с их телами обращались согласно классовой принадлежности. Тела экипажа «Титаника» не были забальзамированы и даже не уложены в мешки (на борту они лежали в больших ящиках, засыпаны льдом). Тела пассажиров второго и третьего класса были уложены в мешки, а тела пассажиров первого класса клали в гробы. Их расположили на юте.

Из записей Фредерика Гамильтона:

«Понедельник 22 апреля 1912 года. Сегодня утром мы прошли мимо огромного айсберга. Я очень хотел его сфотографировать, но шёл дождь. Сейчас мы находимся восточнее огромного поля обломков. А среди шезлонгов, частей интерьеров, бумаги, ящиков и прочего — тела, тела, тела…»

«… 20.00. Дважды пробил колокол. Я слышу всплеск воды. Это означает, что началась похоронная церемония. Снова дважды бьёт колокол и снова всплеск, всплеск, всплеск…».

Можно добавить, что церемонию проводил священник собора Всех Святых города Галифакса Камерон Хайнд.

А вот что пишет в судовом журнале сам капитан:

«Сегодня я принял тяжелое решение. Мы положили в мешки 24 неопознанных тела, к каждому прикрепили груз весом в 23 кг и похоронили в море. Привезти всех на берег у нас просто не будет возможности».

Заметим, что практически все из них были пассажиры третьего класса или члены экипажа. Мною был замечен интересный факт. После того, как было найдено тело Дж.Астора, за что экипаж получил вознаграждение от его сына Винсента в размере 10 000 долларов, из пассажиров больше никого в море не хоронили. Совпадение ли?

Поиск и подъём тел «Маккей-Беннетт» проводил вплоть до 26 апреля, когда ему на помощь прибыло судно «Миниа». 30 апреля судно вернулось в Галифакс со своим «грузом».

Похоронная процессия на борту «Маккей-Бенетт».

Тела погибших пассажиров «Титаника» на борту «Маккей-Беннетт».

Одними из первых с борта были снесены тела экипажа «Титаника» в деревянных ящиках со льдом, затем тела пассажиров второго и третьего класса, которые уложили в мешки. Тела пассажиров первого класса были все в гробах, которые перенесли на берег в последнюю очередь. Вся процессия проходила в мертвой тишине, хотя пирс был забит родственниками, зеваками, журналистами, которые уже прозвали судно «корабль смерти».

За период с 21 по 26 апреля 1912 года «Маккей-Беннетт» было найдено 306 тел (номера тел 1-306). 116 были похоронены в море и 190 доставлены в Галифакс, Новая Шотландия.

Моряки с «Маккей-Беннетт» осматривают перевернувшуюся складную шлюпку В «Титаника».

«Миниа»

«Миниа» — второе судно зафрахтованное «Уайт Стар Лайн» для поиска погибших. 21 апреля 1912года от «Маккей-Беннетт» пришло сообщение о том, что они достигли места катастрофы, о большом количестве жертв и им может не хватить мешков, бальзамирующего состава, гробов и т.д. В тот же день, под командованием капитана Уильяма де Кальтерета на помощь из Галифакса выходит кабелеукладчик «Миниа» (на борту 150 гробов, 20 тонн льда и 10 тонн железных прутьев).

26 апреля судно достигло места катастрофы и сменило «Маккей-Беннетт». В этот же день погода сильно испортилась. Поднялся ветер и пошёл мелкий противный дождь, что делало невозможным долгие поиски. Подъем тел становился опасным для самих спасателей.

Кабелеукладчик «Миниа».

Из интервью капитана У. де Кальтерета:

«Нам всё-время приходилось ждать улучшения погоды. И как только океан становился к нам благосклонен, мы тут же начинали работу. Мы видели тела, но они дрейфовали очень далеко друг от друга. Добраться до них было тяжело, и, к сожалению, проходившие мимо пароходы не хотели нам помогать…»

Но, из-за разрыва важного кабеля у берегов Канады «Минию» пришлось отозвать раньше запланированного.

Хронология поднятия тел следующая:

  • 26 апреля поднято на борт 11 тел.;
  • 27 апреля — 1;
  • 28 апреля — 1;
  • 29 апреля — 1;
  • 30 апреля — 1;
  • 1 мая- 2;

Экипаж судна «Миниа» поднимает тело погибшего пассажира «Титаника».

Ходил слух, что члены команды «Минии» в нарушение всех правил занимались мародёрством. Преодолевая большие расстояния между одиноко дрейфующими телами, они попутно собирали вещи с поверхности океана в качестве сувениров. Я в это мало верила, но собирая материал для статьи, убедилась в обратном. nЧитая воспоминания капитана де Кальтерета, наткнулась вот на что. Привожу абзац полностью.

« … Смерть людей произошла от переохлаждения, только один захлебнулся. В его легких была морская вода. Мне наиболее запомнились тела двух мужчин. Один, вероятно, упал с большой высоты и ударился об надстройки судна. У него отсутствовала ступня, а другая нога была сломана и вывернута. Второй, возможно, погиб от взрыва. Его лицо было обожжено, отсутствовал глаз. Да, там точно, что-то взорвалось, я видел на борту кресла из ресторана, их подголовники были испачканы углём, некоторые разломаны. Так же мы подняли большую секцию деревянной лестницы…».

«… Были подняты шезлонги в хорошем состоянии, часть красивой фурнитуры, женское боа, буфетный шкафчик из салона первого класса…».

Но с другой стороны, благодаря этим людям мы сегодня можем увидеть те предметы, которые до наших дней, возможно бы, не дожили.

Осмотр тела погибшего пассажира «Титаника» на борту «Минии».

На борту «Минии».

Обнаружив 17 трупов (номера тел 307-323), из которых двое (не идентифицированных ) были похоронены в море, 3 мая 1912 года с 15 телами на борту судно направилось в Галифакс.

Представители «Джон Сноу энд компани» забирают гробы с «Минии» в морг.

6 мая, пришвартовавшись в порту назначения, команда перенесла неиспользованные гробы и мешки на третье судно, отправляющееся на поиски тел – пароход «Монтмагни».

«Монтмагни»

«Монтмагни» было небольшое судно, обслуживавшее маяки, оно принадлежало канадскому департаменту морского и рыбного хозяйства. Капитан Питер Джонсон. Судно вышло из небольшого порта Сорель и направилось в Галифакс, где по прибытию пополнило запасы, и где были наняты дополнительные члены команды. Один из бальзамировщиков похоронной конторы «Джон Сноу энд компани» поднялся на борт. Ему в помощь вызывается хирург из местной больницы. Преподобный С. Принц из местной церкви Св. Павла вышел в море в качестве капеллана.

Пароход «Монтмагни».

Утром 6 мая 1912 года в порту Галифакса швартуется «Миниа». И пока всё внимание было уделено разгрузке судна и фотографированию, никто и не заметил, как в полдень тихо в море ушёл «Монтмагни».

Дойдя до места катастрофы «Титаника» погода вновь испортилась. Пошёл дождь. «Монтмагни» смог подобрать всего лишь 4 тела в течение 9-10 мая (номера 326-329). По непонятной причине они пропустили номера 324 и 325. Одно тело похоронили в море. Оставшиеся три доставили 13 мая в Луисбург, где железной дорогой их перевезли в Галифакс. Пополнив запасы «Монтмагни» снова вернулся к месту катастрофы, но, увы, кроме небольших деревянных обломков ничего не обнаружил. Никаких тел.

19 мая около 18.00 «Монтмагни» сменило «Алджерин», последнее судно нанятое «Уайт Стар Лайн». 23 мая 1912 года «Монтмагни» вернулся в Галифакс и продолжил свою службу на благо канадскому правительству.

«Алджерин».

«Алджерин» последнее, четвертое судно, которое участвовало в операции по подъему тел под началом «Уайт Стар Лайн». Капитан — Джон Джекман.

Грузопассажирское судно «Алджерин».

О том, что происходило на борту и вокруг плавания «Алджерин» информации очень мало. Известно, что судно вышло из порта Св. Джонс (Ньюфаундленд) и исследовало место катастрофы в течение трёх недель. Было найдено одно тело (номер 330). Прекратив поиски, «Алджерин» 6 июня 1912 года вернулось в порт Св. Джонс и перегрузила гроб на пароход «Флоризель», которое 11 июня и доставило тело в Галифакс.

На этом заканчивается официальная операция по поднятию тел пассажиров «Титаника», организованная «Уайт Стар Лайн». Были составлены окончательные списки погибших и пропавших без вести. Но, не смотря на все усилия, тела продолжали ещё некоторое время пугать проходящие мимо пароходы.

Что ещё можно добавить.

Известно, что «Карпатия» не стала поднимать тела трёх погибших из складной шлюпки А, оставив лодку дрейфовать. Эту шлюпку офицеры Уайлд и Мэрдок пытались спустить одной из последних, но из-за нахлынувшей на палубу волны складные борта шлюпки поднять не успели. В результате наполовину затопленная и перегруженная пассажирами, она была смыта в океан. Месяц спустя (13 мая), по иронии судьбы, другой пароход компании «Уайт Стар Лайн» «Оушеник» находит шлюпку в 160 милях южнее места катастрофы. Позже, пассажир сэр Шейн Лесли вспоминал:

«…В полдень море было спокойным, когда впередсмотрящий крикнул, что впереди виднеется какой-то непонятный объект. Судно замедлило ход, и вскоре стало очевидным, что этот объект был одинокой спасательной шлюпкой, плавающей в Атлантике. Что было поистине ужасным, так это три тела, которые были в ней. По приказу с мостика, к ней послали шлюпку с офицером и врачом. Последовавшее зрелище было жутким. Волосы двух мертвых матросов побелели от солнца и соли, а третье тело, облаченное в вечерний костюм, распласталось на скамейках. Все три тела зашили в холщовые мешки, прикрепив стальной прут. Затем, одно за другим, их обернули в британский флаг, отпели и похоронили в море».

Это были тела под номерами 331-333, которые в официальных списках не учтены.

6 июня 1912 года. судно «Илфорд» находит тело (номер 334), которое похоронили в море. В официальном списке не значится.

8 июня 1912 года пароход «Оттава» случайно находит тело (номер 335). Похоронено в море. В официальном списке не учтено.

Подводя итог, можно сказать, что за время проведения операции с 17 апреля по 8 июня 1912 года было найдено 333 тела из 1512 погибших (около 22%).

За период поисков 209 тел было доставлено в Галифакс. 59 из них были забраны родственниками и похоронены у себя на родине. Три различных кладбища в Галифаксе стали последним пристанищем для оставшихся 150 тел.

С момента крушения «Титаника» прошёл 101 год, но его жертвы не забыты и, мне кажется, не будут забыты никогда. Ежегодно проходят поминальные мессы на месте гибели лайнера, ежегодно вспоминаются их имена. А, как известно, тот, кто не забыт, живёт вечно.

Приложение.

Разбивка по суднам, участвовавших в подъёме погибших (17.04 — 6.06.1912г).

Специально для:

Анатомия «Титаника»

Невероятные факты

Гибель Титаника –одна из главных трагедий 20 века.

Это страшное событие ок ружено множеством мифов, домыслов и слухов.

Но мало кто знает, что произошло с пассажирами рокового рейса, которым удалось выжить в самой страшной морской катастрофе века.

Следующая подборка документальных фото даст полное представление того, что же произошло дальше с теми, кому удалось спастись с тонущего корабля.


Пассажиры Титаника фото

Фредерик Флит (Frederick Fleet)



На этом фото 24-летний британский моряк Фредерик Флит спустя несколько дней после гибели Титаника. Парень был первым, кто заметил айсберг.

Он принимал участие в двух мировых войнах. В 1965 году после затяжной депрессии Флит свел счеты с жизнью.

Что касается событий на Титанике, события развивались примерно следующим образом:

10 апреля 1912 года судно вышло в свое первое и последнее плаванье. Огромный лайнер на всех парах мчался из Саутгемптона в Нью-Йорк.

14 апреля 1912 года в 23.39 вечера Фридрих Флит прямо по курсу заметил айсберг, который в итоге и погубил Титаник.

Через два часа и 40 минут, столкнувшись с огромной глыбой, он пошел ко дну.

Из 2224 человек на борту "непотопляемого" корабля только около 700 человек вместилось в спасательные шлюпки, благодаря чему остались живы.

Оставшиеся 1500 человек погибли, оставшись на тонущем корабле или умерли в течение нескольких минут после попадания в холодные воды северной части Атлантического океана.

Незадолго до рассвета 15 апреля флотилия выживших была замечена пароходом Карпатия, который прибыл на место гибели Титаника. К 9 утра все оставшиеся в живых пассажиры были на борту Карпатии.

Фото айсберга Титаника

Айсберг, потопивший Титаник.



Выжившие пассажиры Титаника в шлюпках подплывают к теплоходу Карпатия, 15 апреля 1912 года.



Все те же выжившие пассажиры после кораблекрушения в шлюпках.





Эскиз тонущего Титаника.



Эскиз тонущего корабля, нарисованный выжившим пассажиром Джоном Тайером (John B. Thayer). Спустя некоторое время рисунки были дополнены господином П.Л. Скидмор (P.L. Skidmore) уже на борту парохода "Карпатия", апрель 1912 года.

Выжившие пассажиры "Титаника" пытаются согреться на борту теплохода "Карпатия".



Когда Карпатия направилась в Нью-Йорк, было решено отослать радио- сообщения. Так новость о сучившейся трагедии распространилась довольно быстро.

Люди были в шоке, родственники пассажиров находились в панике. В поисках информации о своих близких, они атаковали офисы судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке, а также в Саутгемптоне.

Некоторые из богатых и знаменитых выживших пассажиров и жертв были идентифицированы до прибытия Карпатии в порт.

А вот близкие и родные пассажиров более низкого класса, а также семьи членов экипажа продолжали оставаться в неведении о судьбе своих родных.

Отсутствие связей не позволяло им узнать новости сразу и они должны были ждать в мучительной неизвестности.

Карпатия прибыла в гавань Нью-Йорка в дождливый вечер 18 апреля. Корабль был окружен более чем 50 буксирами, на которых были журналисты. Они кричали, окликали выживших, предлагая деньги за интервью из первых рук.

Репортер одного из крупных американских изданий, который на тот момент оказался на борту "Карпатии", уже успел опросить оставшихся в живых. Он поместил свои заметки в плавучую коробку для сигар и бросил их в воду, чтобы редактор издания мог выловить послание и получить сенсацию первым.

После того, как все спасательные шлюпки были спущены на воду на пирсе номер 59, принадлежавшем компании White Star Line. Сам корабль пришвартовался у пирса номер 54. Под проливным дождем судно встретила встревоженная толпа из 40 000 человек.

Люди ждут новостей за пределами офиса судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке.



Спасательные шлюпки, благодаря которым выжило несколько сот человек.



Спасательные шлюпки у причала судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке, апрель 1912 года.

Люди в ожидании прибытия Карпатии в Нью- Йорк.



Огромные толпы родных и близких стоят под дождем, ожидая прибытия парохода "Карпатия" в Нью-Йорк, 18 апреля 1912 г.

Около 40 тысяч человек в ожидании Карпатии.



Те, кому удалось выжить в роковом рейсе на Титанике, в Нью-йорке были встречены в порту родными и близкими, а также многочисленными представителями СМИ.

Кто-то скорбел о погибших, кто-то хотел взять автограф, а кто-то пытался взять интервью у выживших.

На следующий день Сенат США созвал специальное слушание о катастрофе в старом отеле Waldorf-Astoria.

Весь экипаж Титаника насчитывал 885 человек, из которых 724 человека было родом из Саутгемптона. Из рокового рейса домой не вернулись, по крайней мере, 549 человек.

Выжившие члены экипажа.



Выживший экипаж слева направо первый ряд: Эрнест Арчер, Фридрих Флит, Уолтер Перкис, Джордж Саймонс и Фредерик Клахен.

Второй ряд: Артур Брайт, Джордж Хогг, Джон Мур, Фрэнк Осман и Генри Этш.

Люди окружили выжившего с Титаника.



Толпа людей в порту Девонпорт окружили выжившего с "Титаника" мужчину, чтобы услышать из первых уст, как все было на самом деле.

Выплата компенсаций пострадавшим.



Апрель 1912 года

Дж. Хэнсон, сидящий справа, окружной секретарь Национального союза моряков и пожарных. Люди вокруг него –выжившие пассажиры "Титаника", которые получают компенсации, как пострадавшие в катастрофе.

Родственники в ожидании спасшихся пассажиров Титаника.



Люди ждут на железнодорожной платформе Саутгемптона своих родных и близких, выживших при крушении Титаника.

Родственники в Саутгемптоне встречают своих близких.



Родственники в ожидании выживших членов экипажа.



Родственники находятся в ожидании выживших членов экипажа "Титаник", которые должны сойти на берег в Саутгемптоне.

Люди возвращаются в свои дома в Англии. Катастрофа унесла 549 жизней членов экипажа. Всего из Саутгемптона было 724 тех, кто работал на судне, начиная моряком и заканчивая поваром или почтальоном.

Родственники за несколько минут до встречи с выжившими родственниками.




Выжившие на Титанике

Родственники приветствуют выживших в кораблекрушении родственников, прибывших в Саутгемптон.



Выживший член экипажа целует супругу, которая ожидала его на суше в Плимуте, 29 апреля 1912 год.



Стюарды на даче показаний после кораблекрушения.



Выжившие стюарды стоят возле здания суда. Их приглашают для дачи показаний комиссии, занимающейся расследованием катастрофы Титаника.

Выживший пассажир "Титаника" Раздает автографы прохожим.



Люди, выжившие на Титанике

25. Братьям Паско, членам экипажа злополучного судна, посчастливилось выжить всем четверым.



Сироты Титаника



Апрель 1912 года

Чудом спасшихся двух малышей поначалу не могли идентифицировать.

Позже дети были идентифицированы как Мишель (4 года) и Эдмонд (2 года) Навратил. Чтобы попасть на корабль, их отец взял имя Луи Хоффман и использовал для детей вымышленные имена Лоло и Мамон.

Отец, с которым дети плыли в Нью-Йорк, погиб, в результате чего и возникли трудности с настоящими именами братьев.

Однако, позже их, все же, смогли идентифицировать и малыши благополучно воссоединились со своей матерью.


На этой фотографии уже подросшие Эдмонд и Мишель Навратил со своей мамой.

Оператор Гарольд Томас Коффин допрашивается сенатским комитетом в Waldorf-Astoria в Нью-Йорке, 29 мая 1912 год.



29. Ребенок Титаника


Медсестра держит новорожденного Люсьена П. Смита. Его мать Элоиза была беременна им, когда возвращалась вместе со своим мужем после медового месяца на борту "Титаника".

Отец малыша погиб в катастрофе.

Впоследствии Элоиза вышла замуж за другого выжившего пассажира страшного рейса, Роберта П. Даниэля.


И наконец, фотография самого Титаника в день, когда он вышел в свой первый и последний роковой рейс...