"Крузенштерн" VS "Седов" - большое сравнение. Барк “Крузенштерн” – Легендарные парусники

Всегда паруса “Крузенштерна” шумят над моей головой

«Крузенштерн» – четырехмачтовый барк, «винджаммер», последний из «Летающих П» , сейчас – российское учебное парусное судно с портом приписки Калининград.

«Крузенштерн» – самая настоящая живая легенда, огромный великолепный парусник, один из самых больших в мире, глядя на который, просто захватывает дух даже у человека, далекого от морских премудростей. Но, кроме этого, «Крузенштерн» знаменит еще и тем, что он до сих пор на ходу. Несмотря на свою почти вековую историю, он до сих пор совершает продолжительные рейсы с курсантами по морям и океанам, на его счету не только трансатлантические рейсы, но и не одна кругосветка.


барк “Падуя”

Судно было построено в 1925-1926 годах и спущено на воду 23 июня 1926 года в Германии (в городе Геестемюнде, сейчас Бременхафен) и называлось «Падуя» (Padua). Хозяином барка «Падуя» был немец по фамилии Лайеш (F. Laeisz). Все суда Лайеша назывались на букву «П»: «Померания» (Pommern), «Печили» (Petschili), «Пассат» (Passat), «Паньяни» (Pangani), «Памир» (Pamir), «Потози» (Potosi), «Пекин» (Peking), «Пруссия» (Preussen), а в общем их именовали «Летающими «П», или «Летучими-П-Лайнерами» (Flying-P-Liner).
Так, по-своему, англичане решили расшифровать инициалы хозяина парусников, что украшали голубой вымпел каждого корабля (FL). Но «летающих П» не просто так прозвали летающими – они действительно были одними из самых быстрых парусных кораблей мира. Это были торговые суда, ходившие преимущественно из Европы в Южную Америку. Но по-прежнему бороздит океанские просторы только «Крузенштерн» , экс-«Падуя». Свое новое название «Падуя» получила в 1946 году, перейдя по репарации в собственность СССР вместе с парусником

Длина барка «Крузенштерн» составляет 114,5 метров, ширина – 14,04 метра, мачты взлетают над палубами на высоту 56 метров и несут на себе 31 парус, общей площадью 3400 кв. метров!

Барк «Крузенштерн» относится к «винджаммерам» – выжимателям ветра от английского «to jam the wind». Это название говорит о том, что парусники-винджаммеры буквально выжимали из ветра всю силу. Быстрее «винджаммеров» были только клиперы, но зато «винджаммеры» могли взять на борт больше груза и хорошо противостояли штормам за счет стального рангоута, особенно у мыса Горн, за что их называли «капгонеры» .

До Второй Мировой Войны барк «Падуя» использовался для перевозки грузов из Европы в Чили, а также возил шерсть и зерно из Австралии в Европу. В этих походах «Падуя» дважды устанавливала скоростные рекорды: из Гамбурга до Чили за 87 дней (через мыс Горн), из Гамбурга в Австралию за 67 суток.

В феврале 1946 года над «Падуей» подняли советский флаг, и барк получил новое название «Крузенштерн» – в честь великого русского мореплавателя, исследователя, первооткрывателя Ивана Федоровича Крузенштерна , совершившего первую российскую кругосветную экспедицию в 1803-1806 годах.

В 1961 году парусник капитально отремонтировали и установили два дизельных двигателя. До 1967 года барк «Крузенштерн» был экспедиционно-исследовательским судном Академии наук СССР, осуществлял исследовательские работы в Атлантике, а также обеспечивал морской практикой курсантов военно-морских училищ. В 1967 году «Крузенштерн» перешел в ведение рыбного хозяйства СССР. С 1983 по 1991 год был приписан к порту Рига и относился к «Эстрыбпрому». В 1991 году барк передали высшему инженерному морскому училищу в Калининграде.

Сейчас барк «Крузенштерн» – учебное парусно-моторное судно Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России в Калининграде. На паруснике проходят практику студенты академии, судно участвует в регатах, морских фестивалях. Дважды «Крузенштерн» совершал кругосветные плавания: в 1995-1996 и 2005-2006 гг. Первое кругосветное путешествие совершено в честь 300-летия Российского флота, 190-летия со дня окончания первой русской кругосветки И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и 225-летию со дня рождения самого Крузенштерна. Барк «Крузенштерн» прошел более сорока тысяч морских миль, побывал в 15 зарубежных портах, четырежды пересек экватор.

Второе кругосветное путешествие «Крузенштерна» 2005-2006 годов было посвящено 200-летию путешествия «Надежды» и «Невы» и 60-летию победы в Великой Отечественной войне.

За советско-российский период своей жизни барк «Крузенштерн» принял участие в бессчетном количестве парусных регат и состязаний. И продолжает принимать! В 1974 году «Крузенштерн» стал первым и единственным советским судном, получившим медаль «Крузенштерн» появлялось на почтовых марках Азербайджана, белорусских монетах и памятных монетах Банка России.

Побывать на знаменитом барке «Крузенштерн» может практически любой желающий, на стоянках в портах парусник открыт для посетителей, а самые отважные могут на себе ощутить все прелести морской жизни, отправившись в плавание вместе с командой. Стоить это удовольствие, правда, будет немалых денег, но с другой стороны, возможность увидеть парусную сказку изнутри сама по себе уже бесценна.

В конце июля, ожидает увлекательнейшее путешествие — на паруснике «Крузенштерн», мы отправимся из французского города Брест на Олимпиаду в Лондон.
А вчера, мы побывали в Петербурге, где познакомились поближе с самим кораблем и его капитаном, а также проводили его в путь, до Франции.

Парусник «Крузенштерн», уже не первый год, поддерживает компания Ростелеком. В том числе, благодаря ей, «Крузенштерн», является гордостью не только российского, но и мирового флота.


1. «Крузенштерн» — учебное парусное судно. На данный момент принадлежит Балтийской Академии рыбопромыслового флота России.


2. На его счету, помимо участия во всевозможных регатах, два кругосветных путешествия и одно трансатлантическое.


3. Порт приписки — город Калининград.

4. В один из дней пребывания парусника в Санкт-Петербурге, при содействии компании Ростелеком, его могли посетить все желающие. Согласитесь, свадебные фотографии на борту парусника — это так романтично.


5. Команда насчитывает чуть менее 200 человек, из которых 130 курсантов, 20 практикантов и основной экипаж.


6. Практикантом может стать каждый желающий из любой страны мира. Вы можете сесть на корабль в одном порту следования и выйти в другом, все зависит от ваших желаний и возможностей. Если захотите, можете помогать команде в работе. В любом случае койко-место и четырех разовое питание вам обеспечено 🙂 .


7. А вот и будущий капитан знакомится с устройством корабля.


8.


9. Комната для молебна.


10. В команде парусника есть и девушки. Сам капитан признал, что женщины на корабле благотворно влияют на атмосферу в коллективе.


11. Несмотря на возраст, барк находится в отличном состоянии. Раз в год он проходит полный технический осмотр с проверкой всех механизмов и оборудования.


12. Музей барка Крузенштерн. В коллекции награды, полученные парусником в разные годы, подарки команде из разных стран, а также артефакты, относящиеся к истории самого парусника.


13. Парусник был построен в 1926 году в городе Бремен (Германия) и получил имя «Padua».


14. В Германии он был грузовым и учебным судном. В 1946 году перешел к Советскому Союзу, как военный трофей и с февраля 1946 года носит имя «Крузенштерн».

15. Капитаны. В настоящее время парусник ходит под началом Михаила Вячеславовича Новикова.


16. Капитан нашел время, чтобы пообщаться с нами лично и рассказать о буднях корабельной жизни.


17. В таких каютах живут курсанты. Практика курсантов длится 3 месяца.


18. Столовая курсантов. Субординация соблюдается четко — курсанты едят в одном помещении, офицеры в другом.


19. При этом различий в питании не существует — меню для всех одно.


20. Художественный беспорядок в каюте девушек.


21. Результат творческого процесса.


22. Рояль, дважды пострадавший во время шторма, несмотря ни на что используется по назначению — в команде есть девушка, владеющая инструментом.


23. Комната для приема пищи офицеров.


24. Портрет И.Ф. Крузенштерна из янтаря. Подарок паруснику.


25. Каюта для особо важных гостей. Парусник используется в том числе и для проведения официальных мероприятий. Например, в 2010 г. здесь состоялась встреча Владимира Путина с Уго Чавесом.


26. Здесь осуществляется управление парусником. Капитан показывает карту погоды.


27. Как рассказал нам Михаил Вячеславович, во время путешествия парусник идет 20% только под парусами, 30% — паруса и двигатель, 50% — только двигатель.


28.


29. Это карта показывает местонахождение парусника и других судов.


30.


31. Сейчас корабль оснащен всеми современными техническими средствами связи и члены экипажа имеют доступ в сеть интернет во время экспедиций. 35. Паруса и мачты являются взаимозаменяемыми, что не раз спасало парусник во время штормов.


36. Парусник был сконструирован настолько продуманно и функционально, что даже современные кораблестроители очень часто приезжают, чтобы изучать его устройство.


37. Вечер отправления парусника «Крузенштерн» из Санкт-Петербурга. Погода не задалась.


38. Город «плакал», прощаясь с барком.


39. К сожалению, проливной дождь не позволил нам увидеть парусник с развернутыми парусами. Но мы надеемся, что наш репортажи из Франции и Англии покажут его вам во всей красе.


40. Парусник «Крузенштерн». (Фото взято с сайта парусника).

Парусное судно барк «Крузенштерн» утопил при выходе из датского порта Эсбьерг рейдовый буксир Diver Master, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в Балтийской государственной академии.

Инцидент произошел 4 августа, когда «Крузенштерн» покидал порт Эсбьерг. В помощь барку был выделен рейдовый буксир Diver Master, который вел парусник. В нужный момент на буксире не смогли отдать концы и «Крузенштерн» затянул небольшой буксир под воду, завалив его сначала на левый борт.

Вот как это выглядело …

При затоплении буксира его команда, состоявшая из трех человек, не пострадала. Полиция ведет расследование инцидента. «Крузенштерну» разрешили продолжить плавание. Администрация порта намерена уже на этой неделе поднять буксир.

Как отмечает издание, было заведено два конца, один отдался нормально, а второй заело. Diver Master лег на борт, а затем его притянуло к паруснику. В корпус начала поступать вода, и буксир затонул.

Экипаж из трех человек спасся - двух сняли с корпуса, одного извлекли уже из воды. Буксир затонул на глубине 10 метров, поднимать его придется администрации порта, возможен разлив топлива около трех тонн, ведется расследование.

В Балтийской государственной академии отмечают, что у представителей порта претензий к командованию барка нет. «Досадную оплошность, которая привела к затоплению буксира, совершил его экипаж. Он не смог освободиться от буксировочного канта, который застрял в специальном устройстве», - сказал собеседник агентства. По словам представителя академии, «буксир был опрокинут и затоплен буквально за 45 секунд. В этой ситуации датские моряки просто не успели ничего сделать».

А вот кому интересна история этого корабля:

Учебное парусное судно «Крузенште́рн» - четырёхмачтовый барк, назван именем известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (нем. Adam Johann von Krusenstern). Порт приписки судна - Калининград.

Известный немецкий судовладелец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша, заказала в 1925 году на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник – четырехмачтовый барк для Капгорновской линии. Меньше года ушло на постройку корпуса.

По давней традиции, названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти называния должны были начинаться на букву «Р». На этот раз столь высокая честь досталась дочери одного из судовладельцев, Эрика Ф. Лайеша, одиннадцатилетней Кристине Лайеш. Рука девочки не дрогнула, бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна. Звонкий детский голосок произнес: «Называю тебя «Padua». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предназначена долгая и славная судьба.

«Падуа» вошла в десятку крупнейших парусников мира. Наибольшая ее длина – 114,5 м, ширина – 14,02м, осадка по конструктивную линию – 7,2 м, полное водоизмещение – 6400 тонн.

В свои четыре трюма с твиндеками судно могло брать 4000 тонн груза. Парусное вооружение «Падуа» было упрощенным. На палубе у мачт находились марсофальные, брамфальные и брасовые лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы со шкотами нижних парусов. Все это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. Общая площадь парусов, которую судно могла нести на 4-х мачтах высотой 56 метров, составляла от 3400 до 3800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн. По всем данным, «Падуа» была классическим и, как окажется спустя годы, последним винджаммером – выжимателем ветра.

В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг. С 1926 по 1941 год парусник совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, - в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах. После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией.

В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» - в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.

В 1959 – 1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.

После ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В июне 1967 года учебный «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

Начало очередного ремонта барка «Крузенштерн» на Кронштадтском морском заводе относится к 1968 году. Он проводился по правилам и под наблюдением Морского Регистра СССР.

В январе 1972 года произошла смена капитанов: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. Затем капитаном судна был назначен Иван Григорьевич Шнейдер.

В 1977-1983 годах на «Крузенштерне» каждые 2-3 рейса менялись капитаны «Крузенштерна». И.Г. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе на ЭОС «Крузенштерн» Владимир Трофимович Роев. Затем на мостик заступил Владимир Александрович Толмасов. – моряк-парусник из Мурманска. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет прослужил на ЭОС «Крузенштерна» в одно время с И.Г. Шнейдером. Позже его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порту Таллин. Капитаном на «Крузенштерне» в это время был Геннадий Васильевич Коломенский.

В 1991 году совершилось, можно сказать, историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства № 113 от 25 марта 1991 года судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) в Калининграде.

Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах.

Наибольшего успеха в между- народных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость - 17,4 узлов (32,4 км/час).

Уже в Советском Союзе барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море. С 1976 по 1984 годы капитаном судна был И. Г. Шнайдер, затем Г. В. Коломенский, затем Олег Константинович Седов. Сегодня капитан Новиков Михаил Вячеславович.

Как «Крузенштерн» утопил датский буксир August 11th, 2014

Парусное судно барк «Крузенштерн» утопил при выходе из датского порта Эсбьерг рейдовый буксир Diver Master, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в Балтийской государственной академии.

Инцидент произошел 4 августа, когда «Крузенштерн» покидал порт Эсбьерг. В помощь барку был выделен рейдовый буксир Diver Master, который вел парусник. В нужный момент на буксире не смогли отдать концы и «Крузенштерн» затянут небольшой буксир под воду, завалив его сначала на левый борт.

Вот как это выглядело …

При затоплении буксира его команда, состоявшая из трех человек, не пострадала. Полиция ведет расследование инцидента. «Крузенштерну» разрешили продолжить плавание. Администрация порта намерена уже на этой неделе поднять буксир.

Как отмечает издание, было заведено два конца, один отдался нормально, а второй заело. Diver Master лег на борт, а затем его притянуло к паруснику. В корпус начала поступать вода, и буксир затонул.

Экипаж из трех человек спасся — двух сняли с корпуса, одного извлекли уже из воды. Буксир затонул на глубине 10 метров, поднимать его придется администрации порта, возможен разлив топлива около трех тонн, ведется расследование.

В Балтийской государственной академии отмечают, что у представителей порта претензий к командованию барка нет. «Досадную оплошность, которая привела к затоплению буксира, совершил его экипаж. Он не смог освободиться от буксировочного канта, который застрял в специальном устройстве», — сказал собеседник агентства. По словам представителя академии, «буксир был опрокинут и затоплен буквально за 45 секунд. В этой ситуации датские моряки просто не успели ничего сделать».

А вот кому интересна история этого корабля:

Учебное парусное судно «Крузенште́рн» - четырёхмачтовый барк, назван именем известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (нем. Adam Johann von Krusenstern). Порт приписки судна - Калининград.

Известный немецкий судовладелец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша, заказала в 1925 году на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник – четырехмачтовый барк для Капгорновской линии. Меньше года ушло на постройку корпуса.

По давней традиции, названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти называния должны были начинаться на букву «Р». На этот раз столь высокая честь досталась дочери одного из судовладельцев, Эрика Ф. Лайеша, одиннадцатилетней Кристине Лайеш. Рука девочки не дрогнула, бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна. Звонкий детский голосок произнес: «Называю тебя «Padua». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предназначена долгая и славная судьба.

«Падуа» вошла в десятку крупнейших парусников мира. Наибольшая ее длина – 114,5 м, ширина – 14,02м, осадка по конструктивную линию – 7,2 м, полное водоизмещение – 6400 тонн.

В свои четыре трюма с твиндеками судно могло брать 4000 тонн груза. Парусное вооружение «Падуа» было упрощенным. На палубе у мачт находились марсофальные, брамфальные и брасовые лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы со шкотами нижних парусов. Все это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. Общая площадь парусов, которую судно могла нести на 4-х мачтах высотой 56 метров, составляла от 3400 до 3800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн. По всем данным, «Падуа» была классическим и, как окажется спустя годы, последним винджаммером – выжимателем ветра.

В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг. С 1926 по 1941 год парусник совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, — в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах. После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией.

В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» — в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.

В 1959 – 1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.

После ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

Начало очередного ремонта барка «Крузенштерн» на Кронштадтском морском заводе относится к 1968 году. Он проводился по правилам и под наблюдением Морского Регистра СССР.

В январе 1972 года произошла смена капитанов: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. Затем капитаном судна был назначен Иван Григорьевич Шнейдер.

В 1977-1983 годах на «Крузенштерне» каждые 2-3 рейса менялись капитаны «Крузенштерна». И.Г. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе на ЭОС «Крузенштерн» Владимир Трофимович Роев. Затем на мостик заступил Владимир Александрович Толмасов. – моряк-парусник из Мурманска. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет прослужил на ЭОС «Крузенштерна» в одно время с И.Г. Шнейдером. Позже его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порту Таллин. Капитаном на «Крузенштерне» в это время был Геннадий Васильевич Коломенский.

В 1991 году совершилось, можно сказать, историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства № 113 от 25 марта 1991 года судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) в Калининграде.

Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах.

Наибольшего успеха в между- народных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость - 17,4 узлов (32,4 км/час).

Уже в Советском Союзе барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море. С 1976 по 1984 годы капитаном судна был И. Г. Шнайдер, затем Г. В. Коломенский, затем Олег Константинович Седов. Сегодня капитан Новиков Михаил Вячеславович.

37 38 39 ..

ЧЕТЫРЕХМАЧТОВЫЙ БАРК «КРУЗЕНШТЕРН»

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХМАЧТОВОГО БАРКА «КРУЗЕНШТЕРН»

Парусное вооружение, боковой вид и вид сверху парусника «Крузенштерн»

Корпус парусника черного цвета разделяет белая полоса, подчеркивающая линию палубы. Она прерывается штриховкой пушечных портов. Вначале так был окрашен «Седов», потом и «Крузенштерн».

Основные характеристики четырехмачтового барка «Крузенштерн»

Длина между перпендикулярами, м...........95,00

Ширина по миделю, м...............14,05

Высота борта, м..................................8,50

Осадка максимальная с килем, м........................7,40

Водоизмещение, т

При максимальной осадке............ 6250

Порожнем (построечное) ... .........1950

Дедвейт, т (построечный)............. 4300

Вместимость, per. т

Валовая (после модернизации)........... 3257

Чистая (построечная) .............. 2675

Число Брюса....................................3,28

Мощность вспомогательных дизелей, кВт. ... .... 2X588

Скорость, уз

Под парусами (максимальная практически достигнутая) 15,0

Под машинами в штиль..........................10,0

Экипаж, чел...................68

Число курсантов (после переоборудования)........208

Корпус судна стальной клепаный, имеет короткий полубак и удлиненный ют.

Нумерация шпангоутов (всего 150) ведется с кормы в нос. Величина шпации в корме (в районе 0-8-го шпангоутов) составляет 610, в остальной части

корпуса - 635 мм. На судне две непрерывные палубы: главная (палуба переборок) и нижняя (твиндечная) - и платформы над встроенными при его дооборудовании диптанками. В соответствии с исходным проектом на судне предусмотрен один сплошной грузовой трюм между форпиком и ахтерпиком, отделенный носовой и кормовой переборками; впоследствии были дополнительно установлены шесть переборок, в результате чего корпус ныне разделен на девять водонепроницаемых отсеков. Форштевень имеет типичную форму клипер-штевня, ахтерштевень стальной литой. Сечение наружного брускового киля 75X240 мм. Первоначально судно было трехостровным, в 1971 г. ют соединили со средней надстройкой. На верхней палубе юта расположены два световых люка камбуза. Позади первой грот-мачты установлена основная рулевая машинка со сдвоенным штурвалом. В районе 52-74-го шпангоутов расположена большая рубка, в которой размещены жилой комплекс каюты капитана и штурманская рубка, наверху - ходовой мостик. В диаметральной плоскости находятся световой люк и сходный трап машинного отделения, в самой оконечности ютовой палубы - радиорубка и запасной пост управления рулем.

Электропривод подключен через систему передач к существующему брашпилю, в остальном якорное устройство осталось без изменений: три становых якоря адмиралтейского типа по 3,25 т (им приданы цельнолитые якорь-цепи калибра 57 мм длиной по 250 м), один из них - запасной, хранящийся с левой стороны у полубака, стоп-анкер массой 1250 кг (хранится под полубаком) и верп массой 500 кг (на корме) способны обеспечить стоянку корабля в любых условиях. Якоря убираются на палубу полубака кат-балкой и кат-талями, где берутся на пертулинь и рустов по-походному.

Швартовное устройство обычное. Малые палубные шпили, используемые для шкотов и галсов нижних парусов, попарно расположены на ютовой палубе и на шкафуте, для швартовных операций же предусмотрены носовой и кормовой швартовные шпили.

Основной пост ручного рулевого управления расположен на палубе юта перед ходовым мостиком. Два посаженных на один вал штурвала (диаметр 1550 мм) изготовлены из тикового дерева. Механизм рулевой машинки состоит из простой системы шестеренных передач и цилиндра, на который наматываются концы стального штуртроса. Запасной пост рулевого управления системы Девиса установлен на верхней палубе юта, непосредственно над баллером руля.

Кормовая оконечность и гребной винт парусника «Крузенштерн» после переоборудования в 1961 г.

Палубные механизмы, облегчающие ручной труд моряков-парусников на современных винджаммерах: а - само-
тормозящаяся ручная марсафальная лебедка; б - шестеренная марса-и брам-фальная ручная лебедка; в - ручная брасовая лебедка; г - двухзаходный ручной шпиль; д - ручная фальшбортная лебедка для шкотов и галсов нижних парусов

Для гашения импульса удара волны в перо руля, передаваемого через штуртросы и механизм рулевой машинки на штурвал, имеется тормозное приспособление с ножными педалями. На рулевой тумбе имеется механический указатель положения руля.

Рангоут и такелаж «Крузенштерна» соответствуют ставшему международным стандарту вооружения четырехмачтового барка. В соответствии с системой, устано-. вившейся в нашей стране, мачты парусника имеют следующие наименования (от носа к корме): фок-мачта, первая грот-мачта, вторая грот-мачта, бизань-мачта. Все они, а также реи и бизань-гик выполнены клепаными из стали. Флагштоки на мачтах, верхний и нижний бизань-гафели деревянные со стальными оковками и погоном. Уклоны, в корму от вертикали: фок-мачты 3,5°, первой грот-мачты 4, второй грот-мачты 5, бизань-мачты 5,5°. Мачты со стеньгами сделаны в «одно дерево».

Интересно сравнить перечень и площади парусов этого судна с аналогичным перечнем парусов и характеристиками судна «Седов». Общая площадь парусов последнего заметно превышает площадь парусов первого: 4192 и 3631,6 м2 соответственно. Но относительные площади (отношение к полному водоизмещению) оказываются практически одинаковыми: 0,575 и 0,580 м2/т.

Площадь парусов, м2, четырехмачтового барка «Крузенштерн»
Бом-кливер......................................75,0

Кливер........................................71,4

Мидель-кливер....................................67,0

Фор-стень-стаксель................................55,1

Фок..........................................265,8

Нижний фор-марсель..............................155,0

Верхний фор-марсель..............................163,1

Нижний фор-брамсель..............................91,8

Верхний фор-брамсель..............................104,0

Фор-бом-брамсель................................80,6

Грот-стень-стаксель 1-го грота............125,0

Грот-брам-стаксель 1-го грота........................78,1

Первый грот......................................296,9

Нижний марсель 1-го грота.............155,0

Верхний марсель 1-го грота..........................163,1

Нижний брамсель 1-го грота..........................91,8

Верхний брамсель 1-го грота..........................104,0

Грот-бом-брамсель 1-го грота..........................80,6

Грот-стень-стаксель 2-го грота............125,0

Грот-брам-стаксель 2-го грота........................78,1

Второй грот......................................300,6

Нижний марсель 2-го грота.............155,0

Верхний марсель 2-го грота..........................163,1

Нижний брамсель 2-го грота..........................91,8

Верхний брамсель 2-го грота..........................104,0

Г рот-бом-брамсель 2-го грота..........................80,6

Апсель........................................96,4

Крюйс-стень-стаксель..............................65,3

Нижняя бизань..................................79,5

Верхняя бизань..................................44,1

Бизань-гоф-топсель................................64,2

Всего 3631,6

Перечень парусов «Крузенштерна» и «Седова» практически идентичны. У последнего на один косой парус, крюйс-брам-стаксель, меньше. Хотя при желании на «Крузенштерне» можно было бы подвязать этот парус на существующий крюйс-брам-штаг

В парусном судостроении давно выработана норма, проверенная многолетней морской практикой: длина самого верхнего рея, в данном случае бом-брам-рея, должна быть не более половины длины самого нижнего рея, в данном случае фока-рея или грота-рея. Оба судна построены на немецких верфях, на которых придерживались коэффициента 0,5 как нормы и допускались отступления лишь в меньшую сторону. Англичане же, придерживаясь в основном требуемой нормы, допускали некоторые незначительные отступления в сторону увеличения. Они мотивировали это возможностью «захватить» верхние слои ветра в тех случаях, когда на уровне палубы он очень слаб. Нетрудно понять, что такие суда с «перегруженной» парусностью в верхних ярусах становятся «беспокойными» для команды и наиболее опасны в шквальных ситуациях. На «Седове» и «Крузенштерне» эти коэффициенты равны 0,48 и 0,50 соответственно. Казалось бы, что «Седов» вправе рассчитывать на репутацию более спокойного судна, чем его собрат, но в действительности это не так. Оказывается, линейные размеры реев еще ничего не говорят. Существует другой, более точный и объективный критерий - сравнение по площадям. Сумма площадей трех бом-брамселей «Седова» и «Крузенштерна» составляет 270 и 241,8 м2 соответственно; сумма трех нижних парусов - 857 и 863,3м2. Следовательно, их отношения будут у «Седова» 0,31, а у «Крузенштерна» 0,28, разница как будто и невелика, но все же свидетельствует о том, что более спокойным судном можно считать все же «Крузенштерн». При более подробном рассмотрении причин такой метаморфозы заметим, что геометрия паруса бом-брамсель на судне «Седов» отличается от геометрии аналогичного паруса на «Крузенштерне», у первого этот парус примерно на 1 м длиннее по высоте.

Остается сравнить ветроэнерговооруженность обоих судов, неразлучных друзей и непримиримых соперников.

Не отвлекая читателя лишними подробностями, скажем, что число Брюса у «Седова» равно 3,32, а у «Крузенштерна» 3,28. Здесь напрашивается естественный вопрос, почему тогда пределы практически достигнутых скоростей составляют у «Седова» 14,6 уз, а у «Крузенштерна» 15 уз? Эти сведения неофициальные, однако испытывать недоверие к ним у нас нет оснований. Обратим внимание на то, что скорость «Седова» была зафиксирована, когда его капитан находился уже в солидном возрасте, а 15 уз «Крузенштерн» развил при более молодом капитане, еще свободном от чрезмерной осторожности, хотя к судам семидесятилетнего возраста надобно и относиться соответственно. К тому же, как свидетельствуют капитаны В. И. Нечаев, В. Т. Роев, плававшие на этих судах с 1960 по 1986 г., при совместном плавании не было случая, чтобы «Крузенштерн» опережал «Седова». Учтем это, но согласимся, что никакое число Брюса не измерит искусства моряков, обуреваемых гоночными страстями.

Сведения о рангоуте приведены в приложении 3.

Все это говорит о том, что для вождения таких судов нужны искусство и немалое умение. А это, безусловно, требует от ныне плавающих моряков творческого подхода к своим обязанностям и хорошей морской практики.