Основные преимущества авиационного транспорта для туристов. Воздушный транспорт в туристских перевозках


Подобные документы

    Анализ факторов, оказывающих влияние на выбор транспорта в целях обеспечения оптимальных перевозок. Преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2011

    В авиации вес и размеры багажа ограничиваются в зависимости от вида самолета и класса обслуживания. Правила перевозки багажа. Коллизии с багажом пассажиров. Подноска и транспортировка багажа. Предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом.

    реферат , добавлен 04.04.2008

    История воздушного транспорта России от истоков до наших дней. Развитие системы управления воздушным движением, основные этапы в формировании УВД. Обеспечение безопасности полетов гражданской авиации. Аэронавигационное обслуживание полетов самолетов.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2015

    История развития таксомоторных услуг. Автобусный транспорт как вид пассажирского транспорта. Общие правила и лицензирование перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Организация диспетчерского управления движением автобусов на маршруте.

    дипломная работа , добавлен 29.05.2015

    курсовая работа , добавлен 22.05.2010

    Передвижение людей из страны в страну. Взаимоотношения с транспортными компаниями. Перевозка авиапассажиров, бесплатного и платного багажа. Авиационные перевозки в России. Услуги, предоставляемые авиакомпаниями. Перевозка туристов чартерными рейсами.

    реферат , добавлен 07.04.2011

    Договор перевозки пассажиров и багажа. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Обязанности и ответственность сторон.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2009

    Классификация опасных грузов; их упаковка и маркировка. Требования к организации перевозок взрывчатых материалов, ядовитых и коррозионных веществ железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом. Транспортно-сопроводительные документы.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2014

    Причины системного кризиса в авиационной отрасли. История, состояние и проблемы развития авиастроения, грузовых и пассажирских перевозок воздушным транспортом, перспективы развития инфраструктуры отрасли с учетом мирового опыта и современных требований.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2009

    История развития такси и таксомоторных услуг. Типаж подвижного состава для перевозки пассажиров. Правила перевозки багажа автомобильным транспортом. Требования к городским маршрутам, оплата проезда. Опасные производственные факторы в подсистеме "машина".

Транспортное обслуживание оказывает существенное влияние на качество и конкурентную устойчивость туристского продукта по следующим причинам:

    транспортное обслуживание – это комплекс взаимосвязанных услуг, предоставление которых всегда происходит в условиях воздействия случайных и непреодолимых факторов (погодные условия, техническое состояние транспортных средств, изменение политической ситуации в мире и в конкретной стране, военные действия, забастовки, терроризм, различие в национальных и культурных традициях и др.);

    любая поездка или путешествие начинается и заканчивается транспортировкой пассажира или туристов и их багажа;

    качество транспортной услуги целиком и полностью зависит от компетенции и опыта должностного лица, организующего ее предоставление с учетом многовариантности возникающих ситуаций и потребностей клиента;

    транспортное обслуживание является местом пересечения многих определяющих путешествие процессов: паспортно-визовый, таможенный, санитарно-эпидемиологический контроль, специальные процедуры досмотра, перевозка багажа и др.;

    транспорт является местом повышенной опасности;

    транспортное обслуживание в туризме – это не только доставка туриста к месту отдыха, обучения и др., но и трансфер «аэропорт-отель-аэропорт», или «железнодорожный вокзал-отель и обратно», экскурсии, доставка туристов к местам занятий дайвингом или горнолыжным спортом и др. Поэтому, как задержка рейса в начале пути может испортить настроение потребителю на весь отдых, так и неудачное возвращение может затмить все хорошие впечатления. Это является следствием психологического устройства человека: хорошее воспринимается как само собой разумеющееся, а плохое запоминается острее. Именно поэтому так важен в индустрии туризма сектор продаж: здесь происходят подготовка туриста информационная и психологическая. Предупрежденный, подробно информированный пассажир легче переносит любые форс-мажорные обстоятельства, сохраняет здоровье и хорошие отношения с авиа агентом или менеджером по туризму.

Таким образом, сложность индустрии туризма состоит в том, что отвечая перед клиентом за все, менеджер в полной мере не может контролировать очень многое. Эта особенность индустрии туризма в наибольшей степени проявляется при предоставлении транспортных услуг. Поэтому каждый профессионал в туризме должен быть компетентным в вопросах оказания транспортных услуг: от бронирования перелета или заказа трансфера, до вопросов паспортно-визового, таможенного контроля и обеспечения безопасности.

1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме

В индустрии туризма используются следующие типы транспорта: воздушный, наземный и водный.

Основными средствами транспорта являются:

а) воздушного – самолеты, вертолеты, дельтапланы, парашюты, парапланы, воздушные шары;

б) наземного – поезда, автобусы, автомобили, мотоциклы, велосипеды;

в) водного – морские и речные суда, катера, яхты, моторные лодки, паромы.

Каждый из перечисленных видов и средств транспорта имеет свои преимущества и недостатки, а также характерные особенности (Табл. 1). Для сравнения видов транспорта традиционно используют следующие критерии: скорость, комфортность, безопасность и экономичность.

Самым скоростным видом транспорта является воздушный. Для дальних расстояний, трансконтинентальных путешествий преимущества воздушного транспорта очевидны.

Наиболее комфортным и зрелищным считается железнодорожный транспорт. Это связано не только с тем, что передвижение пассажира не ограничено в пределах купе или вагона и при этом возможно любое предпочтительное для человека положение (сидя, лежа и др.).

Еще на заре развития железнодорожного транспорта проводились исследования влияния движения поезда на состояние пассажира.

Доктор К. Грум-Гржимайло после серии исследований опубликовал результаты в популярной петербургской газете «Друг здравия», в которой было обосновано благотворное воздействие на кровообращение, пищеварение и нервную систему путешествий по железной дороге. Таким образом, с началом эксплуатации железных дорог доктора в лечебных и профилактических целях стали прописывать не только морские и речные прогулки, но и путешествия на поезде. 1

Путешествия речным и морским транспортом также зрелищны и комфортны. Современные суда предлагают необычайно широкий спектр современных услуг: размещение повышенной комфортности, изысканное питание, множество развлечений и др. Однако, несмотря на современные системы анти-укачивания, вследствие зависимости водного транспорта от метеоусловий, иногда не позволяющие лайнеру зайти в порт или комфортно доставить туристов на берег, в целом по удобству, морские и речные суда уступают современным комфортным поездам.

По данным многолетних статистических исследований, наиболее опасным является автомобильный транспорт. Это связано прежде всего с частотой его использования во всем мире и особыми условиями эксплуатации: большой зависимостью безопасности от квалификации, опыта и дисциплины всех участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, дорожного покрытия, метеоусловий и др. При этом, автомобильный транспорт наиболее доступен для всех желающих и наименее подконтролен.

Экономичность при выборе транспорта определяется прежде всего типом путешествия и его маршрутом. Иногда при расстояниях до 1000 км, стоимость авиаперелета по цене не превышает стоимость поездки по железной дороге, при этом выигрыш во времени может составлять несколько часов. Однако с учетом процедур прохождения формальностей в аэропорту, времени на дорогу в аэропорт и обратно, выигрыш во времени может быть минимальным. На дальних расстояниях преимущества воздушного транспорта в скорости очевидны, потому что никакой комфорт не скрасит многодневную поездку в замкнутом пространстве.

Для полной характеристики воздушного транспорта к перечисленным достоинствам следует указать его недостатки: постоянно растущую стоимость авиаперевозок, удаленность аэропортов, зависимость от метеоусловий, сложность процедур паспортно-таможенного контроля и специального контроля безопасности полетов, наличие транзитов, не комфортность.

Воздушный транспорт, а именно, – самолеты, наиболее часто и традиционно используются при перемещениях на дальние расстояния, при доставке в дестинацию. Вертолеты – демонстрационные полеты над городами, лесами, озерами, джунглями (обзорно-панорамные экскурсии, воздушные сафари). Используют для этих целей иногда и воздушные шары. Для доставки дайверов, горнолыжников вне трасс (фри-райдеров) к месту погружения, старта, которые могут быть труднодоступными, используют малую авиацию и вертолеты. Возможно использование воздушного транспорта для путешествия в летнее время года и на внутренних маршрутах, например, Москва-Кострома, если будут желающие именно таким образом путешествовать.

Автомобильный транспорт, уступая по комфортности железнодорожному, позволяет сделать остановку в пути, не требует специальных вокзалов, путей, практически не зависит от метеоусловий, позволяет путешествовать через границы и даже, в комбинации с другими видами транспорта, совершать трансконтинентальные путешествия. Недостатками его является стоимость и аварийность. К недостаткам водного транспорта относятся невысокая скорость, зависимость от метеоусловий.

Автомобильный транспорт в туризме используется для организации автобусных туров, экскурсий, групповых и индивидуальных трансферов.

Железнодородные поезда традиционно используются для доставки туристов в дестинацию. Кроме того, существуют понятия «туристские поезда» и «железнодорожные туры». Например, во внутреннем туризме: поезда здоровья, для грибников и рыболовов; в выездном: «Гляссир-экспресс» (Швейцария), «Император» (Вена-Зальцбург); во въездном: «Золотой орел» (Россия).

Таким образом, единого критерия для выбора транспортного средства для туристского путешествия не существует, потому что каждое путешествие имеет свои параметры, а каждый вид транспорта – свои достоинства и недостатки. Если мы отправляемся в Австралию, то самолет, – это единственный вид транспорта, способный доставить нас в дестинацию. А если – в Санкт-Петербург, то выбор между самолетом, поездом, или автомобилем осуществляется пассажиром, исходя

из личных предпочтений или обстоятельств.

Таблица 1 – Основные характеристики различных видов транспорта

Преимущества различных видов транспорта

Недостатки различных

видов транспорта

Воздушный (авиационный): 1) скорость, возможности трансконтинентальных путешествий;

2) предназначен для путешествий на дальние расстояния.

1) некомфортность (ограниченное, разряженное пространство вредно для здоровья);

2) необходимость серьезной информационной подготовленности пассажира;

3) стоимость;

4) наличие транзитов (пересадок);

5) невозможность выйти из транспорта по пути;

6) зависимость от погоды;

7) при аварии затруднены спасательные работы, много людей погибает;

8) удаленность аэропортов, затраты времени на дорогу и формальные процедуры.

Наземн ый :

1) комфортность (для железнодорожного транспорта);

2) возможность выхода из транспорта по пути;

3) для путешествия на короткое расстояние;

4) экономичность;

5) относительная независимость от погоды;

6) при аварии гибнет не весь состав, возможны эффективные спасательные работы.

1) аварийность (для автомобильного транспорта).

Водный:

1) предоставление комфортабельного размещения и высококлассного сервиса.

1) относительно низкая скорость;

2) наибольшая зависимость от погоды;

3) высокая стоимость;

C развитием туризма транспортные пути постоянно расширяются, так как увеличение спроса на путешествие оказывают влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Транспорт же, в свою очередь, позволяет расширять географию путешествий, т.е. происходит полезное и выгодное двум сторонам взаимовлияние.

Транспортные услуги - один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности и дальности путешествия эта доля в большинстве случаев колеблется от 20 до 60%. Несмотря на существующее на сегодняшний день разнообразие различных видов транспорта, используемых для перевозки туристов во время путешествий, ни автобусный, ни железнодорожный, ни водный транспорт на дальние расстояния не могут конкурировать с авиацией, поэтому основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее число туристов, путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. При этом самолет можно назвать транспортом индивидуалов, поскольку путешествующие с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями являются индивидуальными туристами. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом.

Согласно статистике, темпы роста популярности авиатранспорта выше темпов роста этого показателя у автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния). Все это вызывает пристальное внимание туристского бизнеса к авиационным перевозкам.

Легкие самолеты, и особенно не требующие взлетного разбега вертолеты - серьезная альтернатива автотранспорту. Цена легкого вертолета может быть соизмерима с ценой автомобиля, а в условиях высокой загруженности или просто при отсутствии дорог, преимущества легкой авиации перед автотранспортом - неоспоримы.

У легкой авиации есть еще одно существенное преимущество, по сравнению с автотранспортом. Страхование обходится существенно дешевле. Стоимость годового страхования каско вертолета - от 2,8 %, легкого самолета - 1,2 - 1,8 %. Стоимость страхования снижается, если авиационное средство оборудовано техническими средствами безопасности, если лица, допущенные к пилотированию, обладают высокой квалификацией и достаточным «налетом», и в других случаях.

Авиационный туризм

Чрезвычайно популярны в странах Европы, США, Австралии полеты на легких моторных самолетах и вертолетах, которые используются в самых различных целях, в том числе и в сфере туризма и развлечений. К сожалению, в России этот вид техники пока практически не получил распространения.

Кроме легких летательных средств, все большую популярность завоевывают полеты на серьезной технике. Во многих странах программы авиационного туризма уже давно пользуются стабильным спросом у туристов. Энтузиасты-экстремалы летают практически на всех типах самолетов и вертолетов. Очень интересную программу предлагает немецкая туристская фирма Alpha Travel. Начинается она с учебных полетов на тренажерах для подготовки пилотов компании Luftgansa в Берлине. Затем «курсантам» предоставляется возможность летать на самолетах облегченного типа. Кульминацией программы является полет на легендарном «юнкерсе». Таких самолетов, находящихся в рабочем состоянии, во всем мире всего пять.

Большим спросом у туристов пользуются полеты на советской и российской технике, особенно военной. Существует немало западных компаний, которые предлагают состоятельным любителям экстремального отдыха полетать на российских боевых самолетах в Подмосковье и даже над Москвой. Стоимость таких программ колеблется в зависимости от техники, продолжительности и сложности полета от 6-7 до 40 тыс. долларов. Однако желающих хоть отбавляй.

Североамериканская компания Incredible Adventures, которая специализируется на экстремальных видах отдыха, утверждает, что с начала 1990-х гг. ей удалось покатать на реактивных МиГах, «сушках» и «элках» свыше 2000 человек.

В целом в нашей стране авиационный туризм находится в стадии становления. В отличие от стран Европы и Америки его инициаторами стали не туристские фирмы, а аэроклубы, которые после кризиса начала 1990-х гг. и распада системы ДОСААФ оказались предоставленными самим себе, а проще говоря, брошены на произвол судьбы. Когда стало ясно, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», для того чтобы выжить, аэроклубы начали разыскивать различные пути для самофинансирования. Начиналось все с ознакомительных полетов, в первую очередь для состоятельных иностранных туристов. Затем заметно расширилось количество и повысилось качество туристских услуг. Одновременно состоятельные туристы-экстремалы появились и среди наших сограждан. Сыграла свою роль и демократизация российского общества. Военные ведомства стали более открытыми.

Сейчас практически любой желающий, располагающий необходимой суммой, может совершить воздушное путешествие на любом интересующем его типе самолета - от Яка образца Великой Отечественной войны и «кукурузника» до суперсовременных летательных аппаратов.

Программа может включать в себя самый разный набор удовольствий: простые полеты над аэродромом, полет по специально заказанному маршруту или в пилотажную зону. Естественно, полеты за пределами аэродрома требуют обязательного согласования с различными ведомствами.

Особой популярностью у экстремалов пользуются обзорные полет на самолетах (в Хабаровске Як-52) с выполнением фигур сложного и высшего пилотажа. А вот это уже настоящие острые ощущения, для желающих почувствовать себя в роли боевого летчика.

Сегодня в России работает большое количество аэроклубов, которые располагают самым широким ассортиментом летательной техники. Самым известным центром подготовки авиаторов является подмосковный аэродром «Мячково». Здесь базируются аэроклубы «Капитан Нестеров», «Авиатех», «КВС» и др.

В последние годы авиационный туризм активно развивается в регионах, благо военных аэродромов и техники со времен существования Советского Союза у нас осталось немало.

Использование вертолетов

Вертолет - уникальный летательный аппарат, способный вертикально взлетать и садиться на небольшую площадку, висеть в воздухе, осуществлять горизонтальный управляемый полет, в том числе в разных направлениях - вперед, назад, боком, совершать виражи и другие фигуры пилотажа. Это многоцелевая машина. В силу присущих ему выгодных характеристик конструкции, таких как: компактность, способность вертикального взлета и посадки, отсутствие необходимости специальных аэродромных площадок, возможности оперативной доставки небольших партий грузов и людей в труднодоступные районы, высокая надежность - определяет широкую сферу применения в военных и гражданских целях. В сфере туристских перевозок вертолет широко используется:

1. Для целей трансфера от аэропортов, перевозки VIP-пассажиров. Организация этапа трансфера с помощью вертолета высоко оперативна и достаточно комфортна, она позволяет избежать необходимости использования автотранспорта, автомобильных пробок на дорогах, улучшить безопасность. Особенно ярко это проявлялось при полетах на сверхзвуковых лайнерах. Стоит ли использовать исключительно дорогой сверхзвуковой самолет для перевозки пассажиров и туристов, чтобы сэкономить два-три часа полета, а затем простоять в очереди к иммиграционному чиновнику, в очереди за багажом или застрять в автомобильной пробке по дороге к отелю. Именно поэтому все операции наземного обслуживания пассажиров сверхзвуковых лайнеров были организованы на принципах максимальной минимизации времени операции или этапов, и для трансфера использовался вертолет. Вертолет передвигается в 3-6 раз быстрее автомобиля, т. к. летит по прямой и не стоит в пробках. Вертолет особенно выгоден для полетов на расстояния до 300 км: самолеты туда обычно не летают, а ехать на машине достаточно долго.

2. В настоящее время в отдельных туристских центрах разрабатывается новая туристская услуга для представителей бизнеса - воздушное такси. Воздушное такси в пределах городов и мегаполисов в России, по планам московских властей, впервые, в рамках программы, должны начать курсировать по Центральной России уже в 2008 году. Правда, депутаты при этом обеспокоены, насколько программа будет привлекательной для частных инвесторов. Небольшие самолеты будут совершать перелеты между аэропортами средних по величине городов России и транспортировать порядка 3-4 человек за раз.

Авиатакси и аэротакси - это срочные перелеты на 4-х - 8-ми местных самолетах и вертолетах в любые города, имеющие аэропорты и находящихся на расстояния до 800 - 1.000 км. Его главное отличие от обычных и чартерных VIP-рейсов заключается в том, что для выполнения таких рейсов используются небольшие экономичные воздушные судна малой пассажировместимости, по времени перелета до 3 часов и отсутствием специального обслуживания на борту. Этим достигается необходимый компромисс между срочностью и стоимостью авиаперевозки. Минимальное время подготовки самолета к полету позволяет организовать вылет туристов уже через 2 часа после поступления заявки. Как правило, выполнение подобных рейсов авиатакси возможно как на самолетах легкого и среднего класса, таких как Як-40, Beechcraft King Air 200, Pilatus PC-12, Cessna Bravo и Excel, Learjet 45 и 60, Hawker 700, так и вертолетах Eurocopter AS350 и модель 355, Eurocopter EC120 и 130. Bell 407 и Robinson 44. Подача самолета или вертолета возможна практически в любой город, где имеется действующий аэродром. Большим преимуществом авиатакси, по сравнению с коммерческими авиакомпаниями, являются отсутствие длительных процедур регистрации и посадки на борт. Обслуживание пассажиров через VIP-терминалы позволяет максимально сократить время прохождения всех необходимых формальностей в аэропорту вылета.

Сегодня на российском авиарынке действует пока только одна авиакомпания - Dexter, которая работает в режиме воздушного такси в пределах 500 км от Москвы. Минимальная стоимость билета в этой компании составляет не менее 6000 руб. в одну сторону. Несмотря на то, что услуга аэротакси сегодня относится к числу дорогих, главное - что технический парк таких самолетов и вертолетов в России уже есть, однако законодательное оформление «воздушного такси» практически отсутствует: полеты над Москвой запрещены.

Авиатакси - это самый быстрый, и, несомненно, самый удобный способ преодоления расстояний. Услугами авиатакси уже много лет пользуются люди во всём мире.

3. При организации обзорных туристских экскурсий в туристских центрах. Взгляд с высоты птичьего полета дает человеку совершенно иное и необычное представление об облике архитектурных ансамблей, центров исторической или суперсовременной застройки городов, дворцово-парковых построек, уникальных природных ландшафтов. В Санкт-Петербурге в сезон от Петропавловской крепости регулярно совершаются вертолетные экскурсии над городом и окрестностями. Вертолетные экскурсии организуются над водопадом Виктория. При полярных круизах в Арктике и Антарктике всегда судно имеет посадочную площадку и в составе оснащения имеет вертолет, который осуществляет ледовую разведку и обзорные экскурсии для туристов. Полет выполняется как по популярным заранее подготовленным, так и по индивидуальным маршрутам. Чувствовать себя воздушным туристом - это не фантастика, а настоящая реальность!

4. для организации оперативной доставки туристов к удаленным и труднодоступным объектам туристского показа, в местности, где нет аэродромов и площадок для малой авиации. Обычно это расстояние 50-300 км от туристского центра. Например, туристов вертолетами доставляют на лед в район Северного полюса, где они с минимумом снаряжения преодолевают 20-25 км на лыжах и с надувной лодкой к желанной точке, затем туристскую группу забирает вертолет и перевозит обратно на континент. Практикуется доставка вертолетом туристов в Республике Карелия на о. Валаам, на о. Кижи к памятникам культурного наследия, к монастырям.

На сегодняшний день уже не редкость доставка туристских групп (сплавщиков, спортсменов и других) к месту отдыха, начала и окончания сплава, туристского маршрута по желанию туристов. Хабаровский край на протяжении многих лет активно осваивается туристами-экстремалами, любителями рыбалки, охоты и экологического туризма.

Доставка туристов к началу маршрутов, осуществляемая вертолетом, не только сокращает время заброски, но и в ряде случаев позволяет избежать нескольких дней сплава по спокойной воде и пройти только самую интересную в спортивном плане часть рек. Для охотников, рыболовов, спортсменов и спелеотуристов стремящихся как можно дальше удалиться от цивилизации, полет на вертолете Ми-8 - лучшее решение проблемы. Рафтинг-туры для физически подготовленных туристов предполагают сплавы по горным рекам с препятствиями до пятой категории сложности. По выбору туристов возможно базирование вертолета в лагере на протяжении всего тура (рыболовный), ежедневные заброски рыболовов, к местам ловли с ротацией мест, в результате чего существует возможность за время непродолжительного тура половить на значительном (до 45 км) протяжении реки. Услуги предполагают заброску туристов в труднодоступные районы, и выброску (доставки с конечного пункта маршрута). Доставка спелеологов к местам изучения пещер со всем необходимым инвентарем. Экскурсионно-познавательные спелеотуры проводятся по специально обустроенным для экскурсионного показа пещерам. В таких пещерах туристы передвигаются по специально проложенным тропам или на транспорте (например, на мини-электровозах), в них налажено освещение, маршруты сопровождают квалифицированные экскурсоводы. Посещение оборудованных пещер не требует специальной физической подготовки.

5. заброска вертолетом горнолыжников на неподготовленные горные склоны с последующим головоломным спуском - особо популярный сегодня спорт hely-ski, получает все большее распространение среди туристов-экстрималов. Сущность данного вида горнолыжного спорта экстрим - лыжники-туристы доставляются на труднодоступные склоны вертолётом и могут насладиться незабываемым вне трассовым спуском по целинному снегу. За несколько минут вертолет доставляет на вершину, а опытные гиды сопровождают туристов во все время полета и спуска. Экипажи вертолетов имеют большой опыт работы в горах. Для занятий hely-ski, не обязательно быть профессиональным спортсменом. Отличительная особенность программ hely-ski - в неповторимости спусков: каждый новый спуск не похож на предыдущий, происходит по новому, "нетронутому" склону. В течение дня есть возможность совершить от 6 спусков и больше, суммарный перепад высот составит почти 6000 м! Характер рельефа разнообразнейший - снежные поля, гребни и кулуары. Программы туров hely-ski предлагаются в Кыргызстане, Андорре (крохотный треугольник, зажатый между Францией и Испанией), Камчатка с ее семидневной программой спусков по склонам вулканов Ааг, Арик, Вилючинский, Корякский и др.

6. для организации поиска и спасания туристов при несчастных случаях или стихийных бедствиях. На подледном лове в Финском заливе и Ладожском озере ежегодно вертолетом спасают тысячи рыбаков. Час работы вертолета МЧС стоит более тысячи долларов США.

Легкие самолеты

Легкие самолеты, авиэтки (baby plane). Чаще всего винтомоторные, моно- или бипланы, вместимостью от 1 до 10 человек. Используется в местной, сельскохозяйственной, почтовой, спортивной и частной (малой) авиации. Последняя - исторически отсутствует в России по политико-экономическим соображениям и правовым нормам Воздушного Кодекса. В постперестроечное время правовая позиция в отношении частной авиации несколько смягчилась, но развития, за исключением единичных случаев, не получила. Максимум, на что способны изобретатели-самоделкины, - на создание паромотора или дельтаплана с легким мотором. Тем не менее, отдельные конструкции легкомоторных самолетов, например для спортивных целей, производятся в России серийно и считаются одними из лучших в мире.

На сегодняшний день в туризме используется немного легких самолетов, но особое место отведено уникальной машине, оказавшейся востребованной в любом месте и во все времена - это отечественный легкий многоцелевой самолет Ан-2, которому в сентябре 2007 года исполнилось 60 лет. Ан-2 обладает хорошими взлетно-посадочными характеристиками, простой и надежной конструкцией. Его легко пилотировать и обслуживать на земле, можно эксплуатировать практически с любых аэродромов. Благодаря этим качествам самолет Ан-2 стал использоваться в народном хозяйстве не только для химической обработки полей и лесов, но и для обслуживания экспедиций в Арктике и Антарктике, проведения аэрофотосъемочных и геологоразведочных работ, при тушении лесных и торфяных пожаров, для обучения парашютистов, перевозки пассажиров, грузов и почты на местных воздушных линиях, а так же для медицинского обслуживания населения в отдаленных районах и других целях. С помощью Ан-2 проводилась разведка зверя, птицы и рыбы для оказания помощи охотникам и рыболовам. Получив Ан-2 Аэрофлот существенно расшили сеть местных воздушных линий. Самолеты Ан-2П освоили полеты в районы Крайнего Севера, в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока.

Существует немало новых образцов легкомоторной авиационной техники отечественных производителей, использование которых в туризме видится весьма перспективным. Одним из таких является самолет Аккорд-201. Этот самолет имеет легальный статус воздушного судна многоцелевого применения, способного работать в широком спектре географических и климатических условий.

В базовом варианте самолет оборудован двумя регулируемыми креслами для пилота и пассажира (либо для двух пилотов), двумя двухместными и одним откидным креслом. Второй и третий ряды кресел можно быстро снять, установив вместо них грузовую страховочную сетку, оборудование дли аэрофотосъемки и т.д. Две большие пассажирские двери по обоим бортам фюзеляжа и большой грузовой люк в задней части кабины облегчают погрузочно-разгрузочные работы, а также дают возможность для выброса парашютистов. Аккорд-201 подходит и для авиационного туризма небольших групп путешественников по принципу «самолет при себе», который сегодня очень популярен во всем мире.

Самолет вполне уместно назвать воздушным «внедорожником», поскольку на основе базовой транспортной модели созданы варианты VIP, грузовой, амфибия, лыжный, патрульный, аэрофотосъемщик и т.д. Для этого, в зависимости от назначения и пожелания покупателя, в дополнение к сертифицированному на сегодняшний день варианту на самолет могут устанавливаться поплавки, лыжи, а также аппаратура фото- и радиосканирования, другое специальное научно-исследовательское оборудование, приспособления для парашютного десантирования и многое другое. Отдельного внимания заслуживает поплавковое шасси, в конструкцию которого входит дистанционно-управляемый привод, позволяющий поднимать и опускать поплавки в полете. Благодаря этому Аккорд-201 может взлетать с суши и садиться на воду либо наоборот.

Еще одно неоспоримое достоинство самолета - его легко транспортировать, предварительно демонтировав консоли крыльев и оперение. Это можно делать как автомобильным, так и железнодорожным, речным, морским или воздушным транспортом. Самолет легко буксировать по аэродрому, причем в качестве тягача можно использовать даже «Жигули».

Серийно Аккорд-201 будет производиться на специально построенном авиационном заводе в Нижнем Новгороде, оснащенном соответствующим современным производственным оборудованием. Благодаря новому предприятию в городе появятся дополнительные рабочие места, что в социальном плане также немаловажно.

Гидросамолет или гидроплан (flying boat, seaplane) - самолет предназначенный для взлета с воды и посадки на нее. Различают летающую лодку (корпус имеет форму лодки; обеспечивает взлет, посадку и поддержание гидросамолета на воде), амфибию (с колесным шасси для посадки на сушу) и поплавковый гидросамолет (вместо колес установлены поплавки). Гидросамолет имеет водонепроницаемый обтекаемый корпус и поплавки на крыльях, позволяющие осуществлять взлет с водной поверхности и посадку на воду. Широко используется для доставки туристов на небольшие тропические острова и на озерных пространствах, а также для перелетов между островами. В Савонлинне (Финляндия) на озере Саймаа имеется гидросамолет для экскурсионных полетов над красивым озером с большим количеством островков, над городом и старинной крепостью. Туристы могут посмотреть на местность с высоты птичьего полета, сделать уникальные фотографии.

Туристам предлагаются несколько типов экскурсий на гидросамолетах: короткая экскурсия для съёмок с воздуха островов, и окружающих их лагун, коралловых рифов и, по возможности, огромных скатов и стай дельфинов; экскурсии на дальние острова и другие атоллы: посещение рыбацкой деревни, необитаемых островов с ланчем - барбекю, близлежащих туристических курортов. Полеты над островами на гидросамолёте - одно из самых волнующих впечатлений от отдыха. Особенно широкое распространение в различных направлениях туристкой деятельности получили в Греции (между греческими островами), на Мальдивах, в Фиджи и других островных государствах.

Обычно гидросамолеты - небольшие винтовые конструкции, но есть примеры гидросамолетов с турбореактивными двигателями. Уникальный российский самолет серии БЕ был показан на авиасалоне в Геленджике (Россия) в 2000 г. - это самолет-Амфибия Бе-103, который выпускается одним из ведущих в мире производителей самолетов тактической авиации - КнААПО (Комсомольское-на-Амуре Авиационное Производственное Объединение). Легкий многоцелевой, 6-местный самолет-амфибия Бе-103 (Бериев) предназначен для использования на линиях малой протяженности в различных районах мира, особенно в прибрежных и островных государствах Юго-Восточной Азии, Океании, Австралии, Северной и Латинской Америки, имеющих протяженные прибрежные районы: регионы с большим количеством рек, озер, мелких водоемов, труднодоступные для других видов транспорта. Он идеально подходит для экстремальных видов туризма непосредственно связанных с водой.

Сегодня практически все компании, занимающиеся чартерными перевозками, занимают выжидательную позицию по отношению к особо легким самолетам (VLJ). Даже перевозчики, утверждающие, что они никогда не стали бы использовать такие самолеты, признают, что VLJ могли бы принести прибыль их бизнесу путем вовлечения в чартерные перелеты большего количества потребителей.

Для крупных игроков особо легкие самолеты представляют совершенно новый сегмент рынка. С точки зрения менеджмента, это хорошо: это означает новую инфраструктуру, обучение персонала, средства технического обслуживания и т. п. Все это хорошо для отрасли в целом. Однако, что касается собственно чартерных перевозок, следует заметить, что многие из клиентов не хотели бы пользоваться особо легкими самолетами.

Стоит полагать, что благодаря удобству использования и наличию недостаточно обслуживаемых территорий особо легкие самолеты все-таки будут востребованы. Когда проживающие там люди ощутят вкус доступных чартерных перевозок, то этим людям трудно уже будет возвращаться к коммерческим полетам. Поток пассажиров растет, и, естественно, часть из них должна будет пользоваться особо легкими самолетами. Но тем не менее в настоящее время компании не планируют брать в управление особо легкие самолеты для осуществления чартерных перевозок.

Хотя, что касается небольших компаний-операторов особо легкие самолеты окажутся для них полезными, поскольку могут привести к появлению новой группы компаний, способных работать с небольшими аэропортами, нагрузка на которые невелика. Это может означать диверсификацию и расширение отрасли, а не ее консолидацию и укрупнение, т. к. появление таких самолетов расширит возможности многих операторов. VLJ прекрасно подходят для совершения однодневных поездок, на долю которых приходится до 65% от общего объема внутренних чартерных перелетов, поэтому они вполне впишутся в уже существующий рынок. Кроме того, такие самолеты предоставят чартерным операторам еще один вариант решения проблемы перегоночных рейсов.

Планеризм

«Молодежь - на планеры!» Этот популярный в первой половине XX столетия лозунг, призывавший юношей и девушек осваивать авиационную технику, сегодня уже почти забыт. А в 1920-г 1930-е гг. планеризм считался второй ступенькой в деле получения профессии летчика. Этим видом спорта занимались десятки тысяч людей по всей стране.

Планер - один из самых легких летательных аппаратов. Поскольку он не имеет мотора, то, чтобы осуществить полет, аппарат необходимо сначала разогнать до определенной скорости. Это осуществляется либо путем буксировки его тросом другим самолетом, либо с земли автомашиной или специальным натяжным устройством. При достижении необходимой скорости движения, обеспечивающей подъемную силу, трос отцепляется, и планер свободно парит в воздухе.

Управление планером требует определенных летательных навыков, умений и подготовки пилота. Такая подготовка обязательно включает в себя получение сертификата. Содержание и обслуживание планеров, организацию полетов, подготовку летчиков осуществляют в аэроклубах. В США и странах Европы существуют сотни центров планеризма.

В России сегодня полеты на планерах привлекают лишь немногочисленных энтузиастов. В то же время в государствах Западной и Восточной Европы, в Америке планеризм является одним из популярнейших видов активного отдыха, интерес к которому постоянно растет. И это неудивительно, ведь почти каждому человеку знакомо стремление летать. Делая выбор между самолетом и планером, можно заметить, что у последнего имеется ряд преимуществ. Этот вид спорта является экстремальным, однако он относительно безопасен - планер не может загореться, из-за отсутствия винта его покидание с парашютом не вызывает больших сложностей, да и требования к площадке для приземления у планера куда менее жесткие.

До начала 1990-х гг. занятия планеризмом включают преимущественно такие дисциплины, как полеты на скорость, на расстояние, по маршрутам. Успехи, достигнутые планеристами, впечатляют. Например, мировой рекорд дальности полета на планере составляет 3000 км - расстояние между Москвой и Новосибирском.

В последние 15 лет в планерном спорте появилось новое понятие - «высший пилотаж на планере», т. е. воздушная акробатика. Сегодня это основная спортивная дисциплина. Может показаться удивительным, но современные пилотажные планеры - польские «свифты», «фоксы» и другие - могут выполнять абсолютно все фигуры сложного и высшего пилотажа, доступные спортивным самолетам.

В настоящее время ежегодно проводятся чемпионаты мира по высшему пилотажу на планерах (WGAC). Это зрелищное мероприятие проводят Венгрия, Швеция, США, Испания, Великобритания. Российская сборная на чемпионатах традиционно занимает призовые места. Это неудивительно, учитывая специфику подготовки наших планеристов-пилотажников - практически все они «пересели» на планеры с акробатических самолетов.

В 2005 г. WGAC впервые проходил у нас в стране на подмосковном аэродроме Дракино, расположенном недалеко от Серпухова. Об участии в соревнованиях заявили более 60 спортсменов из Польши, Венгрии, Франции, Германии, Австрии, Чехии, Италии, Швейцарии, Нидерландов. Организаторы соревнований рассчитывают, что, помимо чисто спортивного интереса, событие будет способствовать усилению туристской привлекательности Подмосковья и развитию инфраструктуры для активного отдыха. В программу соревнований входят следующие мероприятия. В течение трех дней до начала официальной программы чемпионата здесь запланированы обширная программа выступлений парашютистов, легкомоторной авиации, истребителей ВВС, запуск воздухоплавающих шаров. На аэродроме в Дракино ведется строительство двухэтажной гостиницы для участников соревнований на 70-75 человек, а также дома для судей, пункта общественного питания.

Чемпионат привлечет внимание туристов. В дальнейшем на базе обновленного Дракина и комплекса зданий, расположенных на его территории, предполагается организовать центр экстремальных технических видов спорта, преимущественно связанных с авиацией. Будут также построены трассы для велосипедистов, скейтбордистов и любителей роликовых коньков, стена для тренировок и проведения соревнований по скалолазанию.

Начнут работать конный и пейнтбольный клубы, сауны, спортзалы и теннисные корты. Активный отдых можно сочетать с насыщенной экскурсионно-познавательной программой, благо серпуховская земля богата памятниками истории и культуры.

Весьма распространенным летательным средством является дельтаплан. Для его полета необходим разгон с горы, земли или воды с помощью буксировки автомобилем или катером. С целью расширения возможности полетов и уменьшения зависимости от воздушных потоков на дельтапланах часто устанавливают легкие моторчики с воздушным винтом.

Парапланеризм

Парапланеризм - спорт для молодых душой и достаточно материально обеспеченных людей. Туристам-спортсменам требуется много специального и весьма дорогого снаряжения: купол стоимостью от одной до четырех тысяч евро, подвесная система, где спортсмен находится во время полета, и обмундирование - шлем, комбинезон, специальные ботинки. Полная экипировка начинающего парапланериста обходится минимум в две тысячи евро. Во многих иностранных отелях туристам предлагают парапланеризм в качестве услуги.

В настоящее время проводятся чемпионаты мира по парапланеризму, в том числе и отдельные для женщин, на которых россиянки показывают очень хорошие результаты. Главная цель соревнований по парапланеризму - быстрее всех долететь до финиша, проделав определенный, заранее оговоренный маршрут в несколько километров. В последние годы появилась акробатика на парапланах. Это требует колоссального профессионализма от пилота, но выглядит очень красиво и зрелищно.

Баллонинг

Уникальным, но и дорогостоящим видом воздушных путешествий является баллонинг, или туры на воздушных шарах. Одной из наиболее популярных разновидностей является путешествие на дирижаблях. Дирижабль в отличие от воздушного шара снабжен винтами, моторами и сложной системой управления, поэтому полеты на нем гораздо более целенаправленны и зависят не только от воздушных потоков, но и во многом от пилотов.

С конца 1960-х гг. получили распространение массовые путешествия по воздуху. По всему миру были созданы десятки клубов любителей воздушных шаров. Ежегодно во многих странах проводятся фестивали воздушных шаров. Как правило, в программу таких фестивалей обязательно включаются гонки на этом довольно опасном виде транспорта.

Полеты на воздушных шарах, дирижаблях, планерах, парапланах или дельтапланах не только позволяют полюбоваться прекрасными открывающимися видами, получить незабываемые впечатления и дают возможность сделать уникальные фото- и видеозаписи (например, полеты над водопадами или кратерами вулканов). Они очень часто используются в различных научных и хозяйственных целях, для исследования практически недоступных другими способами мест.

В Переславле-Залесском ежегодно проводится традиционный фестиваль воздухоплавателей «Золотое кольцо России», на котором российские и зарубежные участники демонстрируют полеты тепловых аэростатов над городами Золотого кольца. В процессе фестиваля проводятся ночные шоу свечения аэростатов и концертно-развлекательная программа «Воздушная фиеста».

Парашютинг

Одним из экстремальных видов спорта и туризма является парашютинг, или skydiving. Прыжки с парашютом очень популярны во всем мире среди самых различных категорий туристов. Этот вид спорта доступен практически всем желающим (естественно, за исключением людей, имеющих медицинские противопоказания), включая пожилых людей и инвалидов.

Кроме несложных прыжков, например тандемом с инструктором или со стандартной высоты, существуют более экстремальные виды парашютинга. Среди них наиболее известными являются затяжные прыжки, прыжки с малой высоты (800 м) с принудительным раскрытием парашюта и др.

Для занятий этим видом спортивного туризма необходимо овладеть основными приемами и навыками свободного падения, управления и маневрирования как парашютом, так и собственным телом в полете и затем получить лицензию, разрешающую прыжки с парашютом.

Новыми видами парашютных развлечение являются skysur-fing - свободный полет с использованием широкой лыжи от сноу-борда, а также акробатические трюки и кульбиты в свободном полете. Одним из самых опасных, но одновременно красивых и захватывающих зрелищ является воздушный фристайл.

Кроме собственно парашютного спорта, парашют используется в других турах. С его помощью группы туристов высаживаются в труднодоступные районы, например в горы, джунгли, на Северный полюс. Прыжки с парашютом осуществляются не только с самолетов, но и с высоких обрывов и горных склонов.

Одним из вариантов парашютинга является парамоторинг. В этом случае парашютист прикрепляет к спине легкий моторчик, который при наличии мощных потоков воздуха позволяет совершать достаточно протяженные полеты на парашюте.

Как видно человеческая фантазия безгранична - профессиональными конструкторами и энтузиастами придумано уже много способов перемещения по воздуху - на воздушных шарах, дирижаблях, планерах, дельтапланах, парашютах, парапланах, парамоторах, гидросамолетах, вертолетах, а также самолетах всевозможных назначений и моделей (от «кукурузника» до сверхзвукового истребителя) - и практически все они так или иначе используются в сфере туризма, отдыха и развлечений.

3.5. Роль транспорта в развитии индустрии туризма

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Законодательства ряда Европейских стран (например, Франции и Италии) относят транспортные услуги к числу основных услуг, оказываемых путешественнику, наряду с услугами размещения. В рамках статистики туризма транспорт относится к средству, которое использует посетитель для поездки из своего постоянного места жительства в посещаемое место. Однако многие транспортные предприятия и компании не только осуществляют перевозку туристов, но и обеспечивают перевозку обычных пассажиров, почты и грузов, не имеющих отношения к туризму. Поэтому сезонный характер туризма создает серьезные проблемы для транспортных компаний.

Воздушный транспорт включает: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем. При этом под чартером понимается любое пассажирское транспортное средство (авиационное, морское, речное, автомобильное), полностью арендуемое у перевозчика туристской фирмой для перевозки туристов.

Водный транспорт включает морской и каботажный, а также внутренний водный транспорт.

На морском транспорте особый интерес представляют круизные суда. Основной упор при организации круизов делается на получение положительных эмоций от пребывания туристов на борту судна, а не от скорости прибытия туриста в пункт назначения. В ряде случаев для привлечения туристов используются также и паромные суда, перевозящие не только самих туристов, но и их личные автомобили (транспортные средства). Сухопутный транспорт подразделяется на железнодорожный, автобусный и автомобильный (вместимостью до 8 человек). Движение сухопутного транспорта должно подчиняться расписанию регулярных перевозок, но могут осуществляться перевозки и вне расписания (специальные туристские поездки, дальние чартерные или экскурсионные автобусные поездки). Существует также и специализированный автодорожный транспорт, перевозящий туристов по маршрутам аэропорт - город, вокзал - город (трансфер). Широко распространен прокат транспортных средств в стране пребывания.

Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий. Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты, в частности, строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени 1 .

1 Более подробно о значении транспортных услуг в развитии туризма, можно узнать из работы: "Сервисная деятельность в туризме и гостиничном бизнесе". - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.

В индустрии туризма используются следующие типы транспорта:

воздушный, наземный и водный.

Основными средствами транспорта являются:

а) воздушного – самолеты, вертолеты, дельтапланы, парашюты,

парапланы, воздушные шары;

б) наземного – поезда, автобусы, автомобили, мотоциклы, велосипеды;

в) водного – морские и речные суда, катера, яхты, моторные лодки,

Каждый из перечисленных видов и средств транспорта имеет свои преимущества и недостатки, а также характерные особенности (Табл. 1). Для сравнения видов транспорта традиционно используют следующие критерии: скорость, комфортность, безопасность и экономичность.

Самым скоростным видом транспорта является воздушный. Для дальних расстояний, трансконтинентальных путешествий преимущества воздушного транспорта очевидны.

Наиболее комфортным и зрелищным считается железнодорожный транспорт. Это связано не только с тем, что передвижение пассажира не ограничено в пределах купе или вагона и при этом возможно любое предпочтительное для человека положение (сидя, лежа и др.).

Еще на заре развития железнодорожного транспорта проводились исследования влияния движения поезда на состояние пассажира.

Доктор К. Грум-Гржимайло после серии исследований опубликовал результаты в популярной петербургской газете «Друг здравия», в которой было обосновано благотворное воздействие на кровообращение, пищеварение и нервную систему путешествий по железной дороге. Таким образом, с началом эксплуатации железных дорог доктора в лечебных и профилактических целях стали прописывать не только морские и речные прогулки, но и путешествия на поезде.

Путешествия речным и морским транспортом также зрелищны и комфортны. Современные суда предлагают необычайно широкий спектр современных услуг: размещение повышенной комфортности, изысканное питание, множество развлечений и др. Однако, несмотря на современные системы анти-укачивания, вследствие зависимости водного транспорта от метеоусловий, иногда не позволяющие лайнеру зайти в порт или комфортно доставить туристов на берег, в целом по удобству, морские и речные суда уступают современным комфортным поездам.

По данным многолетних статистических исследований, наиболее опасным является автомобильный транспорт. Это связано прежде всего с частотой его использования во всем мире и особыми условиями эксплуатации: большой зависимостью безопасности от квалификации, опыта и дисциплины всех участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, дорожного покрытия, метеоусловий и др. При этом, автомобильный транспорт наиболее доступен для всех желающих и наименее подконтролен.


Экономичность при выборе транспорта определяется прежде всего типом путешествия и его маршрутом. Иногда при расстояниях до 1000 км, стоимость авиаперелета по цене не превышает стоимость поездки по железной дороге, при этом выигрыш во времени может составлять несколько часов. Однако с учетом процедур прохождения формальностей в аэропорту, времени на дорогу в аэропорт и обратно, выигрыш во времени может быть минимальным. На дальних расстояниях преимущества воздушного транспорта в скорости очевидны, потому что никакой комфорт не скрасит многодневную поездку в замкнутом пространстве.

Для полной характеристики воздушного транспорта к перечисленным достоинствам следует указать его недостатки: постоянно растущую стоимость авиаперевозок, удаленность аэропортов, зависимость от метеоусловий, сложность процедур паспортно-таможенного контроля и специального контроля безопасности полетов, наличие транзитов, не комфортность.

Воздушный транспорт, а именно, – самолеты, наиболее часто и традиционно используются при перемещениях на дальние расстояния, при доставке в дестинацию. Вертолеты – демонстрационные полеты над городами, лесами, озерами, джунглями (обзорно-панорамные экскурсии, воздушные сафари). Используют для этих целей иногда и воздушные шары. Для доставки дайверов, горнолыжников вне трасс (фри-райдеров) к месту погружения, старта, которые могут быть труднодоступными, используют малую авиацию и вертолеты. Возможно использование воздушного транспорта для путешествия в летнее время года и на внутренних маршрутах, например, Москва-Кострома, если будут желающие именно таким образом путешествовать.

Автомобильный транспорт, уступая по комфортности железнодорожному, позволяет сделать остановку в пути, не требует специальных вокзалов, путей, практически не зависит от метеоусловий, позволяет путешествовать через границы и даже, в комбинации с другими видами транспорта, совершать трансконтинентальные путешествия. Недостатками его является стоимость и аварийность. К недостаткам водного транспорта относятся невысокая скорость, зависимость от метеоусловий.

Автомобильный транспорт в туризме используется для организации автобусных туров, экскурсий, групповых и индивидуальных трансферов.

Железнодородные поезда традиционно используются для доставки туристов в дестинацию. Кроме того, существуют понятия «туристские поезда» и «железнодорожные туры». Например, во внутреннем туризме: поезда здоровья, для грибников и рыболовов; в выездном: «Гляссир-экспресс» (Швейцария), «Император» (Вена-Зальцбург); во въездном: «Золотой орел» (Россия).

Таким образом, единого критерия для выбора транспортного средства для туристского путешествия не существует, потому что каждое путешествие имеет свои параметры, а каждый вид транспорта – свои достоинства и недостатки. Если мы отправляемся в Австралию, то самолет, – это единственный вид транспорта, способный доставить нас в дестинацию. А если – в Санкт-

Петербург, то выбор между самолетом, поездом, или автомобилем

осуществляется пассажиром, исходя из личных предпочтений или обстоятельств.

Таблица 1 – Основные характеристики различных видов транспорта


Мир туризма
2024 © choposochi.ru