Организационная структура аэропорта. Структура нормативных документов по организации аэропортовой деятельности По ведомости регистрации производится

1.6.1.1. Основные термины и определения.

Нельзя путать понятия «Аэродром», «Аэровокзал» и «Аэропорт».

Аэродром - это земельный или водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Аэродром может быть гражданского или военного назначения. В зависимости от оснащения аэродром может принимать определенные типы воздушных судов (самолетов или вертолетов).

Аэродромы гражданской авиации подразделяются:

По видам поверхности - на аэродромы с искусственным покрытием, грунтовые, гидроаэродромы, снежные и ледовые;

По характеру использования - на постоянные, временные, дневного и круглосуточного действия;

По назначению - на трассовые, заводские, учебные и для выполнения авиационных работ;

По расположению и использованию - на базовые, промежуточные, вылета, назначения и запасные;

По высоте над уровнем моря и характеристике рельефа - на горные и равнинные;

По допуску к эксплуатации по минимумам для посадки - на категорированные и некатегорированные.

Аэродром базовый - аэродром, предназначенный для базирования воздушных судов и имеющий для этой цели необходимые сооружения.

Аэродром временный - аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенный период года и не имеющий стационарных сооружений и оборудования, но подлежащий учету в установленном порядке.

Аэродром горный - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500м и более в радиусе 25км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000м и более над уровнем моря

Аэродром запасной - указанный в плане полета, выбранный перед полетом или в полете аэродром (в том числе аэродром вылета), куда может следовать воздушное судно, если посадка на аэродроме назначения невозможна. В зависимости от длины ВПП и несущей способности покрытии аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е. Аэродромы со взлетно-посадочными полосами размерами менее чем аэродромы класса Е относятся к неклассифицированным аэродромам. Для эпизодических, сезонных полетов кроме аэродромов могут использоваться посадочные площадки, размеры которых обеспечивают безопасный взлет и посадку ВС соответствующего типа. Гражданские аэродромы, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок, подлежат регистрации в Государственном реестре с выдачей свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации

Аэровокзал - это здание или комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания вылетающих и прилетающих авиапассажиров. Аэровокзал может располагаться в черте города или на территории аэродрома.

Аэропорт - это комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование и персонал.

1.6.1.2. Другие необходимые определения.

Подавиационным предприятием (авиапредприятием) понимается юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

До реорганизации отрасли гражданской авиации под авиапредприятием понимался отдельный аэропорт, отдельный летный отряд или объединенный авиаотряд, имеющий в своей структуре и аэропорт, и летный отряд.

После реорганизации отрасли в самостоятельные авиапредприятия стали формироваться отдельно аэропорты, отдельно летные отряды (появились понятия «авиакомпания» и «эксплуатант ВС»), службы управления воздушным движением (УВД) и радиотехнического обеспечения полетов (ЭРТОС) объединились в организацию «Росаэронавигация» и т. д.

В соответствии с Основными принципами разделения авиационного предприятия на самостоятельные авиакомпанию и аэропорт, утвержденными в 1994 году Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерством транспорта Российской Федерации, разделение предприятий воздушного транспорта на аэропорт и авиакомпанию направлено на исключение монопольного положения авиакомпаний на рынке авиаперевозок, обеспечение условий для их конкуренции, повышение общей эффективности системы воздушного транспорта.

Под понятием «авиакомпания» подразумевается предприятие, осуществляющее только эксплуатацию воздушных судов с целью выполнения авиационных перевозок пассажиров, грузов, почты и авиационных работ, обслуживание пассажиров в полете на собственном и арендованном парке воздушных судов. Авиакомпания осуществляет продажу авиационных перевозок, работ и услуг, летную эксплуатацию, техническое и коммерческое обслуживание воздушных судов и авиарейсов.

Подэксплуатантом (эксплуатантом воздушного судна или эксплуатантом гражданской авиации) понимается гражданин или юридическое лицо, имеющий сертификат (свидетельство) эксплуатанта и имеющий воздушное судно (ВС) на праве собственности (на условиях аренды или на ином законном основании) и использующий указанное ВС для полетов.

Аэропорт является предприятием, осуществляющим прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, обслуживание полетов ВС и имеющим для этих целей необходимые наземные объекты, сооружения, оборудование и подготовленный персонал.

Аэропорт обеспечивает прием и выпуск ВС, осуществляет техническое и коммерческое обслуживание ВС, эксплуатацию аэродрома, аэровокзала, средств хранения и заправки горюче-смазочных материалов (ГСМ), эксплуатацию средств обеспечения технологических процессов в зоне аэропорта теплом, электроэнергией, транспортом и связью.

Структура аэропорта формируется в зависимости от его оснащенности, планируемых функций и объемов выполняемых работ. В зависимости от этого в структуре аэропорта могут быть созданы следующие его структурные подразделения (службы, отделы и т. д.):

Служба управления воздушным движением (УВД);

Служба (база) радиотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта (база ЭРТОС);

Авиационно-техническая база (АТБ);

Служба электро- и светотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта (служба ЭСТОП);

Служба авиационной безопасности (включая подразделение ВОХР);

Служба организации пассажирских перевозок (СОПП);

Служба горюче-смазочных материалов (служба ГСМ);

Аэродромная служба;

Служба спецавтотранспорта;

Отдел эксплуатации наземных сооружений (ОНС);

Другие службы и отделы для обеспечения деятельности аэропорта.

Каждая служба (отдел) укомплектовывается подготовленными специалистами для выполнения определенных задач и функции.

1.6.1.3. Организация движения.

Территория и объекты аэропорта, в зависимости от назначения и выполняемых на ней операций подразделяется на различные зоны:

Зона выполнения полетных операций / Взлетно-посадочные полосы (ВПП) и рулежные дорожки (РД) - определенная часть территории аэродрома (специально подготовленная и оборудованная), предназначенная и используемая для взлета, посадки и руления воздушных судов. Взлетно-посадочные полосы могут быть основными, запасными, оборудованными и необорудованными различными техническими системами посадки воздушных судов.

Летное поле аэродрома - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения.

Место стоянки воздушного судна - часть перрона или специально подготовленная площадка на летном поле аэродрома, предназначенная для стоянки воздушного судна с целью его обслуживания;

Зона технического обслуживания воздушных судов - участок территории аэродрома с расположенными на нем средствами и оборудованием, предусмотренным для технического обслуживания воздушных судов. Сюда относятся перроны, ангары, здания и мастерские, места стоянки наземных транспортных, средств и связанные с ними дороги.

Перрон - часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, а также других видов обслуживания (заправки, стоянки, технического обслуживания и т. д.);

Участки территории аэродрома, предназначенные для размещения объектов радио-, светотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта;

Участки территории аэродрома, предназначенные для размещения производственных помещений и средств различных служб аэропорта;

Участок территории аэродрома с расположенным на нем зданием аэровокзала с привокзальной площадью.

Зоны аэропорта в соответствии с требованиями нормативных документов имеют определенную маркировку, способствующую упорядоченному движению в зонах воздушных судов, транспортных средств и авиаперсонала.

Движение воздушных судов, транспортных средств и лиц в различных зонах аэропорта устанавливается определенными правилами и нормативными документами (Наставлением по аэродромной службе, Наставлением по производству полетов и т. д.). Все действия в зонах аэропорта (особенно в зоне выполнения полетных операций) подлежат контролю и осуществляются с разрешения определенных диспетчерских пунктов и должностных лиц.

В целях обеспечения деятельности аэропорта и исключения влияния на, нее действий посторонних лиц, часть территории аэродрома имеет по всему периметру ограждение, доступ в которую контролируется.

В целях обеспечения авиационной безопасности внутри огражденной части аэродрома организуются зоны ограниченного доступа (контролируемые зоны), в которых контролируется перемещение всех лиц и транспортных средств.

Зоны ограниченного доступа организуются таким образом, чтобы там могли производиться только санкционированные действия.

Контролируемые зоны аэропорта оборудуются ограждениями с обозначенными указателями, системой охраны и контроля за доступом в них всех лиц и транспортных средств, имеющих на это разрешение. Несанкционированный выход на летное поле (в контролируемую зону) лиц и транспортных средств должен быть предотвращен.

Все лица, имеющие право доступа в различные зоны аэропорта, проходят предварительную спецпроверку (досмотр).

Право выхода и нахождения в контролируемой зоне дает пропуск (идентификационный знак), который должен носиться всеми, кому это разрешено, на видном месте одежды в течение всего времени нахождения в контролируемых зонах. Наличие пропуска (идентификационного знака), проверяется в контрольно-пропускных пунктах при входе в контролируемую зону.

Находящиеся на земле воздушные суда являются центрами рабочей активности и требуют принятия соответствующих мер безопасности, исключающих несанкционированный к ним доступ.

Места стоянок самолетов оборудуются средствами охраны и контроля. Воздушные суда оборудуются средствами предотвращения и выявления несанкционированного к ним доступа. При подозрении о возможности такого доступа ВС подлежит досмотру.

На стоянки и в воздушные суда допускается только установленный круг лиц.

Доступ к местам стоянок ВС разрешается только той категории авиаперсонала, который имеет отношение к обслуживанию данного ВС и имеет знаки отличия, подтверждающие эти право. Контроль осуществляется сотрудниками службы АБ.

Пассажиры, находящиеся на стоянке ВС в ожидании посадки, должны быть под наблюдением сотрудников службы АБ.

Все места, откуда может хорошо просматриваться летное поле (места стоянок самолетов), должны быть соответствующим образом защищены и контролироваться службой авиационной безопасности.

Сотрудники службы авиационной безопасности, оснащенные мобильными средствами передвижения, связи и оружием, осуществляют патрулировании аэропорта с целью пресечения случаев несанкционированного доступа посторонних лиц в контролируемые зоны.

Персонал аэропорта и других авиапредприятий, расположенных на его территории, должен быть осведомлен о необходимости поддержания эффективной и постоянной системы безопасности на местах стоянок и на территории аэропорта в целом. Посторонние лица, находящиеся в зонах ограниченного доступа, должны задерживаться с сообщением в службу АБ или отдел милиции аэропорта.

Въезд на территорию контролируемых зон аэропорта транспортных средств всех видов и назначений должен производиться толькопо специальным пропускам, имеющим различные сроки действия.

Движение всех типов транспортных средств в контролируемых зонах аэропорта определяется утвержденным документом и должно быть только по установленным маршрутам и с установленной скоростью.

Водители транспортных средств при работе в контролируемых зонах аэропорта обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию установленного круга должностных лиц документ на право вождения транспортных средств по аэродрому и обслуживанию ВС.

Выезд транспортных средств на ВПП и рулежные дорожки во всех случаях осуществляется только по разрешению руководителя полетов (РП) и в сопровождении ответственного лица за проведение работ, имеющего двустороннюю р/связь с диспетчером службы управления воздушным движением (УВД).

Руководство маневрированием транспортных средств у воздушных судов осуществляет установленный круг должностных лиц, имеющих на это документированное право.

1.6.1.4. Обслуживание воздушного движения.

Интенсивное воздушное движение немыслимо без определенных правил по его управлению. Существуют международные и национальные правила управления воздушным движением (УВД), постоянно совершенствующиеся в направлении создания глобальной системы организации воздушного движения.

Организация воздушного движения (ОВД) - это система правил и процедур, одним из элементов которой является управление воздушным движением, осуществляемое службами УВД, специально подготовленными для этого сотрудниками.

Управление воздушным движением (УВД) организуется в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, нормативно-руководящих документов в этой области, Наставления по производству полетов в ГА (НПП ГА-85) и инструкций по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов).

Управление воздушным движением в гражданской авиации осуществляется центрами ЕС УВД, органами службы движения и включает:

Планирование и координирование воздушного движения;

Непосредственное УВД;

Контроль за соблюдением экипажами воздушных судов порядка использования воздушного пространства.

Главными задачами УВД являются:

Обеспечение безопасности полетов при выполнении экипажами ВС задании на полет;

Обеспечение регулярности и экономичности полетов при эффективном использовании воздушного пространства

Каждое воздушное судно с момента запуска двигателей и до момента их выключения в конечном пункте установленного маршрута находится в системе УВД (под наблюдением и постоянной связью).

Обеспечение авиационной безопасности воздушного судна в полете осуществляется тесным взаимодействием служб АБ и УВД, механизм которого должен постоянно совершенствоваться в целях достижения требуемого уровня безопасности.

1.6.1.5. Вопросы взаимодействия служб АБ и УВД:

Опознавание и контроль за движением воздушного судна в целях обеспечения авиационной безопасности;

Обеспечение благоприятных условий полета воздушному судну, подвергнувшемуся акту незаконного вмешательства;

Обмен необходимой информацией между экипажем ВС и наземным органом УВД в целях обеспечения авиационной безопасности,

Руководство воздушным движением при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства.

1.6.1.6. Виды связи, используемые для обеспечения авиационной безопасности.

Одной из задач обеспечения авиационной безопасности является предупреждение (принятие превентивных мер) случаев возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, или их пресечение по возможности на ранних стадиях развития. Успешное решение этой задачи зависит от оперативной передачи необходимой информации по надежным каналам связи.

В целях обеспечения оперативности и эффективности принимаемых мер по авиационной безопасности в деятельности службы АБ используются различные виды и средства связи:

Ведомственная и городская телефонная сеть;

Внутренняя производственная громкоговорящая связь (ГГС), система производственной радиосвязи;

Система внутрислужебной радиосвязи;

Система междугородней телефонной, телеграфной и факсимильной связи;

Другие средства связи, способствующие оперативной передаче необходимой информации.

В разрабатываемых каждым аэропортом мерах авиационной безопасности предусматривается использование для этих целей имеющихся основных и резервных каналов связи обмена информацией.

Различная по степени оперативности и важности информация (в том числе закрытая) передается по различным каналам связи, заранее организуемым между органами и ведомствами, ответственными за обеспечение авиационной безопасности

При возникновении акта незаконного вмешательства немедленно информируются заинтересованные в обеспечении авиационной безопасности должностные лица и компетентные органы по отработанной практикой в каждом аэропорту конкретной схеме оповещения.

1.6.2. Положение о службе авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия). Структура службы авиационной безопасности.

Аэропо́рт — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.
Цели управления маркетингом аэропорта могут быть отнесены к двум основным категориям - стабилизации и развития. Многообразие аспектов развития аэропортов обусловливает сложность целевой ориентации и ее содержание. Генеральная цель развития и функционирования аэропорта, в принципе, заключается в полном, своевременном и качественном удовлетворении потребностей различных групп пользователей в услугах по обеспечению авиатранспортного процесса. Наиболее прогрессивным направлением в стратегии развития аэропортов является формирование сетевых моделей бизнеса: узловые аэропорты (хабы), альянсы, коммерческие соглашения.

ТИПЫ АЭРОПОРТОВ:

Узловой аэропорт - это любой аэропорт, который имеет большое количество прибывающих и убывающих пассажиров и высокий процент стыковочных реисов (по сравнению с периферийно расположенными аэропортами). При этом авиаперевозчики, эксплуатирующие узловой аэропорт,координируют расписание рейсов с целью достижения наиболее удобных стыковок для трансферта

Неузловои аэропорт - это аэропорт, не обеспечивающии обслуживание трансфертных пассажиров, багажа и грузов и не имеющии большого количества стыковочных реисов.

Узловые аэропорты подразделяются на:

1. Международные узловые аэропорты - международные аэропорты, обеспечивающие концентрацию и распределение основных международных пассажиров и грузопотоков страны, стыковки международных реисов. Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Россииской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.
2.Внутрироссийские узловые аэропорты - аэропорты, которые обеспечивают концентрацию и распределение пассажиров и грузопотоков внутри регионов и между регионами страны, дальнейшее перенаправление этих потоков в международные узловые аэропорты.

3. Группа международных узловых аэропортов включает аэропорты, имеющие значительный пассажиропоток и развитую сеть международных воздушных линии, которая позволяет производить стыковку рейсов из региональных аэропортов (в том числе внутрироссийских узловых) на международные средние и дальние магистральные воздушные линии.

4. Хаб (от англ. Hub and poke) - это крупный узловои аэропорт характеризующийся большой долей обслуживаемых трансфертных пассажиров и (или) грузов и почты, широкой сетью маршрутов и наличием крупного базового авиаперевозчика или альянсом авиаперевозчиков.

Хаб — «песочные часы» характеризуется типичным пассажиропотоком с севера на юг, который утром концентрируется в хабе для распределения между пунктами назначения на юге.

Эта модель характерна для чартерных рейсов, например в Пальма-де-Майорка (Palma de Mallorca), где принимаются пассажиры со всех регионов Германии, а затем Air Berlin распределяет их по конечным пунктам назначения на отдых в Испании. Вечером пассажирский поток возвращается с юга на север, снова со стыковочными рейсами через хаб.

Хаб зоны покрытия, также именуемый хабом прилегающих территорий, собирает пассажиров в своей расширенной зоне покрытия (выделено цветом) и распределяет их по конечным пунктам назначения за пределами этой зоны.

В зависимости от установленного статуса аэропорты делятся на аэропорты федерального, регионального (республиканского) значения и аэропорты местных воздушных линии.

1. Аэропорты федерального назначения – особо значимые аэропорты, в состав которых входят международные и внутрироссийские узловые аэропорты, социально и экономически значимые аэропорты национальной опорной аэродромной сети. В аэропортах федерального значения расположены аэродромы федерального значения. К аэропортам федерального значения относятся аэропорты, составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системы Россииской Федерации, обеспечивающие стабильное функционирование наиболее значимых межрегиональных (магистральных) и международных авиасвязей Россииской Федерации. В состав аэропортов федерального значения включаются, как правило, аэропорты, годовой объем пассажирских перевозок через которые составляет не менее 500 тыс. человек, имеющие взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием и комплекс радионавигационного и светосигнального оборудования, позволяющий осуществлять полеты воздушных судов 1 и 2 класса, или отнесенные к федеральным с учетом их социально-политического значения в системе государственного устройства Россиискои Федерации.
Аэропорты федерального значения образуют опорную сеть аэропортов и обеспечивают потребности всех регионов страны и основные транспортные авиационные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. На долю этих аэропортов приходится более 80% всего объема авиаперевозок России на внутренних авиалиниях и 95% на международных.

Аэродромы федерального значения сохраняются в федеральной собственности. Аэродромы федерального значения находятся в узловых аэропортах и иных аэропортах, имеющих важное социально-экономическое значение.

Перечень таких аэродромов утверждается Правительством Россиискои Федерации.

Аэропорты, необходимые для обеспечения связности национальной опорной аэропортовой сети - это аэропорты, которые, в дополнение к аэропортам федерального значения, обеспечивают единство и неразрывность авиационных связей на территории Россииской Федерации, позволяют осуществлять наиболее прямые маршруты при перелетах с севера на юг, с запада на восток, с юго-запада на северо-восток и с северо-запада на юго- восток страны, при максимальном охвате территории страны.

Социально и экономически значимые аэропорты национальной опорной аэропортовой сети - аэропорты, расположенные в городах с большим количеством проживающего населения, а также аэропорты, с большим пассажирообменом, расположенные в основных городах-курортах и центрах федеральных округов Россииской Федерации.

Аэропорты регионального и местного значения - аэропорты, в основном обслуживающие межрегиональные и местные воздушные линии (авиаперевозки между соседними регионами и внутри одного региона); в данных аэропортах расположены аэродромы регионального и местного значения.

К аэропортам регионального значении (республиканского - в случае, если соответствующий аэропорт расположен в столице республики в составе Россииской Федерации) относятся не являющиеся федеральными аэропорты, расположенные в административных центрах регионов и территориально- производственных комплексов, основной объем работ которых составляют межрегиональные магистральные авиаперевозки.

К аэропортам местных воздушных линии относятся аэропорты, в которых основной объем работ составляют внутрирегиональные авиатранспортные перевозки, а также полеты по применению авиации в народном хозяйстве.

Пассажирские аэропорты предназначены главным образом для перевозки пассажиров, а грузовые - для перевозки грузов и почты. В большинстве случаев в современных аэропортах совмещается работа по обеспечению пассажирских и грузовых перевозок. Доля того или иного вида перевозок зависит от целого ряда факторов, среди которых можно выделить возможность обеспечения доставки пассажиров и грузов другими видами транспорта - железнодорожным, автомобильным или водным. В отдельных случаях воздушный транспорт является единственным видом транспорта, обеспечивающим связь с отдаленными и труднодоступными раионами. К базовым относятся аэропорты, в которых базируются воздушные суда однои или нескольких авиакомпании.

К запасным относится аэропорты для эпизодического обслуживания самолетов того или иного типа. К конечным относятся аэропорты, расположенные на одном из концов воздушнои линии, а к промежуточным на промежуточном участке воздушнои линии. При этом следует отметить, что один и тот же аэропорт может быть конечным для одних воздушных линии и промежуточным для других.

Аэропорт - стратегически и социально значимыи объект, составная часть мирового воздушного транспорта. 25 крупнеиших аэропортов мира выполняют до 30% всех регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок. Всего в мире более 1000 аэропортов, выполняющих международные перевозки, или 7% от общего количества гражданских аэропортов, 40 %международных аэропортов расположены в Европе.

В аэропортах осуществляется авиационная и неавиационная деятельность. Специальные требования к видам авиационной деятельности, связанные с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, регламентируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации и устанавливаются федеральными авиационными правилами. Неавиационная деятельность всех видов на территории аэропорта осуществляется на основании договоров, заключаемых юридическими и физическими лицами с главным оператором аэропорта.

"...авиационная деятельность - организационная, производственная, научная и иная деятельность физич еских и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач;..."

Аэропортовый сбор — платёж, взимаемый с пассажира, на имя которого выписан (забронирован) билет. Данный платёж распределяется в актив аэропорта, который обслуживает воздушное судно перед вылетом, а также по прилёту. Для обозначения понятия «аэропортовый сбор» в разных авиакомпаниях применяется различная терминология, например: «такса», «сбор» и т.д. Сумма сбора отражается в билете при бронировании. Авиакомпании самостоятельно регулируют величину аэропортового сбора в большую или меньшую сторону в зависимости от сезона, направления и договорных отношений с аэропорт. На конференции ИКАО по аэропортовым сборам в 1956 г . Был выработан генеральный принцип, записанный в документе № 7806-С/899, в котором отличается, что сборы должны соотноситься как с аэропортовыми расходами, так и с возможностью авиакомпаний, пользующихся аэропортами, уплатить их. Основной целью взимания аэропортовых сборов можно считать стремление аэропортов покрыть свои расходы по содержанию средств обслуживания.


При регулировании тарифов могут ставиться следующие основные задачи:

1. контроль общего уровня тарифов для недопущения развития инфляции;

2. ограничение тарифов сверху с целью обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей;

3. ограничение тарифов снизу для недопущения демпинга;

4. обеспечение ценовой прозрачности рынка (введение принципа объявленного тарифа);

5. обеспечение разумной стабильности тарифов (недопущение изменения тарифа в течение определенного времени).

Гражданская авиация, являясь транспортом общего пользования, практически недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 20% населения РФ, 80% трафика из Москвы).

Аэропортовые сборы взимаются аэропортовыми властями в обязательном порядке и включают в себя:

1) сбор за взлет-посадку(за предостовление взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, за светотехническое обеспечение). Ставка сбора устанавливается на тонну максимально взлётной массы.

2)сбор за обеспечение авиационной безопасности(за осущ пропускного режима, охрану территории аэропорта, включая ВС на стоянках, досмотр членов экипажей, пассажиров, багажа, грузов) Ставка сбора устанавливается на тонну максимально взлётной массы.

3)сбор за сверхнормативную стоянку (сбор начисляется по истечении 3 часов после стоянки ВС). За стоянку грузовых ВС сбор начисляется через 6 часов после посадки. Ставка сбора устанавливается на каждый час сверхнормативной стоянки в размере 10 % к сбору за взлет-посадку.


Тарифы за коммерческое обслуживание пассажиров:

1) Тариф за обслуживание пассажиров. устанавливается за услуги регистрации и посадке на самолет убывающих пассажиров. Тариф устанавливается на одного пассажира отдельно для внутренних и международных перевозок

2)сбор за пользование аэровокзалом. Сбор взимается за каждого прибывающего,убывающего или транзитного пассажира

3)сбор за обработку грузов. Тариф устанавливается на 1 кг груза отдельно для внутренних и международных перевозок. Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна. Тариф за дополнительное обслуживание воздушного судна:за предоставление трапа, тариф за доставку пассажиров,за доставку борт питания,за заправку петьевой воды,за обслуживание санузлов.-за внутренную уборку,тарифы на авиа ГСМ,


Аэрнавигационные сборы и метеообеспечение: сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома.Ставка устанавливается на тонну максимально взлетной массы.за аэронавигационное обслуживание по трассе,сбор за метеообеспечение.

Нормативные документы, (в типографском варианте их можно взять на экзамены) ссылки:

Неавиационная деятельность аэропортов – это деятельность по развитию наземных услуг, предоставляемых пассажирам на территории аэропортов. С одной стороны, она способствует максимизации прибыли аэропорта, с другой стороны, развитая коммерческая инфраструктура повышает качество аэропорта и уровень удовлетворенности пассажиров. Бывают арендаторы коммерческих и офисных помещений. В каждом конкретном случае распределение объектов коммерческой инфраструктуры зависит от сочетания различных факторов, из которых наиболее значимыми являются: 1. В еличина пассажиропотока; 2.С труктура пассажиропотока (по направлению – внутренние / международные рейсы, по профилю пассажиров – бизнес/туризм и пр.); 3. О сновной маршрут движения пассажиров по аэропорту; 4. К онструктивные характеристики аэропорта (возможность размещения коммерческой инфраструктуры в стерильной зоне).

Успешность коммерческой концепции аэропорта зависит от следующих условий:

1. Достаточность площадей в аэропорту. Если площадей не хватает, источника максимизациии доходов просто не будет;

2. Технологичность процессов обслуживания пассажиров (процессы досмотра, регистрации, выхода на посадку, обработки багажа). Это для пассажира первично, ведь он приезжает в аэропорт улететь (в первую очередь);

3. Мастер-планирование на основе правильных расчетов арендопригодных площадей и их распределения под разные категории точек. Также необходимо учитывать соотношение между вылетающими пассажирами из терминала внутренних и международных вылетов, ограничения законодательства (в части разрешенных в аэропортах видов деятельности) и норм пожарной безопасности (в зданиях аэропорта они повышены);

4. Наличие данных о портрете пассажиров и их потребностях (через опросы, наблюдения, статистику авиакомпаний, статистику посетителей сайта аэропорта, статистику данных по жителям региона, где расположен аэропорт);

В зависимости от конструктивных характеристик аэропортов можно выделить 3 основные модели зонирования пассажиропотока внутри аэропорта:

· зона вылета и прибытия располагается в разных терминалах;

· зона вылета и прилета размещены на разных этажах;

· зона вылета и прилета размещены в разных частях терминала.

Анализ наиболее крупных и качественных аэропортов показал, что самой распространенной является вторая модель, так как она позволяет наиболее эффективно развести пассажиропоток и выстроить четкую логистику аэропорта.

При управлении неавиационной деятельностью компании стоит анализировать следующие наиболее важные показатели:


· Процент улавливания (penetration rate): доля всех пассажиров, осуществляющих покупки в той или иной категории торговых точек. В зависимости от товарной категории и местоположения торговой точки % улавливания может составлять от 1 до 50%. На изменение этого показателя могут влиять: размер среднего чека, локация точки, конкурентная среда, среднее время нахождения пассажира в конкретной зоне аэропорта.

· В ыручка на пассажира (revenue per PAX): сумма выручки оператора торговой точки в пересчете на каждого пассажира. Увеличение показателя может быть индикатором как простого повышения цен в торговой точке, так и повышения уровня сервиса или скорости обслуживания.

· Д оход на пассажира (income per PAX): сумма дохода аэропорта (арендной платы, получаемой от оператора торговой точки), в пересчете на каждого пассажира. Именно этот показатель отражает эффективность оператора для аэропорта. Аэропорт, в свою очередь, может влиять на этот показатель через правильный подбор арендаторов и их локацию, через предоставление возможности ранней регистрации на рейс (увеличение времени пребывания пассажира в аэропорту). от стоимости проданных процент с маржи (маржа — величина, выражающая разницу между двумя определёнными показателями) интересен франчайзи, в магазине которого установлен разный уровень наценки товаров, только в том случае когда он чётко контролирует ценовую политику оптовых и розничных продаж.

  1. фиксированный роялти — регулярный платёж, который привязан к договору и имеет фиксированный процент от продаж. Эта сумма привязана к стоимости услуг франчайзера, числу предприятий, площади строения, числу обслуживаемых клиентов.

Паушальный платёж — единовременный платёж, при котором не производится распределение платежей между отдельными наименованиями товаров и услуг . Размер паушальных платежей твёрдый, не зависит от других условий договора и экономических результатов . Понятие часто применяется в экономике

Запасной а/д при взлете - а/д куда может следовать ВС, если возникает нештатная ситуация вскоре после взлета ВС.

Летный план – маршрут, предназначенный для капитана ВС, для следования по нему. Воздушные трассы по которым нужно следовать.

Контролируемый а/д - а/д на котором обеспечено диспетчерское обслуживание. Воздушное и наземное.

Контролируемое воздушное пространство – воздушное пространство установленное в размерах, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание в соответствии с классификацией воздушного пространства.

Контрольная точка а/д – точка, определяющая место положение а/д в выбранной системе координат.

Полет по ПВП (Правилам Воздушного Полета) – полет по ПВП.

Полет по ППП (Правила Полета по Приборам) – полет по ППП.

Перрон – часть а/д предназначенная для размещения ВС, посадки-высадки, загрузки-выгрузки и технического обслуживания ВС.

Площадь маневрирования – часть а/д исключая перрон, предназначенная для взлета, посадки и руления ВС.

Летное поле (ЛП) – часть а/д на которой расположено ВПП, рулежные дорожки, перроны и площадь специального назначения.

Летная полоса (Лп) – это часть летного поля а/д, включающая ВПП и концевые полосы торможения.

ВПП – часть летной полосы а/д, предназначенная для обеспечения разбега при взлете и пробега при посадке для ВС.

Концевая Полоса Торможения (КПТ) – часть ЛП прилегающая к ВПП, предназначенная для удерживания нагрузки от ВС, без повреждения его конструкции.

Рулежные дорожки – часть ЛП специально подготовленная для руления ВС.

Место стоянки (МС) – подготовленная площадка на а/д, предназначенная для размещения ВС в целях его обслуживания.

14. Организация разрабатывает и утверждает должностные инструкции персонала с учетом выполняемых работниками Организации трудовых функций.

15. Организация обеспечивает проведение профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.

16. Организация обеспечивает получение, доведение до своего персонала и контроль исполнения нормативных актов, а также информации по безопасности полетов и авиационной безопасности в части, касающейся аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты.

III. Сертификационные требования к Организациям по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа

17. Аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях осуществляется службами Организации в соответствии с утвержденной руководителем Организации комплексной технологией (технологиями), в которой отражаются следующие вопросы и приводятся документы (с учетом видов работ, выполняемых Организацией):

порядок (процедуры) регистрации пассажиров и оформления багажа, в том числе в ЗОЛиД (основной и упрощенный методы);

условия и нормы перевозки багажа;

приоритеты обслуживания;

обслуживание пассажиров при объединении рейсов, замене ВС;

меры при неявке пассажиров на посадку;

доставка пассажиров к ВС;

посадка пассажиров на ВС;

транспортировка, погрузка багажа на ВС и его швартовка;

высадка пассажиров из ВС;

доставка пассажиров в аэровокзал;

выгрузка багажа из ВС, доставка багажа в зону раскомплектования и выдача его пассажирам;

обслуживание трансферных и транзитных пассажиров;

обслуживание инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в соответствии с порядком предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, предусмотренным пунктом 13 статьи 106.1 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации";

обслуживание несопровождаемых детей;

перевозка багажа особого вида (оружие, боеприпасы и т.д.);

перевозка хрупкого, негабаритного, тяжеловесного багажа, животных и т.п.;

организация работы при нарушениях графика движения ВС;

отказ в перевозке багажа при наличии в нем веществ и (или) предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, а также в случае неоплаты установленных тарифов, сборов;

снятие багажа с борта ВС из-за неявки пассажира на посадку на ВС;

снятие багажа с ВС при длительных задержках отправления рейса;

прием-сдача багажа при перегрузке его с одного ВС на другое, а также при объединении/разъединении рейсов;

ограничения в приеме багажа к перевозке (негабаритного, хрупкого, тяжеловесного, содержащего опасные предметы и т.п.);

меры, принимаемые при недостаче, повреждении, утрате багажа;

меры, принимаемые в отношении задержанного, невостребованного, бездокументного багажа;

розыск и досылка багажа;

меры, принимаемые в отношении найденных и забытых вещей;

реализация невостребованного багажа и найденных вещей пассажиров;

ведение претензионного производства;

расчет коммерческой загрузки и центровки ВС;

руководство по качеству;

информационное обеспечение воздушных перевозок пассажиров и багажа (включая табель внутренней информации, тексты информационных сообщений и т.д.);

технологические графики обслуживания ВС по типам рейсов;

регулярность полетов;

метрологическое обеспечение;

образцы технологической документации (бланки, ведомости, бирки, журналы и т.д.).

18. В случае осуществления Организацией аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа на международных воздушных линиях в комплексной технологии (технологиях), утвержденной руководителем Организации, дополнительно отражаются следующие вопросы:

взаимодействие с государственными контролирующими органами;

обслуживание дипломатических курьеров и их багажа;

обслуживание пассажиров, которым во въезде в страну отказано;

обслуживание депортированных пассажиров;

обслуживание пассажиров, перевозящих в качестве багажа животных и птиц.

19. Для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа Организация должна иметь (с учетом выполняемых видов работ) на праве собственности или на иных законных основаниях:

здания и сооружения аэровокзального комплекса с необходимыми помещениями для обслуживания пассажиров и багажа, размещения авиационного персонала Организации, оборудованием и инженерно-техническими средствами, в том числе резервными источниками электроснабжения для работы систем, обеспечивающих технологические процессы по обслуживанию пассажиров, деятельности государственных контролирующих органов, обработке багажа, авиационной безопасности, оповещения (информации), водоснабжения, канализации и аварийного освещения;

здания и сооружения с необходимым оборудованием для технического обслуживания и ремонта аэровокзального оборудования и перронной техники, применяемой при пассажирских воздушных перевозках, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации;

здания и сооружения с площадками для содержания, технического обслуживания и ремонта наземного спецтранспорта, используемого при обслуживании пассажиров и багажа, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации.

20. На все здания и сооружения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны быть в установленном порядке оформлены технические паспорта с указанием процента износа основных конструктивных элементов зданий и сооружений.

21. Помещения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны соответствовать требованиям действующих норм технологического проектирования.

22. На фасадах помещений, предназначенных для функционирования служб Организации, оборудуются вывески, отражающие наименования соответствующих служб (назначение помещений).

23. С учетом выполняемых видов работ Организация должна быть оснащена спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, а также средствами механизации, взвешивания и транспортировки багажа, в том числе:

Перечень
документации, необходимой Организации для обеспечения обслуживания пассажиров и багажа

С изменениями и дополнениями от:

1. Зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы Организации, документ (документы), содержащий решение о создании Организации, не являющийся для юридических лиц отдельных организационно-правовых форм учредительным документом, а также документ, определяющий полномочия руководителя Организации.

2. Свидетельство о государственной регистрации Организации и документ о присвоении Организации кодов статистической отчетности.

начальников смен;

персонала, осуществляющего прием и выдачу багажа;

персонала, осуществляющего взвешивание, погрузку, разгрузку, швартовку багажа.

за охрану окружающей среды;

8. Документ, регламентирующий порядок обслуживания пассажиров и багажа, следующих литерными рейсами, утвержденный руководителем Организации.

по обслуживанию пассажиров и багажа на международных воздушных линиях;

по обслуживанию пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях;

13. План (планы) профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала, утвержденный руководителем Организации.

19. План-схема (планы-схемы) служебной территории, на которой размещаются службы Организации (с привязкой к искусственной взлетно-посадочной полосе (перрону).

20. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на здания, сооружения и помещения, необходимые Организации для осуществления своей деятельности и функционирования служб Организации (свидетельства о праве собственности, заключенные со сторонними организациями договоры купли-продажи, аренды, и т.д.), эксплуатационно-техническая документация на указанные здания, сооружения и помещения (технические паспорта, планы и т.д.).

21. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на технологическое оборудование, инженерно-технические средства, средства механизации, взвешивания, транспортировки багажа и иные средства и оборудование, эксплуатируемые службами Организации, а также документы, подтверждающие соответствие указанных средств и оборудования установленным обязательным требованиям (сертификаты соответствия, пожарные и гигиенические сертификаты, документы о принятии на оснащение гражданской авиации и т.д.).

22. Иные документы, необходимые Организации для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, предусмотренные актами действующего законодательства, настоящими Правилами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке.

3. Документ, отражающий организационно-производственную структуру Организации (если указанный вопрос не отражен в учредительных документах Организации).

4. Документы, отражающие организационно-производственную структуру и штатное расписание служб Организации (с указанием их фактической укомплектованности), выполняющих работы, входящие в аэропортовую деятельность, осуществляемую Организацией.

5. Положения о службах Организации, выполняющих работы, входящие в аэропортовую деятельность, осуществляемую Организацией.

6. Должностные инструкции и приказы о назначении (допуске к работе):

руководителей служб Организации;

начальников смен;

персонала, осуществляющего центровку и загрузку;

персонала, осуществляющего прием и выдачу грузов и почты;

персонала, осуществляющего взвешивание, погрузку, разгрузку, швартовку грузов и почты.

7. Приказы руководителя Организации:

о назначении ответственных лиц:

за охрану труда и технику безопасности;

за противопожарную безопасность;

за охрану окружающей среды;

о допуске водителей к самостоятельной работе на аэродроме (перроне) с правом (без права) подъезда к ВС;

о допуске персонала к руководству подъездом/отъездом к/от ВС на перроне.

8. Документ, регламентирующий порядок обслуживания грузов и почты, следующих литерными рейсами, утвержденный руководителем Организации.

9. Документы по метрологическому обеспечению деятельности Организации:

приказ (приказы) руководителя Организации о назначении лиц, ответственных за метрологическое обеспечение и состояние средств измерений;

перечень эксплуатируемых в службах Организации приборов и оборудования, подлежащих регулярным метрологическим поверкам, утвержденный Организацией, и свидетельствующие о прохождении таких поверок документы, срок действия которых не истек;

график проведения метрологических поверок, утвержденный Организацией;

положение о метрологическом обеспечении.

10. Комплексная технология (технологии):

по обслуживанию грузов (в том числе опасных, если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов) и почты на международных воздушных линиях;

по обслуживанию грузов (в том числе опасных, если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов) и почты на внутренних воздушных линиях;

работы в сбойных (внештатных, чрезвычайных) ситуациях;

иные разработанные и утвержденные в Организации.

11. Документ, определяющий схему расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.

12. Инструкции по охране труда и технике безопасности, утвержденные Организацией.

13. План (планы) профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала, утвержденные руководителем Организации.

14. Утвержденное Организацией руководство по качеству или иной документ (документы) по системе качества Организации.

15. Документы, регламентирующие подготовку Организации и ее служб к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период (далее соответственно - ОЗП и ВЛП) в соответствии с требованиями нормативных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, в том числе:

приказы об организации и проведении подготовки Организации и ее служб к работе в ОЗП (ВЛП);

планы подготовки служб Организации к работе в ОЗП (ВЛП);

приказ о создании в Организации комиссии по проверке знаний персонала об особенностях работы в конкретный период (ОЗП или ВЛП);

протокол (протоколы), содержащий результаты проверки знаний персонала об особенностях работы в конкретный период (ОЗП или ВЛП);

акты проверки готовности Организации и ее служб к работе в ОЗП (ВЛП);

план-график проведения технического обслуживания при подготовке спецтранспорта и средств механизации (если таковые эксплуатируются в службах Организации) к ОЗП (ВЛП);

приказы о допуске спецтранспорта, средств механизации (если таковые эксплуатируются в службах Организации) и персонала к работе в ОЗП (ВЛП);

приказ руководителя Организации о готовности Организации к работе в ОЗП (ВЛП).

16. Документы на грузоподъемные и иные машины, подлежащие государственной регистрации в органах гостехнадзора (если такие машины эксплуатируются в службах Организации), в том числе:

приказ (приказы) руководителя Организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию машин;

перечни машин, состоящих на учете (эксплуатируемых) в службах Организации;

паспорта на машины, свидетельства о регистрации машин в органах гостехнадзора, действующие талоны (допуски на эксплуатацию) о прохождении государственного технического осмотра машин.

17. Документы, регламентирующие работу Организации по рассмотрению претензий:

приказ руководителя Организации о назначении комиссии по рассмотрению претензий;

положение о претензионной комиссии Организации, утвержденное руководителем Организации;

журнал ведения претензионного производства.

18. Журнал о прохождении водителями медосмотра перед выездом на линию и по возвращении в парк.

19. Документы, регламентирующие деятельность Организации по обеспечению обслуживания опасных грузов (если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов):

приказы руководителя Организации:

о назначении в службах Организации лиц, ответственных за обслуживание опасных грузов;

о допуске персонала служб Организации к работе с опасными грузами;

о введении в эксплуатацию в Организации транспортных средств, оборудованных для перевозки опасных грузов, в том числе радиоактивных материалов;

лицензии и (или) иные документы, выданные уполномоченными государственными органами, предоставляющие Организации право осуществлять обслуживание опасных грузов;

схема (схемы) размещения опасных грузов на складе, утвержденная Организацией;

акт по проверке и оценке радиационной обстановки в зоне склада хранения радиоактивных материалов и санитарные паспорта дозиметрического контроля персонала и обнаружения радиоактивных материалов с отметками о проведенных проверках (в случае, если Организация обеспечивает обслуживание радиоактивных грузов).

20. План-схема (планы-схемы) служебной территории, на которой размещаются службы Организации, с привязкой к искусственной взлетно-посадочной полосе (перрону), а также указанием мест стоянки ВС, в которые (из которых) осуществляется погрузка (выгрузка) опасных грузов (если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов).

21. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на здания, сооружения и помещения, необходимые Организации для осуществления своей деятельности и функционирования служб Организации (свидетельства о праве собственности, заключенные со сторонними организациями договоры купли-продажи, аренды, и т.д.), эксплуатационно-техническая документация на указанные здания, сооружения и помещения (технические паспорта, планы и т.д.).

22. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на технологическое оборудование, инженерно-технические средства, средства механизации, взвешивания, транспортировки грузов, почты и иные средства и оборудование, эксплуатируемые службами Организации, а также документы, подтверждающие соответствие указанных средств и оборудования установленным обязательным требованиям (сертификаты соответствия, пожарные и гигиенические сертификаты, документы о принятии на оснащение гражданской авиации и т.д.).

23. Иные документы, необходимые Организации для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания грузов и почты, предусмотренные актами действующего законодательства, настоящими Правилами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке.

Организационная структура - это схема, состоящая из подразделений и отдельных должностных лиц компании, расположенных по уровням значимости и ответственности, содержащая взаимосвязи между ними и порядок подчиненности. В зависимости от стадии развития компании (становление, развитие, стабилизация, кризис) требуются разные подходы к построению организационной структуры. Особенно важно контролировать ситуацию на этапе перехода от одной стадии к другой и на этапе активного роста и развития компании. Грамотно построенная организационная структура дает возможность оптимизировать численность персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избежать дублирования функций и их «провисание», устранить двойное и тройное подчинение, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная структура является основой построения эффективной системы управления. Для аэропорта это один из главных компонентов, на котором строится вся работа любых авиоперевозок. Аэропорт особенно должен иметь слаженную, четко работающую структуру. От этого зависит жизнь и безопастность пассажиров. Рассмотрим подробнее как строится организационная структура любого аэропорта.

В аэропорту управление маркетинга возглавляет вице-президент по маркетингу. Он является членом Совета директоров и принимает участие в выработке целевой ориентации деятельности авиакомпании, разработке долгосрочной стратегии ее реализации, составлении планов развития авиатранспортного производства. Организационно он подчиняется президенту и координирует работу по маркетингу в масштабе всей компании. Обязанностью вице-президента по маркетингу является интеграция деятельности различных функциональных подразделений независимо от конкретной организационной схемы принятой в авиакомпании.

Основной задачей управления маркетинга является разработка стратегии и тактики поведения компании на рынке воздушных перевозок с учетом ее целей, финансовых и технических возможностей. Для аэропорта характерна организация маркетинга по видам авиаперевозок и видам функций. Отдел управления маркетинга является основным отделом, определяющим маркетинговую деятельность авиакомпании. Он состоит из групп.

Группа планирования отвечает за составление планов маркетинга на основе информации предложений, поступающих из других групп. В плане маркетинга отражается характеристика основных стратегических целей авиакомпании, данные по прогнозированию развития региональных рынков, маркетинговые стратегии по каждому региону, тарифная политика и планы продаж по регионам и авиалиниям, планы мероприятий по улучшению качества сервиса, план тактических мероприятий, рекомендации по стимулированию сбыта и рекламной работе (направляются в отдел рекламы), описание процедур контроля эффективности маркетинговых мероприятий.

План тактических мероприятий (на ближайший год) имеет несколько вариантов, что позволяет гибко реагировать на изменение рыночной ситуации.

Группа авиационной системы бронирования (АСБ) разрабатывает основные направления развития системы. Благодаря этим системам время бронирования билета по любому маршруту сокращается в несколько раз. Система бронирования билетов связана с системой бронирования отелей, что также очень удобно для пассажиров.

Группа развития рынка -- это подразделение. в которое поступает информация о региональных рынках за рубежом и о конъюнктуре рынка авиаперевозок. Обобщенные результаты рыночных исследований являются основой для прогнозирования спроса на авиаперевозки и выработки стратегии и тактики маркетинга.

Тарифная группа отвечает за сбор всей информации по авиационным

международным тарифам и условиям их применения, занимается расчетом тарифов по различным направлениям, выработкой тарифной политики авиакомпании и т.д.

Группа обслуживания на борту самолета занимается выработкой рекомендаций по совершенствованию сервиса на борту самолета.

В отдел маршрутного маркетинга входят шесть групп по маршрутам. Основной задачей этого отдела является выработка стратегии развития каждой авиалинии, здесь разрабатываются предложения по составлению расписания, установлению тарифов, обслуживанию и т.д. Информация из этого отдела передается в отдел управления маркетингом (является первичной для составления планов маркетинга).

Отдел обслуживания пассажиров состоит из двух групп: юридическая группа занимается выработкой правил страхования пассажиров, условий применения авиабилетов и другими юридическими вопросами, а группа транспортного обслуживания отвечает за разработку новых правил обслуживания (нестандартных) на борту самолета, которые затем передаются в группу обучения обслуживанию пассажиров.

Отдел обслуживания авиационной системы бронирования (АСБ) занимается разработкой всего комплекса услуг, предоставляемого этой системой ми подготовкой условий бронирования (какое количество мест оставить в авиакомпании, сколько передать агентам других компаний и т. д.).

Группа загранпредставительств и агентств, прорабатывает информацию для турфирм и представительств за границей.

Группа развития системы отвечает за постановку задач перед программистами.

Группа информации занимается сбором и выдачей пассажирам информации по различным странам и городам, куда осуществляются полеты: это концертная программа, репертуар театров, фестивали, национальные праздники и т.д.

Отдел контроля резервирования занимается распределением мест по авиалиниям, форматированием рейсов, блокировкой (какое количество мест и на каких рейсах бронируется за год, месяц, когда снимается бронь и т.д.).

Отдел или служба авиационной безопасности (СБУ) является отдельной структурой, и подчиняется государственным органам по контролю за безопасностью.

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями авиапредприятия, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Тема 1. Вводные положения

1.1. Термины и определения.

1.2. Назначение и задачи дисциплины «Аэропорты и аэропортовая деятельность», связь с дисциплинами по профилю подготовки «Организация аэропортовой деятельности», научные основы дисциплины. Связь дисциплины с дисциплинами (модулями) профиля. Проблемы развития аэропортов.

1.3. Аэропорты как статическая система ВТ. Перспективы развития аэропортов.

1.4. Современные задачи и перспективы развития аэропортов: обеспечение безопасности и регулярности полетов, эффективности работы подсистем главных операторов (операторов) аэропортов и аэродромов.

Тема 2. Аэропортовые комплексы. Основные элементы аэропортов.

2.1. Классификация аэропортов.

2.2. Нормативные правовые документы для проектирования аэропортов.

2.3. Общие сведения о подъездных и внутрипортовых автомобильных дорогах, подъездной железнодорожной ветке.

2.4. Основные объекты аэропортового комплекса, их назначение.

2.5. Служебно-технические территории аэропортов.

2.6. Состав и размещение зданий и сооружений основного производственного назначения: здания и сооружения для обслуживания пассажирских и грузовых перевозок, обслуживания воздушных судов, авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

2.7. Светосигнальное оборудование аэродромов. Общие сведения о светосигнальных системах аэродромов. Светосигнальные системы гражданских аэродромов с ОВИ и ОМИ.

2.8. Состав и размещение зданий и сооружений вспомогательного и административно-общественного назначения.


2.9. Современные задачи технической эксплуатации зданий и сооружений аэропортов. Основные правила и методы технической эксплуатации аэродромов, зданий и сооружений аэропортов.

2.10. Техническая эксплуатация зданий и сооружений аэропортов. ППР зданий и сооружений аэропортов. Эксплуатационное содержание и ремонт зданий и сооружений аэропортов.

Тема 3. Государственное регулирование развития аэропортов

3.1. Основные нормативные правовые акты по государственному регулированию проектирования, строительства и эксплуатации объектов аэропортов.

3.2. Федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие государственное регулирование.

3.3. Уполномоченные органы.

3.4. Приёмка построенных и реконструированных зданий и сооружений.

Тема 4. Аэропортовая деятельность

4.1. Нормативные правовые документы по исполнению государственных функций (предоставлению государственных услуг).

4.3. Особенности предоставления аэропортовой деятельности в федеральных, региональных аэропортах и аэропортах местных воздушных линий.

4.4. Технологические системы. Технологические процессы и технологические операции. Технологические процессы при эксплуатации зданий и сооружений.

4.5. Взаимосвязь подсистем аэропортового предприятия при обеспечении технологических процессов при текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений аэропортов.

Тема 5. Сертификация аэродромов

5.1. Нормативные правовые документы по сертификации аэродромов.

5.2. Особенности сертификации аэродромов в Российской Федерации.

5.3. Процедура сертификации аэродромов.

5.4. Руководство по аэродромам.

5.5. Федеральные авиационные правила по видам аэропортовой деятельности.

Тема 6. Обеспечение полетов воздушных судов операторами аэропортов

6.1. Общие положения по обеспечению полётов главными операторами (операторами) аэропортов и аэродромов.

6.2. Сущность аэродромного, поисково-спасательного обеспечения полётов воздушных судов эксплуатантов, юридических и физических лиц.

6.3. Организационные структуры предприятий. Организационно-производственные структуры предприятий. Организационно-технологические структуры предприятий. Организационные структуры управления предприятий. Организационные структуры управления главных операторов (операторов) аэропортов. Организационные структуры и организация работы главных операторы и операторов аэропортов. Организационно-правовые формы главных операторов и операторов аэропортов. Организационные структуры управления главных операторов (операторов) аэропортов. Применение теории компетенции при функционировании аэропортовых предприятий (операторов аэропортов).

Тема 7. Охрана окружающей среды при эксплуатации аэропортов

7.1. Влияние производственной деятельности операторов аэропортов на окружающую среду.

7.2. Источники зашумленности и основные пути снижения шума.

7.3. Источники загрязнение поверхностных сточных вод. Методы очистки поверхностных сточных вод.


7.4. Решения правительства об охране окружающей среды . Нормативные документы, определяющие порядок использования элементов окружающей среды. Задачи охраны природы при эксплуатационном содержании аэродромов, экономии труда, энергетических и сырьевых ресурсов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Написание курсовой работы имеет целью определения уровня полученных знаний при изучении теоретического курса и дальнейшего освоения специальных дисциплин, преподаваемых на старших курсах.

При написании курсовой работы используются учебники, учебные пособия , монографии, научные статьи, статистические материалы, нормативные правовые документы и другие любые доступные материалы.

Тема курсовой работы для студентов очной формы обучения выбирается из приводимой примерной тематики и осуществляется по двум последним цифрам зачётной книжки студента.

Курсовая работа должна включать титульный лист, аннотация, оглавление, введение, текстовый материал, включающий теоретическую и расчётную части, иллюстрации, схемы, рисунки, список использованной литературы.

Иллюстрации, схемы, рисунки для курсовой работы могут быть выполнены по желанию студентов и по согласованию с преподавателем на ватмане или в виде слайдов в электронном виде.

Требования по оформлению курсовой работы:

1. Объем курсовой работы должен составлять не менее 10 страниц машинописного текста формата А4.

2. Шрифт Times New Roman: основной текст 14, заголовки 16 полужирный.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Государственная регистрация и допуск аэродромов к эксплуатации.

2. Задачи главных операторов (операторов) аэропортов и аэродромов по эксплуатационному содержанию зданий и сооружений инфраструктуры объектов аэропорта.

3. Использование IT технологий при предоставлении аэропортовых услуг операторами аэропортов.

4. Методы расчёта пропускной способности объектов аэропорта и его элементов.

6. Основные принципы организации эксплуатации зданий и сооружений аэропортового комплекса.

7. Основные задачи подразделений главных операторов (операторов) аэропортов (аэродромов) по проектированию, строительству зданий и сооружений.

8. Основные задачи подразделений главных операторов (операторов) аэропортов (аэродромов) по эксплуатационному содержанию зданий и сооружений.

9. Организация ППР зданий и сооружений аэропортовых комплексов.

10. Организация СТТ аэропортов.

11. Организационные структуры управления главных операторов (операторов) аэропортов (аэродромов).

12. Организация текущего ремонта зданий производственного назначения аэропортов.

13. Организация текущего ремонта элементов аэродромов гражданской авиации.

14. Организация приемки сооружений аэропортов в эксплуатацию после строительства (реконструкции).

15. Организация приемки зданий и сооружений аэропортов в эксплуатацию после текущего ремонта.

16. Организация работы рабочих и государственных приёмочных комиссий.

17. Особенности выполнения технологических процессов по обслуживанию ВС эксплуатантов гражданской авиации, юридических и физических лиц.

18. Организация технической эксплуатации зданий и сооружений производственного назначения.

19. Правила и процедуры организации аэропортовой деятельности РФ.

20. Подсистемы аэропортового предприятия по эксплуатации зданий и сооружений для наземного обеспечения полетов ВС.

21. Предложения по совершенствованию пропускной способности элементов аэропортов.

22. Разработать предложения по формированию комплекса основных зданий и сооружений аэропортов в зависимости от класса аэропорта.

23. Разработать предложения по организации капитального ремонта зданий производственного назначения комплекса аэропорта.

24. Разработать предложения по организации реконструкции здания аэровокзала комплекса аэропорта при увеличении пассажиропотока.

25. Разработать предложения по организации капитального ремонта ИВПП без перерыва полётов ВС.

26. Разработать предложения по совершенствованию организации приемки зданий аэропортов в эксплуатацию после строительства (реконструкции).

27. Разработать предложения по развитию иерархического и функционального управления аэропортовыми предприятиями РФ.

28. Разработать предложения по совершенствованию государственного регулирования аэропортовой деятельности в РФ.

29. Разработать предложения по стандартизации требований к аэропортам I класса.

30. Разработать предложения по стандартизации требований к аэропортам II класса.

31. Разработать предложения по стандартизации требований к аэропортам III класса.

32. Разработать предложения по совершенствованию классификации аэропортов РФ.

33. Разработать предложения по совершенствованию классификации аэродромов РФ.

34. Разработать предложения по совершенствованию классификации вертодромов РФ.

35. Разработать предложения по устройству вертодромов на морских нефтяных платформах для обеспечения полётов ВС.

36. Разработать предложения по совершенствованию классификации посадочных площадок РФ.

37. Разработать предложения по совершенствованию требований к аэропортовой деятельности (по видам) РФ.