Первый штурм донецкого аэропорта. Аэропорт Донецка

В ночь с 21 января на 22 января 2015 года, после того, как терминалы и башня управления полетами были полностью уничтожены, закончилась оборона украинскими воинами Донецкого аэропорта. Сегодня мы вспоминаем, как проходила битва за ДАП, за которой следили миллионы.

Первый выстрел. 26 мая, 2014

Через 4 дня после официального начала АТО боевики «ДНР» впервые поднимают флаг над зданием аэропорта им. С. Прокофьева в Донецке. Несмотря на то, что многие авиакомпании после этого отказались летать в Донецк, до конца мая с небольшими перерывами ДАП еще принимает самолеты.

25 мая 2014 года становится последним днем, когда на взлетную полосу садится гражданский самолет: в тот день в аэропорт заходят боевики батальона «Восток».

На следующий день начинается одна из самых успешных спецопераций украинских сил за всю историю российско-украинской войны. Бойцов 3 полка спецназа из Кропивницкого (Кировограда) высаживают неподалеку от ДАПа, и при поддержке штурмовой авиации они за несколько часов захватывают аэропорт.

По словам журналиста Юрия Бутусова , в 11 утра снайпер кропивницкого спецназа увидел, как один из чеченских боевиков наводит ПЗРК «Игла» на один из украинских истребителей, пролетавших над новым терминалом. Боец, получив разрешение от командования, делает точный выстрел, который становится первым в боях за аэропорт.

После этого украинские военные успешно удерживают аэропорт все лето. В августе российско-террористические формирования предпринимают активное наступление по всей зоне антитеррористической операции. Боевики получают большое количество российских «Градов» и начинают первые обстрелы аэропорта.

«Киборги». Сентябрь, 2014

10 сентября 2014 года боевики атакуют укрепления украинских бойцов в ДАП танками Т-72 и 240-мм минометами «Тюльпан». Бой продолжается до поздней ночи. воины, оборонявшие ДАП, отбивают у террористов 3 танка и 2 БТРа.

После этого атаки на украинские позиции идут почти непрерывно весь сентябрь. Террористы подтягивают свои «элитные» подразделения: «Кальмиус», «Спарту», «Восток», постоянно анонсируя – скоро аэропорт будет под контролем т. н. «ДНР».

Самые тяжелые атаки ― с юго-востока: на крышах ближайших высоток террористы ставят минометы, гранатометы, тяжелые пулеметы, по диспетчерской стреляют из противотанковых орудий, пытаются идти на штурм спецназовцы из РФ. Украинские бойцы отбивают атаки и остаются в аэропорту. Рождается легенда про «киборгов» ― так их называют сами боевики.

Я, блин, не знаю, кто защищает Донецкий аэропорт, но мы их три месяца выбить не можем. Пробовали штурмовать ― нам таких вломили ― мы отошли. Начали накрывать градами ― они ныряют в подземные коллектора канализации... Я, говорит, не знаю, кто там сидит, но это не люди ― это киборги! – Сергей Сергеев , Facebook

Кличка «киборги» быстро стала народной – уже через неделю так в своей речи называет защитников ДАПа президент Украины Петр Порошенко .

Донецкий аэропорт становится самой горячей точкой в зоне АТО: боевики почти беспрерывно атакуют старый и новый терминалы. 30 сентября главари преступников впервые заявляют о якобы состоявшемся захвате ДАПа, потом снова говорят об этом 3 и 5 октября.

Для того чтобы зачистить аэропорт, по большому счету, нам нужно 20 часов, но тогда это будет нарушение мирных договоренностей, – главарь т. н. «ДНР» Александр Захарченко .

Несмотря на громкие заявления, за месяц жестоких боев террористы смогли продвинуться всего на 500 метров; над диспетчерской вышкой ― до сих пор флаг Украины.

Следующие месяцы противник атакует, не переставая, вне зависимости от того, действует ли перемирие, подписано ли соглашение о прекращении огня: не проходит и дня без обстрелов или попытки штурма.

30 октября российский актер Михаил Пореченков приезжает в оккупированный Донецк, познакомиться с «Гиви» и «Моторолой» . В компании террористов т. н. «ДНР» он демонстративно, «на камеру» обстреливает из крупнокалиберного пулемета позиции украинских военных в аэропорту. После того как в Украине на Пореченкова завели уголовное дело, актер заявил, что стрелял холостыми.

Финал обороны, декабрь, 2014 - январь, 2015

В декабре украинские бойцы взрывают старый терминал по приказу командования и отступают в новый. Один из самых тяжелых боев за ДАП, 1 декабря, длится 36 часов: аэропорт пытаются штурмовать российские спецназовцы, но несут тяжелые потери и отступают. «Киборги» почти за два дня потеряли 2 бойцов, 16 были ранены.

По данным украинского Генштаба, в атаках на Донецкий аэропорт принимали участие 16-я бригада спецназа ГРУ ГШ РФ, 200-я бригада особого назначения Южного военного округа (Ростов), мотострелковый батальон и танковая рота 4-й отдельной гвардейской Кантемировской танковой бригады, батальон 22-й отдельной бригады ГРУ ГШ РФ, штурмовая рота 106-й гвардейской дивизии ВДВ.

В период 3-4 декабря защитники аэропорта уничтожили, по разным данным, от 27 до 32 бойцов спецподразделения «Вымпел» ФСБ России – об этом сообщили нардеп Андрей Тетерук , волонтер Константин Лесник и начальник Первого добровольческого мобильного госпиталя Евгений Найштетик . При этом за предыдущие 33 года своего существования это подразделение официально потеряло 29 бойцов.

8 декабря уже оба терминала практически разрушены, но украинские бойцы продолжают держать оборону. Несмотря на шквальный огонь, «киборги» вывешивают на радиовышку украинский флаг.

Ближе к концу декабря боевики атакуют аэропорт реже, в основном обстреливая его из минометов и стрелкового оружия и не переходя в открытый бой. Нардеп Дмитрий Тымчук заявляет, что основные силы террористов отошли от украинских рубежей, оставив небольшое прикрытие.

В начале января 2015 противник снова активизируется: ночью 8 января позиции сил АТО обстреляны 8 раз, 10 января - 14 раз.

СМИ сообщают о том, что ротация «киборгов» проходит через блокпосты т. н. «ДНР», на которых машины украинских военных обыскивают боевики. После волны возмущений украинцев министр обороны Степан Полторак называет эту ситуацию недоразумением.

«Ситуация в Донецком аэропорту достаточно непростая, и каждый заход наших подразделений сопровождается значительными рисками. Поэтому была договоренность, чтобы беспрепятственно личный состав, который заезжает на территорию аэропорта, пропускался в том числе и через пост ДНР. То недоразумение, которое мы видели все... После этого были проведены необходимые мероприятия. Последняя ротация, которая состоялась полтора дня назад, она проходила без того, что мы видели по телевидению», ― Степан Полторак, министр обороны Украины.

Ситуация в донецком аэропорту обостряется: эвакуировать раненых и подвозить продовольствие и боеприпасы удается только по ночам – днем территория простреливается противником.

Утром 13 января боевики выдвигают ультиматум: до 17:00 «киборги» должны уйти из аэропорта или будут уничтожены. Украинские военные отказываются и просят у командования подкрепления и поддержки артиллерией.

15 января снова начинается атака на украинские позиции: боевики весь день пытаются оттеснить бойцов из нового терминала, обстреливая его из минометов и «Градов». В ДАП с боем прорывается подкрепление украинских десантников, «киборги» контратакуют террористов и выбивают их из 2 этажа нового терминала. По данным украинского Генштаба, в боях за аэропорт 15 января погибли двое бойцов. Волонтеры говорят еще о 6 раненых, 2 из которых ― тяжелые.

16 января защитники ДАП сообщают, что часть этажей терминала захвачена пророссийскими боевиками, которые пускают неизвестный газ. Бои начинаются около 6 утра и заканчиваются только на следующий день, около 3 ночи 17 января.

17 января, после относительного затишья, в Донецком аэропорту начинается ожесточенный бой: позиции «киборгов» интенсивно обстреливают из «Градов». Ближе к вечеру к ним пробивается помощь: удается вывезти 3 погибших и 20 раненых.

На следующее утро украинские военные контратакуют и возвращают себе всю территорию, отмеченную по линии разграничения. После нескольких часов затишья бои продолжаются, штаб АТО заявляет, что «киборги» пытаются выбить террористов из аэропорта.

«В донецком аэропорту подразделения Вооруженных Сил ведут активные действия с целью очищения территории аэропорта, которая до этого времени контролировалась боевиками. Противник несет потери в живой силе и технике»

Ночью волонтеры и военные забирают раненых и привозят подкрепление. Потери за 18 января в штабе АТО не оглашают.

19 января боевики взрывают перекрытия между этажами терминала, защитники остаются в небольшом квадрате между двумя перекрытиями. Там строят баррикады, Анатолий «Спартанец» Свирид и пулеметчик Игорь «Натрий» Брановицки й собирают и растапливают лед, добывая воду для тяжелораненых. В 10 утра началась газовая атака: террористы сначала пустили дым, чтобы определить направление ветра, потом – неизвестный газ, который спазмирует дыхательные пути. Бойцы дышат через влажные салфетки, но это слабо помогает ― газ разъедает глаза и вызывает рвоту.

Через некоторое время передышки начинается штурм: со стороны старого терминала «киборгов» прямой наводкой обстреливают танки.

С обеда 19 января атаки идут почти беспрерывно. Утром 20 января, после небольшого затишья, боевики второй раз подрывают терминал, заминировав этажи над и под позицией украинских военных.

Кто лежал с краю, остался сверху, а кто был в центре ― рядом с «трехсотыми» и «двухсотыми» ― все ушли под завал. Кого смогли, того мы достали. Живых ― девять человек, – Юрий Сова, «киборг», 80-я бригада.

В ночь с 20 на 21 число в районе ДАП сильный туман. Это позволяет тем раненым, которые могут передвигаться, выбраться на украинские позиции в Пески. Вместе с ними выходит из блокады начальник разведки 81-й десантно-штурмовой бригады Вооруженных сил Украины Андрей «Рахман» Гречанов вместе с разведчиком «Зиновием» . У своих они берут бронетранспортер, нескольких бойцов для подмоги и пытаются вернуться в ДАП, чтобы вывезти тяжелораненых и убитых. В машину попадает снаряд из гранатомета. «Рахман» после тяжелой контузии, с обгоревшим лицом все же эвакуирует 15 бойцов из аэропорта.

Воевать к этому времени «киборгам» уже практически нечем: остается несколько рабочих автоматов и немного патронов. Поэтому украинские бойцы начинают переговоры с боевиками о госпитализации раненых. Так часть защитников аэропорта попадает в плен.

В первые часы пленных жестоко избивают, после чего начинается допрос. Сильнее всего страдает 39-летний Игорь Брановицкий ― он был пулеметчиком. После допроса его возвращают в камеру со множественными переломами и бросают на пол рядом с остальными пленными. «Киборга» цинично застрелил боевик «Моторола», которого .

За 242 дня обороны Донецкого аэропорта украинские бойцы потеряли больше сотни человек. Ранено было больше 500 бойцов, в плен попали 24 «киборга». Хотя бы приблизительное количество погибших со стороны боевиков и российских военнослужащих неизвестно.

Во время презентация книги Сергея Лойко «Аэропорт» в Харькове зал аплодировал «киборгам» стоя.

Читай! Смотри! Слушай!

Сегодня 11:01 Сегодня 9:35 Вчера 17:24 Вчера 16:24 6 марта 6 марта 6 марта 6 марта 6 марта 6 марта 6 марта 5 марта 5 марта 5 марта 5 марта 5 марта 5 марта 5 марта 4 марта

В середине января 2015 года ВСУ, нарушив режим прекращения огня, пошли в атаку на позиции армии ДНР в старом терминале донецкого аэропорта. Командиры Арсен Павлов (Моторола) и Михаил Толстых (Гиви) повели своих людей в контрнаступление и в результате окончательно выбили противника из воздушной гавани. Спецкор Лайфа Семён Пегов вспоминает о том, какими были последние часы битвы за символ донбасской войны.

Секунд через тридцать после первого взрыва, как только начала оседать железобетонная пыль, эхом по разрушенным руинам нового терминала заметались стоны и крики киборгов - так в Киеве называли тех, кто воевал против ДНР в донецком аэропорту.

Это было 21 января 2015 года, шёл девятый день решающего сражения за аэровокзал, и теперь его исход был предрешён.

Сапёры заложили порядка полутора тонн зернистого тротила (такой используют на угольных шахтах) в перекрытия над помещением, где оставалась последняя группа украинских солдат.

Сдетонировали не все закладки, впрочем, взрыв всё равно получился мощным, но перекрытия обрушились не полностью. Судя по воплям, которые заполнили эфир, дела у киборгов были плохи.

Ополченцы снова предложили противнику сдаться, но сводный отряд ВСУ (там были и десантники, и военнослужащие из аэромобильной бригады, и нацгвардейцы, и, разумеется, правосеки) продолжал верить сообщениям из своего штаба, уверявшего, что никакой блокады воздушной гавани нет и у командования всё под контролем.

Вдруг поверх криков и скрежета металла (перекрытия, продолжая разъезжаться даже после взрыва, завывали по-своему) женский голос протяжно затянул слова украинской песни:

"Дивлюсь я на небо та й думку гадаю,

Чому я не сокiл, чому не лiтаю…".

Это была снайперша-доброволец, судя по всему, из "Правого сектора"* (в регулярной армии такое не особенно практиковалось).

Ещё несколько дней назад парни по обрывкам радиоперехвата сделали вывод, что среди киборгов есть девушка. Потом удалось установить, что она не медсестра, а снайпер. Однако больше никакой информации выудить не получалось. Не был известен её позывной, загадочную "биатлонистку" никто не видел.

Именно поэтому её протяжное пение воспринималось как разговор с призраком. В ушах у ребят по-прежнему звенело (взрывная волна докатилась и до них), но даже сквозь этот звон продирало, ком подкатывал к горлу - пела снайперша пронзительно и отчаянно.

Ополченцы уже точно знали - на помощь киборгам никто не придёт. Накануне ВСУ отправили якобы на подкрепление в новый терминал три БМП (количество личного состава было до взвода) - бронемашины сразу же подбили, а всех, кто выжил, взяли в плен.

Командир группы утверждал: в штабе ему пообещали, что дорога к терминалу открыта. Руководство ВСУ либо на самом деле не владело реальной обстановкой, либо авантюрно действовало наудачу, обманывая собственных бойцов.

Киборги, как и попавшие в плен украинские солдаты, пребывали в уверенности, что ситуация не критична. При этом они сами упустили момент - за три дня до того, как ополченцы подорвали перекрытия. Все шансы на реванш были.

18 января Киев отправил на помощь киборгам не менее десятка танков, за ними подтянулась и другая бронетехника (БМП, МТЛБ, БТР), которую никто не считал.

Танки вышли на край взлётки и перемалывали оголённый остов нового терминала, который взяли под контроль бойцы Моторолы, командира батальона "Спарта", совместно с батальоном "Сомали", которым руководил Гиви.

Это была мясорубка.

Запёкшаяся кровь особенно ярко выделялась на лицах спартанцев из-за густого слоя бетонной пудры. Танковые снаряды ВСУ разрывались на верхних этажах нового терминала с утробным треском. Каменная труха набивалась в глаза, рот, уши.

На цокольный этаж нового терминала продолжали приносить раненых. Контужены были абсолютно все.

Чтобы докричаться до бойцов, командиры преодолевали двойной барьер - запредельные рявканья взрывов и трёхдневную оглушённость слуховых путей личного состава.

Матрос - комроты подразделения "Спарта", чьи ребята первыми заходили в терминал и теперь держали нижние и верхние этажи здания, - решил, что для него этот бой может оказаться последним.

Силы были несопоставимы.

В новом терминале спартанцев оставалось человек тридцать, не больше. Пресловутых киборгов примерно столько же. Они засели на втором этаже.

Оказавшись в окружении, киборги не спешили сдаваться - с большой земли им поступали радужные прогнозы: у ополченцев не хватит сил, контратака захлебнулась, подкрепление вот-вот придёт, нужно держаться.

Матрос знал об этом, потому что противник находился настолько близко, что в минуты затишья бойцы ВСУ и мотороловцы могли перекрикиваться.

Матрос - крепкий пятидесятилетний мужик, грудь колесом, с седой уже бородой и добродушной улыбкой лесника. Он местный, донбасский, до войны занимался бизнесом. Дела шли неплохо, дети были устроены, вместе с женой несколько раз в год летал отдыхать на европейское побережье, собирался покупать недвижимость в Черногории…

Казалось бы, кому как не ему бороться за евроинтеграцию. Однако любовь к родине плюс служба во флоте приучили его к патологической жажде справедливости и выработали в нём несгибаемое офицерское упрямство.

Матрос бросил всё, вступил в ополчение и теперь готовил на первом этаже терминала пулемётную точку смертника.

В случае если киборги пойдут в атаку, чтобы отбросить спартанцев назад, он собирался прикрывать отход своих ребят до конца.

Матрос не драматизировал, паникёром он никогда не был, но последнее сообщение от комбата "Спарты" Моторолы звучало дословно так: "Занять круговую оборону! Противник прорвался к церкви!".

Храм находился на левом фланге, если стоять лицом к взлётно-посадочной полосе, и в тылу по отношению к новому терминалу. То есть по факту получалось, что Матроса с его бойцами отрезали от основных сил ДНР.

Ситуация получалось из разряда сон во сне.

Украинских киборгов на втором этаже аэровокзала блокировали спартанцы, которых, в свою очередь, взяли в оперативное окружение ВСУ.

С родным братом - позывной Водяной - Матрос попрощался на простреливаемом со всех сторон четвёртом этаже терминала. Оттуда Водяной вёл наблюдение за передвижениями противника.

Братья прошли бок о бок всю войну, Водяной даже успел побывать в украинском плену, но Моторола довольно быстро выменял его на какого-то пленного украинского солдата и вернул в строй.

Обнявшись с братом, как в последний раз, Матрос сказал: "Я из терминала никуда не уйду, если не сможем устоять, бойцов выводишь ты". Однако отступать не пришлось.

В тот момент, когда спартанцев обложили со всех сторон - артиллерией, танками, пехотой, - киборги должны были решиться на финальный рывок - пойти в атаку на людей Матроса. Сделай они это тогда, судьба нового терминала могла сложиться иначе.

Но они не решились.

В итоге спартанцы выстояли, а сомалийцы (так называли бойцов Гиви) вместе с ребятами из "Пятнашки" (командир Абхаз) отбили у ВСУ церковь.

Переговоры с киборгами вели на протяжении следующих трёх дней, предлагали коридор, предлагали уйти к своим. Но командование ВСУ продолжало им внушать, что такой вариант неприемлем, что большую часть донецкого аэропорта по-прежнему контролирует Киев.

После второго взрыва перекрытия обрушились на располагу киборгов полностью. Выжили двенадцать человек. Снайперши среди них не было.

* Организация запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.

Точку в истории боев за донецкий аэропорт поставила операция, которую силы ДНР провели в 20-х числах января 2015 года. Тогда, уже окрепшая армия ополчения смогла нанести достаточно ощутимый удар по позициям ВСУ, которые разместились вокруг городов Новороссии, основной удар нанесли бойцы батальонов “Спарта” и “Сомали”.

Обстрел диспетчерской вышки танками “Сомали” после долгих месяцев дал результат - она рухнула, что лишило украинских военных поддержки снайперов и корректировщиков артиллерии. Пробившиеся на территорию аэропорта танки ДНР разрушили укрепления ВСУ, а ударная группа “Спарты” приступила к зачистке нового терминала. Загнав «киборгов» в ловушку, ополчение заняло верхние этажи и подвал нового терминала. Силы украинцев оказались заперты на первом этаже, но сдаваться отказывались и на все предложения мира отвечали огнем.

Тогда ополченцы решили поступить по другому: в подвале под местом обороны они заложили взрывчатку и подорвали. Два взрыва, 19-го и 20-го января, поставили точку в штурме ДАП. Большая часть бойцов ВСУ погибла под завалами, а днем 21 января оставшиеся в живых украинские военные были вынуждены сдаться ополченцам.

В результате многомесячной осады аэропорт Донецка превратился в руины, нашпигованные взрывчаткой - минами и «растяжками». Обстрелы территории не прекращались еще долгое время.

* Организация, запрещенная на территории РФ.

Уже месяц самые жаркие бои проходят в донецком аэропорту. Массовый героизм проявляют обе стороны - одни защищают, другие строят дорогу из трупов. Героев окружает плотная завеса, построенная из лжи, мифов и популизма. В память павших защитников мы решили пролить хоть немного правды на события и развенчать мифы, созданные в Москве и Киеве.

Донецкий аэропорт имени С. С. Прокофьева

Аэродром в городе Сталино был построен на крови. Первые бульдозеры начали выравнивать площадку под взлетную полосу в 1933 году - самом голодном в истории Украины. Даже российские историки, которые спорят о вине Сталина, не отрицают сам факт голода. Первые пассажирские самолеты летали из Донецка аж в Старобельск - город Луганской области, расположенный в 160 км от аэропорта.

В июле 2011 года, под Евро2012 была построена новая полоса, а в мае 2012 года - новый терминал, который мог пропустить 3100 пассажиров за один час. Проектировали хорваты и, как показало время, свою работу сделали хорошо. Не зря Колесников (министр транспорта) потратил без малого 7 млрд гривен государственных денег, то есть 875 млн долларов. Стоит терминал, выдерживает «грады». Украли тоже много, но кто вспомнит.


Но и после футбольного чемпионата строительство не закончилось. Донецкие олигархи, как настоящие феодалы, не могут пользоваться общим терминалом. Простые дончане для них делятся на две категории - челядь и смерды. Поэтому затеяли возведение VIP терминала. За деньги налогоплательщиков, то есть, нас.

Сергей Прокофьев, именем которого назван аэропорт, это известный композитор прошлого века, родившийся на территории Донецкой области. Любимец Сталина, его оперы «Война и мир» и «Огненный ангел» как нельзя лучше подходят для современных событий.

Аэродром

Может принимать самолеты любого класса. За 2013 год пропустил через себя 1 100 500 пассажиров. Кроме чартеров Ахметова и компании, летает чуть больше десятка авиалиний. Главные направления - Киев и Москва. Почти все остальное - это турецкие курорты. В Европу и дальше - только один рейс, на Мюнхен. Для среднего класса донецких феодалов, которые еще не купили личный самолет, есть еще рейсы в Грецию и Эмираты. Остальное так, по мелочи - Кутаиси, Сургут, Ашхабад, Израиль. Принимает также грузы.

Первый штурм Донецкого аэропорта

После захвата Славянска, в аэропорт прибыл отряд 3 полка специального назначения ВС Украины. Спецназовцы разместились в старом терминале, аэропорт продолжил принимать и отправлять рейсы. В мае в Донецк прибыл отряд Ходаковского, получивший название «батальон Восток». В его составе было много выходцев из Кавказа - Чечни, Дагестана и других мест.

Так это начиналось...

26 мая Ходаковский, который, как утверждают некоторые источники, раньше служил в «Альфе», провел переговоры с командиром нашего спецназа. Разговор был примерно таким:

- Давайте, мы займем новый терминал. Чтобы без стрельбы и никому не нужных жертв. Вы остаетесь в старом терминале, можете доложить начальству, что позиции вы не сдавали. Кому нужно кровопролитие? Мы войдем в рабочий, новый терминал, приедут журналисты из России, поснимают. Аэропорт будет работать и дальше.

- Ну, попробуйте. Мы принимали присягу и не собираемся становиться предателями, как некоторые.

После этого разговора несколько КАМАЗов с боевиками выдвинулись в сторону аэропорта. Они вошли в новый терминал, в котором находились пассажиры и персонал аэродрома. Спецназовцы не стали им препятствовать, чтобы не было жертв среди мирного населения. Бойцы открыли сначала предупредительный огонь, который разогнал мирных. Боевики в это время заняли оборонительные позиции и приготовились к отражению атаки. После чего начался бой.

...а так закончилось.

Боевики успели вылезти на крышу и установить там переносные средства ПВО. Наши задействовали авиацию, как минимум, два вертолета Ми-24 и один штурмовик Су-25. Под прикрытием дымовых шашек боевики Ходаковского предприняли маневр, позднее использованный Стрелковым в Славянске. Кодовое название - «Задать стрекача».

Бежали так быстро, что, как минимум, один КАМАЗ с ранеными был обстрелян своими же - боевики подумали, что спецназ решил вместе с аэропортом освободить весь Донецк. В то время в Донецке было очень много журналистов, в основном, российских. Их вызвали для того, чтобы заснять «бескровную сдачу украинского спецназа». Большинство из них знали только, что в аэропорту будет какое-то событие, которое нужно широко осветить, но они не знали деталей.

Поэтому поражение батальона «Восток» было увековечено на тысячах фотографий и видеороликов. Такой широкий резонанс заставил Ходаковского отправить в Россию фуру с «грузом 200». Мол, мы отправляем на родину все трупы «добровольцев», чтобы их опознали и похоронили дома.

Между маем и сентябрем

После штурма аэропорт перестал работать по своему прямому назначению. Боевики поняли, что тягаться со спецназом им не по зубам и больше не предпринимали серьезных попыток штурма. Кировоградцы легко справлялись с атаками, время от времени проводимыми боевиками.

Инфографика Общий план Донецкого аэропорта имени Прокофьева

1 - в/ч А1428 ПВО; 2 - Завод и база компании, которая строила новый терминал;

3 - в/ч А1402, тоже ПВО. Подписаны названия населенных пунктов и направления дорог. Все они, кроме Горловки, контролируются Армией Украины.

Затем последовало еще одно знаменательное событие - воплощение вековых чаяний любителей «русского мира». Был полностью разграблен супермаркет "Метро", находившийся как бы на нейтральной территории. После этого эпизода резко возросла поддержка ДНР со стороны местного населения. Мечты становятся явью.

Но спецназовцам приходилось не сладко. Временами возникали проблемы со снабжением и вывозом раненых, против них работали снайперы.

Российское вторжение и ситуация в донецком аэропорту

Активность боевых действий возросла перед началом российского вторжения в Украину, которое началось 10 августа, а в полную силу развернулось утром 24 августа. Последовали предложения сдаться и нерегулярные обстрелы. Спецназ отвечал плотным прицельным огнем и самыми популярными словами из русского языка. Группировка кировоградцев была усилена другими войсками.

Инфографика детальный план Донецкого аэропорта имени Прокофьева

1 - Монастырь; 2 - Супермаркет Метро; 3 - Автоцентр Тойона/Лексус; 4 - Новый терминал; 5 - Автобусная станция; 6 - Нефтебаза; 7 - Кладбище старых самолетов; 8 - Строящийся VIP терминал; 9 - Ангары; 10 - Диспетчерская башня (находится за пределами плана); 11 - Старый терминал; 12 - Действовавший VIP терминал; 13 - Центр управления Донбассаэро; 14 - Гостиница «Полет»; 15 - Штаб гражданской авиации; 16 - Авиационный ремонтный центр; 17 - Котельная;18 - Командно-диспетчерский пункт.

Объекты, не имеющие отношения к инфраструктуре аэропорта, обведены синим контуром.

Обстреливать аэропорт из артиллерийских орудий «ополченцы» ДНР начали 20 августа. До этой даты огонь велся по Марьинке и Авдеевке - самым большим населенным пунктам, контролируемых украинскими войсками возле Донецка. После этой даты обстрелы уже не прекращались.

Первый полномасштабный штурм

Первый серьезный штурм аэропорта прошел в ночь на 1 сентября, одновременно с атакой на аэропорт Луганск. В Луганске наши военные оставили аэродром, вернее, те руины, которые от него остались. Этот объект оказался в тылу врага, удерживать разрушенные до основания здания не имело никакого смысла.

Так это видят из Москвы

На штурм пошли регулярные российские части, усиленные боевиками ДНР. Работала артиллерия, минометы, реактивные установки. Применялись танки и другая бронетехника. Но защитникам удалось отбить эту попытку, как и все остальные.

Другие попытки

ДНР заявляло о попытках штурма 28 сентября, 2, 3 и 6 октября. После чего объявило о взятии аэропорта. Фактически, попытки штурма предпринимались каждый день, начиная с первого сентября и до 7 октября, когда пишется эта статья. В датах, названных боевиками, есть доля правды. Именно 28 сентября боевики предприняли первую попытку штурма, в которой не принимали участие российские военные. По крайней мере, в составе штурмовых отрядов.

Приблизительная линия фронта

Менялась тактика, привлекались все новые и новые подразделения, но результат всегда был один и тот же - горы трупов. Атакующий всегда несет большие потери чем защищающийся, особенно, если позиции подготовлены, есть артиллерийская поддержка и работает разведка.

Герои донецкого аэропорта

И с одной, и с другой стороны наблюдается массовый героизм. Каждый день появляются убитые и раненные, но никто не собирается отступать от своих планов. Тем, кто считает, что герои есть только с одной стороны, какой бы она ни была, стоит задуматься. Если ты преуменьшаешь силу и героизм своего врага, ты преуменьшаешь цену своей победы или поражения.

Защитники

Сначала аэропорт защищали только спецназовцы. В августе их усилили частями 93 ОМБР, 17 ТБР, ДУК Правый сектор. В Песках стоит батальон Днепр-1, некоторые его бойцы тоже находятся в аэропорту. 3 октября была проведена ротация, на смену этим частям пришла 79 АБ и другие части уже задействованных бригад, но многие герои отказались от ротации.

3-й полк специального назначения

Элитная часть украинской армии. Возле Кировограда находится главный центр подготовки спецназа СССР. Понятное дело, что местная часть, 10 обр СпН была самой лучшей в Союзе. Ее история покрыта такой неувядаемой славой, что путин даже попытался ее украсть. Он приписал все заслуги десятой отдельной бригады своему подразделению с идентичным названием, сформированному совсем в другом мести из людей, не имеющих отношения к советской бригаде.

Приведем только один факт, который говорит о фанатичной преданности этих людей своему делу. Жена одного из погибших офицеров полка до сих пор выплачивает кредит. Ее муж, еще при Януковиче, купил не холодильник, не телевизор, а качественный парашют. Казнокрады дали ему нищенскую зарплату и ветхое, старое снаряжение. Но и эти гроши герой тратил на повышение обороноспособности своей страны! Как только можно будет говорить в слух о некоторых фактах, мы посвятим этому славному подразделению объемную статью. Это самое меньшее, что мы можем сделать для этих героев.

Многие спецназовцы отказываются от ротации. Они время от времени ездят в Пески чтобы помыться и возвращаются назад.

Правый сектор

Одному из бойцов ДУК «Правый сектор» дали позывной «Обезбашенный». Это слово применимо и к любому другому бойцу. Эти люди могли вступить в Нацгвардию, пойти служить в армию, выбрать любой добровольческий батальон, но они сознательно решили стать смертниками.

Вы слышали хотя бы об одном пленном представителе Правого сектора? Вы слышали, чтобы бойца этого корпуса обменяли на сепаратиста? Если нет, то представьте, что с ними делают и сдаются ли они в плен живыми даже в самой безвыходной ситуации.

Бойцы Правого сектора есть и в самом аэропорту, и в Песках, но главная их задача - это снабжение. Играть в «русскую рулетку» с пятью патронами в барабане револьвера, намного безопасней, чем вести броню или джип через открытую, хорошо просматриваемую и давно пристрелянную местность.

93 Отдельная механизированная бригада

Именно это соединение обеспечивает технику и тяжелое вооружение защитников аэропорта. Командир бригады Микац Олег Михайлович руководит обороной. Бойцы сражаются плечом к плечу с «правосеками» и спецназовцами.

17 Танковая бригада

Лучшие украинские танкисты на момент начала войны служили в двух танковых бригадах. Поэтому роты и даже взводы этих бригад раскидали по всему фронту. Часть из них попала в аэропорт.

На фоне трофейного танка

79 Аэромобильная бригада

Понесла тяжелые потери под Зеленопольем и была отправлена на перевооружение и пополнение. Тогда бригадой занялся знаменитый Юрий «Крылья Феникса» Бирюков. Благодаря офицерам бригады, Бирюкову, другим волонтерам и даже немного Министерству обороны, превратилась в самую оснащенную часть во всей Армии Украины. Техника и оружие у десантников обычные, а вот снаряжение… И боевой дух. Бойцы считают, что после Зеленополья у них остался неоплаченный долг перед армией РФ, они готовы его полностью вернуть. С очень большими процентами.

Батальон Днепр-1

Один из первых добровольческих батальонов, сформированных после начала войны. Именно этих бойцов российская пропаганда называет «батальонами Коломойского». Такое негативное отношение со стороны врага говорит о высокой боеспособности и стойкости соединения. Официально в аэропорт не вводился, держит село Пески, но некоторые бойцы сами попросились в аэропорт.

Штурмовики

Сначала Россия бросила на донецкий аэропорт свой спецназ, усилив его боевиками ДНР. Потом увеличила количество спецназа. Затем придала ему армейские регулярные части. Потом добавила боевиков.

Предполагаем, что российские военные сражались героически (если смотреть на ситуацию глазами россиянина). Но взять аэропорт им не удалось. Понесли довольно большие потери. При следующих штурмах количество бойцов регулярной армии РФ стало уменьшаться, а количество боевиков - увеличиваться. Начиная с 28 сентября, в рядах штурмующих мы не видели российских солдат, но российские офицеры до сих пор командуют операцией. Вполне возможно, что российские спецназовцы, морпехи и мотострелки принимают участие или же они могут быть задействованы в любой момент. Мы уже писали о российских частях , воюющих в Украине.

Через эту мясорубку прошли практически все части регулярной армии РФ, которые были введены на территорию Украины. Не каждый солдат шел в атаку, но от каждой части были представители. Артиллеристы, конечно, в атаку не шли, только поддерживали огнем.

То же самое можно сказать и про отряды боевиков. Даже казачков из ЛНР привозили в Донецк для этого дела. Поэтому описывать каждое подразделение нет смысла - называйте любое, не ошибетесь, принимали участие. Зачем это делалось? Ответ - в конце статьи.

Российское телевидение раскрутило полевых «командиров» Гиви и Моторолу, но их роль сильно преувеличена. Они - звезды телевидения, которые получат все лавры, в случае победы, но никак не ключевые фигуры и даже не командиры сколь-нибудь значимых подразделений. Рядом с ними находятся военные советники из РФ, которые и принимают все решения.

Мифы донецкого аэропорта

Стоит заметить, что создавать мифы вокруг выгодно всем сторонам конфликта. Ложь идет со всех сторон - и от путина, и от Порошенко. Но ни один из них не касается тех героев, которые стоят там насмерть.

Миф №1 Донецкий аэропорт имени Прокофьева

Где-то в середине сентября такое понятие, как Донецкий аэропорт им. Прокофьева, просто перестало существовать. Он не может принимать пассажиров - терминалы, вместе со всей инфраструктурой, почти разрушены. Он не может принимать самолеты - навигационное и радарное оборудование практически уничтожено, как и нефтебазы, ремонтные и другие необходимые для авиации мощности.

Часть авиационного оборудования находится далеко за пределами аэродрома, что с ним сейчас, никто не знает. Состояние взлетно-посадочной полосы - под большим вопросом. Восстановление хотя бы минимальной работоспособности аэродрома может занять много месяцев. Проблема еще и в том, что ремонтировать полуразрушенные объекты - не безопасно. Лучше все снести и отстроить заново. Так будет даже дешевле.

Поэтому логичней будет употреблять фразу «территория бывшего аэропорта им. Прокофьева».

Миф №2 Донецкий аэропорт взят

Если вам кто-то скажет, что взял аэропорт, смело шлите его к путину. Площадь аэропорта - более 400 гектар, 99% из которой - это полностью открытая местность. Вся эта земля просматривается не только с помощью беспилотников, но и простыми, стационарными приборами. Артиллерия обеих сторон уже очень хорошо пристреляла эту площадь, поэтому контролировать ее просто невозможно. Ни Украине, ни ДНР. Все, что там появляется, тут же попадает под плотный и точный артиллерийский огонь.

Это - луганский аэропорт

Под аэропортом есть множество подземных коммуникаций, начиная от тоннеля, соединяющего зенитные части и заканчивая бомбоубежищем и подвалами терминалов. Десятки строений, больших и малых, позволяют прятаться от обстрелов.

Речь может идти только о контроле за конкретными зданиями. Главный опорный пункт наших сил - это новый терминал. Артиллерия, которой располагают боевики, может полностью уничтожить все постройки на территории аэропорта, как это было сделано в Луганске. Украинская может сделать то же самое. Но стороны стараются, по возможности, сохранить хоть что-то, что можно было бы, пусть условно, назвать захваченным/защищенным аэропортом.

Но даже если боевики и захватят все здания, нельзя будет говорить о полном контроле. Спецназ может появиться в любой момент, прямо из-под земли. Так что, если даже террористы и выбьют наших из зданий, им будет немножко страшно ночевать в этих огромных пустых, гигантских строениях.

Оставлять на ночь гарнизон в несколько сотен человек (а меньше не получится - слишком большие площади нужно держать под контролем), командиры боевиков не осмелятся. Украинским солдатам даже не нужно будет их выбивать. Проснулись утром любители русского мира, и недосчитались десятка-двух своих товарищей. А тел нашли еще меньше. И так каждую ночь. Как вы думаете, все эти Гиви и Мотороллы решаться на такую пиррову победу?

Чтобы взять донецкий аэропорт, нужно занять все населенные пункты, находящиеся в радиусе 10 км от него.

Миф №3 Ситуация в Донецком аэропорту

Если говорить о ситуации в донецком аэропорту, то нужно называть точное время и перечислять все объекты, о которых идет речь. Например: «По состоянию на 16:21 07.10.2014, украинские военные контролируют объекты А, Б, В и два этажа объекта Г. Боевики контролируют наземные части объектов Д и Е, в объектах Ж, З, И идут бои». Через пять минут все может резко измениться.

Главный миф. Стратегическое значение Донецкого аэропорта

Обе стороны конфликта называют аэропорт «стратегическим» объектом. Но это не так. Лучше всех про аэропорт сказал известный волонтер Роман Доник в своем

В начале конфликта на Юго-Востоке Украины, когда практически без сопротивления захватывались райотделы милиции, ни в Краматорске, ни в Мариуполе, ни в Донецке, ни в Луганске ни один ополченец в аэропорты не зашел.

Взлетно-посадочные полосы и приданная к ним инфраструктура были признаны стратегическими объектами и охранялись, а потом и оборонялись очень серьезно. Считалось, что если у новых республик появится хоть один аэропорт, там тут же обнаружатся один-два брошенных украинских штурмовика и у ополченцев появятся свои ВВС. Поэтому Славянск, Краматорск, Константиновка и Дружковка больше двух месяцев были под властью подразделений Игоря Стрелкова, но Краматорский аэропорт все время контролировала украинская армия и все попытки штурмов были отбиты. То же самое можно сказать и про Луганский аэропорт, откуда украинские части были выбиты совсем недавно.

Но противостояние вокруг аэропорта Донецка стоит особняком. Охранялся аэропорт всю весну самым боеспособным и патриотичным подразделением украинской армии. Губернатор Тарута в те времена жаловался, что имеет элитный спецназ в Донецке, но никто не дает его использовать. Узнать, что в аэропорту сидит рота Кировоградского полка спецназа, одной из «колыбелей» войск специального назначения СССР, было довольно легко. Именно эти бойцы обороняли аэропорт 26 мая, когда при попытке его захвата погибли 50 ополченцев (эту операцию называют «самой провальной» для руководства ДНР — в том числе и в окружении Игоря Стрелкова). Именно тогда работу аэропорта приостановила Государственная авиационная служба.

Нужно понимать, что из себя представляет аэропорт Донецка. Суперсовременное здание аэровокзала с новой взлетно-посадочной полосой, открытые к Евро-2012, соседствуют с инфраструктурой старого советского аэропорта со старым зданием, гостиницами, подземными ангарами, двумя вип-терминалами, особыми ангарами под личные самолеты донецких олигархов, еще советскими бомбоубежищами и другими специальными сооружениями на случай ядерной войны. Кроме того, аэропорт за это время из форпоста Украины успел превратиться в острие копья украинского наступления. И все это время части в аэропорту никогда не оставались в полном окружении, пополнялись, ротировались, укреплялись и снабжались. Слева и справа аэропорт подкрепляют позиции армии и добровольческих батальонов в Песках с одной стороны и Авдеевки с другой. Это сверхукрепленный участок линии фронта, в случае сдачи которого, может последовать отступление от с таким трудом отбитых в свое время Карловки и Авдеевки.

По ходу сражений инфраструктура аэропорта все более и более разрушалась и использовать его по назначению для военных самолетов вряд ли получится.

Бои идут четвертый месяц и под аэропортом погибло столько ополченцев, а при обороне столько бойцов национальной гвардии и спецназа, что он понемногу превратился в символ. И для Украины, и для ДНР.

Между тем, по мнению некоторых аналитиков, есть и еще одна объективная причина того, почему ополчение так стремится взять аэропорт, а украинские силовики так не желают его оставлять. Если перефразировать классика - «кто владеет аэропортом, тот владеет Донецком».. 1 октября уже показало, какую угрозу может нести аэропорт, находящийся под контролем сил АТО: в День знаний после обстрела с той стороны в городе погибло 12 мирных жителей. Невозможно начать налаживать мирную жизнь и восстанавливать инфраструктуру города, находясь под постоянным «прицелом». Аэропорт — слишком удобная точка для обстрела кварталов Донецка. К тому же — это некая «черная дыра», через которую в город могут проникать диверсионные отряды.

И здесь нельзя не коснуться сложной системы жизнедеятельности и коммуникаций донецкого аэропорта. Ополченцы не раз говорили, что военные, удерживающие «воздушные ворота» города, находятся в двойном оцеплении бойцов ДНР. Однако уже около пяти месяцев им удается сохранять под контролем полностью блокированное пространство.

Понятно, что сам аэропорт, это, как говорит премьер-министр ДНР Пургин: «город в городе». Там несколько терминалов с подземными этажами, многочисленные склады. Даже противоядерный бункер, оставшийся с советских времен. В общем, укрыться от постоянных обстрелов есть где. Но как при якобы полной блокаде у бойцов АТО за это время не закончились пропитание и боеприпасы — это вопрос.

Говорят, что военные самолеты сбрасывали «гумпомощь» бойцам АТО дважды: в июле и августе. Но достаточно ли этого для нормального функционирования гарнизона из нескольких тысяч человек? Украинские СМИ запустили информацию, что под донецком аэропортом якобы находится склад «неприкосновенного запаса»: там и еда, и оружие, и одежда. Сотрудники аэропорта, назвали эти сообщения «бредом» и пояснили, что по строительным нормам, никаких складов под авиационными сооружением быть не может. Однако те же сотрудники подтверждают: от взлетной полосы подземные коммуникации идут в сторону села Пески, контролируемого силами АТО. Оттуда якобы и поступает постоянная подпитка силам, удерживающим аэропорт. Понятно, что такой «шкаф Гарри Потера» вблизи столицы Донбасса ополчение терпеть не может. Иначе мира в городе не будет никогда.