Базилика Санта Кроче, Флоренция, Италия: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Церковь Санта-Кроче – самый большой францисканский храм и кладовая шедевров Церковь санта кроче могила леонардо да винчи

Свое второе название - Флорентийский Пантеон - базилика Санта-Кроче заслужила благодаря множеству надгробий с именами самых известных жителей . Среди них не только люди искусства, но также политики, общественные деятели и просто представители богатых, знатных семей .

Многие старинные надгробия расположены прямо на полу базилики, однако те из них, что принадлежат знаменитым личностям, находятся, как правило, в стенах. Некоторые являются лишь кенотафами, т.е. пустыми гробницами - например, это надгробие Данте, который на самом деле похоронен в Равенне, а также одного из создателей радио Маркони. Другие же представляют собой подлинные места захоронения выдающихся личностей. Но каждое из них стоит внимания как настоящее произведение искусства.

С некоторыми надгробиями базилики Санта-Кроче связаны интересные истории. Так, могила Галилея с роскошным памятником, где фигуру ученого окружают статуи Астрономии и Геометрии, появилась здесь лишь спустя сто лет после его смерти. Изначально Папа Римский запретил ставить какие-либо памятные знаки на могиле еретика в Арчетри, и лишь в 1737 году прах ученого был перенесен в базилику Санта-Кроче, где перезахоронен с почестями.

Не менее интересна и могила поэта Никколини - на ней установлена скульптура, поразительно напоминающая Статую Свободы. Вот только памятник был выполнен в 1872 году, а нью-йоркская статуя была завершена лишь в 1886 году. Так что есть все основания предполагать, что скульптура в Санта-Кроче послужила прототипом знаменитой статуи.


Как добраться

Базилика Санта-Кроче находится на одноименной площади Piazza di Santa Croce.

Точный адрес: Piazza di Santa Croce, 16.

    Вариант 1

    Автобус: маршрут № C3 до остановки Magliabechi.

    Вариант 2

    Автобус: маршрут № C1 до остановки Verdi.

    Пешком: пройти 1 минуту до площади Санта-Кроче, откуда вы попадете в Базилику.

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 14, 23 и C2 до остановки Agnolo.

    Пешком: пройти 5 минут по улицам Via dell’Agnolo и Via dei Pepi до Базилики.

Базилика Санта-Кроче на карте

Капеллы базилики

Кроме характерного для той эпохи трехнефного строения, базилика Санта-Кроче отличается наличием 16 часовен (капелл), расположенных в трансептах. Каждая из них представляет собой отдельную пристройку, и можно переходить из одной в другую, рассматривая старинную архитектуру и произведения великих мастеров: Джотто, Брунеллески, Донателло, Микелоццо и других.

Выделим самые интересные из них:

Капелла Барончелли - украшена витражами и фресками Таддео Гадди, статуями архангела Гавриила и Марии, а также Мадонны с младенцем. Отдельного внимания заслуживает красивый алтарь, полиптих к которому изготовил художник Джотто.


Капелла Барди - посвящена важным моментам жизни Франциска Ассизского, которые осветил на нескольких фресках художник Джотто. Кроме того, здесь находится деревянное распятие работы Донателло - результат его соревнования в мастерстве с другом Брунеллески.


Часовня Кастеллани - в эту часть базилики можно зайти, чтобы полюбоваться фресками Аньоло Гадди (сына художника Таддео Гадди).


Капелла Маджоре - еще одна часовня с работами А. Гадди, среди которых особенно выделяется фреска по мотивам легенды об обретении Святого Креста.


Капелла Ринуччини - хранит в себе одну из лучших работ Джованни да Милано с изображениями Марии Магдалины и Богоматери.

Часовня Медичи - известна полотнами художников эпохи Возрождения и терракотовым барельефом с изображением Мадонны работы Андреа Роббиа.


Другие капеллы также полны интересными произведениями искусства, и если вы располагаете временем, стоит посетить каждую из них.

Ризница и Комната с колодцем

Проход в Ризницу базилики Санта-Кроче находится около капеллы Медичи. Когда-то священники здесь отдыхали и готовились к проведению мессы. Сейчас же это помещение - маленький музей, где собраны работы учеников Джотто на тему распятия и воскрешения Иисуса Христа. Но главной достопримечательностью Ризницы считается старинное распятие руки Ченни ди Пеппо, известного как Чимабуэ, а также ряса и пояс самого Франциска Ассизского.

Что касается распятия, к сожалению, в 1966 году оно пострадало во время небывалого наводнения во Флоренции, когда вода поднялась до уровня свыше 5 метров. Часть краски была смыта, поэтому до конца отреставрировать святыню, не нарушив ее историческую ценность, не удалось.

Из Ризницы можно попасть в другое интересное место базилики - так называемую Комнату с колодцем. Однако колодца здесь больше нет со времен 15-го века, от него осталась лишь красиво оформленная ниша в стене. Из экспонатов представлены несколько оригинальных фото, на которых запечатлено наводнение 1966 года. А еще в этом месте находится музейный магазин - можно приобрести тематические сувениры.


Апельсиновый дворик и колокольня Санта-Кроче

Из Комнаты с колодцем есть выход наружу - в уютный церковный дворик с апельсиновым деревом. На самом деле здесь находится один из входов в базилику Санта-Кроче, хотя о нем мало кто знает. Ничего особо интересного в дворике нет, он лишь дает хорошую возможность освежиться и передохнуть перед продолжением экскурсии.

Но не спешите возвращаться в базилику - вначале прогуляйтесь к расположенной у храма колокольне Санта-Кроче. Это утонченное сооружение высотой почти 80 метров было построено в 1865 году по проекту архитектора Г. Баккани. На саму колокольню вход воспрещен, но можно сделать красивые фото у ее подножья.


Первый клуатр и капелла Пацци

Еще один дворик базилики Санта-Кроче, на этот раз уже внутренний, находится за дверью у памятника Леонардо Бруни. На карте собора это место обозначено как Первый клуатр, а на деле оно представляет собой вытянутый двор с зеленым газоном и двумя крытыми галереями. Здесь можно посмотреть величественную скульптуру «Бог-Отец», а после пройти к одному из красивейших мест базилики - в капеллу Пацци.

Эта часовня считается классикой эпохи Ренессанса, одним из лучших образцов данного стиля. Она строилась как фамильная усыпальница знатного рода Пацци - извечных соперников Медичи, потерпевших в результате сокрушительное поражение.

Великий Брунеллески работал над ней почти 20 лет и создал настоящий шедевр архитектуры. Особенно интересен купол, который можно назвать «пробной работой» мастера перед возведением такого же в соборе Дуомо. На нем красуются звезды и знаки зодиака, а вокруг расположены четыре медальона с изображениями евангелистов. Также в капелле Пацци есть работы Андреа и Луки делла Роббиа.


Музей Санта-Кроче

Осмотрев капеллу Пацци, можно вернуться в Первый клуатр и оттуда перейти в Музей Санта-Кроче. Здесь совсем небольшая экспозиция, которая включает несколько фресок Джотто и других итальянских мастеров, роскошное мраморное надгробие архиепископа Кассоно делла Торре, а также распятие 15-го века авторства Бенивьени.

Но наиболее интересным для посетителей будет последний зал музея, где когда-то находилась трапезная. Здесь представлены одни из самых больших фресок базилики - «Древо жизни» и «Тайная вечеря», которые занимают практически всю стену. Их автором стал один из представителей династии художников Гадди - Таддео. Кроме того, из ярких достопримечательностей трапезной можно выделить статую Святого Людовика руки Донателло.

Часы работы и стоимость билетов

Базилика Санта-Кроче работает ежедневно (кроме воскресенья) с 09:30 до 17:00.

В выходные и праздничные дни она открыта для посещения с 14:00 до 17:00.

Сам комплекс закрывается в 17:30, однако после 17:00 посетителей не пропускают, даже если у них уже есть билет.

Стоимость билетов:

  • Взрослый - 8 евро (~586 руб. ) ;
  • Детский (11-17 лет) - 6 евро (~440 руб. ) ;
  • Для групп от 15 человек - 6 евро (~440 руб. ) .

Бесплатно в базилику могут пройти дети до 11 лет, инвалиды, руководители туристических групп (вместе с группами), жители Флоренции.

Актуальную стоимость билетов и часы работы рекомендуем уточнять на .


Надо сказать, интересной для экскурсии может стать не только сама базилика Санта-Кроче, но и одноименная площадь, на которой она расположена. Площадь не особо изменилась за последние несколько веков и дает почувствовать атмосферу Флоренции времен Ренессанса. Также отсюда можно пройти к другим достопримечательностям города: на с или к музею Галерея Уффици. Или же прогуляться по набережной Арно! Поскольку базилика Санта-Кроче находится практически в центре Флоренции, здесь несложно найти места для интересного туристического маршрута.

Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) – величайший францисканский храм Италии. Её называют местом особой исторической ценности, музеем великих произведений искусства, Пантеоном итальянской славы. История базилики Флорентийскую церковь Святого креста заложили в 1294 году, на месте ранее существовавшего храма. Освятил её в 1442 году Евгений IV. Есть легенда, что основал Санта-Кроче сам Святой Франциск, хотя […]

Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) – величайший францисканский храм Италии. Её называют местом особой исторической ценности, музеем великих произведений искусства, Пантеоном итальянской славы.

История базилики

Флорентийскую церковь Святого креста заложили в 1294 году, на месте ранее существовавшего храма. Освятил её в 1442 году Евгений IV. Есть легенда, что основал Санта-Кроче сам Святой Франциск, хотя в действительности строительство базилики началось уже после его смерти. Автором проекта здания считается Арнольфо ди Камбио, хотя документальных подтверждений этой версии нет.

Несколько раз церковь пришлось восстанавливать после наводнений, нанесших ей немалый урон. Храм перестраивали, но его готические черты были бережно сохранены. Сегодня Санта-Кроче считают эталонным образцом итальянской готики.

Архитектура

Фасад церкви долгое время оставался недостроенным. На старинных изображениях можно видеть средневековый облик храма – простой, практически лишённый декора. Новый фасад был создан в 1853–63 гг. Николо Маттасом по образцу крупнейших готических храмов в Сиене и Орвието. В XIX веке по проекту Гаэтано Баккани была построена 80-метровая колокольня церкви. Бронзовые врата центрального портала базилики были установлены только в 1903 году.

Храм Санта-Кроче – трехнефный, он разделен двумя рядами мощных граненых колонн, несущих стрельчатые полуарки. Здание в плане представляет собой Т-образный крест с апсидой и трансептом. Ширина трансепта – 73 м; длина главного нефа – 115 метров. Интерьеры церкви оформлены по проекту Джорджо Вазари.

В Санта-Кроче захоронены именитые флорентийцы, великие люди Италии и иностранные подданные. Скульптурное убранство гробниц Микеланджело, Галилея, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини, Фосколо, Маркони поражает удивительной пластикой и светлым элегическим настроением. Каждый надгробный памятник Санта-Кроче – произведение искусства; все усыпальницы выполнены прославленными мастерами своего времени. Всего в базилике захоронено более трёхсот знаменитых людей.

Часы работы

Пн — сб 9:30 — 17:00.

Стоимость входных билетов

Полный — € 6.00;
для детей 11 до 17 лет — € 4.00;
дети до 11 лет — бесплатно.

Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce)
Piazza Santa Croce, 16 50122 Firenze Италия
santacroceopera.it

Ехать автобусом 03 до остановки Magliabechi

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Базилика Санта-Кроче (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Базилика Санта-Кроче в первую очередь знаменита «Пантеоном Флоренции» - могилами известных жителей города, на которые Флоренция оказалась необыкновенно щедра. Здесь покоятся Галилей, Маккиавелли, Микеланджело, Россини, мог бы покоиться Данте. Кроме этого, в интерьере - замечательные фрески Джотто и ясные многоцветные витражи.

Этот храм можно без преувеличения назвать одним из самых красивых, больших и древних францисканских церквей, причем все эти эпитеты применимы по сей день. Построенная в конце 13 века, за долгую и бурную историю республики Флоренции базилика умудрилась сохранить и изумительные фрески Джотто и Джамболоньи, и причудливые архитектурные задумки Брунеллески, и работу над алтарем Донателло.

Пожалуй, именно за красоту храма Санта-Кроче выбирали в качестве места упокоения вип-персоны прошлого.

Главное, что привлекает внимание в базилике Санта-Кроче сегодня - это 16 капелл, каждая из которых - шедевр. Особенно выделяется капелла Пацци, которая была построена все тем же гениальным и изрядно наследившим во Флоренции Брунеллески (ищите капеллу во внутреннем дворике монастыря). Пожалуй, именно за красоту храма Санта-Кроче выбирали в качестве места упокоения вип-персоны прошлого.

В свою очередь храм одобрял или не одобрял для захоронения новопреставившегося. Есть в столь маниакальном выборе престижных покойников и одна забавная подробность.

А именно, базилика Святого Креста (как переводится с ит. «Санта-Кроче») уже несколько веков борется с Равенной за право обладать прахом гениального Данте. Здесь даже стоит его пустой саркофаг с выбитым именем поэта, однако могила пуста. А дело все в том, что в свое время жители и правители Флоренции изгнали Данте из города за нелояльное отношение к властям, неугодные высказывания и в целом причастность к оппозиции. Писатель, не долго думая, поселился в Равенне, где написал свою «Божественную комедию» и умер. После чего до флорентийцев дошло, какого гения они потеряли. Тело поэта потребовали вернуть, но Равенна отказалась, дескать живого не хотели, а мертвого не получите. С тех пор в базилике стоит пустой саркофаг, а Данте, надеемся, не переворачивается в гробу от столь вольного обращения со своим прахом.

К слову, сегодня базилика скорее напоминает музей, нежели религиозное сооружение - приходят сюда главным образом поглазеть на изысканную работу великих скульпторов и художников тех времен. Площадь перед собором ему вторит: на ней устраиваются городские фестивали, проводят концерты, здесь же, кстати, играют в знаменитый флорентийский футбол в старинных костюмах и по очень жестким правилам.

Адрес: Piazza Santa Croce, 16.

Время работы: с понедельника по субботу - с 9:30 до 17:30; воскресенье и Святые праздники - с 14:00 до 17:00.

Стоимость посещения - 8 EUR, дети от 11 до 17 лет - 6 EUR, дети до 11 лет - бесплатно. Аренда наушников - 1,50 EUR.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Базилика Санта Кроче (Церковь Святого Распятия) была построена в конце 13-го столетия во флорентийском готическом стиле. Церковь известна, как Пантеон Флоренции, так как здесь расположены гробницы многих выдающихся итальянцев. Базилика Санта Кроче строилась наряду с Дуомо и Санта-Мария Новелла, как три основные церкви города Флоренции. Все три схожих мраморных фасада спроектированы в типичном флорентийском стиле.

Строительство церкви началось в 1295 году на площадке рядом с рекой Арно, где францисканцы построили небольшой ораторий. Согласно Вазари, базилика была спроектирована Арнольфо ди Камбио, флорентийским скульптором и архитектором, который также работал над собором Дуомо и старым дворцом. Базилика Санта Кроче была освящена в 1443 году Папой Юджином IV.


В 1512 году колокольная башня базилики была разрушена молнией, и восстановлена лишь в 1847 году по новому нео-готическому проекту Гаэтано Баккани. Мраморный фасад был добавлен еще позже, между 1853 и 1863 годами. Средства на строительство были предоставлены богатым британским меценатом Фрэнсисом Джозефом Слоане.


Санта Кроче отличается широким нефом, поддерживаемым направленными арками. Сразу при входе внимание посетителя концентрируется на Часовне Высокого Алтаря в конце нефа. Она украшена фресками Аньло Гадди, изображающими историю Истинного Креста Господня. Свет гармонично протекает в помещение сквозь мозаичные окна, над которыми также трудился Аньоло Гадди. Это одна из самых выдающихся архитектурных достопримечательностей Италии .


С правой стороны расположились Часовни Барди и Перуццо, украшенные фресками Джотто. Фрески на стенах Часовни Барди изображают сцены из жизни Святого Франциска, а часовня Перуцци украшена жизнеповествованиями святого Иоанна Баптиста и Иоанна Апостола. Фрески были перерисованы в 18м столетии, но тщательно восстановлены в соответствии с оригиналом в 1959.


В северном трансепте находится еще одна часовня Барди, где хранится деревянное распятие Донателло. Его друг Брунеллески решил продемонстрировать свои умения и превзойти Брунеллески, создав свою версию распятия, которая теперь хранится в Санта Мария ди Новелла. Тем не менее, созданная в 1425 году работа Донателло выглядит более реалистично и ярко.


Распятие Чимабуэ считается еще более известным. Он создал большую картину, поместив ее на деревянное распятие размерами в 4.48 на 3.9 метров. Его работа считается одним из самых реалистичных вариантов распятия. К сожалению, оно было практически полностью затоплено во время наводнения реки Арно в 1966 году. Распятие Чимабуэ было сильно повреждено и несмотря на реставрацию, все еще находится в критическом состоянии.


Базилика Санта Кроче включает также три монастыря, главный из которых был спроектирован Арнольфо ди Камбио. В южной части находится второй монастырь меньших размеров, созданный Брунеллески. Его считают одним из красивейших монастырей Флоренции. Третий, самый маленький монастырь был построен в тринадцатом веке, формируя сердце оригинального францисканского сооружения.

Как уже упоминалось выше, Санта Кроче содержит гробницы многих знаменитых итальянцев. Многочисленные надгробные плиты покрывают стены церкви. Эту базилику считают местом рождения Ренессанса, где расположен первый ренессансный монумент - гробница политика Леонардо Бруни, созданная в 1444 году Бернардо Росселино. Она стала образцом для многих будущих гробниц, включая могилу Карло Марсуппини напротив северной стены.


Самый знаменитый памятник Санта Кроче - это первая гробница вдоль южной стены, принадлежащая Микеланджело Буонаротти. Она была спроектирована Джорджио Вазари и содержит бюст Микеланджело, украшена множеством статуй и фигур. Статуи были созданы Джиовани Баттиста и Валерио Чиоли. Микеланджело умер в 1564 году в Риме, где построили гробницу Двенадцати Апостолов в его честь. Тем не менее, художник хотел быть похороненным в его родной Флоренции. С разрешения дюка Флоренции, Леонардо Буонаротти выкрал тело Микеланджело и привез его во Флоренцию.


Напротив могилы Микеланджело находится гробница Галилео Галилея, который умер в 1642 году. Но из-за церковной анафемы его запрещено было хоронить по христианским канонам вплоть до 1737 года, когда тело Галилея наконец захоронили в Санта Кроче. Его надгробный памятник был спроектирован Джиованни Баттиста Фоггини, который также разработал бюст Галилея.


Среди других похороненных в Санта Кроче знаменитостей композитор Джоаккино Россини. Один из лучших итальянских композиторов прославился своей оперой "Севильский Цирюльник". Россини умер в 1868 году в Париже и был похоронен на парижском кладбище Пьер-Лашез. Спустя 9 лет его тело было эксгумировано и доставлено в базилику Санта Кроче во Флоренции.


Итальянский поэт Данте Алигьери похоронен в своей родной Равенне, но в его честь в Санта Кроче установлен кенотаф, расположенный напротив южной стены рядом с могилой Микеланджело. Кенотаф был создан в 1829 году Стефано Рикки и изображает Данте над своей пустой могилой, наряду со статуями аллегорических героев из его произведений.


Базилика Санта Кроче во Флоренции знаменита множеством других могил, включая гробницу писателя Уго Фосколо, историка и дипломата Николо Макиавелли, Витторио Альфиери, а так же Жозефа Наполеона и его дочери Шарлотты.

Базилика Санта-Кроче (Флоренция) — одна из основных церквей города и самый большой францисканский храм в мире, построена в конце 13 века в стиле флорентийской готики, знаменита как Пантеон Флоренции из-за большого количества гробниц, в которых захоронены многие выдающиеся итальянцы.

История строительства

По преданиям, основателем Санта-Кроче является Франциск Ассизский (умер в 1226 г.), святой покровитель Италии, который отказался от материальных благ, чтобы нести людям идеи покаяния и мира. Хотя строительство ее было начато в 1295 г. на месте небольшой оратории, построенной францисканцами, недалеко от реки Арно. Название Санта-Кроче (Флоренция) — церковь Святого Креста в переводе с итальянского. Проект ее осуществил А. ди Камбио, местный скульптор и архитектор. Строительство шло на деньги богатых флорентийских семей, которые почитали за честь финансировать возведение святой обители, и продолжалось почти 150 лет. Освящена базилика была в 1443 г. Папой римским Евгением 4-м.

Внешний вид церкви за прошедшие столетия менялся не раз. Особенно это касается фасада Санта-Кроче (Флоренция): фото начала 19 в. показывает его совершенно без украшений. Нынешний облик фасада с 3 порталами, отделанными белым мрамором, был сделан только в 1853-1863 гг. архитектором Н. Матасом в неоготическом стиле на деньги английских протестантов, в частности британского мецената Ф. Дж. Слоане. Именно поэтому в украшении появилась синяя шестиконечная звезда Давида, не являющаяся символом христианства.

Флоренция: базилика Санта-Кроче (фото и описание)

Основная часть здания построена в виде Т-образного креста. За прошедшие столетия постепенно к ней со всех сторон добавлялись пристройки (часовни). Нижние ярусы базилики украшены красивейшими аркадами, верхние — двустворчатыми окнами. По левой стороне здания проходит портик из воздушных и легких арок.

Разрушения произошли в 16 в., в 1512 г. старая колокольня была разбита молнией, восстановить ее смогли только к 1847 г. по проекту Дж. Баккани, и теперь она является прекрасным дополнением к основному зданию.

Базилика Санта-Кроче во Флоренции также включает 3 монастыря, один из которых спроектирован А.ди Камбио. Другой, расположенный в южной части, создан по проекту Бруннелески и считается одним из прекраснейших монастырей Флоренции. Меньший 3-й монастырь (13 в.) замыкает группы неординарных сооружений францисканцев.

Перед церковью Санта-Кроче на площади установлена статуя Данте, созданная скульптором Э. Пации в 1865 г. Ранее она находилась в центре, однако затем была передвинута из-за проведения массовых мероприятий поближе к зданию.

Внутреннее убранство Санта-Кроче

Внутренняя часть состоит из огромного монументального пространства длиной 115 м, выполненного с использованием уникальных дизайнерских решений. Особенно это проявляется в устройстве центрального нефа, отделенного от двух боковых вертикальными пилонами 8-угольного сечения, от которых устремлены вверх остроконечные арки.

По тем временам решение внутреннего интерьера базилики было смелым и нетрадиционным, позволив выделить ее на фоне остальных религиозных сооружений города. Свет внутрь попадает через мозаичные окна, выполненные А.Гадди.

В 16 в. церковь была перепланирована, из-за чего (по заключению специалистов) немного утратила свою красоту. Перекрытия сделаны стропильного типа, а в полу расположены надгробные плиты, занимающие почти все пространство нефа.

Алтарь церкви и фрески

Фрески, украшающие стены около главного алтаря, сделаны А. Гадди (1387) по мотивам легенды об Истинном Кресте. По правой стороне: Архангел Михаил передает ветвь Древа познания, Царица Савская и ее поклонение Древу креста и др. По левой — Св. Елена приносит Св.Крест в Иерусалим, затем царь Перси увозит его, византийский царь Ираклий возвращает Крест в Иерусалим и т. д. Фрески содержат также множество бытовых и сказочных сценок. Красивейшие старинные витражи на окнах были сделаны в 14 в.

Алтарный полиптих, написанный Н. Джерини, изображает боковые панели делались другими художниками, в верхней части — «Распятие», нарисованное мастерами школы Джотто.

Венчает алтарь одна из уникальных картин церкви — «Распятие», которую создал мастер Чимабуэ. Эта большая картина (4,5х3,9 м), размещенная на деревянном кресте, считается самым впечатляющим вариантом распятия. Однако при наводнении в 1966 г. работа была настолько сильно повреждена, что даже попытки реставрации не смогли ее восстановить полностью.

Капеллы церкви

Внутри церкви Санта-Кроче (Флоренция) в трансептах располагается 16 капелл (часовен), каждая из которых является отдельной пристройкой. Капеллы украшены уникальными фресками и скульптурами разных столетий, которые были выполнены самыми знаменитыми мастерами Италии: Маттео Россели, Дж. До Сан Джованни, Фра Бартоломео, Дж. Ли Бондоне и его учениками.

Самые известные из них:

  • Часовня Маджоре и фреска «Легенда о Святом Кресте» выполнена А.Гадди (1380).
  • Капелла Кастеллани с фресками А. Гадди с сюжетами из жизни Святых (1385).
  • Часовня Барончелии с фамильной гробницей и нищей, расписанной Т. Гадди «Мадонна», на других стенах — мотивы из жизни Девы Марии.
  • Капелла Ринуччини представляет работы мастера Дж. Ди Милано, изображающими жизнеописание Магдалины и Девы Марии (1379).
  • Часовня Перуцци содержит изображение жития И. Крестителя и И. Богослова, написанные художником Джотто.
  • Капелла Барди — освещает житие Фр. Ассизского
  • Другие Тосиньи, Пульчи и др.) также хранят бесценные произведения искусства.

Внутри базилики расположен Монастырский двор, из которого также есть выходы в капеллы. Так, Капелла дей Пацци, названная «подлинной жемчужиной Раннего Возрождения», украшена прекраснейшими работами Брунеллески (1443), декорирована знаменитыми итальянскими мастерами Д. да Сеттиньяно, Л. дела Роббиа, Дж. Да Майано. Перед капеллой находится пронаос, состоящий из коринфских колонн. В 1461 г. она была укрыта небольшим куполом.

Пантеон Санта-Кроче

В церкви Санта-Кроче (Флоренция) покоятся самые известные люди Италии и почетные граждане Флоренции. Часть захоронений — истинные, в которых погребены умершие знаменитости, а другие, называемые кенотафы, — надгробные памятники, не содержащие человеческих останков.

Санта-Кроче по праву считается местом зарождения Ренессанса, т.к. содержит монумент-гробницу Л. Бруни, итальянского политика, созданную в 1444 г. мастером
Б. Росселино. Этот монумент стал образцом для будущих работ эпохи Ренессанса, включая надгробие К. Марсуппини недалеко от северной стены церкви.

Самые известные надгробные памятники размещены вдоль правого нефа южной стены:

  • Памятник-бюст Микеланджело, выполненный мастером Вазари (1579), и множество статуй и фигур работы Дж. Баттиста и В. Чиоли. Хотя Микеланджело и умер в Риме, но завещал себя похоронить в родном городе. Выполняя его наказ и с разрешения мэра Флоренции, Л. Буанаротти выкрал тело Микеланджело из Рима и тайно перевез его сюда.

  • Кенотаф Данте Алигьери и статуи героев его произведений сделаны скульптором Риччи (1829).
  • Памятник Макиавелли работы Спинации (1787).
  • Гробница Галилео Галилея, умершего в 1642 г., однако из-за запрета церкви не был похоронен по христианским обычаям до 1737 г. Тогда его тело перевезли и поместили в церкви, скульптурная композиция и бюст Галилея выполнены Дж.Баттиста Фоггини.

  • Надгробие композитора Дж. Россини, который прославил Италию оперой «Севильский цирюльник». Спустя 9 лет после смерти в 1868 г. в Париже его тело было перевезено с кладбища Пер-Лашез и захоронено здесь во Флоренции.
  • Надгробие историка и дипломата Н.Макиавелли.
  • Гробница Жозефа Наполеона и его дочери и др.

Всего на территории церкви похоронены почти 300 именитых итальянцев, причем каждое надгробие украшено скульптурами и барельефами.

Одна из достопримечательностей церкви — выполненная флорентийцем Пио Феди в 1883 г. статуя Поэзии, посвященная памяти поэта и драматурга Дж. Баттиста Николлини. Она установлена над его надгробием в базилике Св. Креста.

Фигура эта очень сильно похожа на статую Свободы, работу выдающегося французского скульптора Фр. Бартольди (1887). Как доподлинно известно, Бартольди в 1870 г. жил во Флоренции и, очевидно, был вдохновлен работой итальянского скульптора.

Большой интерес у туристов вызывает кенотаф знаменитого поэта Данте (1265-1321), расположенный в церкви Санта-Кроче (Флоренция). История с гробницей поэта, прославившегося своей «Божественной комедией» и создавшего современный литературный итальянский язык, длится уже несколько сотен лет. После смерти поэта Флоренция борется с городом Равенной за право перевезти и захоронить его останки, однако не может этого добиться. Все произошло еще в 14 в. по вине правителей и жителей Флоренции, которые изгнали Данте из своего города за неугодные высказывания и оппозиционные взгляды. Писатель переехал в Равенну, где вскоре умер. Когда же Флоренция стала просить выдать ей прах Данте, то Равенна не согласилась, и с тех пор саркофаг в Санта-Кроче стоит пустой.

Санта-Кроче: расположение, часы роботы, цены

Чтобы найти знаменитую базилику, нужно прийти на площадь Санта-Кроче (Флоренция), на которой она и стоит. Эта площадь в старину была местом проведения ярмарок и турниров, сейчас стала местом проведения фестивалей, спектаклей и концертов. На ней же проводят иногда соревнования по где игроки одеты в старинные костюмы и соревнуются по жестким старинным правилам.

В Санта-Кроче (Флоренция) часы работы музея-церкви с 9.30 до 17.30 в будние дни и субботу, в праздничные дни — с 14.00 до 17.00.

Цена билетов в церковь: 8 евро, льготные билеты для детей возрастом 11-17 лет, школьников — 4 евро, бесплатный вход для детей младше 11 лет, жителей Флоренции, инвалидов и сопровождающих.