Мечеть омейядов в дамаске. Мечеть омейядов - большая мечеть дамаска Дамаск

Занимая значительную площадь (157*100 м), мечеть делится на трехнефный молитвенный зал глубиной 37 м и обширный двор. Главная ось, ориентированная поперек нефоф, закреплена куполом на пилонах с трехчастной аркой между пилонами со стороны двора и расположенным у стены главным михрабом - украшенной декором священной нишей. Двухъярусные аркады интерьера высотой около 15 м несут плоский балочный потолок. Открытые во двор арки покоятся на квадратных в сечении столбах; внутренние арки, слегка подковообразной формы и со слабовыраженной стрельчатостью, опираются на мраморные коринфские колонны, детали которых говорят об их византийском происхождении. О византийском влиянии говорят и сохранившиеся орнаменты в отделке интерьера: низ стен был облицован мрамором, верхняя часть до потолка была сплошь покрыта мозайкой на золотом фоне. По общей площади мозаичных изображений мечеть превзошла византийские образцы. Однако трактовка форм здесь отличается самобытностью. В многоколонном зале, имеющем 19 нефов и свыше 600 колонн, доминирует оригинальная по своей разработке аркада из двух ярусов самонесущих арок. Сочетание видимого в перспективе «леса колон» с ажурными арками, подчёркнутыми клинчатой кладкой из белых и красных камней, образует в пространстве богатый и красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. Вместе с ием соразмерное построение аркады в плане и по высоте подчинено строгой логике. Выделены главный неф и отдельные подкупольные ячейки. Интерьеры под куполоми, акцентрированные декором, украшены сложной системой пересекающихся арок - полуциркульных, трех и пятилопастных.

Мечеть содержит сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого пророком как христианами, так и мусульманами. Голова, возможно, была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети. Большая мечеть Омейядов в Дамаске вмещает 10 тысяч молящихся внутри и 20 тысяч человек - во дворе.

Мусульманский культ, который заключается в общей молитве и чтения Корана, ограничен церковным набором. В молитвенном зале рядом с михрабом воздвигался минбар -- возвышение для проповедника. Обычно минбар имеет вид очень высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой и обшит резными деревянными панелями Пол, на котором сидели мусульмане застилался ковром. А старые массивные Кораны ставились на деревянные, красиво украшенные стойки.

Примером такого рода архитектурного памятника являются одни из знаменитых мечетей: Куббат ас-Сахра или «Купол Скалы» и мечеть Ахмеда. Это центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиугольными обходами на аркадах. Или мечеть Омейядов созданная в 705-715 годах в Дамаске, столице Сирии.

«Купол Скалы»

Рядом с мечетью возвышаются минареты, представляющие собой высокую, тонкую, круговую в сечении башню с балкончиком. В разных центрах и в разные исторические периоды создаются своеобразные виды минаретов, различающихся размерами, пропорциями и композициями. Практическое значение минарета заключается в публичном призыве правоверных на молитву, которые выполняет специальный служащий при мечети -муэдзин. Он поднимался по лестнице, заключенной внутрь башни.


Мечети с их минаретами являются яркой отличительной особенностью арабской архитектуры и всего мусульманского мира. Они завораживают своими размерами и красотой арок, с их орнаментом, мозаикой. Однако, не менее красивы дворцы, предназначенные для покоя правителя, а так же для личных приемов.

Основные приемы в области архитектуры арабов - наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях - специфических повышенных очертаний с легкой стрельчатостью купола.

Израиль. Мечеть Скалы в Иерусалиме -- одна из главнейших святынь мусульманства -- расположена на месте, которое имелo огромное религиозное значение еще задолго до возникновения ислама.

Мечеть «Купол Скалы» была выстроена между 688 и 692 годами. Она является самой древней в мире из сохранившихся мусульманских построек, хотя ее и называют «немусульманской», потому что в ее форме чувствуется влияние архитектуры раннего христианства. Мечеть Скалы является не только третьей по значимости святыней ислама, но и самым величественным архитектурным памятником Ближнего Востока. И действительно, мечеть, воздвигнутая над скалой, является как бы куполом, прикрывающим это священное место.


Говорят, что изначально купол мечети был сделан из золота, но исторические документы рассказывают, что купол был покрыт свинцовой крышей, а наружная поверхность листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохранялась вплоть до 1964 года, когда в ходе произведенного в мечети ремонта покрытие купола сделали из алюминиевых листов, которым химическим путем придали цвет золота. Диаметр его составляет 20 метров, а высота купола -- 34 метра, он хорошо виден почти со всех точек Иерусалима. Расположен купол на основании, поддерживаемом каменными колоннами.

Внешние стены мечети представляют собой восьмигранник и выполнены с аркадами. Изначально они были покрыты стеклянной мозаикой, но в XVI веке ее заменили на плитки в мусульманском стиле. Внутри мечеть двумя рядами колонн делится как бы на три круга, что позволяет паломникам целыми процессиями свободно двигаться вокруг находящейся в центре скалы. Под камнем расположена пещера, в которую ведут одиннадцать ступеней. А в потолке пещеры имеется отверстие, через которое стекала кровь жертвенных животных.

Мечеть Скалы имеет четыре двери, ориентированные по четырем частям света. Северный вход называется Вратами рая, восточный -- Вратами Давида. Южный вход считается центральным, а напротив него высится фасад другой мечети -- Аль-Акса. Внутри мечети Скалы находится изумительная мозаика с узорами, которые выполнены под явным влиянием византийского искусства. Стены ее украшены орнаментами с письменами -- непременным декоративным элементом исламской живописи. Одна из надписей напоминает о строителе мечети -- халифе Абдуль аль-Малике из династии Омейядов. Живший позднее халиф из династии Аббасидов поставил строительство мечети в заслугу себе и изменил надпись.

Мусульмане со всей планеты пытаются оказаться хоть раз в жизни в мечети Омейядов. Она является одним из самых величественных храмовых сооружений Сирии. Для архитектурного наследия государства ценность постройки считается поистине колоссальной. Кроме того, ее расположение весьма символично. Ибо храм находится в Дамаске. Он является старейшим мегаполисом мира. Описание мечети Омейядов читайте далее.

Старейший город

Итак, этот памятник культуры и архитектуры находится в сирийской столице. Ученые считают, что город был основан примерно тысячу лет назад. На данный момент он по праву является крупнейшим религиозным центром всего Леванта. А его изюминкой считается как раз мечеть Омейядов.

Напомним, Левант - это все государства восточного Средиземноморья. Среди них Иордания, Египет, Турция, Ливан, Палестина, Сирия и пр.

Между прочим, в свое время апостол Павел посетил город Дамаск. После этого в столице возникло новое религиозное течение, которое стало называться христианством. Кстати, город неоднократно упоминается и в Библии.

Древняя история

В древности сирийская столица была покорена царем Израильского государства Давидом. А в 333 г. до н. э. Александр Македонский вторгся на эту территорию и захватил город. Спустя несколько столетий город Дамаск признал и власть Рима.

На том месте, где сейчас высится мечеть, существовал храм Хадада. На этой территории древние арамейцы проводили свои соответствующие богослужения. К слову, от той постройки уцелела базальтовая стела.

Когда на территорию Дамаска распространилась власть римских наместников, храм был уничтожен. А на его месте было построено святилище Юпитера. Позже оно стало называться храмом Иоанна Крестителя.

Заметим, что в те времена на протяжении семи десятилетий церковь стала прибежищем и для христиан, и для мусульман. Богослужения проводились одновременно для этих конфессий. При этом, завоевав Дамаск в 636 году, арабы не только не уничтожили сооружение, но и возвели небольшую пристройку из кирпичей около храма.

Разрушение римской базилики

Тем временем город начал превращаться в настоящую столицу большого халифата. А число мусульман сильно возросло. И огромный римский храм уже был не в состоянии вместить всех желающих. Соответственно, приверженцы христианства оказывались лишними.

К этому периоды халифы понимали, что в городе давно пора было построить свое святилище, как в Эль-Куфе, Мекке, Басре, Медине. Это сооружение должно было в лучшую сторону отличаться от христианских храмов. Оно противостояло бы им красотой убранства и архитектуры. Но перед началом возведения церковь в начале была выкуплена у христиан, а потом и вовсе была разрушена.

К слову, впоследствии все христианские культовые постройки были уничтожены. Некоторые из них превращались в мечети. На данный момент сохранена только церковь Св. Марии. Она считается сейчас главным собором Антиохийского патриарха.

Строительство мечети

Разрушив римскую базилику, арабские зодчие на том же месте приступили к непосредственному возведению мечети. Строительные работы длились одно десятилетие. В них были задействованы двенадцать тысяч рабочих.

На строительство дамасские власти истратили все финансовые средства, которые были тогда в сирийской казне.

Также к процессу работ были привлечены известные архитекторы Персии, Индии и Магриба.

Кроме того, ряд правителей Леванта решили внести свою лепту в возведение сооружения, предоставив для этого колоссальное количество драгоценных камней.

Архитектура сооружения

В результате мечеть Омейядов (Сирия) действительно получилась величественной и очень красивой. Она была отделена от города толстыми стенами.

Войти в здание можно с четырех сторон через ворота. Кстати, у левого входа находится большая деревянная повозка на огромных колесах. Многие считают, что это сооружение является таранным устройством. По их словам, его оставил великий Тамерлан, когда штурмовал Дамаск. Другие же считают, что эта повозка - древнеримская боевая колесница.

За воротами расположен внутренний двор, который выложен черно-белыми плитами из мрамора. Его длина составляет 125 м, а ширина - 50. Он украшен изображениями райских садов и мозаикой. К слову, эта мозаика по праву считается лучшим украшением мечети. Говорят, чтобы ее сделать, пригласили константинопольских мастеров. Правда, на протяжении длительного времени мозаика была скрыта под большим слоем штукатурки. И лишь в 1927 г. реставраторы смогли восстановить ее былую красоту.

В центре двора есть фонтан и бассейн для омовения. Что касается пола молельного зала, он застелен коврами. Их там практически 5 тысяч. Верующие жертвовали их в пользу мечети.

Минареты

Над храмом высятся 3 минарета. Они сохранились почти в первозданном виде. Но, к сожалению, не все.

Самый старейший минарет находится в северной части стены, которая окружает храм. Название сооружения - минарет Аль-Арук. Увы, как он выглядел после строительства, трудно сказать. А после очередных реставрационных работ верх здания выполнен исключительно в современной стилистике.

Минарет, который расположен в западной части мечети, нарекли Аль-Гарбия. Он был построен в пятнадцатом столетии и был увенчан довольно острым шпилем.

Ну а юго-восточный минарет носит имя Ису, или Иисуса. По легенде, когда наступит Страшный суд, Христос спустится по этому минарету и окажется в мечети. После этого он должен воскресить пророка по имени Яхья. Затем они отправятся в Иерусалим, где будут устанавливать истинную справедливость на всей Земле. Кстати, вот поэтому ежедневно на место, куда ступит нога Иисуса, всегда стелют совершенно новый ковер.

Часовня Хусейна

В огромном здании мечети существуют и свои тайны. Так, в глубине двора, среди колонн галереи, есть небольшая дверца, которая ведет к т. н. часовне Хусейна. Она, пожалуй, является одной из основных святынь храма. Именно в этой постройке, в капсуле, хранится голова Хусейна. Он был внуком пророка Мухаммеда и считается мучеником. Его убили в одном из сражений в далеком 681 г., а голову отсекли. После этого ее доставили в Дамаск. По приказу сирийского правителя голову повесили на воротах города. В свое время именно на этом месте легендарный царь Ирод выставил голову Иоанна Крестителя. Но к этому мы вернемся чуть позже.

Когда Хусейна не стало, птицы, по преданию, стали издавать лишь печальные трели. А все горожане плакали. Правитель Сирии раскаялся и приказал положить голову в гробницу из золота. Потом ее поместили в склеп, а немногим позже - в мечеть.

Кроме того, приверженцы ислама верят, что в часовне лежат и волосы пророка Мухаммеда. Якобы он их обрезал, когда находился в Мекке. Заметим, что пророк был тогда в городе в последний раз.

Голова Иоанна Крестителя (пророка Яхьи)

В центре мечети находится также капсула с головой Иоанна Крестителя. На Руси его называют Иоанном Предтечей, в мусульманском же мире его именуют Яхья.

Эту святыню нашли совершенно случайно. Когда только-только начались строительные работы по возведению мечети, сирийские зодчие закладывали фундамент. Именно тогда была найдена и могила. Верующие утверждают, что это было захоронение как раз Иоанна Крестителя. Как бы то ни было, но правитель приказал сохранить могилу. В результате она осталась на том же месте, где ее нашли позднее. Она находится в самом центре двора.

Гробница изготовлена из белого мрамора. Она окружена стеклянными нишами. Через них верующие могут положить внутрь фотографию или поминальную записку. Кроме того, там можно передать деньги этому святому в качестве дара.

Честно говоря, история с головой окончательно не выяснена до сих пор. Говорят, что в могиле пророка Яхьи лежит лишь часть его мощей. Другие части головы находятся в Амьене, Афоне и Риме.

Правила посещения храма

Мечеть Омейядов в Дамаске считается очень гостеприимным местом. Причем для людей абсолютно любого вероисповедания. Гости и верующие, как правило, всегда ведут себя довольно раскованно. Они могут молиться, сидеть, читать, лежать и даже спать. А маленькие дети обожают кататься по мраморным плитам двора. При этом служители храма всегда относятся ко всем спокойно и демократично. Они никогда никого не осуждают и уж тем более не выгоняют.

Гости Дамаска посещают мечеть Омейядов за символическую плату. Правда, в пятницу туристов не пускают. При входе в храм необходимо снять обувь. Ее можно отдать служителям на хранение. Правда, за дополнительную плату. В противном случае стоит носить обувь с собой. Представительницам слабого пола выдают специальные черные накидки.

Немаловажная деталь: в Сирии климат очень жаркий. И поэтому мраморный пол в большой мечети Дамаска часто раскаляется буквально до предела. Соответственно, по такой поверхности просто нереально передвигаться. Одним словом, туристы в такой ситуации берут с собой носки.

Испытания

Мечеть Омейядов, реликвии и святыни которой мы рассмотрели, прошла и через ряд серьезных испытаний. Так, некоторые части храма неоднократно горели. Кроме того, сооружение пострадало и от стихийных бедствий. Три раза на храм обрушивались страшные землетрясения. Также на территорию Дамаска вторгались монголы, османы и сельджуки. После таких набегов храм, казалось, был окончательно разрушен. Но несмотря на это, мечеть быстро восстанавливалась. И столица Сирии поныне гордится этим уникальным памятником культуры.

И я уехали из еще спокойной тогда Сирии. Сейчас предлагаю почитать рассказ и посмотреть фотографии одной из старейших и крупнейших мечетей мира, расположенной в Дамаске.

Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов расположена в старой части столицы Сирии, одном из старейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Ионна Крестителя (Яхья), почитаемого пророком как христианами, так и мусульманами. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

1. Мечеть не просто так называется большой. Это самое большое строение старого Дамаска. Хорошо виден просторный внутренний двор мечети и 3 ее минарета.

2. Огромный внутренний двор мечети выложен полированными плитами.

4. В мечети во время молитвы. Ходить по коврам можно только без обуви. Узор ковров размечает молельные места.

5. Меня удивила некоторая раскованность прихожан: довольно много людей во время молитвы читают газеты и журналы, играют в мобильный телефон, обсуждают между собой насущные проблемы, фотографируются, а некоторые даже спят.

6. Я забыл сказать, что в мечеть и на территорию внутреннего двора пускают бесплатно только мусульман (правда при входе спрашивают, из какой страны посетитель; так пускают только приезжих из арабских стран и Турции). Остальным приходится платить 50 фунтов (на момент пребывания в Сирии надо было делить на 1.5, чтобы получить цену в рублях).

7. Погода в тот день была переменчивая: дождь сменялся солнцем, потом снова приходили облака. За 20 минут до режимного времени пошел дождь, который закончился в нужный момент. Благодаря ему на полу было отражение, а небо было не однородно синим.

8. Сирийцы очень спокойно относятся к съемке на территории мечети, в том числе и со штатива. Иногда подходили спрашивали, из какой мы страны и для какого журнала снимаем.

9. Приятно удивило отсутствие людей, хотя за пределами мечети жизнь кипела до поздна.

10. Мечеть была построена при Омейядском халифе Аль-Валиде I между 706 и 715 годами на месте христианской церкви, посвященной Иоанну Крестителю (утверждается, что голова Ионна, хранящаяся в сокровищнице мечети, была найдена во время строительства мечети).

11. Омейяды - династия халифов, основанная Муавией в 661. В 750 году их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кордовский халифат).

12. Один из трех минаретов мечети (тот, что виднеется в левой части панорамы, справа от зеленой крыши), носит имя Иса бен Мариам, то есть "Иисус, Сын Марии". Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос.

13. ... и снова приходят облака...

14. Часть стен и галерей мечети украшены мозаиками, что хорошо видно на этой панораме.

На сегодня все. К Дамаску я еще вернусь, когда буду рассказывать про Сирийские города в целом. А завтра будет пост про стамбульские базары.


Омейядская мечеть, сердце Старого города Дамаска.
Мечеть Омейядов (по-арабски Джами аль-Омауи) – одно из самых святых мест ислама, уступающая святостью только мечетям Мекки и Медины, и иерусалимской Аль-Аксе. Но превосходящая всех их грандиозностью. Священным это место было задолго до проповеди Пророка. В 9 веке до нашей эры на этом месте был построен храм арамейского бога Хаада, размерами сравнимый с храмом Бела в Пальмире. Римляне перестроили его в грандиозный храм Юпитера, сравнимый уже с баальбекским. В конце IV века император Феодосий превратил языческое капище в базилику Св.Захария, позднее переименованную в честь Иоанна Крестителя. В 636 году Дамаск заняли арабы и восточную часть базилики сделали мечетью. При этом её западная часть ещё 70 лет оставалась христианской. Потом христиан выгнали и халифы занялись грандиозной перестройкой мечети, угрохав на неё 7-летний сбор налогов со всего государства. Вызванное этим опустошение казны и стало одной из причин падения Омейядов. С тех пор мечеть дошла практически в неизменном виде, последний раз её обновляли и реставрировали Османы в 1893 году.
Дорого к мечети много, но обычно используют две. С ас-Сауры прямой путь ведёт к мечети через крытый рынок Хамидия.

Заканчивается он кораническими лавками


у коринфских колонн античных западных врат теменоса (священной территории) храма Юпитера.


После них выходим на площадь перед западной стеной мечети, где всегда многолюдно и многоголубно.


На эту же площадь выводит другая дорога – с Прямой по Шария Сук аль-Бзурия, мимо дворца Азема, к южной стене мечети, свернуть налево.
Почему на площади многолюдно? А потому что на неё выходит западные врата мечети (Баб аль-Барид), через которые внутрь ходят правоверные.


Ходят, разумеется, бесплатно. Прочие же должны ходить платно и через другой вход. За чем и следит стоящий у ворот полицейский.


Прежде чем войти внутрь, стоит обойти саму мечеть, пройти вдоль мощнейшей стены, больше напоминающую крепостную, посмотреть на высоченные минареты.
Мечеть в плане имеет вид прямоугольника – соответственно минаретов три:) Причём возведены они в разные эпохи и в разных стилях. С площади у западных врат видны два – на севере минарет Невесты, самый старый, построенный в 705 году, на юге – минарет Аль-Гхарбия, самый красивый, в мамлюкском стиле.


Пройдя вдоль южной стены, по Шария Сук аль-Аббасия (торгуют сувенирами), мимо закрытых южных врат (Баб Зияда), увидим минарет Исы (Иисуса), построенный в 1347 году, из остатков башни храма Юпитера – местные верят, что именно на него снизойдёт Иисус в Судный день. Разумеется, этот минарет самый высокий.
Завернув за угол, выходим на ту самую улочку Калмания с кафешками. Начинается она от эффектно-закрытых восточных врат мечети (Баб аль-Нафура). Рядом имеется и что-то античное – остатки восточных ворот теменоса храма Юпитера.


Вообще, восточнее храма в античную эпоху была агора – торговые ряды древнего Дамаска, и там кое-где попадаются встроенные в дома античные колонны.
Ладно, пора внутрь – для этого вернёмся к западным вратам. Мечеть Омейядов открыта для посещения неверными все дни с утра до вечера (точнее с утренней до вечерней молитвы, так что, если есть желание, можно прийти и в 4-ре утра:)), кроме времени главного пятничного намаза (с 12:30 до 14:00).
Заход в мечеть немного мудреный, ибо билёт продают не там, где надо заходить. Итак, идём на север вдоль западной стены и сворачиваем в воротца – там и находится небольшое здание тикит-офиса, над которым возвышается купол мадрасы Захарии. Билет стоит 50 фунтов.


По его получению не стоит сразу бежать в мечеть – стоит пройтись по небольшой территории за тикит-офисом. За ним расположен небольшой парк, в котором есть мавзолей Саладдина, а так же могилы трёх турецких лётчиков, погибших в 1914-м при перелёте из Стамбула в Каир. Правда, в парк не пускала железная решётка, кажется, и тут что-то реставрируют. Или просто я поздно пришёл?


Ещё восточнее находится симпатичная мамлюкская мадраса Джакмакия (XV век), в которой размещается Музей арабской эпиграфики (75 фунтов вход) – коллекция образцов арабской письменности и предметов для письма.
Ладно, пора уже и в мечеть. Идём по Шария ас-Садрия, мимо железной решётки сада и мадрасы, где уже побывали. У решётки валяются несколько римских колонн, собранных по окрестным кварталам.


Кстати, насчёт дрыхнущего на колонне рыжего кота. Типичных домашних кошек видел только в христианских районах Восточного Бейрута. В остальных же местах постоянно попадались на глаза тощие бродячие коты, кормящиеся с многочисленных местных свалок и прячущиеся от жары под припаркованными машинами. Естественные их враги – собаки – в арабских городах не водятся, посему местные кошки особой пугливостью не отличаются.
Иноверцы входят в мечеть через северные врата (Баб аль-Амара). При приближении к ним справа видны остатки колоннады храма Юпитера.


В мечети положено разуваться. Так что желательно для похода в мечеть подобрать носки чистые и не дырявые:) Туристы могут носить обувь в руках, а могут сдать в стеклянную будочку контроллёру.


При возвращении обуви за это просят бакшиш, но можно и послать:) Местные же обычно просто оставляют обувь у порога, или кладут в чёрные полиэтиленовые пакеты и носят с собой. Туристкам же приходится одевать накидки-абайи с капюшоном и длинными рукавами какого-то грязно-зелёного цвета.


Входы ведут в обширный внутренний двор мечети. Ярко блестит начищенный пол, играют дети – тут им позволяют бегать, в отличие от молельного зала.
По центральной оси внутреннего двора возвышается парочка восьмиугольных сооружений на колоннах, парочка античных колонн со светильниками века XIX наверху, ну и бассейн для омовения в ротондочке.


С восточной стороны внутреннего двора мечети находится вход в святилище Хусейна, где хранится голова внука Пророка и главного мученика шиизма. Именно её присутствие тут и является причиной обилия иранских паломников в мечети Омейядов, убивших Али и Хусейна. Но при мне святилище был закрыто и огорожено киперной лентой светло-зелёного цвета.


С западной стороны внутреннего двора мечети идёт 37-метровая арочная крытая галерея, в которой и находится главный вход для правоверных.
Галерея и главный вход украшены замечательными мозаиками VIII-XIII веков.


Изображают они то ли рай, то ли долину Бароды в окрестностях Дамаска.


Короче, одно и тоже, если верить реплике пророка Мухаммеда, который по преданию не стал входить в Дамаск, сказав, что в рай можно войти только однажды.
Фасад молельного зала тоже украшен мозаикой (с позолотой) и имеет 22 двери и вечно закрытые главные врата.


Входят в молельный зал через некоторые из этих дверей, которые открыты. Большинство – через крайние западные, которые прямо около главного входа в мечеть для правоверных.
Внутри, у входа висит вот такое электронное табло, на котором обозначены время восхода-заката солнце, а также намазов.


Обширный и высоченный молельный зал разделён двумя рядами коринфских колонн на три громадных нефа.


Пол выложен мягкими красными кровами, с потолка свисают огромные люстры. В центре зала на высоте 36 метров возвышается гигантский купол, построенный после пожара XI века.


В южной стене имеются михрабы – ниши, указывающие молящимся направление на Мекку, а посредине южной стены находится минбар – кафедра имама.
В восточной части молельного зала расположено святилище Иоанна Крестителя (пророка Яхьи в исламе),


за зелёным стеклом которого можно разглядеть саркофаг с головой Иоанна Крестителя.


Правда, великие пророки не похожи на обычных людей. Например, судя по количеству голов Иоанна Крестителя, почитаемых в разных местах Ближнего Востока, их у него было не меньше десятка:) Но дамасская голова – одна из самых почитаемых мусульманами.
Место, как и всё в Старом городе, удивительно атмосферное. Приятно неспеша побродить по залу, посидеть на мягком ковре у одной из колонн, наблюдая за собравшимися. Рядом с минбаром сидит имам, вокруг него (тоже сидят) – небольшая толпа. Голос имама разносит по всей мечети громкоговоритель – но не слишком громко, так идёт звуковым фоном, вплетающимся негромкой нотой в общую атмосферу.


Ещё одна группа людей сидит в центральном нефе, ближе к святилищу Иоанна Крестителя, слушают кого-то другого, в шапочке хаджи. В различных местах о чём-то молятся по одиночке. Бродят туристы – особенно бросилась в глаза толпа то ли японок, то ли кореянок в абайях.


Наибольшая концентрация народа – у святилища Иоанна Крестителя. Кто-то, приложившись лбом к железной решётке и закрыв глаза, неслышно шепчет молитву. А рядом компания молодых и современно одетых парней и девушек, явно местных. Фоткаются на мобильники на фоне святилища, громко болтая.
В общем, квинтэссенция жизни. Действительно, стоит побывать и посмотреть – не обежать все достопримечательности, а именно посидеть и отдохнуть, остановится и оглянутся.
В следующий раз - прогулка по .

Большая мечеть Дамаска, также известная как Мечеть Омейядов, одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе Дамаска, представляет собой большую архитектурную ценность.

Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого Пророком как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием базальтовой стелы, изображающей сфинкса и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю.

Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. При Омейядском халифе Аль-Валиде I, однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на Ближнем Востоке и позже стал столицей Государства Омейядов.

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное Тамерланом после штурма Дамаска, другие считают повозку боевой колесницей времен Древнего Рима. Пол молельного зала устлан множеством ковров - их здесь более пяти тысяч.

В молельном зале стоит гробница с Главой Иоанна Крестителя, отсеченной по приказу царя Ирода. Усыпальница сделана из белого мрамора, украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, фотографию, передать в дар пророку Яхье (так мусульмане называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть «Иисус, Сын Марии». Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос. Руки Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

История с мощами Предтечи так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на Афоне, другая - во французском Амьене, третья - в Риме, в церкви Папы Сильвестра.

Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.