Государственная граница монголии. Пересечение границы монголии

Цель маршрута - пересечь Монголию с запада на восток, познакомившись с этой замечательной страной так, чтобы из Алтая попасть на озеро Байкал. Времени на всё было всего неделя, поэтому было решено ехать по самому простому пути – Южному.

  • 6 дней
  • протяженность ~2000 км
  • фотоотчёт и рассказ о маршруте -

Целью маршрута было пересечь Монголию с запада на восток, познакомившись с этой замечательной страной так, чтобы из Алтая попасть на озеро Байкал. Времени на всё было всего неделя, поэтому было решено ехать по самому простому пути – Южному.

Граница Россия - Монголия

Данный маршрут предполагает въезд в Монголию через границу в селе Ташанта республики Алтай, а выезд из деревни Кяхта республики Бурятии. Можно проезжать в обратном порядке, также есть ряд других пограничных пунктов между двумя странами.

Режим работы каждого пункта отличается и может меняться, поэтому для планирования поездки лучше уточнить время и дни работы пунктов. Для этого можно поискать последние новости на сайте росграницы, введя в поиске "Ташанта" или другой пропускной пункт. Пункт в Кяхте работает без перерывов и выходных, но и там возможны изменения, на всякий случай также стоит поискать на сайте rosgranitsa.ru. Пункт в Ташанте часто закрывают на несколько дней в связи с праздниками на Монгольской стороне, будьте внимательны при планировании поездки.

Документы необходимые для перехода границы: для граждан России достаточно одного заграничного паспорта, других документов и виз на срок до 30 дней не потребуется. Гражданам иных стран, в том числе СНГ нужна виза. Через границу пропускают только на транспорте. Водителю необходимо иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права, причём права подойдут простые российские, в Монголии на момент написания статьи (2016г.) международные водительские права не требовались. Российская страховка транспортного средства в Монголии не понадобится, там вам придётся оплатить их собственную (1 500 руб. в 2016г.), плюс транспортный налог (500 руб.), - и то и другое вам будут упорно продавать сразу после пересечения границы. На пограничном пункте в Монголии с вас возьмут ещё около 50 руб. за санитарную обработку, которую, кстати, могут и не делать вовсе, просто выписав квитанцию.

Наши впечатления от прохождения границы

Так как очередь у границы в Ташанте занимали в воскресенье вечером, границу прошли быстро. На обе стороны в целом ушло около 4 часов. На нашей стороне работают чётко, всё интуитивно понятно, если запутались, вам всегда подскажут, куда подойти и что сделать. Вещи сильно не проверяли, мы взяли несколько сумок и пропустили их через рентген, все остальные вещи (вся машина под завязку, включая багажник на крыше) сильно воротить не стали, просто осмотрели машину, попросив открыть всё, что открывается. Главное нормально отвечать на вопросы и делать то, что скажут, тогда никаких проблем, кроме ожидания в очередях, не возникнет. На монгольской стороне сложнее разобраться, что к чему, и спросить труднее, - с русским языком у них не всё так хорошо, иногда лучше говорить на английском. Но и там, если проявить внимательность, всё проходит довольно-таки быстро, не стесняйтесь спрашивать, куда идти и что делать. Граница в Кяхте гораздо более продуманная с монгольской стороны, а круглосуточный режим работы даёт возможность пройти границу в ночь, когда народу практически нет. На нашей стороне нас, как граждан России, пропустили без очереди.

Дороги Монголии

Южный путь - одна из трёх основных магистралей, проходящих с запада на восток, и именно южный путь считается самым асфальтированным. Из 2000 км около 1100 км асфальт, по состоянию на 2016 г. Дороги строятся большими участками. Но тем не менее, это Монголия, и зачастую основной путь - это десяток накатанных по степи дорог, особенно если свернуть с основной магистрали. Просёлки в разном состоянии: некоторые относительно хорошие, можно ехать быстро, но большая часть с так называемой гребёнкой, - ехать по ней не очень приятно, однако есть выбор, и зачастую можно найти хорошую колею, главное не сбиться с верного направления, так как некоторые ответвления ведут к дальним юртам или же совсем в другие долины.

По указателям ориентироваться очень трудно, лучше пользоваться навигатором и картами. Броды на Южном пути есть, в июле не представляли абсолютно никакой сложности, даже легковым автомобилям, но видно, что реки прилично разливаются во время паводков. Новый асфальт в западной части очень хороший, а вот тот, что ближе к Улан-Батору довольно-таки коварный: то и дело посреди дороги встречаются ямы приличных размеров, следует быть всегда на чеку. Большинство асфальтовых дорог платные, на выезде из городов стоят пропускные пункты, обычно берут по 1000 тугриков.

На основной магистрали движение относительно живое, можно надеяться на помощь в случае необходимости. Монголы, живущие далеко от Улан-Батора, чаще всего ездят на подготовленных "Крузаках" и, надо сказать, ездят лихо, возя с собой по 4 запасных колеса. Но если съехать немного дальше от основной дороги, можно подолгу не встречать вообще ни одного автомобиля.




Участки асфальта на Южном пути, Монголия на 2016 год

Навигация

На протяжении всего пути мы пользовались мобильным приложением maps.me . Заранее были закачены все необходимые карты, поэтому телефон работал в авиарежиме, без заскоков на роуминг. Приложение удобное, быстрое, корректно вело даже по адресам Улан-Батора – в общем, нареканий нет, остались довольны. Планировали приобрести бумажную карту, но нашли её только в Улан-Баторе, когда необходимости уже не было. Весь путь прошли только с одним приложением на смартфоне.

Питание

  • Вода . На Южном пути советуем запасаться водой при каждой возможности. Озера встречаться будут, но многие из них соленые и подъезд к ним не всегда прост, а реки в основном грязные. Пару раз мы пробовали набирать воду в редких колодцах, где берут воду местные кочевники, но использовали ее только для приготовления еды на газу и в технических целях, - все же к этой воде лучше привыкнуть (присутствует мелкая взвесь и непривычный запах). Для питья в дороге использовали только покупную бутилированную воду, которая, кстати, дорожает по мере продвижения в более засушливые районы.
  • Еда . Магазины в городах Монголии, конечно, есть и вполне приличные, встречаются даже супермаркеты. Но мы, как истинные фанаты автономии, еще в России закупили еды по принципу туристической раскладки на 2 недели + запас "ништяков". Так нам не приходилось тратить время в душных городах на поиски провианта, и мы могли остановиться поесть в любом месте, как только захотим. Единственное, чего нам очень не хватало – так этого свежих овощей и фруктов, - в магазинах они бывают очень редко, либо стоят очень дорого. В следующий раз мы смело возьмем с собой несколько кило помидоров и огурцов, - погранцы к такому не придираются. Что касается местной кухни - она есть, по дороге встречаются кафе и юрты с вывесками на монгольском языке, но ожидать хорошего сервиса где-то кроме Улан-батора не стоит.
  • Газ . Опять же, в Южном направлении деревьев нет, поэтому нет дров, а значит рассчитывать на вечер с костром не приходится вообще. Полагаемся только на газовые или бензиновые горелки и берем топливо с запасом, опять-таки на границе с ним проблем не было.

Ночёвки

Палатка или машина - самый популярный и зачастую единственный вариант для ночёвок в Монголии. Есть кончно гостевые юрты, куда можно напроситься, а в городках есть что-то вроде отелей, но удобства там сомнительные (за исключением Улан-Батора), поэтому гораздо приятнее и интереснее ночевать в бескрайних Монгольских степях. Главное запастись водой, едой и топливом для готовки, так вы можете в любой момент съехать с накатанной дороги и разбить лагерь. Мы очень полюбили заезжать на какую-нибудь гору, чтобы вид был поинтереснее.

Деньги

Деньги в Монголии - это Тугрики. Валюту, как мы читали, можно поменять в каждом городе. Но, оказывается, далеко не каждый банк занимается обменом. И, честно говоря, для нас эта задача превратилась в настоящий квест: в городе Улгий двери заветного банка закрыли прямо перед нашим носом, а в Ховде мы потратили боле 2х часов на хождения из банка в банк. В общем, вероятно, хоть какую-то часть наличности стоило бы обменять на границе у назойливых менял, чтобы были деньги хотя бы на бензин, так как рубли не принимают.

Язык

Монголы не говорят по-русски. Иногда нам везло на школьный английский. Объясняться часто приходилось на языке жестов.

Топливо

Заправок на Южном пути достаточно, мы заправлялись в среднем через полбака. Стоимость бензина в 2 раза дороже, чем России. С собой была запасная канистра, но ни разу не использовалась. На заправках в основном 92 и дизель, с 95, а тем более 98 проблема, он есть только в Улан-баторе. Мы заправлялись на заправках "Петровис", выбрали ее так как выглядела цивильно, бензин был нормальный, и было решено заправляться только на станциях этой марки. Вероятно другие заправки тоже нормальные, поскольку на них заправлялись также местные, к слову, недешёвые автомобили. Порядок заправки немного другой: к нам выходил работник, сам заливал бензин, и с этим же человеком мы рассчитывались наличными.

Подготовка автомобиля к Монголии

Прокол колеса – обычное дело на Монгольских дорогах, поэтому запаска обязательна, а надёжнее две. Обладателям шоссейной резины с узким профилем нужно быть готовым к приключениям. В населенных пунктах можно починить прокол, местные шиномонтажки скрываются под вывеской «дугуй засвар.

Перед поездкой внимательно осмотрите подвеску вашего автомобиля, а лучше пройдите хорошее ТО в каком-нибудь проверенном автосервисе.

Ещё одна особенность которую следует учесть - пыль . Путешествуя по дорогам Монголии будьте готовы к тому, что пыль будет везде. Поэтому не лишним будет предусмотреть возможность закрытия салонных воздухозаборников и других возможных щелей в машине.

В целом в путешествии по Монголии на автомобиле нет ничего сверхъестесвенного, если вы хотя бы на базовом уровне знаете свой автомобиль и его слабые места. Например, у моей Suzuki слабое звено - это приводной ремень двигателя, как раз он и засвистел к концу поездки, но, зная о проблеме, у меня был с собой запасной ремень. К слову, это была единственная дополнительная деталь, взятая с собой в путешествие, но в следующий раз я положу с собой ещё пару частей для большей уверенности, чего и вам рекомендую.

Шноркель, лебёдка, силовые бампера и все прочие внедорожные атрибуты совершенно не обязательны на данном конкретном маршруте. Всё это может пригодиться, если вы собираетесь уехать, например, в глубь северной Монголии подальше от основных автомагистралей. По южному же пути, при желании, можно проехать на любом автомобиле.



Фото Марк Агнор

Журналисты «Информ Полиса» на себе испытали все плюсы и минусы первых дней безвизового режима между Россией и Монголией

Событие, которое ждали около 20 лет, свершилось на прошлой неделе. Монголия стала безвизовой страной. 14 ноября вступило в силу межправительственное соглашение о взаимных поездках. И в этот день одной из первых пересекла границу по новым правилам группа жирналистов «Информ Полиса».

Целью своего первого безвизового визита в Монголию мы решили выбрать не Улан-Батор, а Дархан. В этот крупный город можно добраться и вернуться обратно за один день. По дороге есть еще городок Сухэ-Батор и знаменитая торговая зона «Алтан-Булаг». Однако пока они интереса не вызывают. Сухэ-Батор – промышленный станционный городок, село Алтан-Булаг во вторую «Маньчжурку» еще не превратилось.

Требования на нашей границе

Утром 14 ноября ажиотажа на погранпереходе в Кяхте еще не было. Возле КПП с обеих сторон скопилось по десятку машин, и почти все с монгольскими номерами. Переход через границу много времени не занял. Наша пограничница на КПП посмотрела паспорта и поставила штампы. На таможенном контроле тоже все прошло быстро. Нас лишь предупредили о том, что можно, а что нельзя ввозить в Россию.

Оказывается, есть лимит на провоз алкоголя. Один человек может ввезти не больше трех литров алкоголя. Запрещено ввозить продукты животного происхождения, поэтому постарайтесь наесться бесподобного монгольского мяса до возвращения. Впрочем, знаменитый монгольский творог провозить можно. Главное, чтобы он был в «магазинской» упаковке и для личного употребления.

Заминка случилась с машиной. Выяснилось, что при первом пересечении границы владелец машины должен показать техпаспорт и продемонстрировать номера двигателя, кузова. Все это заняло около получаса. Столь быстрое прохождение через нашу границу мы списали на то, что 14 ноября был рабочий день. Пассажирский автобус обычно досматривают гораздо дольше. При этом почему-то запирают пассажиров перед досмотром в душном помещении и запрещают разговаривать по мобильному. После досмотра не разрешают выходить на крыльцо. Нельзя даже курить, хотя в урне лежат окурки. Остается загадкой, кто же там все-таки курит.

Деньги, менялы и страховка

По сравнению с нашей стороной переход через монгольский КПП был стремительным. Нужно было только заполнить иммиграционную карточку, подойти к окошку и получить штампик в паспорт. Здравствуй, Монголия! Первое удобство, которого нет у нас, – сразу на монгольском пункте пропуска можно обменять рубли на тугрики. В здании есть несколько обменников. 14 ноября курс был таким: 1 рубль - 39 тугриков. При обмене ваша 5-тысячная купюра может превратиться в пухлую пачку монгольских денег, едва влезающих в бумажник. Первое ощущение – я миллионер! Захватите кошелек побольше, а лучше приобретите в Монголии.

Кстати, предупреждаем: в Монголии нет металлических монет, только купюры. Кто-то предпочитает менять деньги на КПП, чтобы было на что пообедать в дороге и купить сигареты или воду. Другие - на улице, где снуют десятки менял. Тут курс обмена 1 к 41. Это выше, чем в банке. Но при этом вы будете иметь дело с оравой крепких парней в потертых кожанках, похожих на братков из 90-х. Кстати, мимо «менял в кожанках» проехать не удастся, при выезде с КПП необходимо получить страховку на машину (с нашего микроавтобуса взяли 2000 рублей страховки). Как раз в это время в машину или автобус залезают уличные менялы.

Верблюды и коварный гаишник

Алтан-Булаг пока не впечатляет. Вместо процветающей торговой зоны - ряд унылых домов с вывесками на русском и монгольском языках, недостроенные корпуса зданий, блеклые кафе и закусочные. Единственное, что напоминает о появлении торгового города, – несколько центров автомобильного ремонта. Говорят, там можно достаточно недорого отремонтировать машину.

Зато автотрасса отсюда до Улан-Батора приличная. Дороги прямые, как стрела, асфальт почти без выбоин и ям. Монголы следят за качеством трассы - на обочинах часто попадались дорожные рабочие и техника. За окном промелькнул Сухэ-Батор. Как нам и говорили, это промышленный город с огромными техтерриториями и котельными - близнецами нашей ТЭЦ-1.

Вообще в течение всей поездки не оставляет стойкое чувство дежавю. Пейзажи очень напоминают Тугнуйскую долину и наши пригороды. Вот за окном промелькнули монгольские поселки «Исток» и «Левый берег», «Мелькомбинат» с такими же элеваторными колоннами. О том, что мы все-таки в Монголии, напоминают лишь большие стада тучных животных. Особенно верблюдов.

Вторую остановку нам организовали монгольские гаишники. Оказывается, нужно время от времени платить «дорожный сбор». Прямо посреди трассы стоит будочка с шлагбаумом, где потребуют примерно 500 тугриков. Пишем примерно потому, что цены разнятся. С одной из наших машин потребовали оплату только в одну сторону, с другой, которая поехала чуть позже, взяли на обратном пути и больше. Тут же на КПП мы столкнулись с наглостью монгольского гаишника. Человек в униформе осмотрел машину и указал на трещину на стекле. Последовала длинная фраза на монгольском. Видимо, обозначавшая, что с таким стеклом ездить тут неприлично. Затем человек в форме перешел на русский, сказав очень понятно: «200 рублей!». Спорить с местным стражем порядка чревато. Поэтому дали ему 200 рублей, квитанции не получили, зато двинулись дальше.

Дархан – город контрастов

После полутора часов езды возник город Дархан, смахивающий на наш Гусиноозерск. Но со своими особенностями. Первыми вас встретят окраины с рядами скупщиков бараньих шкур и продавцами дров. Затем жилые многоэтажки, кольцевые развязки и довольно неплохие магистрали. Машин в Дархане, как во всей Монголии, много, и все непрерывно сигналят. Из-за обилия пешеходов автомобили двигаются неспешно. Водители соблюдают правила, кулаками друг другу не грозят. Все чинно, благородно.

Еще один интересный момент - в Дархане нет общественного транспорта. За весь день мы не увидели ни рейсового автобуса, ни даже маршрутки с традиционной «линзой». Зато в Дархане много такси, которые пользуются популярностью – многие местные, выйдя из магазина тут же, не торгуясь (!), усаживаются в «таксо». Оно, по нашим меркам, смехотворно смешное - от 1 до 2 тысяч тугриков, в рублях - от 25 до 50. Это поражает, учитывая, что бензин в Монголии стоит дороже, чем у нас. При перерасчете на наши деньги цена 1 литра 92-го составляет порядка 40 рублей и выше.

Поэтому при въезде в Монголию советуем основательно заправиться еще на российской стороне, возле Кяхты. Вообще Дархан – это город контрастов. С одной стороны, красивые площадки отдыха, кольцевые развязки и дорогие машины. С другой - бараньи шкуры на обочинах, мусор во дворах из-за отсутствия урн. По тротуарам разгуливает молодежь, то одетая в супермодную одежду с айфонами, то облаченная в дешевые пуховики.

Пошарпанные «советские» пятиэтажки и рядом здания банков и торговых центров из стекла и бетона. Странно, что в банках Дархана трудно поменять рубли на тугрики. А в торговых центрах практически нет национальной продукции. На прилавках бутиков «засилье» Южной Кореи и Китая. Кое-где монгольский товар есть – развешаны «кашемир», кожа, изделия из верблюжьей шерсти, носки и перчатки из шерсти яка, ковры, войлочные сапоги и тапочки. Но стоимость вещей почти такая же, как в Улан-Удэ.

В Дархане почти нет сувенирных лавок, где можно было купить туристическую безделушку. Лишь в одном бутике увидели магнитики. Но цена «кусается» – за магнит попросили 15 000 тугриков (почти 400 рублей). Возможно, это потому, что в Дархан почти не ездят европейские туристы. Зато национальный товар можно обнаружить в продуктовых супермаркетах. Тут можно увидеть знаменитую тушенку, сухой творог, боовы, колбасы.

Обед по-монгольски

Закусочных, где можно отведать настоящей монгольской еды, в городе не так уж и много. Кафе есть. Но на поверку большинство из них являются пивными забегаловками. Ассортимент соответствующий: пиво (отметим, что недорогое) и закуски. Правда, чая подают много. Закажешь стакан, а принесут огромную кружку.

Есть у монгольских пивных еще одно коренное отличие. Почти все они – бары-караоке. Видимо, монголы очень любят петь. Кстати, зайдя в один из ресторанов мы услышали из кабинок мощное разноголосое пение. Настоящую монгольскую кухню нашли уже на выезде из Дархана. Отметим, что сервис неплохой – тут же выделили кабинку, принесли меню с картинками, что сделало выбор доступным делом.

А когда принесли, ахнули. Блюда были не просто большими. Они были огромными! Одному весь этот продуктовый ассортимент, включающий в себя гору обжаренной баранины, монгольских поз, чебуреков, салата и картофеля, съесть невозможно. Так что, зайдя в ресторан, заказывайте одно блюдо на двоих или даже на троих. Есть еще один хороший момент – огромные порции стоят невероятно дешево!

«Дьюти фри» на замке

Обратный путь занял порядка полутора часов. Расстроило то, что магазин беспошлинной торговли Duty free shop работает лишь до 18.00, хотя вроде должен круглосуточно. Впрочем, на нашей стороне и такого магазина нет. В целом монгольский КПП встретил дружелюбно и, даже можно сказать, расхлябанно. Нам предложили самим открыть ворота и не забыть «закрыть за собой дверь». Что мы и сделали, собственноручно «открыв и закрыв» для себя границу.

А вот российский КПП отнесся к нашему возвращению серьезно. Опять досмотр, бегающие служебные собаки, вопросы, свет фонарей и строгая пограничница. Удивилась она и нашему короткому визиту в Монголию.

Какова цель визита была? Вы что, туда обедать ездили? – с нескрываемым любопытством спросила она.

Честно говоря, так оно и было. Всего общий досмотр и проверка заняли у нас полтора часа. Но, подчеркнем, это был рабочий день 14 ноября. Вторая редакционная машина, которая возвращалась позже, угодила под жесткий досмотр.

Мы простояли на КПП девять часов. Очередь была на выезде с территории Монголии, - рассказывает наш фотограф Марк Агнор.

Город перспектив

Пока итоги таковы: сейчас Дархан абсолютно не готов к приему туристов. В городе мало торговых центров. Товар исключительно такой же, что на дешевых улан-удэнских рынках. Есть вещи качественные, но и цена на них высокая. Пока ехать за товаром в Дархан резона нет. Удивило неумение продавцов торговаться. Тут не встретишь скидок, монголы называли цены и тут же теряли интерес к покупателю.

Еще одно предупреждение для тех, кто намерен поехать в Дархан. Там почти не говорят на русском. Английский не понимают. Кстати, в этом, говорят, отличие Дархана от Улан-Батора. В монгольской столице вас иногда поймут, в Дархане – нет. Поэтому учите бурятский, ибо в прошлой поездке нашему журналисту Аревик Сафарян весьма пригодились даже школьные уроки бурятского. Хотя бы знайте счет, чтобы понять цену. Цифры на бурятском и монгольском почти не отличаются. Или берите с собой переводчика.

Пока плохо развита в Дархане система общепита. Нам пришлось довольно долго шастать по улицам, пока, наконец, не нашли приличный ресторан с настоящей монгольской кухней. Говорят, имеются различные историко-культурные памятники. Но они где-то за городом. Добраться до них не удалось. Таким образом, Дархан пока мало чем может обрадовать туристов из России. Но уверены, что такое положение дел будет недолгим. Нынешний Дархан, сейчас напоминающий Улан-Удэ конца 90-х, скоро преобразится.

Монголия - удивительная страна с многовековой историей, родина великого Чингисхана, бескрайних степей и красивых озер.

👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру
скайсканнер
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Монголия – удивительная страна с многовековой историей, родина великого Чингисхана. На территории страны есть и бескрайние степи, и жарка пустыня Гоби, и величественные пики Алтая. Только здесь на одного жителя приходится с десяток лошадей, а перепад между летней и зимней температурой составляет 80 градусов!

Расположение, состав и города

Государство Монголия расположено на северо-востоке Азии. Административно страна состоит из 21 аймаков, которые в свою очередь делятся на 329 сомонов.

Столица Монголии – город Улан-Батор.

Границы и площадь

Сухопутные границы Монголии с такими странами, как Россия и Китай.

Монголия занимает территорию площадью 1 654 тысячи квадратных километров.

Карта Монголии

Часовой пояс

Население

2 964 000 человек по состоянию на конец 2015 года.

Язык

Государственный язык – монгольский.

Религия

Буддизм – главная религия для всего населения Монголии. Ее исповедует более, чем девяносто процентов всего населения. Также территории Монголии распространен шаманизм, ислам и другие религии.

Финансы

Официальная денежная единица – тугрик.

Медицинская помощь и страхование

Медицинская помощь на относительно неплохом уровне. Следует учесть, что медицинских учреждений, в которых туристам можно получит квалифицированную помощь немного. Неотложная помощь оказывается бесплатно. Системы медицинского страхования на территории Монголии нет.

Напряжение в сети

220 В, частота 50 Герц. Тип розеток – С и Е.

Международный телефонный код

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰.

Сегодня мне в фейсбук написал человек, который расспрашивал про переход границы - Россия/Монголия. Именно со стороны Алтая.

Что ж, этот переход, а также последующие волнения, должны быть описаны, чтобы люди смогли избежать некоторых ошибок.

Кратко:

Ташанта - сухопутная автомобильная граница между Россией и Монголией. Перейти границу можно только на автомобиле.

Работает до 18:00 вечера, не работает по выходным дням, праздникам.

Расстояние пограничной зоны между двумя странами - 20 км.

Владельцы украинского паспорта могут въезжать без визы, но нам необходимо иметь приглашение.

Попытка №1

До погран перехода в Ташанте мы достопили весьма удачно, возможно не так быстро, как хотелось, но это и понятно: дороги были пустынны.

За полчаса проезжала лишь одна машина и если до крупного (относительно, конечно) административного центра Кош-Агач машин было больше, то после Кош-Агача трафик резко уменьшился.

Ехать было приятно, потому что это знаменитый Чуйский тракт: одна из самых красивых дорог мира.

Попробуйте разглядеть на фото верблюда 🙂

До границы из Кош-Агача 40 км. Сам Кош-Агач - это деревня, как по виду, так и по немногочисленным жителям.

Периодично к нам подъезжали таксисты и предлагали проезд за 300-500 рублей (5-8$). Мы отказывались и продолжали пробовать стопить.

Перед нами стояла женщина из Москвы (лет 50ти), которая решила прокатиться стопом по Алтаю и увидеть саму границу. Стопила одна одна.

Примерно через полчаса она уехала и еще минут через 10 нас подобрали пенсионеры, которые ехали в посёлок - Жана-Аул.

Это 20 км от границы.

До самой границы нас подвёз отец 8-ми детей, который еще и воевал в Афганистане. Машина его была старая, как впрочем, и все предыдущие, подвозившие нас. Он не спрашивал нас о деньгах, но мы решили ему отдать наши оставшиеся 100 рублей.

К самой границе мы подъехали уже почти перед закрытием. В 17:30.

Мы читали, что там таксуют местные, и можно проехать границу за небольшие деньги, но таксистов мы так и не нашли, а машин, которые ехали бы в Монголию - не было.

Дул сильный ветер, было очень холодно. Ночевать в палатке не хотелось, поэтому мы начали расспрашивать местных, где можно переночевать. Нам предложили комнату за 500 рублей на двоих (10$). Это мы еще торговались.

Комната - 4 кровати, окно, стол и стулья. Удобства на улице. Понятное дело, никакой горячей воды.

Но зато была защита от ветра + нам принесли чайник, и была печка, которую мы натопили и приготовили себе еду.

Пару раз к нам пытались заселить монголов, которые на следующий день, как и мы, должны были переходить границу. Но монголам наше соседство не нравилось и они меняли комнату.

Правда, не сразу, а через некоторое время.

Монголы уже при первом знакомстве оказались очень шумными 🙂

Они перекрикивали друг друга, о чём-то спорили, не обращая внимания на нас. Ну и еще пытались разогреть в чайнике кумыс, который нестерпимо при этом вонял. Было весело.

На следующее утро, мы пошли искать машину, которая бы перевезла нас в Монголию.

Сначала пробовали вписаться к монголам, но они не хотели нас брать, только один предложил за небольшие деньги (что-то около 2$).

К слову сказать, машин насчитывалось от силы - 20.

Мы обошли их все. И удача настигла нас почти у ворот 🙂

Нас согласились перевезти немцы, которые путешествовали на огромном доме на колёсах (необычный дом, а немного военизированного типа. Примерная стоимость по их словам, 500 тыс. евро).

Внутри было просторно и по-немецки чисто. Нас накормили и мы стали ожидать, когда откроется граница.

Немцы рассказали, что путешествуют с Европы в Монголию, а дальше, скорее всего, поедут обратно в Россию, только другой дорогой.

На вид им было за 50 лет, оба активные и уже много попутешествовавшие по миру.

Русскую границу мы перешли примерно за 2 часа. Сами бумаги, проверка паспорта не вызвали никаких задержек, однако пограничники очень долго проверяли машину немцев, абсолютно всё из неё выгружали и сканировали.

В конце концов, у немцев начали сдавать нервы и нам пришлось общаться с погранцами, насчёт того, когда же нас отпустят.

С асфальтом мы попрощались на русской стороне и вот уже перед нами ворота в Монголию. 🙂

Процедура повторяется, только теперь у нас возникают проблемы.

Пограничник объявляет, что да, у нас безвиз, но нужно предъявить приглашение. О приглашении мы слышим в первый раз, специально читали форумы, смотрели монгольские сайты итд.

Перед нами через ту же границу проехали наши друзья из Украины и без приглашения, ровно 3 недели назад.

Без приглашения нас никуда не хотят пускать и помогать - тоже. Договориться нереально. Нужно приглашение и всё тут. Приглашение, по словам пограничника от любого частного лица или турфирмы.

Мы начинаем уговаривать начальника написать нам такое приглашение, но всё безрезультатно.

За нас пытаются вступиться и также договориться - немцы. Но всё тщетно, в расстроенных чувствах, мы идем ловить машины назад в Россию.

Нам удается сесть, но к разным людям. Андрей - к русским, а я к казахам.

Переходим границу, на этот раз снова 1,5 часа ожидания. Казахскую машину досматривают не хуже немецкой: детально и со вкусом.

Возле ворот меня уже ожидает встревоженный Андрей, темнеет, осталось немного до закрытия границы, а меня всё нет. Оказалось, что машину с русскими номерами пропустили очень быстро.

Идем снова в знакомую комнату. Нужно переночевать, успокоиться и поесть.

Снова платим 10$ за двоих.

Утром решаем, что была, не была - поедем в Кош-Агач и там сделаем приглашение. Всего 40 км назад.

В Кош-Агач нас отвозит русский пограничник, который нас сразу узнает и интересуется проблемой. Советует делать приглашение в турфирме.

В Кош-Агаче я пишу хосту и прошу написать приглашение, она это делает и у нас есть 1 приглашение, правда выглядит оно не очень: плохо видно слова, да и какое-то несолидное оно.

Ищем турфирму в Монголии и находим Легенда тур:

https://www.legendtour.ru

Которые за 10$ с человека делают приглашения на фирменном бланке.

Всё происходит очень быстро: отсылаем свои данные, маршрут и количество дней, сколько нам нужно.

Оплачиваем услугу, через 1,5 часа на почту приходят приглашения, которые мы и распечатываем.

Но, впереди выходные, а по выходным погран пункт не работает.

Тогда мы выходим из небольшого Кош-Агача и ставим палатку возле местного небольшого водоема. Там проводим 2 дня.

Местные алтайцы с нами знакомятся и угощают разными вкусными штуками.

Попытка №2

Из Кош-Агача уезжаем довольно быстро. Снова до Жана-Аула.

Возле границы с Монголией и также в западной части Монголии живут казахи, вот такие казахи нас подобрали еще минут через 20 и пригласили к себе в гости.

Мы не стали отказываться, так как это было очень интересно.

Живут они в небольшом доме, с одной комнатой. У них табун лошадей: их едят, пьют лошадиное молоко и делают сыр, творог, кумыс итд.

Нас угостили едой, накрыв нехитрый стол, мы со своей стороны угостили малышню сладким.

Пообщались и напоследок нам дали лепешек и литр кумыса.

Всё время, пока мы общались, женщина толкла в ведре масло, не знаю, но это было примерно час. А нам сказали, что так нужно делать часа 3-4.

Тяжелая физическая работа.

Кроме угощений, интересного разговора, они решают подбросить нас до самой границы.

И вот мы в знакомой уже Ташанте. Вечер, машин нет вообще и граница закрывается, а мы так и не смогли уехать.

Снова комната, правда, на этот раз, торгуемся и снимаем за 8$. Хозяева нас уже знают и даже вроде как рады J Еще бы.

Вот честно: август, сильнейший ветер, у нас поломана одна дуга в палатке - ставить и ночевать в ней хочется меньше всего.

Со страхом и грустью думаем, что же будет в Монголии.

Пока селимся, видим двух пожилых немцев на мотоциклах, которые растерянно смотрят на закрытую границу и пытаются найти жилье.

Помогаем им с ночёвкой и угощаем кумысом. По их словам - это жесть и хуже они еще ничего не пробовали J Наверное не были в Китае.

Общаемся о путешествиях, жизни и отдыхаем. Готовимся морально ко второму штурму границы.

Утром очередь из машин немного больше, чем в первый раз. Насчитываем около 30-ти. J Решаем просится в каждую или предлагать заплатить деньги. Хочется уехать, ждать становится невыносимо.

Спрашиваем у всех, но никто не берет. В очереди стоит один автобус из Казахстана, но он забит под завязку.

Еле-еле договариваемся с иностранцами (пара из Испании), но у них одно свободное место. Решаем, что я еду с ними.

Андрей договаривается с казахами, что поедет за деньги - 200 рублей (3$). Для него находится одно свободное место.

Моя машина с испанцами впереди очереди, через 20 минут всех начинают запускать и повторяется процедура, которую мы уже проходили.

Пограничники меня узнают, я показываю приглашение и меня без вопросов снова выпускают из страны. Машину испанцев проверяют быстрее, чем машину немцев.

Тут я замечаю, что из соседней машины (а это машина скорой помощи с датскими номерами) выглядывает Андрей и показывает мне знаками, что всё круто.

Он вписался в машину к веселым ребятам, которые берут участие в Монгол Ралли.

Вкратце, монгол ралли это соревнование: нужно на любой машине (но не джипе) или мотоцикле, на свои средства и за 60 дней добраться из Лондона до Улан-Батора.

Маршрут может быть любой, главное добраться первым.

Вот к таким ребятам попадает Андрей (и договаривается с ними проехать до Улан-Батора!).

Итак, мы снова у монгольских пограничников.

Я попадаю первая и меня узнают.

Женщина пограничник, взяв приглашение и мой паспорт, отдает все документы другому человеку и говорит, что они должны это всё проверить. И вообще приглашение, внимание - не такое, как надо.

То есть, когда нам говорили, что можно от руки итд, это были шуточки:).

Окей, я иду в кабинет большого начальника, где он меня расспрашивает, как и где я взяла это приглашение. Я рассказываю про турфирму, маршрут, показываю адрес турагентства, а также говорю, когда мы планируем выехать из страны.

Он звонит по телефону и долго с кем-то беседует. Всё это время мои документы у него, я стою в кабинете, а он смотрит на меня.

Монголия оказывается суровее, чем я думала.

Я логично предлагаю ему позвонить в турагентство.

Такого контроля и проверки у меня не было еще ни на одной границе.

Он снова куда-то звонит. Потом говорит, что ладно! Они готовы меня пропустить, но мне надо написать от руки объяснительную записку, почему я еду в Монголию и какой у меня маршрут.

В тот момент я действительно не понимаю, что писать в этой записке, так как я уже успела перехотеть ехать в Монголию. 🙂

Сколько у меня наличных денег? Хорошо, что у меня они были. Говорю, есть 600 долларов. Отлично, потому что с ними надо меня сфотографировать, и вот эта объяснительная записка будет приколота к этому фото.

Так мол они снимают с себя ответственность, если турист где-то пропадет.

Меня в первый раз на границе фотографируют с баксами.

И я очень рада, что у меня есть наличка, а не просто карты.

Спустя пример час, он меня отпускает и мне таки ставят штамп въезда в Монголию.

Еще через час я стою на пыльной территории, где нет дорог, грязные дети играют в грязный мяч. А на меня смотрят, как на пришельца.

Я абсолютно одна, Андрея ждёт такая же процедура (его также заставили писать записку + сделали фото с деньгами).

Но вот незадача, монголам не понравилось что-то в автомобиле датчан и поэтому я жду их машину целых четыре часа.

Темнеет, когда они выезжают из ворот и я запрыгиваю в машину.

Так начинается наша Монголия.

О стране, автостопе до Улан-Батора и общем впечатлении уже в следующей статье. 🙂

Про на Алтае.

На российско-монгольской границе открыто 8 автомобильных переходов и два железнодорожных, работающих круглый год. Для граждан третьих стран возможен переход только на автомобильных КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия) и на железнодорожном переходе: Наушки – Сухэ-Батор (Бурятия). Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их как граждан третьих стран через границу не пропустят. Пропуск граждан третьих стран на этом переходе планируется открыть только после реконструкции КПП Монды – Ханх.

Для граждан России возможен переход также через автомобильные КПП: Монды – Ханх, Соловьевск – Эренцав, Хандагайты – Боршо, Цаган-Догород – Арц-Суры, Шара-Сур – Тэс, Верхний Ульхун – Ульхун и на железнодорожном – Соловьевск – Эренцав.

При пересечении границы взимаются местные сборы. На автомобильном КПП «Кяхта – Алтанбулаг» российская сторона взимает деньги за оформление документов на выезде из России и санитарную обработку машин при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт – около $10 и страховку автомобиля – $20–25.

На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДЫ НА ГРАНИЦЕ РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай)

    Автомобильный пропускной пункт на Алтае в Ташанте находится в горах. Между российским и монгольским КПП более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. Здесь существует правило: на нейтральной полосе не должен оставаться никто. Этот участок надо проехать до закрытия монгольского КПП. Работают же пропускные пункты с 9 утра до 6 вечера.

КПП Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия)

    КПП круглосуточный!

    На автомобильном КПП "Кяхта - Алтанбулаг" российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

    На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день. Современный терминал рассчитан на пропуск до 500 автомобилей в сутки, но на практике, даже если приехать рано утром, это не значит перейти границу до обеда.

КПП: Монды – Ханх

    Пересечение границы гражданами третьих стран на КПП Монды – Ханх (оз. Хубсугул) не предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Монголией и возможно только для жителей Монголии и России.

  • Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх (302 км от Иркутска) расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м.) Имеет статус двухстороннего. Это значит, что сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября - с 10:00 до 18:00, зимой - с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.

    До границы с Российской стороны идет вполне приличная асфальтовая дорога. От поселка Монды дорога хорошего качества постоянно идет вверх. Перевал Мунгийн-Даба и одновременно граница. После прохождения границы начинается стандартная монгольская грунтовая дорога. Лес пропал - вокруг степь, с рощицами по склонам гор. От границы, дорога идет с общим понижением. Не доезжая до поселка Ханх необходимо оплатить сбор за въезд в Хубсугульский национальный парк.

    С 2010 года Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Положительное заключение этому проекту было дано в Росгранице. Однако до настоящего времени вопрос так и не решен.

КПП Соловьевск – Эренцав

    Работает 7 дней в неделю с 9 до 18 с перерывом на обед с 14:00 до 15:00 по Читинскому времени.

КПП Хандагайты – Боршо

    Пограничный пункт Хандагайты - Боршоо на российско-монгольской границе в ближайшее время будет обустраиваться для практического перевода его статуса с двустороннего на многосторонний. На эти цели Росграница выделяет 15 миллионов рублей. Реконструкция пограничного пункта на тувинском участке российско-монгольской границы позволит увеличить вдвое возможности пропуска людей и автомашин.

    Генеральный консул Монголии в Кызыле Базарсад сообщил о принятом руководством Монголии решении открывать до 3-4 раз в месяц данный пункт для пропуска представителей третьих стран еще до завершения реконструкции, которая обычно растягивается на несколько лет.

    Пока же пункт пропуска Хандагайты-Боршоо работает в двустороннем режиме и открыт для граждан и юридических лиц России и Монголии. Прибывающие в Туву многочисленные иностранцы пересечь госграницу на тувинском участке не могут и вынуждены пользоваться КПП Кяхта в Бурятии или Ташанта в Республике Алтай.

КПП Цаган-Догород – Арц-Суры
КПП Шара-Сур – Тэс
КПП Верхний Ульхун – Ульхун
ВЪЕЗД В МОНГОЛИЮ НА ЛИЧНОМ АВТОМОБИЛЕ

    Для въезда на территорию Монголию на своем автомобиле достаточно одних международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется.

    Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности нельзя - действительны только нотариально заверенные доверенности. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

    Каких-либо запретов при передвижении на автомобиле по территории Монголии нет. Единственное ограничение, с которым могут столкнуться автомобилисты, - это нахождение в пограничной зоне и на территории особо охраняемых природных зон. Передвижение в пограничной зоне с Китаем требует специального разрешения. Пограничной зоной считается 30-ти км полоса земли вдоль государственной границы Монголии. Например, для посещения пещер на плато Дарьганга необходимо иметь согласование с пограничниками, так как вход в пещеры находится в пограничной зоне. На территориях заповедников, национальных парков введен платный режим за пребывание туристов и въезд автомашин. Он законодательно установлен в 1000 тугриков с машины, и 3000 тугриков с каждого человека за срок до недели пребывания на особо охраняемых территориях.

    На дорогах при пересечении административных границ аймаков взимаются местные дорожные сборы, чаще всего 1000 тугриков (для легковой машины), для микроавтобуса уже дороже. В некоторых аймаках взимаются деньги за проезд по деревянным мостам. Также необходимо оплачивать пользование паромами.

    Для провоза через границу домашних животных требуется ветеринарный сертификат международного образца.

    Пользование автомобильными рациями (27 Мгц), спутниковыми телефонами и GPS не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет) - ввоз их в Монголию и работа с ними разрешены. Проблемы начинаются на российской таможне - нужно разрешение на радиостанции, установленные на машинах. По действующим инструкциям GPS запрещены к ввозу в Россию. Поэтому при выезде из России ОБЯЗАТЕЛЬНО внесите в таможенную декларацию приборы GPS, укажите его заводской номер, имейте на руках копию сертификата выданного в магазине при покупке.