Десантный катер. Летающий "зубр" и другие десантные катера россии Десантный катер дюгонь на воздушной каверне

Десантные операции на сегодняшний день являются одними из самых основных и часто используемых способов ведения боевых действий. В эпоху господства на поле боя авиации и ракет, овладение береговыми плацдармами должно осуществляться быстро и стремительно. Скорость во время проведения десантной операции становится ключом к успеху. Чем быстрее в зону высадки будут доставлены войска и военная техника, тем больше шансов не только закрепиться на плацдарме, но и развить успех. Российские моряки в этом плане имеют самое современное и самое подготовленное техническое оснащение. Сегодня огромную роль в проведении десантных операций играют специальные суда – десантные катера проекта 21820 типа «Дюгонь».

Основная сфера применения и боевые возможности десантных катеров

С быстрой доставкой боевых подразделений и военной техники на плацдарм могут справиться далеко не все военные флоты в мире. Иметь мощные боевые корабли в составе флота – это еще не значит иметь возможность внезапно атаковать и захватить объекты на берегу. Основную черновую работу в этом плане выполняют десантные суда, и чем быстрее осуществляется доставка боевых подразделений на берег, тем успешнее будет проведена вся военная операция. Огромный боевой опыт в проведении подобных войсковых операций имеют российские военные моряки, использующие до настоящего времени десантные катера типа «Серна». Однако время не стоит на месте. Меняется тактика проведения десантных операций, меняется количественный и качественный состав десантируемых подразделений. На сегодняшний день назрела необходимость использовать для десантирования более вместительные и более скоростные суда.

Десантные суда проекта 11770 мобильны и обладают хорошими амфибийными характеристиками. Единственными требованиями, которым не отвечали десантные катера этого типа — малая вместительность и недостаточная скорость. Это и послужило толчком к созданию новых десантных судов, имеющих превосходные боевые характеристики. Проект 21820 типа «Дюгонь» стал следующим шагом на пути переоснащения военно-морских сил специальными средствами для проведения десантных операций.

Новый транспортно-десантный корабль должен быстро доставить на берег не только полноценное боевое подразделение морской пехоты со всем штатным набором легкого и тяжелого вооружения, но и бронированную технику. Способствовать успеху будет высокая скорость хода, большая дальность плавания (до 500 км) и наличие штатного вооружения на корабле. Данные характеристики делают такие корабли исключительно важными плавсредствами для действий современного флота.

Рождение десантных катеров проекта 21280

Новые корабли проекта 21820 представляют собой малые десантные суда, способные действовать на реках и на море в ближней морской зоне. Разработчиком проекта является ОАО «ЦБК по СПК им. Алексеева» — лидер среди отечественных компаний по разработке и проектированию специальных плавсредств и судов на воздушной подушке.

Для справки: ЦКБ им. Алексеева является единственным в мире действующим предприятием, которое способно создавать самые совершенные и современные суда на подводных крыльях. Настоящим прорывом в деятельности конструкторского бюро стало появление еще в далеких 60-х годах гигантского экраноплана «Каспийский монстр». По чертежам и проектам нижегородских конструкторов было построено более 8 тыс. судов на подводных крыльях самых разных классов и типов, как для гражданского флота, так и для военных нужд.

Новое судно разрабатывалось на основе проектной документации десантных катеров типа «Серна», которые до последнего времени не имели аналогов в мировом кораблестроении. Вобрав в себя все самое лучшее от предыдущего проекта, новый корабль должен был стать совершенной боевой единицей.

Особенностью конструкции является искусственно создаваемая на днище корабля воздушная каверна. Подобный гидродинамический принцип поддержания судна на плаву во время движения был известен и ранее, однако только на катерах «Дюгонь» получил практическую реализацию. Суда с воздушной каверной имеют большую грузоподъемность, сохраняя при этом небольшие размеры и высокую скорость передвижения.

Это техническое новшество позволяет добиться существенного увеличения скорости движения судна, одновременно с этим обеспечивая экономичный режим работы двигателей.

Проект 21820 предусматривает строительство десантного судна большего водоизмещения. Соответственно увеличена вместимость корабля и его грузоподъемность. К высоким скоростным характеристикам добавилась значительная дальность плавания и улучшенные мореходные качества. Новшеством в новых судах является их малозаметность и наличие мощного вооружения. Катера будут оснащены двумя тумбовыми установками с пулеметами крупного калибра (14,5 мм). ПВО катера представлено переносными зенитно-ракетными комплекса «Игла».

Теперь транспортно-десантный корабль может не только доставить десантируемое подразделение к берегу, но и обеспечить огневое прикрытие десанту от атаки на море и с воздуха. При необходимости тумбовые пулеметные установки могут обеспечить огневую поддержку десанту, действуя по береговым целям.

Местом строительства новых судов стал Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде.

Программа строительства катеров проекта 21280

Программа строительства судов проекта 21820, шифр в военно-морской классификации «Дюгонь», предполагает серийное строительство десантных катеров, оснащенных воздушной каверной. В западной классификации новые российские корабли получили шифр «Dyugon». Головной корабль был заложен в 2006 году на верфи ССЗ «Волга». Транспортно-десантный катер получил номер Д-105 и звучное название «Атаман Платов», данное кораблю в честь героя Отечественной войны 1812 года.

Для справки: Казачий атаман Войска Донского генерал Платов геройски проявил себя в Бородинском сражении. Казачьи войска под его командованием внесли весомую лепту в исход Бородинского сражения. Казаки Платова участвовали во всех значимых сражениях Отечественной войны, а так же стали первыми подразделениями русских войск, которые вошли в Париж после свержения Наполеона.

Головной корабль спустили на воду в 2009 году, после чего десантный корабль вошел в состав Каспийской военной флотилии. Следом за головным судном в 2012 году на стапелях Ярославского судостроительного завода и на Восточной верфи во Владивостоке были заложены первые серийные судна. Контракт, которые подписало Министерство обороны РФ в 2011 году, предусматривал вести основное строительство 3-х десантных катеров новой серии проекта 21820 с шифром «Дюгонь», на Ярославском судостроительном заводе. Два первых десантных катера проекта 21820 «Денис Давыдов» и «Иван Карцов» вошли в 2014 году в состав действующего флота. Первый получил прописку на Балтике. Второй корабль серии был передан на оснащение морской пехоты Тихоокеанского флота.

Всем катерам было решено давать имена героев Отечественной войны 1812 года. Последние суда получили звучные названия в честь двух членов героического морского экипажа, принимавшего участие в сухопутных сражениях 1812 года.

Следующими судами подобного класса стали десантные корабли с воздушной каверной «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов» так же строились в Ярославле и уже вошли в строй. Оба корабля пополнили ряды технических плавсредств подразделений морской пехоты Балтийского флота и на сегодняшний день являются самыми совершенными малыми транспортно-десантными судами в отечественном флоте. В последующих катерах были учтены все современные концепции ведения десантных операций на море, включая активные действия флота против береговых объектов.

Конструктивные особенности десантных катеров проекта 21820

Корабли этого проекта имеют водоизмещение 280 тонн, что в 4 раза больше, чем у десантных катеров типа «Серна». Соответственно катера имеют и большие размеры. Длина корпуса от носа до кормового среза составляет 45 метра, в 2 раза больше чем у кораблей проекта 11770. Осадка корабля составляет 1,9 метра, что идентично катерам типа «Серна».

Транспортно-десантный катер «Дюгонь» способен преодолевать штормовое море при высоте волн не более 3,5 м. Корпус корабля в носовой части имеет подъемно-опускной механизм – аппарель для погрузки и выгрузки личного состава десанта и транспорта. Вместимость грузового отсека составляет 3 бронированных транспортных средства типа БТР или БМП-3. Грузоподъемность катера составляет 140 тонн, что делает судно пригодным для транспортировки двух танков.

Движение корабля обеспечивается двумя мощными дизельными двигателями М507А-2Д, способными развивать суммарную мощность в 18000 л.с. Главной особенностью двигательной установки является технологическая способность дизелей работать в экономичном режиме. Дальность плавания корабля в полном боевом снаряжении и при полной загрузке составляет 500 миль. Катер способен развить на спокойной воде максимальную скорость до 35 узлов. Главным движителем на судне является водометный двигатель, спрятанный в главном корпусе. Особенностью движителя, установленного на катерах типа «Дюгонь», является то, что они могут свободно передвигаться по мелководью и в акваториях с большой засоренностью водной поверхности.

Система управления боевым судном представлена морским информационным центром МИВК 5П-08ПБ. На катерах этого проекта установлено современное навигационное оборудование и мощные средства радиосвязи. Корабль оснащен простым и надежным рулевым управлением автомобильного типа. Экипаж корабля составляет 6 человек. В зависимости от пожеланий заказчика конструкция десантного корабля может быть оснащена различными видами вооружения.

Свою высокую эффективность в бою головной корабль проекта 21820 подтвердил в ходе учений «Центр -2011».На Каспийском море в условиях штормового моря были проведены десантные мероприятия с участием катера «Атаман Платов». Катер обеспечил доставку и высадку подразделений морской пехоты на берег в полной боевой выкладке с участием бронированной техники.

На сегодняшний день принято считать корабли проекта 21820 максимально адаптированными к выполнению боевых задач современного флота. Принято решение продолжить постройку новых кораблей этого класса, которыми планируется оснастить в будущем все подразделения морской пехоты на Балтике, на Черном море и на Тихом океане. В процессе строительства в проект могут быть внесены некоторые технические изменения и новшества, увеличивающие автономность плавания и улучшающие условия транспортировки боевых подразделений.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Десантный катер на воздушной каверне. Проект разработан "Центральным Конструкторским Бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева" (г.Нижний Новгород). В 1998 г. ЦКБ по СПК был разработан проект большого скоростного десантного катера "Шельф". К 2000 г. планировалось завершить разработку катера и создать головной образец. Головной катер проекта Д-105 заложен на ССЗ "Волга" в Нижнем Новгороде 21 февраля 2006 г., спущен на воду в июле 2009 г. и в 2010 г. принят в состав Каспийской флотилии ВМФ России.

23 июня 2011 г. между Министерством обороны России и Ярославским ССЗ подписан контракт на производство серии катеров пр.21820. Первый серийный катер "Денис Давыдов" (зав.№701) заложен 18 января 2012 г.


http://bmpd.livejournal.com).


http://www.imenno.ru).



Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, ССЗ "Волга", г.Нижний Новгород, 06.08.2009 г. (http://forums.airbase.ru).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 24.06.2009 г. (http://npp-anfas.ru).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820 на Волге, 28.09.2009 г. (http://public.fotki.com).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, вид сзади, г.Санкт-Петербург, 11.10.2009 г. (автор фото - reflex_yu, http://forums.airbase.ru).


Конструкция
корпуса катера выполнена из коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава АМг.

По состоянию на осень 2012 г. по головному кораблю "Атаман Платов" (зав.№С-811) сообщается, что в следствие экслуатации на корпусе корабля образовались трещины (в кормовой части), а швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости. Есть ничем пока не подтвержденное предположение, что данные дефекты являются следствием непродуманной конструкции корабля.


Часть кормы ниже ватерлинии десантного катера заводской №4001 пр.21820 производства ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток. Ноябрь-декабрь 2012 г.. (фото из архива пользователя Mehanoid, http://forums.airbase.ru).


Грузовая палуба десантного катера "Иван Карцов" пр.21820. ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток, 31.05.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).


Двигатели
- 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.


Пропульсивная система десантного катера пр.21820. Спуск на воду десантного катера "Денис Давыдов" пр.21820, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото - Ярославский ССЗ, http://yarshipyard.com).


Пропульсивная система десантного катера "Иван Карцов" пр.21820. ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток, 14.08.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).


ТТХ катера :
Экипаж - 6 чел

Длина - 45 м
Ширина - 8.6 м
Осадка - 2.2 м
Водоизмещение полное - 280 т
Грузоподъемность максимальная - 140 т

Скорость полного хода - 35 уз
Дальность плавания - 300 миль
Мореходность - 5 баллов

Вооружение : 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами КПВТ калибра 14.5 мм.


Высадка десанта с катера Д-105 "Атаман Платов" пр.21820 на учениях "Центр-2011", 2011 г. Хорошо видно установки МТПУ-1 с пулеметами (фото - Денис Мокрушин, http://twower.livejournal.com/).


Оборудование : в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой "Агат-М3" разработки и производства ООО "НПП "АНФАС" (г.Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой "изменение 4" (2010 г.).


Оборудование рубки десантного катера "Иван Карцов" пр.21820. ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток, публикация 22.06.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).

: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту "Шельф" - 3 БМП или 3 БТР.


Поезная нагрузка в десантном катере Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).
Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Модификации :
- пр.21820 - базовая модификация десантного катера на воздушной каверне.


- пр.21820Э - проект экспортной модификации.

- пр.21821 - проект модернизации десантного катера.

- "Лань" - проект морского скоростного грузового судна ЦКБ по СПК и ССЗ "Волга", 1990-е годы.
Двигатели - 2 х дизеля мощностью по 4000 л.с.
Экипаж - 6 чел
Длина - 44.5 м
Ширина - 8.2 м
Осадка - 2.1 м
Водоизмещение полное - 280 т
Масса полезной нагрузки - 120 т
Дальность плавания:
- не менее 100 миль (при скорости 30 уз)
- 300 миль (экономическим ходом)
- до 600 миль (при уменьшении массы полезной нагрузки до 25 т и увеличении запаса топлива)
Мореходность - 6 баллов


Статус : Россия


Десантный катер Д-105 пр.21820 перед спуском на воду на ССЗ "Волга", г.Нижний Новгород, 2009 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 18 января - в Ярославле заложен первый серийный катер проекта - "Денис Давыдов".


- 2012 г. 21 июня - на Ярославском ССЗ заложен второй серийный катер проекта - "Лейтенант Римский -Корсаков".


Закладная доска десантного катера "Лейтенант Римский-Корсаков" зав.№702 пр.21820, 21.06.2012 г. (http://yarshipyard.com).


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, фото опубликовано 22.10.2012 г. (из архива york, http://forums.airbase.ru).


- 2013 г. 18 января - на Ярославском ССЗ ожидается закладка десантного катера "Мичман Лермонтов" пр.21820 заводской №703 ().

2013 г. 23 января - в СМИ сообщается о планах руководства ВМФ России получить три серийных катера пр.21820 производства Ярославского ССЗ в течение 2013-2014 г.г. ().

2013 г. 26 июля - Ярославский ССЗ спустил на воду десантный катер пр.21820 "Денис Давыдов" заводской №701 ().


Спуск на воду десантного катера "Денис Давыдов" пр.21820, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото - Ярославский ССЗ via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный катер "Денис Давыдов" пр.21820 после спуска на воду, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото - Маргарита Белозерова, http://www.imenno.ru).


Десантные катера пр.21820 в составе Флота :

Реестр десантных катеров пр.21820 :

№ пп Название
проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 Д-105 "Атаман Платов" пр.21820 С-811 ССЗ "Волга", г.Нижний Новгород 21.02.2006 план 2007 г. (2006 г.)

июль 2009 г.

план 2008 г. (2006 г.) головной катер проекта, Каспийская флотилия, порт приписки - Махачкала
02 "Денис Давыдов"
пр.21820 701 Ярославский ССЗ, г.Ярославль 18.01.2012
план - июнь-июль 2013 г. (январь 2013 г.)

26.07.2013 г.

план - осень 2013 г. (январь 2013 г.)
первый серийный катер проекта
- 2012 г. октябрь - сообщается о планах базирования корабля на БФ
03 "Лейтенант Римский-Корсаков" пр.21820 702
Ярославский ССЗ, г.Ярославль
план 2012 г. (январь 2012 г.)

21.06.2012 г.

план - сентябрь-октябрь 2013 г. (январь 2013 г.) планируется постройка по состоянию на 2010 г.
- 2012 г. октябрь - сообщается о планах базирования корабля на БФ
04 "Мичман Лермонтов" (рассматривался так же вариант названия "Модест Мусоргский")
пр.21820 703
Ярославский ССЗ, г.Ярославль план 2012 г. (январь 2012 г.)

18.01.2013 г. (планы объявлены 15.01.2013 г.)

план - 2014 г. (январь 2013 г.) план - 2014 г. (январь 2013 г.) планируется постройка по состоянию на 2010 г.
05 "Иван Карцов" пр.21820 4001 2010 г. () план (не официально) - весна 2013 г. (декабрь 2012 г.)

28.09.2013 г. - вывод в ПД, 30.09.2013 г. - спуск на воду

план 2012 г. (2010 г.)

12.06.2015 г. поднят Флаг ВМФ

Строительство корабля ведется для ТОФ.

в 2009 г. сообщалось о начале строительства, но об официальной закладке не сообщалось, строительство запланировано в 2008 г. По более поздним сообщениям строительство катера начато в 2010 г. ().

06-11 пр.21820 704-709 Ярославский ССЗ, г.Ярославль ()
12-14 пр.21820 4002-4004 ССЗ "Восточная верфь", г.Владивосток прогноз - начиная с 2013 г. (август 2013 г.) включая зав.№4001 - для оснащения ДВКД типа ТОФ ()
Курсивом выделены предположительные данные.

Источники :
Десантный катер типа "Дюгонь" на воздушной каверне заложат в Ярославле. Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2011 г.
Разработка систем управления движением. Сайт

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер Д-105 «Атаман Платов» . В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии.

На сегодняшний день в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее.

Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года , что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях » им. Р.Е.Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания.

Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам, созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р.Е.Алексеева было произведено более 8000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.

В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому.

Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».

Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра, осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров.

Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ-21 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».

Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек . На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров , которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.

«Атаман Платов» высаживает десант на стратегических учениях «Центр-2011»

Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями-доками проекта , которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам . Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

/По материалам oborona.ru и militaryrussia.ru /

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер – Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии. Сегодня в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее. Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «лейтенант Римский-Корсаков» и «мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.


Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания. Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева было произведено более 8 000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.

В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому. Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».


Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра., осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров. Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ2 1 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».


Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров «Центр-2011», которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.


Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

Источники информации:
-http://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2011/1121/19587666/detail.shtml
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-630.html
-http://ru.wikipedia.org

Десантный катер приходится младшим братом боевого корабля (), предназначенного для перевозки военного оборудования и выброски морского десанта. Он настолько удобный, что входит в состав основных . Его история создания связана с тем, что в Первой Мировой Войне корабли с трудом могли подойти к необорудованным берегам для переброски личного состава и вооружения. Поэтому после войны представители флота задумались о создании специальных водных средств, которые могли бы доставлять боевой груз и солдат на берег без пристани и другого необходимого для причала средств. Так в конце 1930-хх гг английские конструкторы спроектировали боевой катер типа MLC. В дальнейшем распространение катера в другие страны изменяло его название. В Германии его называли морской десантной баржей. Британия обозначила его как механизированный десантный корабль, а в Соединенных Штатах катер получил название вспомогательного десантного судна. Сути плавающего средства это не меняло. Уже к началу Второй Мировой Войны почти все основные страны-участницы имели в своих флотах катер такого типа. Для Советского Союза проект стал возможен только в послевоенные годы.

Десантные возможности

Усиленный корпус, малая осадка и плоское днище у катера дают возможность сняться с мели без чьей-либо помощи. Он относительно малых размеров и достаточно мобилен. За счет характеристик он может без затруднения подходить к самому берегу на мелководье или заплывать в труднодоступные места побережья, например, скрытые пляжи или бухты. Это позволяет высадить группы морского десанта и вооружение, не выдавая своего местоположения.

Мобильные суда могут перевозить 1-2 танка или до 7 бронированных машин. Или же на борту помещается до 200 вооруженных солдат морской пехоты.

Задачи и спектр применения

Десантные суда предназначены для оперативной морской транспортировки и высадки на побережьях, не оборудованных специальными причалами, десантных войск и военной техники. Это могут быть танки, бронированные машины, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки. Флот также использует катера в роли снабженца. Суда могут поставлять продовольствие, оружие, средства связи и другие вещи, необходимые в бесперебойной жизнедеятельности или в бою военным, расположенным на берегу. Десантные катера работают как самостоятельно, так и совместно с большими или универсальными десантными кораблями. Они перевозятся большими судами специального назначения и выпускаются на воду недалеко от места операции. Катера выбрасывают десант при огневой поддержки авиации и боевых кораблей.

Разновидности десантных катеров

Десантные катера имеет три основных подтипа, которые определяют их принцип работы:

  1. Водоизмещающий катер – это тип корабля имеет большое водоизмещение при движении. Это самая распространенная категория десантных судов. Такие катера выдерживают даже штормовые условия, когда волны достигают до 3,5 метров в высоту.
  2. Катера на воздушной каверне – это скоростной вид транспорта. Под его днище поступает воздух. Он снимает силу препятствия воды и, тем самым, улучшает скоростные способности аппарата. Следствием повышения воздушного давления является образование и удержания пузыря воздуха – каверны. Каверна выполняет функцию воздушной смазки. Яркими представителями таких судов во флоте являются десантный катер проекта 21820 «Дюгонь», десантный катер проекта 11770 «Серна».
  3. Судоходные аппараты на воздушной подушке. Такие катера схожи по принципу работы с судами на воздушной каверне. Они могут передвигаться с огромной скоростью, буквально паря над водой или твердой поверхностью на воздушной подушке. Она образуется за счет аккумулирования сжатого воздуха под днище. Двигают «парящее судно» два воздушных винта. Представителями летающих катеров является советские проекты «Кальмар», «Скат», «Омар», «Касатка», «Мурена» и американский десантная лодка типа LCAC.

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

Боевое применение

Маневренность, скорость и мобильность катеров позволила им участвовать в большом количестве военных операций с момента их выхода в свет. Они выполняли функции не только десантных судов, но и снабженцев других кораблей и патрульных морских территорий.

Катера типа LCM-2 активно использовались в период Второй Мировой войны у берегов Сицилии и Северной Африки. В десантных операциях у Соломоновых островов. Большое количество судов было задействовано в операции «Нептун» в Нормандии.

Зимой 1945 года катера LCVP применялись для высадки десанта у берегов Японии. А весной того же года американские LCM-5 в «Рурской операции» на Рейне.

А в 50-хх гг. прошлого века после войны была осуществлена эвакуация американских солдат с территории Северной Кореи, в которой участвовало около 200 судов. В их числе были и десантные катера.