Туполев ту 204 100 v. Среднемагистральный пассажирский самолет
История создания
Выбор концепции
Ту-204 на авиасалоне в Ле-Бурже (1991 год)
Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204 началась в ОКБ имени Туполева в . В процессе работы над новым самолётом было рассмотрено множество различных схем и компоновок. Параллельно в КБ шла разработка проектов пассажирских самолётов Ту-164 , Ту-174, Ту-184, Ту-194. Дальнейшим развитием поисковых исследований стала выработка концепции развития магистральных самолётов путём создания 2-3 базовых типов с дальнейшим получением на их основе путём модификации всей необходимой гаммы. Одним из таких базовых самолётов стал Ту-204. Работы по его проектированию возглавил главный конструктор Леонид Леонидович Селяков. Первоначально предполагалось установить на нём 2 двигателя НК-8-2У . Конструкция предполагала большую преемственность с серийными Ту-134 и Ту-154 . Многие конструктивные решения были взяты от проектов Ту-134Д и Ту-136, разработка которых велась в это время в КБ.
Перспективы
Самолету Ту-204 во многом не повезло. Он должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 сначала проиграл конкуренцию подержанным машинам западного производства, а со временем попросту устарел по многим показателям [источник? ] (в частности, экипаж всех модификаций Ту-204 (кроме СМ) состоит из трех человек, в то время как на большинстве современных лайнеров - два человека; отсюда дополнительные затраты на пилотов).
В настоящее время производится до 10 лайнеров в год, большая часть которых - для СЛО «Россия» и ВВС. Из-за неспособности Казанского и Ульяновского авиазаводов наладить массовое производство (делающее эксплуатацию самолета рентабельной) и качественную систему послепродажного обслуживания, Ту-204 не пользуется особым спросом у коммерческих авиаперевозчиков, хотя его последняя модификация СМ вполне может составить реальную конкуренцию зарубежным бестселлерам А320 и Боинг-737. В то же время, некоторые авиакомпании (в том числе, весьма крупные Трансаэро и Red Wings) неоднократно выражали заинтересованность в покупке лайнеров семейства Ту-204. Президент ОАК Михаил Погосян считает Ту-204 «перевернутой страницей» и заявляет о необходимости реализации более инновационных проектов.
07.04.2011 в интервью агентству ИСНА, Глава Организации гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани заявил, что заявление Дмитрия Медведева о том, что российские самолёты имеют технические недостатки, стало дополнительным аргументом в пользу отказа от эксплуатации в авиапарке страны самолётов производства КБ «Туполев» .
По состоянию на первый квартал 2012 года ОАО «Туполев» имеет в своем портфеле заказов на 42 самолета (35 опцион) Ту-204СМ. Распределение заказов по авиакомпаниям: 15 (10) - Red Wings, 10 (12) - «Башкортостан» («ВИМ-авиа»), 5 (10) - «Авиастар-ТУ», 6 (-) «Аэрофлот» («Владивосток Авиа»), 3 (3) - «Космос» (РКК «Энергия»), 3 (-) «Мирнинское АП» (ОАО «Алроса») .
Конструкция
Самолеты семейства Ту-204/214 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбореактивными двигателями, установленными на пилонах под крылом. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями, имеет отрицательную аэродинамическую крутку , положительный угол поперечного V (4°) и установлено под углом 3° 15’ к строительной горизонтали фюзеляжа. На концах крыла установлены специально спрофилированные вертикальные аэродинамические поверхности для снижения индуктивного сопротивления.
Система кондиционирования воздуха
Система кондиционирования воздуха (СКВ) состоит из:
- системы отбора и предварительного охлаждения воздуха;
- двух автономных магистралей с независимыми установками охлаждения воздуха (УОВ);
- системы рециркуляции воздуха;
- систем регулирования температуры, управления и контроля.
Воздух в систему кондиционирования отбирается от компрессоров двигателей или ВСУ . Предусмотрена возможность подключения наземного кондиционера.
Система отбора воздуха обеспечивает подачу воздуха на наддув, охлаждение или обогрев гермокабины, на обогрев ВСУ , на аварийный наддув гидробаков, а также подачу воздуха на стартер воздушного запуска двигателя.
Регулирование температуры воздуха в кабине экипажа и пассажирских салонах производится автоматически в соответствии с установкой задатчиков температуры.
Система управления
В состав цифрового комплекса пилотажно-навигационного оборудования входят:
- вычислительная система самолетовождения
- инерциальная бортовая лазерная навигационная система
- средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки
- система воздушных сигналов
- радиотехнические системы навигации и посадки
- система предупреждения критических режимов (СПКР)
- система предупреждения приближения земли (СППЗ)
- метеорадиолокационная станция.
Все параметры полета, навигационная и метеорологическая обстановка выдаются на экраны системы электронной индикации. Информация на экранах может выдаваться как в метрической , так и в британской системе единиц .
Резервные пилотажные приборы - указатель скорости, вариометр , барометрический высотомер , авиагоризонт , радиомагнитный индикатор, магнитный компас.
Автоматическое управление самолетом осуществляется вычислительной системой управления полетом (ВСУП) и вычислительной системой управления тягой (ВСУТ).
ВСУП формирует сигналы автоматического управления самолетом и командных индексов электронных индикаторов для директорного управления, а также другую информацию в смежные системы. ВСУТ формирует сигналы для управления тягой и перемещения рычагов управления двигателями в зависимости от конфигурации самолета и заданных экипажем или ВСУП параметров полета.
Бортовые системы сопрягаются между собой с помощью широко распространенного интерфейса ARINC 429 , что упрощает модернизацию оборудования, в том числе путем применения комплектующих зарубежного производства.
Топливная система
Топливо на самолете размещено в кессон-баках, образованных загерметизированной силовой конструкцией планера самолета.
Расположение баков:
- 2 бака по 7000 кг в корневой части крыла (левый и правый);
- расходные отсеки по 1800 кг (левый и правый);
- 2 бака по 3375 кг в консольной части крыла (левый и правый);
- бак емкостью 2360 кг в кессоне киля;
- бак емкостью 8800 кг в центроплане.
Суммарная масса топлива составляет 35710 кг. На некоторых специальных модификациях самолетов Ту-204/214 устанавливаются дополнительные топливные баки в фюзеляже.
Для уменьшения сопротивления в крейсерском режиме полета применена автоматическая перекачка топлива после взлета в хвостовой бак, размещенный в киле самолета. Это позволяет смещать центр масс самолета на 10% средней аэродинамической хорды, тем самым уменьшая потери на балансировочное сопротивление.
Гидравлическая система
Гидравлическая система выполнена в виде трех независимых подсистем.
Основными источниками гидравлической мощности в гидросистемах являются насосы переменной производительности с приводом от двигателей самолета.
Резервными источниками гидравлической мощности являются электрические насосные станции – по одной в каждой гидросистеме.
Аварийным источником гидравлической мощности является турбонасосная установка , которая выпускается в поток воздуха автоматически при отказе двух двигателей и после отключения двух генераторов, а также в ручном режиме.
Рабочая жидкость – НГЖ-5У, Skydrol LD-4 или Skydrol 500 B4. Рабочее давление в гидросистеме – 210 кгс/см 2 .
Противообледенительная система (ПОС)
От обледенения защищены носки воздухозаборников двигателей, обтекатели вентилятора, лобовые стекла кабины экипажа, приемники полного давления, датчики аэродинамических углов.
Крыло и оперение мало подвержены нарастанию льда и противообледенительной системой не оснащены. В ходе испытаний была подтверждена безопасность полетов без противообледенительной системы на несущих поверхностях.
Кооперация поставщиков
Разработчик | Производитель | Поставляемые комплектующие |
---|---|---|
ОАО «Авиадвигатель» | ОАО «Пермский моторный завод» | двигатели ПС-90А |
Rolls-Royce | Rolls-Royce | двигатели RB211-535E4 |
ОАО НПП «Аэросила» | ОАО НПП «Аэросила» | вспомогательная силовая установка ТА-12-60 |
ОАО «Техприбор» | ОАО «Техприбор» | комплекс топливоизмерения и центровки КТЦ-2-1, бортовая система контроля двигателя БСКД-90М |
ОАО ОКБ «Кристалл» | аварийная турбонасосная установка, насосы топливной системы | |
ЗАО «Абрис» | ЗАО «Абрис» | блок контроля и диагностики двигателя GEMU-122-5, резервный индикатор параметров двигателя |
ОАО «Авиаагрегат» | шасси | |
АК «Рубин» | тормозные диски, колеса | |
ОАО «Ярославский шинный завод» | шины | |
Michelin | шины | |
ОАО «Гидроагрегат» | система дистанционного управления, рулевые агрегаты | |
ОАО ММЗ «Знамя» | рулевые приводы | |
ОАО ММЗ «Рассвет» | рулевые приводы | |
ОАО НПО «Родина» | ОАО НПО «Родина» | рулевые приводы |
ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение» | системы ВСУП-85-3, ВСУТ-85-3, АСШУ-204М | |
вычислительная система самолетовождения ВСС-95, комплексный пульт радиотехнических средств КПРТС-95М-1 | ||
ОАО «Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроения» | комплексная информационная система индикации КИСС-1-9А, жидкокристаллические индикаторы ИМ-8, система предупреждения критических режимов СПКР | |
ОАО «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие «ЭЛАРА» | блоки системы электронной индикации СЭИ-85, датчики системы АСШУ-204М | |
ОАО ДНИИ «Волна» | ОАО ДНИИ «Волна» | система развлечения и обслуживания пассажиров, аппаратура видеонаблюдения |
ЗАО «ЛАЗЕКС» | ЗАО «ЛАЗЕКС» | интегрированная лазерно-спутниковая навигационная система НСИ-2000МТ |
Honeywell | Honeywell | инерциальная навигационная система HG2030AE21 |
ОАО «Киевский завод «Радар» | метеонавигационная радиолокационная станция МНРЛС-85 | |
Honeywell | Honeywell | метеорадиолокационная станция RDR-4B |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» | ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» | система раннего предупреждения близости земли (CРПБЗ), радионавигационное оборудование |
Honeywell | Honeywell | система раннего предупреждения близости земли EGPWS |
ЗАО «Опытный завод НИИХИТ» | аккумуляторные батареи | |
VARTA | аккумуляторные батареи | |
ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» | компоненты электросистемы, приводы стеклоочистителей | |
ОАО «Аэроэлектромаш» | ОАО «Аэроэлектромаш» | компоненты электросистемы |
ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» | генераторы, выпрямительные устройства, блоки регулирования электросистем | |
ОАО «Конструкторское бюро электроизделий XXI века» | внешняя светотехника, коммутационная аппаратура | |
ОАО «Электроавтомат» | коммутационная аппаратура | |
ОАО «Уральский завод электрических соединителей» | электросоединители | |
ЗАО НПЦ «НИИ Микроприборов» | светодиодное освещение | |
ОАО НПО «Наука» | ОАО НПО «Наука» | система кондиционирования воздуха, система автоматического регулирования давления |
ОАО «НПП «Респиратор» | ОАО «НПП «Респиратор» | кислородное оборудование |
ОАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций» | ||
Air Cruisers | Air Cruisers | аварийно-спасательное оборудование |
ОАО «Корпорация „Тактическое Ракетное Вооружение“» | водовакуумная система удаления отбросов (унитаз УВ-1) | |
ОАО «Агрегат» | пассажирские кресла | |
ООО «Фирма АККО» | ООО «Фирма АККО» | пассажирские кресла |
Лётно-технические характеристики
Схема Ту-204
Характеристика | Ту-204-100 | Ту-204С | Ту-204-120 | Ту-214 | Ту-204-300 | Ту-204СМ |
---|---|---|---|---|---|---|
Первый полёт | 2 января 1989 | 23 марта 2000 | октябрь 1998 | 21 марта 1996 | 18 августа 2003 | 29 декабря 2010 |
Начало эксплуатации | 1995 | 2003 | 1998 | 2001 | 2005 | 2012 |
Размах крыла | 41,83 м | |||||
Длина | 46,13 м | 40 м | 46,13 м | |||
Высота в хвосте | 13,88 м | |||||
Площадь крыла | 184,17 м² | 21 000 кг | 30 000 кг | 21 000 кг | 25 200 кг | 18 000 кг | 23 000 кг |
Макс. заправка топливом | 32 800 кг | 35 700 кг | 35 700 кг | |||
Макс. взлётная масса | 103 000 кг | 103 000 кг | 103 000 кг | 110 750 кг | 107 500 кг | 108 000 кг |
Макс. посадочная масса | 88 000 кг | 91 500 кг | 88 000 кг | 93 000 кг | 88 000 кг | 89 500 кг |
Макс. пассажировместимость | 210 | - | 210 | 210 | 164 | 215 |
Экипаж | 3 | 2 | ||||
Крейсерская скорость | 830-850 км/ч | |||||
Максимальная скорость | 850 км/ч | |||||
Служебный потолок | 12 100 м | |||||
Макс. дальность полёта | 6 500 км | 6 500 км | 6 500 км | 6 670 км | 7 500 км | |
Дальность полёта |
4 300 км | 4 100 км | 4 100 км | 4 340 км | 5 800 км | 4800 км |
Двигатели | 2 × ПС-90A | 2 × ПС-90A | 2 × RB211 | 2 × ПС-90A | 2 × ПС-90A | 2 × ПС-90A2 |
Средний расход топлива (при макс. коммерч. нагрузке) |
3200 кг/час | |||||
Требуемая длина ВПП | 2 500 м | 1800 м |
Эксплуатанты
Страны, где используется Ту-204.
С начала серийного производства (1990) было изготовлено 73 самолёта Ту-204 различных модификаций. На август 2012 года в эксплуатации находилось 46 самолётов семейства Ту-204 .
Эксплуатант | Модификация | В эксплуатации | Заказаны | Опцион |
---|---|---|---|---|
ОАО «Туполев» | 2 × 204СМ 1 × 204 1 × 204-300 2 × 204C |
2 (4 на хран.) | ||
Авиастар-СП | 204 | 0 (2 на хран.) | ||
Авиастар-ТУ | 204С | 2 | 5 (204СМ) | 10 (204СМ) |
ВВС России | 0 | 4 (2 × 214ОН, 2 × 214Р) | ||
Владивосток Авиа | 204-300 | 6 | 6 (204СМ) | |
Внуковские авиалинии | 204 | 0 (1 на хран.) | ||
Дальавиа | 214 | 0 (4 на хран.) | ||
Кавминводыавиа | 204-100 | 0 (2 на хран.) | ||
КАПО имени С.П. Горбунова | 214 | 0 (1 на хран.) | ||
КЛИИ - Китайский лётно-исследовательский институт | Ту-204-120СЕ | 1 | ||
Специальный лётный отряд «Россия» | 3 × 214 2 × 214СР 2 × 214ПУ 2 × 214СУС 2 × Ту-204-300 |
11 | 3 (214СР) | |
Трансаэро | 214 | 3 | 2 (204-100С) | |
Air China Cargo | 0 | 2 (204-120CE) | ||
Air Koryo | 2 × 204-300 1 × 204-100 |
3 | ||
China Eastern Cargo | 0 | 2 (204-120CE) | ||
Cairo Aviation | 2 × 204-120 1 × 204-120C |
3 (2 на хран.) | ||
Cubana | 2 × 204-100E 2 × 204СЕ |
4 | 0 | 2 (204-300) |
DHL | 204C | 1 | ||
Red Wings | 4 × 204-100 5 × 204-100В |
9 | 15 (204СМ) | 10 (204СМ) |
Бизнес Аэро | 204-300А | 1 | ||
Ту-204 – это советский и российский узкофюзеляжный среднемагистральный самолет, разработка которого началась в ОКБ Туполева еще в середине 70-х годов прошлого века. Первый полет эта машина совершила только в начале 1989 года.
Данный самолет предназначался для замены устаревшего Ту-154, разработанного еще в 60-е годы.
Самолет Ту-204 стал родоначальником целого семейства пассажирских и грузовых машин. В зависимости от модификации он может перевозить 164-215 пассажиров на расстояние до 5920 км. Выпуск Ту-204 был развернут на ульяновском заводе «Авиастар» и Казанском авиазаводе (КАПО). Всего с момента начала серийного производства было изготовлено 83 самолета различных модификаций. В 2007 году стоимость одного авиалайнера составляла 35 млн долларов.
В настоящее время пассажирский самолет Ту-204 активно эксплуатируется, причем не только в России. Он совершает регулярные рейсы по всему миру, включая страны Евросоюза, Северную и Южную Америку. Авиалайнер прошел все необходимые сертификации, он полностью соответствует требованиям ИКАО. Машина отвечает всем современным требованиям, касающимся уровня шума, выброса вредных веществ и безопасности, а по надежности и экономичности она не уступает лучшим зарубежным аналогам.
В настоящий момент крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является правительственный авиаотряд «Россия», на балансе которого находится 12 самолетов. Два авиалайнера использует северокорейская компания Air Koryo, еще три – кубинская «Кубана».
Последней и наиболее продвинутой модификацией самолета является авиалайнер Ту-204СМ, который впервые поднялся в небо в 2010 году.
История создания Ту-204
Работы по созданию нового пассажирского самолета, который в будущем получил наименование Ту-204, начались еще в далеком 1973 году. Очень много времени ушло на определение концепции будущей машина, ее схемы и компоновки. Первым был проект самолета с двумя двигателями в хвостовой части, который был очень близок к конструкции серийный машин Ту-134 и Ту-154. Однако уже через несколько лет концепция была изменена, теперь рассматривался самолет похожий по своей компоновке на американские лайнеры MD-10 и L-1011. По этому проекту был проделан значительный объем работ, конструкторами было предложено несколько вариантов как по конструкции планера, так и по силовой установке будущего авиалайнера. Интересной была идея «семейственности»: разработчики на основе одной базовой модификации самолета предлагали создать и ближнемагистральный лайнер для замены Ту-134 и Як-42, и среднемагистральные машины с дальностью полета до 4 тыс. км.
В августе 1981 года было принято правительственное постановление о создании среднемагистрального самолета Ту-204 с тремя двигателями Д-90.
В этом же году министром авиапромышленности СССР был назначен Силаев. Он потребовал создать пассажирский самолет, который бы по своим характеристикам и уровню комфорта не уступал новейшему на тот момент среднемагистральному Boeing 757. В очередной раз была изменена схема самолета, теперь он стал двухдвигательным. Новое техническое задание было утверждено только в конце 1983 года, а в 1986 году вышло постановление Совмина СССР, согласно которому испытания машины должны были начаться в 1988 году, а эксплуатация лайнера – уже в первые годы следующего десятилетия.
Вскоре определились и местом серийного производства: им должно было стать Ульяновское авиационное объединение. В 1987 году на предприятии началась подготовка к выпуску машины. Уже в 1988 году был изготовлен первый прототип самолета, 2 января 1989 года опытный образец Ту-204 наконец-то поднялся в воздух.
Результатом проведенных испытаний стали значительные доработки самолета, а также внесение ряда усовершенствований в процесс его производства. В это время из-за ухудшения общей экономической ситуации в стране финансирование программы стало сжиматься, а в начале 90-х годов оно было практически полностью остановлено. Только личное вмешательство премьер-министра Черномырдина позволило найти средства и завершить программу испытаний. Это случилось в 1993 году, но еще до завершения сертификации самолета «Авиастар» приступил к серийному выпуску Ту-204. Российский сертификат летной пригодности машина получила только в 1995 году.
Эксплуатация Ту-204
Пассажирскому самолету Ту-204 не повезло. Мало того, что эта машина очень долго создавалась, так и первые ее шаги в небо выпали на очень тяжелый для страны период. В 90-е годы резко упал жизненный уровень рядовых россиян, авиаперелеты могли позволить себе очень немногие. Соответственно, значительно упал пассажиропоток и доходы авиаперевозчиков. Кроме того, на российский рынок массово хлынули поддержанные импортные машины.
Уменьшение темпов производства привело к недостатку запасных частей и комплектующих для Ту-204, что еще более увеличило стоимость его эксплуатации.
Пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, туполевцы разработали несколько новых модификаций машины: Ту-204-120, Ту-204-200 и Ту-204-300. В новых самолетах авионика и ряд других систем еще советской разработки были заменены более совершенными российскими или зарубежными аналогами. В кабине пилотов появились жидкокристаллические экраны, значительные изменения были внесены в системы управления. Более комфортабельным стал салон самолета Ту-204.
Однако при мелкосерийном производстве добиться серьезной рентабельности самолета очень сложно. Не менее тяжело в таких условиях создать жизнеспособную систему послепродажного обслуживания. Именно из-за этого Ту-204 не пользуется популярностью у коммерческих авиакомпаний, предпочитающих покупать импортные самолеты (новые или б/у). Хотя, по своим летно-техническим характеристикам туполевская машина ничем не уступает своим иностранным аналогам. Об этом неоднократно заявляли сами авиаперевозчики.
В настоящее время крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является специальный летный отряд «Россия», в котором используется 12 самолетов подобного типа. В 2016 году появилась информация о планах масштабной закупки грузовых Ту-204 для «Почты России», а в начале 2017 года в Министерстве обороны РФ заявили о желании заменить устаревшие Ту-154 на Ту-204. Вероятно, что эта машина попадет в государственную программу вооружений.
В 2015 году о своих планах закупки Ту-204 заявляла иранская авиакомпания Kish Air. Речь шла о партии в 15 самолетов. Позже представители ПАО «Туполев» выразили готовность начать лицензионное производство Ту-204 в Иране.
Модификация Ту-204СМ
В 2010 году состоялся первый полет самолета Ту-204СМ, который является самой современной модификацией в этом семействе машин. Именно на этот лайнер российские авиастроители возлагают наибольшие надежды.
По сравнению с базовой модификацией Ту-204-100, этот самолет имеет больший взлетный вес, новый комплекс бортового оборудования, доработанные топливную, энергетическую и гидравлическую системы. На Ту-204СМ экипаж уменьшен до двух человек (исключен бортинженер), что является общемировой практикой на самолетах подобного класса. Кроме того, данная модификация получила более совершенные двигатели ПС-90А2, отличающиеся меньшей эксплуатационной стоимостью. Также был улучшен интерьер пассажирского салона.
Серийное производство Ту-204СМ было развернуто во второй половине 2013 года.
Описание конструкции
Ту-204 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это свободнонесущий низкоплан с двумя турбовентиляторными двигателями, которые установлены в пилонах под крылом. Самолет имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Механизация крыла Ту-204 состоит из предкрылков и двухщелевых закрылков.
В конструкции самолета широко использованы композитные материалы, их доля составляет 18%.
Ту-204 стал первым отечественным самолетом подобного класса с электродистанционной системой управления (ЭДСУ).
Самолет оснащен комплексной информационной системой сигнализации, которая выводит на экраны в кабине пилотов информацию о работе всех самолетных систем, предупреждает об отказах и неполадках, и дает рекомендации по их устранению. Также на них выводятся данные, необходимые для пилотирования самолета. Причем информация может выдаваться как в британской, так и в метрической системе единиц. В состав пилотажно-навигационного комплекса входит бортовая инерциальная навигационная система, средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки, системы посадки, предупреждения критических режимов и столкновений в воздухе, а также метеорадиолокационная станция.
Топливная система самолета состоит из нескольких кессон-баков, два из которых являются расходными. Общая масса топлива составляет 35710 кг. Интересной особенностью конструкции Ту-204 является наличие системы перекачки топлива в хвостовой бак во время полета. Это позволяет сместить центр масс машины и улучшить ее аэродинамические характеристики.
Силовая установка самолета состоит из двух двигателей ПС-90А, максимальная тяга которых составляет 16 тыс. кгс.
Модификации
С момента начала серийного производства было создано большое количество модификаций самолета:
- Ту-204. Базовая модификация. Взлетная масса машины составляет 94,6 т;
- Ту-204-100. Самолет со взлётной массой в 103 т. Может вмещать до 210 пассажиров. Дальность полета - 4600 км;
- Ту-204-200. Модификация с дополнительными топливными баками, что обеспечивает большую дальность полёта;
- Ту-204-100Е. Самолёт с двигателями ПС-90А, максимальной взлётной массой 105 тонн и англоязычной кабиной экипажа;
- Ту-204-100В. Версия Ту-204-100Е с русскоязычной кабиной экипажа;
- Ту-204-100В-04. Модификация Ту-204-100В, на которую установлены двигатели, соответствующие требованиям ИКАО относительно шумности;
- Ту-204-120. Модификация базовой модели с двигателями Rolls-Royce RB211-535E4 и иностранной авионикой;
- Ту-204-300. Самолет с укороченным по сравнению с базовой моделью фюзеляжем и увеличенной дальностью полета. Может вместить до 162 пассажиров. Максимальная взлётная масса Ту-204-300 – 107,5 т;
- Ту-204-300А. Модификация с максимальной дальностью до 9600 км и салоном повышенной комфортности. В нем есть душевая кабина, спутниковая связь, регулируемое освещение. Самолет вмещает до 26 пассажиров, предназначен для административных перевозок;
- Ту-214. Модификация со взлетной массой, увеличенной до 110,75 т. На ее базе разработано несколько специальных версий, предназначенных для высшего руководства страны: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СУС (самолёт-узел связи), Ту-214СР (самолёт-ретранслятор). Также существует самолёт-разведчик Ту-214Р и Ту-214ОН, предназначенный для выполнения наблюдательных полетов;
- Ту-204СМ - обновлённый вариант Ту-204.
Для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154 . Производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП » в Ульяновске , а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214).
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Ту-204 - не в то время, не в том месте. История и описание лайнера
✪ Авиапарк ЦПК пополнился ещё одним самолётом Ту-204-300
✪ Ту-334 - птица, оставшаяся в гнезде. История и описание
✪ Видео прибытия самолета ЦПК Ту-204-300 "Сергей Королёв" на аэродром Чкаловский
✪ Ту-204-300 получил сертификат ETOPS120
Субтитры
История создания
Выбор концепции
Первые проработки нового среднемагистрального пассажирского самолёта на замену Ту-154 появились в ОКБ имени Туполева в 1973 году, хотя выдвигались предложения по дальнейшей модернизации Ту-154 , аналогичные проекту коренной модернизации Ту-134 - Ту-134Д. В процессе работы над новым самолётом рассмотрено множество различных схем и компоновок, которые привели к трёхдвигательной схеме широкофюзеляжного самолёта, получившего обозначение Ту-204 . В первоначальном проекте предусматривались объёмные багажные помещения под стандартные контейнеры с грузами, машина становилась двухпалубной за счёт некоторой переразмеренности фюзеляжа, что позволяло маневрировать в эксплуатации соотношением загрузки пассажирами и грузами, и оптимизировать потери, связанные с сезонностью перевозок и изменением величины пассажиропотока .
11 августа 1981 года вышло правительственное постановление о создании среднемагистрального самолёта с тремя двигателями Д-90 и современным ему уровнем расхода топлива. В 1982 году завершили постройку макета, однако этот проект не нашёл дальнейшего развития. В процессе разработки конструкторы отказались от трёхдвигательного варианта и перешли к проектированию самолёта по двухдвигательной схеме с двигателями, подвешенными на пилонах под крылом (впервые в практике КБ Туполева) . Проект был полностью переработан и стал основой для рабочего проектирования Ту-204 .
Разработка
Применение вычислительной техники дало возможность оптимизировать конструктивно-силовую схему, провести автоматизированный весовой контроль, а также программировать процесс механической обработки деталей на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). Благодаря использованию программы проектирования внешних обводов удалось обеспечить аналитическую плавность поверхности крыла при его весьма сложной аэродинамической форме, а также повысить точность провязки стапельной оснастки для отдельных агрегатов и подвижных элементов по сравнению с традиционным плазово-шаблонным методом .
При отработке аэродинамической компоновки особое внимание уделили выбору обводов крыла, как основному элементу, обеспечивающему аэродинамическую эффективность самолёта в целом. При определении формообразования крыла использован комплекс расчётных программ АПАК, а также параметрические испытания 26 моделей вариантов крыльев в аэродинамических трубах ЦАГИ .
С целью снижения массы разработчики приняли решение о широком внедрении в конструкцию самолёта композитных материалов на основе угле-, стеклоорганопластиков и гибридных материалов. Совместно с ВИАМ выполнен большой объём экспериментальных работ по исследованию композитных материалов на образцах и опытных изделиях, в результате чего разработана и внедрена директивная технология изготовления композитных деталей Ту-204 . Масса применённых на самолёте композитных материалов составила 14 % от массы конструкции .
При разработке конструкции внедрены и другие технологические новшества: использованы длинномерные монолитно-сборные панели, панели крыла без стыков обшивок, крупноразмерные листы обшивок фюзеляжа и усовершенствованные крепёжные детали, в том числе титановые. Использование длинномерных полуфабрикатов и крупногабаритных листов позволило существенно уменьшить количество стыков на фюзеляже, в результате чего снизилась масса конструкции и улучшилось качество внешней поверхности самолёта. Особое внимание уделили повышению коррозионной стойкости конструкции. Усовершенствована схема теплозвукоизоляции, в нижней части гермокабины установлены дренажные клапаны, и усилено лакокрасочное покрытие . В конструкции применены новые материалы с улучшенными характеристиками вязкости, малоцикловой усталости, низкими скоростями роста трещин, а также высокопрочные с хорошими усталостными характеристиками .
К моменту окончания проектирования самолёт решили серийно строить на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (УАПК) им. Д. Ф. Устинова (с 1992 года ЗАО «Авиастар-СП» ). Первый Ту-204 построен в Москве опытным производством АНТК им. А. Н. Туполева совместно с УАПК.
Испытания
Для проведения ресурсных и прочностных испытаний использовались два специально построенных самолёта. Ещё на этапе проектирования перешли от расчётов на статику к расчётам на ресурс и живучесть, что привело к снижению действующих напряжений. Экспериментальный «крест» (крыло-фюзеляж) после всех статических испытаний и искусственного доведения трещины до расчётного (нормированного) размера выдержал нагрузку в 140 % от расчётной .
Бортовые системы отрабатывались на стендах, а на моторно-испытательном комплексе смонтировали и испытали полноразмерную топливную систему.
Первый полёт опытного Ту-204 состоялся 2 января 1989 года на аэродроме «Раменское ». Первая машина оборудована средствами экстренного спасения экипажа, в пассажирском салоне установили большое количество различной контрольно-записывающей аппаратуры, которая должна была контролировать работу всех систем и агрегатов самолёта . Освоение серийного производства авиалайнера в Ульяновске началось ещё в 1987 году, поэтому в сертификационных испытаниях кроме опытной машины участвовали ещё три предсерийных самолёта, построенных УАПК.
По результатам испытаний в конструкцию самолёта внесён ряд доработок и усовершенствований технологии производства. Большое внимание уделено отработке новых цифровых систем самолёта. В частности, разработаны 23 варианта автоматической бортовой системы штурвального управления, каждый из которых требовал не только тщательной проверки на надёжность, но и лётных испытаний. На все это уходило время, одновременно с экономическими трудностями в стране начало снижаться финансирование программы, что растянуло сроки испытаний и получения сертификата типа на самолёт.
Полное прекращение бюджетного финансирования в начале 1990-х годов практически остановило сертификационные испытания, а самолёту ещё предстояли эксплуатационные испытания как неотъемлемая часть общего объёма испытаний пассажирского самолёта до передачи его авиакомпании.
Программа эксплуатационных испытаний включала в себя 250-400 полётов с общим налётом не менее 1000 часов. Многократные попытки КБ договориться о сокращении объёма эксплуатационных испытаний закончились безрезультатно. Отраслевые институты (ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН) также остались без государственного финансирования и были заинтересованы в проведении максимально возможного количества полётов. Поэтому решили зарабатывать средства самостоятельно, начав перевозку грузов на этапе самих эксплуатационных испытаний .
Благодаря усилиям занимавшего в то время должность начальника ЖЛИиДБ В. Т. Климова , решение о совмещении эксплуатационных испытаний с грузовыми перевозками на самолётах Ту-204 подписано премьер-министром РФ В. С. Черномырдиным . Появилась возможность оплачивать авиационное топливо, аэропортовые сборы, метеообеспечение и аэронавигацию, а также стимулировать непосредственных участников испытаний в АНТК им. А. Н. Туполева , ЛИИ , ГосНИИ ГА , ГосНИИ АН , Авиарегистре МАК и других организациях. Таким образом, только благодаря этим своевременно принятым мерам удалось закрыть все долги и в полном объёме завершить эксплуатационные испытания Ту-204 .
Конструкция
Самолёты семейства Ту-204/214 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбовентиляторными двигателями, установленными на пилонах под крылом. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями, имеет отрицательную аэродинамическую крутку , положительный угол поперечного V (4°) и установлено под углом 3° 15’ к строительной горизонтали фюзеляжа. На концах крыла установлены вертикальные концевые крылышки (ВКК) - специально спрофилированные аэродинамические поверхности (винглеты) для снижения индуктивного сопротивления .
Ту-204 - один из немногих пассажирских самолётов, который на практике подтвердил возможность безопасного завершения полёта со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолёт Ту-204-100 № 64011 авиакомпании «Сибирь» , следовавший рейсом Франкфурт - Новосибирск, в сложных метеоусловиях выработал всё топливо за 17 км от аэропорта Омска и совершил успешную посадку с двумя неработающими двигателями. При посадке никто не пострадал, а самолёт вскоре вернулся в эксплуатацию.
Система кондиционирования воздуха
Система кондиционирования воздуха (СКВ) состоит из:
- системы отбора и предварительного охлаждения воздуха;
- двух автономных магистралей с независимыми установками охлаждения воздуха (УОВ);
- системы рециркуляции воздуха;
- систем регулирования температуры, управления и контроля.
Воздух в систему кондиционирования отбирается от компрессоров двигателей или ВСУ . Предусмотрена возможность подключения наземного кондиционера.
Система отбора воздуха обеспечивает подачу воздуха на наддув, охлаждение или обогрев гермокабины, на обогрев ВСУ , на аварийный наддув гидробаков, а также подачу воздуха на стартер воздушного запуска двигателя.
Регулирование температуры воздуха в кабине экипажа и пассажирских салонах производится автоматически в соответствии с установкой задатчиков температуры.
Система управления
- основной электродистанционный с цифровыми вычислителями;
- резервный электродистанционный с аналоговыми вычислителями;
- аварийный электродистанционный;
- аварийный механический.
Перемещение рулевых поверхностей осуществляется гидравлическими приводами системы управления рулями (СУР). На самолётах семейства установлена разработанная с участием ЦАГИ автоматизированная система штурвального управления (АСШУ), входящая в систему управления рулями. Обеспечивая стабильность характеристик управляемости, система управления повышает безопасность полёта и существенно облегчает работу экипажа. Комплекс СУР с АСШУ выполняет следующие функции:
- обеспечение заданных характеристик устойчивости и управляемости;
- автоматическая балансировка самолёта стабилизатором в продольном канале;
- защита от выхода за эксплуатационные ограничения (по углу атаки , перегрузке, углу крена, скорости);
- ограничение отклонения руля высоты и руля направления по режимам полёта;
- автоматическое управление по сигналам вычислительной системы управления полётом (ВСУП).
Штурвальное управление по тангажу и крену осуществляется от Y-образных миништурвалов, а по курсу - от педалей. Конструктивно миништурвал и педали установлены на посту управления, обеспечивающем размещение внутренней проводки управления в минимальных габаритах. Посты управления механически связаны друг с другом. На случай заклинивания предусмотрена возможность рассоединения механической проводки между постами управления рукояткой «РАСЦЕП» с выбором приоритета управления электродистанционных контуров АСШУ с рабочего места левого или правого лётчика .
Система управления обеспечивает алгоритмическую защиту от касания хвостом полосы , а также в случае отказа двигателя автоматически отклоняет руль направления для парирования разворачивающего момента .
Система электроснабжения
Источниками электроэнергии являются генераторы (по одному на каждом двигателе), генератор ВСУ , аккумуляторы, а также работающие от гидросистемы аварийные привод-генераторы . На самолётах некоторых модификаций установлены генераторы переменных оборотов - постоянной частоты .
Основная система электроснабжения переменного трёхфазного тока напряжением 115/200 В стабильной частоты 400 Гц.
Вторичная система электроснабжения переменного тока напряжением 115/200 В стабильной частоты 400 Гц.
Вторичная система электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В.
Оборудование
Комплексная информационная система сигнализации КИСС обеспечивает выдачу на многофункциональных жидкокристаллических индикаторах текущей информации о параметрах работы двигателей, о параметрах и состоянии бортовых систем, а также об отказах в системах с рекомендациями по необходимым действиям экипажа. КИСС выдаёт также предупреждающую и аварийную звуковую сигнализацию. Одновременно КИСС собирает информацию для многоканальной системы регистрации параметров (МСРП), которая фиксирует параметры полёта и передаёт информацию в систему сбора и локализации отказов (ССЛО) .
Информация, необходимая для пилотирования самолёта, выдаётся системой электронной индикации СЭИ на двух парах многоцветных жидкокристаллических индикаторов (комплексно-пилотажном индикаторе КПИ и комплексном индикаторе навигационной обстановки КИНО), расположенных горизонтально на приборной панели пилотов. На индикаторы СЭИ также выводится видеоизображение с камер внутреннего наблюдения.
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает автоматическое самолётовождение по заданным в плане полёта траекториям при полётах по оборудованным и необорудованным международным и внутренним воздушным трассам с выполнением требований RNP (англ.) русск. и RVSM .
В состав цифрового комплекса пилотажно-навигационного оборудования входят :
- вычислительная система самолётовождения
- бортовая инерциальная лазерная навигационная система
- средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки
- система воздушных сигналов
- радиотехнические системы навигации и посадки
- система предупреждения критических режимов (СПКР)
- система предупреждения приближения земли (СППЗ)
- метеорадиолокационная станция.
Все параметры полёта, навигационная и метеорологическая обстановка выдаются на экраны системы электронной индикации. Информация на экранах может выдаваться как в метрической , так и в британской системе единиц .
Резервные пилотажные приборы - указатель скорости, вариометр , барометрический высотомер , авиагоризонт , радиомагнитный индикатор, магнитный компас .
Автоматическое управление самолётом осуществляется вычислительной системой управления полётом (ВСУП) и вычислительной системой управления тягой (ВСУТ).
ВСУП формирует сигналы автоматического управления самолётом и командных индексов электронных индикаторов для директорного управления, а также другую информацию в смежные системы. ВСУТ формирует сигналы для управления тягой и перемещения рычагов управления двигателями в зависимости от конфигурации самолёта и заданных экипажем или ВСУП параметров полёта.
Бортовые системы сопрягаются между собой с помощью широко распространённого интерфейса ARINC 429 , что упрощает модернизацию оборудования, в том числе путём применения импортных комплектующих.
Топливная система
Топливо на самолёте размещено в кессон-баках, образованных загерметизированной силовой конструкцией планера самолёта.
- два бака по 7000 кг в корневой части крыла (левый и правый);
- расходные отсеки по 1800 кг (левый и правый);
- два бака по 3375 кг в консольной части крыла (левый и правый);
- бак ёмкостью 2360 кг в кессоне киля;
- бак ёмкостью 8800 кг в центроплане.
Суммарная масса топлива составляет 35710 кг. На некоторых специальных модификациях самолётов Ту-204/214 устанавливаются дополнительные топливные баки в фюзеляже .
Для уменьшения сопротивления в крейсерском режиме полёта применена автоматическая перекачка топлива после взлёта в хвостовой бак, размещённый в киле самолёта. Это позволяет смещать центр масс самолёта на 10 % средней аэродинамической хорды , тем самым уменьшая потери на балансировочное сопротивление .
Гидравлическая система
Гидравлическая система выполнена в виде трёх независимых подсистем.
Основными источниками гидравлической мощности в гидросистемах являются насосы переменной производительности с приводом от двигателей самолёта.
Резервными источниками гидравлической мощности являются электрические насосные станции - по одной в каждой гидросистеме.
Аварийным источником гидравлической мощности является турбонасосная установка , которая выпускается в поток воздуха автоматически при отказе двух двигателей и после отключения двух генераторов, а также в ручном режиме . На ульяновских Ту-204 она расположена на правом борту, а на казанских Ту-214 - на левом.
Рабочая жидкость - НГЖ-5У, Skydrol LD-4 или Skydrol 500 B4. Рабочее давление в гидросистеме - 210 кгс/см 2 .
Противообледенительная система (ПОС)
От обледенения защищены носки воздухозаборников двигателей, обтекатели вентилятора, лобовые стёкла кабины экипажа, приёмники полного давления, датчики аэродинамических углов.
Крыло и оперение мало подвержены нарастанию льда и противообледенительной системой не оснащены. Среди современных магистральных самолётов Ту-204 - единственный, крыло которого не требует наличия противообледенительной системы. В ходе испытаний подтверждена безопасность полётов без противообледенительной системы на несущих поверхностях и получены российский и европейский сертификаты .
Производство
Производство серийных самолётов по годам :
Кооперация поставщиков
Разработчик | Производитель | Поставляемые комплектующие |
---|---|---|
ПАО «Авиадвигатель» | ПАО «Пермский моторный завод» | двигатели ПС-90А ; ПС-90А 2 с дополнительным генератором ГСА (ПСПЧ) и блоком контактора БКА (Ту-204 СМ) |
Rolls-Royce | Rolls-Royce | двигатели RB211-535E4 |
ПАО НПП «Аэросила» | ПАО НПП «Аэросила» | вспомогательная силовая установка ТА-12-60 ; ТА-18-200М (Ту-204 СМ) |
ПАО «Техприбор» | ПАО «Техприбор» | комплекс топливоизмерения и центровки КТЦ-2-1, бортовая система контроля двигателя БСКД-90М |
ПАО ОКБ «Кристалл» | аварийная турбонасосная установка, насосы топливной системы | |
ЗАО «Абрис» | ЗАО «Абрис» | блок контроля и диагностики двигателя GEMU-122-5, резервный индикатор параметров двигателя |
ОАО «Авиаагрегат» | шасси, тормозная система 75Т-271 с модернизированным блоком БУПТ-24МД (Ту-204 СМ) | |
ПАО "Авиационная корпорация «Рубин» | тормозные диски, колёса, гидравлический насос, привод-генератор, агрегаты гидравлической системы | |
ОАО «Ярославский шинный завод» | шины | |
Michelin | шины | |
ПАО «Гидроагрегат» | система дистанционного управления, рулевые агрегаты | |
ПАО ММЗ «Знамя» | рулевые приводы | |
ПАО ММЗ «Рассвет» | рулевые приводы | |
ПАО НПО «Родина» | ПАО НПО «Родина» | рулевые приводы |
ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение» | системы ВСУП-85-3, ВСУТ-85-3, АСШУ-204М, ВСУПТ-85-204 (Ту-204 СМ) | |
ФГУП «Научно-исследовательский институт авиационного оборудования» | вычислительная система самолётовождения ВСС-95 (ВCC-100 - Ту-204СМ), комплексный пульт радиотехнических средств КПРТС-95М-1 | |
ПАО «Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроения» | комплексная информационная система индикации КИСС-1-9А, жидкокристаллические индикаторы ИМ-8, система предупреждения критических режимов СПКР; комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-204Е и система преобразования аналоговой и дискретной информации СПАДИ-204 (Ту-204СМ) | |
ПАО «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие „ЭЛАРА“» | блоки системы электронной индикации СЭИ-85, датчики системы АСШУ-204М | |
ПАО ДНИИ «Волна» | ПАО ДНИИ «Волна» | система развлечения и обслуживания пассажиров, аппаратура видеонаблюдения |
ЗАО «ЛАЗЕКС» | ЗАО «ЛАЗЕКС» | интегрированная лазерно-спутниковая навигационная система НСИ-2000МТ |
Honeywell | Honeywell | инерциальная навигационная система HG2030AE21 |
ОАО «Киевский завод „Радар“» | метеонавигационная радиолокационная станция МНРЛС-85 | |
Honeywell | Honeywell | метеорадиолокационная станция RDR-4B |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» | ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» | система раннего предупреждения близости земли (СРПБЗ), радионавигационное оборудование |
Honeywell | Honeywell | система раннего предупреждения близости земли EGPWS |
ЗАО «Опытный завод НИИХИТ» | аккумуляторные батареи | |
VARTA | аккумуляторные батареи | |
ПАО «Электромашиностроительный завод „ЛЕПСЕ“» | компоненты электросистемы, приводы стеклоочистителей | |
АО «Аэроэлектромаш» | АО «Аэроэлектромаш» | компоненты электросистемы |
ПАО «Сарапульский электрогенераторный завод» | генераторы, выпрямительные устройства, блоки регулирования электросистем | |
ПАО «Конструкторское бюро электроизделий XXI века» | внешняя светотехника, коммутационная аппаратура | |
ПАО «Электроавтомат» | коммутационная аппаратура | |
ПАО «Уральский завод электрических соединителей» | электросоединители | |
ЗАО НПЦ «НИИ Микроприборов» | светодиодное освещение | |
ПАО НПО «Наука» | ПАО НПО «Наука» | система кондиционирования воздуха, система автоматического регулирования давления |
ПАО «НПП „Респиратор“» | ПАО «НПП „Респиратор“» | кислородное оборудование |
ПАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций» | ||
Air Cruisers | Air Cruisers | аварийно-спасательное оборудование |
ПАО «Корпорация „Тактическое Ракетное Вооружение“» | водовакуумная система удаления отбросов (унитаз УВ-1) | |
ПАО «Агрегат» | пассажирские кресла | |
ООО «Фирма АККО» | ООО «Фирма АККО» | пассажирские кресла |
Эксплуатация
Ту-204 должен был стать таким же массовым, как и его предшественник - Ту-154 . Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 вытеснили импортные подержанные машины. Недостатки в технической поддержке и низкие темпы производства привели к увеличению начального этапа освоения Ту-204 в эксплуатации. Нередко самолётам приходилось простаивать в ожидании запчастей и комплектующих изделий, что влекло за собой увеличение расходов на поддержание лётной годности и увеличение стоимости лётного часа. Это усугублялось и тем, что по требованию «Аэрофлота» на самолёте было оставлено место бортинженера , и экипаж всех модификаций Ту-204 (кроме Ту-204СМ) состоит из трёх человек, в то время как на большинстве современных лайнеров - два человека.
С начала 2000-х годов в конструкцию Ту-204/214 внесли ряд изменений. Самолёты начали оснащаться улучшенными пассажирскими креслами и бытовым оборудованием. Также обновлены авионика и системы - ряд блоков и агрегатов ещё советской разработки заменены на новые российские или импортные . В частности, изменения затронули системы самолётовождения, управления полётом, тягой, автоматического штурвального управления. Взамен индикаторов с электронно-лучевыми трубками установлены современные жидкокристаллические .
Ежегодно производится один лайнер для государственных заказчиков. На начало 2014 года самолёты семейства Ту-204/214 составляют основу самолётного парка правительственного авиаотряда - в СЛО «Россия» эксплуатируется 13 самолётов Ту-204 и Ту-214 различных модификаций.
Программа создания наиболее современной модификации, Ту-204СМ, поддерживается Министерством промышленности и торговли РФ . Реализованные технические решения и улучшения конструкции позволили сократить экипаж до двух человек и повысить экономическую эффективность Ту-204СМ . В рамках реализации данной программы, как предполагается, будет выстроена новая схема послепродажного обслуживания и поддержания лётной годности, что также должно улучшить коммерческую привлекательность нового самолёта. Отработанные на Ту-204СМ технологии и разработки, как ожидается, будут применяться и при создании перспективных семейств пассажирских самолётов .
В конце 2013 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в ближайшие пять лет различным авиакомпаниям могут быть поставлены 20 самолётов Ту-204СМ .
22 декабря 2015 года иранская авиакомпания Kish Air сообщила, что может приобрести у России до 15 самолётов Ту-204СМ, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов на магистральных авиалиниях. .
26 декабря 2015 года ПАО «Туполев» сообщила, что «готова предоставить Ирану лицензию на производство своих самолётов» .
В декабре 2016 года заместитель главного конструктора АО Туполев Станислав Рыжаков сообщил о существовании масштабного проекта «по созданию грузового парка самолётов семейства Ту-204 для ФГУП Почта России » (в том числе, для перевозок из ММПО г. Мирный) . 22 февраля 2017 года Министерство обороны РФ сообщило, что «планирует …старые…Ту-154 заменить на…Ту-214». Предполагается закупка «в совокупности десятки машин». 6 июня 2017 года начальник авиации войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенант Александр Иванович Афиногентов сообщил, что «Военно-промышленной комиссией Российской Федерации одобрены контрольные цифры для планирования государственной программы вооружений на 2018-2025 годы, в том числе по вопросам закупки новой авиационной техники. Предлагается закупить самолеты …Ту-204-300».
Эксплуатанты
С начала серийного производства (1990) изготовлено 81 самолёт Ту-204 различных модификаций. На январь 2017 года в эксплуатации находилось 43 самолёта семейства Ту-204 .
Текущие эксплуатанты
авиакомпания | модификация | действующие | заказанные | на хранении |
---|---|---|---|---|
2 x 204-120С | 3 | 0 | 2 | |
204-100С | 1 | 0 | 1 | |
204-120Ф | 0 | 4 | 0 | |
204-120CE | 0 | 2 | 0 | |
204 | 4 | 2 | 4 | |
204 | 0 | 0 | 2 | |
214 204-300 |
12 | 0 | 0 | |
1 x 204-100Е | 3 | 0 | 1 | |
1x 204-300 1x 204-100 |
2 | 0 | 0 | |
204-100 | 8 | 0 | 0 | |
204-100C | 2 |
Новая модификация самолёта Ту 204СМ – это машина с увеличенной максимальной взлётной массой и новейшей системой автоматизации, позволяющая выполнять полёт полностью от начала до конца в директорном режиме. Современная авионика сделала возможным сократить экипаж до двух человек, без ущерба для безопасности полётов.
История создания Ту 204СМ
ОКБ им. Туполева ещё в 1973 году начало разработку нового самолёта, который бы заменил . Разработчики рассмотрели множество предложений и остановились на варианте широкофюзеляжного лайнера с тремя двигателями. Проект получил обозначение Ту-204 и даже построен макет, но в процессе дальнейших разработок от трёх двигательной машины отказались.
Конструкторы пришли к пониманию, что более оптимальным будет вариант среднемагистрального самолёта с двумя двигателями на пилонах под крылом, а это было необычно и кардинально отличалось от схем машин, которые разрабатывались в КБ Туполева. Такой проект утвердило правительство в 1983 году и начались работы по дальнейшему проектированию и постройке опытных образцов.
В 1985 году главным конструктором Ту-204 стал Л. Лановский, который широко начал использовать универсальную систему «Диана», созданную в ОКБ Туполева для расчёта конструкций. С помощью этой системы был выполнен расчёт динамики разрушений, частоты и формы колебаний и проверена методика расчёта напряженно-деформированного состояния всей конструкции самолёта.
Программа, заложенная в систему «Диана», позволила рассчитать при всей сложности аэродинамической формы крыла, его аналитическую плавность и автоматизировать процесс механической обработки деталей на станках с ЧПУ. Было решено, для снижения веса конструкции там, где это целесообразно применять композитные материалы. Такие технологические решения, как сборные панели большой длины, крупноразмерные листы обшивки фюзеляжа и бес стыковочные панели крыла с титановым крепежом, были с успехом применены для достижения минимального веса пустого самолёта.
Повысить устойчивость машины к коррозии помогла установка дренажных клапанов внизу гермокабины, применение улучшенных лакокрасочных материалов и прокладка по новой схеме тепловой и шумовой изоляции. Применение в конструкции материалов с улучшенными характеристиками по прочности, вязкости и замедленными скоростями роста трещин вывело новый самолёт на уровень лучших зарубежных аналогов.
В начале января 1989 года лётчик-испытатель В. Минашкин выполнил первый полёт на новом лайнере Ту-204 . Началась доводка и доработка новой машины. Но, после распада СССР и последующих политических событий в 90-х годах, развала экономики, финансирование проекта прекратилось.
Через несколько лет, благодаря тогдашнему начальнику ЖЛИ и ДБ В. Климову удалось добиться у премьер-министра В.С.Черномырдина разрешения совместить лётные испытания с коммерческими перевозками. Это помогло получить средства на оплату горючего, эксплуатацию аэродромов и радио-технических средств и финансово поддержать людей, занимающихся лётными испытаниями самолёта.
В декабре 1994 года получен сертификат на эксплуатацию Ту-204 . С тех пор было выпущено более 20 модификаций этой машины, среди последних из них – это , о котором и пойдёт речь ниже.
Краткое описание и основные отличия Ту 204СМ
Впервые новую модернизированную машину поднял в воздух экипаж под управлением лётчика-испытателя В. Минашкина в конце декабря 2010 года. Все испытания самолёт прошёл успешно и в 2011 году был готов к серийному производству.
По своей конструкции – это моноплан с крылом низкого расположения и двумя ТВД, размещённых на пилонах под крылом. Специальные сверхкритические профили создают отрицательную крутку крылу, поперечное V-образное сечение имеет положительный угол 40, а само крыло стреловидность по передней кромке 3015 мин. На концах плоскостей имеются концевые крылышки для уменьшения индуктивного сопротивления.
На передней кромке консолей расположены предкрылки, а на задней двухщелевые закрылки. Шасси трёхопорной схемы с носовой стойкой. Двигатели ТРДД ПС-90А2 с тягой по 16 тыс. кгс.
Основные изменения, внесенные в модификацию Ту 204СМ :
- Оснащение машины модернизированными двигателями ТРДД ПС-90А2, более экономичными с повышенной мощностью и увеличенным межремонтным ресурсом.
- Размещение бортовой вспомогательной силовой установки ТА-18-200М, способной запускаться и работать на большой высоте.
- Установка модернизированного шасси, ресурс которого равен сроку службы планера самолёта.
- Салон для пассажиров более комфортабельный, с улучшенным интерьером. К их услугам вместительные багажные полки, видео и аудиосистемы, позволяющие скоротать время в полёте. Для спокойного отдыха внутри салона мягкое освещение, создаваемое светодиодными лампами и надёжная шумопоглощающая изоляция, поддерживающая низкий уровень шума.
Возросла степень автоматизации управления машиной на всём протяжении полёта от взлёта до посадки, благодаря внедрению концепции «электронный борт», которая сделала возможным:
- Размещение на борту вычислительных систем управления полётом и тягой, систем самолётовождения, позволяющих осуществлять навигацию в автоматическом режиме в горизонтальной и вертикальной плоскости.
- Увеличить эффективность и надёжность системы измерения воздушных данных, за счёт изменения базовых элементов и их перекомпоновки.
- Оснастить кабину пилотов новой электронной системой сигнализации и индикации, с манипуляторами «трекболл» и увеличенными размерами экрана дисплеев, сделав её более высокоэргономичной.
- Разместить новую систему БСТО-204, следящую за техническим состоянием бортовых систем самолёта.
- Полностью автоматизировать процесс пилотирования с помощью новой системы управления оборудования самолёта СУОСО-204. Всё это позволило сократить лётный экипаж до двух человек.
Кабина Ту 204 СМ
Основные лётные параметры самолёта Ту 204СМ
- Размах крыла 42 м.
- Длина самолёта – 46,2 м.
- Тяговооружённость – 2ПС-90А2 х 16600 кгс.
- Максимальная взлётная масса – 108 т.
- Вес неснаряженного самолёта – 60,5 т.
- Количество топлива – 35,8 т.
- Общий вес коммерческой нагрузки – 23 т.
- Дальность с максимальной коммерческой нагрузкой – 4200 км.
- Дальность при максимальной заправке – 8300 км.
- Рекомендуемые эшелоны коммерческих полётов – 10,6-12,1 км.
- Оптимальная скорость на эшелоне – 830-850 км/час.
- Максимальное количество пассажиров – 215 чел.
- Количество членов лётного экипажа – 2 чел.
Салон Ту 204 СМ
Взгляд на Ту 204СМ со стороны лётчиков
На первый взгляд, эта машина ничем не отличается от предшественников. Но это далеко не так, у неё новая вся начинка, она оснащена модернизированными и новыми системами. Улучшенные двигатели, новая вспомогательная установка, облегчённое шасси – всё направлено, чтобы самолёт соответствовал международным нормам ИКАО.
Что касается безопасности, много происшествий произошло по причине потери пространственной ориентировки, каковая происходит при переходе к полётам по приборам с «прямой» индикацией на «обратную». На Ту-204СМ авиагоризонт сделан с боковой шкалой крена и переход на другую индикацию происходит безболезненно.
Ещё не забыты катастрофы из-за потери скорости – это Ан-148 и аэробус, которые упустили скорость и разбились. На новой машине это учли, и теперь данные по скорости берутся также от датчиков, размещённых на двигателях самолёта и штатных датчиков. Это несколько грубый параметр, но теперь, когда пилот видит разницу в показаниях, он уже понимает проблему, а дальнейшим действиям обучен.
После катастрофы с хоккеистами на Як-42, когда лётчик пытался взлететь с нажатыми тормозами, на Ту-204 СМ установили речевой информатор, который в случае нажатия тормозов на взлёте выдаёт информацию об активизации тормозов.
На новом самолёте полностью реализован директорный режим управления полётом – от взлёта до посадки. В этом случае пилот выполняет дублирующую функцию, всем процессом управляют системы. Системы не дают лётчику совершить грубую ошибку или сделать что-то непроизвольно.
Сначала пилот обязан понять проблему, затем отключить контролирующую систему и потом только выполнить нужные действия.
Новый Ту-204СМ полностью соответствует требованиям Airbus и Boeing, а по количеству контролирующих систем даже превосходит их.
Интересные факты из эксплуатации семейства Ту 204
С июня 2009 года, после катастрофы в Ярославле Як-42 , российская сборная по футболу выполняла перелёты исключительно на самолётах Ту-204-100 , как самых надёжных и проверенных машинах.
Интересно, что в фильме «Экипаж», отснятого в 2016 году, задействованы в съёмках два самолёта Ту-204СМ.
Ещё один случай, доказывающий надёжность самолёта и мастерство наших лётчиков. Выполняя заход на посадку в Омске при низкой облачности и малой видимости, Ту-204 выработал весь запас топлива и с неработающими двигателями произвёл вынужденную посадку. Пострадавших при посадке не было, а машина вскоре вернулась в строй. Это произошло 14 января 2002 года.
Хочется пожелать, чтобы несмотря на все интриги, которые ведутся вокруг этого самолёта, машина успешно работала на благо нашей Родины.
Самолет Ту-204 был разработан в 1980-1990-х годах на смену своему предшественнику Ту-154, что стало прорывом в советском и российском авиационном судостроении. В линейке моделей данного судна имеется 50 различных вариаций, которые разработаны для пассажирских, грузовых, специальных и VIP-перевозок. Каждая новая версия самолета использовала наработки и удачные конструкторские решения уже имеющихся модификаций, сочетая различные варианты самолета с конечной целью его использования.
- Ту-204 100 - большая на 10 тонн взлетная масса.
- Ту-204 200 - большее число баков топлива, что увеличивает расстояние полета.
- Ту-204 100Е - кабина оснащена англоязычным оборудованием, улучшенные двигатели.
- Ту-204 100В - дальнейшие улучшения технического оснащения предыдущей модели.
- Ту-204 100В-04 - в этой модификации учтены международные требования по уровню шума.
- Ту-204 120 - в этой модели появилась зарубежная авионика и новые двигатели из Англии. Модель была продана в Египет в количестве пяти единиц.
- Ту-204 300 - в этой вариации укорочен фюзеляж, что сокращает число пассажиров. Расстояние полета увеличено. Модель отвечает всем международным стандартам.
- Ту-204 300А - модель была специально разработана для административных рейсов с целью увеличения расстояния полета.
- Ту-214 - успешная модификация самолета с большей взлетной и коммерческой массой.
- Ту-204СМ - наиболее удачная вариация оригинальной модели. В ней полностью пересмотрены технические характеристики с использованием предыдущих удачных модификаций. Эта модель может конкурировать с титанами западного производства, такими как Боинг.
Кроме пассажирских моделей имеются грузовые версии Ту-204, а также планируемые версии самолета, выпуск которых ожидается в ближайшие годы.
Этапы создания самолетов Ту-204
Задумка о создании новой модели пассажирских самолетов зародилась еще в СССР 1970-х годов.
Первоначально его конструкция и техническое оснащение должны были походить на самолеты Ту-134 и 136. Однако, с течением времени возникающие нюансы сделали его подобным зарубежным аналогам.
Модель первоначального трёхдвигательного варианта Ту-204
Возникали споры по количеству двигателей. Изначальные два двигателя планировали заменить на три, но в 1980-х было окончательно решено внести в конструкцию два двигателя и закрепить их на пилонах крыльев, что было качественно новым решением для советского самолетостроения.
В 1987 полным ходом шла подготовка к производству Ту-204.
Через год был выпущен пробный экземпляр самолета. Год спустя, был совершен первый полет Ту-204. К окончанию 1993 года все испытания пригодности модели были успешно пройдены. В 1995 году самолет Ту-204 получил все необходимые сертификаты о его допуске к авиаперевозкам. С 1990 года началось серийное изготовление машин данной модификации.
Общая характеристика Ту-204
Характеристики Ту-204 отражают его современность и надежность.
Самолеты этой категории соответствуют международным стандартам по уровню шума, загрязнения воздуха и безопасности. В связи с этим модели Ту-204 беспрепятственно вылетают в рейсы в Евросоюз, страны Азии и Америки.
Самолет Ту-204, фото которого можно сравнить с его изображениями его предшественников, отличается от них расположением двигателей и массивностью конструкции. Его сильной стороной является способность совершения перелета и посадки с обоими вышедшими со строя двигателями.
В конструкции самолета используются легкие и прочные композитные материалы и алюминиевые сплавы, а форма крыльев и вместительный бензобак, расположенный в оперении судна, значительно улучшают его маневренность.
В Ту-204 впервые в России появилась система дистанционного управления, позволяющая совершить посадку в условиях низкой видимости, что сокращает риск аварий.
Кабина Ту-204 оснащена по последнему слову техники, чтобы максимально уменьшить давление на пилотов самолета. На приборной панели установлено 6 экранов, с помощью которых пилоты полностью контролируют состояние всего самолета при поддержке спутниковой связи.
Кабина экипажа
Крылья и шасси Ту-204 выполнены по особой технологии, упрощающей полет и посадку воздушного судна.
Самолет оснащен современной системой подачи воздуха внутрь салона, вырабатываемого непосредственно из компрессоров судна. Температура воздуха автоматически поддерживается на заданном уровне.
Гидравлика модели состоит из насосов, приводимых в действие двигателем. На случай поломки имеются дополнительные насосы.
Вероятность аварийной ситуации вследствие обледенения двигателей и их компонентов, а также лобового стекла кабины пилотов исключена в силу ряда технических улучшений. Этот факт был подтвержден рядом испытаний, в том числе и под эгидой международных экспертных комиссий.
Востребованность самолетов Ту-204
Проектирование качественно новой модели самолетов на смену Ту-154 длилось не одно десятилетие.
К разработкам были подключены ведущие советские, а после - российские и зарубежные эксперты в области конструирования авиатехники. Результат превзошел все ожидания: получившаяся модель отвечает всем международным стандартам, имеет выгодную конструкцию и является экономичной.
Ожидаемый спрос на Ту-204 в соответствии с этим был высоким, на модель возлагались большие надежды. Предполагалось, что этот самолет полностью вытеснит своих устаревших предшественников и положит начало качественно новому уровню гражданской авиации.
Тем не менее, самолеты этой модели не оправдали возлагаемых на них надежд. В первую очередь, этому препятствовала высокая стоимость самолета Ту-204. Он более чем в два раза дороже, чем Ту-154.
В годы выпуска, которые пришлись на 90-е, необходимости и возможностей для приобретения больших партий этой модели попросту не было. Число рейсов стремительно сокращалось, а финансовые проблемы препятствовали покупке новых моделей самолетов. Есть основания полагать, что неудачный период выпуска этой модели в дальнейшем затормозил ее популяризацию и востребованность на рынке.
На сегодняшний день число выпущенных экземпляров Ту-204 составляет 40 единиц.
Некоторые из них были проданы за рубеж. В современной российской авиации, как ни странно, авиакомпании предпочитают закупать не новые Боинги для обновления и пополнения парка авиатехники. Поэтому многочисленные хвалебные отзывы самолету Ту-204 не помогли занять лидирующую позицию на рынке.
Наибольшим числом самолетов Ту-204 обладает авиакомпания Ред Вингс.
В ее парке авиатехники насчитывается шесть единиц данной модели. У Трансаэро во владении пять самолетов этой марки. Также Ту-204 можно было встретить на рейсах Пермских авиалиний, S7-Siberia Airlines, Aviastar и Orenair.
Затрудняет положение Ту-204 отсутствие большого количества произведенных машин. Именно это делает рентабельным производство, но заказов на Ту-204 немного. Некоторые компании, планирующие закупить эти машины, впоследствии обанкротились. Тем не менее, государство стремится поддерживать производство этой модели. Так, две единицы техники были заказаны Почтой России.
Плюсом Ту-204 является численность экипажа всего в 2 человека, что повышает его экономическую эффективность.
Расположение мест в самолете Ту-204
Фото салона Ту-204 отражает его удобство и достаточное количества пространства для комфортного перелета.
Однако, для того чтобы выбрать подходящие места, его недостаточно. В этом путешественникам поможет схема салона самолета Ту-204.
Схема салона Ту-204 Ред Вингс характеризуется наличием в нем только одного вида класса - эконома.
Всего борт вмещает 220 пассажиров. Тем не менее, места в различных частях самолета отличаются по уровню комфорта и свободного пространства. Условно все зоны можно разделить на несколько видов.
Удобные места
Места в первом ряду традиционно считаются хорошими, благодаря отсутствию спереди других пассажиров.
Но при этом пространство между сиденьями и перегородкой ограничено, что затруднит полет для высоких людей.
9 и 28 ряд имеют преимущество в виде только двух сидений, что обрадует летящих парами пассажиров. Спереди много места, чтобы вытянуть ноги. Однако для размещения на этих посадочных местах есть серьезные ограничения: из-за непосредственной близости к аварийному выходу туда не посадят беременных женщин, пожилых людей, инвалидов и пассажиров с детьми. Это правило продиктовано техникой безопасности, так как в случае аварийной ситуации возле экстренного выхода должны находиться взрослые и здоровые люди. Поэтому если вы не проходите по одному из вышеперечисленных пунктов, вас пересадят.
За 9 и 28 рядом по краям расположены места 10A, F и 29 A, F. Перед ними нет кресел, поэтому места для ног более чем достаточно. Эти места не имеют ограничений, поэтому опытные пассажиры раскупают их быстрее всего.
Места с определенными неудобствами
В рядах под номером 8 и 27 нет возможности изменить положение спинки кресла в силу нахождения сзади аварийного выхода.
Это может создать определенный дискомфорт для тех, кто не может долго сидеть в одном положении и людей, страдающих от болей в спине.
В 35 ряду по краям к проходу расположены места C и D. Возможные неудобства создает близость туалетов, из-за которой мимо пассажиров этих мест постоянно проходит большое количество людей, которые могут задевать сидящих.
Плохие места
В хвосте самолета располагаются самые неудобные места салона.
Кресла на этих местах не меняют положения спинок, а непосредственная близость туалетов не только несет риск неприятного запаха, но и повышает концентрацию пассажиров рядом, из-за чего шум на этих местах мешает спокойному полету.
Обычные места
Остальные места обладают стандартным набором характеристик.
Здесь, как и в вышеперечисленных пунктах, многое зависит, в том числе, от соседей по ряду. На любом посадочном месте можно совершить комфортный перелет и наоборот.
Кроме представленных выше категорий сидений, места можно подразделить на категории, выбор которых обусловлен индивидуальными потребностями каждого человека. Так, место у иллюминатора скрасит перелет для любителей смотреть в окно и наслаждаться видом облаков, но может стать невыносимым для людей с аэрофобией. Также при необходимости часто отлучаться в уборную такие места создадут дискомфорт, как для самого пассажира, так и для его соседа. Свет от иллюминаторов потревожит сон любителей спать в темноте.
Места у прохода удобны для того, кто хочет часто вставать и перемещаться по салону, не потревожив сидящего рядом.
При посадке с прохода быстрее можно выбраться к выходу. Достоинство этих мест также заключается в отсутствии соседа с одной стороны. Однако, проходящие мимо пассажиры и стюардессы могут нечаянно задевать сидящих в проходе и мешать им.
В середине удобно сидеть тем, кто не хочет видеть иллюминатор и сидеть у самого прохода. Минусами будет наличие пассажиров по обеим сторонам и необходимость вставать, чтобы позволить сидящим у окна выйти.
Выбор нужного места в самолете Ту-204
Чтобы полет принес минимум неудобств, следует заранее озаботиться о предпочтениях в выборе посадочного места.
Схему самолета можно визуально рассмотреть на сайте авиакомпании. При учете вышеизложенных рекомендаций, достоинств и недостатков каждой посадочной зоны салона, вы можете выбрать нужное вам место из имеющихся в наличии.
Это удобно сделать при онлайн-регистрации или непосредственно в аэропорту на регистрации полета. Работники аэропорта обязаны бесплатно предоставлять информацию о расположении мест в салоне и информировать о наличии незанятых мест.
Если место по каким-либо причинам не устраивает вас, вы можете попросить персонал самолета о пересадке при условии наличия свободных сидений.
Обратите внимание на расположение вашего сидения у иллюминатора относительно сторон света. Так вы не будете ослеплены ярким солнцем и сможете комфортно наблюдать за полетом из окошка иллюминатора.
Вконтакте