Когда был построен михайловский замок. История

Вы не читали рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», но собираетесь в ближайшее время посетить Санкт-Петербург? Советуем вам незамедлительно обратиться к этому литературному произведению, где затрагивается история самого мистического из сооружений восемнадцатого века – Михайловского замка. Еще на стадии создания эскизов он был овеян ореолом таинственности, а представ во всей свое красе через несколько лет, он и вовсе создавал ощущение надежной средневековой резиденции рыцаря либо короля.

Архитектура замка была настолько не похожа на все, созданное ранее, что вызвала в обществе недоумение и стала поводом для рождения новых легенд. Сегодня в истории Санкт-Петербурга это, пожалуй, единственное сооружение, носящее два названия одновременно – Михайловский и Инженерный замок. Конечно, взглянув на него сейчас, можно только представлять ту величественную картину, которую он являл собой после строительства. Но, к сожалению, история Михайловского (Инженерного замка) в Санкт-Петербурге тесно переплетена с трагической судьбой его создателя – императора России Павла I.

Павел I – мученик или самодур?

В историю России этот император вошел фактически под знаком вопроса. Период его правления был столь краток, что никто из современников даже не смог проникнуться грандиозными планами императора. Многие учебники дают о нем информацию, как о человеке недалекого ума, захлебывающемся от амбиций и претензионных идей. Довольно долго в обществе бытовало мнение, что останься император в живых, он привел бы к уничтожению России из-за планируемого союза с Наполеоном и симпатии к западному укладу жизни.

Однако позже историкам удалось найти ряд документов, которые в корне изменили представление о личности императора. Как оказалось, Павел I был очень образованным человеком, отлично разбиравшимся в архитектуре и искусстве. У него был свой взгляд на внешнюю и внутреннюю политику, причем император имел все шансы на то, чтобы договориться с Бонапартом и объединить армии обеих стран. За краткие четыре года своего правления император подписал большое количество реформаторских указов, которые должны были полностью изменить положение народа в России. Однако всем его идеям и мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Кроме одной единственное – о строительстве собственного замка.

Инженерный замок (Михайловский) стал его настоящим детищем, продуманным и возведенным в самые короткие сроки. По роковому стечению обстоятельств именно это место и стало его последним жизненным пристанищем, ведь в стенах замка Павел I встретил свою страшную смерть. Считается, что его дух так и остался в Инженерном замке. Приведение императора до сих пор бродит в его стенах, пугая смотрителей музея и припозднившихся посетителей.


Краткая информационная справка

Инженерный замок в Санкт-Петербурге стал музеем не так давно. Лишь пятнадцать лет назад он был открыт для посетителей после реконструкции, однако восстановлена только часть залов. Притом их изначальное убранство утеряно безвозвратно и мастера в процессе реконструкции придали им только некое подобие их былой мимолетной роскоши.

Идейным вдохновителем создания Инженерного замка был император Павел I, который вступил в свои законные права лишь в сорок два года. Его судьба является одной из самых трагичных страниц в истории рода Романовых. Отец будущего императора был убит с благословения своей же жены – Екатерины II. Это наложило серьезный отпечаток на характер молодого человека, который, возможно, старался защитить себя, поселившись за толстыми замковыми стенами, отделенными от остального мира мостами и рвами с водой. Поразительно, но после достижения совершеннолетия мать не передала своему сыну власть. Она по-прежнему управляла империей, а он был полностью изолирован от всех государственных дел. И лишь ее смерть вернула на трон законного наследника.

Удивительно, но император очень торопился править. Он будто предчувствовал свою смерть и издавал один указ за другим. Через двадцать дней после смерти матери он уже приступил к строительству замка, куда смог переехать с семьей уже через четыре года. Эти сроки небывало рекордные для восемнадцатого века, а само строительство Инженерного замка обошлось казне в шесть миллионов рублей. В восемнадцатом столетии это было самое дорогостоящее сооружение.

Что же такого особенного в этом замке? Почему он столь таинственен и загадочен? И что за злой рок навис над ним? Давайте разбираться в этом вместе.


История создания замка

Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.

Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.

На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.

Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.

В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.


Особенности строительства

До сих пор удивительно, как быстро возвели новый замок в Санкт-Петербурге. Инженерный замок уже через три года после закладки первого камня был освещен, а еще спустя год он уже распахнул свои двери для императора и его семьи. Поразительно, но за четыре года строительства рабочие успели закончить абсолютно все задуманное Павлом I. Но вот цена этих усилий бала непомерно высока.

Для того чтобы успеть закончить стройку в срок, император приказал брать материалы с других строительных объектов города. Сюда свозили мрамор, предназначенный для храмов и соборов, а подчас и снимали с них уже готовые украшения. Многие горожане считали это святотатством и прочили беду столь предприимчивому императору.

Количество рабочих было доведено до шести тысяч. Строительство не прекращалось ни днем, ни ночью. В темное время суток для освещения использовались факелы. Многие рабочие не выдерживали такого темпа, в связи с чем был высок уровень травматизма. Нередко травмы были смертельными.

Все, кто вынужден был вместе с Павлом I жить в новом замке, мучились от невыносимых холода и сырости. Из-за спешки рабочим не хватило времени высушить стены и, по воспоминаниям очевидцев тех событий, несмотря на огонь в камине на некоторых стенах лежал слой льда в несколько сантиметров. Однако сам император был счастлив и из окна спальни гордо взирал свое детище.


Описание замка

Михайловский (Инженерный) замок существенно отличался от всего того, что строилось в России ранее. Само строение имело традиционную четырехугольную форму, но внутри было сделано целых три двора. Самый большой был выполнен в виде восьмиугольника. Эта форма символична для масонов, поэтому неудивительно, что император выбрал для своего внутреннего двора именно ее. Два других двора являли собой треугольник и пятиугольник.

Со всех сторон Инженерный замок в Санкт-Петербурге был окружен водой, создавалось впечатление, что он находится на острове. Этому способствовали и глубокие рвы, пересечь которые можно было только по массивным подъемным мостам.

Интересно, что каждый фасад замка имел разную архитектуру, но общая идея в них прослеживалась. Все они были украшены великолепными мраморными скульптурами, многие из которых представляли собой талантливые копии работ итальянских мастеров.

Цвет Инженерного замка (СПб) до сих пор вызывает массу споров. Дело в том, что он отличается крайне сложным колером. Можно сказать, что это смешение розового, оранжевого и желтого оттенков. Воспроизвести его сегодня в точности довольно сложно. Считается, что впервые этот цвет император увидел, взяв в руки перчатку своей фаворитки Лопухиной, и мгновенно решил выкрасить в него все стены своего любимого детища.

К сожалению, внутреннее убранство замка практически не сохранилось. После смерти императора все было разграблено, а драгоценный мрамор, плафоны с росписями и многое другое перевезли во многочисленные дворцы города.

Единственное, что позволяет составить представление о былом величии Инженерного замка (СПб) – это его парадная лестница. Она выполнена в особой манере, напоминающей о борьбе тьмы со светом или зла с добром. Ее нижний ярус будто заключен в мраморные тиски, здесь явно ощущается нехватка света и пространства. Однако следующие пролеты полностью меняют впечатление о лестнице. Они залиты и словно пронизаны светом, а их ширина поражает воображение.

Судьба замка после смерти императора

Павел I не долго был хозяином своего замка. В его стенах он прожил всего лишь сорок дней и был зверски убит в ночь с одиннадцатого на двенадцатое марта. Императора не спасли глубокие рвы, толстые стены, охрана и даже тайный ход, имевшийся в его покоях. Почему-то в ночь убийства дверь к потайному ходу была заперта.

Многие считают, что Павел I знал о своей смерти. Перед этим к нему явился дух Петра I, его прадеда, и повелел уезжать из замка. А в день убийства император увидел свое отражение в зеркале со сломанной шеей. Однако все это не заставило его покинуть Михайловский замок, и он смело шел навстречу своей судьбе.

Сразу же после кончины Павла I замок опустел. Его жители в спешке выезжали из своих покоев. За последующие годы никто из императоров так и не смог вернуть жизнь в это место. Все обходили его стороной, веря в роковое предназначение замка.

За несколько лет из него были вывезены все ценности, а постепенно он лишился и части обшивки стен. Как когда-то делал для строительства своего замка Павел I, его потомки без стеснения разбирали величественное сооружение, чтобы украсить свои дворцы.

Через восемнадцать лет после смерти императора замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда пошло его второе название, которое сегодня используется довольно часто. Для нужд студентов строение было почти полностью перепланировано: рвы засыпали землей, многие залы перекрасили, в комнатах установили перегородки. Замок уже мало напоминал то величественное сооружение, которое создал Павел I.


Легенды Михайловского замка

Трагическая судьба императора наложила темный след на историю замка, который долгие годы не использовался по назначению. Однако каждый, кто находился в нем хотя бы некоторое время, утверждал, что здесь творится нечто странное. До сих пор смотрители музея рассказывают о хлопающих дверях при закрытых окнах, голосах, шарканье ног и даже отражении Павла I, периодически возникающем в настенных зеркалах.

Именно эта история легла в основу произведения «Привидение в Инженерном замке» Лескова. Конечно, это всего лишь фантазия автора, но за десятилетия накопилось слишком много свидетельств людей, которые сами видели дух Павла I, печально бродящий по тому, что некогда было его любимым замком.


Создание музея

К середине двадцатого столетия замок изрядно пострадал. После революции здесь были различные советские учреждения, ради нужд которых перестраивались залы, комнаты и лестницы. Во время войны в одно замковое крыло попала бомба и оно было разрушено. В середине прошлого века реставраторы заинтересовались этим местом и постепенно начали его восстанавливать.

Однако лишь в начале девяностых годов двадцатого столетия Русский музей смог выкупить Михайловский замок и приступить к масштабным реставрационным работам. В две тысячи третьем году для посетителей открыли Трехпролетный мост, несколько залов и Воскресенский канал.

Экскурсии в Инженерный замок

Сегодня отреставрированные помещения замка открыты для посещения. Это можно сделать самостоятельно или с экскурсией. Если вы решитесь пройтись по залам в одиночку, то билет будет стоить четыреста пятьдесят рублей. Экскурсия с гидом стоит чуть дороже – шестьсот рублей. Однако, если вы хотите увидеть максимальное количество экспозиций и выставок в Инженерном замке, то лучше ходить по нему в составе экскурсии. Только так вам будут доступны покои Павла I и церковь Святого Михаила.

Несколько слов в заключение

Михайловский замок – это уникальный исторический памятник, равного которому в России не существует. Поэтому неудивительно, что о нем до сих пор ходят слухи и легенды. Одни смеются над ними, а другие пересказывают с замиранием сердца. Каждый вправе верить в то, во что он хочет. Но все же сотрудники музея не советуют проходить мимо окон императорских покоев в полночь. Говорят, что сам Павел I смотрит оттуда и ищет среди лиц прохожих своих хладнокровных убийц.

  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Этот замок был выкрашен в цвет перчатки фаворитки императора Павла I. Наверняка вы уже догадались, что речь идет о Михайловском замке. Его еще называют Инженерным, а в документах 18 столетия он именовался дворцом Святого Михаила.

    Первые эскизы Михайловского замка сделал сам Павел I. Двенадцать лет он прорабатывал варианты своей будущей резиденции, к началу строительства их накопилось тринадцать.

    Задумал замок и даже сделал его первые эскизы сам Павел I. Работа над проектом будущей резиденции началась еще за двенадцать лет до начала строительства, к этому моменту у императора было тринадцать вариантов будущего дворца.

    Михайловским замок назван по находящемуся в нем храму Михаила Архангела, покровителя династии Романовых. Второе имя - Инженерный - произошло от находившегося там с 1823 года Главного инженерного училища.

    Как только Павел стал императором, он тут же издал указ о строительстве своей многолетней мечты. Первый камень был заложен в 1797 году, работы шли днем и ночью, 6 тысяч человек трудились над императорской резиденцией. Закончить удалось в 1801 году. Через 40 дней после новоселья хозяин замка был убит в собственной спальне. После трагической смерти царя его семья поспешно уехала из замка в Зимний дворец .

    Михайловский замок считается одним из самых интересных архитектурных памятников Северной столицы. Он не похож на все дворцы, которые строились до этого. Во многом это связано с тем, что Павел I имел титул магистра Мальтийского ордена. Император хотел, чтобы его резиденция служила местом проведения собраний мальтийских рыцарей. Внешне замок напоминает средневековые сказочные здания. Изначально территория Михайловского замка была полностью отделена водой - реками Мойкой и Фонтанкой, а также Церковным и Вознесенским каналами. По сути, резиденция Павла I находилась на острове, попасть на который можно было только по мостам.

    Есть две версии, объясняющие почему замок был построен на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны. Согласно первой Павел хотел жить и затем и умереть именно там, где родился. Вторая версия гласит, что караульному солдату однажды явился архангел Михаил и сказал, что на этом месте должен быть построен храм. Юноша доложил об этом Павлу, который затем исполнил наказ.

    После смерти императора замок был запущен. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза (свадебного подарка сестре - королеве Нидерландов), он приказал переплавить серебряные ворота из дворцовой церкви. В эпоху Николая I архитекторы «добывали» в замке мрамор для постройки Нового Эрмитажа. В годы Великой Отечественной войны здесь был госпиталь.

    Михайловский замок

    К 300-летию Петербурга замок был отреставрирован, интерьеры приобрели вид, в каком были при Павле, снова появились надпись на фасаде и статуи со стороны Летнего сада. Еще в 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук». Скульптура была отлита по модели Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра Великого. А в 2003 году во внутреннем дворе появился памятник самому Павлу I.

    В залах замка открыты несколько постоянных экспозиций, проводятся экскурсии, работают временные выставки.

    Практическая информация

    Адрес: Санкт-Петербург, улица Садовая, 2.

    Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор».

    Стоимость билетов: для взрослого - 650 RUB (это комплекс дворцов), для школьников и пенсионеров - 300 RUB, дошколята проходят бесплатно.

    Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.


    Сегодня у меня настроение показать и рассказать немного о печальном памятнике архитектуры Михайловском (Инженерный) замке. О месте появления на свет и ухода в мир иной Павла I. «Романтический наш император» (по Пушкину) бредил Средневековьем. Известен его проект заменить войны турни­рами владетельных особ враждующих держав. Православ­ный человек, исправный семьянин, он сделался гроссмей­стером католического Мальтийского ордена, предполагаю­щего безбрачие.
    На карте



    К югу от Летнего сада высится одно из самых загадочных сооружений Петербурга - Михайловский замок. Замок таинственен и необычен. Вот уже двести лет, с момента основания, его окружают таинственные легенды и предания. На месте Михайловского замка еще Екатерина I начала строительство скромного Летнего дворца, которое закончилось уже в царствование Анны Иоановны. Та полюбила его и охотно проводила здесь летние месяцы. Следующая императрица, Елизавета Петровна, едва вступив на престол приказала разрушить здание и начать строительство нового Летнего дворца. Не случайно, именно этот дворец выбрала императрица Екатерина II для приёма официальных поздравлений по случаю восшествия на престол. Здесь в 1754г. родился император Павел I. Здесь он провел свои молодые годы. Отсюда начался его мучительно долгий, сорокалетний путь к престолу. Став наконец императором и остерегаясь жить в Зимнем дворце Павел, согласно преданию, однажды сказал: "Хочу умереть там, где родился". Первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». В 1797 году деревянный Летний дворец по его приказу разбирают. И на его месте начинается грандиозное строительство замка, названного Михайловским в честь архангела Михаила, в день поминовения которого замок был заложен.
    Согласно легенде, однажды стоявшему в карауле у старого Летнего дворца Елизаветы Петровны солдату явился в сиянии архангел Михаил. Он велел часовому тотчас идти к императору и сказать, что этот Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел святой, на что Павел будто бы ответил: "Воля его будет исполнена". В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нем церкви во имя архистратига.
    Удивление вызывает и то что таинственная жизнь его владельца - самого мистического русского императора Павла I, трагически закончившаяся в стенах замка тоже по легенде была предсказана.
    На фризе замка расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». И один юродивый сказал что количество лет жизний императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо.

    Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…»

    Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.
    Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I. За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.
    Замок, со всех сторон окруженный водой, с внешним миром соединялся при помощи цепного моста, поднимавшегося на ночь.
    Вооруженная охрана круглосуточно дежурила у входа в мрачный колодец восьмиугольного двора. Изолированная от города резиденция императора внушала одновременно и почтительный трепет, и панический страх.


    В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук», отлитый в 1745-1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым. На нём укреплены бронзовые барельефы
    «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте», созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского. По замыслу Павла I территория замка должна была органично сливаться с Летним садом, объединяя, таким образом, деяния "прадеда и правнука".
    Павел торопился со строительством замка. 1 февраля 1801г. нетерпеливый и категоричный, вместе со своим семейством, он въехал в еще не проветренную и непросушенную резиденцию. Сорок дней, оставшихся до его злодейского убийства, насквозь пронизаны мистическим предчувствием несчастья. К первому обеду в Михайловском замке Марией Федоровной был специально заказан сервиз с видами замка. По преданию, Павел, увидев его, едва не прослезился и начал целовать предметы с изображением своего любимого детища. Трудно было понять, приветствие это или прощание.

    Перед самой своей гибелью, в ночь с 10 на 11 марта, после ужина Павел встал из-за стола и подошел к зеркалу. "Посмотрите, какое забавное зеркало. Я вижу себя с шеей на сторону", - засмеялся Павел. И ушел, если верить легенде, сказав при этом не то самому себе, не то близким: "Чему быть того не миновать". В эту же ночь Павел был задушен. Павел был весьма образованным человеком и не лишен был практического ума. Некоторые его побудительные мотивы отличались добрыми намерениями: он вел энергичную борьбу с злоупотреблениями службой, взяточничеством и бюрократизмом, принимал меры для сбережения лесов, способствовал снижению цен на хлеб и соль. Еще одной яркой чертой императора была его фанатичная набожность. Однако очень часто он давал волю своему бешенному и сумасбродному характеру. Н.М. Карамзин в "Записках о древней и новой России" писал, что император Павел "господствовал всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти". Это не могло не породить ненависти к нему. Известно 30 попыток покушения на его жизнь. Наконец созрел заговор, возглавляемый высокопоставленными государственными и военными деятелями. Страх за свою судьбу, неприязнь и личная ненависть к Павлу, толкнули их на цареубийство. Смерть Павла, как утверждают современники, превратилась в Петербурге во всенародный праздник.

    После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец. Отделочные работы в замке были прекращены, а сам он заброшен. В 1819 году Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда его второе название. В 1820 засыпаны окружавшие замок каналы, в 1840-х годах часть мраморной отделки интерьеров использована на строительство Нового Эрмитажа. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. В 1829-1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища архитектором А. Я. Андреевом.

    В конце октября Михайловский был штабом юнкерского мятежа 1917, при подавлении которого занят солдатами Павловского полка. В 1920-1930-х годах в Инженерном размещались Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА, в 1925-1932 - Военно-техническая академия. В период блокады подвергался артобстрелам и бомбардировкам. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в восточное крыло уничтожена бывшая парадная столовая.
    Здесь в 1833–1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский.
    В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. Отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост. Надпись на фасаде, ранее закрытая листовым железом, востановлена.

    Также во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I.
    Скульптор Горевой В.Э., архитектор Наливайко В.И. 2003г.

    Михайловский замок - одно из самых романтичных и самых загадочных зданий Санкт-Петербурга. Он притягивает взгляды прохожих, ибо в нем необычно все: взметнувшийся в небо золоченый шпиль, совершенно по-разному оформленные фасады (ни один из них не повторяет другой), непривычный цвет. С этим замком связано множество легенд и преданий городского фольклора.

    Строительство Михайловского замка

    Место для строительства замка Павел Первый выбирал лично: чтобы возвести замок был разобран старый деревянный летний дворец (построенный Бартоломео Растрелли) императрицы Елизаветы Петровны - его двоюродной бабки, в котором он появился на свет 20 сентября 1754 года. Широко известны пророческие слова Павла: «На этом месте я родился, здесь хочу и умереть».

    Первые указы о сломе предыдущего дворца и строительстве нового на его месте появились через несколько дней после восшествия Павла Первого на престол: 18 и 26 ноября 1796 года (напомним, что Павел стал императором 6 ноября).

    Специалисты до сих пор спорят о том, кто является архитектором Михайловского замка: Винченцо Бренна или Василий Баженов, сегодня оба архитектора назваются среди создателей проекта, известно также о личном участии Павла Первого в создании проекта замка для его любимой резиденции в Гатчине, который был переработан, когда Павел стал императором, в проект Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

    В основу проекта легли впечатления, полученные Павлом во время путешествия, которое он с женой Марией Федоровной совершил в Европу в 1781-1782 годах под именем графа и графини Северных, внутренняя планировка замка в основном повторяет планировку дворца принца Луи-Жозефа Конде в Шантильи под Парижем.

    Замок строили с 26 февраля 1797 по 1800 год (работами руководил Винченцо Бренна - придворный архитектор Павла) - с невероятной для тех времен скоростью: работы продолжались без перерыва летом и зимой, днем и ночью (при свете костров и факелов); одновременно в работах по возведению замка участвовало до шести тысяч человек. Император лично контролировал ход работ, вникая во все тонкости и указывая сюжеты росписей, характер отделки и цвет обоев, по его приказу для ускорения работ по возведению замка были использованы материалы, заготовленные для строительства Исаакиевского собора.

    Архитектурные особенности Михайловского замка


    (Винченцо Бренна)

    Замок представляет собой в плане квадрат со скругленными углами и вписанным в него восьмиугольником (именно такая сложная форма обусловила исключительной сложности объемы внутренних помещений). Все фасады замка отличаются друг от друга, что придает замку исключительную живописность. К главному - южному - фасаду замка с монументальными мраморными воротами, украшенными обелисками с воинскими доспехами и вензелем Павла Первого, ведет тройной веерный каменный Воскресенский мост (по имени когда-то существовавшего здесь канала, частично восстановленного в последние годы); центральный пролет моста предназначался только для членов императорской семьи.

    Архитектурно-художественное оформление фасадов было призвано возвеличивать славу России: например, в треугольном фронтоне главных ворот сохранился барельеф «История заносит на свои скрижали славу России». Ниже барельефа по фасаду тянется на порфировом фризе надпись золочеными буквами: «Дому Твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней» (эта надпись была предназначена для украшения Исаакиевского собора, о чем говорит и её происхождение).

    Северный фасад замка, выходящий к Летнему саду, отличается наибольшей пышностью и декоративностью: открытая терраса, широкая лестница, украшенная скульптурой (фигурами Геракла и Флоры Фарнезских) - и напоминает итальянские дворцы эпохи Возрождения.

    Западный фасад замка завершается золочным шпилем высотой 64 метра, возведенным над дворцовой церковью, фасад этот и по сей день украшают статуи Религии и Веры.

    Над восточным фасадом - самым скромным по его убранству - во времена Павла Первого развевался его штандарт (поднятый штандарт был знаком присутствия императора в его резиденции).

    Легенда о пророчестве Ксении Блаженной

    Согласно легенде Святая Ксения Петербуржская, увидев на замке надпись, которая должна была украшать Исаакиевский собор, предсказала Павлу, что он проживет столько лет, сколько букв было в этой надписи. Можно верить или нет в эту легенду, но Павел прожил 47 лет, именно столько букв мы можем насчитать в словах, расположенных на фасаде замка.

    Внутреннее убранство Михайловского замка

    Новую резиденцию императора современники называли «чудом роскоши и вкуса», в её отделке принимали участие известнейшие мастера эпохи: Карл, Пьетро и Джованни-Баттиста Скотти, Антонио Виги, Агостино и Паоло Трискорни, Михаил Александров-Уважный, Франц Тибо и многие другие. Парадные покои императорской семьи располагались по периметру внутреннего двора, Галереи Арабесок, Лаокоона, Рафаеля, Антиков наполнились произведениями искусства, лестница, ведущая в бельэтаж, была отделана цветным мрамором, в центральной нише находится копия работы П. Трискорни с античной скульптуры «Умирающая Клеопатра», символизирующая конец правления Екатерины Второй. В боковых нишах второго яруса можно видеть статуи «Осторожность» и «Правосудие» - символы правления Павла.

    Театр Михайловского замка

    Когда-то в юго-восточном углу замка находился театр, занимавший два этажа здания, декорации и занавес для которого исполнил выдающийся декоратор эпохи Пьетро Гонзага. Первое и единственное представление в театре состоялось 1 февраля 1801 года в связи с переездом императорской семьи в новую резиденцию, звездой этого действа была известная французская актриса Шевалье. Театр был уничтожен в 19 веке, помещения его приспособили для нужд Письменного архива Инженерного департамента.

    Церковь Михайловского замка

    Обычно во дворцах русских императоров возводилась дворцовая церковь (вспомним хотя бы Екатерининский дворец в Царском селе или Зимний в Санкт-Петербурге). Павел не отступил от традиции: особое место среди парадных апартаментов замка занимала церковь освященная во имя Архангела Михаила, в ней до сих пор сохранились уникальные элементы убранства: огромный полуциркульный образ святого покровителя, написанный польским художником Францишеком Смуглевичем (восточная стена храма) и иконостас - подлинный шедевр русского камнерезного искусства, отделанный яшмой, лазуритом разноцветным мрамором, чудом сохранившийся до настоящего времени. Церковь украшают также мощные гранитные колонны с золочеными базами и капителями, которые первоначально поддерживали хоры.

    Убийство Павла Первого

    Как это ни печально, но самый известный факт, связанный с Михайловским дворцом, касается не его архитектурного убранства, а смерти императора Павла Первого. Лишь 40 дней Павел наслаждался жизнью в своей новой резиденции, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит гвардейскими офицерами в собственной спальне (был избит, получил удар табакеркой по голове, а затем задушен шарфом). Убийство императора явилось результатом заговора (не единственного в его правление), идейными вдохновителями которого были Никита Панин, Петр Пален, а среди непосредственных участников - Николай Зубов и Леонтий Бенигсен. Причиной заговора была непредсказуемая внутренняя политика Павла, ни один из его подданных не мог быть уверен в своем будущем, ибо многие дворяне подверглись оскорблениям императора и ссылке по смехотворным причинам.

    Был ли наследник престола Великий князь Александр Павлович в курсе событий, остается невыясненным.

    Смерть Павла обрадовала практически все слои общества: император был исключительно непопулярен, даже люди порядочные, осуждавшие методы заговорщиков, радовались окончанию его царствования.

    В течение более ста лет в Российской Империи официальной причиной смерти Павла Первого называли кончину от естественных причин: апоплексического удара.

    Инженерный замок (Судьба Михайловского замка после смерти Павла Первого)

    После смерти Павла Первого императорская семья без промедления покинула замок, некоторое время он стоял в запустении, затем в нем устроили казенные квартиры, частично разрушив его убранство, например, здесь жил архитектор Чарльз Камерон.

    В 1822 году замок был передан Главному Инженерному училищу, в связи с чем в 1823 году получил название Инженерный замок . Роскошные интерьеры были перестроены и приспособлены для нужд учебного заведения, в парадных залах дворца устроили казармы и помещения для строевых занятий.

    В 1855 году училище было переименовано в Николаевское Инженерное училище в честь его основателя, некоторые из его выпускников стали известными деятелями русской культуры: здесь учились известные писатели Федор Достоевский и Дмитрий Григорович, композитор Цезарь Кюи, ученые Иван Сеченов и Павел Яблочков, святитель Игнатий Брянчанинов и другие.

    Инженерное училище прекратило свое существование сразу после октябрьских событий 1917 года, в марте 1918 здесь были устроены Первые инженерные командные курсы, просуществовавшие в нем под разными названиями вплоть до начала 1960-х годов. С 1957 года по сей день в здании замка находится Военно-морская библиотека (главная техническая библиотека города), некоторое время здесь же располагались различные проектные и технологические институты.

    С 1991 года замок поэтапно передается Русскому музею, который и проводит исследовательские и реставрационные работы в здании.

    • В придворных кругах Санкт-Петербурга была распространена легенда о том, что часовому, стоявшему в карауле у Летнего дворца Елизаветы Петровны, явился предводитель небесного воинства Архангел Михаил, повелевший соорудить на этом месте новый дворец и храм в его честь (по его имени замок и был назван Михайловским).
    • Согласно распространенной легенде своим необычным цветом Мижайловский замок обязан романтическому увлечению Павла Первого: Анне Лопухиной (в замужестве Гагариной). Однажды во время бала Анна обронила свою перчатку, которую поднял затем император и передал архитектору Бренна с указанием покрасить замок в цвет перчатки любимой.
    • В честь церемонии закладки замка был дан 101 выстрел из пушек Петропавлавской крепости.
    • При строительстве Михайловского замка был организован специальный лазарет, в котором за время работ получили помощь 1443 человека.
    • Замок действительно был окружен рвами с водой, снабженными подъемными мостами, и пушками, однако вопреки распространенному мнению это было связано не с желанием Павла превратить его в неприступную крепость, а с принятием им в 1798 году звания гроссмейстера Мальтийского ордена (то есть все эти сооружения носили скорее знаковый характер), все эти элементы отсутствовали в первоначальных проектах замка.
    • Во времена Павла Первого резиденция Михайловского замка была значительно больше, чем сегодня: въезд в неё находился на нынешней Манежной площади.
    • Здания кордегардий (так сегодня ошибочно называют два боковых павильона на аллее, ведущей к замку) были изначально предназначены для проживания статс-дам и фрейлин Высочайшего двора.
    • Замок находился на острове, ограниченном реками Мойкой и Фонтанкой, а также двумя позднее засыпанными каналами: Церковным и Воскресенским (частично восстановленным во время реставрационных работ).
    • В 1857 году по желанию Александра Второго в спальне Павла (то есть на месте его убийства) была устроена мемориальная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, воплотившая распространенную на Руси идею «Храма на крови».

    Общая планировочная схема Михайловского замка довольно проста. Она представляет собой квадрат со стороной немногим более ста метров и вписанный в него восьмиугольник внутреннего двора. Однако внутренняя планировка замка решена с необычайной фантазией. Ее отличает большое разнообразие пространственных архитек¬турных форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, сменяются круглыми, треугольными, овальными залами, иные анфилады представляют сочетание разных геометрических форм.

    Согласно принципам классицизма, постройка должна представлять собой симметричную, строго уравновешенную композицию. Такое впечатление сохраняется, если рассматривать какой-либо фасад Михайловского замка в отдельности. Но так как ни один фасад не является повторением другого, то объемно-пространственное решение замка представляет собой асимметричную композицию. Она позволяет находить при ее обзоре со всех сторон большое разнообразие перспективных видовых точек. Симметрию в плановом и пространственном решении в значительной степени сохраняет только восьмиугольный двор - центр всей архитектурной композиции. Сюда ведет один-единственный проезд, расположенный со стороны главного фасада. Изнутри проезд напоминает многоколонный зал или вестибюль с четырьмя рядами колонн, по шесть колонн в каждом ряду. Колонны поддерживают перекрытие бельэтажа, на котором покоится главный Воскресенский зал, носящий то же название, что и въездные ворота.

    Несмотря на различные решения фасадов, замок воспринимается целостным объемом, благодаря постепенному переходу от одного фасада к другому, что достигается системой раскреповок и скругленных углов.

    Композиция главного фасада была построена на постепенном нарастании архитектурных масс и скульптурного декора от периферии к центру. На фоне гладких стен рельефно выступает значительных размеров ризалит с мраморными колоннами, объединяющими два верхних этажа. Каждой колонне когда-то отвечала располагав¬шаяся над карнизом круглая скульптура, изображавшая в аллегорической форме одну из областей России.

    Центральный портик с такими же, но сдвоенными колоннами облицован разноцветным мрамором, обработанным крупным рустом, украшен двумя обелисками с военной арматурой и вензелем Павла I. Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира. Завершил композицию фасада треугольный фронтон с барельефом и ступенчатый аттик, увенчанный скульптурной группой работы воспитанника Академии художеств академика М. П. Александрова-Уважного. Из скульптурных произведений сохранился только барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный скульпторами братьями Стаджи-Пьетро, Джакино и Лоренцо.

    Не менее интересен фасад со стороны Летнего сада и реки Мойки. Не случайно архитектор решил его как садовый, связав фасад с Летним садом, потерявшим к тому времени регулярный вид и превратившимся в пейзажный.

    Широкие пологие марши огромной лестницы осуществили плавный переход из окруженного зеленью пространства к галерее-лоджии, напоминающей раскрытый в сторону сада обширный вестибюль, как бы приглашающий в помещения замка. Использованные здесь живописные барочные приемы - чередование западающих, и выступающих частей, обилие декоративной скульптуры - позволили Бренне еще теснее связать Михайловский замок с создававшимся природным окружением.

    Более строгий классический строй архитектурных элементов главного фасада был рассчитан на открытое пространство плац-парадной площади, а использование декоративной скульптуры в решении этого фасада способствовало лучшей композиционной связи замка с конной статуей перед ним. Одновременно конная статуя помогала организации площади, непосредственно примыкающей замку, и обеспечивала более тесную глубинно-пространственную взаимосвязь всех составляющих частей ансамбля.

    Боковые фасады - со стороны реки Фонтанки и церковный - более скромны и сходны между собой. Тот и другой в центральной части отмечены выступом, соответствующим в одном случае Овальному залу, а в другом - помещению церкви.