Как прекращали полеты крупные российские авиакомпании. Досье

Авиакомпания «ВИМ-Авиа», десятая по объему перевозок в России, фактически остановила полеты. Причина этому — долги перед российскими и иностранными аэропортами. На рейсы перевозчика продано билетов для 140-200 тыс. пассажиров. Кто будет развозить их, пока не понятно. Глава Министерства транспорта Максим Соколов 26 сентября , что давать господдержку авиакомпании сейчас «бессмысленно». Общий объем долга компании пока не подсчитан.

«ВИМ-Авиа» не единственная российская компания, испытавшая финансовые трудности, хоть и не объявившая пока о банкротстве. Российские авиакомпании, обанкротившиеся в последние годы, — в обзоре РБК.

AirUnion 2008 год

Фото: Виталий Безруких / РИА Новости

Кризис в принадлежащей госкорпорации «Ростехнологии» авиакомпании случился в августе 2008 года после резкого роста цен на авиакеросин. Суммарная задолженность авиаперевозчиков, входивших в альянс, перед компаниями — поставщиками топлива превысила $1 млрд. В один из дней из Домодедово не вылетел ни один рейс альянса, а в аэропорту скопилось почти 3500 пассажиров AirUnion. «КрасЭйр», головная компания альянса, была признана банкротом в июле 2009 года.

«КД Авиа»

В марте 2009 года калининградская авиакомпания «КД Авиа» прекратила полеты, набрав долгов на 12 млрд руб. В декабре того же года один из совладельцев «КД Авиа», председатель ее совета директоров Сергей Грищенко был задержан правоохранительными органами по делу о преднамеренном банкротстве компании. Суд признал авиакомпанию банкротом в ноябре 2010 года. Грищенко вышел из-под стражи еще раньше — в апреле того же года.

«Авианова»

В октябре 2011 года из-за тяжелого финансового положения, вызванного конфликтом акционеров, свою деятельность российский лоукостер «Авианова». Сначала компания остановила продажу билетов на свои рейсы, а также посоветовала клиентам оформить возврат денег и воспользоваться услугами других перевозчиков. Позднее сообщалось , что компания вернула пассажирам за невыполненные рейсы около 100 млн руб. В апреле 2012 года «Авианова» банкротом.

АК «Кубань»

В декабре 2012 года об остановке операционной деятельности и прекращении полетов в связи с тяжелой финансовой ситуацией авиакомпания «Кубань». Деньги за билеты, купленные через агентства, по заявлениям пассажиров возвращали сразу же. По поводу остальных было принято решение о возвращении средств в процессе процедуры банкротства компании. Пассажиров «Кубани» в итоге перевозили шесть авиакомпаний — «Аэрофлот», «ЮТэйр», Red Wings, «Якутия», «Россия» и «Грозный авиа». Процедуру банкротства инициировала сама авиакомпания, позднее сообщалось , что прокуратура нашла признаки преднамеренного банкротства «Кубани».

«Московия»

Больше всего претензий к чартерной «Московии» было у Финансовой лизинговой компании, которая добилась введения процедуры наблюдения в авиакомпании, задолжавшей ей 150 млн руб. В феврале 2014 года временный управляющий «Московии» подал в Арбитражный суд Московской области ходатайство о признании компании банкротом. «Московия» была признана банкротом в октябре 2015 года.

«Былина»

Авиакомпания «Былина», проработавшая на рынке 22 года, 26 августа 2014 года работу из-за финансовых проблем. Пассажиров «Былины» пришлось возвращать рейсами «ВИМ-Авиа». Процедура наблюдения в отношении компании была введена в марте 2016 года. В сентябре того же года суд признал компанию банкротом.

АК «Татарстан»

В октябре 2014 года суд банкротом авиакомпанию «Татарстан», которая сама инициировала свое банкротство в суде. Предположения о том, что авиакомпания будет банкротиться, появились еще в начале года после отзыва у нее сертификата эксплуатанта из-за выявленных Росавиацией нарушений. после крушения самолета Boeing-737 в Казани, в результате которой погибли 50 человек.

В июле 2017 года «Коммерсант» сообщал , что компания продала свой последний самолет всего за 2,8 млн руб. В августе процедура конкурсного производства была в очередной раз продлена . По данным Арбитража, в реестр были включены требования кредиторов на 2,8 млрд руб. За годы конкурсного производства на расчетный счет АК поступило лишь около 50 млн руб.

«Ак Барс Аэро»

В июне 2015 года Арбитражный суд Татарстана признал банкротом авиакомпанию «Ак Барс Аэро». Компания, которая ранее являлась крупнейшим перевозчиком Татарстана, прекратила полеты в начале 2015 года из-за падения курса рубля и сокращения пассажиропотока.

«Трансаэро»

В начале октября 2015 года авиакомпания «Трансаэро», оказавшаяся в тяжелом финансовом положении с долгом в 230 млрд руб., прекратила продажу билетов, а 26 октября лишилась сертификата эксплуатанта. Обязательства по перевозке пассажиров с датой вылета до 15 декабря (95% пассажиров) взял на себя «Аэрофлот»; тем, кто приобрел билеты на более поздние даты, возвращали деньги. Пассажиры с билетами на даты вылета после 15 декабря могли оформить возврат денег в полном объеме. На перевозку пассажиров обанкротившегося перевозчика «Аэрофлот» 17 млрд руб. В сентябре 2017 года стало известно, что «Трансаэро» признана банкротом, а ее долги в 144 раза больше стоимости активов.

О финансовых трудностях авиакомпании «Когалымавиа» стало известно в ходе проверок, которые начались после теракта на борту Airbus A321 в небе над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года. В результате авиакатастрофы погибли 224 человека, включая семь членов экипажа. Самолет следовал из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург.

После проведения проверок в компании Росавиация в марте 2016 года запретила ей выполнять полеты. До этого, в декабре 2015 года, «Когалымавиа» сама о прекращении полетов. В апреле 2017 года суд начал процедуру банкротства компании. По существу дело будет рассмотрено 19 октября.

Многие клиенты, летающие отечественными авиалиниями, признают "Трансаэро" как одного из крупных игроков мира перевозок. Кризисные моменты коснулись ее еще в 2014 году. Руководство компании обратилось за финансовой поддержкой к правительству, но ожидаемой помощи получено не было. Кредиторы высказали свое несогласие с дальнейшей по этой причине компания оказалась в центре громкого скандала. На самом ли деле банкрот "Трансаэро"? Этот вопрос волнует многих пассажиров.

Падение этой компании может оказаться на руку многим конкурирующим компаниям, ведь крах "Трансаэро" повлечет за собой грандиозные перемены на рынке авиаперевозок. Но тот факт, что банкрот - "Трансаэро", скажется не лучшим образом на обычных гражданах.

Из заявления премьер-министра Медведева следует, что основной причиной возникших проблем стала закупка слишком большого количества самолетов. Были произведены лишние затраты в момент значительного роста, просчет был именно в этом.

Крушение "Трансаэро"

Неразумная компании привела ее к падению. Ей было отказано в предоставлении госгарантии. Руководство Минтранса и Минэкономики программу выхода из от компании не приняло. В результате этих действий "Трансаэро" осталась без какой-либо поддержки. Надежда на выход из ситуации связывалась лишь с улучшением рыночной экономики, но этого, к сожалению, не случилось.

Момент рыночной переориентации

Ведущие аналитики "Газпромбанка" попытались спрогнозировать дальнейшие перспективы и пути развития отечественного рынка авиаперевозок. Из их анализа следует, что после официального ухода "Трансаэро" высвободившуюся часть ниши успешно поделят между собой крупные российские компании.

Компания "Аэрофлот" может ощутить значительный приток пассажиров. На долю госкомпании приходится 37% от общего пассажиропотока, после самоликвидации конкурента этот показатель может возрасти до 50%. Второй не менее крупный авиаперевозчик, который останется в выигрыше от этой ситуации - S7. Эта компания сможет увеличить свой пассажиропоток до 12%. Последней в тройке лидирующих игроков окажется "Ютэйр" с объемом рынка в 10%.

По причине падения общего объема пассажирских перевозок на целых 5% образовался избыток воздушных путей. После прекращения деятельности "Трансаэро" на рынок придет стабильность.

Возможные последствия для сограждан

После того, как рынок покинет банкрот "Трансаэро", обычным клиентам стоит ожидать повышения тарифов по всем направлениям, что положительно скажется на уровне рентабельности многих авиаперевозчиков. Все это ожидается в ближайшем будущем.

Директор "Трансаэро" Виталий Савельев в одном из интервью заявил, что доступных авиабилетов больше ожидать не стоит. Возглавляющий эту монополию уточнил, что каких-либо явных предпосылок для снижения стоимости билетов нет. На рынке функционирует лишь одна компания, продающая билеты по сниженным ценам - это "Победа". Как пояснил директор "Трансаэро",если многие авиаперевозчики начнут снижать свои расценки, они понесут убытки, а судьба банкрота может повториться.

Из официального заявления эксперта Алексея Комарова следует, что при неравномерном перераспределении рейсов, осуществлявшихся "Трансаэро", значительную долю монополии этого рыночного сегмента может получить "Аэрофлот". После этого может возрасти стоимость билетов на основные международные рейсы, что послужит сильным ударом для туристического бизнеса, и так находящегося в состоянии кризиса.

Компания лишилась продажи билетов

С 1 декабря Росавиация решила выдать руководству "Трансаэро" официальное предписание о прекращении реализации билетов. Еще летом компания снизила расценки по многим направлениям. Пассажиры "Трансаэро"очень обеспокоены сложившейся ситуацией с ее долгами. Так как ни одна финансовая организация ее банкротство не признала, официально прекратить реализацию билетов Росавиация не может.

Деньги за билеты "Трансаэро" возвращать не будет, а рейсы осуществит другой крупный игрок - "Аэрофлот". Решение об ограничении продажи билетов компании принято, это будет проводиться через Траснпортно-клиринговую палату. Действовать будет это постановление до тех пор, пока силами "Аэрофлота" не будет изменен менеджмент компании. В этот момент пассажиры смогут видеть на табло информацию о том, что у компании "Трансаэро" рейс отменен. По отмене рейсов должен производиться возврат затраченных средств пассажирам.

Колоссальные убытки компании

За прошлый 2015 год размер убытков авиакомпании вырос до огромной суммы - порядка 18,9 млрд. руб. А вот чистая прибыль поступила в размере 13,1 млрд. руб. Из этих цифр следует, что компания ушла в минус за целый год работы. Многие сотрудники "Трансаэро" оказались без престижной работы. Это связано с тем, что действующая программа по перевозке пассажиров не принесла компании ничего, кроме издержек. Действующие сотрудники "Трансаэро" волнуются по поводу будущего их компании, ведь многие банки начали активно требовать возврата долгов. У нее большое количество кредиторов, многим из которых она должна приличные суммы. Общая величина долга "Трансаэро" совместно с лизингом составляет 250 млрд. руб. Судебные тяжбы с кредиторами и разбирательства вокруг этой компании продолжаются. Многие кредитные организации стремятся получить свои средства в судебном порядке. В списке главных кредиторов авиакомпании числятся Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, МФК.

Акции "Трансаэро"

В сентябре 2015 года от правительства поступила директива с призывом для "Аэрофлота" о приобретении пакета акций "Трансаэро" в размере 75%, стоимость одной такой единицы не превышала одного рубля. Но по каким-то причинам "Аэрофлот" от предложенной оферты отказался.

В следующем месяце акции "Трансаэро" возросли на 17%. По предварительным данным, 19% от общего акционного пакета намереваются приобрести акционеры S7. Средняя стоимость за 1 ценную бумагу дошла до 11 рублей. После оформления этой сделки S7 планирует подачу ходатайства в Антимонопольную службу с целью ее подтверждения.

Судьба компании на сегодня

Нынешняя судьба тонущего в долгах авиаперевозчика "Трансаэро" решалась на уровне главы государства. Президентом были четко обозначены виновные в финансовых затруднениях компании. В основе этой ситуации находятся вопросы, связанные с методами ведения экономической и финансовой политики компании. Возникшие в экономике кризисные явления сыграли определяющую роль в развитии данной ситуации.

Были обозначены основные приоритетные задачи в отношении этой компании: в ближайшее время закончить перевозку пассажиров, решить вопросы трудоустройства нынешнего штата сотрудников - пилотов, штурманов, стюардесс и иного персонала, до сих пор работающего в авиакомпании. В скором времени на табло многие увидят надпись - "Трансаэро": рейс отменен". Все действующие направления и внутренние перевозки поделят между собой "Аэрофлот" и группа S7.

Специальная биржа труда в поддержку бывших сотрудников "Трансаэро"

Подобная биржа создается в поддержку оставшегося без работы персонала. Ранее сообщалось, что "Аэрофлот" готов принять 3 100 человек в свой штат. Теперь сообщается о готовности принять лишь 2,8 тыс. бортпроводников. Сотрудники "Трансаэро" продолжат свою профессиональную деятельность.

Этот авиаперевозчик претендует на некоторые рейсы международного значения. Главой государства было предложено предоставить "Аэрофлоту" право на господдержку, как основному исполнителю большинства обязательств "Трансаэро". "Аэрофлот" ранее объявлял о том, что он является основным претендентом на определенную не рассчитывая ни на какие денежные гарантии. Но это объявление не помешало ему требовать от "Трансаэро" возмещения долга на сумму 5 млрд. руб. в судебном порядке.

Прощай, банкрот "Трансаэро"!

Вся процедура мер по санации и переходу компании под контроль "Аэрофлота" по времени займет чуть более полугода. Все это может потребовать пересмотра имеющейся модели отечественных авиаперевозок. За соблюдением всех договоренностей во время процесса их объединения будет пристально следить администрация главы государства совместно с действующим правительством. Этот известный бренд исчезает, оставив здоровому "Аэрофлоту" все свои внутренние ресурсы. Такое решение вполне рационально, ведь символика и целевая аудитория этих 2-х компаний практически одинакова. Так почему бы не оставить сильнейшего из них? Это вполне логично и обоснованно. А сколько еще подобных случаев подкинет кризис, остается лишь предполагать.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» прекратила полеты всех чартерных рейсов. В трудном положении оказались пассажиры, которые уже купили билеты на рейсы чартера и теперь не знают, что делать с планами на отпуск или как возвращаться в Россию, если они уже улетели.

Уже обратилась к с просьбой помочь туроператорам и не допустить кризиса на туристическом рынке.

«По предварительной оценке, авиакомпания до конца летнего сезона взяла на себя обязательства перевезти около 200 тысяч пассажиров - в том числе порядка 100 тысяч российских туристов, которые запланировали отдых в России и за рубежом», — говорится в обращении АТОР, опубликованном на сайте организации. Российские туроператоры не смогут вернуть в Россию такое количество туристов самостоятельно, — отмечается в обращении. Дело в том, что туроператоры уже оплатили все чартерные программы до конца сезона и не могут еще раз оплатить другие рейсы для своих клиентов — на это потребуется около $10 млн.

Пока туроператоры и авиационные регуляторы решают, что делать с неспособной выполнять свои обязательства компанией, туристов интересует, что делать с испорченным отдыхом и порушившимися планами.

В самой «ВИМ-Авиа» могут только разводить руками.

«Прошу прощения — я лично, как топ-менеджер — у пассажиров, купивших билеты на чартеры и запланировавших свои отпуска, — заявил накануне совладелец авиакомпании в эфире «России-24».

Надо сказать, что тревожные признаки того, что в авиакомпании не все гладко, появились еще в июне — уже тогда в практику в авиакомпании вошли массовые задержки рейсов, после чего на две недели чартерная программа была сокращена — именно для того, чтобы стабилизировать расписание. С 1 по 15 июня туроператоры были вынуждены искать альтернативные возможности для перевозки пассажиров, уже улетевших в Сочи, Бургас и Анталию из разных городов России или только собиравшихся это сделать.

Тогда, в июне, туристам, которые приобрели билеты на рейсы, запланированные на срок с 1 по 15 июня и в результате отмененные, советовали держать связь со своим турагентом и туроператорам и уверяли, что несмотря на то, что для деятелей туристической индустрии эта ситуация оказалась такой же неожиданной, как и самих пассажиров,

туроператоры найдут возможность пересадить их на другие рейсы или приобрести билет самостоятельно, обратившись впоследствии за возмещением к представителям «ВИМ-Авиа». Предполагалось, что им могут и перенести даты тура.

Тем же, кто покупал билеты авиакомпании в авиакассах или в онлайн-компаниях, предлагалось обращаться за решением вопроса по месту покупки. Так, согласно «Вестнику АТОР» , «31 мая туроператору «НТК Интурист» пришлось искать емкости для перевозки в Анталью 280 туристов из Санкт-Петербурга.

В компании пояснили, что свободных самолетов аналогичной емкости на рынке сейчас нет, поэтому туристы были поделены на три группы и полетели в Анталью тремя рейсами авиакомпании «Саратовские авиалинии» 31 мая и 1 июня». В «Интуристе» изданию Ассоциации туроператоров сообщили, что компания планирует компенсировать туристам потерянные сутки отдыха. «Тем туристам, которые будут заселяться в отель на следующие сутки после плановой даты начала тура, будет возвращена стоимость проживания потерянных суток», — пояснили «Вестнику АТОР».

Однако сейчас туроператоры столкнулись с куда более серьезной проблемой — и уже не смогут возместить ущерб или найти альтернативные варианты перелетов для 100 тысяч пассажиров.

Что же делать самим пассажирам? Правильный ответ по-прежнему один — только ждать. «Рецептов решения вопроса для самих пассажиров нет, — прокомментировал сложившуюся ситуацию «Газете.Ru» , директор туристического агентства «Клеон-тур». — Сейчас разрешением ситуации будут заниматься и , а туристам остается только покупать билет за свой счет и в дальнейшем требовать возмещения от авиакомпании. Но учитывая, что «ВИМ-Авиа» — банкроты, просить компенсации попросту не у кого».

Единственное, что можно было сделать — еще до покупки тура — обратить внимание на положение авиакомпании. В частности, на сообщения о массовых задержках и отмене июньский рейсов. Однако и это не всегда работает в случаях с другими компаниями — если вспомнить историю банкротства в 2015 году, то тогда сообщений о проблемах перевозчика нигде не было.

«Билеты «ВИМ-Авиа» до сих пор стоят на сайтах некоторых туроператоров, — продолжает Дмитрий Черняков. — Туристы оказались заложниками этой ситуации, все, что им предлагают, — это ждать».

Вопрос, кто будет теперь вывозить россиян, застрявших на курортах Турции и Болгарии, куда их отправил разорившийся перевозчик, теперь будут решать государственные компании. При этом в цену тура, которую туристы заплатили, не входит страховка от неисполнения обязательств авиакомпанией. Вернувшись домой, они должны будут предъявить претензии своему турагенту, который направит их туроператору, а он, в свою очередь, будет обращаться непосредственно к компании.

Однако, по словам Дмитрия Чернякова, когда в 2014 году с рынка стали уходить туроператоры и авиакомпании, никто никакой компенсации за испорченный отдых так и не получил. «Сейчас вся эта ситуация — головная боль для других авиакомпаний», — подытожил он. Оперативные комментарии от представителей других туроператоров «Газете.Ru» получить пока не удалось.

Так получилось, что в одно и то же время обанкротились две авиакомпании.

26 сентября 2017 года обанкротилась небольшая российская авиакомпания «ВИМ-авиа», которая имела 29 самолетов и перевезла в 2016 году около 2 млн человек. Владельцем ее был Рашид Мурсекаев. В результате банкротства «ВИМ-авиа» в аэропортах застряли около 16 тыс. человек.

Ровно через неделю, 2 октября 2017 года, обанкротилась другая авиакомпания — Monarch Airlines, на этот раз британская. По профилю Monarch была удивительно похожа на «ВИМ-авиа». Разумеется, она была побольше: ее флот насчитывал 35 самолетов, и в 2016 году она перевезла 5,4 млн человек. В остальном же — это тоже была дешевая компания, в который были как рейсовые полеты, так и чартеры. До 2014 года она принадлежала швейцарскому миллиардеру Сергио Мантегазза (Sergio Mantegazza), который также владеет крупнейшим мировым туристическим агентством Globus. В 2014-м он продал хворающую компанию за номинальную сумму инвестфонду Greybull Capital. Банкротство Monarch оставило за рубежом 110 тыс. британских туристов, которых пришлось вывозить за счет государства Катарскими авиалиниями и EasyJet’ом. Найм самолетов обошелся налогоплательщикам в 60 млн фунтов стерлингов. Всего авиакомпания продала билетов почти 800 тыс. туристам.

В чем разница между банкротством «ВИМ-авиа» и Monarch? Два обстоятельства бросаются в глаза.

Во-первых, поразительная разница в эффективности использования самолетов. Monarch имела всего на 6 бортов больше (причем самолетный парк у обеих компаний был приблизительно одинаков), но перевозила в 2,5 раза больше человек.

А во-вторых — и это самое главное, — после банкротства Monarch в Великобритании никто не возбудил уголовного дела ни против Мантегаззы, ни против Greybull. То есть никому даже в голову это не пришло.

Что же до России — то тут наоборот. Еще раньше, чем из аэропортов успели вывезти всех застрявших там пассажиров, СК с гордостью отчитался о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и о задержании гендиректора и главбуха «ВИМ-авиа». Семья владельцев компании спешно перед этим покинула Россию.

Поймите меня правильно. Я не знаю баланса «ВИМ-авиа». Очень возможно, что из компании перед смертью что-то поперли. У нас, в России, когда дом горит, владельцы дома всегда выносят оттуда тапочки. Проблема в том, что СК тоже, как и я, не имел ни малейшего представления о состоянии баланса «ВИМ-авиа». Он возбуждал дело не оттого, что увидел, что что-то украдено. Он заявил, что состав преступления в деятельности авиакомпании заключался в том, что те продолжали продавать билеты, уже зная, что они не смогут обеспечить перевозку пассажиров.

Но это бред!

Владельцы авиакомпании не могли ничего подобного знать заведомо. У них был кассовый разрыв — они могли выкрутиться. До самого последнего момента они могли получить кредит от банка или помощь от государства, что позволило бы продолжить полеты. Они могли продать авиакомпанию.

К тому же такова специфика работы авиакомпаний — они продают билеты за полгода. «ВИМ-авиа» не могла заявить, к примеру, в марте, что в октябре она прекратит операции, и, пожалуйста, не покупайте билеты дальше. Потому что если бы «ВИМ-авиа» заявила это в марте, она и прекратила бы работу в марте, а уголовное дело, если следовать логике СК, образовалось бы все равно: потому что, прекратив работу в марте, авиакомпания все равно имела бы билеты, проданные до октября.

Фактически СК объявил преступлением «ВИМ-авиа» ее хозяйственную деятельность.

Абсурдность обвинения, предъявленного СК, хорошо видна именно в сравнении с Monarch. Там размер проблемы еще больше: 110 тыс. застрявших туристов, 800 тыс. сгоревших билетов, но уголовного дела не возбуждает никто.

В Lifenews.ru — этой верной медиаприставе Следственного комитета — уже вышел сливной материал про активы семьи Мурсекаевых. В нем сообщается, что консалтинговая фирма Рашида Мурсекаева была обанкрочена за месяц до краха «ВИМ-авиа», а дочь Мурсекаева тогда же продала записанную на нее топливную компанию.

«Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи», — точит слюну автор Life. — А еще — сообщает он, — у семьи в Москве есть квартира! В клубном доме! В двух шагах от Арбата!»

Так и видишь перед собой следователей, которые уже нацелились отобрать квартирку, если сами бизнесмены уже сбежали из России.

Странно, но британская Crown Prosecution совершенно не претендует на другие активы Greybull Capital! Ни на сеть британских супермаркетов M Local, ни на сеть спортивных баров Rileys, ни на сталеплавильный бизнес Greybull, купленный им в 2016 году у Tata. Не нацелилась британская прокуратура и на активы Сергио Мантегаззы — а ведь у него целая группа туристических компаний: и туристическая Globus Viaggi, и Cosmos Holidays, и круизная Avalon Waterways, и вообще этот сукин сын — резидент Швейцарии!

Как, вы спросите, британская прокуратура может быть так наивна? Почему она проходит мимо такого жирного куска? Вот дураки — не могут даже возбудить уголовку и под это дело хапануть сеть супермаркетов, круизную компанию и магазины электротоваров!

Очень просто. Дело в том, есть такая штука, как limited liability company. Limited liability подразумевает, что владелец или совладелец компании не несет личной ответственности за долги или за убытки компании.

Именно концепция limited liability и создала капитализм. Она является ключевой для современной рыночной экономики. Она позволяет людям, склонным к предпринимательству, начинать еще и еще: и где-нибудь в Кремниевой долине, если за плечами человека пара обанкротившихся стартапов, это ничего не значит — это просто значит, что человек старается.

Нетрудно заметить, что российский Следственный комитет является приверженцем совсем другой модели. Модели unlimited liability. Согласно этой модели, любой, кто занимается бизнесом, — преступник, а любой преступник должен делиться плодами своего ремесла со следователями.

Приверженность СК этой модели так велика, что недавно Александр Бастыркин попросил Госдуму принять — ни больше ни меньше — законопроект об уголовной ответственности для… юридических лиц.

Эта феерическая идея, не имеющая параллелей в мировом законодательстве, по сути говоря, будет законодательным оформлением сложившейся в России практики, при которой любой бизнес, не имеющий крыши, считается преступлением, и то, что бизнесмен еще не сидит, это не его заслуга, а упущение силовиков.

Я в данном случае не заступаюсь за «ВИМ-авиа». Как я уже сказала, я не знаю, каково было состояние дел в компании. У нее огромные долги и множество кредиторов. Очень может быть, что после того, как в компании будет введена процедура банкротства, эти кредиторы выяснят, что владельцы компании не платили им, а вместо этого выводили деньги. Очень может быть, что госбанки, которые давали кредиты под залог самолетов «ВИМ-авиа», выяснят, что самолеты были перезаложены несколько раз, то есть фактически эти кредиты имели характер пирамиды. (Что, впрочем, сразу вызовет вопрос: за какие откаты давались такие кредиты?)

Но я хочу обратить внимание моих слушателей, что и в этом случае инициатором расследования не должен быть СК. Его вполне способны провести сами обворованные кредиторы.

СК все время позиционирует себя как организация, стоящая на страже потребителя. Случись у любого среднего бизнеса пожар, банкротство, отравление, любая беда — немедленно за этим следует уголовное дело, по принципу unlimited liability, что, кстати, и побуждает владельца хромающего бизнеса высасывать из него все перед смертью до капли.

Странно, однако, другое. Если бы беззаветная борьба СК против бизнесменов-мошенников способствовала процветанию экономики, то она, экономика, должна была бы быть у нас куда лучше, чем в Великобритании, где и Greybull, и Монтегазза сохранили после банкротства Monarch свои пабы и круизные компании.

А дело обстоит ровно наоборот.

От банкротств не застрахованы даже крупные российские авиакомпании, особенно страдают от последствий не столько обычные пассажиры, cколько туристы, оказавшиеся в момент краха на курорте или за рубежом без обратного билета, однако не стоит паниковать — в любом случае ответственность несет туроператор.

По данным Международной организации гражданской авиации (IKAO), каждые девять-десять дней в мире происходит авиакатастрофа. И это без учета форс-мажорных обстоятельств, таких как, например, террористические акты в США 11 сентября 2001 г. или российский самолет, сбитый украинской учебной ракетой 4 октября 2001 г., столкновение ТУ-154 «Башкирских авиалиний» и почтового «Боинга» над Боденским озером в Германии 2 июля 2002 г. При урегулировании претензий по подобным страховым случаям у экспертов возникают многочисленные проблемы, в том числе финансовые. Катастрофы часто приводят авиакомпании к банкротствам.

Вместе с тем к банкротству могут привести и менее трагичные события. Воздушные суда, их техническое, аэронавигационное, аэропортовое и другие виды обслуживания, подготовка авиационного персонала существенно дорожают, растут расходы на обеспечение безопасности полетов. Снижается рентабельность воздушных перевозок, и в то же время растет конкуренция в авиационном секторе.

Только за 2015 год ушли с рынка четыре российских авиакомпании - «ЮТэйр-Экспресс», «Томск Авиа», «Полет» и «Ак Барс Аэро». В 2014 ушел с рынка «Добролет», а также ряд других чартерных и региональных авиаперевозчиков.

Напомним, что сегодня, 26 октября, ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» в 00:00 часов прекратила свою операционную деятельность. Работа авиакомпании остановлена в связи с решением Росавиации минтранса России об аннулировании сертификата эксплуатанта ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» с 26.10.2015. Как сообщает пресс-служба «Аэрофлота», перевозка пассажиров авиакомпании «Трансаэро» будет осуществляться силами авиакомпаний Группы «Аэрофлот» и при необходимости другими авиакомпаниями. Для бесперебойной перевозки пассажиров из 1,925 млн реализованных «Трансаэро» авиабилетов до 15 декабря 2015 г., под операционным управлением Аэрофлота уже перевезено 1,825 млн человек, что составляет 94,8% от общего числа билетов.

До 15 декабря осталось перевезти 100 241 пассажира с забронированными билетами на рейсы авиакомпании «Трансаэро». Для обеспечения перевозки пассажиров авиакомпании «Трансаэро» Аэрофлот создал оперативный штаб.

Пассажирам прямых рейсов в/из Москвы обеспечивается перевозка, в первую очередь, от/до первоначально забронированного аэропорта Московского авиационного узла. При отсутствии в этих аэропортах рейсов Группы «Аэрофлот», выполняемых под кодом SU, или в случае окончания свободных мест на рейсах, перевозка выполняется от/до Шереметьево. Возврат осуществляется по месту приобретения билетов.

Отметим, что на сегодня долги крупнейшей российской авиакомпании «Трансаэро» оцениваются примерно в 260 миллиардов рублей, как сообщают эксперты, крах перевозок произошел из-за снижения спроса и сложностей в экономике, кроме того, сама авиакомпания в последние годы неадекватно наращивала авиапарк и пассажиропоток.

«Самарские турфирмы также пострадали от ситуации, связанной с «Трансаэро» , - сообщает менеджер «Магазина горящих туров «Магик-Тур» Римма Гаршина. - У нас самолеты этой авиакомпании летали в Крым, в Сочи — хорошо хоть, что основные летние потоки туристов вернулись домой без проблем. Поэтому для нас риски свелись к минимуму. К тому же «Трансаэро» осуществлял полеты из Москвы. На зиму планировались чартеры этой авиакомпании из Самары в Кипр, но теперь их не будет.

Что делать туристам в подобных случаях? Если они приобрели билеты самостоятельно, то придется выяснять отношения с обанкротившейся авиакомпанией самим. А вот в случае, если билеты входили в стоимость тура и на руки их получали через туроператора, то отвечать будет он. У нас каждый год удары, то оператор, то авиакомпания обанкротятся! Это уже - штатная ситуация. Конечно, хочется уже стабильности и уверенности в том, что если у нас туристы купили туры, то они точно полетят, нормально отдохнут и вернутся. Что им все понравится. Если все же произошла неприятность и авиакомпания обанкротилась, а турист в этот момент оказался за границей, то выхода другого у него нет — придется покупать билет обратно за свой счет, если оператор ничем поспособствовать не может. Впрочем, в большинстве своем в случае банкротства как туроператоров, так и авиакомпаний правительство помогает туристам вернутся домой, тем более, что, например, самарские турфирмы пользуются самолетами российскими — все чартеры у нас от отечественных авиалиний. Либо «Норд Винд», либо «Уральские авиалинии». Так что если обанкротилась зарубежная авиакомпания, или там забастовка, самарских туристов это не коснется».

«На протяжении нескольких лет предлагалось немало инструментов решения возможных проблем, связанных с банкротством авиакомпаний, - отмечает Илья Трифонов, директор ООО «Скорая юридическая помощь», председатель общественного объединения «Комитет народного контроля». - Например, создание страхового фонда самими авиакомпаниями, страхование рисков с использованием традиционных инструментов страхования. Тем не менее, главным источником оставались средства федерального бюджета, которые резервировались и направлялись на компенсации пассажирам. Однако очередные банкротства показали, что предусмотренных из федерального бюджета денег давно уже не хватает на перевозку пассажиров авиакомпаний, прекративших свою деятельность.

Министерство транспорта предложило создать страховой фонд для перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний, в который авиакомпании будут отчислять часть своей выручки (умеренную долю). Подготовленное Минтрансом предложение было разослано российским авиаперевозчикам, однако инициатива Министерства была воспринята неоднозначно».

Но все-таки в настоящее время для самих пассажиров авиакомпаний-банкротов остается один и, пожалуй, самый важный вопрос - куда обращаться и что делать, если обанкротилась авиакомпания, на рейс которой куплены билеты?

«В первую очередь, не паниковать, - советует Трифонов. - Вне зависимости от того, на какой рейс были приобретены билеты авиакомпании, регулярный или чартерный, порядок действий один. Если происшествие случилось за границей, то самое простое, что можно сделать - приобрести билеты у другого перевозчика и вернуться на Родину. Либо дожидаться решений и действий консульства. Конечно, в случае банкротства возникают вопросы с питанием и размещением в гостинице, однако, как правило, банкротство авиакомпании - дело резонансное и сотрудники консульств не остаются в стороне, помогая соотечественникам.

Если такое случилось в нашей стране, то, как отмечалось выше, государство берет ситуацию под свой контроль, выделяя средства из бюджета и привлекая другие авиакомпании для перевозки пассажиров.

Что касается возмещений, то проще всего в ситуации, когда билеты приобретены через туроператора. Именно он несет ответственность за перелет, в том числе несостоявшийся, и именно к нему необходимо предъявлять претензии (в том числе за потраченные на питание и размещение дополнительные денежные средства). В случае же самостоятельной покупки билетов компенсаций добиться будет непросто, однако все же возможно - процедура та же - предъявляем претензию перевозчику и ждем компенсаций, в случае отказа или молчания идем в суд. Это касается тех компаний, которые официально банкротами не признаны, однако перевозки и деятельность уже приостановили.

В случае, если авиакомпания страховала свои риски, либо делала отчисления в специальные фонды на случай остановки своей деятельности, то обращаться необходимо именно в такие фонды и компании. Узнать сведения о них и контактную информацию можно на сайте авиакомпании или Росавиации.

Однако в случае банкротства авиакомпании, признанного судом, процедура получения денежных средств и прочих компенсаций может затянуться на неопределенное время , указывает юрист.

«Все дело в том, что банкротство - это процедура длительная, состоящая из нескольких стадий, и не заканчивающаяся за один день, - сетует Трифонов. - В первую очередь необходимо узнать, введена ли процедура банкротства в отношении конкретной авиакомпании. Сделать это можно через официальный ресурс - Картотека арбитражных дел - необходимо лишь ввести наименование компании в соответствующей строке.

Узнав о наличии такого дела, необходимо обратиться в соответствующий арбитражный суд с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов, приложив к такому заявлению все документы, подтверждающие ваши расходы, в том числе и те, которые были понесены в связи с отменой рейса, т.е. фактические убытки (билеты, оплата питания и проживания в гостинице, прочие расходы, связанные с отменой). Такое заявление может быть направлено в суд как посредством почтового отправления (обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении), так и передано лично или через представителя, госпошлиной оно не облагается.

Отметим, что для участия в делах о банкротстве может потребоваться квалифицированная юридическая помощь, что подразумевает дополнительные расходы, которые порой существенно превышают стоимость самих билетов.

Требование о включении в реестр требований кредиторов включается в реестр определением арбитражного суда, в котором прописывается сумма требований и очередность получения денежных средств.

Ваши требования к авиакомпании будут удовлетворены в порядке очередности вместе с требованиями других пассажиров, а также кредиторов авиакомпании - аэропортов, топливозаправщиков и других компаний.

Что касается компенсации морального вреда - такой компенсации вряд ли удастся добиться в раках банкротного дела. Арбитражный суд принимает в дело только официальные документы, подтверждающие имеющиеся долги и основания для возмещений. То есть требование о компенсации морального вреда, хотя и может и даже должно быть заявлено, обязательно подкрепляется доказательствами - медицинскими заключениями, справками и т.д. Либо, если иск в суд был подан на компанию еще до ее официального банкротства и решением суда с авиакомпании взыскана компенсация морального вреда, решением соответствующего суда».

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что не бывает ситуаций, из которых нельзя найти выход. В любом случае можно вернуть свои деньги назад и получить компенсации , связанные с нарушением ваших законных прав и интересов. Конечно, всего предугадать невозможно, банкротство крупнейших авиаперевозчиков всегда становится неожиданным и неприятным сюрпризом. Однако всегда есть предвестники наступающего кризиса - сообщения в СМИ, рейтинги компаний, и другие моменты, на которые просто стоит обращать внимание, особенно покупая авиабилеты задолго до вылета.