Сценарий праздника " славное море - священный байкал". Методическая разработка сценария внеклассного экологического мероприятия «Чудо природы – озеро Байкал!»

Звучит «Песня о Байкале», дети смотрят слайды.

Ведущий: И сегодня вы увидите и услышите старинную легенду о Байкале и его дочери Ангаре.

Звучит музыка «Море», выходит Байкал.

Байкал: Меня зовут Байкюлем,

Байкюлем и Бэйхаем.

И мне дано немало

Таинственных имен.

В преданьях и легендах

Байкал старик суровый

А я на самом деле

Задорный, молодой.

И неспроста шумливый,

Порывистый, веселый

Ведь я живой наполнен

А не простой водой.

Усаживается на трон. Следом тихо выходит Шаман и садится рядом с Байкалом.

Ведущий: Сегодня на берегу Байкала

Мне легенду тайга рассказала.

Легенда – о могучем Байкале-отце,

Царившем когда-то

В сибирской тайге.

Дочь была у него лишь одна —

Славилась красотою она.

Живя в любви, не зная горя,

С Байкалом — батюшкой не споря,

Царевна Ангара росла,

Все хорошела и цвела.

Под музыку выходит девочка Ангара.

Ангара: Я, царица сверкающих вод

Я, красавица дикого края,

Мчатся воды мои все вперед

Быстро к северу, гордо сияя.

Ангара с девочками танцует танец «Реченька».

Ведущий: Любуясь собственною дочкой

И днём, и даже тёмной ночкой,

Старик мечтать стал неспроста

Выдать замуж ее за богатыря.

Байкал: Объявляю богатырский турнир,

Чтобы выбрать лучшего на весь мир.

Ведущий: Явились к Байкалу витязи добрые,

Статные, смелые, самые ловкие.

Звучит музыка, выходит мальчик-Иркут, в руках сундучок.

Река Иркут: В чистых струях Иркута

Сказки гор несет вода.

Прими, батюшка Байкал,

Дар бесценный гордых скал.

Мальчик-Иркут достает из сундука голубой шарф и отдает его Байкалу в дар.

Байкал накидывает его на плечи Ангаре-девочке.

Звучит музыка, выходит 2-ой богатырь — Река Баргузин, в руках шкатулка с бусами.

Я — река Баргузин,

Я — река Богатырь.

Много во мне чистейшей воды и сил.

Я пришёл Ангару покорить,

Богатством бесценным ее одарить.

Отдает шкатулку Байкалу.

Вновь звучит музыка, выходит 3-ий богатырь с маленькой шкатулкой в руках.

Есть много рек неугомонных, буйных, диких.

У рек — у каждой свой характер, глубь и ширь

Они, как люди – не бывает рек безликих!

Лик Енисея — Ясноокий Богатырь.

Отдает шкатулочку Байкалу.

Байкал: Ну, богатыри, покажите свою силу и удаль.

Исполняется «Танец рек-богатырей».

Богатыри выстраиваются перед Байкалом.

Енисей дарит Ангаре цветок.

Все победы для тебя,

Синеокая Ангара.

Дарю тебе цветок красивый,

Хочу назвать своей любимой.

Ангара сбрасывает шарф, который ей надел Отец-Байкал, подарок Иркута, и принимает дар Енисея.

Баргузин машет рукой и уходит.

Байкал: Вот что, дорогая дочь моя!

Лучше жениха, чем Иркут,

Тебе не найти.

За него ты и должна замуж пойти.

Ведущий: Но красавица Ангара воспротивилась воле отца.

Ангара: Не надо мне его,

Лучше до старости буду одна.

Байкал: Ах, так! Уходи с глаз моих прочь,

Непокорная дочь.

Девочка-Ангара отходит в сторонку.

Ведущий : И приказал шаману Байкал:

Байкал: Не пускай Ангару из дома!

Глаз с нее не своди,

И строго за ней следи.

Танец Ангары и чаек.

За танцем следит мальчик-шаман.

После танца девочки-чайки улетают, Ангара грустит.

Ведущий: Ангара же о прекрасной

Голубой стране мечтала.

О той стране ей чайки белые сказали.

Ангара: Вот бы мне попасть скорей

Туда, где правит Енисей!

Садится рядом с Байкалом.

Выходит Шаман и танцует.

После танца садится рядом с Ангарой.

Ведущий: И вот однажды темной ночью,

Уснул Байкал, усталый очень.

Лишь Ангара не спит, трепещет.

В путь дальний собралась — и точка!

Собирается в путь.

Ангара: Прощай, отец, прости ты дочку.

На фоне плеска волн, Ангара убегает.

Ведущий: Услышав плеск, проснулся и шаман.

Проснувшись, громко закричал:

Мальчик-шаман: Проснись скорей, седой Байкал!

Звучит музыка «Море».

Ведущий: Байкала воды встрепенулись,

Седые брови вверх взметнулись,

Сверкнули молнией глаза,

На небе вспыхнула гроза.

Вскочил с трона взбешенный Байкал

Байкал: Остановись ты, дочь моя,

На старости не покидай меня!

Ведущий: И издали услышал он ответ:

Ангара: Прости, отец!

Но мне покоя нет.

О Енисее лишь мои все мысли,

Люблю его я больше своей жизни!

Ведущий: В дикой злобе Байкал

С горы камень сдвинул,

И Ангаре вдогонку камень кинул.

Байкал бросает камень. (Звучит грозная музыка.)

Ведущий: Упал в исток Шаман — камень,

Порыв любви и сердца пламень.

Напрасно Байкал

Свирепствовал и бушевал,

Взметая волны между скал.

Енисей подбегает к Ангаре, берет ее за руку и уходят на стульчики.

Ведущая: Много лет прошло с тех пор. Скалу, что бросил когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаман-камнем. А Енисей и Ангара нашли, наконец, свое счастье.

Уходят вдаль, бегут века-

Но и сейчас бежит река.

Поет всем песни Ангара-

Пусть их запомнит детвора!

Танцевальные движения девочек под песню «По Ангаре»

Ребенок: Ну а ты, Байкал могучий,

Не скучай о дочке непослушной.

Мы тебя все любим и утешим,

Частушками потешим.

1. На Байкале мы родились,

На Байкале мы живем.

В детский садик ходим дружно

Здесь частушки пропоем.

2. Батюшка ты наш, Байкал,

Кто седым тебя назвал?

Весь сияешь красотой

Сильный ты и молодой.

3. У Байкала вся вода

Чистая, прозрачная,

Ах, была б моя судьба,

Светлая, удачная.

4. Возле гор Хамар-Дабана,

У великого Байкала,

Мы привольно так живем,

И танцуем, и поем.

Ведущий: О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздохнул в ответ:

Байкал: Я жил на свете тыщи лет,

Никто меня не обижал,

Напротив, каждый уважал…

Но за последние полвека

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится.

Дети подбегают все к «Байкалу» (персонаж)

1 Ребенок: Байкал один на всей планете,

Другого просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено.

2 ребенок: Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря

И людям преданно служить!

3 ребенок: Беречь Байкал святое дело:

Его судьба – у нас в руках

Сама природа нам велела

Чтоб жил Байкал родной в веках.

Ведущий: И верю я: Байкалом будет

России слава прирастать!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

Звучит песня Славное море — священный Байкал».





12 сентября в Иркутской области отметили День Байкала. К этому дню сотрудники Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева подготовили много интересных и познавательных мероприятий.

«Байкал – священный дар природы» – под таким названием во второе воскресенье сентября состоялся экологический час, посвященный озеру, внесенному в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Все, кто пришел в библиотеку в этот день, совершили виртуальное путешествие на Байкал. Юные читатели и их родители слушали легенды о самом удивительном озере, узнали, отчего вода в Байкале самая прозрачная и чистая. «Погружаясь» в глубины озера, ребята сделали множество открытий: познакомились с разнообразными водными организмами, обитающими на различной глубине – от самой поверхности до максимальных глубин: с нерпой, голомянкой, пресноводными губками, а также с уникальными растениями, которые вместе с планктонными организмами отвечают за чистоту байкальской воды. С увлечением наши читатели отвечали на вопросы викторины, рассматривали живописные фотографии. И конечно, все были едины во мнении, что Байкал, этот бесценный дар природы, нуждается в постоянной защите.

Сотрудники отдела краеведения ко Дню Байкала провели эколого-просветительскую акцию «Чтобы дети больше знали о своем родном Байкале». Мероприятия акции проходили в течение всей недели, предшествующей празднику.

Для учащихся 5–9-х классов школы № 46 был проведен цикл мероприятий «Байкал – заповедная совесть страны», в ходе которых ребята обсудили, какие беды угрожают Байкалу и чем мы можем помочь уникальному озеру. Беседа сопровождалась показом CD-диска «Мир Байкала», содержащего большое количество ярких фотографий, в том числе снимки Байкала из космоса. Ребята также познакомились с системой заповедных территорий Байкала и совершили мультимедийную экскурсию по Байкало-Ленскому заповеднику.

Учащиеся младших классов совершили театрализованное путешествие «Ты рядом с нерпою постой, наполни сердце добротой». Ребятам были показаны фрагменты из научно-популярных видеофильмов «Животный мир байкальских побережий и гор» и «Глаза в глаза с байкальской нерпой», знакомящих с заповедными Ушканьими островами, где находятся лежбища байкальского тюленя, а также с обитателями иркутского нерпинария. А закончилось мероприятие кукольным представлением по «Экологически чистым сказкам с берега Байкала» иркутской писательницы, биолога Софьи Бунтовской.

10 сентября в школе № 17 для учащихся 3-х классов был проведен урок «Байкал – заповедная совесть страны». В этот же день ребята из коррекционной школы № 5 стали участниками литературно-театрализованного праздника «Много есть легенд, откуда появилось это чудо», который состоялся в краеведческом отделе библиотеки. Ребята посмотрели кукольный спектакль по мотивам легенд о Байкале и Ангаре, узнали о почтительном, трепетном отношении к Байкалу народов, живших на его берегах.

В течение праздничной недели в краеведческом отделе экспонировалась выставка «Байкал – источник вдохновенья», на которой были представлены работы, созданные под впечатлением от Байкала: фотографии, рисунки, литературные произведения.

Организаторы мероприятий ставили перед собой задачу не только рассказать о неповторимом животном и растительном мире Байкала, но и привить юным иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.

Бражникова Инесса Борисовна,
ученый секретрь
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева

Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание:
Цель :

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман, клей,вырезанные рисунки; салфетки;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара,дети

Ход развлечения (пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся... Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1 .Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых...(Эля)

2 . Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал - он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране.Вызываю детей.

Воспитатель:Ребята молодцы справились с первым заданием. Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара по очереди раздают детям жетончики за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.(На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней.)

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре, которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина.
А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ДЕВИЗ:

"Наблюдай, изучай, исследуй"

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
  • способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.

Оборудование:

  • географическая карта озера Байкал;
  • игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
  • камешки с берега озера, работы учащихся,
  • презентация.

Этапы выполнения проекта:

1 этап:

Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых, работает с дополнительной литературой. При необходимости обращаются за консультацией и помощью к учителю и родителям.

  • 1 группа: "Следопыты";
  • 2 группа: "Любители природы";
  • 3 группа: "Животноводы".

2 этап:

Собранные сведения обобщаются.

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.

(Дети рассаживаются вокруг географической карты озера Байкал.)

Сообщения делает первая группа:

Для начала обратимся к географической карте.

На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Прибайкальского края и Бурятской Республики. Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой.

Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды, и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Закаляло, исцеляло море.
Крепкий дед мой
От любой беды
В туеске, как заговор от хвори,
Мне байкальской привозил воды.
А. Румянцев

Кто знает, почему Байкал называется так?

Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по - своему называли озеро. Вероятно, переводили это название с какого - то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - КУРЫКАНЕ.

БАЙКАЛ - тюркоязычное слово от БАЙКЮЛЬ, что означает БОГАТОЕ ОЗЕРО.

Итак, команда "Сбор!"

(Игрушка - кораблик ставится на карту.)

Отлично. Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт по морю, раскачиваясь на волнах.

(Звучит аудиозапись шума волн.)

Со всех сторон Байкал окружает горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10 - 20 км.

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребёт. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо - восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан - Бургасы, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар - дабан.

Таким образом, ребята нам рассказали, где находится Байкал.

Какие горы, хребты его окружают.

Сейчас отдохнём.

Физ. минутка:

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных. Волна беседует со мной и говорит: "Расслабься, успокойся, отдохни. Почувствуй, чистый воздух моря: Тепло и свет, ласкают тело. Расслабься и послушай тишину.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь, глаза откройте и проснитесь.

ОТЧЁТ ВТОРОЙ ГРУППЫ:

Продолжается путешествие.

Есть река Ангара. Она берёт начало в юго - западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.

Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Ангара - река,
Воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекрасней моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара - река - дочь Байкалова.
М. Трофимов

Учитель: Шаман - камень - это просто камешек?

Он находится посредине моря со стороны Иркутска.

Миф о Шаман камне.

В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле.

Днём она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: "Разве можно светлое чернить?".

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось озеро - богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: "Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды:"

Байкал гневно крикнул: "Я могу дать только свои слёзы!"

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали ШАМАН - КАМНЕМ. Туда приносились богатые жертвоприношения. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвёт ШАМАНСКИЙ КАМЕНЬ, вода хлынет и зальёт всю землю".

Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега; спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода, и бушуют разноцветные сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость!

Физминутка.

Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.

Посмотрите на карту.

Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная). Молодцы.

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

Реки, которые протекают рядом с нашим городом, впадают в озеро?

Давайте проследим:

Река Мыкырт в реку Баляга, Баляга в реку Хилок, Хилок в реку Чикой и Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал.

ЗНАЧИТ, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.

И не рыба, и не кит.
Кто она - поди, узнай-ка!
Рыбу ловит и молчит.
Догадались? (это нерпа)

ОТЧЁТ ДЕЛАЕТ ТРЕТЬЯ ГРУППА.

Самым главным жителем озера является нерпа.

Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства - медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих (объяснение учителя). А названа она так потому, что передние конечности у неё трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной - 60 - 80 см и массой 3 - 3,5 кг, мех у него белый. Детёныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 20 - 25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды, раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает ещё в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка (рыбу). Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы.

В Байкале очень много рыбы. В настоящее время в озере насчитывается 58 видов рыб, наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Осётр стал очень редок. Его намного меньше, чем сороги, окуня, язя, которые, встречаются в заливах Байкала.

Наше путешествие заканчивается.

Составим панно из тех работ, которые вы приготовили.

(На карте Байкала появляются названия хребтов, рек, обитателей озера).

Литература.

  1. Детская энциклопедия (разного года выпуска и издания)
  2. Н.И. Есипенок "Байкал - озеро сказки" Иркутск

Смотри презентацию "Священный Байкал".

«Не на карте надо искать великое озеро, надо искать его в себе…»
(И. Широбоков)

Найдется ли хотя бы один человек, не пож елавший увидеть своими глазами Байкал? Об озере мы впервые узнаем еще в детском возрасте. И в детском воображении возникает тот таинственный уголок земли, который манит к себе своими чудесами, загадками и невиданной непостижимой красотой.

Байкал - это уникальное место, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего мира. Оно знаменито своей геологической древностью и оригинальными формами животного и растительного мира, происхождение которых до конца ещё не разгадано. Огромные размеры и глубина этого озера, удивительно чистая и прозрачная вода, соперничающая по своему цвету то с лучшими кристаллами аквамарина, то с изумрудом, то с небесной лазурью, сказочно-красивые берега производят неизгладимое впечатление на каждого из нас.

День Байкала в 2018 году отмечается 7 сентября. К этой дате работники МКУК «Межпоселенческая центральная библиотека» подготовили для детей экологическое путешествие «Байкал - озеро хрустальной чистоты», включающее демонстрацию фотосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала». Мероприятие было посвящено неповторимой флоре и фауне, а также существующим серьёзным экологическим проблемам, которые наносят огромный вред удивительному озеру и медленно его уничтожают. Ребята с интересом слушали историю названия, его происхождение. Узнали, что оно является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника, познакомились с его климатом, богатым и разнообразным, животным и растительным миром.

Но, к сожалению, в связи с развитием промышленности в Сибири, в том числе в районах, прилегающих к Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий деревообрабатывающей, лесохимической и других отраслей, а также цветной металлургии, зачастую с грубыми нарушениями экологической обстановки, над уникальным озером нависла смертельная угроза. Спасти Байкал от загрязнения - неотложная задача нашего времени. Многие участники встречи предлагали конкретные природоохранные мероприятия: прекратить вырубку леса на берегах, создавать плакаты-предупреждения, построить очистные сооружения на предприятиях, поднять экологическую культуру населения. Обсуждая серьёзные экологические проблемы, присутствующие пришли к выводу, что надо внимательнее относиться к природе, ведь от каждого из нас зависит сберечь или разрушить окружающий нас мир.

После мероприятия школьники познакомились с литературой об уникальном озере. В фонде библиотеке представлено более 50 источников информации о Байкале. Из книг «Легенды и тайны Байкала», «Что в имени твоем Байкал» С.А. Гурулева, «Байкал в легендах и тайнах», О.К. Гусева «Священный Байкал», В. Богданова можно получить информацию об истории Байкала, его воде, ветрах, островах, реках.

Узнать об исследователях и исследованиях можно из книг П.А. Кардашевской «Исследователи Байкала», А.И. Голенковой «Следопыты Байкала». Про заповедники Байкала рассказывают книги С. Устинова «Заповедник на Байкале», «Байкал, Баргузинский заповедник». В библиотеке очень много альбомов, в которых представлены фотографии и статьи всех завораживающих своей красотой мест, окружающих Байкал на русском и английском языках: бухты, мысы, народы и традиции, животные, растения и другая информация. Большая часть литературы посвящена экологическим проблемам и вопросам охраны озера Байкал.

Навигация по записям

Книги А.Ф. Карнаухова

 

    «Всполохи души поющей» посвящены любовной лирике. Стихи, напечатанные в книге, пробуждают надежды на доброе будущее. В них просматривается неиссякаемая вера человека в силу любви, способную облагородить его и мир, придать им импульс к процветанию и развитию.

    Рассказ «Там, где гнездятся орлы» - о гордых и красивых птицах, с могучим размахом крыльев, самоотверженной и преданной любовью; о гордых и красивых людях, с их могучим размахом дел и свершений, с их мужеством и любовью к суровой сибирской природе.

    Стихи, напечатанные в книге «Звездные мерцания», - это стихи о Родине, любви и красоте человеческой жизни. Лирика, посвященная великим людям земли, а также размышления на библейские и мифологические темы.

    Сборник стихов «Геометрия жизни» - о любимом селе Невон, что расположен на берегу Ангары, о семье автора. Есть стихи, посвященные трудным годам Великой Отечественной войны, когда не только взрослые, но и дети вносили свой посильный вклад в копилку общей победы. Автор уделил в своих стихах должное внимание великим поэтам земли, историческим событиям, а также проблемам, волнующим мыслящего человека.

    В основу рассказа «Лихая» положен действительный факт, произошедший в Великую Отечественную войну с рядовым кавалеристом Егором, родом из деревни Невон. Большинство действующих лиц, упомянутых в рассказе, - реальные люди.

    В сборнике «Таёжный хмель» отражены впечатления автора от охоты, природы, тайги. Стихи отличаются самобытностью, присущей жителям таежного края.

    «Палитра времени» - пятая поэтическая книга Анатолия Карнаухова. В ней автор рассказывает о своей любви к малой родине и к окружающему миру. Стихи и поэмы, размещенные в книге, наполнены чувствами патриотизма и духовности. В них отражается глубокая вера автора в добро и справедливость, в чувство прекрасного и непреходящего.

Новые поступления

 

    В издании представлены избранные страницы дневников выдающегося русского путешественника Н.М. Пржевальского, которые являют собой увлекательный рассказ об экспедициях в Уссурийский край, Монголию, Китай, пустыню Гоби и в Тибет. Заповедная уссурийская тайга, голые монгольские степи, диковинные ландшафты Китая, опасные горные тропы ламаистского Тибета, иссушающая жара пустынь Гоби и Такла-Макан - все это он прошел, и не раз, чтобы крепче связать с Россией ее собственные дальневосточные окраины. Благодаря его неутомимым усилиям Монголия, Китай и Тибет стали ближе России. Н.М. Пржевальский был избран почетным членом Русского географического общества. Уже после первой экспедиции в Центральную Азию он был удостоен Константиновской медали Русского географического общества, стал почетным доктором нескольких университетов, а после третьей экспедиции заслуги Пржевальского признало все мировое сообщество. Это богато иллюстрированное издание повествует о приключениях и экстремальных происшествиях, подстерегающих путешественников в диких экзотических уголках Земли.

    Именем знаменитого русского мореплавателя, капитан-командора Витуса Йонассена Беринга (1681-1741) названы пролив, море, архипелаг и остров. В книге собраны документы и отчеты участников Первой (1725-1730) и Второй (1734-1742) Камчатских экспедиций, подробно рассказывающие о ходе исследований в сложных, подчас смертельно опасных условиях походов в малоизведанные районы Сибири и Дальнего Востока. В уникальное издание, кроме документов экспедиций и сочинений их участников: Свена Вакселя, Г. Миллера и С.П. Крашенинникова, вошли также обзорные труды историка российского флота и морских географических открытий В.Н. Верха и немецкого географа Ф. Гельвальда. Благодаря героизму и самоотверженности российских первопроходцев отечественная географическая наука обогатила человечество бесценными знаниями о далеких землях. Дополняющий повествование визуальный ряд, представленный сотнями карт, черно-белых и цветных старинных картин и рисунков, позволит, читая о событиях, живо представить себе обстановку, в которой они происходили.

    Книга «Фрегат „Паллада“» Ивана Александровича Гончарова (1812-1891) - явление в своем роде уникальное. Ни один из классиков русской литературы, ни до ни после Гончарова, не участвовал в подобном путешествии. 160 лет назад снялся с якоря и покинул кронштадтский рейд фрегат «Паллада». Судьбе было угодно, чтобы на этом корабле в одно из самых выдающихся путешествий отправился замечательный мастер слова И.А. Гончаров. Два с половиной года, тысячи километров по суше и по морю двигалась ответственная дипломатическая миссия через Британию, Мадейру, Атлантику, Южную Африку, Индонезию, Сингапур, Японию, Китай, Филиппины. Иван Гончаров осознавал свой долг перед читателями и необходимость описать путешествие, и уже через два месяца после возвращения появились первые очерки об экспедиции, а через два года вышло в свет первое полное издание «Фрегата „Паллада“», которое выдержало множество переизданий и сегодня представлено на суд современного читателя в этой книге.

    Захватывающий рассказ об удивительном путешествии, предпринятом в 60-х - начале 70-х годов XV в. отважным русским купцом Афанасием Никитиным в далекую загадочную Индию, составляет основу этой книги. Уникальный литературный памятник «Хождение за три моря» продолжает полюбившуюся читателям серию «Великие путешествия». В Приложениях даны интереснейшие рассказы о странствиях, совершенных в разные годы «до и после Никитина» в те же районы Индии и сопредельных стран. Благодаря этому настоящий том отличается поразительной фактической насыщенностью и изобилием материала. Многочисленные старинные изображения описываемых мест дают наглядное представление о том, какими они были 500 лет назад. Издание адресовано всем, интересующимся драматической историей географических открытий и старинной восточной экзотикой.

    «Открытие Антарктиды» - это подробный путевой дневник, который вел выдающийся российский флотоводец Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен во время своего знаменитого кругосветного плавания (1819-1821). За эти годы два российских шлюпа - «Восток» и «Мирный» - исследовали Антарктиду, последнюю неоткрытую до того часть света, континент-загадку, в самом существовании которого многие сомневались.
    Книга Ф.Ф. Беллинсгаузена и сегодня, спустя почти 200 лет после написания, захватывает и увлекает не только изобилием ярких запоминающихся подробностей, но и самой личностью автора. Беллинсгаузен живо отзывается на все случившееся в чужеземных портах и в открытом море, выразительно характеризует участников экспедиции, с особенной теплотой пишет о своем верном помощнике - командире «Мирного» М.П. Лазареве. Благодаря открытиям Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева российская географическая наука приобрела мировое значение и дала мощный импульс организации самой знаменитой отечественной исследовательской организации XIX века - Русского географического общества. Десятки цветных и более трех сотен старинных черно-белых картин и рисунков не просто украшают книгу - они позволяют буквально заглянуть в прошлое, увидеть экспедицию глазами ее участников.

    Путешествие в Тянь-Шань - увлекательно, популярно и с юмором написанные воспоминания великого русского путешественника, ученого и общественного деятеля Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского о его выдающемся научном подвиге - экспедиции 1856-1857 гг. в абсолютно неизвестную до того науке высокогорную страну на стыке Центральной Азии и Китая: Тянь-Шань по-китайски означает Небесные горы. Книга изобилует живыми подробностями об уникальной природе региона, о внешнем виде, быте и нравах населения, о встречах с замечательными людьми, в том числе и со старыми друзьями среди прочих - с отбывавшим ссылку в Семипалатинске Ф.М. Достоевским, с которым автор был знаком по кружку Петрашевского. Книга прекрасно оформлена и богато иллюстрирована картинами, рисунками и старинными фотографиями; рассчитана на всех, кто интересуется географией и историей России, содержательными и достоверными рассказами об экзотических уголках Земли.

    В плеяде российских мореплавателей Василий Михайлович Головнин (1776-1831) занимает особое место. Вице-адмирал, член-корреспондент Петербургской Академии наук, он внес значительный вклад во все области военно-морского дела, много сделал для организации и строительства российского флота, известен как талантливый ученый и писатель, воспитал целую плеяду отважных русских мореплавателей: Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшкина и других. Именем Головнина названы мыс на юго-западном берегу Северной Америки - бывшей «Русской Америки», гора на острове Новая Земля, пролив в гряде Курильских островов, залив в Беринговом море.
    Всегда вопреки обстоятельствам и судьбе - такой была жизнь Головнина и таким стало его кругосветное путешествие на шлюпе «Диана». Отдав долг Родине, Василий Михайлович выполнил свои «обязательства» и перед читающей публикой, открыв в книге «Записки в плену у японцев» загадочный мир Японии и ее обитателей. Уникальный материал о неведомой тогда стране и ее народе плюс блестящий литературный талант - неудивительно, что книга Головнина получила массу восторженных отзывов и была переведена на многие европейские языки. Как и все издания серии «Великие путешественники», книга В. М. Головнина великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций, позволяющих взглянуть на описываемые автором страны и народы глазами первооткрывателей.

    «Путешествие по Сибири и Ледовитому морю» адмирала Фердинанда Петровича Врангеля - географический бестселлер середины XIX века: его европейские переводы появились раньше первого русского издания! Совершивший три кругосветных путешествия знаменитый русский мореплаватель и полярный исследователь написал книгу, полную прекрасных описаний природных богатств Сибири, быта и нравов населявших ее народов, пережитых в экспедициях опасностей и испытаний. В соответствии с замечательной традицией серии «Великие путешествия» предлагаемая вниманию читателей книга украшена сотнями старинных цветных и черно-белых иллюстраций, позволяющих буквально увидеть то, о чем так захватывающе рассказывает автор.

    Знаменитый русский путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай открыл цивилизованному миру уникальную природу Новой Гвинеи и экзотическую культуру населявших ее аборигенов. В своих дневниках он рассказал о жизни и приключениях среди диких племен Берега Маклая (названного так еще при жизни исследователя), загадочной «Папуазии», на берег которой он сошел с трапа корабля.
    В том избранных произведений выдающегося русского этнографа вошли дневниковые записи и статьи, в которых рассказывается о посещениях Новой Гвинеи в 70-х годах XIX века, о жизни среди аборигенов, об изучении природы и населения этого района Меланезии.

    В 1900 г. молодой российский корреспондент Дмитрий Янчевецкий по заданию газеты «Новый край» отправился в Китай, чтобы своими глазами увидеть экзотическую страну и описать великое восстание, потрясшее Поднебесную империю. Записи, сделанные Дмитрием Янчевецким во время этого опасного путешествия, легли в основу потрясающе достоверной, уникальной книги, которая откроет перед читателем картины столкновения средневекового и нового Китая, события, ставшего отправной точкой удивительных преобразований древней страны.
    В приложении публикуется блестящая книга Александра Верещагина «В Китае». Мнение профессионального военного о событиях начала XX века интересно прежде всего тем, что в поверженном, разрушенном, разделенном Китае автор увидел зарождающееся величие этой страны и впервые в европейской истории предсказал ее будущее могущество. Как и все издания серии «Великие путешествия», эта книга великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций и фотографий очевидцев описываемых событий.