Дороги Горного Алтая: качество асфальта, описание маршрутов и цены на бензин. Путешествие по Алтаю на машине: самый подробный путеводитель Самостоятельное путешествие по алтаю на автомобиле

Горный Алтай - это удивительный и очень красивый край, о котором уже сказано и написано множество восторженных слов. Алтай расположен в самом центре Азии, на юге Западной Сибири, и граничит с такими странами, как Китай, Монголия и Казахстан. Уверен, что нет на свете человека, который бы остался равнодушен к красоте здешних мест. Природа Алтая не просто разнообразна, она необычайно контрастна: таёжные леса быстро сменяются сухими степями, невысокие холмы и горы - заснеженными пиками (самыми высокими в Сибири), а реки здесь меняют свой цвет, в зависимости от времени года.
На Алтай было решено ехать на автомобиле, т.к. путешествовать на автомобиле по Алтаю очень удобно, основная дорога в идеальном состоянии, а за сравнительно небольшое время можно увидеть много всего интересного. В поездку я пригласил своего друга Альберта Беляева, увлеченного фотолюбителя и большого ценителя дикой природы.
Поездку наметили с 13 по 28 сентября. В маршрут по Горному Алтаю включили Мультинские озера, долину реки Чулышман, Курайскую и Чуйскую степь, Южно-Чуйский хребет.
Схема маршрута:

I. Путь от Москвы до Горного Алтая.
До Горного Алтая удобнее ехать по направлению: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. В первый же день мы преодолели более 2100 км, и остановились на ночлег где-то в 100 км. от Екатеринбурга. Хотя дорога от Москвы до Алтая очень длинная (практически проезжаешь треть территории России), но описывать я ее не буду, т.к. она достаточно скучная и однообразная. Если до Екатеринбурга дорога идет, в основном, через леса, то за Уралом начинаются сплошные поля, болота и лесостепи, которые сопровождают до самого Горного Алтая. Что касается качества федеральных и региональных дорог, то, на мой взгляд – самые лучшие дороги в Западной Сибири, а самые худшие - на участке Нижний Новгород – Пермь.
На третий день пути мы выехали на Чуйский тракт (федеральная трасса Новосибирск-Монголия). Это единственная дорога, пересекающая весь Алтай с севера на юг. Во второй половине дня, мы, наконец-то, въехали в Горный Алтай! Степи сменились предгорьями алтайских хребтов.
Первой точкой маршрута были Мультинские озера. Для этого, нам нужно было сперва доехать до поселка Мульта, расположенного недалеко от Усть-Коксы. В поселке Черга мы свернули с Чуйского тракта по указателю на Усть-Коксу. Дорога представляла собой очень неровную грунтовку, а в некоторых местах, откровенно «стиральную доску». Заморосил дождь и двигаться быстрее 40 км/час не получалось. Начало темнеть, и нам пришлось остановиться на ночлег на одной поляне, проехав всего около 20 километров от Чуйского тракта. А поляна оказалась сплошь «заминирована» коровьими лепешками, и выходить из машины приходилось очень аккуратно. Первая ночь на Алтае была не очень радужной: под дождем и среди коровьих лепешек.

4-й день (16 сентября):
Встали очень рано, еще до восхода солнца. Длинные сентябрьские ночи позволили нам хорошо выспаться. Дождя не было, но свинцовые тучи вовсю гуляли по небу. Мы двинулись дальше, мимо зеленых лугов, лесистых гор и холмов. Дорога, вскоре, пошла круто вниз, и проехав меньше километра, пейзажи вокруг резко изменились. Перед нами открылись невиданные просторы, все вокруг стало напоминать сухие степи Монголии. Поразительно, всего 1 километр отделял зеленые и цветущие луга от голой степи! Это означало, что мы въехали в Канскую степь. Мягкий солнечный свет местами пробивался сквозь тяжелые свинцовые тучи, и Канская степь предстала перед нами в шикарном виде. Самое время делать первые кадры!



Миновав Канскую степь и въехав в Усть-Коксинский район, пейзажи вновь начали меняться. Появились леса, вокруг опять полно зелени, на лугах пасутся лошадки. Вообще, когда представляешь себе классический Алтайский пейзаж, в голове рисуется такая картина: зеленая трава, лошади, пасущиеся на лугу, и все это на фоне гор, окутанных облаками. А сейчас, эти пейзажи можно просто наблюдать из окна автомобиля!



В первой половине дня мы въехали в поселок Мульта, где нам удалось договориться о трансфере на Мультинские озера. До озёр оставалось всего 20 км по «сибирскому автобану», но этот путь преодолевался только за 3 часа на серьезной технике, типа ГАЗ-66. На Мультинских озерах не обязательно жить в палатках, теперь там есть несколько гостевых деревянных домиков с печкой, газовой плиткой и электричеством (имеется дизель-генератор). А значит, можно пожить в горах в комфортных условиях!

II. Мультинские озера
Разобрав вещи, мы сели в ГАЗ-66 и поехали к знаменитым озёрам, оставив свою машину на стоянке. Смотря на дорогу, по которой ГАЗ-66 медленно и уверенно полз вперед, и которая, местами, представляла собой жижу грязи с колеей около метра, с торчащими толстыми корнями и булыжниками, мне даже сложно было представить, что такую «дорогу» вообще можно преодолеть на какой-либо технике. Но ГАЗ-66 – великая машина, и за весь путь даже ни разу не пришлось использовать лебедку. Спустя 3 часа, мы наконец добрались до места! Домики оказались замечательными, отсюда до озера всего 300 метров.

Дикие и нетронутые высокогорные ландшафты, кедровые леса, кристальная чистота озёрных вод - это всё то, что заставляет возвращаться сюда снова и снова. Мультинские озёра прекрасны в любую погоду. Ни тучи, ни дождь, ни холод - ничто не помешает, по-настоящему, влюбиться в эти места. А вокруг – никого, кроме нас и егерей, что живут на берегу озера. Мультинские озёра - это каскад озёр, расположенных в горах, на высоте 1700- 2000 метров, в бассейне реки Мульта. Самое ближнее и самое большое озеро - Нижнее Мультинское. В 400-х метрах выше Нижнего, расположено Среднее Мультинское озеро. Между Нижним и Средним озерами бурлит порог, который называется Шумы. От наших домиков до Среднего Мультинского озера – всего 4 километра по тропе. Остальные озера (Верхнее Мультинское и Поперечное) расположены достаточно далеко (около 14 километров от Нижнего), поэтому планов идти туда не было. Решив провести на Мультинских озерах 3 ночи, мы договорились, что за нами вернутся 19 сентября.

5-й день (17 сентября):
Встали очень рано, по будильнику. Но вот погода в это утро не особо порадовала. Хоть дождя и не было, но все небо затянуло серыми тучами. Утреннего света сегодня можно было не ждать. Но в каждой погоде есть своя прелесть! В горах мне очень нравится, когда, медленно плывущие, серые тучи частично скрывают горные вершины и склоны. За этим можно долго наблюдать, и фотографии такого состояния природы притягивают взгляд. Собрав фоторюкзаки, мы отправились на разведку в сторону Среднего Мультинского озера. Тропа до Среднего озера идет вдоль правого берега Нижнего Мультинского озера. Примерно через час, мы вышли к порогу Шумы, здесь вода по огромным камням перетекает из Среднего озера в Нижнее. Но осенью, воды в горных реках (порогах) значительно меньше, чем летом. И теперь вместо бурлящего потока – небольшие ручейки. Сейчас этот порог можно перейти по камням, практически в любом месте. Мы застали такое время, когда «Шумы» не шумят!

Пошел мокрый снег. Мы вышли на берег Среднего Мультинского озера, и нашему взору открылась невероятная красота: спокойное изумрудное озеро с чистейшей прозрачной водой, вершины гор, спрятанные за серыми тучами. А вокруг тишина! Действительно, Мультинские озера прекрасны в любую погоду! А вода в озерах настолько чистая и вкусная, что пить ее можно без кипячения!



Будучи увлеченными созданием «фотошедевров», мы вдруг услышали рев медведя, который периодически раздавался со стороны ближайшего лесистого склона. Чтобы испугать медведя, мы принялись шуметь, громко разговаривать, кричать, хлопать в ладони. Вечером погода начала постепенно разгуливаться. За весь день, первый раз подсветило солнце.



6-й день (18 сентября):
Встали снова рано, до рассвета. Но то, что мы увидели вокруг, нас очень сильно поразило и обрадовало: все было покрыто 10-ти сантиметровым слоем снега. Создавалось такое ощущение, что мы попали в настоящую зимнюю сказку. Каждый кустик, каждая веточка, каждый листочек были покрыты шапкой снега. Это вызывало полный восторг!



Подойдя к берегу озера, мы снова поразились открывшимся пейзажам. Облака в горах активно перемещались и постепенно растворялись, погода быстро менялась. Это утро оказалось незабываемым. Все, что мы снимали вчера, сегодня преобразилось до неузнаваемости, все заиграло новыми красками. Снег сильно украсил окружающие пейзажи.



Спустя два-три часа погода разгулялась и под солнечными лучами снег активно таял. С деревьев, один за другим, падали снежные хлопья, началась капель. Вся прелесть сказочного сентябрьского утра растаяла, вместе со снегом. «Настоящая весна!» - воскликнули мы с Альбертом. Утром была зима, сейчас весна, на солнечных участках лето, а на календаре осень. Вот такие чудеса Алтая! На Среднем Мультинском озере мы решили остаться на весь день. Во второй половине дня небо окончательно очистилось от облаков. Вдали полностью открылись белоснежные пики Катунского хребта.

Этот день был, по-настоящему, сказочным. За несколько часов мы пережили все времена года.

7-й день (19 сентября):
Утром за нами приехали. Вернувшись в Мульту, мы погрузили вещи обратно в свою машину и отправились в дальнейший путь. Следующей точкой нашего путешествия по Горному Алтаю была долина реки Чулышман. От Мульты до Чулышмана далеко, около 550 километров.

III. По Чуйскому тракту вдоль Катуни и Чуи.
Стемнело очень быстро, и на сам Чуйский тракт мы выехали уже в полной темноте. По пути, на тракте, достаточно много интересных мест, заслуживающих внимания. Одно из таких мест – Чуй-Оозы, место слияния двух великих рек Алтая – Катуни и Чуи. Вот там-то ты мы и запланировали остановиться сегодня на ночь. Через какое-то время, темная сентябрьская алтайская ночь стала светлеть, и вскоре стала больше походить на северную «белую ночь». Дело в том, что на небе появилась полная и очень яркая луна. Луна оказалась настолько яркой, что все вокруг начало отбрасывать тени, можно было без проблем читать газету.



К месту слияния Катуни и Чуи мы подъехали около 2 часов ночи. Вообще, Чуй-Оозы – это священное для алтайцев место, оно является одним из основных символов Горного Алтая. Здесь мутноватая Чуя втекает в Катунь. Реки имеют разный цвет, и очень хорошо видно, как одна река растворяется в другой. Примечателен тот факт, что и Катунь и Чуя меняют свой цвет воды, в зависимости от времени года. Например, вода в Катуни, то грязно-серая, то мутно-зеленая, то салатовая, то бирюзовая. Мы застали тот период, когда цвет воды, и в Чуе и в Катуни, бирюзового оттенка, самого необычного и красивого. Луна, по-прежнему, светила так же ярко, а потому было не до сна, хотелось запечатлеть это красивое место в лунном свете. А утром, мы сделали новые кадры этого замечательного места.


8-й день (20 сентября):
После утренней фотосъемки Чуй-Оозы поехали дальше по Чуйскому тракту. Теперь Чуйский тракт проходил вдоль реки Чуя, с трассы открывалось достаточно много интересных панорам. В горах везде шел очень сильный дождь или снег, а над трассой хорошо, даже солнышко иногда выглядывало. Вот такие кадры мы делали прямо с обочины дороги, не зря Чуйский тракт является отдельным туристическим маршрутом.


IV. Долина реки Чулышман.
Доехав до поселка Акташ, мы заправили полный бак бензина и выехали на дорогу, которая ведет через Улаганский перевал до Чулышмана. Эта дорога проходит по живописным местам, но самые необычные и захватывающие пейзажи можно наблюдать уже при подъезде к долине реки Чулышман, на перевале Кату-Ярык. И вот, когда мы подъехали к тому самому перевалу, с километровой высоты нашему взору открылась сумасшедшая по красоте долина, внизу змейкой извивалась стремительная река Чулышман, сжатая с обеих сторон голыми скалами, которые образовали величественный каньон. Здесь не только видно, но и слышно как шумят водопады, обрушивая вниз, с высоты в несколько сотен метров, свои мощные, бурлящие потоки. Здесь мы приняли решение заночевать и провести утреннюю фотосъемку.

9-й день (21 сентября):
Температура ночью опустилась ниже -12 градусов. Пришлось несколько раз прогревать машину. Когда начало светать, небо было облачным и мы подумали, что сегодня утром нам мягкого света застать не удастся. Неожиданно, сквозь плотную облачность начали пробиваться солнечные лучи, началась настоящая игра света и теней! От такой шикарной долины при таком шикарном свете у нас с Альбертом просто закружилась голова. Кадры, сделанные в это утро, стали самыми удачными за всю поездку.



Уходить с этого места совсем не хотелось и закончить фотосъемку мы решились только через 2 часа, когда солнечный свет стал уже совсем жестким. Когда мы ехали от Акташа к долине Чулышмана днем ранее, то облака и туман скрывали от нас красивые панорамы Улаганского перевала. Сейчас, на обратном пути, все уже было по-другому, и полюбоваться этими местами нам удалось. Поднявшись на Улаганский перевал, где ночью шел сильный снег, мы снова, как и на Мультинских озерах, оказались среди сказочных зимних пейзажей. Дорога обледенела, ехать нужно было очень осторожно, некоторые грузовики буксовали на подъеме. Мы остановились у популярного озера Киделю.

В последние годы автопутешествия на Алтай переживают свой ренессанс. Местная туриндустрия не стоит на месте, гостям предлагают разнообразные по возможностям и условиям туры для отдыха. Мы расскажем обо всех тонкостях путешествия на собственном автомобиле.

РАМК на Алтае

Природа горного Алтая завораживает. Но дороги – далеко не подарок. Они будут настоящим испытанием для вашего железного коня: ямы, камни, вышедшие из берегов реки. Специалисты Русского Авто Мото Клуба помогут сделать путешествие приятным. С картой нашего клуба любая поломка станет ещё одним приятным приключением в дороге.

Автомобильный маршрут от Москвы до Горного Алтая

Самый удобный маршрут: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. Дорога почти через треть территории России изобилует достопримечательностями, но цель путешествия – Алтай, поэтому подробности пропускаем. Двигаться лучше по федеральным трассам – они активно ремонтируются, поэтому больше вероятность встретить хорошее покрытие. В целом лучшая часть пути - дороги Западной Сибири. Самые проблемные дороги – на переезде из Нижнего Новгорода до Перми. После Новосибирска выходите на федеральную трассу Новосибирск-Монголия (Чуйский тракт). По ней можно проехать весь Алтай в южном направлении.

Достопримечательности Алтая

Основные достопримечательности - поразительные природные красоты: белоснежные вершины, горные реки.

Горный Алтай привлекателен для туристов красотой величественных гор, стремительными реками и зеркальными озёрами, загадочными природными памятниками и историко-философской ценностью мирового масштаба. После шумных и пыльных мегаполисов, Горный Алтай предоставляет возможность отдохнуть душе и телу. Часто после нескольих дней пребывания на Алтае, хочется остаться здесь навсегда или возвращаться снова и снова. Каждая поездка будет дарить открытие новых тайн и красот.

Преимущества путешествия на автомобиле

Путешественники на автомобилях ценят их за чувство свободы. Свой автомобиль делает владельца независимым в его желаниях.

Скорость. Передвижение на машине быстрее, чем на автобусе или поезде. Кроме того, всегда можно внепланово остановиться в интересном месте.

Возможность выбрать попутчика. Нужна компания – через сервис найдите, кто едет по пути. «Отравились людьми» - поезжайте в одиночестве.

Памятка автопутешественнику

КОГДА ЕХАТЬ НА АЛТАЙ

В любой сезон найдутся свои – сезонные особенности.

  • Зима здесь холодная, но из-за белоснежного снега - сказочно красивая. Имейте в виду, что в горах часто сходят лавины. Поэтому отправляясь в горы, избегайте лавиноопасных мест.
  • Поздней весной и летом тепло, но талая вода поднимает уровень рек, поэтому в некоторых местах затоплены дороги. Это период повышенной активности клещей.
  • Оптимальное время для путешествия – с августа по сентябрь. Воды меньше и открыт доступ даже к самым дальним точкам туристских маршрутов. И клещей меньше всего.

ДОРОГИ АЛТАЯ

Местные дороги по качеству очень разные. Чуйский тракт – возможно лучшая дорога в России. А горные в некоторых местах доступны только специально подготовленным «танкам». Впрочем, и владельцам машинок с низким клиренсом есть где покататься.

Много благоустроенных и удобных туристских баз (Чемал, Телецкое). Добраться сюда можно попуткой, автобусом или пешком, поэтому туристов много. До самых красивых мест автобусы не ходят, да и поймать попутку сложно. Именно в эти места и лежит путь внедорожников автопутешественников. На Алтае раздолье для ценителей офф-роуд. Именно они попадут в самые живописные места.

Дорога в долину реки Чулышман – узкий и опасный крутой склон, но проехать сюда смогут даже легковые с маленьким просветом. Но в отдельных местах на дороге встречаются очень даже приличные камни. Дополнительные трудности создаёт непредсказуемая погода. Проливные дожди быстро сменяются густыми туманами. Если погода ясная, только успевай вертеть головой – горы, озёра, пейзажи, серпантины. По тишине, спокойствию, красоте Горный Алтай превосходит любые заграницы.


Размеры: 636 х 79,5 км

Площадь: 92600 км 2

Население: 215 263 чел.

Столица: Горно-Алтайск

Часовой пояс: MSK+4 (UTC+7)

Клубные карты

Уверенность в любой дорожной ситуации: эвакуация при ДТП, техпомощь на дороге, консультация автомеханика и юриста и др.

48 стран и 48 автомобильных клубов мира;
- 40 млн. входящих звонков ежегодно;
- Более 7000 собственных автомобилей техпомощи;
- Более 90% успешных ремонтов на месте.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ

Побывавшие на Алтае знают: вещей много не бывает. Погода в горах изменяется стремительно и непредсказуемо. Авиакомпании за провоз вещей сверх ручной клади запросят оплату, а в багажник влезет всё, что нужно ещё и с запасом.

  1. Палатка и спальники, туристический коврик. Устроится с комфортом на ночлег на природе позволит палатка. Дополнительно лучше взять ещё плед или второй спальник. Даже в июле ночи бывают очень холодными и дополнительное утепление для ночёвки пригодится. Коврик под спальником сделает «перину» мягче и теплее.
  2. Обувь и одежда. Возможные резкие перепады температуры поможет пережить достаточный запас тёплой одежды. Приготовьтесь к любым сюрпризам, возьмите с собой:
    • прорезиненную ветровку;
    • два спортивных костюма (тёплый и полегче);
    • футболки и майки из дышащей ткани;
    • шорты;
    • носки (лёгкие и шерстяные – для ночёвок);
    • купальник;
    • головной убор (кепка);
    • кроссовки и открытая пара обуви на нескользкой подошве;
    • для организации пеших прогулок возьмите с собой небольшой рюкзак.
  3. Средства личной гигиены. В этом вопросе всё сугубо индивидуально. Минимально достаточный набор составят: два полотенца, мыло, шампунь, мочалка, щётка с пастой, туалетная бумага.
  4. Посуда для приготовления пищи и еды.
  5. Приборы. Оптимально брать многофункциональную технику.
  6. Прочие принадлежности. В список обязательных вещей входят: фонарь, спички, топор, верёвка.
  7. Средства защиты. Местная природа богата клещами. Поэтому перед посещением лучше пройти курс прививок, обзавестись специальной страховкой на случай укуса клеща и запастись баллонами с репеллентами.
  8. Аптечка. С основными медикаментами: обезболивающими, противопростудными, обеззараживающими.

СТРАХОВКА В ПУТЕШЕСТВИИ

Для путешествия за границу обязательно приобретение страховки. Для внутренних путешествий такого требования нет, но мы уверены, что страховка в путешествии пригодится. В каких случаях страховка чаще всего понадобится:

  • простуда;
  • зубная боль;
  • отравление;
  • укус насекомого или животного;
  • солнечные ожоги;
  • травмы и переломы;
  • и всё, что угодно.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАТНОЙ СТРАХОВКИ

Туристическая страховка покрывает медицинские расходы, выходящие за рамки ОМС: приобретение лекарственных средств, диагностические процедуры, эвакуацию путешественника и в случае печального исхода – тела. Кроме того, полис страхует риски немедицинского характера: отменённую поездку, потерявшийся багаж и пр. Особенно актуально страхование для горных направлений туризма.

КАК ВКУСНО ПОЕСТЬ: АЛТАЙСКАЯ КУХНЯ

Если поездка планируется по диким местам, готовить придётся самостоятельно на костре. Местную кухню можно попробовать в придорожных стилизованных кафе. Основу алтайского горного меню составляют блюда из мяса, широко используются кисломолочные продукты. В целом кухня похожа на казахскую.

Из мяса предлагают говядину, баранину и козлятину. Из кисломолочки готовят терпек (лепёшки), боорсак (пончики), курта (сырные шарики). Самый распространённый напиток – конечно травяной чай.

ГОРНОАЛТАЙСКИЕ КАФЕ

Мы отметим лишь те, о которых хорошо отзывались члены нашего клуба. В селе Сростки на торговой площади отличные огромные чебуреки с душистым травяным чаем – можно вкусно перекусить.

Поблизости от турбазы «Золотое озеро» на Телецком озере обязательно посетите кафе «Алтайская кухня». Оформление в виде алтайской юрты: с очагом посередине. Меню не такое разнообразное, но очень вкусно по приемлемым ценам.

У основания Семинского перевала с монгольской стороны в гостиничном комплексе встретите кафе «Шелковый путь». Особенно понравились шикарный плов и вкусные манты.

В конце мая-начале июня, накануне открытия туристического сезона, команда Випгео совершила недельный вояж в Горный Алтай. Мы поделимся с вами нашими наблюдениями, чтобы вам было проще, когда вы поедете отдыхать.

Дороги

Если вы соберетесь поехать в Горный Алтай самостоятельно на машине, то ситуация с дорогами вас ожидает следующая:

1) из Новосибирска дорога будет хорошей, это по сути та же трасса М-52, к которой относится и Чуйский тракт; это же касается и тех, кто самостоятельно поедет в Горный Алтай из областей России западнее Новосибирска ;

2) из Барнаула по сути та же ситуация, что и из Новосибирска;

3) из Кемерова знающие водители советуют у Белово свернуть, доехать до М-52 и далее через Барнаул до Бийска.

Из Новокузнецка на Горный Алтай вы можете попасть двумя путями: На Телецкое озеро через Таштагол или в Бийск через Ельцовку, а затем на Чуйский тракт. Обе дороги на момент начала июня 2016 года оставляют желать лучшего, причем с дорогой через Таштагол совсем беда.

Если ехать через Таштагол на Телецкое озеро, то на протяжении 80-ти км вы будете видеть гравийку и, по словам водителя, субъективно она хуже дороги через Ельцовку. Мы по этой дороге возвращались и поймали на ней гвоздь в колесо - самая серьезная наша поломка за всю поездку.

Если ехать из Новокузнецка через Ельцовку до Бийска, то до Алтайского края стабильно будет асфальт

Перед Бийском ситуация становится лучше, и уж совсем хорошей, а местами и отличной, она станет, когда вы попадете на Чуйский тракт . Сначала вас ждут четыре полосы хорошего асфальта, потом две, но тоже очень хорошего качества. Чувствуется, что власти республики заботятся о своих дорогах как никто другой в соседних регионах, дорога нисколько не мешает вам любоваться окрестными пейзажами

Подъем на Семинский перевал

Чуйский тракт у Белого Бома

Чуйский тракт в Чуйской степи. Дорога на Кош-Агач

Если вы едете на Аю или Чемал, то вас ожидают два ответвления от Чуйского тракта - Айский и Чемальский тракты . Дорога там тоже вполне хорошая.

Айский тракт

Чемальский тракт

Заметно худшего качества будет дорога, если вы решите посетить знаменитый перевал Кату-Ярык , свернув с Чуйского тракта в Акташе. Асфальт тут есть далеко не на всем протяжении трассы.

За Улаганом и при подъеме на перевал вас будет ждать суровая грунтовка без ограждений. В темное время суток и в плохую погоду ехать очень не рекомендуется.

Спускаться с Кату-Ярыка в долину Чулышмана рекомендуется только опытным водителям и на подходящих для этого машинах. Обычная машина, возможно, и спустится без приключений, но подняться обратно ей будет очень затруднительно.

Еще есть дорога из Горно-Алтайска на Телецкое озеро. Похуже, чем Чуйский тракт, но вполне сносная.

Важно:

На всех дорогах Горного Алтая будьте очень внимательны насчет домашнего скота, он здесь спокойно и без опасений по-хозяйски разгуливает по трассе, даже в густонаселенных и шумных местах;

Несмотря на хорошее качество асфальта и металлические ограждения не очень опытным водителям стоит быть осторожнее на перевалах Чуйского тракта, особенно на Чике-Тамане;
Подъем на Чике-Таман

Также водитель советует здесь внимательнее смотреть за температурой тормозов, особенно на спуске.

Следует помнить, что при разной погоде и дороги будут очень разные даже в одном и том же месте, а погода тут меняется порой очень быстро - может резко пойти дождь, а иногда вам придется и через туман ехать (у нашего водителя был и такой опыт);

Еще один нюанс - время поездки; в конце мая-начале июня дороги практически пустые, в сезон наверняка ситуация будет иной;

Если у вас правый руль, будьте очень аккуратны с обгонами, особенно на перевалах, очень легко можно не заметить встречную машину;

Помните, что подъем на перевалы, а также езда по высокогорной местности влекут за собой изменение давления, что может сказаться на водителе и пассажирах (нарушения слуха, сонливость и т.д.).

Бензин

Прежде всего, если вы едете в Горный Алтай, советуем заправиться в Алтайском крае, там цена более комфортная. Например около Бийска или в самом городе.

В горном Алтае заправки есть практически в каждом крупном селе, хотя таких сел не так много. Поэтому советуем вам после въезда в регион долить бак до полного в Майме, особенно если вы до этого давно не заправлялись.

До Семинского перевала заправок побольше, затем поменьше, но чтобы остаться без бензина, нужно быть совсем уж неосторожным. Мы заправлялись в основном на Нике, заправки этой сети доминируют в Горном Алтае. Один раз заправились на Лукойле.

Важно:

Иногда можно встретить очень странные ситуации: подозрительно дешевый бензин или приличную разницу в цене на соседних заправках (например, в Шебалине разница в цене на 92 бензин на разных концах села отличалась аж на 3 рубля! );

Довольно часто попадаются пустые заправки, так что лучше не доводите машину до крайности.

Цены на бензин колеблются в зависимости от местоположения заправки, но не сильно. У той же Ники в Акташе 92 стоит 35 р. за литр, буквально минутах в 10 от Акташа уже 34.90, а на Чемальском тракте или у села Иня на Чуйском 34.50.

Заправка в Акташе

Заправка перед Акташом

Заправка на Чемальском тракте

Заправка у села Иня

ГИБДД

Быть может, нам повезло, но за всю неделю поездки машину ГИБДД мы встретили лишь пару раз - в Акташе и в Горно-Алтайске. Может быть, в сезон их будет побольше, но мы практически не встречали.

СТО

СТО есть практически в любом крупном селе. Нам, слава богу, к их помощи на Горном Алтае прибегать не довелось, но по словам водителя, работают хорошо и ценник не задирают. Режим работы у них, правда, чаще всего отнюдь не круглосуточный, максимум до 6-8 вечера.

Горный Алтай - это удивительный и очень красивый край, о котором уже сказано и написано множество восторженных слов. Алтай расположен в самом центре Азии, на юге Западной Сибири, и граничит с такими странами, как Китай, Монголия и Казахстан. Уверен, что нет на свете человека, который бы остался равнодушен к красоте здешних мест. Природа Алтая не просто разнообразна, она необычайно контрастна: таёжные леса быстро сменяются сухими степями, невысокие холмы и горы - заснеженными пиками (самыми высокими в Сибири), а реки здесь меняют свой цвет, в зависимости от времени года.
На Алтай было решено ехать на автомобиле, т.к. путешествовать на автомобиле по Алтаю очень удобно, основная дорога в идеальном состоянии, а за сравнительно небольшое время можно увидеть много всего интересного. В поездку я пригласил своего друга Альберта Беляева, увлеченного фотолюбителя и большого ценителя дикой природы.
Поездку наметили с 13 по 28 сентября. В маршрут по Горному Алтаю включили Мультинские озера, долину реки Чулышман, Курайскую и Чуйскую степь, Южно-Чуйский хребет.
Схема маршрута:

I. Путь от Москвы до Горного Алтая.
До Горного Алтая удобнее ехать по направлению: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. В первый же день мы преодолели более 2100 км, и остановились на ночлег где-то в 100 км. от Екатеринбурга. Хотя дорога от Москвы до Алтая очень длинная (практически проезжаешь треть территории России), но описывать я ее не буду, т.к. она достаточно скучная и однообразная. Если до Екатеринбурга дорога идет, в основном, через леса, то за Уралом начинаются сплошные поля, болота и лесостепи, которые сопровождают до самого Горного Алтая. Что касается качества федеральных и региональных дорог, то, на мой взгляд – самые лучшие дороги в Западной Сибири, а самые худшие - на участке Нижний Новгород – Пермь.
На третий день пути мы выехали на Чуйский тракт (федеральная трасса Новосибирск-Монголия). Это единственная дорога, пересекающая весь Алтай с севера на юг. Во второй половине дня, мы, наконец-то, въехали в Горный Алтай! Степи сменились предгорьями алтайских хребтов.
Первой точкой маршрута были Мультинские озера. Для этого, нам нужно было сперва доехать до поселка Мульта, расположенного недалеко от Усть-Коксы. В поселке Черга мы свернули с Чуйского тракта по указателю на Усть-Коксу. Дорога представляла собой очень неровную грунтовку, а в некоторых местах, откровенно «стиральную доску». Заморосил дождь и двигаться быстрее 40 км/час не получалось. Начало темнеть, и нам пришлось остановиться на ночлег на одной поляне, проехав всего около 20 километров от Чуйского тракта. А поляна оказалась сплошь «заминирована» коровьими лепешками, и выходить из машины приходилось очень аккуратно. Первая ночь на Алтае была не очень радужной: под дождем и среди коровьих лепешек.

4-й день (16 сентября):
Встали очень рано, еще до восхода солнца. Длинные сентябрьские ночи позволили нам хорошо выспаться. Дождя не было, но свинцовые тучи вовсю гуляли по небу. Мы двинулись дальше, мимо зеленых лугов, лесистых гор и холмов. Дорога, вскоре, пошла круто вниз, и проехав меньше километра, пейзажи вокруг резко изменились. Перед нами открылись невиданные просторы, все вокруг стало напоминать сухие степи Монголии. Поразительно, всего 1 километр отделял зеленые и цветущие луга от голой степи! Это означало, что мы въехали в Канскую степь. Мягкий солнечный свет местами пробивался сквозь тяжелые свинцовые тучи, и Канская степь предстала перед нами в шикарном виде. Самое время делать первые кадры!



Миновав Канскую степь и въехав в Усть-Коксинский район, пейзажи вновь начали меняться. Появились леса, вокруг опять полно зелени, на лугах пасутся лошадки. Вообще, когда представляешь себе классический Алтайский пейзаж, в голове рисуется такая картина: зеленая трава, лошади, пасущиеся на лугу, и все это на фоне гор, окутанных облаками. А сейчас, эти пейзажи можно просто наблюдать из окна автомобиля!



В первой половине дня мы въехали в поселок Мульта, где нам удалось договориться о трансфере на Мультинские озера. До озёр оставалось всего 20 км по «сибирскому автобану», но этот путь преодолевался только за 3 часа на серьезной технике, типа ГАЗ-66. На Мультинских озерах не обязательно жить в палатках, теперь там есть несколько гостевых деревянных домиков с печкой, газовой плиткой и электричеством (имеется дизель-генератор). А значит, можно пожить в горах в комфортных условиях!

II. Мультинские озера
Разобрав вещи, мы сели в ГАЗ-66 и поехали к знаменитым озёрам, оставив свою машину на стоянке. Смотря на дорогу, по которой ГАЗ-66 медленно и уверенно полз вперед, и которая, местами, представляла собой жижу грязи с колеей около метра, с торчащими толстыми корнями и булыжниками, мне даже сложно было представить, что такую «дорогу» вообще можно преодолеть на какой-либо технике. Но ГАЗ-66 – великая машина, и за весь путь даже ни разу не пришлось использовать лебедку. Спустя 3 часа, мы наконец добрались до места! Домики оказались замечательными, отсюда до озера всего 300 метров.

Дикие и нетронутые высокогорные ландшафты, кедровые леса, кристальная чистота озёрных вод - это всё то, что заставляет возвращаться сюда снова и снова. Мультинские озёра прекрасны в любую погоду. Ни тучи, ни дождь, ни холод - ничто не помешает, по-настоящему, влюбиться в эти места. А вокруг – никого, кроме нас и егерей, что живут на берегу озера. Мультинские озёра - это каскад озёр, расположенных в горах, на высоте 1700- 2000 метров, в бассейне реки Мульта. Самое ближнее и самое большое озеро - Нижнее Мультинское. В 400-х метрах выше Нижнего, расположено Среднее Мультинское озеро. Между Нижним и Средним озерами бурлит порог, который называется Шумы. От наших домиков до Среднего Мультинского озера – всего 4 километра по тропе. Остальные озера (Верхнее Мультинское и Поперечное) расположены достаточно далеко (около 14 километров от Нижнего), поэтому планов идти туда не было. Решив провести на Мультинских озерах 3 ночи, мы договорились, что за нами вернутся 19 сентября.

5-й день (17 сентября):
Встали очень рано, по будильнику. Но вот погода в это утро не особо порадовала. Хоть дождя и не было, но все небо затянуло серыми тучами. Утреннего света сегодня можно было не ждать. Но в каждой погоде есть своя прелесть! В горах мне очень нравится, когда, медленно плывущие, серые тучи частично скрывают горные вершины и склоны. За этим можно долго наблюдать, и фотографии такого состояния природы притягивают взгляд. Собрав фоторюкзаки, мы отправились на разведку в сторону Среднего Мультинского озера. Тропа до Среднего озера идет вдоль правого берега Нижнего Мультинского озера. Примерно через час, мы вышли к порогу Шумы, здесь вода по огромным камням перетекает из Среднего озера в Нижнее. Но осенью, воды в горных реках (порогах) значительно меньше, чем летом. И теперь вместо бурлящего потока – небольшие ручейки. Сейчас этот порог можно перейти по камням, практически в любом месте. Мы застали такое время, когда «Шумы» не шумят!

Пошел мокрый снег. Мы вышли на берег Среднего Мультинского озера, и нашему взору открылась невероятная красота: спокойное изумрудное озеро с чистейшей прозрачной водой, вершины гор, спрятанные за серыми тучами. А вокруг тишина! Действительно, Мультинские озера прекрасны в любую погоду! А вода в озерах настолько чистая и вкусная, что пить ее можно без кипячения!



Будучи увлеченными созданием «фотошедевров», мы вдруг услышали рев медведя, который периодически раздавался со стороны ближайшего лесистого склона. Чтобы испугать медведя, мы принялись шуметь, громко разговаривать, кричать, хлопать в ладони. Вечером погода начала постепенно разгуливаться. За весь день, первый раз подсветило солнце.



6-й день (18 сентября):
Встали снова рано, до рассвета. Но то, что мы увидели вокруг, нас очень сильно поразило и обрадовало: все было покрыто 10-ти сантиметровым слоем снега. Создавалось такое ощущение, что мы попали в настоящую зимнюю сказку. Каждый кустик, каждая веточка, каждый листочек были покрыты шапкой снега. Это вызывало полный восторг!



Подойдя к берегу озера, мы снова поразились открывшимся пейзажам. Облака в горах активно перемещались и постепенно растворялись, погода быстро менялась. Это утро оказалось незабываемым. Все, что мы снимали вчера, сегодня преобразилось до неузнаваемости, все заиграло новыми красками. Снег сильно украсил окружающие пейзажи.



Спустя два-три часа погода разгулялась и под солнечными лучами снег активно таял. С деревьев, один за другим, падали снежные хлопья, началась капель. Вся прелесть сказочного сентябрьского утра растаяла, вместе со снегом. «Настоящая весна!» - воскликнули мы с Альбертом. Утром была зима, сейчас весна, на солнечных участках лето, а на календаре осень. Вот такие чудеса Алтая! На Среднем Мультинском озере мы решили остаться на весь день. Во второй половине дня небо окончательно очистилось от облаков. Вдали полностью открылись белоснежные пики Катунского хребта.

Этот день был, по-настоящему, сказочным. За несколько часов мы пережили все времена года.

7-й день (19 сентября):
Утром за нами приехали. Вернувшись в Мульту, мы погрузили вещи обратно в свою машину и отправились в дальнейший путь. Следующей точкой нашего путешествия по Горному Алтаю была долина реки Чулышман. От Мульты до Чулышмана далеко, около 550 километров.

III. По Чуйскому тракту вдоль Катуни и Чуи.
Стемнело очень быстро, и на сам Чуйский тракт мы выехали уже в полной темноте. По пути, на тракте, достаточно много интересных мест, заслуживающих внимания. Одно из таких мест – Чуй-Оозы, место слияния двух великих рек Алтая – Катуни и Чуи. Вот там-то ты мы и запланировали остановиться сегодня на ночь. Через какое-то время, темная сентябрьская алтайская ночь стала светлеть, и вскоре стала больше походить на северную «белую ночь». Дело в том, что на небе появилась полная и очень яркая луна. Луна оказалась настолько яркой, что все вокруг начало отбрасывать тени, можно было без проблем читать газету.



К месту слияния Катуни и Чуи мы подъехали около 2 часов ночи. Вообще, Чуй-Оозы – это священное для алтайцев место, оно является одним из основных символов Горного Алтая. Здесь мутноватая Чуя втекает в Катунь. Реки имеют разный цвет, и очень хорошо видно, как одна река растворяется в другой. Примечателен тот факт, что и Катунь и Чуя меняют свой цвет воды, в зависимости от времени года. Например, вода в Катуни, то грязно-серая, то мутно-зеленая, то салатовая, то бирюзовая. Мы застали тот период, когда цвет воды, и в Чуе и в Катуни, бирюзового оттенка, самого необычного и красивого. Луна, по-прежнему, светила так же ярко, а потому было не до сна, хотелось запечатлеть это красивое место в лунном свете. А утром, мы сделали новые кадры этого замечательного места.


8-й день (20 сентября):
После утренней фотосъемки Чуй-Оозы поехали дальше по Чуйскому тракту. Теперь Чуйский тракт проходил вдоль реки Чуя, с трассы открывалось достаточно много интересных панорам. В горах везде шел очень сильный дождь или снег, а над трассой хорошо, даже солнышко иногда выглядывало. Вот такие кадры мы делали прямо с обочины дороги, не зря Чуйский тракт является отдельным туристическим маршрутом.


IV. Долина реки Чулышман.
Доехав до поселка Акташ, мы заправили полный бак бензина и выехали на дорогу, которая ведет через Улаганский перевал до Чулышмана. Эта дорога проходит по живописным местам, но самые необычные и захватывающие пейзажи можно наблюдать уже при подъезде к долине реки Чулышман, на перевале Кату-Ярык. И вот, когда мы подъехали к тому самому перевалу, с километровой высоты нашему взору открылась сумасшедшая по красоте долина, внизу змейкой извивалась стремительная река Чулышман, сжатая с обеих сторон голыми скалами, которые образовали величественный каньон. Здесь не только видно, но и слышно как шумят водопады, обрушивая вниз, с высоты в несколько сотен метров, свои мощные, бурлящие потоки. Здесь мы приняли решение заночевать и провести утреннюю фотосъемку.

9-й день (21 сентября):
Температура ночью опустилась ниже -12 градусов. Пришлось несколько раз прогревать машину. Когда начало светать, небо было облачным и мы подумали, что сегодня утром нам мягкого света застать не удастся. Неожиданно, сквозь плотную облачность начали пробиваться солнечные лучи, началась настоящая игра света и теней! От такой шикарной долины при таком шикарном свете у нас с Альбертом просто закружилась голова. Кадры, сделанные в это утро, стали самыми удачными за всю поездку.



Уходить с этого места совсем не хотелось и закончить фотосъемку мы решились только через 2 часа, когда солнечный свет стал уже совсем жестким. Когда мы ехали от Акташа к долине Чулышмана днем ранее, то облака и туман скрывали от нас красивые панорамы Улаганского перевала. Сейчас, на обратном пути, все уже было по-другому, и полюбоваться этими местами нам удалось. Поднявшись на Улаганский перевал, где ночью шел сильный снег, мы снова, как и на Мультинских озерах, оказались среди сказочных зимних пейзажей. Дорога обледенела, ехать нужно было очень осторожно, некоторые грузовики буксовали на подъеме. Мы остановились у популярного озера Киделю.

Западный Саяно-Алтай на карте Азии

«Сибирские Альпы», «Российский Тибет» - такими громкими эпитетами характеризуют горную систему Саяно-Алтая. Эти горы - часть системы из самых высоких в Сибири хребтов, расположенных там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана. В нашем материале мы поговорим преимущественно о территории Российского Алтая, как о наиболее привлекательном для любителей активного отдыха регионе в большой цепи гор Центральной Азии.

Алтай – чистое золото для любителей активного отдыха. Ежегодно его посещает около миллиона туристов. Туризм является важной отраслью экономики Республики Алтай. Туристический бум породил стремительное развитие инфраструктуры. Появилось множество кемпингов (турбаз), местных фирм, организующих логистику для путешественников, многие местные жители переквалифицировались из пастухов и охотников в гиды.

Организовать путешествие по Алтаю в последнее время стало весьма просто. Но если вы хотите полностью оторваться от цивилизации и общества, то в «золотых горах» полно по-настоящему диких мест.

На Алтае установился весьма комфортный баланс между дикостью и цивилизацией. С одной стороны - Чуйский тракт, мобильная связь и интернет, кемпинги и простенькие гостиницы, фирмы, организующие логистику и местные гиды. С другой - стоит отъехать или отойти от шоссе и населенных пунктов всего несколько километров, и вот вы уже в полностью диких условиях, вокруг только горы, реки и тайга, и вы должны полагаться уже только на себя.

Алтайский и Катунский заповедники, а также плоскогорье Укок в совокупности образуют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, именуемый «Алтай - Золотые горы».

Итак, в нашем материале:

Как попасть на Алтай?

Это очень просто. Можно либо прилететь в один из аэропортов, расположенных поблизости: Новосибирск, Барнаул, и, с недавних пор, Горно-Алтайск, либо приехать на поезде, что занимает больше времени, однако гораздо дешевле. По железной дороге вы можете добраться также в Новосибирск, Барнаул и Бийск. После этого надо ехать в горы. Отличная дорога – Чуйский тракт – позволяет легко и быстро добраться до самых захватывающих аттракционов региона. Чуйский тракт - главная транспортная артерия, соединяющая Новосибирск с Горно-Алтайском и уходящая в Монголию. Путешествие по этой дороге доставит особое удовольствие любителям автотуризма. Это шоссе, без сомнения, шедевр инженерной мысли. О строительстве этой дороги написаны книги, есть даже музей. Вокруг неё даже сложился местный фольклор, например, народная песня об отчаянном шофёре Кольке Снегирёве. Он, отчасти, послужил прототипом для персонажа Леонида Куравлева - шофера Пашки Колокольникова в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Чуйский тракт и Алтай занимают особое место в кинолентах Шукшина - «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки». В настоящее время шоссе поддерживается в очень хорошем состоянии.



Логистика Козлачков

В остальном дорожная сеть республики относительно неразвита. Дороги представлены грунтовками разного качества, от хорошего, до отвратительного. Не стоит забывать о горном рельефе, который создает дополнительные трудности при строительстве дорог и использовании автотранспорта.

Когда ехать на Алтай?

Если вы не фанат лыжного туризма и ледолазания, то летом. Зимы на Алтае бывают крайне холодными, некоторые территории даже приравнены к Крайнему Северу. Зато лето на большей части территории Российского Горного Алтая - жаркое и сухое. Алтай - один из самых солнечных регионов в России. Даже в Сочи за год бывает меньше ясных дней, чем здесь. В некоторых селах умудряются выращивать даже желтые сливы и яблоки различных сортов, что для Сибири очень большая редкость. Идеальное время для поездки в «Золотые горы» - конец июня-август. Теплые и сухие дни не редкость и для первой половины сентября, но по ночам в это время уже начинаются заморозки.

Зачем люди едут на Алтай?

За разным! Во-первых, Алтай невероятно красив! Таких видов, как там, вы не найдете ни в Гималаях, ни в Патагонии, ни в Норвегии, ни в Британской Колумбии. Лучше один раз увидеть. Во-вторых, горы Алтая – безусловно, «место силы». Вы обязательно ощутите дух Алтая на себе. Именно поэтому художник Николай Рерих искал и, по слухам, нашел свою Шамбалу именно здесь. В-третьих, это очень разнообразный регион, который включает в себя несколько эколого-географических зон. Реликтовые сосновые боры, темнохвойная тайга, субальпийские луга, степи, горные озера, ледники и речные каньоны - все это есть на Алтае.

А теперь перейдем к частностям. «Золотые горы» предоставляют удивительные возможности для многих видов активного отдыха.

Сплавы

На сегодняшний день Алтай - лучший в стране регион для спортивного сплава. На то есть несколько причин:

    Большое количество интересных рек на любой вкус, от неторопливого сплава на пару часов до многодневной экспедиции, от слегка текущей спокойной реки до невероятных по сложности порогов, которые еще ждут своих первопроходцев. Безусловно, особый интерес вызывают многодневные путешествия по сложным рекам в полном отрыве от цивилизации. Названия алтайских рек - Башкаус, Чулышман, Аргут - знает, пожалуй, каждый водник России, Развитая дорожная сеть (относительно, например, таких регионов, как Прибайкалье) обеспечивает достаточную доступность рек, а также позволяет организовывать комплексные путешествия, включающие прохождение нескольких рек за одно путешествие Достаточно спокойная обстановка, по сравнению, например, с Северным Кавказом. Реки Алтая хорошо освоены российским сообществом каякеров, рафтеров и водных туристов. Накоплен значительный массив доступной информации о бурной воде региона Алтай - эпицентр российского коммерческого рафтинга. А это значит, что даже неподготовленный человек без какого-либо опыта в сплаве может приобщиться к легендарным алтайским рекам.



Рафтинг в нижнем течении реки Катунь

Треккинг

Во всем мире под словом «треккинг» понимаются пешие прогулки по горной местности от гестхауса до гестхауса. Но, поскольку гестхаусов в России нет, то у нас вместо треккинга есть пеший и горный туризм: длинные самостоятельные прогулки с рюкзаками за плечами, ночевки на природе в палатке, относительная изоляция от благ цивилизации. Для такого времяпрепровождения на Алтае отличные условия! Сотни популярных и не очень маршрутов на любой вкус и уровень сложности. Перечислим самые популярные из них: треккинг к базовому лагерю Белухи, на Шавлинские озера, на Мультинские озера, в долину реки Актру, на Кучерлинские озера, по плато Укок и многие другие.

Конные туры

Многие туристические компании Алтая устраивают конные туры. Тут все то же самое, что и в треккинге, только идти придется не своими ножками, а ехать на лошадке. Коневодство - традиционное занятие коренных жителей Алтая, и такие туры - отличный способ увидеть, как алтайцы жили столетия назад.

Альпинизм и ледолазание

Алтай - самые высокие горы в Сибири. Белуха имеет высоту 4506 метров. Она, как правило, и является целью альпинистов, приезжающих в этот регион. Ледник Актру (4075 м) - еще один популярный район для альпинизма и треккинга. Здесь ежегодно проводятся альп-сборы и зимняя школа альпинизма.

Зимой окрестности райцентра Акташ превращаются в рай для ледолазов. На выбор есть несколько высоких замерзших водопадов. Водопады в долине реки Чулышман только начали осваиваться местным ледолазным сообществом и еще ждут своих героев. Потенциал долины для ледолазания просто огромен.


Новосибирские ледолазы на одном из замерших водопадов в долине реки Чулышман (2013)
Фото: Александр Парфенов

Джиппинг и автотуризм

Фанаты бездорожья любят Алтай, потому что по сути в республике есть только одна хорошая дорога - Чуйский тракт. А все остальное - это прекрасный полигон для испытания своей техники и навыков вождения не по дороге, а по направлению. На выбор множество приключений: дорога на плато Укок, Курайская степь, самый высокий в России автомобильный перевал Карагем (2800 м). Помните, что чем проходимее ваш джип, тем дальше потом бежать за трактором.

Как уже упоминалось главной ценностью для автотуристов является сам Чуйский тракт. Сегодня эта дорога называется довольно прозаически - трасса М-52 «Новосибирск-Бийск-Ташанта». Однако исторически он начинается от г. Бийск - Мунгальский или Чуйский военный тракт окончательно сформировался в 1920-30-е гг. Богатая история региона позволит автомобилистам не только наслаждаться горными и степными пейзажами, но и посетить множество достопримечательностей, которые находятся буквально в шаговой доступности от дороги - родину В. М. Шукшина с. Сростки и места съемок его фильмов, археологические памятники, место слияния рек Чуи и Катуни, памятник шоферам тракта и многие другие.


Памятник водителям Чуйского тракта, работавшим в годы войны

Рыбалка

Если в малонаселенной местности есть чистые горные реки и озера, то там есть рыба. А на Алтае этого добра хватает. Захватите с собой удочку, и, возможно, вам удастся поймать настоящего здоровенного тайменя! Помимо него на Алтае ловится хариус, ускуч, сиг, налим, телецкий елец, щука, окунь, лещ, плотва. Ни чешуи, ни хвоста!

Фототуры

Алтай - райское место для фотографов и видеооператоров. Совершенно не важно, чем вы собрались заниматься - сплавляться по рекам, лезть в гору или ходить пешком - обязательно возьмите с собой фотоаппарат. Результат не оставит вас равнодушным. Алтай прекрасен, и, чтобы сделать изумительный кадр, порой достаточно просто навести объектив в правильную сторону и нажать на кнопку спуска.

История и этнография

Древние петроглифы, курганы, наскальные писаницы, каменные бабы и городища привлекают на Алтай как профессиональных археологов, так и просто любителей древности. Многие памятники археологии расположены очень близко от тракта - Тавдинский грот, петроглифы урочища Калбак-Таш, оленные камни в Курайской степи. Особенно богаты древностями долины рек Катунь, Чуя, Аргут, а также зона покоя плоскогорья Укок. Именно там была найдена прекрасно сохранившаяся в локальной мерзлоте мумия «алтайской принцессы» сотрудниками Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Первые находки таких мумий известны по раскопкам С. И. Руденко в послевоенные годы в урочище Пазырык. Сделанные им открытия можно отнести к списку археологических сенсаций XX века и ставить в один ряд с обнаружением гробницы Тутанхамона египтологом Говардом Картером. Находки С. И. Руденко сейчас экспонируются в Эрмитаже.



Раскопки Центрально-Алтайского археологического отряда (2006). Фото: Бородовский А. П.

Это далеко не полный список видов активного отдыха, процветающих на Алтае. В Курайской степи летают парапланеристы, в Белокурихе и Манжероке есть горнолыжные курорты, Телецкое озеро привлекает дайверов и виндсерферов, а урочище Че-Чкыш - это популярный скалолазный район. Регион дает возможность составлять шикарные маршруты для велосипедного туризма. В общем, на Алтае вы найдете возможности для любого приключенческого спорта.

Что нужно знать путешественнику, собравшемуся на Алтай? Пара важных заметок и лайфхаков

В России существует такое понятие, как Пограничная зона. Это полоса земли шириной 5 км, которая располагается вдоль государственной границы. Чтобы попасть в эту зону, нужно получить специальное разрешение. Алтай - приграничный регион, вы должны учитывать это при планировании своего маршрута.

Если вы все же решили попасть в погранзону, то за 30 дней для граждан РФ, и за 60 дней для граждан других государств (в том числе безвизовых), необходимо по почте, факсом либо по e-mail отправить в Пограничное управление ФСБ заявление и проложить к нему копии документов. Их список можно найти на сайте ФСБ.

Также специальные пропуска необходимы для посещения Катунского и Алтайского заповедников. На территории Катунского заповедника расположены самые интересные треккинговые маршруты Алтая.

Получить пропуск можно в селе Усть-Кокса, ул. Заповедная, 1.
Телефон, факс: 8 (388-84-8) 2-29-46
E-mail: [email protected] .


На Алтае водятся клещи, которые наиболее активны в мае - начале июня. Клещи могут переносить энцефалит и болезнь Лайма. От первого можно привиться, что мы настоятельно всем рекомендуем. Болезнь Лайма прекрасно лечится современными антибиотиками. Если вы не привиты, и вас укусил клещ, его следует извлечь и сохранить, затем в течение трех дней обязательно обратиться за медицинской помощью в больницу. Там вам проколют курс иммуноглобулина. Процедура неприятная, но гораздо более приемлемая, чем риск заразиться клещевым энцефалитом.

Одна из опасностей, подстерегающая туристов на Алтае - зомби. Серьезно, там встречаются самые настоящие зомби. Это местные жители, еще не успевшие прийти в себя после затяжного алкомарафона. Выглядят они прямо как в фильмах: неровная шаркающая походка, синие опухшие лица, запах разложения. Вы наверняка встретите этих ребят в отдаленных деревнях. Зомби не хотят съесть ваш мозг, а их укус не превратит вас в еще одного зомби. Они будут навязчиво клянчить или даже вымогать деньги или новую порцию алкоголя. Не стоит отстреливать зомби голову, порой достаточно просто их игнорировать.

Существует простое правило: никогда не пейте алкоголь с алтайцами. В крови местных жителей отсутствует фермент, необходимый для расщепления спирта, поэтому даже незначительная доза может превратить алтайца в агрессивного зомби.

Подводя итог скажем, что Алтайские горы - это одно из тех мест, которое обязан посетить каждый. Не важно, являетесь ли вы фанатом активного отдыха и outdoor, или просто любите насладиться красотами природы, Алтай вам понравится в любом случае. Лучше один раз увидеть!

Список необходимого снаряжения для путешествия на Алтай

Ниже приведен усредненный список снаряжения для путешествия на Алтай. Усредненный – потому что для каякинга, пешего туризма и альпинизма нужно разное снаряжение. В этом списке вы найдете то, что обязательно пригодится всем любителям активного отдыха.

Желательно взять два комплекта:

    Тонкое термобелье из ткани типа Polartec Power Dry или её аналога для летнего треккинга в холодных районах региона - к базовому лагерю Белухи, по плоскогорью Укок. На случай жаркой погоды пригодится футболка Плотное термобелье из материала типа Polartec Power Stretch – пригодится для для восхождений и в качестве комплекта для сна - ночи в горных районах довольно холодные, особенно в августе-сентябре

Выступает в качестве базового утепляющего слоя. Один из наиболее универсальных предметов гардероба - может пригодиться как на маршруте в холодную погоду, так и в качестве основной одежды на стоянке. Если вы стремитесь снизить объем и вес экипировки, то заменить флис может тонкий пуховый свитер или его аналог на синтетическом утеплителе. Даже если едете в жаркий сезон комплект утепления лишним не будет - погода в большинстве районов Алтая меняется стремительно.